Шпаргалка - Общие вопросы возрастной анатомии, физиологии - файл n1.doc. Основные закономерности онтогенеза Понятие онтогенеза, общие закономерности онтогенеза

Термин онтогенез (от греч. онтос - сущее и генезис - происхождение) был введен в биологию известным немецким естествоиспытателем XIX в. Э. Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индивидуального развития живого существа от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания индивидуальной жизни. В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития: пренатальный и постнатальный. Первый начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй - от момента рождения до смерти человека. Следовательно, смерть является лишь одним из моментов жизни и представляет собой длительный процесс её отрицания. Ф. Энгельс писал: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный, момент жизни... которая не понимает, что отрицание жизни по существу со-держится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше,- смертью. Диалектическое понимание жизни именно к этому и сводится» ". Таким образом, истинное рождение человека происходит в момент зачатия, появление же новорожденного знаменует лишь окончание первого этапа развития - пре-натального, длящегося в среднем 280 дней. С появлением ребенка на свет развитие продолжается в течение всего постнатального этапа, в котором, в свою очередь, можно выделить ранний, зрелый и заключительный (период старения) этапы развития. Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей и не представляет собой его простую уменьшенную копию. И хотя новорожденный обладает всем необходимым набором морфологических и функциональных свойств, обеспечивающих ему выживание в определенных, наследственно запрограммированных условиях окружающей среды, его физиологические возможности далеко не соответствуют функциональной активности взрослого организма. Время, в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма человека (функционирование систем крови, кровообращения, пищеварения, нервной и т. д.) .составляет 16- 20 лет. Так, например, только к 20-ти годам у человека заканчивается формирование эндокринной и нервной систем. Для педагогов особо интересным является именно этот этап онтогенеза человека (от рождения до 18-20 лет), так как функциональные особенности детского организма делают его наиболее чувствительным к педагогическим воздействиям и именно в этот период происходит наиболее интенсивное физическое развитие и формирование психики человека.

1. Н.П. Гундобин

2.П.К. Анохин

3.И.П. Павлов

4.А.А. Маркосян

2. Задание

Биологический возраст человека не определяют по:

1.Скелетной зрелости

2.Паспортным данным

3.Зубной зрелости

4.Степени развития вторичных половых признаков

3. Задание

Надежность роста и развития организма не связана с:

1. Избыточностью структурных элементов

2.Наличием репродуктивной системы

3.Пластичностью

4.Дублированием функций (наример наличием парных органов)

4. Задание Дополните

Гетерохронность - это чередование периодов ускоренного... человека (до 1 года, от 6 до 8 лет и c 11 до 13 лет) с периодами интенсивного развития.

5. Задание

Порядок следования возрастных периодов развития человека

1: новорожденный

2: второе детство (младший школьный)

3: раннее детство (ясельный)

4: первое детство (дошкольный)

5: грудной

6. Задание

Все стадии индивидуального развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до смерти человека - это

1. онтогенез

2. обмен веществ

3. филогенез

4. гомеостаз

7. Задание

Качественные изменения в организме, состоящие в усложнении строения, функций и регуляции называются

1. развитием

3.мочеобразованием

4.дыханием

8. Задание

Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, усиленная воздействием половых гормонов, лежит в основе изменений его

1. психики

3. координации движений

4. социальной активности

9. Задание

Наиболее активным методом определения функциональных возможностей организма является:

1. Метод функциональных нагрузок (функциональных проб)

2. Соматометрия

3. Наблюдение

4. Соматоскопия

10. Задание

К физиометрическим признакам относится:

1. Форма ног

2. Мышечная сила кисти

3. Масса тела

4. Окружность грудной клетки

11. Задание

Долгожителями являются люди с продолжительностью жизни более ______ лет.

1. 60 2. 80 3.70 4.90

12. Задание

Соответствие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым со стороны окружающей среды на каждом этапе онтогенеза, называют...

1. гармоничностью

2. гетерохронностью

3. надёжностью

4. системогенезом

13. Задание

Развивающийся организм ребенка достигает функционального уровня взрослого человека за ___ лет.

1) 5 – 10 2)10 – 15 3)30 4)16 – 20

14. Задание Визуально о биологическом возрасте человека можно судить по…

    состоянию кожи (упругость, гладкость)

    степени окостенения скелета

    коэффициенту интеллекта

  1. Паспортным данным

15 Задание Целесообразным с точки зрения экономии энергозатрат является _____________ характер созревания функциональных систем организма

    индивидуальный

    соотвествующий паспортному возрасту

    последовательный (гетерохронный)

    одновременный (синхронный)

16Задание «Анатомия» в переводе с греческого языка означает …

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

    учение о тканях человеческого организма

    учение о человеке

    рассечение

    учение о природе

Задание 17 Этап онтогенеза от момента зачатия до рождения называют...

