Школьная энциклопедия. Символизм

Живопись – довольно обширный раздел изобразительного искусства, который включает в себя много разных стилей. Один из таких стилей – символизм.

Понятие символизма и его черты в живописи

Символизм – это один из живописных стилей изобразительного искусства, который возник во Франции в конце 19 столетия. В основу символизма легли представления художников о мире, который мы не видим, но можем представить его, так как наш мир является смутным отражением того, настоящего мира, который для нас закрыт. В живописи символистов присутствуют символы, знаки, которые зрители пытаются расшифровать. Символисты были против простого, обыденного смысла в картинах. Художники-символисты вдохновлялись литературой, мифами и библейскими историями. Героев и предметы в своих картинах они наделяли мистическим смыслом. Символы в картинах использовались для передачи чувств, эмоций, мыслей. Наиболее популярными темами в символической живописи были страдания и смерть, предчувствие каких-то событий. Вообще живопись символистов можно легко угадать по выраженным чувствам на картине. Но чувства и эмоции были не положительные. В этом угадывалась идея донесения людям о том, что мир несовершенен.

Если говорить о выполнении, то изображение на картинах довольно обобщенное и простое, тона однотипные. И самое важное – загадочный сюжет, где каждая мелочь имеет определённое значение. Символизм не имел собственного художественного языка, как импрессионизм или пуантилизм, поэтому и данное направление в живописи не называлось отдельным стилем.

Яркие представители символизма в живописи

Альфред Кубин

Данный художник – символист, который был известен своей необычайно депрессивной, темной символикой. Его работы пропитаны тревогой, ужасом. Причиной таких работ были постоянные галлюцинации, которые его преследовали. Но его такая, довольно странная жизнь, и принесла ему славу. Наиболее известное полотно его руки – «Дух воды». В данной картине как раз и отражен его темный символизм. Бессилие людей перед такой природной стихией, как вода.

Михаил Врубель

Известный русский символист. Его символизм, как и вообще весь символизм России, был связан с христианством и религией. Михаил Врубель – ярчайший представитель символизма. В его картинах чувствуются противоречия между его внутренним миром и миром реальным. «Жемчужина» Врубеля яркий пример его символизма, а также это одна из последних его картин. На ней изображены две античные богини, которые наблюдают за миром из своего мира бессмертных.

Эдвард Мунк

Эдвард Мунк у многих ассоциируется с немало известной картиной «Крик». Мунк – норвежский художник. Гиперболизированные эмоции сумрачная реальность, контраст цветов – это символизм Эдварда Мунка. На его творчество повлияла его необычайно сложная жизнь. Картины написаны кистями, которые пропитаны страхом смерти и одиночества. Это подмечают даже те, кто не особо знаком с его творчеством. Ярким примером символизма является его картина «Расставание», которая повествует нам о мужчине, которому очень тяжело расстаться с прошлым.

На примере художников становится ещё более понятно, что из себя представляло данное течение. Хоть данный стиль и не имел собственного художественного языка, который, в принципе, был и не нужен. Смысл данного течения был в том, чтобы показать неведомое посредством картин.


Далее → Синопия

Новость из мира искусства

В бывшем Королевском дворце Милана проходит уникальная выставка, посвященная символизму. В 24 залах Palazzo Reale представлены около 100 живописных работ, а также графика и скульптура под общим названием "Символизм: искусство в Европе от Прекрасной эпохи до Первой мировой войны". Экспонаты прибыли из разных музеев и частных коллекций Европы, в первую очередь итальянских - венецианского Ca" Pesaro, флорентийской галереи Uffizi, римского музея современного искусства. Причем шедевры итальянского символизма выставлены вместе с работами ключевых представителей течения из других стран. В залах звучат "Стихи зла" Бодлера и музыка настроения.
Многие из этих произведений были когда-то показаны на Венецианской биеннале. В итальянское искусство символизм пришёл именно через Венецию, куда в те годы приезжали такие великие представители этого течения, как Франц фон Штук, Фердинанд Ходлер и Густав Климт.
Многие работы перекликаются с картинами русских символистов, например Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля. Их полотна также планируется показать в текущем году итальянским любителям искусства.
Символизмом принято называть одно из крупнейших направлений в искусстве, возникшее во Франции в 1870-80-х годах и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России, а также в Италии и других странах. Сам термин "символизм" впервые был введен в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в манифесте, опубликованном 18 сентября 1886 года, согласно которому "символизм полагает выражение недостижимых, иногда мистических, идей, образов вечности и красоты целью и содержанием своего творчества".

