Школа бессловия. Татьяна толстая о дурновкусии и нелюбви к денежной работе А ты верующая

Программа Татьяны Толстой и Авдотьи Смирновой закрыта, потому что ее планка выше, чем у песен Стаса Михайлова

Закрытие программы Татьяны Толстой и Авдотьи Смирновой не вызовет у меня слез - как не вызывало слез у ведущих этой программы исчезновение моих собственных проектов. За двенадцать лет существования «Школы» я был одним из немногих современных российских сочинителей, кого туда не позвали. И не позвали бы и в следующие двенадцать лет, уверен, потому что с Авдотьей Смирновой у меня прохладный нейтралитет, а с Татьяной Толстой активное взаимное неприятие при заочном согласии по многим пунктам.

Но вне зависимости от моего отношения к Толстой, Смирновой, их проекту и гостям, я должен заметить, что случилась вещь очень неприятная. Толстая и Смирнова, хороши они или плохи, - все-таки умные и приятные люди, и плевать, что они сроду не скажут обо мне ничего подобного. Мы, мужчины, должны трезво оценивать женщин вне зависимости от взаимности. И уничтожение программы, которую делают умные и хорошие, вызывает неизбежный вопрос: а заменить-то их чем?

Все мы понимаем, что цензура в России идет не по политической линии. Иные националисты говорят резкие и опасные вещи, но они не то чтобы классово свои - они свои скорее антропологически, потому что и борьба в России сейчас далеко не классовая. Она именно антропологическая, потому что и классы размыты, и политика упразднена, и вообще осталось разделяться только по простейшим, врожденным признакам. Например, готов ли ты при первом несогласии дать оппоненту в морду или вступишь в дискуссию?

Лимонов, например, очень долго был чужим для российской власти, а порой и своим для оппозиции, но когда дело дошло до антропологии, он оказался на правильной стороне. Некоторое его озлобление против креаклов и прочих маменькиных сынков (вполне, впрочем, безобидное) вызывается серьезным внутренним дискомфортом: он привык быть в меньшинстве и считаться фашистом, а теперь фашисты все в Киеве, а сам он внезапно совпал с линией партии и даже получил разрешение собирать «Стратегию-31» на Триумфальной. Как быть? Экзистенциальный диссонанс.

Антропологические различия серьезней национальных и расовых - это эволюционная проблема, предсказанная и описанная еще Стругацкими. Одним нравится ненависть и дикость - другим в такой атмосфере дышать некомфортно; одни верят в единого царя и единую нацию - другим такая централизация кажется опасной; одним интересно читать книжки, а другим - мучить людей, и это не значит, что одни умней, а другие глупей. Просто вот другие, и все.

Одна из последних акций «Наших» как раз указывает на это: они там все понимают. Мы для них именно «чужие», и при этом они все время упрекают нас в высокомерии. Мол, мы для вас быдло, а вы все в белом. При этом они как можно активней стараются стать быдлом, дабы подтвердить наши слова.

Важно не только и не столько то, что закрывается дискуссионная программа, где разговаривали между собой умные или, по крайней мере, думающие люди. Важно, что закрывается она по причине коммерческой непривлекательности, низкого рейтинга - хотя, во-первых, культурная ценность никакими рейтингами не меряется, а во-вторых, то меньшинство, которое смотрело «Школу», экономически как раз эффективно. Это оно производит технологии, ценности и даже еду - а люмпены не производят ничего, кроме невнятного, вечно недовольного урчания.

Конечно, «Школа» с большой вероятностью найдет себе место на другом канале - на «Культуре», скажем, или где-нибудь на кабеле, да мало ли сегодня недодушенных медиа, - но аудитория уменьшится, а главное, будет подан важный знак. Станет окончательно ясно, что от сегодняшнего деятеля культуры требуется отнюдь не лояльность (кто лояльней патриотов-националистов?). Как писал Пастернак Ольге Фрейденберг, криминален сегодня не еретический характер той или иной мысли, но сам факт ее наличия. Толстая и Смирнова виноваты не в том, что приглашали иногда неправильных людей (они почти сплошь приглашали нейтральных), а в том, что планка их программы несколько выше, чем у песен Стаса Михайлова. А Стас Михайлов лоялен не потому, что много говорит про Бога и любовь, не потому даже, что он доверенное лицо Путина, а потому, что он ниже плинтуса.

Интересно, конечно, будет посмотреть, кто займет их место в эфире. Не думаю, что это будет юмористическое шоу. По-моему, есть два варианта (насколько я вообще понимаю стратегию НТВ). Вариант первый - ток-шоу «Нечистое белье», в котором будут разоблачать гадкие страстишки отечественных интеллектуалов или западных политиков: такой-то выругался, у такого-то внебрачная связь, а сякой-то - ну, помните, он еще недостаточно восторгался Крымом - позавчера плюнул мимо урны, что зафиксировано пронырливым телеканалом «Мля-news». Вторая версия - напротив, серьезное, пафосное и как бы интеллектуальное конспирологическое шоу, в котором национал-конспирологи, жуя бороды, будут с серьезным видом рассуждать о масонских заговорах и англосаксонских кознях, и все это под такую, знаете, музычку. Не исключено, что ведущим там будет Сноуден, а то у Чапман что-то не задалось.

Татьяна Толстая провела творческую встречу в Воронеже в книжном клубе «Петровский» 17 октября. Татьяна Никитична - личность многогранная. В первую очередь она публицист и писательница, продолжатель традиции своего деда, писателя Алексея Толстого. А с 2002 по 2014 год Татьяна Толстая в паре с Авдотьей Смирновой вела ток-шоу «Школа злословия» на НТВ, где ведущие не стеснялись задавать гостям самые провокационные вопросы. Программа выходила в эфир целых 12 лет, получила премию «ТЭФИ». Ну и, наконец, Татьяна Никитична - мама знаменитого дизайнера и топового блогера Артемия Лебедева, который, по её признанию, долго скрывал с ней родство, потому что хотел сделать карьеру сам, чтобы ему не ставили в упрёк известную маму.

Во время встречи воронежцы задавали самые разные вопросы, в том числе об отношении писательницы к творчеству группы «Ленинград», у которых она для одного из своих рассказов позаимствовала мем «В Питере пить».