      постнатальным

      пренатальным

      пубертатным

      постпубертатным

Задание 18 Процесс развития характеризуется...

    увеличением количества клеток

    дифференцировкой клеток и тканей

    увеличением размеров клеток

    качественными преобразованиями в многоклеточном организме

Задание 19 Рост мышц в толщину осуществляется, главным образом, за счет …

    разрастания соединительной ткани

    преобладания миозиновых нитей

    преобладания актиновых нитей

    увеличения диаметра мышечных волокон

Задание 20 Установите соответствие между группой антропометрических признаков и соответствующими показателями: 1. Соматометрические признаки 2. Физиометрические признаки 3. Соматоскопические признаки

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

    рост стоя

    мышечная сила кисти

Задание21 Наука, изучающая функции организма и его органов, называется...

      анатомией

      гистологией

      физиологией

      морфологией

Задание 22 Неодновременное созревание различных органов и систем называют...

    гомеостазом

    гетерохронностью

    гармоничностью

    надёжностью

Задание 23 Готовность ребёнка к обучению в школе определяют...

    только по уровню физического развития

    только по координационным способностям

    только по уровню психического развития

    по уровню психического и физического развития, координационным способностям

Задание 24 ) К соматоскопическим (визуально определяемым) показателям физического развития относят...

    состояние осанки

    рост стоя

    половое развитие

    рост сидя

    развитие костно-мышечной системы

Задание 25 Второй скачок роста у человека обусловлен …

    формированием познавательной деятельности

    развитием мелкой моторики

    социализацией личности

    наступлением полового созревания

Закономерности роста и развития

1. Задание

Участвуют в свертывании крови белки:

1. Альбумины

2. Фибриноген

3. Гаммаглобулины

4. Гепарин

2. Задание

Наличие резус-фактора не имеет значение при:

1. Повторном переливании резус-положительной крови резус-отрицательному реципиенту группы В

2. При переливании больших количеств крови

3. В акушерской практике при резус несовместимом плоде

4. При переливании резус отрицательной крови реципиенту с кровью группы О (1)

3. Задание

При переливании небольших количеств крови обращают внимание на:

1. Эритроциты реципиента

2. Эритроциты донора

3. Плазму донора

4. Плазму риципиента

4. Задание

При беременности может возникнуть опасность гемолитическай болезни плода, если:

1. Кровь плода Rh+ Кровь матери Rh +

2. Кровь плода Rh - Кровь матери Rh -

3. Кровь плода Rh - Кровь матери Rh +

4. Кровь плода Rh + Кровь матери Rh-

5. Задание

Опасность для риципиента может возникнуть при переливании крови в случае если:

1. Rh + реципиенту перелить Rh + кровь

2. Rh + риципиенту перелить Rh - кровь

3. Rh - риципиенту перелить Rh + кровь

4 Rh - риципиенту перелить Rh - кровь

6. Задание

Ближе всего к норме данные анализа

1. Эр 5 млн; Лей 7тыс; Гем 95 %; СОЭ 4 мм в час

2. Эр 4 млн; Лей 20 тыс; Гем 75 %; СОЭ 16 мм в час

3. Эр 4,5 млн; Лей 4 тыс; Гем 85 %; СОЭ 6 мм в час

4. Эр 3,5 млн; Лей 8 тыс; Гем 65 %; СОЭ 8 мм в час

7. Задание

Лимфатические протоки впадают в:

2. Полые вены

3. Воротную вену печени

4. Яремные вены

8. Задание

Данные какого анализа ближе всего к норме:

1. Эр - 3,5 млн; Лей - 3 тыс.; Нв - 100 г/л; СОЭ - 15 мм/час

2. Эр - 4,0 млн; Лей -6,0 тыс; Нв -130 г/к; СОЭ 30 мм/час

3. Эр - 4,5 млн; Лей - 8,0 тыс.; Нв - 140 г/л; СОЭ - 6 мм/ час

4. Эр- 3,5 млн; Лей 9,0 тыс, Нв 110 г/л; СОЭ - 20 мм/час

9. Задание

К функциям эритроцитов относят:

    Образование антител

    Свертывание крови

    Фагоцитоз

    Транспорт респираторных газов

10.. Задание . Дополните

Активный приобретенный... возникает в результате перенесенного инфекционного заболевания или введения в организм вакцины.

