Сергей капица очевидное невероятное. «Очевидное-Невероятное» без Сергея Капицы

Сергей Петрович Капица родился 14 февраля 1928 года в Кембридже — там в это время находился в научной командировке его отец, выдающийся физик, будущий лауреат Нобелевской премии Петр Леонидович Капица. Мать Сергея Петровича — Анна Алексеевна Крылова, дочь знаменитого кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова.

«Мой отец был профессором и занимался физикой, — вспоминал Сергей Капица . — Он уехал туда в 1921 году, сразу после Гражданской войны и революции, когда после страшной эпидемии испанки он потерял свою первую семью. Он потерял отца, видного военного строителя, свою первую жену и двоих детей. Был страшный удар, и тогда с группой ученых, куда входили его будущий тесть академик Крылов, его учитель Иоффе и ряд других видных ученых, он в качестве ученого секретаря делегации был отправлен решением советского правительства в Европу, чтобы восстанавливать научные связи с европейской наукой. Тогда его прикомандировали к лаборатории Резерфорда в Англии, где и началась его блистательная карьера».

Интересно, что Сергей Петрович был крещен, а крестным отцом у него был великий физиолог Иван Петрович Павлов.

В 1935 году семья переехала в Москву, а Сергей Петрович окончил Московский авиационный институт. В возрасте 33 лет он стал доктором физико-математических наук. Работал в Центральном аэрогидродинамическом институте, откуда был уволен в связи с опалой отца. Затем работал в Институте геофизики, в Институте физических проблем им. П. Л. Капицы РАН. В течение 35 лет заведовал крупнейшей в стране кафедрой физики в Московском физико-техническом институте.

Как ученый Сергей Капица известен работами в области прикладной электродинамики, сверхзвуковой аэродинамики, изучения земного магнетизма. Позднее основным предметом его исследований стали демографическая революция и динамика роста населения Земли.

Но наибольшую известность Сергей Капица получил как выдающийся популяризатор науки. Все началось с книги «Жизнь науки», которая представляет собой собрание предисловий и введений к основополагающим научным трудам от Везалия и Коперника до наших дней, по которым можно проследить путь развития науки. Выход этой книги стал предпосылкой для создания телепередачи «Очевидное — невероятное», бессменным ведущим которой Сергей Капица являлся начиная с февраля 1973 года — именно тогда на телеэкраны вышел первый выпуск передачи. «Очевидное — невероятное» пользовалось огромной популярностью, о чем свидетельствует хотя бы ее упоминание в песне Высоцкого или же многочисленные анекдоты про Сергея Капицу и его коллег по другим научно-популярным телепередачами, Николая Дроздова из «В мире животных» и Юрия Сенкевича из «Клуба путешественников».

За прошедшие с того момента 39 лет регулярный выход передачи в эфир прерывался только два раз. Впервые это произошло в 1991 году.

«Это было время, когда на экране царили Кашпировский и всякие другие Чумаки. Разумное слово не находило места в общественном сознании. Кризис передачи «Очевидное — невероятное» совпал с кризисом отношения к науке в общественном сознании, но наука переживет любые кризисы», — вспоминал Сергей Капица в одном из последних своих интервью .

Еще один вынужденный перерыв у передачи случился в 2006 году, когда «Очевидное - невероятное» «переехало» с телеканала ТВЦ на «Россию».

Помимо работы на телевидении, Сергей Петрович, начиная с 80-х годов, был главным редактором журнала «В мире науки» — русскоязычной версии всемирно известного международного журнала Scientific America.

Сергей Капица является членом более 30 академий и научных обществ мира. Вот некоторые из них: Европейская Академия наук, Всемирная академия искусств и науки (Вашингтон), Римский клуб.

А вот академиком главной отечественной академии — Российской академии наук — Сергей Петрович не был.

В минувшем году он избирался в действительные члены РАН по отделению глобальных проблем и международных отношений, но выборы проиграл. Впрочем, РАН отметила заслуги Сергея Петровича, вручив в 2012 году первую в своей истории Золотую медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний.

Одной из своих главных задач Капица называл борьбу с лженаукой.

«Торможения пока не видно. С тех пор как я занялся популяризацией науки, проблема стала еще острее, — сказал Сергей Петрович незадолго до своей смерти. — Деятельность всевозможных шарлатанов и астрологов стала более широкой. Это существенный вопрос, который отражает растерянность в умах в наше переходное время. Объемы средств, которые обращаются в этой сфере, сравнимы с финансированием науки в целом. Отношение к науке в государстве напоминает мне анекдот про лошадь и цыгана, который в целях экономии стал давать ей вдвое меньше овса — и ничего, ходит. Тогда он сократил паек еще вдвое — опять жива. Цыган снова урезал количество овса. Наконец лошадь сдохла. Так и наука. Нельзя же так долго испытывать ее на выживаемость!»

