Система образов в поэме Н.Гоголя "Мёртвые души". Система образов в поэме «Мертвые души» Н




Поэма (от греч. Poiema – создаю, творю) (от греч. Poiema – создаю, творю) Поэтический жанр большого объема, сочетающий в себе лирику и эпос. Поэтический жанр большого объема, сочетающий в себе лирику и эпос. Главное в лирике – чувства лирического героя. Главное в лирике – чувства лирического героя. Главное в эпосе – события, образ повествователя. Главное в эпосе – события, образ повествователя.


История создания. Начало работы – в 1832 году по подаренному А.С.Пушкиным сюжету. Начало работы – в 1832 году по подаренному А.С.Пушкиным сюжету. 6 лет – работа над 1 томом. Огромный успех. 6 лет – работа над 1 томом. Огромный успех г. - Н.В.Гоголь сжёг 2 том «Мертвых душ» г. - Н.В.Гоголь сжёг 2 том «Мертвых душ».




Композиция поэмы «Мертвые души» 1 глава «Вступление» в поэму: приезд Чичикова в город главы Изображение жизни русских помещиков. 7 – 10 главы Изображение губернского города, чиновников. 11 глава Повествование о судьбе Чичикова.





Художественная деталь как средство создания образов помещиков. Деталь – значимая подробность, позволяющая передать смысловое содержание произведения. Деталь – значимая подробность, позволяющая передать смысловое содержание произведения. ДЕТАЛИ ПОРТРЕТАИНТЕРЬЕРАПЕЙЗАЖА



Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков.

Урок № 1.

Тема урока: «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка Коробочка».

Цели урока:

Образовательные:

  1. раскрыть характеристику образов помещиков;
  2. научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом;
  3. выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа.

Развивающие:

  1. развитие монологической речи и анализа текста

Воспитательные:

  1. воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя

Средства обучения:

Ход урока:

I. Слово учителя .

Закончив экскурсию по городу N вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашением от помещиков, мы отправляемся в путь.

Непригляден, беден открывшийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрите, что написано в его визитной карточке.

Помещик Манилов –

бесплодный мечтатель и фантазер – приглашает вас на «сладенькую беседу» в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка .

II. «Приятная встреча» -

Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:

  1. Описание усадьбы Маниловка.
  2. Авторская характеристика Маниловки.
  3. Манилов и его отношение к другим помещикам

(Ученик рассказывает о Манилове по конспекту, составленному дома по второй главе, зачитывает описание усадьбы, кабинета).

III. Лексическая находка .

Дается лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство; «сладенькая болтовня». Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределенный .

IV. Итоги по образу Манилова.

  1. Что же главное в Манилове?

Его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Гоголь говорит: «Есть род людей известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

  1. Что такое «маниловщина»?

(Это слово стало в нашем быту характеристикой сладеньких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами).

V. Литературная разминка .

Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая различных помещиков, он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к «мертвым душам».

(Разминку проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке).

Читается визитная карточка Коробочки.

Помещица

Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, «дубиноголовая», суеверная и ограниченная – всегда ждет вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

VI. Трудный диалог .

Трудный диалог Коробочки и Чичикова читается учащимися по ролям или прослушивается из аудио книги. (Также можно просмотреть фрагмент из фильма).

VII. Экскурсия в картинную галерею. (Проводят учащиеся).

Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы «Мертвые души». Они выполнены известными мастерами кисти П.М. Боклевским и Кукрыниксами.

Петр Михайлович Боклевский (1816 – 1897) – русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.

Боклевский известный иллюстратор «Мертвых душ» Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.

Перед нами портреты Манилова. Слащавая «сахарная улыбка», прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы. Так и просятся слова: «Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова».

Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжелом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением лица, неподвижным взглядом.

А вот еще один портрет Манилова. Таким его увидели Кукрыниксы.

Кукрыниксы – это псевдоним трех замечательных художников: Куприянова, Крылова и Соколова. Они учились вместе в Московском художественном училище. Всемирную известность получили, создав новый тип политической острой карикатуры. При иллюстрировании произведений Гоголя основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем.

Манилов в изображении Кукрыниксов – «божий одуванчик», расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся. Как вы думаете, какой эпизод проиллюстрировали художники? По-моему, сюда как раз подходит фраза: «Лизанька, - сказал Манилов с жалостливым видом, - Павел Иванович оставляет нас!»

VII. Обобщение.

Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, «рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грез, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелкой скопидомкой. Жизнь одного никчемна. Хозяйством он не занимался. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключница – воры, слуги – «нечистоплотны и пьяницы, вся дворня спит немилосердным образом и повесничает остальное время».

Другая – пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка – домовитая хозяйка. Она – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

IX. Индивидуальные задания на следующий урок .

Подготовить характеристики образов Ноздрева и Собакевича.

X. Аукцион в Маниловке.

Предлагается 5 вопросов (лотов). Стоимость каждого – 2 балла. Кто из покупателей наберет больше баллов, тот получит утешительный приз.

  1. Что было написано на беседке у пруда? («Храм уединенного размышления»).
  2. Как звали жену Манилова? (Лизанька).
  3. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (Более 8 лет).
  4. Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс, Алкид).
  5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (Саблю и барабан).

Урок № 2.

Тема урока: «Рыцарь кутежа» Ноздрев и «чертов кулак» Собакевич.

Цели урока:

Образовательные:

  1. продолжить работу над характеристикой образов поэмы;
  2. выявить отношение учащихся к героям поэмы;
  3. раскрыть основные функции детали в создании художественного образа;
  4. обучение аналитическому пересказу

Развивающие:

  1. развитие навыков характеристики образа;
  1. развитие ассоциативного мышления и творческого воображения

Воспитательные:

  1. воспитание интереса к русской классической литературе

Средства обучения:

Ход урока:

I.Слово учителя.

На прошлом уроке мы начали рассматривать галерею образов, которую раскрыл перед нами Н.В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души». Сегодня продолжим работу над характеристикой помещиков – «расточителей» и «накопителей».

Нашу литературную разминку начнем с типа «живого мертвеца» Ноздрева. Вот его визитная карточка.

Помещик Ноздрев –

Кутила, картежник, болтун – с большим удовольствием проиграет вам все свое состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счет в любом трактире.

II. Литературная разминка.

План рассказа

1.Портрет Ноздрева.

2.Его поведение с Чичиковым.

3.Отношение Ноздрева к другим персонажам поэмы.

(Собакевича он назвал «жидомор», Чичикова в глаза называл мошенником и говорил, что повесил бы его на первом дереве).

Ученик.

Ноздрев – полная противоположность Манилову и Коробочке. Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него «неугомонная юркость, бойкость характера». Он – буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа».

С этим героем мы встречаемся в 4-й главе поэмы, в которой Чичиков, выехав от сердобольной Коробочки, направился к Собакевичу. Заехав в трактир пообедать, Чичиков встречает там Ноздрева, который бросается к нему, как к старому знакомому. (Зачитывается описание Ноздрева со слов: «Это был мужчина высокого роста…» и до слов: «… так и прыскало лица его».)

Ноздрев ехал с ярмарки, куда крестьяне из его имения возили продавать плоды подневольного труда и продали по самым выгодным ценам, а хозяин все прокутил и проиграл в несколько дней.

Как Хлестаков, Ноздрев стремиться показаться стремительнее и богаче. Свое хозяйство он совсем запустил. В отличном состоянии у него только псарня.