11.. Задание

Гемоглобин - это дыхательный пигмент эритроцитов крови, который легко соединяется с

    кислородом

    углеродом

  1. кальцием

12 Задание. Дополните

Скелет имеет отношение к процессам кроветворения, благодаря тому что в костях имеется...

    красный и желтый костный мозг

    компактное и губчатое вещество костей

    красный костный мозг

    желтый костный мозг и надкостница

Задание В поддержании гомеостаза участвует(-ют) __________ система(-ы) организма.

    нервная, эндокринная и иммунная

    только эндокринная

    только иммунная

    только нервная

14 Задание При подъеме человека в горы количество эритроцитов в крови увеличивается, что обусловлено …

    эмоциональными переживаниями

    уменьшением количества углекислого газа в атмосферном воздухе

    уменьшением количества кислорода в атмосферном воздухе

    увеличением физической нагрузки

15 Задание - выберите несколько вариантов ответа ) К транспортной функции крови относится...

    иммунная

    терморегуляторная

    дыхательная

    питательная

иммунитет

Сердечно-сосудистая система

1. Задание Дополните

Движение крови от правого желудочка к левому предсердию через сосуды легких, где она обогащается кислородом, называется... кругом кровообращения.

2. Задание Дополните

Круг кровообращения, который начинается в левом желудочке, обеспечивает органы кислородом и приносит венозную кровь к правому предсердию сердца называется...

3. Задание

Порядок сокращения предсердий и желудочков сердца (фазы сердечного цикла)

1: общая диастола (расслабление) сердца

2: систола (сокращение) желудочков

3: систола (сокращение) предсердий

4. Задание Дополните

Ритмичные сокращения стенок артерий вследствие заполнения их кровью, выбрасываемой при систоле левого желудочка - это...

5. Задание

У молодых здоровых людей частота сердечных сокращений в состоянии покоя составляет:

    30-50 ударов в минуту

    60-80 ударов в минуту

    100-120 ударов в минуту

    140-160 ударов в минуту

6. Задание

Систолическое (максимальное) артериальное давление у здоровых взрослых людей составляет в норме

    100-140 мм.рт.ст.

    40-70 мм.рт.ст.

    140-170 мм.рт.ст.

    170-200 мм.рт.ст.

7. Задание

Диастолическое (минимальное) артериальное давление у здоровых взрослых людей в норме составляет

    60-90 мм.рт.ст.

    30-50 мм.рт.ст.

    100-140 мм.рт.ст.

    150-180 мм.рт.ст.

8. Задание Дополните

Брадикардия (ЧСС в покое менее 60 уд/мин) может наблюдаться у спортсменов, тренирующихся на..., что свидетельствует об экономизации работы сердечно-сосудистой системы.

9. Задание Дополните

Сокращение сердечной мышцы называется систолой, а ее расслабление - ....

10. Задание Дополните

Наибольшее кровяное давление фиксируется в крупных артериях; а в мелких артериях, капиллярах и... оно постепенно снижается.

11. Задание

Кровь из левого желудочка выталкивается:

    В полые вены

    Легочные артерии

    Соную артерию

12. Задание

Кровь из правого желудочка выталкивается в

    А полые вены

    Легочные артерии

    Сонную артерию

13. Задание

Продолжительность систолы предсердий:

14. Задание

Продолжительность систолы желудочков:

15. Задание

Продолжительность паузы сердца:

16. Задание

Синоатриальный узел - водитель ритма:

    Первого порядка

2 Третьего порядка

3 Второго порядка

4 Четвертого порядка

17. Задание

Атриовентрикулярный узел - водитель ритма:

    Первого порядка

    Второго порядка

    Третьего порядка

    Четвертого порядка

18. Задание

Проводящая система сердца обеспечивает:

1Проведение волны возбуждения по сердцу

    Проведение волны сокращения

    Проведение крови по собственной кровеносной системе

    Проведение кислорода по сердцу

19. Задание

В желудочках сердца проводящая система представлена:

    Атриовентрикулярным узлом

    Синоатриальным узлом

    Пучком Гиса

    Нервными волокнами

20. Задание

Самой высокой возбудимостью обладает:

    Антривентрикулярный узел

2 Синоатриальный узел

3 Пучок Гиса

4 Волокна Пуркине

21. Задание

Самой низкой возбудимостью обладает:

1Атриовентрикулярный узел

    Синоатриальный узел

    Пучек Гиса

    Волокна Пуркине

22. Задание

Предварительно растянутая сердечная мышца сокращается с большей силой:

    Закон "все или ничего"

    Закон Старлинга

3 Закон автоматии

4 Закон Боудича

23. Задание

Мощность сердечного сокращения не зависит от силы раздражения:

    Закон "все или ничего"

    Закон Старлинга

    3акон автоматии

    "Закон сердца"

24. Задание

Симпатический нерв:

    Увеличивает только частоту сердечных сокращений

    Увеличивает только возбудимость

    Увеличивает только мощность сердечного сокращения

    Увеличивает мощность, частоту и возбудимость сердечной мышцы

25. Задание

Более полное расслабление сердца в диастоле обусловлено влиянием:

    Тройничного нерва

    Симпатического нерва

    Блуждающего нерва

4 Чревного нерва

26. Задание

Систематическая мышечная работа сопровождается:

    Повышением тонуса симпатического нерва

    Понижением тонуса симпатического нерва

    Повышением тонуса блуждающего нерва

    Понижением тонуса блуждающего нерва

27. Задание

С возрастом происходит:

    Повышение тонуса симпатического нерва

2 Понижение тонуса симпатического нерва

3 Повышение тонуса блуждающего нерва

4 Понижение тонуса блуждающего нерва

28. Задание

У детей первых лет жизни частота сердечных сокращений

    выше, чем у взрослых

    такая же, как у взрослых

    ниже, чем у взрослых

    не определяется

29. Задание

У детей первых лет жизни артериальное давление

    ниже, чем у взрослых

    такое же, как у взрослых

    выше, чем у взрослых

    не определяется

30. Задание

Систолический объём крови с возрастом...

    уменьшается

    не меняется

    меняется закономерно

    увеличивается

31Задание - выберите несколько вариантов ответ В состав системы кровообращения не входит(-ят) ...

    кровеносные сосуды

  1. лимфатические сосуды

32.Задание

Формирование сердечно-сосудистой системы начинается…

    непосредственно перед рождением

    в дошкольном возрасте

    на третьей неделе после зачатия

    сразу после рождения

33.Задание

Для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний необходимо использовать...

    занятия спортом на профессиональном уровне

    оптимальные физические нагрузки

    отдых лёжа

    настольные игры

Сердечно-сосудистая система

вопр

ответ

вопр

ответ

вопр

ответ

вопр

ответ

1- малый; 2- большой; 4 – пульс: 8 – Выносливость; 9 – диастола; 10 –венах..

Дыхание

1. Задание

Дыхательный центр расположен:

1. В легких

2. В мозжечке

3. В продолговатом мозгу

4. В коре больших полушарий

2. Задание

Кислород усваивается:

1. В крови

2. В межклеточном пространстве

3. В цитоплазме клеток

4. В митохондриях

3. Задание

Механоцепторы легких возбуждаются при:

1. Увеличении углекислого газа в альвеолярном воздухе

2.Уменьшении кислорода в альвеолярном воздухе

3. Растяжении альвеол во время вдоха

4. Сжатии альвеол при выдохе

4. Задание

У детей 3-х летнего возраста тип дыхания:

1. Грудной

2. Брюшной

3. Смешанный

4. Поверхностный

5. Задание

У детей младшего возраста при физических нагрузках увеличивается преимущественно:

    Глубина дыхания

    Частота дыхания

    Глубина и частота дыхания

    Грудное дыхание

6. Задание Дополните

С возрастом у детей не увеличивается _______________ дыхания

  1. Ритмичность

    Минутный объем

7. Задание

В гуморальной регуляции дыхания участвует...

    Кислород

    углекислый газ

    угарный газ

8. Задание - выберите несколько вариантов ответа ) В состав системы кровообращения не входит(-ят) ...

    кровеносные сосуды

  1. лимфатические сосуды

Дыхание

вопр

ответ

Организм человека находится в состоянии непрерывного процесса развития, или онтогенеза. Впервые термин онтогенез был введен Э. Геккелем (1866) для обозначения эмбрионального периода развития организма. В настоящее время онтогенез рассматривается как единый процесс развития, начинающийся с оплодотворения яйцеклетки и заканчивающийся естественной смертью.