Бельгийский художник Фернан Кнопф - главный представитель бельгийского символизма. В своих живописных работах Кнопф отражал мистические фантазии. На картинах Кнопфа часто встречаются женские образы в виде сфинксов и химер, например в картине "Искусство, или нежность сфинкса".


Фернан Кнопфф. Искусство, или нежность сфинкса, 1896. Королевский музей изящных искусств, Брюссель

Итальянский художник Джулио Аристид Сарторио (1860-1932) - представитель академизма и символизма, был сторонником академической манеры с её аллегорическими образами и реалистичным стилем. С годами он выработал виртуозную манеру наложения красок на массы человеческих тел в различных позах, охваченных и погнутых сверхъестественной стихией.


Джулио Аристид Сарторио. Сирена (Зелёная бездна), 1893. Галерея современного искусства, Турин


Фрагмент

Джорджо Кинерк (1869-1948) - итальянский художник и скульптор.

Джорджо Кинерк. Весна жизни, 1902

Макс Клингер (1857-1920) - немецкий художник, график и скульптор, представитель символизма. Своей целью в искусстве Клингер видел объединение живописи, пластики и архитектуры. Написанные Клингером религиозные картины показывают влияние на мастера итальянского Ренессанса.

Макс Клингер. Тритон и нереида (Сирена), 1895. Палаццо Питти, Флоренция

Чешский художник Франтишек Купка (1871-1957) бо́льшую часть жизни прожил во Франции. Один из первых представителей абстрактной живописи, представитель орфизма. Творческий стиль Купки эволюционировал от реализма к абстрактному искусству.

Франтишек Купка. Волна, 1902

Арнольд Бёклин (1827-1901) - швейцарский живописец, график, скульптор; один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века и Дюссельдорфской художественной школы. "Остров мёртвых" - наиболее известная картина Бёклина. Всего Бёклин создал пять вариантов данной картины в период с 1880 по 1886 год.

Арнольд Бёклин. Остров мёртвых,1883. Старая национальная галерея, Берлин

Джованни Сегантини (1858-1899) - итальянский художник-пейзажист, писал картины в пуантилистской технике, работал в разные годы в стилях реализма и символизма. В поздних работах Сегантини, кроме символистских элементов, угадываются тенденции югендштиля. На гранитной плите над могилой художника высечено: «Искусство и любовь побеждают время».

Джованни Сегантини. Любовь - источник жизни, 1896. Галерея современного искусства, Милан

Итальянский художник и дизайнер Витторио Цеккин (1878-1947) создавал изделия из стекла и керамики, занимался дизайном мебели. Искусствоведы пишут, что Цеккин был явно под влиянием знаменитого представителя Сецессиона - австрийца Климта. Картина "Принцесса в саду" входит в серию трёх картин по мотивам сказок "Тысяча и одна ночь". Она стала самой известной работой художника. Панели были расположены на участке площадью около тридцати метров в длину и украшали узкий зал ресторана отеля.


Витторио Цеккин. Принцессы в саду, 1914. Галерея современного искусства, Венеция

Фердинанд Ходлер (1853-1918) - швейцарский художник, один из крупнейших представителей модерна. Ходлер разработал стиль, который назвал "параллелизм", характеризующийся симметричным расположением фигур в танцевальных или ритуальных позах. Аллегорическим композициям Ходлера (“Ночь”, “День”), произведениям на темы истории Швейцарии и Германии, пейзажам присущи монументальность и суровый лаконизм образного строя, напряженность динамичной композиции.

Фердинанд Ходлер. Избранный, 1903. Музей Карла Эрнста Остхауса, Хаген



Фердинанд Ходлер. Ночь, 1890. Художественный музей, Берн

Галилео Кини (1873-1956) - художнико, график, архитектор, дизайнер, керамист, один из основателей стиля модерн в Италии. С 1911-1914 он украшал Тронный зал короля Сиама в Бангкоке. Его успех подтвердился, когда ему предложили работу по живописи панелей Центрального зала XI Венецианской биеннале. Именно с этого момента Кини стали считать "официальным художником" из Венеции.