У них есть несколько клипов, снятых режиссером Анной Пармас. «В Питере пить», «ЗОЖ» и «Лабутены» сделаны по-режиссёрски отлично, а вот «Космос Стас» - бездарно, - считает Татьяна Толстая. - Пармас сделала их как мини-фильмы, соединив с совершенно несимпатичными мне криками группы. Для меня это на параллельных треках идёт. Есть вещи вне зависимости от того, нравятся они мне или нет, которые точечно попадают в сегодняшний день. «В Питере пить» стало мемом. Хотя никакой логики нет. В Питере пьяницы не лучше и не хуже, чем в других городах. Ну так Шнурову захотелось, он человек-то образованный. Даже очень. Может, ему контраста хотелось - контрапункт к дворцам...

Татьяна Толстая в одном из своих рассказов использовала мем «В Питере пить»

Фото Анны ЯСЫРЕВОЙ

Один из вопросов касался нового фильма Авдотьи Смирновой «История особого назначения». Картину уже назвали едким, горьким и точным размышлением о либерализме в России. Действие происходит в позапрошлом веке. Столичный поручик Григорий Колокольцев, вдохновлённый передовыми идеями, отправляется на службу в пехотный полк в Тульскую область. Там происходит военное преступление. Солдату, на плечи которого ложится вина, грозит военный трибунал и расстрел. Колокольцев обращается за помощью к графу Толстому, который берётся защитить невиновного.

Отвечая на вопрос, Татьяна Толстая сделала признание, которое многих удивило:

Сейчас мы не общаемся, мы поссорились. Но я умею объективно смотреть на вещи. Фильм не смотрела, он же не вышел. А, вышел? Ну не успела дойти. Но я прочла то, что о нём пишут, и я в этом вижу личность тех, кто пишет, а не смысл фильма. Я более-менее представляю себе, что там будет, знаю, какие вещи она умеет делать и где проседает. Думаю, мне понравятся разные ходы, разные сцены и разные актёры, но я не буду в восторге. У неё в фильмах зачастую нет единого ясного центра, то есть вы не сможете сказать одной или тремя фразами, про что фильм. Будет такое брожение вокруг чего-то.

Известный журналист, телеведущая, писатель, сценарист и кинорежиссер Авдотья Смирнова встретилась накануне с почитателями своего творчества и с просто любопытными в петербургском клубе UNDERGROUND.

Известная прежде всего по телевизионным проектам Авдотья Смирнова - дочь режиссера и актера Андрея Смирнова и актрисы Натальи Рудной - училась на филологическом факультете МГУ и театроведческом факультете ГИТИСа. Во второй половине восьмидесятых годов сотрудничала с самиздатовскими журналами, работала журналистом в ИД "КоммерсантЪ", обозревателем популярного журнала "Афиша", в журнале "Столица". Вела колонки в деловой газете "Ведомости", в газете "Московские новости", в журналах Vogue и "Сеанс".

Со школьной скамьи Авдотья сотрудничала с объединением "Круг" известного режиссера Сергея Соловьева. С середины девяностых работала с режиссером Алексеем Учителем. Авдотья Смирнова является автором сценариев к самым известным фильмам Учителя: "Прогулка" и "Дневник его жены". Оба фильма получили множество российских и международных кинопремий, а также номинировались на премию "Оскар". Авдотья Смирнова стала автором сценария и нашемевшего фильма Андрея Кончаловскго "Глянец". В 2006 дебютировала как режиссер с фильмом "Связь" (приз кинофестиваля "Кинотавр"). Много лет вместе с писательницей Татьяной Толстой ведет на канале НТВ ток-шоу "Школа злословия". Передача удостоена высшей российской телевизионной премии "Тэфи".

С осени этого года Авдотья Смирнова "зажигает звезду" на развлекательном канале СТС (программа "СТС зажигает супер звезду"). Автор трех книг: "С мороза", "Связь и другие киносценарии" и "Кухня "Школы злословия" (совместно с Татьяной Толстой).

Свою встречу в клубе UNDERGROUND Авдотья Смирнова начала с рассказа о своем новом кинопроекте - экранизации романа Тургенева "Отцы и дети", который должен появиться в качестве минителесериала в самое ближайшее время. По словам Авдотьи, десять лет назад экранизация "Отцов и детей" была бы гораздо менее актуальна, чем сегодня: "Сегодня все мы изгнаны из общественной жизни и загнаны в рамки жизни семейной - поэтому роман Тургенева столь актуален". Несмотря на то что, по мнению Авдотьи, нынешнее общество вовсе не сводится "к Базарову как к жизненному лейтмотиву", главный герой нового фильма все-таки несет отпечаток современности. В новой киноверсии романа актер, исполняющий роль Базарова, должен, по мысли режиссера, представить себя родившимся и выросшим на задворках бывшего СССР (там, "где и отцы, и дети курят траву как табак") и при этом быть, к примеру, нацболом. А антиподы Базарова (отцы) - это советские шестидесятники.

Но в любом случае время романа "Отцы и дети", по мнению режиссера, не совпадает с нынешним временем. "Тогда - в начале 60-х XIX века - все было пронизано ожиданием реформ. А сегодня мы с вами все это уже прошли", - резюмировала Авдотья Смирнова.

"Мы обе (я и Татьяна Толстая) считаем себя фриками и любим фриков", - с этого начала Авдотья Смирнова рассказ о своей более повседневной и более заметной широкой публике деятельности - в совместной с Татьяной Толстой программе "Школа злословия". Авдотья Смирнова поведала о том, какие из выпусков программы и по каким причинам так и не увидели эфира. Такие "неудачные" программы Авдотья Смирнова разделила на несколько видов. Первые - это те, которые остались в архивах телестудий из-за самих гостей программы. В частности, известный банкир Петр Авен, по-видимому, не понравившийся сам себе на экране, выкупил запись. Другой "герой" - Леонид Парфенов - тогда еще сотрудничавший с НТВ. В ходе диалога перед телекамерами между ведущими и гостем произошел скандал, в завершение которого со стороны Парфенова прозвучали обещания того, что запись эфира не увидит. И обещание свое Леонид Парфенов сдержал.

Последний пример такого рода - известный художник Александр Шилов, который покинул студию на 17-ой минуте диалога. "Но он - просто больной. После вопроса о его отношении к творчеству Ван Гога он вскочил со стула и убежал", - так отрекомендовала своего гостя Авдотья Смирнова.

Второй вид "неудачных" программ - это не вышедшие в эфир по причине задействования административного ресурса. Гостями этих программ были Вероника Боровик-Хильчевская, коммерческий директор холдинга "Совершенно секретно", и Владимир Сунгоркин, главный редактор газеты "Комсомольская правда", который, по словам Авдотьи Смирновой, "парится в бане с самим Владимиром Путиным".