Ноздрев нечестно играет в карты, всегда готов «ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, «менять все что ни есть на все, что хотите». Однако все это не обогащает его, а, наоборот, разоряет.

Учитывая, что Ноздрев своим поведением, как прожигатель жизни, должен быть исключен в поэме из круга помещиков, передаю дело в суд.

III. Суд над Ноздревым

Судья: Приняв к сведению заявление, объявляю судебное разбирательство открытым. Слово прокурору (обвинителю).

Прокурор: Почему мы считаем Ноздрева «мертвой душой»? Да потому, что за ним числится ряд смертных грехов, а именно:

  1. Подсудимый своей беспутной жизнью довел до смерти жену, оставив сиротами детей, которых подкинул на воспитание смазливой няньке.
  2. В образе Ноздрева Гоголь наглядно показывает все противоречия между интересами крестьян и помещиков. Все вырученное от выгодной продажи товара, он проигрывает в карты и пропивает.
  3. Ноздрев оскорбительно ведет себя с Чичиковым, грозя повесить на первом дереве. Это прямая угроза жизни главного героя.
  4. Он неуважительно отзывается о помещиках-соседях и чиновниках города.
  5. Он постоянно дерется в общественных местах. Недаром Гоголь зовет его «историческим человеком», «разбитным малым».

Считаю, что Ноздрев заслуживает высшей меры наказания – изгнание его из русской литературы.

Судья: Слово защите

Адвокат: (защитник):

Господин судья, господа присяжные заседатели. Мы выслушали прокурора, но я прошу глубже разбираться в причинах, побудивших моего подзащитного к подобным поступкам.

Ноздрев стал Ноздревым из-за губительного воздействия крепостного права в России. Жизнь за счет крепостных, их труда, бездействие, вседозволенность родовитых помещиков, достаток и много свободного времени, которое некуда деть, кроме посещения балов, пирушек, званых обедов, - все это и привело Ноздрева на скамью подсудимых. Прошу быть к нему снисходительными.

Судья : Что скажут присяжные?

Присяжные: Мы достаточно хорошо разобрались в той ситуации, которая раскрылась перед нами. От имени присяжных заседателей хочу обратить ваше внимание наиподсудимого.

(Обращаясь к портрету Ноздрева)

Перед нами красавец, изображенный художником Боклевским. Человек приятной наружности, высокий с пышной шевелюрой и длинными, в завитушках, усами. Жизнерадостный, полный энергии, пышущий здоровьем, обожающий животных.

Разве можно такого «героя» выбросить из литературы? По его виду можно предположить, что этот герой выдержит критику еще не одного поколения учащихся.

Мы оставить Ноздрева в литературе для дальнейшего изучения.

Судья: Приговор вынесен. На этом судебное заседание считаю закрытым.

IV. Слово учителя .

А мы продолжим работу над образом следующего героя поэмы. Новую ситуацию предлагает нам одна ученица. Она получила визитку от Собакевича.

Помещик

Собакевич Михайло Семенович –

ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах, - будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своем доме.

Ученица: Новая ступень морального падения человека – «чертов кулак» Собакевич.

«Казалось, - пишет Гоголь, - в этом теле совсем не было души, лил она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного Кощея, где-то за горами…». У Собакевича тяготение к старым крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению. Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы. В отличие от других помещиков, Собакевич, помимо барщины, применяет и денежную оброчную систему. Так, например, один Еремей Сорокоплехин, торговавший в Москве, приносил Собакевичу пятьсот рублей.

V. Экскурсия в галерею .

(Проводит ее ученик ли ученица)

Перед вами портрет типичного представителя помещичьей России. Недаром он нарисован русским художником Алексеем Алексеевичем Агиным, одним из родоначальников русской реалистической иллюстрации.

Какую характерную деталь образа Собакевича подчеркивает художник?

Вспомним текст: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя…».

А вот портрет уже знакомого вам художника П.М. Боклевского. Подумайте сами над тем, какие черты Собакевича подчеркивает он в своем портрете?

VI. Лексическая характеристика героя .

Давайте запишем лексическую характеристику Собакевича:

«Патриот русского желудка», ненавистник культуры и просвещения. Грубая сила и напористость, беспредельная наглость. Настоящий помещик – торгаш и скопидом.

V. Итог.

Рассуждая о характере Собакевича, Гоголь подчеркивает широкое обобщающее значение этого образа. «Собакевичи, - говорит он, - бывали не только в помещичьей среде, но и в чиновничьей среде и среде ученой». И везде они проявляли свои качества «человека-кулака», корыстолюбие, узость интересов, косность.

VII. Домашнее задание.

Придумайте и нарисуйте каждому помещику гербы.

Индивидуальные задания.

Ответьте на вопросы викторины

  1. Назовите греческих полководцев, портреты которых висели в гостиной Собакевича?

(Маврокордато, Миули, Канари и греческая героиня Бобелина)

  1. Как звали жену Собакевича?

(Федулия Ивановна)

  1. Имя слуги Чичикова? (Петрушка)
  2. А кучера? (Селифан)
  3. Любимое занятие губернатора? (Вышивание по тюлю).

Урок № 3

Тема урока: Плюшкин – «прореха на человечестве».

Цели урока:

Образовательные:

  1. раскрыть образ помещика, морально падшего в своей скупости;
  2. подвести итог в работе над образами помещиков

Развивающие:

  1. продолжить работу по отработке правильной монологической речи учащихся

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Средства обучения:

Ход урока:

I. Слово учителя.

Сегодня мы продолжаем работу над образами помещиков в поэме «Мертвые души».

Начнем Собакевича, о котором начали говорить на прошлом уроке.

II. Литературная разминка .

У доски ученик с сообщением о Собакевиче по плану:

  1. Портретная характеристика Собакевича.
  2. Чичиков и Собакевич.
  3. Описание дома, гостиной.

Муниципальное образовательное учреждение средняя школа № 22

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ РЕФЕРАТ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

СИСТЕМА ОБРАЗОВ В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ

«МЁРТВЫЕ ДУШИ»

Работу выполнила
ученицы 9 класса Б

Хххххххх Хххх

Руководитель:

учитель русского языка

и литературы

Ххххххххх Хххххххх

Хххххххххх

Ххххххххх

I. Введение. Стр.

1. Причина выбора темы ……………………………………………... 3

2. Актуальность темы …………..……………………………………... 3

3. Цели и задачи исследуемой работы………………………………... 4

4. Источники, которыми я пользовалась……………………………... 5

II. Основная часть.

1. Мои взгляды и мнение на тему…………………….......................... 6

2. Образ Манилова…………………………………………………….. 9

а) Характеристика Манилова ………………………...................... 10

б) Устройство его поместья ……………………………………… 10

г) Высказывания критиков о Манилове………………………... 11

3. Образ Коробочки…………………………………………………... 12

а) Устройство её поместья………………………………………. 12

б) Характеристика Коробочки…………………………………... 12

в) Мнение критиков о Коробочке …………………..................... 13

4. Образ Ноздрёва……………………………………………………... 14

а) Характеристика Ноздрёва…………………………………….. 14

б) Высказывания критиков о Ноздрёве……………………….... 15

5. Образ Собакевича………………………………………………….. 16

а) Характеристика Собакевича…………………………………. 16

б) Устройство его поместья…………………………………….. 17

в) Высказывания критиков о Собакевиче……………………... 18

6. Образ Плюшкина……………………………………………………. 19

а) Характеристика Плюшкина…………………………………... 19

б) Устройство его поместья……………………………………... 20

в) Высказывания критиков о Плюшкине………………………… 21

III. Заключение.

1. Выводы, которые я сделала в процессе работы

2. Что мне дала эта работа.