Галилео Кини. Весна классическая (Весна, что постоянно обновляется), 1914. Академия художеств, Монтекатини Терме

Художник Пюви де Шаванн (1824-1898) был одним из наиболее значительных французских символистов, оказавших впоследствии большое влияние на развитие французской живописи в стиле ар-нуво. В России большим поклонником художника был С.П. Дягилев, что сказалось и на развитии художественной группы "Мир искусства". В 1897 году В. Э. Борисов-Мусатов, покорённый искусством Пюви де Шаванна, пытался поступить к нему в ученики, но опоздал. Художник закрыл своё ателье.
Пюви де Шаванн лучшей своей работой считал полотно "Девушки у моря", представляющее собой живописную аллегория гармонии человека и природы. Здесь блестяще проявилось умение Пюви де Шаванна превратить любой незатейливый сюжет в символическую композицию. Все фигуры на полотне написаны с удивительным мастерством, а холодный колорит, основанный на игре серо-голубых тонов, придаёт сцене ощущение монументальной росписи.

Пюви де Шаванн. Девушки у моря,1879

Джеймс Энсор (1860-1949) - бельгийский художник, график и живописец. Художник испытал влияние импрессионизма. В 1883 году он отказался от импрессионистической манеры и бытовых сюжетов. Переход к символическим сюжетам вызвал непонимание современников. Талантливый одиночка запомнился своими эксцентричными, выразительными образами (черепа, скелеты, автопортреты, страдающий Христос), большинство из которых берёт начало в его детских воспоминаниях о товарах в сувенирной лавке родителей. Лучшие работы созданы между 1885 и 1891 годами. Оказал влияние на становление экспрессионизма; Энсора называют предтечей сюрреализма и современного фантастического искусства.

Джеймс Энсор. Скелеты греются, 1889

Один из лидеров символизма в европейском изобразительном искусстве рубежа XIX-XX веков немецкий живописец и скульптор Франц фон Штук (1863-1928) увлекался новыми художественными техниками и жанрами. В 1885 году Франц фон Штук посещал мюнхенскую Академию художеств, но как художник был в основном самоучкой. Испытал влияние Арнольда Бёклина. Вместе с Вильгельмом Трюбнером основал в 1892 году Мюнхенский сецессион.

Франц фон Штук. Люцифер, 1890. Национальная галерея, София


Франц фон Штук.Тилла Дюрье в образе Цирцеи, 1913. Старая национальная галерея, Берлин

Жан Дельвиль (1867-1953) - бельгийский художник-символист, писатель, оккультист и теософ. Он стал первым человеком, нарушившим обет неразглашения и решившим открыто проповедовать «тайное знание» посвящённых. Длительное время творчество Дельвиля было забыто, но в наши дни ему возвращено внимание искусствоведов и интерес любителей живописи.

Жан Дельвиль. Смерть Орфея "Голова Орфея, плывущая по воде", 1893. Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель

Выставка “Il Simbolismo. Dalla Belle Époque alla Grande Guerra” продлится в миланском Palazzo Reale до 5 Июня 2016 года.

Хотя символизм в живописи принято считать отдельным стилем, ни один искусствовед не сможет дать его четкое определение и загнать в четкие рамки. Вообще, когда говорят о символизме, то подразумевают направление в европейской философии и литературе, а в дальнейшем и в живописи, которое возникло на рубеже 19 и 20 веков. Но если быть более честным, истоки символизма стоит искать еще раньше, примерно в 13 веке. Именно на этот период пришелся расцвет Инквизиции, которая путем цензуры запрещала все неугодное Богу, точнее Церкви. Поэтому чтобы выразить свои мысли, художники прибегали к различным символам, истинный смысл которых был понятен только узкому кругу посвященных. А некоторые историки искусства уводят корни символизма еще дальше, и связывают его с иконописью. Однако, точно известно только дата возникновения термина — его ввел в оборот французский поэт Жан Мореас в 1886 году.

Вне зависимости от вида искусства, главная идея символизма состоит в том, что наш мир — всего лишь смутное отражение совершенно другого мира, но именно он является настоящим. Все, что происходит вокруг нас, символисты считали следствием невидимых и не понятных нам причин. Адепты символизма отрицали науку, были агностиками, и считали, что человеческий разум слишком часто ошибается, поэтому ему нельзя верить. Только краткий миг прозрения, который происходит во время творческого процесса, может ненадолго открыть темную завесу тайны над миром иллюзий. Именно поэтому символисты отводили особую роль творческим личностям.