Третий вид - программы, "не прошедшие цензуру". При этом, как отметила Авдотья Смирнова, не "НТВшную" цензуру, а цензуру "сверху". В этот список попала, например, программа с известным журналистом, активным деятелем рунета, одним из создателей новостного интернет-издания Lenta.ru Антоном Носиком, много разглагольствовавшем перед телекамерой о киевском "майдане", "оранжевой революции" и необходимости эмигрировать на Украину.

Не увидели зрители м программу с сенатором Михаилом Маргеловым, который, по выражению Авдотьи Смирновой, "был слишком откровенен для государственного служащего".

Аналогичная участь постигла выпуск с Александром Беловым (Поткиным), лидером ДПНИ. По словам Авдотьи Смирновой, последний является "не маленьким фюрером, как его представляют официальные СМИ, а безмозглым существом, имеющим, впрочем, какую-то животную харизму". "Многие зрители, присутствовавшие на записи этой программы, просто падали со стульев от смеха… Однако, вероятно, администрация президента сочла, что любое появление Поткина на экране только раздувает его популярность. Хотя, я считаю, что после этой программы Поткин как политик просто бы не существовал", - заявила Авдотья Смирнова.

Не прошла в эфир и программа с известным политическим журналистом Евгенией Альбац. "Хотя мы с ней говорили лишь о теории журналистики. Видимо, теория журналистики у нас сейчас под запретом", - отметила Авдотья Смирнова.

В отдельный вид не увидевших света "Школ злословия" Авдотья Смирнова выделила программу с Дмитрием Липскеровым - писателем, ресторатором и "членопалом" (членом общественной палаты, как это называется в Москве), автором письма (совместно с Александром Гордоном), призывающего построже наказать Михаила Ходорковского. По версии Авдотьи Смирновой, программа с Липскеровым была записана по его собственной инициативе и по просьбе канала. "Разговоры про рестораны, про литературу, про рестораны в литературе не вызывали особого интереса у Дмитрия Липскерова. Но как только мы коснулись "антиходоковского" письма, он просто "загорелся". Возможно, он думал, что я и Татьяна Толстая принадлежим к лагерю так называемой "демшизы", почитающей Михаила Ходорковского за нового святого. Но выяснилось, что мы к нему особых чувств не питаем", - добавила Авдотья Смирнова. Однако Липскеров потом потребовал показать запись до эфира, чего, по словам Авдотьи Смирновой, никогда в "Школе злословия" не практиковалось. В итоге программа так и не вышла на телеэкраны.

Авдотья Смирнова призналась, что не знает всех деталей механизма снятия с эфира телепередач. Однако она надеется, что все "запретное" рано или поздно попадет в "сеть".

По поводу своего участия в шоу "СТС зажигает супер звезду" Авдотья Смирнова сказала, что она согласилась работать в данном проекте только после того, как убедилась, что "это не очередная помойка вроде "Фабрики звезд". По ее словам, сейчас в теле- и радиоэфирах "сплошной Максим Леонидов", и молодым ребятам, "играющим не попсу, а более или менее рок", очень трудно пробиться на большую сцену. Поэтому свою задачу в проекте на СТС она видит именно в том, "что мы, старые панки, должны нормальным ребятам помочь". Хотя, как призналась Авдотья Смирнова, и на "СТС зажигает супер звезду" есть несколько чисто продюсерских проектов, которые она "пытается топить".

"Мне посчастливилось одно время работать спичрайтером - не надо путать с политтехнологом, - именно так обозначила один из периодов своей творческой биографии Авдотья Смирнова. - Сейчас тоже поступают подобные предложения. Но сегодня у нас уже нет политики, а заработать деньги я могу и другими способами, не затыкая себе нос и не подвергаясь воздействиям, вызывающим рвотные рефлексы". Как призналась Авдотья Смирнова, ей довелось составлять речи для таких политиков, как Сергей Кириенко, Михаил Маргелов, Анатолий Чубайс. "При этом лучший заказчик для спичрайтера - это такой политик, который не может связать и двух слов и постоянно дословно заучивает твой текст. Например, Борис Грызлов", - отметила Авдотья Смирнова. По ее мнению, крупный и, главное, содержательный политик постоянно импровизирует, действует самостоятельно и никогда не доводит до аудитории заранее написанный спичрайтером текст - что очень обидно для последнего.

Рассуждая о современной отечественной журналистике в целом, Авдотья Смирнова заявила, что журналистика в стране, несмотря ни на что, существует и даже есть талантливые публицисты. Однако вновь с головой погрузиться в сферу СМИ Авдотья Смирнова не спешит, хотя и не исключает возможности своего полноценного возвращения в журналистику: "Я бы вернулась туда, но только чтобы заработать деньги более менее непротивным способом".

По ее мнению, работа журналиста "конечна", "как тоннель, в конце которого нет света, но есть только стенка". "Мне интересно становиться, а не быть кем-то. Я занималась активно журналистикой, когда я не умела это делать, когда становилась журналистом", - добавила Авдотья Смирнова, однако призналась, что в ближайшее время, возможно, на сайте РБК появится ее колонка, посвященная "еде и напиткам", так как кулинария - это именно та сфера, которая помогает Авдотье Смирновой разгрузиться и отдохнуть от дел.

По поводу такой близкой ей сферы публицистики, как кинокритика, Авдотья Смирнова высказала мнение, что "русской кинокритики нет - она умерла". Согласно убеждению Авдотьи Смирновой, для кинокритика в первую очередь необходимо умение разбора картины, а это, по ее словам, в стране умеют делать всего два - три человека. "Все остальное - это не кинокритика, а журналистика о кино, где не понимают, в чем недостатки сценария и в чем недостатки монтажа; где не могут оценить работу звукорежиссера или художника и отличить ее от работы художника по костюмам; где в первую очередь рассуждают о том, чей он сын или дочь, на чьи деньги все это снято и в какой он партии состоит, - добавила Смирнова. - Создается впечатление, что цель нашей кинокритики - уничтожить отечественную киноиндустрию. Слава богу, что наша кинокритика не имеет никакого влияния на аудиторию".

Будучи многогранным творческим деятелем (в том числе и писателем), Авдотья Смирнова не отказалась вынести свою оценку и современному состоянию отечественной литературы. "У меня радостное впечатление от того, что происходит с нашей литературой", - заявила Авдотья Смирнова. По ее словам, конец отечественной политики позволил высвободить большое количество времени для чтения книг. А это, в свою очередь, позволило ей увидеть, что "русская литература стала стрелять цветами". "Я очень люблю творчество Эдуарда Лимонова, несмотря на то что в жизни я его считаю чудовищным нарциссом и девушкой с бородой. Дружу с Захаром Прилепиным - как с писателем и как с человеком, хотя я равнодушна к его политическим взглядам", - отметила она.