Введение.

Тема моего реферата «Система образов» в поэме Н.В.Гоголя. Эту тему я выбрала потому, что она привлекла моё внимание своим весьма загадочным названием, яркими и правдивыми описаниями помещиков XIX века. А также, потому, что Н.В.Гоголь является одним из моих любимых писателей – талантливейший, гениальный, несравненный. Я решила раскрыть эту тему, для того чтобы лучше понять и растолковать то, что хотел нам показать Николай Васильевич. По моему мнению, он подробно рисует картину экономического распада имений помещиков и их недееспособность. В этой поэме я вижу моральное падение представителей помещичьего мира. Именно этим меня и привлекает данная тема, поднятая на обсуждение общества в XIX столетии. Также эту тему я выбрала потому, что мне интересно размышлять и расследовать это гениальное произведение, так как я сравниваю собственное мнение с мнением автора и мнением некоторых критиков. В некоторых случаях мнения расходятся, видимо, это связано с тем, что я не до конца постигла и познала всю серьезность и проблематичность исследуемой мной работы. И ещё привлекло моё внимание то, что автор видел проблему того мещанско-помещичьего общества и, не стесняясь, делился своим мнением со всеми, в том числе и с нами. Он показал нам истинное лицо окружающих нас людей. Может даже наших знакомых, близких, друзей, а зачастую и нас самих.

Что касается актуальности, то данная тема остаётся важной и по сей день. Мы всё это видим наяву, мы это чувствуем. Пьянство, казнокрадство, невежество, наигранное благожелание на довольных лицах, сытый чиновник, полуголодный крестьянин, опустевшая деревня… Всё такое же, как там. И чего греха таить, добрая половина общества согласна с этим состоянием стороны российской и её хроническим диагнозом. Я считаю эту историю - историей болезни, написанную мастерской рукой. Также это является криком ужаса и стыда, который испускает человек, унизившийся от пошлой жизни, когда он вдруг замечает в зеркале своё оскотинившееся лицо.

Я думаю, эта тема будет актуальна во все времена, пока живёт и существует человечество. На протяжении многих веков в людях будут жить и Коробочка, и Манилов, и многие другие герои этой поэмы. До тех пор пока такие люди будут жить, и существовать, эта проблема не будет закрыта и будет преследовать нас.

Актуальность этой темы заключается и в том, чтобы наша молодёжь, мои товарищи отнеслись внимательно к этой проблеме, чтобы они, прочитав эту поэму, не стали очередными героями «Мёртвых душ».

Я думаю, когда мы полностью поймём и осознаем, о чём нам написал великий писатель, проблема полностью исчерпает себя.

Цели и задачи, которые я ставлю перед собой:

- это более глубокое познание данного произведения искусства;

- подробно познать всю проблематику того времени;

- более широкое рассмотрение и ознакомление с творчеством Н.В.Гоголя;

- определить, какой смысл, вкладывает в развитие отдельных сцен, плавных переходов от образа к образу и какую общую картину выводит автор;

- узнать его язык и стиль, наклонности в прозе;

- достаточно ли присутствует сатира, как неотъемлемая часть поэмы и как Гоголь её применяет.

Используемая литература .

1. В.Г.Белинский

Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе.

Москва. «Просвещение» 1983 г.

(стр. 222-224; 226-229)

2. Н.В.Гоголь

«Мёртвые души» поэма.

Москва. «Советская Россия» 1980 г.

(стр. 87)

3. С.Машинский

«Мёртвые души» Н.В.Гоголя.

Москва. Издательство «Художественная литература» 1966 г.

(стр.5-6; 10-12; 42-45; 51-55)

4. Е.С.Смирнова-Чикина

Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» комментарий.

Ленинград. «Просвещение» Ленинградское отделение 1974 г.

(стр. 76; 82; 93-98; 106-107; 109; 112)

5. Н.Л.Степанов

Н.В.Гоголь. Творческий путь.

Москва. Государственное издательство художественной литературы 1955 г.

(стр. 382; 387; 391; 397-404; 408-410; 418-420)

6. С.М.Флоринский

Русская литература.

Москва. Издательство «Просвещение» 1968 г.

(стр.228-235)

Основная часть.

Россией рождены такие великие классики литературы и поэзии, как Пушкин, Достоевский, Есенин, Лермонтов, Тургенев, Толстой и многие-многие другие. Но хочется подробно остановиться на человеке загадочном и непредсказуемом в слове и в жизни, вечно чего-то ищущем, может быть ответы на вопросы, которые задаются из века в век.

Создатель «Миргорода», «Носа», «Вия», «Ревизора» - любитель карикатур и комедий драмы и вымышленного ужаса. Этот человек конечно Николай Васильевич Гоголь, которому хочется посвятить несколько строк, а именно со своей точки зрения, расшифровать им задуманное и преподнесённое произведение с весьма загадочным и потусторонним названием «Мёртвые души». Почему именно он пишет эту поэму, которая, по моему мнению, не понравилась бы многим классовым слоям населения России в давние поры, а будь она написана в наше время, реакция тех же самых слоёв, только под другим, осовремененным и слишком политизированным названием, была бы похожей – как зеркало, только до ужаса искривлённым.

Достаточно понять, что ты не просто читаешь «Мёртвые души», а там существуешь, живёшь, со стороны вглядываешься во все персонажи, как бы общаешься с ними языком мысли, подвергаешь всё беспощадному анализу, ошибаешься, бьёшься с тупостью и прочими насаждениями и «иголками» предосторожности и «листьями» прикрываемых своих небезгрешных желаний.

Сколько времени нужно было Гоголю, столько лет заниматься своим детищем прозы и ради чего и для чего? Почему у нас есть интерес и стремление к познанию его творчества, его мысли, его жизни, казалось бы, той эпохи, которая давно уже канула в лета, ушла в историю? Почему бы современному, человеку разумному, не найти в себе Чичикова или Ноздрёва, Манилова или Коробочку? Даже, прочитав поэму «Мёртвые души» от корки до корки, не все осмелятся увидеть в себе героев этого произведения. Хотя зачем? Каждый делает свой анализ, что-то берёт для себя, воспитывая в себе даже того же Чичикова, если вспомнить наставления его отца: мол «копейкой любого прошибёшь». Неужто в наше время нет таких? Или нет «Коробочек» или бесследно исчезли «Маниловы» и «Собакевичи»?

Я считаю, что у каждого художника есть произведение, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, своё сердце.

Таким главным делом жизни Гоголя явились «Мёртвые души». Около семнадцати лет было потрачено на работу над «Мёртвыми душами».

Ещё только начав писать это произведение, Гоголь проникся убеждением всей исключительной важности, в том, что оно должно сыграть какую-то особую роль в судьбах России и прославить имя автора. 28 июня 1836 года он писал Жуковскому: «Клянусь, я что-то сделаю, чего не делает обыкновенный человек… Это великий перелом, великая эпоха моей жизни». Четыре с по-

ловиной месяца спустя – тому же корреспонденту: «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём! Это будет первая моя порядочная вещь, вещь, которая вынесет моё имя». Гоголь так увлечён новым сочинением, что в сравнении с ним всё написанное прежде кажется ему пустяковыми «мараньями», которые «страшно вспомнить».