Каждый возрастной период характеризуется определенным состоянием всех структурных уровней организма: клеточного, тканевого, органного, системного. Процесс онтогенеза человека можно разделить на четыре основных периода: внутриутробное развитие, детство, взрослое состояние, старость. Внутриутробный период делят на эмбриональный (от 0 до 3 мес.) и плодный (от 3 до 9 мес.). В процессе онтогенеза организм повторяет историю филогенетического развития. Так, у эмбриона человека обнаруживаются жаберные щели, а сердце проходит стадию двухкамерного органа, как у рыб, затем трехкамерного, как у земноводных, и лишь потом становится четырехкамерным.

Индивидуальное развитие проходит в соответствии с генетически обусловленной последовательностью, которая реализуется при взаимодействии организма с условиями среды. Переход от одного этапа развития к другому совершается в короткие отрезки времени, которые рассматриваются как переломные, или критические, периоды онтогенеза. В их определении ведущее значение имеет скорость (время) развития физиологической функции. Другим важным признаком преобразовательных процессов является возникновение высокой чувствительности к определенным условиям среды - сенситивный период. Это связано с тем, что при быстром развитии функций ей необходим приток адекватной сенсорной информации. Отсутствие или дефицит ее может привести к процессу нарушения функции.

Согласно теории системогенеза П. К. Анохина в основе индивидуального развития организма лежит несколько принципов: принцип гетерохронии , или неодновременного созревания не только органов, но и различных элементов одного и того же органа. Наиболее детально по показателям гетерохронии изучены структуры центральной нервной системы. Так, показано, что первыми в эмбриогенезе созревают нервные клетки стволовой части мозга, обеспечивающие формирование самостоятельной функциональной системы питания и дыхания плода. Особенно подробно исследована гетерохрония в функциональной системе питания новорожденного. Так, первыми созревают мышцы лица, обеспечивающие акт сосания, и соответствующие им участки ядер черепно-мозговых нервов. Или другой пример: гетерохрония созревания нервно-мышечного аппарата новорожденного, обеспечивающая реакцию хватания. В отношении функциональной системы дыхания показано гетерохронное созревание дыхательных структур продолговатого мозга и вышележащих отделов и последовательное становление ритмического дыхания.

В развитии каждой функциональной системы можно выделить внутрисистемную гетерохронию, то есть неодновременное созревание всех ее элементов. Так, в функциональной системе дыхания, «готовой» в основе к моменту рождения, в постнатальный период дозревают центральные и периферические механизмы, которые обеспечивают более регулярное дыхание и его тонкое приспособление к изменениям внешней среды.

Гетерохронное развитие можно проследить на примере созревания функциональной системы питания и хватательной реакции новорожденных. К моменту рождения нервные клетки спинного, продолговатого и среднего мозга, а также мышцы, связанные с сосанием и хватанием, созревают раньше и синхронно, несмотря на топографическую отдаленность друг от друга.

Онтогенетическая гетерохрония закладки и развития отдельных элементов одной системы или различных функциональных систем есть результат филогенетической гетерохронии. Под влиянием естественного отбора эволюционно более молодая функция, лучше обеспечивающая приспособленность организма к условиям среды и его выживаемость от поколения к поколению, начинает развиваться быстрее. Общая закономерность гетерохронии развития, как в онтогенезе, так и в филогенезе заключается в том, что в более короткие сроки созревают функциональные системы наиболее значимые для выживания организма на данной стадии его развития.

Для понимания онтогенетического развития существует ряд аналитических концепций, в частности А. А. Волоховым (1968) предложена концепция перехода локальных реакций плода человека в более общие в процессе онтогенеза. Примером служат ранние локальные сокращения мышц плода, до того как они начнут поддерживать позу и обеспечивать движения. Такие сокращения улучшают кровообращение, способствуют поступлению кислорода в ткани и удалению продуктов метаболизма и в то же время стимулируют развитие мышечного аппарата.

В основу возрастной концепции И. А. Аршавского (1982) положено представление об общем энергетическом балансе организма и его состоянии, равновесном со средой. Основная функция организма - накопить и удержать энергию, противостоять «утечке» энергетических ресурсов организма при мышечной активности. Это явление имеет место не только в период раннего онтогенеза, но и при старении. Чем совершеннее энергетический баланс, тем лучше уравновешены анаболические и катаболические процессы, тем меньше организм подвергается избыточному катаболизму (и как его результат - подкислению) и тем длительнее его существование.