В конце встречи разговор почему-то зашел об авторской песне. Признавшись в своей крайней нелюбви к данному жанру, Авдотья Смирнова даже прочитала наизусть по этому поводу известное нецензурное четверостишье. "Надо благодарить то время, когда можно было не садиться вместе с любителями бардовской песни в лесу у костра, - сказала Авдотья Смирнова, - Но теперь наша власть обеспечила нам такое существование, когда все находятся вместе - и любители рока, и любители оперной музыки, и барды, и нацболы, и либералы. Есть мы, и есть они - власть".

На эти слова ведущий встречи предположил, что, возможно, в скором времени ее можно будет увидеть на каком-нибудь митинге, вместе с Юрием Шевчуком скандирующей: "Это наш город!" В ответ Авдотья Смирнова скромно промолчала.

Евгений Уткин

Накануне своего дня рождения сценарист, телеведущая и кинорежиссер Авдотья Смирнова встретилась с главным редактором журнала HELLO! Светланой Бондарчук и поговорила с ней по душам. О молодости и зрелости, красоте, силе характера, о семейных ценностях и многом другом. О том, как проходили съемки, вы можете прочитать в нашем материале - "Мать и сын: за кулисами интервью Авдотьи Смирновой для HELLO!"

Авдотья Смирнова

Дуня, у тебя в июне некруглый юбилей.

Как некруглый? 45 лет.

Круглый - это 40, 50. У меня тоже был некруглый в прошлом году. Что ты ощущаешь по этому поводу?

Да ты знаешь, какие-то смешанные чувства, но глубоко позитивные. Дело в том, что, когда мне было восемнадцать, на вопрос: "Сколько тебе лет?", я часто отвечала: "Будет 40, а пока 18". Я всегда ощущала, что 40-летие будет каким-то важным рубежом и тогда начнется самое интересное, - так оно и оказалось. И я люблю свой нынешний возраст, мне в нем очень хорошо. Лучше, чем когда бы то ни было в моей жизни. Я очень люблю свою молодость, потому что мне очень повезло, она пришлась на прекрасное время, и жизнь столкнула меня с потрясающими людьми. Но я не люблю себя в молодости.

А чем ты была недовольна? Своей внешностью или...

Всем. Я была недовольна своей внешностью, но самое главное, что молодость - это время, когда мы не владеем собой, мы не умеем собой управлять, наше представление о себе совершенно не соответствует тому, что мы есть на самом деле. Мы хотим рассказать о себе миру, а мир нами почему-то совершенно не интересуется. Нам кажется, что мы такие замечательные и интересные, а этого не замечают. Когда я была юной девушкой, я все мечтала, как у меня будут брать интервью. А сейчас я ненавижу это занятие, потому что мне неинтересно говорить про себя. Мне очень интересно расспрашивать, слушать про других людей, вникать в других людей. А про себя что говорить?

Я понимаю. Еще во время интервью бывает, что задают дурацкие вопросы. Мне в таком случае хочется сказать: "Ну вы погуглите!". В Интернете же про меня все уже придумано!

Да, это есть.

Светлана Бондарчук и Дуня Смирнова

У тебя есть какие-то неправдивые истории, которые за тобой хвостом по жизни тянутся?

Ну, их все знают. Кто-то лет семь назад в интернете опубликовал историю моей жизни, где переврано абсолютно все. От первого до последнего слова. Это называется "Слышал звон, но не знает, где он". Там употребляются действительные фамилии моих друзей или моих близких, но им приписаны совершенно другие истории. Якобы в 14 лет я стала возлюбленной художника Свена Гундлаха. Со Свеном Гундлахом я познакомилась, когда мне было 18, и видела я его раз пять в жизни.

Можно успеть стать возлюбленной.

Нет, абсолютно. И он принадлежал к кругу московских концептуалистов, тогда в среде художников, как, впрочем, и сейчас, были непростые отношения, а я принадлежала совершенно к другой компании.

Питерской?

Нет-нет, московской. Я же выросла в Москве, в Питер уехала в 20 лет. Но я дружила в основном с питерскими, с группой "Новые художники" во главе с Тимуром Новиковым. Ну, там, в этой статье, было написано бог знает что. Что мы со Светой Беляевой, Шурой Тимофеевским и первым мужем, отцом моего ребенка Аркадием Ипполитовым, жили вчетвером... Со Светой Беляевой, ставшей впоследствии телеведущей Светланой Конеген, я познакомилась, когда мне было 24, за год до развода с мужем. Мы бывали в одной компании, но это было раз десять за жизнь, понимаешь?

Ну все равно, Дуня, когда вокруг человека рождаются байки и истории, неважно, заказные или придуманные "из любви к искусству", но это говорит только о том, что ты волнуешь, ты интересна. Зная тебя, я понимаю, что сейчас ты скажешь: "Да мне по фигу".

Абсолютно. Но когда я стала работать на телевидении, я вдруг с ужасом поняла, что у огромного количества людей, которых я никогда не видела и, возможно, никогда не увижу, есть какие-то соображения на мой счет, и поначалу сознавать это было довольно травматично.

То есть они знакомятся с Дуней, но у них уже есть мнение, что она за человек. Я тоже с этим сталкивалась.

Да, и в какой-то момент я по этому поводу решила одну простую вещь, что вот у них есть такой придуманный персонаж - Дуня Смирнова. Ну, хорошо, пусть будет. Если им надо, как я это называю, "погонять желчь", и они выльют эту желчь на меня, а не на близких, ну и отлично. На каждый чих не наздравствуешься. Меня такому отношению Таня Толстая научила.

Авдотья Смирнова и Татьяна Толстая в "Школе злословия" А сама Таня?

О, Таня самый свободный человек на свете из тех, кого я знаю.

Она твой друг?

Это так не называется, она одна из нескольких людей, которые в высшей степени на меня повлияли.

А с чего началось ваше знакомство, с программы "Школа злословия"?

Нет, еще до программы нас познакомил наш общий друг - кинокритик Шура Тимофеевский, и мы как-то стали дружить втроем. Отношения много раз менялись - так-сяк, ближе-дальше. Сейчас это уже скорее родственные отношения, но она, безусловно, мне очень в жизни помогла. Потому что я была человеком, зависимым от чужого мнения.

Это ты была зависимым от чужого мнения?

Да. И очень на него ориентированным. Понимаешь, у каждого из нас есть своя референтная группа, грубо говоря.