Гоголь был убеждён, что в условиях современной ему России идеал и красоту можно выразить только через отрицание безобразной действительности. И вместе с тем, как мы видим, он возлагал на литературу, на своё творчество непосильную миссию – «устремить общество или даже всё поколение к прекрасному».

Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” - величайшее произведение мировой литературы, именно на этом основывается выбор темы реферата: Исторические мотивы и система образов в поэме «Мертвые души».

Не зря 2009 год объявлен годом Н. В. Гоголя, потому что проблема его произведений остается актуальной спустя два века, ведь коррупция и чиновничество процветает так же, как во времена писателя. Сюжет “Мертвых душ” отражает представления автора о возможных степенях деградации человека. “Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого”,- отмечал писатель. В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе некоторую привлекательность, то Плюшкин, замыкающий галерею помещиков-крепостников, уже открыто назван “прорехой на человечестве”.

Одна из главных трудностей, стоявших перед Гоголем, заключалась в том, чтобы представить мир раздробленных характеров, показать их в атмосфере материально- вещной, бытовой жизни. Эти характеры нельзя связать отношениями, основанными, скажем, на любви, как чаще всего бывало в романах. Нужно было их раскрыть в иных связях, например хозяйственной, которая давала возможность собрать воедино этих столь разных и вместе с тем по духу столь близких друг другу людей. Покупка мертвых душ и открывала такую возможность.

Целью работы является изучение создания произведения и его исторических мотивов, а также представление в реферате всей галереи гоголевских помещиков: от Чичикова до Плюшкина. Задачи:

❖ описание событий, повлиявших на создание данного произведения,

❖ выявление исторических мотивов поэмы «Мертвые души»,

❖ описание всех помещиков от Чичикова до Плюшкина,

❖ Изображение их деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, и взаимоотношений с Чичиковым.

Конечно же, многие писатели XIX века создавали произведения, высмеивая царскую Россию, ее чиновников и помещиков (А. С. Грибоедов «Горе от ума», М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»), но лишь Н. В. Гоголю удалось так тонко и подробно описать события, происходящие с его героями. Поэтому читатель с удовольствием проходит с Чичиковым весь его путь, полный неожиданных поворотов и событий.

1. Исторические мотивы

1. История создания произведения.

Гоголь начал работу над «Мертвыми душами» в середине 1835 года, т. е еще прежде, чем над «Ревизором». 7 октября 1835 года он сообщает Пушкину, что уже написал 3 главы «Мертвых душ». Но новая вещь, по-видимому, не захватила Гоголя. Лишь после «Ревизора», уже за границей, Гоголь по-настоящему взялся за «Мертвые души».

В июне 1836 Гоголь (снова вместе с Данилевским) уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в Россию - в 1839-40 и в 1841-42. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над “Мертвыми душами”, сюжет которых (как и “Ревизора”) был подсказан ему Пушкиным.

Всю дальнейшую жизнь Гоголь работал над вторым томом поэмы, периодически переживая духовные кризисы, когда ему казалось, что Бог не допускает создания литературных произведений, что он должен отречься от всего созданного в литературе, что писательство греховно. Второй том «Мертвых душ» сжигался Гоголем дважды: в июне 1845 года (именно от этой редакции и сохранились те пять глав, по которым мы сможем сейчас судить о замысле Гоголя), а затем в ночь с 11 на 12 февраля, незадолго до кончины, Гоголь сжег беловой вариант окончательной редакции второго тома поэмы.

2. Исторические мотивы.

Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму «Мёртвые души» по аналогии с поэмой Данте «Божественная комедия». Это и определило предполагаемую трёхчастную композицию будущего произведения. «Божественная комедия» состоит из трёх частей: “Ад”, “Чистилище” и “Рай”, которым должны были соответствовать задуманные Гоголем три тома «Мёртвых душ». В первом томе Гоголь стремился показать страшную российскую действительность, воссоздать “ад” современной жизни. Во втором и третьем томах Гоголь хотел изобразить возрождение России. Себя Гоголь видел писателем-проповедником, который, рисуя на страницах своего произведения картину возрождения России, выводит её из кризиса.

Смысл названия поэмы «Мёртвые души», во-первых, в том, что главный герой, Чичиков, покупает мёртвые души у помещиков, чтобы заложить каждую по двести рублей в опекунский совет и таким образом составить себе капитал; во-вторых, Гоголь показывает в поэме людей, чьи сердца очерствели, а души перестали что-либо чувствовать.

Гоголь задумывал «Мёртвые души» как произведение, обличающее социальные пороки общества. Писатель показал жизнь всей России и описывал её так, “чтобы вся мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”. В поэме встаёт картина русской действительности со всеми её изъянами. Однако в «Мёртвых душах» описывается не только страшная, жестокая реальность жизни страны того времени. Ей противопоставлены светлые, чистые, гуманные идеалы автора, его представления о том, какой должна стать Россия, высказанные в лирических отступлениях и отдельных замечаниях, разбросанных по тексту.

Таким образом, в первом томе «Мёртвых душ» Николай Васильевич изображает все недостатки, все отрицательные стороны действительности русской жизни. Гоголь показывает людям, во что превратились их души. Делает он это потому, что горячо любит Россию и надеется на её возрождение. Писатель хотел, чтобы люди, прочитав его поэму, ужаснулись своей жизни и пробудились от мертвящего сна. В этом и состоит задача первого тома. Описывая страшную действительность, Гоголь рисует нам в лирических отступлениях свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России. Во втором и третьем томах своего произведения Гоголь задумывал перенести этот идеал в реальную жизнь. Но, к сожалению, он так и не смог показать переворот в душе русского человека, не смог оживить мёртвые души. В этом заключалась творческая трагедия Гоголя, которая переросла в трагедию всей его жизни.

2. Система образов в поэме «Мертвые души».

1. Образы помещиков.

«Каждый из нас, какой бы он ни был хороший человек, если вникнет в себя с тем беспристрастием, с каким вникает в других,- то непременно найдет в себе, в большей или меньшей степени, многие из элементов многих героев Гоголя».

В. Г. Белинский

Одной из основных тем в творчестве Гоголя является тема о русском помещичьем классе, о русском дворянстве как господствующем сословии, о его судьбе и роли в общественной жизни. Характерно, что основным способом изображения помещиков у Гоголя является сатира. В образах помещиков отражается процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляются все его пороки и недостатки. Сатира Гоголя окрашена иронией и “бьет прямо в лоб”. Ирония помогла писателю говорить прямо о том, о чем говорить в цензурных условиях было невозможно. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст. Ирония - характерный элемент гоголевской сатиры. Она присутствует не только в авторской речи, но и в речи персонажей. Ирония - одна из существенных примет поэтики Гоголя, придает повествованию больший реализм, став художественным средством критического анализа действительности.

Главы о помещиках, которым уделено больше половины первого тома, автор расположил в строго продуманном порядке: расточительного мечтателя Манилова сменяет бережливая Коробочка; ей противопоставлен разорившийся помещик, пройдоха Ноздрёв; затем опять поворот к хозяйственному помещику-кулаку Собакевичу; галерею крепостников замыкает скряга Плюшкин, воплощающий крайнюю степень падения помещичьего класса.

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, писатель прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновниках и мертвых душах). При необходимости дается и биография персонажа.

2. Павел Иванович Чичиков.