Зародившийся во Франции символизм, в живописи так и не стал полноценным стилем, хотя бы потому, что не создал собственного художественного языка, а использовал уже существующие приемы: гротеск, осознанное использование гипертрофированных формы и ярких цветов. Однако это не помещало ему стать предшественником художественного авангарда 20-го века. Наиболее популярными темами символизма в живописи были: любовь страдание, смерть, предчувствие каких-то событий. Персонажей и сюжеты художники-символисты брали из библейских историй, античной мифологии, исторических событий. Символизм оказал сильное влияние на живопись во Франции, Германии, Бельгии, Австрии, Норвегии, где его считали отдельным стилем. Среди европейских художников-символистов наиболее известны П. Гоген, Э. Мунк и О. Редон. Среди художников Нового Света стоит отметить Фриду Кало. В России символизм был достаточно популярен, но, в первую очередь, в литературе. Среди художников идеи символизма пропагандировали Врубель и Борисов-Мусатов. С момента официального возникновения символизма прошло примерно полтора века, у него до сих пор есть почитатели, как среди публики, так и среди художников. Может быть дело в том, что присутствие символов на картине заставляет зрителя интенсивно работать, как разумом (думать, чувствовать), так и подсознанием и интуицией. Благодаря этому зритель также проводит некую творческую работу, что ставит его на одну ступень с художником, в широком смысле этого слова.

На рубеже XIX- XX веков художники, поэты, композиторы пытались создать эстетическую утопию, окно в неведомый таинственный и поэтический мир, граничащей с погружением в сон или царство утонченной красоты природы и самого человека – высший, совершенный и прекрасный. Это был новый вид ностальгии или даже своеобразная религия. Чувствуя бездушие и цинизм современного общества, художники предпочитали скрываться от него в мире собственных размышлений. Неожиданно оказавшийся перед лицом бездны, какой порой представлялся современникам выход в новый век, обуреваемый всевозможными предчувствиями и противоречивыми страстями, художник пытался нащупать новые точки опоры в пошатнувшемся мироздании.

Таково было новое творческое мышление Европы – искусство символизма, возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.

Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте - «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro».

В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души - полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры. В любом символе есть две стороны - означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. А искусство - ключ к тайне.

Индивидуалистическое по своей сути искусство символизма в какой-то мере отразило неприятие буржуазной действительности, предчувствие мировых социально-исторических потрясений.

В различных регионах символизм проявил себя по-разному. Здесь и декадентские настроения, мрачные, тревожные фантазии, поклонение увяданию и упадку, смутным и недостижимым идеалам, культ красоты как высшей ценности. Самобытный символизм стран Скандинавии с отсылкой к фольклору в литературе и музыке и чертами примитивизма в живописи. Свой необычный вариант символизма представили страны Восточной Европы. Русский символизм воспринял от западного многие эстетические установки, однако в процессе творческого оформления в самостоятельное течение он обрёл существенное национальное своеобразие.

Открыто противопоставили своё творчество реальному миру символисты разных стран – живописцы Гюстав Моро и Пюви де Шаванн во Франции, Яцек Мальчевский в Польше, Лайош Гулачи в Венгрии, Арнольд Бёклин в Швейцарии, Франц фон Штук и М. Клингер в германии, Микалюс Чюрлёнис в Литве, Михаил Врубель в России, графики Обри Бердслей в Англии, Филисьен Ропс в Бельгии, создавшие полуфантастические композиции, проникнутые мистическими настроениями. В их творчестве отразились поиски особого художественного языка, способного ритмикой линий и цветовых сочетаний выразить сложный символический смысл.

Предвосхищением экспрессионизма как особого направления в искусстве стали заострённые, гротескные образы-символы в живописи бельгийца Д.Энсора и норвежца Э.Мунка, отразившие страх перед уродством и бесчеловечностью буржуазной действительности.

Символизм, выросший из позднего романтизма, внёс богатый мир романтической символики в стиль модерн.

Одними из основоположников символизма в литературе называют Шарля Бодлера, считавшего символизм единственно возможным способом отражения реальности и Стефан Малларме, который, по словам Жана Мореаса, «открыл ощущение таинственного и невыразимого». В русской поэзии, начиная с 1900-х гг., символизм получил развитие в творчестве А. Блока, А. Белого, В. Брюсова, К. Бальмонта, В. Иванова и др. В своих произведениях они выражали не столько индивидуалистические переживания одиночества, сколько поиски целого нового миросозерцания.
Это далеко не полный список творцов-символистов.

На лекции мы познакомимся с ярчайшими представителями символизма и их творчеством, а также с критикой данного направления. Перенесёмся в другую эпоху – время рубежа веков…Окунёмся в атмосферу таинственности, получим тайные знания из символов и образов в поэзии и живописи.