Большой вклад в понимание индивидуального развития внесла концепция функционирования биологических систем, выдвинутая А. А. Маркосяном (1969). Она базируется на таких свойствах живой системы, как избыточность ее элементов, их дублирование и взаимозаменяемость, быстрота возврата к относительному постоянству и динамичность отдельных звеньев самой системы. Так, например, в период внутриутробного развития в яичниках закладывается от 4000 до 200 000 первичных фолликулов, а за весь репродуктивный период у женщины созревает всего 500-600 фолликулов. Другой пример избыточной функции: частота сердечных сокращений при крике ребенка равна 200 ударам в минуту, что соответствует работе сердца взрослого спортсмена при максимальных мышечных нагрузках.

Исследования, проведенные Д. А. Фарбер, показали, что в ходе онтогенеза надежность биологических систем проходит определенные этапы становления и формирования. Если на ранних этапах постнатальной жизни она обеспечивается жестким, генетически детерминированным взаимодействием отдельных элементов функциональной системы, обеспечивающим осуществление элементарных реакций на внешние стимулы и необходимых жизненно важных функций (например, сосание), то в ходе развития все большее значение приобретают пластичные связи, создающие условия для динамичной избирательной организации компонентов системы.

На примере формирования системы восприятия информации установлена общая закономерность обеспечения надежности адаптивного функционирования системы. Выделены три функционально различных этапа ее организации:

1-й этап (период новорожденности) - функционирование наиболее рано созревающего блока системы, обеспечивающего возможность реагирования по принципу «стимул - реакция»;

2-й этап (первые годы жизни) - генерализованное однотипное вовлечение элементов более высокого уровня системы обеспечивается дублированием ее элементов;

3-й этап (наблюдается с преддошкольного возраста) - иерархически организованная многоуровневая система регулирования обеспечивает возможность специализированного вовлечения элементов разного уровня в обработку информации и организацию деятельности.

В ходе онтогенеза по мере совершенствования центральных механизмов регуляции и контроля возрастает пластичность динамического взаимодействия элементов системы; избирательные функциональные констиляции формируются в соответствии с конкретной ситуацией и поставленной задачей (Д. А. Фарбер, Н. В. Ду­бровинская). Это обуславливает совершенствование адаптивных реакций развивающегося организма в процессе усложнения его взаимодействия с внешней средой и приспособительный характер функционирования на каждом этапе онтогенеза.

Рост и развитие детского организма. Формирование организма человека продолжается и после рождения (постнатальный период) и заканчивается к 22-25 годам. В периоды роста и развития организма увеличиваются масса и поверхность тела, что обусловлено развитием тканей, органов и отдельных частей тела.

Рост и развитие организма включают процессы, в течение которых из оплодотворенной яйцеклетки развивается взрослый индивидуум. Рост - это количественные преобразования, которые проявляются в увеличении размеров тела и его частей. Развитие - это качественные преобразования, протекающие в организме за счет дифференцировочных процессов, которые приводят соответственно к качественным и количественным изменениям функций развивающегося организма.

Рост и развитие - это не просто увеличение массы тела, но и становление различных функций организма. В это время значительная часть физиологических показателей приближается к уровню, характерному для взрослого человека. Так, например, повышается активность пищеварительных ферментов, совершенствуются органы чувств и нервная система, развиваются защитные механизмы против инфекции.

Процессы роста и развития взаимосвязаны, но тем не менее находятся в диалектических противоречивых отношениях, так как ростовые процессы осуществляются за счет увеличения числа клеток, что должно подавлять клеточную дифференцировку, определяющую усложнение структурной и функциональной организации растущего организма. На протяжении одного возрастного периода одни ткани интенсивно растут, другие в это же время проходят этап дифференцировок.

В большинстве тканей в функциональный период онтогенеза процессы роста и дифференцировок разделены временем, что приводит к появлению периодичности. Каждый период состоит из фазы дифференцировок с торможением роста и последующей фазы активации и расширения функциональных возможностей на базе сформированного нового качественного состояния клеток. Дифференцировки могут синхронизироваться в тканях, связанных едиными функциональными задачами и входящих в состав функциональной системы. Каждый этап развития направлен на достижение промежуточной цели, без которой не может быть реализован следующий этап, поэтому нарушения и отклонения в динамике развития, препятствующие достижению таких промежуточных целей, могут быть причиной самых тяжелых болезней развития.