Самый подвижный персонаж поэмы Гоголя «Мертвые души» - Павел Иванович Чичиков. Причем подвижность эта - не только внешнее качество (он все время в дороге, его дом - его бричка, он любит быструю езду; произведение начинается с его въезда в город и оканчивается его отъездом – как будто мы успели застать только часть пути Чичикова, ускользнувшего от нас, но продолжающего свое движение). Чичиков подвижен и внутренне – в его неугомонной голове все время зреют какие-то идее, комбинации, планы, в чем-то он мечтатель не хуже Манилова, с той только разницей, что планы Чичикова реальны и вполне осуществляются с той или иной долей успешности. Другое дело, что направление этих планов и творческих идей всегда одно: как бы удачнее обогатиться быстрым способом, не затрачивая особого труда и находя прорехи в существующих правилах жизни общества.

Гоголь называет своего героя господином средней руки. И дает такую характеристику его внешности: не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. В этой характеристике, состоящей сплошь из отрицаний, нет ни одной яркой черты, за которую можно было бы ухватиться – такое впечатление, что господин Чичиков выскальзывает из наших рук и стремится во что бы то ни стало быть как можно более незаметным. (Правда, Гоголь отмечает: «В приемах своих господин имел что-то солидное и высмаркивался чрезвычайно громко. Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба. Это, по-видимому, совершенно невинное достоинство приобрело, однако ж, ему много уважения со стороны трактирного слуги») .

Чичиков любит пользоваться хорошим мылом и духами, вообще чистоплотен и имеет слабость к рубашкам тонкого полотна. Он этакий приличный господин с наружностью как у всех, в сюртуке «брусничного цвета с искрой», с гладко выбритым подбородком, которым он чрезвычайно гордится, поскольку уж очень он у него полный и круглый. Приличный господин, пахнущий мылом, и весь такой же скользкий, как мыло, и такой же проникающий во все закоулки с помощью своей «намыленности», и такой же круглый и приличный, как мыльный пузырь. Такой же подающий радужные надежды и такой же ненадежный, лопающийся в самый неожиданный момент.

Есть у Чичикова замечательное свойство: для достижения своих целей он готов всегда прогнуться и принять необходимую позу, сказать нужное слово, сойтись с нужными людьми и найти с ними общий язык: «Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, - он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах. Но замечательно, что он все это умел облекать какой-то степенностью, умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек».

«Кто же такой господин Чичиков?» - этим вопросом задаются жители города NN после того, как Чичиков, уже побывав в их представлении «приятнейшим человеком», «миллионщиком», «херсонским помещиком», становится (с подачи Ноздрева) каким-то инфернальным существом, с которым как-то странно связываются «мертвые души». Версии жителей города NN одна фантастичнее другой: то Чичиков оказывается «делателем фальшивых бумаг», то чиновником особых поручений, инкогнито инспектирующим губернию (отсвет «Ревизора»), то в нем узнают черты Наполеона, то он оказывается безногим и безруким разбойником – капитаном Копейкиным, то превращается в романтического героя-любовника, собирающегося украсть губернскую дочь. Как с этим со всем связаны мертвые души, никто не может понять, а прокурор, перенапрягшись от несвойственного для него интеллектуального усилия, вообще умирает.

И, несмотря на то, что все аферы и комбинации Чичикова заканчиваются провалом, он всегда находит новый способ обогатиться, обманывая государство, чиновников, систему, просто людей, попадающихся по дороге. Чичиков всегда в движении, всегда в пути. И в финале первого тома «Мертвых душ» после лирического отступления автора о любви русского человека к быстрой езде, о Руси-тройке, которая мчится куда-то в неизвестную даль и не дает ответа на вопрос: «Русь, куда несешься ты?», Чичиков уносится от нас в своей бричке, скрываясь в клубах пыли.

3. Манилов.

Первым помещиком, к которому Чичиков приехал с целью покупки мертвых душ, был Манилов.

Гоголь так описывает этого героя при его появлении на страницах поэмы в первый раз:

Помещик Манилов, еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар, и прищуривший их всякий раз, когда смеялся

Описание же внутреннего мира этого помещика у Гоголя происходит следующим образом: он описывает его имение, обстановку его дома – это и есть характер героя, его качества и ценности.

«Деревня Маниловка немногих могла заманить своим месторасположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть» - Гоголь таким образом говорит о бестолковости Манилова, «продуваемости» его мозгов всеми ветрами, неосновательности и беспечности. Но в то же время этот человек имеет претензию на какую-то утонченность, возвышенность: «Видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»»

Дальше Гоголь дает описание дома Манилова: «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года».То, что книжка читается уже два года и заложена на одной и той же странице, говорит о многом: и о том, что хозяин слишком образован, и о том, что он в то же время хочет произвести впечатление человека мыслящего, читающего.

В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недоставало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею. Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги - в этих описаниях главная черта – «недо»: недоученность, недоделанность, недочеловечность.

Как бы подготовив читателя этими описаниям, Гоголь, наконец, заключает: «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует и примкнуть Манилова. На взгляд он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».

Что же тогда составляло главное занятие Манилова в имении, если не хозяйство, не чтение, не дом? Он думал. Точнее, пребывал в мечтах, причем эти мечты были тоже особенного, «маниловского» характера.

О чем он думал, тоже разве Богу было известно Иногда, глядя с крыльца на двор и пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими, и лицо принимало самое довольное выражение, впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами.

Почему же Манилов, по Гоголю, - мертвая душа? Он бескорыстен, любезен, можно даже сказать, добр. Никому не творит зла, не совершает бесчестных поступков. Неужели глупость и ограниченность – такой великий грех? По мысли автора – да. Человек сотворен по образу и подобию Божию, и превратить свою жизнь в такую «недожизнь», никак не соответствовать великому замыслу Творца – грех. «Человек должен помнить, что он не материальная скотина, а высокий гражданин небесного гражданства», - так Гоголь объяснял свой строгий суд над изображенными им «гомункулюсами».

4. Коробочка.

К помещице Коробочке Чичиков попадает случайно - застигнутый непогодой по дороге от Манилова к Собакевичу. Продрогший, несчастный, извалявшийся в грязи (не без помощи кучера Селифана), Чичиков просится на ночлег в первый попавшийся дом – им оказывается дом пожилой вдовы коллежской секретарши Коробочки. Судя по тому, что она не знает ни Манилова, ни Собакевича, Чичиков сильно отклонился от намеченного пути и заехал в изрядную глушь. Но эта глушь не только географического порядка: помещица Коробочка живет в какой-то совершенно отделенной от внешнего мира, замкнутой среде – действительно, в «коробочке», куда не доходят дуновения воздуха большой жизни. Дом и поместье этой помещицы уютны, содержатся в полном порядке, хозяйство ведется рачительно, бережливо, и как-то по-семейному, но без размаха. Незваного гостя принимают радушно, хлебосольно: укладывают в чистую постель, приводят в порядок его испачканное платье, утром кормят всякими домашними яствами, предлагая все новые и новые изделия этого аккуратного натурального хозяйства.

Гоголь так описывает хозяйку и её дом:

Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в какой-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, Которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа, имеющего потом обратиться в платье, если старое как-нибудь прогорит во время печения праздничных лепешек со всякими пряженцами или поизотереться само собою. Но не сгорит платье и не изотрется само собою; бережлива старушка, и салопу суждено пролежать долго в распоротном виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатой сестры вместе со всякими другим хламом.