Кто был в твоей группе?

Разные люди. Она была, я бы сказала, излишне широка. Я не достигла таких высот духа, как Татьяна Никитична Толстая, но я очень ей благодарна, потому что она меня освободила от многих комплексов и лишних переживаний.

Ну, например?

Например, я плакала от критических рецензий на фильмы и от каких-нибудь злобных отзывов в интернете. Она меня научила "отращивать" толстую шкуру.

И как можно этому научить?

Она много со мной об этом разговаривала, и из тех уже 15 лет, что мы дружим, 6 лет мы прожили в большой душевной близости. И естественно, когда ты близко наблюдаешь человека, которым восхищаешься, то пытаешься понять, как это устроено, как он так может? Для меня с годами свобода внутренняя стала одной из самых главных ценностей в жизни. Когда мы ориентируемся на то, чтобы понравиться кому-то, мы обеспечиваем себе невроз. Буквально три дня назад мы с моей ближайшей подругой, сценаристом Аней Пармас, болтали, и я вдруг сформулировала для себя такое наблюдение: в последнее время я встречаю большое количество женщин, необычайно красивых, чрезвычайно за собой следящих и очень много вкладывающих сил и времени в свою красоту. При этом в большинстве своем эти женщины страшно несчастны. У них невроз, у них фрустрация, у них бессонница, и это они меня спрашивают: "А как быть счастливой?". И я вдруг поняла, что вся беда в том, что они выстроили в голове образ той идеальной себя, какой они хотели бы быть, и этот образ они любят гораздо больше, чем свою жизнь. Этот образ выстроен на основании журнальных картинок или в соответствии с представлениями кого-то об этих женщинах. В любом случае идеал недостижим, и ничего, кроме несчастья, такая ориентированность не приносит. Жизнь проходит в стремлении еще чуть-чуть похудеть, еще красивее накраситься... чтобы что? Жизнь проходит совершенно незаметно, без ощущений радости и горя. Они живут, не смакуя и не благодаря за каждый миг счастья.

Светлана Бондарчук Согласна с тобой. И, признаться честно, если бы ради того, чтобы поддержать форму, мне пришлось отказываться от еды, это был бы полный крах Светланы Бондарчук. Мне повезло с конституцией, я стройная от природы. И в салонах и тренажерных залах провожу не так уж много времени. Не потому, что мне лень, просто времени своего жалко.

Мы как раз недавно говорили об этом с Чулпан Хаматовой - про то, как нам скучно делать маникюр.

Но ведь она - актриса, героиня, красивая женщина... Это часть профессии.

Ну да, но ее это тяготит. И я ее очень хорошо понимаю. Потому что для меня это просто очень скучное занятие. Очень.

Дуня, ну вовсе не обязательно тратить на это массу времени. Иногда достаточно 15 минут, и мы - принцессы.

Ты - безусловно принцесса. А я как-то себя принцессой не чувствую. На самом деле все девичьи характеры прекрасно раскладываются по сказке "Снежная королева". Все девочки либо Герды, либо Снежные королевы, либо Маленькие разбойницы. Я - Маленькая разбойница, безусловно. Тут даже сомнений никаких нет. А ты скорее Герда.

А твои родители, какую роль они сыграли в формировании Дуни Смирновой? Ты говоришь, что была полна комплексов по поводу своей внешности. Как это получилось? Тебе не говорили дома, что ты прекрасна?

На самом деле все эти сеансы психоанализа с воспоминаниями о том, как нас не обняли или что нам сказали, может быть, помогают людям с тяжелым эмоциональным фоном. Для людей вроде меня, которые любят жизнь, которым нравится их жизнь, это бессмысленно. И мне кажется, что это не очень-то хорошо по отношению к родителям, которые тебя любили, как умели, и воспитывали, как умели.

Мудрые слова.

Мы сами родители, и все чувствуем вину перед своими детьми, что мы их либо не так воспитывали, либо мало им уделяли внимания, либо что-то упустили в их жизни, либо в нужный момент не оказались рядом. Никто не знает, как воспитывать детей. Как говорит мой папа: "Чем больше у меня детей, тем меньше я понимаю, как их воспитывать". Поэтому предъявлять счет родителям за то, что у тебя такой характер, по-моему, даже не глупость, а перекладывание ответственности на других. В одной и той же семье, у одних и тех же родителей вырастают очень разные дети. Посмотри на истории близнецов, которые иногда бывают фантастически разные по характеру. Хотя, казалось бы, у них все одинаковое, даже внешность. Знаешь, когда у меня был тяжелый подростковый возраст, у меня, естественно, были конфликты с родителями. И мама просто от них страдала, а папа пытался промывать мне мозги. И вот тогда он мне сказал такую фразу: "Не мое дело заниматься содержанием твоей личности. Что Господь дал, то в тебе и есть. Но я могу откорректировать форму". Меня тогда страшно обижало то, что он не хочет разобраться в моем содержании. Сейчас, когда я уже почти 45-летняя тетка, я понимаю, что он был абсолютно прав, потому что в некотором роде нам детей выдают. И неважно, верующий ты или атеист.

А ты верующая?

Я верующая, да. Но атеистов я так же уважаю, как и верующих. Атеизм - это довольно сложное и ответственное мировоззрение. Так вот, если ты верующий, то ты считаешь, что это Господь в тебя вложил, если ты атеист, то ты понимаешь, что это уникальное сочетание генов. Поэтому претензии к родителям типа "Я такая, потому что мама меня не обнимала или потому что папы никогда не было дома" - это ерунда. Ты такая, потому что ты такая.

Но все равно родители порой вмешиваются в наши судьбы. Твой папа, известный режиссер Андрей Смирнов, был против твоего поступления во ВГИК?

Да, но это же было мое дело - слушаться или нет.

Но ты послушалась.

Я послушалась. А вот мой младший брат не послушался. И пошел во ВГИК. И сейчас успешно учится у Сергея Соловьева. Правда, папа пытался ему запретить, но тут уже все три дочери взбунтовались и сказали: "Оставь его в покое. Пусть хотя бы младший поступает, как хочет!"

А почему папа был против вашего такого пути?

Он считал, что кино должно быть личным выбором, а не инерционным. И он прав. Мне жаль только, что, может, я бы раньше познакомилась с Максом Осадчим. Или с твоим мужем Федей. Но все равно со всеми, с кем мне было суждено подружиться, я подружилась. И без всякого ВГИКа.

Твоему сыну Даниле уже 24. Как у тебя с ним складываются отношения?