Рост и развитие детского организма с момента рождения и до наступления зрелости протекает гетерохронно , то есть неравномерно. Данная закономерность, изученная П. К. Анохиным, в период эмбрио­нального развития прослеживается и в постнатальном периоде. Периоды устойчивого роста чередуются с его замедлением. Быстрее растут и развиваются те органы или системы органов, которые необходимыдлясуществования организма на данном этапе развития. Так, у новорожденного к моменту рождения сформирована система питания жидкой пищей (молоком). В то же время развитие функциональных систем, в которых на данный момент жизни нет необходимости, задерживается, примером является развитие функциональной системы питания твердой пищей.

В целом принцип гетерохронии свойственен всему онтогенезу, и данную закономерность можно проиллюстрировать на изменении длины тела детей и подростков. Наиболее интенсивны рост и развитие человека в первый год жизни. Средняя длина тела новорожденных девочек составляет 52,2 см, мальчиков 52,6 см; за первый год жизни она увеличивается на 25 см. На втором году она возрастает на 10-15 см, на третьем году жизни - на 8 см. Затем до 6 лет ежегодная прибавка длины тела составляет 4-5 см. Максимальная скорость роста достигается в пубертатном периоде: длина тела может увеличиваться на 7-10 см. До 10 лет мальчики опережают в росте девочек. С 11-12 лет наступает «первый ростовой перекрест»: в связи с более ранним пубертатным ускорением девочки становятся выше мальчиков. Позднее, когда мальчики вступают в пубертатную фазу ускорения ростовых процессов (как правило, на два года позже девочек), наступает «второй ростовой перекрест», тогда мальчики снова становятся выше девочек. В среднем для русских детей, проживающих в городах, перекресты кривых роста приходятся на 10 лет 4 мес. и 13 лет 10 мес. соответственно (Никитюк , Чтецов , 1990). Межгрупповые различия обычно не превышают 6 мес.

Увеличение длины тела в 6-7-летнем возрасте на 7-10 см получило название полуростового (или первого ростового) скачка. В период полового созревания (11-14 лет) происходит ростовой (второй ростовой), или пубертатный ,скачок . Длина тела при этом возрастает сразу в течение первого года на 11-12 см, а в последний год на 6-7 см. На рис. 4 представлен график изменения темпов роста с возрастом, на котором хорошо видно резкое увеличение скорости роста в период от 12 до 16 лет (пубертатный скачок роста), а также замедление снижения скорости роста от 6 до 8 лет (полуростовой скачок).

Рис. 4. Изменение темпов роста с возрастом

Понятие онтогенеза, общие закономерности онтогенеза.

Термин онтогенез (от греческого онтос - сущее и генезис – происхождение) был введен в биологию известным немецким естествоиспытателем XIX в. Э.Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индивидуального развития живого организма от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания жизни.

В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития:

эмбриональный (пренатальный) и постэмбриональный (постнатальный). Первый период начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй – от момента рождения до смерти человека.

Таким образом, истинное рождение человека происходит в момент зачатия, появление же на свет новорожденного знаменует лишь окончание первого этапа развития - пренатального, длящегося в среднем 280 дней.

Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей и не представляет собой его простую уменьшенную копию. И хотя новорожденный обладает всем необходимым набором морфологических и функциональных свойств, обеспечивающих ему выживание в определенных, наследственно запрограммированных условиях окружающей среды, его физиологические возможности далеко не соответствуют функциональной активности взрослого организма.



Время в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма человека (функционирование систем кровообращения, пищеварения, нервной и т.д.) составляет 16-20 лет.

Основные закономерности онтогенеза.

1. Принцип системогенеза и опережающего развития органов и функциональных систем. Вопросы теории функциональных систем и особенности их формирования в процессе онтогенеза т.е. особенности системогенеза, были разработаны известным советским физиологом академиком П.К.Анохиным (1898-1974) и его учениками и последователями.

Функциональной системой называют временноеобъединение различных органов детского организма, направленное на достижение полезного для существования организма результата. Например, рефлекс сосания у новорожденного осуществляется специальной функциональной системой, в которую входят различные группы мышц и объединения нервных клеток,регулирующих их сокращения. Главное значение для объединения органов в функциональную систему имеет не их анатомическая близость, а необходимость осуществления жизненно важной для организма деятельности.

В процессе обучения ребенка письму, чтению, навыкам личной гигиены и т.д. также требуется образование функциональных систем, в которые включаются разнообразные органы.