Главные черты этого персонажа – бережливость, хозяйственность, ограниченность, полное отсутствие жизни каких-либо интересов, кроме как сытно откушать, сладко поспать, продать что-нибудь выгодно и припрятать до неизвестных времен. Но при этом хозяйство Коробочка ведет исправно, во все вникает, обо всем хлопочет, крестьянам у нее живется неплохо, но происходит это не в результате какого-то особенного альтруизма Коробочки, а, скорее, потому, что так давно заведено, что она ощущает себя главной этой семьи, матерью этого дома.

Чичиков, присмотревшись к хозяйству Коробочки, решается сделать и ей деловое предложение о покупке у нее мертвых душ. Надо сказать, ведет он себя с ней, не в пример поведению с Маниловым, очень развязно, особенно не церемонится, называя матушкой и вырывая у нее согласие на сделку чуть ли не силой. Коробочка, надо отдать ей должное, соображает туго – ей привычнее продавать пеньку и мед. Она все пытается осознать, как мертвые могут пригодится в хозяйстве и нужно ли их откапывать для того, чтобы продать. За это она получает от Чичикова два эпитета, которые он, конечно, не решается произнести вслух, но произносит про себя с некоторыми раздражением: «крепколобая и дубинноголовая».

Но все же убеждает Коробочку больше всего не напор покупщика, не логика, а деньги, которые предлагает Чичиков за сделку, то есть выгода.

Почему же Коробочка – экспонат в галерее «мертвых душ», выставленных Гоголем на всеобщее обозрение? Складывается такое впечатление, что автор даже защищает ее от нападок наиболее строгих читателей:

Может быть, станешь даже думать: да полно, точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого совершенства? Точно ли так велика пропасть, отделяющая ее от сестры ее, недосягаемо огражденной стенами аристократического дома с благовонными чугунными лестницами, сияющей медью, красным деревом и коврами, зевающей за недочитанной книгой в ожидании остроумно-светского визита, где ей предстанет поле блеснуть умом и высказать вытверженные мысли, мысли, занимающие по законам моды на целую неделю город, мысли не о том, что делается в ее доме и в ее поместьях, запутанных и расстроенных благодаря незнанью хозяйственного дела, а о том, какой политический переворот готовится во Франции, какое направление принял модный католизм.

Действительно, эта аристократическая «сестра» недалеко ушла от Коробочки, она так же глупа и ограниченна в своих суждениях о жизни, как и Коробочка. Та же пошлость – воздух жизни и в модных гостиных, и в захолустном аккуратненьком имении Коробочки, то же исчезновение в человеке личности.

5. Ноздрёв.

Встреча с Ноздревым не входила в планы Чичикова – он все же, в силу своей осторожности, понимает, что иметь дело с таким хвастуном и крикуном небезопасно. Но автор как бы искушает Чичикова, подстраивая ему встречу с Ноздревым в трактире, куда Чичиков заехал по дороге к Собакевичу с тем, чтобы подкрепится. Так описывает Гоголь этого своего героя:

Это был среднего роста, очень недурно сложенной молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.

Цветущий и здоровый вид Ноздрева находится в полной гармонии с его внутренним миром: он не унывает никогда, да все время находится в каком-то суматошном движении.

Чичиков узнал Ноздрева, того самого, с которым он вместе обедал у прокурора и который с ним в несколько минут сошелся на такую короткую ногу, что начал уже говорить «ты», хотя, впрочем, он с своей стороны не подал к тому никакого повода.

Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитыми малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое Они всегда говоруны, кутилы. Лихачи, народ видный. Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять.

Не случайно встреча Чичикова с Ноздревым происходит в трактире – этот герой считает домом любое место, где может на всю развернуться его неутомимая натура: нашуметь, напиться, провраться. И тем не менее Ноздрев зазывает Чичикова себе в имение, соблазняя всякими особенными вещами, которых, разумеется, нет ни у кого в мире: поваром, породистыми собаками, турецкими кинжалами и т. д. Чичиков соглашается поехать ненадолго, рассчитывая, что такая рубаха-парень, как Ноздрев, непременно подарит ему по дружбе мертвых душ – то есть обманывается насчет него самым непростительным образом.

Черта лысого получишь! Хотел, было, даром хотел отдать, но теперь вот не получишь же! Хоть три царства давай, не отдам! Такой шильник, печник гадкий! С этих пор с тобой никакого дела не хочу иметь. Порфирий, ступай, скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его, пусть их едят одно сено.

Наутро Ноздрев ведет себя так, как будто ничего и не было, предлагая Чичикову сыграть с ним на души в шахматы. Чичикову кажется, что в шахматы сжульничать невозможно, но он ошибается. Игра чуть было не заканчивается тем, что Ноздрев намеревается отколотить Чичикова. Но явившийся за Ноздревым полицейский чин предотвращает это безобразие.

Ноздрев еще раз проявит свою «страстишку нагадить» бывшему приятелю просто так, из любви к искусству: явится на бал, организованный в честь Чичикова, и расскажет всему городу о том, как Чичиков приезжал к нему за «мертвыми душами».

Он вроде бы оказывается самым подвижным персонажем из всех экспонатов, предъявленных нам Гоголем в галерее «мертвых душ». Но это всего лишь суетливая лихорадка пустоты и пошлости. Он такой же застывший в своей глупости и ограниченности, как и остальные персонажи, такой же гомункулус, недочеловек, забывший о том, что и он «высокий гражданин небесного гражданства».

Вот какой был Ноздрев! Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! Несправедливы будут те, которые станут говорить так. Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане.

6. Собакевич.

По словам В. Набокова, «Собакевич, несмотря на свою толщину и флегму, самый поэтичный персонаж в книге из него, как из громадного безобразного кокона, вылетает нежный мотылек». Но этот мотылек, безусловно, особенного, гоголевского характера.

Вот первая деталь, изображаемая Гоголем, когда он знакомит нас с этим героем:

Собакевич тоже сказал несколько лаконически: «И ко мне прошу»,- шаркнувши ногою, обутою в сапог такого исполинского размера, которому вряд ли где можно найти отвечающую ногу, особливо в нынешнее время, когда и на Руси начинают выводиться богатыри.

В описании деревни Собакевича Гоголь также применяет богатырские масштабы:

Деревня показалась ему довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у него справа и слева; посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами,- дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов

Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живет!» Такой же самый крепкий и на диво стачанный образ был у Собакевича

Особенного внимания автора удостоен обед, которым Собакевич угощает Чичикова. Его геометрические размеры поражают даже воображение такого гениального «желудка», как Чичиков – Собакевич явно не принадлежит к господам «средней руки»: он обладает желудком еще более выдающимся.

За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом в теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось комом в желудке. Этим обед и кончился; но когда встали из-за стола, Чичиков почувствовал в себе тяжести на целый пуд больше.

Замечательно то, что просвещение, против которого так возмущен Собакевич, связывается у него также с едой, поскольку это единственный предмет, изученный Собакевичем досконально, представляющий его страсть, искусство и «задор», как говорит Гоголь. И в этом Собакевич, безусловно, натура художническая.

На предложение Чичикова продать ему «мертвые души» Собакевич реагирует по-деловому: раз есть покупатель на товар, можно и цену хорошую назначить.

Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе.

Да, - отвечал Чичиков и опять смягчил выражение, прибавивши, - несуществующих.

Найдутся, почему не быть - сказал Собакевич.