Мы очень дружим. Сейчас мы живем в разных городах: он - в Питере, я - в Москве. Мы очень скучаем друг по другу, и бывает так, что либо он, либо я приезжаем, просто потому что соскучились, без всяких дел. Муж мой страшно над нами издевается и говорит, что у нас отношения, как у пылких влюбленных. Потому что мы в течение дня переписываемся нежнейшими эсэмэсками, все друг другу рассказываем. А когда встречаемся, в первый момент у нас обязательно вспыхивает скандал из-за ерунды с дикими воплями. На самом деле мне повезло, что мне выдали вот такого замечательного товарища.

Дуня Смирнова с сыном Данилой На кого он похож?

Внешне - на папу, на Аркашу. По характеру - ни на кого, взял и от отца, и от матери. Он дружит и с Аркадием, и со мной, у нас прекрасные отношения, я и с Аркашей дружу. Грех жаловаться, что называется.

Чем он собирается заниматься?

Он вратарь сборной России по пляжному футболу. Он стал с этой командой чемпионом мира, чемпионом Европы. При этом он самый молодой человек в сборной, поэтому на больших соревнованиях он - второй вратарь. Основной вратарь - это Андрей Бухлицкий, выдающийся парень. Он признан лучшим вратарем мира. Даньке не хочется бросать футбол. И это вполне себе работа. Но пляжный футбол - спорт сезонный. В ноябре у них последнее соревнование обычно в Эмиратах.

А кино его интересует?

Да, он окончил продюсерский факультет у Сергея Сельянова, говорит, что ближайшие два года будет определяться с профессией. Он у меня работал на картине администратором площадки и локейшен-менеджером.

Справился?

Справился. И ему очень нравится. А ты же знаешь, как устроено кино: кино не совместимо ни с чем больше. Если ты выбираешь кино...

...то надо уходить из большого спорта.

Совершенно верно. А уходить сейчас ему жалко. Он очень часто спрашивает: "Мама, а что мне делать, как ты считаешь?". Я говорю: "Не-не-не, дорогой. Это твоя жизнь, тебе решать". Главное для мужчины, на мой взгляд, - это научиться делать выбор. Как ты знаешь, у русских мужчин с этим большие проблемы.

Ты считаешь, что у русских?

Я считаю, что да. У русских. Потому что у нас очень разболтанный этический кодекс. Еще до лихих 90-х, при советской власти, когда была двойная мораль: на партсобрании говорили одно, а дома - совсем другое. И поэтому у нас очень плохо со свободой воли и свободой выбора. Сочетанием их. Я сама научилась этому крайне поздно. В молодости я хотела все и сразу.

А в какой момент ты решила стать режиссером?

Да я не решила, так получилось. Я написала сценарий "Времена года" для Леши Учителя, с которым мы тогда вместе работали. А у Леши параллельно развивался "роман" с замечательным сценарием Александра Миндадзе "Космос как предчувствие". Леша колебался, сомневался. Потом мы с ним очень сильно расходились во мнении, кто должен играть главных героев. И кроме того, не давали деньги. А в тот момент "Госкино" возглавлял Александр Алексеевич Голутва. И Александр Алексеевич сказал ему: "У меня есть деньги на дебют, а что ты думаешь, если мы с тобой запустим Дуню с дебютом"?

У тебя были амбиции?

Нет, я не хотела быть режиссером. Я две недели думала и в итоге с ужасом согласилась, но не потому, что мне хотелось. Мой характер таков: я считаю, что вызовы надо принимать. Ты можешь проиграть, ты можешь снять плохой дебют, у тебя может не получиться, но это означает, что тебя переводят на следующий уровень, как в компьютерной игре. Когда ты прошел уровень и перешел на следующий, то сначала можешь и не пройти. Если стрелялка, то тебя расстреляют, если бродилка, то ты провалишься в яму, но ты уже на другом уровне, и можешь теперь пробовать и искать. И я рискнула.

В итоге фильм получил название "Связь" и взял "Приз за лучший дебют" на "Кинотавре". Там снимались Анна Михалкова и Михаил Пореченков - это те актеры, которых ты изначально хотела утвердить?

У тебя вообще, что называется, чутье на актеров. Ты для меня даже Федю открыла по-новому. Как он сыграл у тебя в фильме "Два дня", это для меня было неожиданно.

На самом деле, как я сейчас понимаю, в "Двух днях" использовано примерно 15 процентов его актерских и личностных возможностей. На самом деле все считают, что он такой шалопай, он же человек очень закрытый, не мне тебе говорить. И что я в нем страшно люблю - очень стеснительный. В киношной среде Федю все любят и относятся к нему отлично и хорошо. Потому что он профессионал и потому что он отличный товарищ. Он не раз на моих глазах и по моей просьбе, да и без моей просьбы, помогал людям. И друзьям, и тем, кто к нему относился до этого плохо. И потом я его обожаю, потому что Феде ровно 11 лет. И ни днем больше.

Может быть, 12? (Смеется.)

Иногда ему 6. Но в принципе ему 11. То, как он бесится, когда что-то не получилось или что-то не так, - это умереть и не встать. Я к нему испытываю чувства совершенно как старшая сестра. Хотя Федор старше меня, но у меня ощущение, что это мой младший брат. Младший брат, которого я обожаю, которым восхищаюсь и над которым я могу насмешничать.

В "Двух днях" Федя играет чиновника из Москвы, который знакомится с литературоведом из провинции, и неожиданно эти две вселенные начинают притягиваться. Но тебе не кажется странным, что ты своим фильмом как-то предсказала и свою судьбу? Свои отношения с Анатолием Чубайсом? То есть ты, как художник, что-то себе наколдовала?

Ну, это знаешь, такие насмешки судьбы. Она так смеется. Я веселилась по этому поводу. У нас была премьера "Двух дней" в сентябре, а роман у нас начался на следующий год в октябре.

А ведь было ощущение, что ты на себе, как на потенциальной жене, поставила в какой-то момент крест.

"Поставить крест" - звучит как-то трагически. Я просто не хотела замуж, Свет. Мне нравилось жить одной, и я эту жизнь принимала. Мне казалось, ну и что, что одна? У меня сложилась жизнь вот так.

Я очень хорошо помню, как лет семь назад я делала благотворительное мероприятие, в качестве лотов были вещи "из 90-х", актуальные по сей день, и я попросила тебя, работающую в то время у Анатолия Чубайса, чтобы он посодействовал. Ты мне, кстати, тогда помогла, передала от Анатолия какую-то скульптуру, которую мы успешно продали на благотворительном аукционе. Так вот, я помню, с каким уважением ты к нему относилась, с каким теплом о нем говорила, и мне в тот раз показалось, вот честно, что ты в него влюблена. Были эти ощущения: предчувствия, симпатии?