Лектор — Янина Барабашова

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 08.08.2015 12:43 Просмотров: 5245

«Воображение, создающее аналогии или соответствия и передающее их образом – вот формула символизма» (Ренэ Гиль).

И действительно, всё «природное», реальное представлялось им лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
Символизм как художественное явление был одним из крупнейших направлений в литературе, музыке и живописи на рубеже XIX и XX вв. Он возник во Франции в 1870-80-х гг., к концу столетия распространился в большинстве стран Европы. Но именно в России символизм реализуется как наиболее масштабное, значительное и оригинальное явление в культуре.

Смысл символизма

О сути символизма лучше всего сказал французский поэт Жан Мореас (он же был и автором термина «символизм» в искусстве): «Символическая поэзия – враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти. С другой стороны, символическое искусство противится тому, чтобы Идея замыкалась в себе, отринув пышные одеяния, приготовленные для неё в мире явлений. Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как осязаемые отражения перво-Идей, указующие на своё тайное сродство с ними... Символистскому синтезу должен соответствовать особый, первозданно-широкоохватный стиль; отсюда непривычные словообразования, периоды то неуклюже-тяжеловесные, то пленительно-гибкие, многозначительные повторы, таинственные умолчания, неожиданная недоговорённость – всё дерзко и образно...».
Существовал и другой термин для обозначения нового направления в литературе – декадентство. И поскольку основным настроением, культивируемым символистами, являлся доходящий до отчаяния пессимизм, а декадентство (от фр. décadent – упадочный) – модернистское направление в искусстве конца XIX - начала XX вв., характеризующееся извращённым эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом, то между символизмом и декадентством никаких противоречий не было.
Но в Росси всё-таки эти два явления в искусстве различали: в символизме отмечали духовность, а в декадентстве – только безнравственность и увлечение внешней формой.
В связи с этим нам бы хотелось обратиться к двум картинам. Первая картина – финского художника Хуго Симберга «Раненый ангел». Поскольку сам автор не давал никаких интерпретаций этой картины, предоставляя зрителю самому делать выводы, то мы и воспользуемся этим и скажем, что картина олицетворяет символизм.

Хуго Симберг «Раненый ангел» (1903). Холст, масло. 127 х 154 см. Атенеум (Хельсинки)
А картина Рамона Касаса «Юная декадентка» (1899) олицетворяет декаданс.

Символисты старались отобразить жизнь каждой души. Но поскольку душа человеческая загадочна, то их произведения полны переживаний, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Поэты-символисты наполнили поэзию новыми выразительными образами, но часто уходили в бессмысленной игру слов и звуков. Символизм различает два мира: мир вещей и мир идей и соединяет эти миры в искусстве.
Основные принципы эстетики символизма выражены в творчестве французских поэтов Шарля Бодлера, Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме, Лотреамона.

Г. Курбе «Портрет Поля Верлена» (около 1866)

Поль Верлен «Осенняя песня»

Издалека
Льётся тоска
Скрипки осенней -
И, не дыша,
Стынет душа
В оцепененье.

Час прозвенит -
И леденит
Отзвук угрозы,
А помяну
В сердце весну -
Катятся слёзы.

И до утра
Злые ветра
В жалобном вое
Кружат меня,
Словно гоня
С палой листвою.

Неизвестно, какие осенние скрипки плачут у Верлена. Возможно, это печально шумят деревья. А может быть, это чувства уставшего от жизни человека? То же самое относится к удару часов – где, когда? Неясность образов утверждает скорбную мысль поэта о горьком одиночестве всякого существа, обречённого на гибель в холодном равнодушном мире.
Метод символизма предполагает воплощение основных идей произведения в многозначной и многоликой ассоциативной эстетике символов, т.е. таких образов, значение которых постижимо через их непосредственное выражение в слове, живописи, музыке и т.д. Основным содержанием символистичного произведения являются выраженные в образности символов вечные Идеи, т.е. обобщённые представления о человеке и его жизни, высший Смысл, постигаемый лишь в символе, а также Красота, в нём воплощённая.

Символизм в литературе

Символизм в литературе проявил себя во многих странах: приверженцами этого направления были Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн (Бельгия); Шарль Бодлер, Стефан Малларме, Жюль Лафорг, Анри де Ренье, Поль Валери, Поль Клодель, Поль Фор, Сен-Поль Ру, Поль Верлен, Артюр Рембо, Лотреамон (Франция); Райнер Мария Рильке, Гуго фон Гофмансталь (Австрия и Германия; поздний Генрик Ибсен (Норвегия); Валерий Брюсов, Александр Блок, Фёдор Сологуб, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Максимилиан Волошин и мн. др. (Россия).