Но сделка в результате состоялась, оба, довольные выгодой предприятия, расстаются. Но образ Собакевича растревожил душу Чичикова, и ему приходят в голову такие мысли:

Эк наградил-то тебя Бог, вот уж точно, как говорят, неладно скроен, да крепко сшит!. Родился ли ты уж так медведем, или омедведила тебя захолустная жизнь, хлебные посевы, возня с мужиками, и ты чрез них сделался то, что называют человек-кулак?

7. Плюшкин.

Последний которого посещает Чичиков в своем деловом турне, - Плюшкин. Он узнает об этом удивительном человеке, «у которого люди умирали как мухи», от Собакевича. Эта информация для Чичикова оказывается весьма полезной. То, что встречает он в поместье Плюшкина, поражает своим унынием и запустением, даже такую нечувствительную натуру как Чичиков.

Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен.

Облик хозяина вполне соответствует облику поместья:

У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру, которая начала вздорить с мужиком, приехавшим на телеге. Долго он не мог распознать, какого пола была фигура. Баба или мужик

Это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а это, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей.

Но это был не ключник, а именно хозяин этого дома и поместья – Плюшкин. О подбородке Гоголь тоже проговаривается не случайно: собственный круглый гладкий подбородок был для Чичикова предметом особой гордости.

Лицо не представляла ни чего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор острые морды, настоража уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхает подозрительно самый воздух. Гораздо замечательнее был наряд его: ни какими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его халат: рукава верхней полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; на заде вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага.

Далее мы узнаем о невероятной скупости Плюшкина, заставляющей его экономить на всем: на еде, на одежде, на комфорте, на родственных чувствах, на жизни, наконец. Плюшкин когда-то был хорошим хозяином, расчетливым, бережливым, разве только чуть-чуть прижимистым. У него была семья: жена, дети. В этот дом, полный довольства и вполне гостеприимный, «сосед заезжал пообедать, слушать и учится у него хозяйству и мудрой скупости».

Но умерла жена, и « он стал беспокойнее как многие вдовцы». Покинули дом его дети. Все вокруг опустело, его покинули слуги, приживала, гувернеры.

При это Плюшкин богат, но все, что вырабатывает его хозяйство, гниет, погибает, не находя ни какого применения, сложенное в какие-то стога и кучи. Запах затхлости, плесени, гниения, смерти сопровождает нас в поместье этого гоголевского « гомункулюса».

Гоголь назовет своего героя « прорехой на человечестве», Плюшкин – своего рода черная дыра, какая-то жуткая зияющая бездна, в которой исчезает всё человеческое: чувства, мысли, желания. Гоголь подчеркивает это свойство Плюшкина поглощать вокруг себя жизнь тем, что описывает его главное сокровище – кучу, в которую Плюшкин относит всё, что кажется ему необходимым в хозяйстве.

Чичиков довольно быстро убедил хозяина продать ему «мертвые души», поскольку пообещал заплатить за каждую звонкой монетой, а умерших крестьян у Плюшкина, разумеется, было немало, и расстаться с ними хозяин мог, не скупясь.

Шестая глава, повествующая о Плюшкине, началась лирическим отступлением о молодости, свежести, о том как много планов и надежд питаем мы в юности, и о том. Как незаметно эти надежды покидают нас, как позволяем мы своей душе зачерстветь, закостенеть. Образ Плюшкина, очерчен выпукло и резко, - это как бы предостережение читателю, сигнал призывающий нас остановиться у пропасти.

Заключение

Миру мертвых душ противопоставлена в произведении неискоренимая вера в “таинственный” русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В ее неукротимом движении писатель видит великое предназначение России, духовное воскресение человечества.

Таким образом, в первом томе «Мёртвых душ» Николай Васильевич изображает все недостатки, все отрицательные стороны действительности русской жизни. В этом и состоит задача первого тома. Описывая страшную действительность, Гоголь рисует нам в лирических отступлениях свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России. Во втором и третьем томах своего произведения Гоголь задумывал перенести этот идеал в реальную жизнь. Но, к сожалению, он так и не смог показать переворот в душе русского человека, не смог оживить мёртвые души.

Всех помещиков в “Мертвых душах” объединяют общие черты: праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы великим писателем, если бы ограничился лишь “социальным” объяснением причин духовной несостоятельности персонажей. Он действительно создает “типические характеры в типических обстоятельствах”, но “обстоятельства” могут заключаться и в условиях внутренней, психической жизни человека. Падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика. Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия?! Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна современному читателю.

Так последовательно, от героя к герою, Гоголь раскрывает одну из самых трагических сторон российской действительности. Он показывает, как под влиянием крепостного права гибнет в человеке человеческое. "Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого". Именно поэтому справедливо считать, что, давая название своей поэме, автор имел в виду не души умерших крестьян, а мертвые души помещиков. Ведь в каждом образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Каждый из образов не является исключением, так как их нравственное уродство сформировано общественным строем, социальной средой. В этих образах отразились признаки духовного вырождения поместного дворянства и общечеловеческие пороки.

Образная система поэмы строится в соответ-ствии с тремя основными сюжетно-композиционными звеньями: помещичья, чиновничья Россия и образ Чичикова. Своеобразие системы образов состоит в том, что контраст героям, показанным в реальном плане поэмы, составляет план идеальный, где присутст-вует авторский голос и создается образ автора.

Каждому из помещиков посвящена отдельная глава, а вместе они представляют лицо помещичьей России. Последовательность появления этих образов также не случайна: от помещика к поме-щику все глубже оскудение человеческой души, поглощенной жаж-дой наживы или бессмысленным расточительством, что связывает-ся как с бесконтрольным владением «душами» других, богатством, землей, так и с бесцельностью существования, утратившего свою высшую духовную цель.

Эти персонажи даны как бы в двойном освещении — такими, как они сами себе кажутся, и такими, каковы они на самом деле. Подобный контраст вызывает комический эффект и одновременно горькую усмешку читателя. Манилов кажется сам себе носителем высокой культуры. В армии он считался образованным офицером. Но на самом деле главная его особенность — праздная мечтатель-ность, рождающая нелепые прожекты, духовная немощь. Манилову даже в разговоре не хватает слов, речь его отягощена бессмыслен-ными словосочетаниями: «в некотором роде», «какую-нибудь эта-кую». Коробочка противоположна Манилову, она хлопотлива, но необыкновенно глупа. Чичиков называет ее «дубинноголовой». В отличие от Манилова, Коробочка хлопочет по хозяйству, но суетли-во, почти бесцельно. Нелепа и ее боязнь продать Чичикову «мерт-вые души». Ее не пугает сам предмет торговли, а более волнует, вдруг «мертвые души» зачем-нибудь пригодятся в хозяйстве.