Как сказать... У меня было восхищение, колоссальное уважение, понимание масштаба личности, желание быть рядом в качестве друга или в качестве сотрудника. Мы же дружили. Но у меня есть такая особенность, как у Феди культ товарищества, так у меня в жизни культ дружбы. Я считаю, что дружба - это наивысшая форма любви. Потому что в любви есть корысть эмоциональная, а в дружбе нет. И мы дружили восемь лет до того, как у нас начались другие отношения. Поэтому я очень рада, что так случилось. Бывают пары, у которых, наоборот, сначала любовь, а потом дружба. У нас случилось вот так.


Ты недавно создала и возглавила фонд содействия решению проблем аутизма "Выход". Почему ты занимаешься именно аутизмом?

У меня есть ощущение, что не мы благотворительность выбираем, а благотворительность выбирает нас. Так случилось, что моя близкая подруга Люба Аркус четыре года снимала фильм о судьбе мальчика-аутиста Антона. А Люба - человек радиоактивной мощности, и, соответственно, все ее друзья так или иначе были вовлечены в историю Антона, которая действительно очень драматична. И потом, погружаясь, знакомясь с родителями этих детей, мы в какой-то момент осознали, что с аутизмом в стране ситуация даже не катастрофическая, а из ряда вон выходящая. Когда Чулпан Хаматова с Диной Корзун делали фонд "Подари жизнь!", им не надо было объяснять в Минздраве, что нужно создать профессию онколога. Онкологи уже были. А представь себе, что не было бы онкологов вообще? Что в России диагноз "рак" не был признан? Вот это ситуация с аутизмом. Когда нет вообще ничего. Как бы ни было тяжело принимать это решение, но мы договорились, что не будем заниматься адресной помощью. Это бессмысленно. Если мы соберем денег на конкретного ребенка, родители наймут одного из четырех на всю страну сертифицированных поведенческих терапевтов, а дальше этот ребенок что будет делать? Он куда пойдет? Для них нет ничего. Поэтому мы помогаем не одной семье - мы помогаем проектно. Мы создали класс, в котором при обучении аутистов применяется метод поведенческой терапии, начали магистерскую программу по поведенческой терапии. Со 2 по 4 июня мы проведем в Сколкове огромную международную конференцию по аутизму. Мы ее делаем вместе с Московским городским психолого-педагогическим университетом и Йельским университетом. Потому что при Йельском университете много лет существует центр изучения детской психологии. К нам приезжает десант ученых с мировым именем, которые будут читать лекции и проводить семинары для наших специалистов. Потому что надо делать все и сразу, потому что нет совсем ничего: ни диагностики, ни системы ранней помощи, ни инклюзивного образования, ни социального.

Я знаю, по статистике, сейчас аутизм - явление стремительно распространяющее.

Да, каждый 88-й ребенок.

Как-то можно понять, с чем это связано?

Нет консенсуса по этому поводу, потому что аутизм находится в процессе изучения, он не так давно был выделен. Описан он был, по-моему, в первый раз в конце 40-х как особенность развития. Это же не называется болезнью, это называется "особенность развития". Нет единой причины. Есть большое количество ученых, которые считают, что повинны экологические изменения. Существует большой круг ученых, которые считают это заболевание генетическим, но последние исследования показывают, что генетика виновата далеко не во всех случаях. Там какое-то сочетание факторов. Есть ученые, которые считают, что прививки часто выступают в качестве триггерного механизма аутизма, а есть ученые, которые это опровергают. Это на самом деле важнейшая научная дискуссия и важнейшие исследования. У нас этими исследованиями не занимается никто. Мы помогаем двум лабораториям из трех, которые частично исследуют аутизм. То есть они исследуют аутизм и многое другое. А лаборатории, которая исследует именно аутизм, у нас просто нет. Ни одной. И у Любы в фильме действующие психиатры говорят, что нет никакого аутизма, это просто модный диагноз. Вот так. Во всем мире есть, а у нас нет.
Единственное, что меня как-то утешает, это то, что 40 лет назад в Америке с аутизмом была такая же ситуация, как у нас сейчас.

То есть, чтобы достичь того же уровня понимания этой проблемы, нам нужно ждать 40 лет?

Может быть, и быстрее, по той простой причине, что нам не приходится изобретать велосипед, мы можем пользоваться тем, что мир уже разработал. Другое дело, что государственная машина - всегда очень тугой и медленный механизм.

Во всем мире.

Абсолютно. И во всем мире это всегда начинается с родителей и с энтузиастов-общественников.

И тебя Анатолий поддерживает в этом...

Авдотья Да, конечно. Он сам очень много занимается благотворительностью, имеет самое непосредственное отношение к первому московскому хоспису и вообще созданию фонда "Вера". А по аутизму он скоро сможет читать лекции, потому что я прихожу и все ему вываливаю.

А твоей работе в кино он помогает?

Мы сейчас с Аней Пармас пишем большой 8-серийный сценарий, сидим нос к носу целыми днями у нас дома. Поэтому вечером он приходит и спрашивает нас: "Вы сегодня были талантливыми девушками или бездарными?" В том случае, если мы были талантливыми девушками, мы ему тут же рассказываем, что придумали.

А если бездарными, то готовите ужин?

Если бездарными, то нам рассказывать нечего. Ужин есть всегда, это ты уж не сомневайся.

Ты вышла замуж два с половиной года назад. За эти два года твоя жизнь сильно изменилась? Или все осталось по-прежнему?

Конечно, она очень сильно изменилась. Во-первых, я переехала из Питера в Москву, обратно. Я мечтаю вернуться в Питер, потому что я не люблю Москву. Во-вторых, я замужняя женщина, а была незамужняя - это разный образ жизни. Я должна считаться с мужем, и ты же прекрасно сама знаешь, что семейная жизнь - это всегда определенные компромиссы, вы должны идти друг другу навстречу. Я привыкла допоздна засиживаться и болтать с друзьями. У меня муж встает в 7 утра, поэтому...

Когда ты курить бросала, этот поступок ты посвящала ему?

Ну, естественно. Но пока успехи небольшие. Кроме того, приходится фильтровать базар, к чему я, в общем-то, не привыкла и что у меня получается не всегда. Раньше я несла ответственность только за себя, мне было абсолютно плевать, кто как истолкует мою речь. А сейчас я должна понимать, что мое мнение воспринимается как наше семейное мнение. Это большая ответственность и это, пожалуй, единственное, что мне тяжело дается. А так, мы же дружим, нам весело, интересно вместе.