С. Маларме. Фотография 1896 г.
Стефан Малларме (1842-1898) – французский поэт, один из вождей символистов. Малларме считал, что поэзия не «показывает», а внушает. Видимое явление – это лишь внешняя сторона. Свое интуитивное познание поэт выражает символически. Символ Малларме понимает как систему аналогий. Его лирика субъективна, тематически неопределённа. Основные мотивы – одиночество и скорбь. Но чувства выражаются не непосредственно, а рядом иносказаний.

Малларме

Плоть опечалена, и книги надоели...
Бежать... Я чувствую, как птицы опьянели
От новизны небес и вспененной воды.
Нет - ни в глазах моих старинные сады
Не остановят сердца, плящущего, доле;
Ни с лампою в пустынном ореоле
На неисписанных и девственных листах;
Ни молодая мать с ребенком на руках...
Малларме «Лебедь»

Могучий, девственный, в красе извивных линий,
Безумием крыла ужель не разорвёт
Он озеро мечты, где скрыл узорный иней
Полётов скованных прозрачно-синий лёд?

И Лебедь прежних дней, в порыве гордой муки
Он знает, что ему не взвиться, не запеть:
Не создал в песне он страны, чтоб улететь,
Когда придёт зима в сиянье белой скуки.

Он шеей отряхнёт смертельное бессилье,
Которым вольного теперь неволит даль,
Но не позор земли, что приморозил крылья.

Он скован белизной земного одеянья,
И стынет в гордых снах ненужного изгнанья,
Окутанный в надменную печаль.
(Перевод М. Волошина)

Б. М. Кустодиев «Портрет Волошина» (1924)

Русский символизм

Как мы уже сказали ранее, в России символизм стал масштабным, значительным и оригинальным явлением в культуре, при этом он приобрел свои русские неповторимые черты.

В. Серов «Портрет К. Бальмонта»
Серебряный век русской литературы совпадает по времени с эпохой символизма. Но символизм в России был очень разнообразен и не являл собой какой-то единой школы.

М. Врубель «Портрет В. Брюсова»
В течении русского символизма усматривают два периода: старшие символисты (В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, К. Бальмонт и др.) и «младосимволисты» (второе поколение символистов – Сергей Соловьёв, А. Белый, А. Блок, Эллис, И. Анненский, Вячеслав Иванов).

К. Сомов «Портрет Вяч. Иванова»
На творчество русского символизма (особенно младшего поколения) сильно повлияла философия Вл. Соловьёва. Источником вдохновения для русских символистов часто служил образ Святой Софии. Святая София Соловьёва - одновременно ветхозаветная премудрость и платоновская идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Душа, «Дева Радужных Ворот» и Непорочная Жена – тонкое незримое духовное начало мироздания. Культ Софии восприняли А. Блок, А. Белый, С. Соловьёв. А. Блок называл Софию Прекрасной Дамой, М. Волошин видел её воплощение в легендарной царице Таиах. Младшим символистам была созвучна соловьёвская обращенность к незримому, «несказанному» как истинному источнику бытия. Стихотворение Соловьёва «Милый друг» воспринималось как свод их идеалистических настроений символистов:

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?

Символизм в живописи

К символизму относят творчество художников А. Бенуа, Л. Бакстa, М. Добужинского, В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля и др. Но всегда следует помнить, что каждый представитель символистского течения имел свой путь к нему, поэтому творчество всех символистов невозможно объединить какой-то одной характерной чертой.

В. Борисов-Мусатов «Призраки» (1903)
«...С окончанием жизни опустевшего помещичьего дома – «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин» (по воспоминаниям сестры художника Елены).

Символизм в музыке

Самый яркий представитель этого стиля – А.Н. Скрябин. Музыка Скрябина необычна и своеобразна: импульсивна, нервически тревожна, не чужда мистицизма. Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света. Он является первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.

Соответствие цветов и тональностей по Скрябину
Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо: объединение звуков, красок, запахов, движений и даже звучащей архитектуры.
Посредством «Мистерии» А. Н. Скрябин собирался завершить нынешний цикл существования мира, соединить Мировой Дух с косной Материей в некоем космическом эротическом акте и таким образом уничтожить нынешнюю Вселенную, расчистив место для сотворения следующего мира. Его «Поэма Экстаза» и «Прометей» – предисловие («Предварительное Действо») «Мистерии».