Характеры помещиков в чем-то противоположны, но и чем-то неуловимо схожи между собой. Таким противопоставлением и со-поставлением Гоголь добивается дополнительной глубины повест-вования. Ноздрев — тоже человек деятельный, однако, деятель-ность его иногда оборачивается против окружающих и всегда при этом бесцельна. Он решителен, мошенничает в карты, вечно попа-дает в истории, покупает, меняет, продает, проигрывает. Он не ме-лочен, как Коробочка, но легкомыслен, как Манилов, и по-хлестаковски врет по всякому поводу и хвастает без меры. Сущ-ность характера Собакевича становится ясна еще до встречи с ним Чичикова — все у него добротно, неуклюже, каждая вещь из его хо-зяйства как бы кричит: «И я — Собакевич!». Собакевич, в отличие от других помещиков, в хозяйстве расчетлив, он прижимист и сооб-разителен, это помещик-кулак, как называет его автор. Плюшкин, портрет которого нарисован в конце этой своеобразной галереи, — представляется заключительной стадией падения человека. Он жаден, переморил своих людей голодом (количество мертвых душ и привлекло к нему Чичикова). Прежде опытный, трудолюбивый хо-зяин, теперь он «какая-то прореха на человечестве». Близких у него нет, дети покинули его из-за жадности отца, и он проклял собст-венных детей. В любом человеке видит Плюшкин разорителя, ог-ромные запасы, накопленные им, портятся, а сам он и его дворовые голодают. Плюшкин стал рабом вещей.

Таким образом, у каждого из помещиков есть свои отрицатель-ные качества, хотя есть и свои преимущества, но в одном они еди-ны, сохраняя при этом особенности характера, — это отношение к «мертвым душам». Предприятие Чичикова они оценивают по- разному: Манилов смущен и удивлен, Коробочка озадачена, Нозд-рев проявляет любопытство — а вдруг выйдет какая-нибудь оче-редная «история», — Собакевич спокоен и деловит. Но судьба лю-дей, крепостных, стоящих за казенным названием «мертвые души», их не интересует. Эта бесчеловечность и делает самих помещиков «мертвыми душами», они сами несут омертвение и смерть.

Таков, например, нарисованный беглыми штрихами чиновник Иван Антонович, по прозвищу кувшинное рыло. За взятку он готов продать собственную душу, если, конечно, предположить, что душа у него имеется. Вот почему, несмотря на комическое прозвище, он выглядит отнюдь не смешно, а, скорее, страшно.

Подобные чиновники — не исключительное явление, а отраже-ние всей системы российской бюрократии. Как и в «Ревизоре», Го-голь показывает «корпорацию воров и мошенников». Всюду царит бюрократизм и продажность чиновников. В судебной палате, в ко-торую читатель попадает вместе с Чичиковым, законами откровен-но пренебрегают, делом никто заниматься не собирается, а чинов-ники, «жрецы» этой своеобразной Фемиды, озабочены только тем, как собрать дань с посетителей — то есть взятки. Взятка здесь на-столько обязательна, что только самые близкие друзья высокопо-ставленных чиновников могут быть освобождены от нее. Так, на-пример, председатель палаты по-дружески освобождает Чичикова от дани: «Приятели мои не должны платить».

Но еще ужаснее то, что за праздной и сытой жизнью чиновники не только забывают о своем служебном долге, но и полностью утра-чивают духовные запросы, теряют «живую душу». Среди галереи чи-новничества в поэме выделяется образ прокурора. Все чиновники, узнав о странной покупке Чичикова, впадают в панику, а прокурор испугался настолько, что придя домой, умер. И только тогда, когда он превратился в «бездушное тело», вспомнили, что «у него была ду-ша». За острой социальной сатирой вновь встает философский во-прос: зачем жил человек? Что осталось после него? «А ведь если ра-зобрать хорошенько дело, так на поверку у тебя всего только и было, что густые брови», — так заканчивает автор рассказ о прокуроре. Но может быть, уже появился тот герой, который противостоит всей этой галерее «мертвых душ» российской действительности?

Гоголь мечтает о его появлении, и в 1-м томе он рисует действи-тельно новое лицо русской жизни, но отнюдь не в положительном свете. На самом деле Чичиков — новый герой, особый тип русского человека, появившийся в ту эпоху, своеобразный «герой времени», душа которого «зачарована богатством». Именно тогда, когда в Рос-сии деньги стали играть решающую роль, и утвердиться в обществе, добиться независимости можно было только опираясь на капитал, появился этот «подлец-приобретатель». В этой авторской характери-стике героя сразу расставлены все акценты: дитя своего времени, Чичиков в погоне за капиталом утрачивает понятия о чести, совести, порядочности. Но в обществе, где мерилом ценности человека явля-ется капитал, это не имеет значения: Чичикова считают «мильонщи-ком», а потому принимают как «порядочного человека».

В образе Чичикова, получили художественное воплощение та-кие черты, как стремление к успеху любой ценой, предприимчи-вость, практицизм, способность «разумной волей» усмирять свои желания, то есть качества, свойственные нарождающейся русской буржуазии, сочетающиеся с беспринципностью и эгоизмом. Не та-кого героя ждет Гоголь: ведь жажда приобретательства убивает в Чичикове лучшие человеческие чувства, не оставляет места «жи-вой» душе. Чичиков обладает знанием людей, но это ему нужно для Удачного совершения своего жуткого «дела» — покупки «мертвых душ». Он — сила, но «страшная и подлая». Материал с сайта

Особенности этого образа связаны с замыслом автора провести Чичикова через путь очищения и возрождения души. Таким спосо-бом писатель хотел показать для всех путь от самых глубин паде-ния — «ада» — через «чистилище» к преобразованию и одухотворе-нию. Вот почему так важна роль Чичикова в общей структуре писательского замысла. Именно потому он наделен биографией (как и Плюшкин), но дается она только в самом конце 1-го тома. До этого его характер не вполне определен: в общении со всеми он ста-рается угодить собеседнику, подлаживается под него. Порой в его облике проглядывает нечто дьявольское: ведь охота за умершими душами — исконное занятие черта. Недаром городские сплетни среди прочего нарекают его Антихристом, а в поведение чиновни-ков проглядывает что-то апокалипсическое, что подкрепляется картиной смерти прокурора. Так гоголевский реализм опять сбли-жается с фантасмагорией.

Но в образе Чичикова проглядывают и совсем иные черты — те, которые позволили бы автору провести его через путь очищения. Не случайно авторские размышления часто перекликаются с мыслями Чичикова (об умерших крестьянах Собакевича, о молодень-кой пансионерке). Основа трагизма и одновременно комизма этого образа в том, что все человеческие чувства в Чичикове спрятаны глубоко внутри, а смысл жизни он видит в приобретательстве. Со-весть его иногда пробуждается, но он быстро успокаивает ее, созда-вая целую систему самооправданий: «Несчастным я не сделал ни-кого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру…». В конце концов Чичиков оправдывает свое преступление. Это путь деграда-ции, от которого предостерегает своего героя автор. Он призывает своего героя, а вместе с ним и читателей, вступить на «прямой путь, подобный пути, ведущему к великолепной храмине», это путь спа-сения, возрождения живой души в каждом.

«Птица-тройка» и ее стремительный полет — прямая антитеза бричке Чичикова, ее монотонному кружению по губернскому бездо-рожью от одного помещика к другому. Но «птица-тройка» — это и та же самая бричка Чичикова, только выбравшаяся из своих блужда-ний на прямой путь. Куда он ведет, не ясно пока и самому автору. Но это чудесное превращение обнажает символическую многознач-ность всей художественной структуры поэмы и грандиозность ав-торского замысла, задумавшего создать «эпопею национального ду-ха». Гоголь закончил лишь первый том этой эпопеи, но над ее продолжением упорно работала вся последующая русская литера-тура XIX века.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • система образов поэмы мертвые души
  • гоголь мертвые души сочинение система образов поэмы
  • образ прокурора в поэме мертвые души
  • мертвые души система образов кратко
  • образ чичикова в системе образов помещиков