Лет пять назад я оказалась в одной компании, и пришел Анатолий Чубайс. Я сразу как-то поняла, что он очень легкий, добрый, открытый, чем-то даже Федю напомнил своей застенчивостью.

Он застенчивый, это правда. Но определяющее качество другое - у него исключительное чувство долга. Дело в том, что ведь чувство долга у человека врожденным не бывает. Оно только с годами появляется. И вот у него чувство долга просто феноменальное.

Я его видела, правда, только в товарищеской, непринужденной обстановке. Но, мне кажется, тебе повезло. Да и ему повезло!

Я думаю, мне больше повезло, чем ему. Уже, правда, понятно, что такое счастье.

Ну вот, значит, заслужила.

Нет, наоборот. Я воспринимаю это как аванс. Это еще то, что надо кармически отработать. Потому что, если так повезло в жизни, это налагает на тебя огромное количество обязательств перед самой жизнью. Мне хорошо, мне повезло, а массе народу плохо, тяжело и не повезло. Поэтому с этим надо что-то делать. На самом деле вся эта системная благотворительная работа очень тяжелая. Очень. Она энергозатратная, она съедает много времени, и, кроме того, ты сталкиваешься с человеческим горем, и это довольно сильно бьет по тебе. Но при этом мы с Чулпан недавно про это говорили, спроси меня сейчас: "А ты согласилась бы без этого жить?" Да больше ни за что и никогда. Потому что эту работу я делаю прежде всего для себя. Она меня избавляет от чувства вины.

Сейчас вообще такой интересный период в мире, в жизни, это не мода, а потребность людей заниматься благотворительностью.

Я считаю, что самое главное, что происходит сейчас в России, - это волонтерское движение. Начиная с московских пожаров, потом Крымск, поисковой отряд "Лиза Алерт", фонд Лизы Глинки, фонды "Вера", "Подари жизнь!", "Линия жизни", "Даунсайд ап", "Обнаженные сердца", фонд Кости Хабенского, фонд Ксюши Алферовой и Егора Бероева. Мы присутствуем при естественном зарождении гражданского общества. Когда люди, граждане, берут на себя обязательства и ответственность, которые никто не спускал сверху. В начале мая я была в Ереване, там Гор Нахапетян устраивал большую встречу для благотворительных фондов. Это было безумно интересно, и мы там все друг друга увидели, хотя все между собой связаны, знакомы хотя бы через одного. Ты знаешь, это может быть сейчас лучшая российская тусовка. Просто замечательные люди. И знаешь, что меня поразило? Есть некий стереотип в отношении людей, занимающихся благотворительностью: все представляют себе либо жуликов, либо невзрачных женщин с печалью в глазах и дрожащими голосами, которые будут рассказывать исключительно унылые истории. На самом деле это шайка хохочущих, веселых, жизнелюбивых женщин, которые полны энергии. Блистательные бабы.

21.03.2016 Божена Рынска "прокляла" Татьяну Толстую ParenNiNo

Орфография и пунктуация сообщения сохранены. «Детскую горку залили гудроном, и я этих граждан очень хорошо понимаю. Мы второпях снимали квартиру, нас с кошкой никто не брал на полгода, пришлось снимать на верхнем этаже прямо над детской площадкой. Это, товарищи, ад. Дети начинают реветь и визжать с 10 утра до 22-00. Последние вопли заканчиваются в 22-00, и потом, к полночи, на площадку выкатывается гопота, и вопли возобновляются, только пьяные. Сосед не выдержал и подрался с гопниками на той неделе. Потому что полицию вызывать бессмысленно. Они дожидаются, когда полиция уедет, и возвращаются. Сосед бизнесмен средней руки с собачками, не гопник. Не выдержал», - написала Божена.

Светская львица посетовала, что рядом с детской площадкой «живешь в постоянном визге и реве». «Можно свихнуться. Ни сна, ни отдыха измученной душе. Хочется не то, что гудроном, зарином, б…дь, все это заполировать», - пожаловалась Божена.

Автор сообщения предложила создать «зоны отчуждения для детских площадок». «Нельзя строить детские площадки впритык в окнам жилых зданий. Хотя бы 50 метров от окна. Нет возможности в этом доме сделать так? - Значит, не делаем площадку», - предложила Рынска.

Светская львица напомнила, что «до революции дети не ели до определенного возраста со взрослыми за одним столом». «Гуляли дети на бульваре с боннами, а не визжали под барскими окнами. Центром и смыслом жизни дети были только для своих родителей (если были), а посторонним неудобства от детей не навязывали. И первое, чему учила синявка девочек в институте, это бесшумности. Тихо ходить, не гомонить, аккуратно отбрасывать крышку парты, не галдеть. То есть, не создавать шумовых помех. Вопить под окнами могла только голытьба. И то, под окнами своими. От барских окон их бы дворник попер. Я полностью поддерживаю гудроновый протест. И я бы, устав бороться, залила бы гудроном или еще чем похлеще вечный источник шума. А они же родители со своими они же детьми - идите в жопу. Железные горки надо запретить, ставить пластиковые в зоне отчуждения от окон жилых зданий. Не ближе 50 метров. Это все», - подытожила Божена.


Громкое заявление блогерши вызывало возмущение у писательницы Татьяны Толстой, которая назвала Божену «гнидой».

Божена в ответ назвала писательницу «жирной». «Жирной Татьяне все неймется. Ну почему все уродцы такие злобные? Я уже ее прокляла до серьезной болезни. Придется второй раз бить наверняка, без выздоровления». «Жирной Татьяне все неймется. Уже обосралась во время гречкосрача, все, кто любит правду, хочет знать правду, поняли, что Толстая - лгунья. В дедушку пошла. Все сканы доказывали ее вранье. Не то, что не извинилась, нет, продолжает периодически потявкивать. Смотрите, какая прелесть. Вот уж неймется тетке-то. Уже к друзьям моим тявкать на меня забегает. Ну почему все уродцы такие злобные? Я уже ее тогда прокляла до серьезной болезни. Придется второй раз бить наверняка, без выздоровления», - написала Божена.

Татьяна Толстая и Божена Рынска уже ругались между собой по весьма незначительному поводу. Шесть лет назад дамы поскандалили из-за «кастрюльки гречки».

В свое время Божена Рынска становилась героиней программы «Школа Злословия», где Дуня Смирнова и Татьяна Толстая выступали в качестве ведущих.