Таким образом, в процессе онтогенеза человека в его организме возможно образование бесчисленного множества различных функциональных систем, обеспечивающих ему оптимальное взаимодействие с факторами внешней среды. Важной биологической особенностью в развитии детей является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется. В функциональной системе обеспечивающей ребенку рефлекс сосания, анатомо-физиологическое формирование входящих в нее органов и самой системы происходит задолго до рождения ребенка.

Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей является своеобразной «страховкой», которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств. Например, даже в случае преждевременных родов новорожденный встречается с внешней средой во «всеоружии», т.к. он уже наделен важнейшей для его жизни функцией, обеспечивающей ему питание.

2. Гетерохронность и гармоничность развития. Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей происходит не одновременно, т.е. гетерохронно (от греческого гетерос – другой, хронос- время.)

Прежде всего, развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренательного развития, а почки формируются значительно позже и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

Гетерохронность развития не отрицает его гармоничности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функционирования целостного организма и оптимальное (гармоничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.

Таким образом, гармоничность развития характеризуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма детей соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны окружающей среды.

«ПРОБЛЕМА СИСТЕМОГЕНЕЗА И ОНТОГЕНЕЗА В ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ

СТОМАТОЛОГИИ»

344. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРИНЦИП ГЕТЕРОХРОННОГО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ?

1. Неодновременное созревания различных функциональных систем;

2. Неодновременное созревание различных частей одной и той же функциональной системы;

3. Разное во времени включение в работу уже созревших функциональных систем.

345. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРИНЦИП МИНИМАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМОГЕНЕЗЕ?

1. Чем моложе организм, тем меньше требуется исполнительных органов для

обеспечения функции;

2. Любая функциональная система начинает работу, когда созреет хотя бы один из

ее исполнительных механизмов.

346. КОГДА НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯФ УНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПИЩЕВОГО КОМКА?

1. С момента прорезывания первых зубов-антагонистов;

2. С момента прорезывания первых коренных зубов

347. КОГДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПИЩЕВОГО КОМКА?

1. С окончанием прорезывания коренных молочных зубов;

2. С окончанием прорезывания постоянных коренных зубов.

348. С КАКОГО ВОЗРАСТА МАСТИКАЦИОГРАММА РЕБЕНКА НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МАСТИКАЦИОГРАММЫ ВЗРОСЛОГО?

1. С 10 лет; 2. С 12-13 лет; 3. С 17-18 лет.

349. НАЗОВИТЕ ОСОБЕННОСТИ МАСТИКАЦИОГРАММЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ?

1. Снижение амплитуды жевательных движений и исчезновение дополнительных волн;

2. Увеличение амплитуды жевательных движений и появление дополнительных волн;

3. Снижение амплитуды жевательных движений и появление дополнительных волн.

350. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕЧЕОБРАЗОВАНИЯ:

1. Начинает формироваться с 8-10 месяцев и заканчивается к 2.5-3 годам;

2. Начинает формироваться с 3-6 месяцев и заканчивается к 2-3 годам.

3. Начинает формироваться с 1 года жизни и заканчивается к 5 годам.

Эталоны ответов на тесты

220. 3412

Литература

Нормальная физиология. Учебное пособие./Под ред. В.А. Полянцева.- М.: Медицина, 1989 г.

Ортопедическая стоматология. Учебник / Щербаков А.С. и др. 5-ое изд. – СПб. 1997.

Прохончуков.А., Логинова И.К., Жижина Н.А. Функциональная диагностика в стоматологческой практике. Библиотека практического врача, М.; Медицина. 1980, с. 271.

Рубинов И.С. Физиологические основы стоматологии. /. Ленинград: Медицина, 1970. – с. 333.

Терапевтическая стоматология. Учебник / Под ред. - М.; Медицина, 1999. С.

Хирургическая стоматология. Учебник / Под ред. Т.Г. Робустовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1996.- 688с.


Предисловие.. 4

1. ВВЕДЕНИЕ.. 5

2. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ... 6

2.1. Физиология возбудимых тканей. 6

2.1.1. Электрофизиологические зкономерности в практике врача-стоматологапрактике врача-стоматолога. 6

2.2. Физиология зубочелюстной системы. 13

2.2.1. Физиология зубов и пародонта. 20

2.2. Физиология центральной нервной системы. 25

2.3. Физиология желез внутренней секреции. 28

3.1. Физиология системы крови. 30

3.2. Физиология кровообращения. 35

3.3. Физиология дыхания. 40

3.4. Физиология пищеварения. 42

3.4.1. Физиология ротовой полости. 43

3.5. Обмен веществ и энергии. Питание. 46