Сергей Петрович Капица умер спустя год и 11 дней после смерти своего брата - Андрея Петровича Капицы, выдающегося географа, автора крупнейшего в ХХ веке географического открытия: подледного озера Восток в Антарктиде.

«Главное чудо — то, что мы живем. Сама наша жизнь — это, конечно, большое чудо. Рождение ребенка и то, что происходит с ним на наших глазах, когда за полтора-два года он достигает такого колоссального прогресса, — это тоже совершенно невероятно. Хотя очевидно!» — говорил Сергей Капица.

«…Первый канал требовал, чтобы я, во-первых, громил советскую науку и, во-вторых, не возражал против всякой лженауки. Я отказался категорически. Тогда меня выгнали оттуда.

Просто так поставили вопрос ребром?

Именно так. Циничными они были.

Молодёжь, которая пришла на телевидение?

Да, новое руководство. Какие у них были политические установки, можно видеть по результатам их деятельности. Это интеллектуальный разгром России. Иначе я характеризовать их деятельность не могу.

Ну да, ведь ваша передача не была политизирована.

Я не служил ни тогда, ни сегодня никому, кроме интересов дела. Я же был беспартийным ко всему. Хотя это была высшая номенклатура нашей пропаганды и утверждалась на самом высоком уровне. […]

Кто был генератором идей, как зарождались новые передачи?

Генератором идей... оно само получается. Я никогда не знал отказа от своих учёных коллег- все были готовы помочь. Всегда было ощущение того, что надо рассказывать. Главная задача - найти нужного человека. Был бы человек хороший - будет хорошая передача. […]

Повлияла ли на вашу профессиональную судьбу работа над «Очевидным- невероятным»?

Когда я начинал эти передачи в 1973 году, один очень приятный академик - Лев Арцимович- сказал мне: «Знаешь, Сергей, если ты займёшься этим делом, то положишь крест на академической карьере. Что бы ты ни сделал, этого тебе не простят». Так оно и оказалось. […]

У телевизионщиков должна быть ответственность перед обществом?

Тему ответственности я считаю очень существенной, одной из главных. Свобода должна ограничиваться ответственностью. Но наша интеллигенция этого не понимает, это её погубит. Да и вообще тема ответственности является одной из ключевых в современном мире.

У вас необычная для нашего телевидения речь, так говорили в конце XIX века.

Мне говорили как раз знатоки тонкие, что мой русский и английский несовершенны, они друг другу мешают.

Вы на фоне остальных наверняка выделялись. Телевизионных начальников это, наверное, раздражало...

Наверное, выделялся. Но как-то это принималось. Главное, что это принималось. Были иногда мелкие поправки к произношению каких-то слов и т.п. Вообще речь моя идёт от предков: отец был очень крупный ученый мирового класса, мать тоже была очень образованной женщиной, дед - Алексей Николаевич Крылов, известный математик и кораблестроитель.

Как вы относитесь к английскому научпопу? Би-би-си ведь очень много делает фильмов...

Я считаю, что это положительная вещь, очень положительная. Прежде всего - это доходно. И политически, как говорится, они очень корректно это делают.

А с точки зрения научного качества?

Фильмы Би-би-си неглубокие - они довольно поверхностные и упрощают дело.

Ваши передачи были глубже?

Би-би-си редко использует в передачах крупных учёных. А в наших передачах, я думаю, в целом были более крупные люди. И они больше говорили именно по существу проблем науки и общества.

У Вас в основном дискуссия, а у них визуальность?

Да, у нас дискуссия, а у них визуальность и просветительская деятельность. Это тоже очень важно и нужно, но несколько другие методы, другой адрес и другие персонажи.

А канал «Discovery» Вы смотрите?

Иногда смотрю. Добротно очень. Профессиональные вещи, сделанные в ином ключе, иная цель преследуется, и это тоже нужно. Я был в Бостонской студии в Америке. Это клон традиции Би-би-си. Не знаю даже, существует студия сейчас или нет. Я как-то не видел её в последнее время... Карл Саган (американский астроном, астрофизик, популяризатор науки) - вот крупная была личность на телевидении, работал над созданием научно-популярных телесериалов, в частности - серий «Космос». У искусствоведа Кеннета Кларка шла другая серия - «Нагота в искусстве», такая всемирная история искусства. Приглашались крупные личности, которые говорили о своем взгляде на историю искусства. Начиная от Древнего Египта по наши дни. Импрессионисты для него уже были неприемлемы.

Какие-то ваши традиции по-своему развивал, кажется, Александр Гордон в «Ночном разговоре»...

Он талантливый человек. Но он не понимал, о чем говорил. Поэтому приглашал всегда двоих, которых умел стравить. И тогда он мог над ними возвыситься, это такой приём. К тому же, личности у него были второстепенные.

Как понять, что зрителям нравится передача?

Вы прислушиваетесь к тому, что вам говорят друзья и недруги. А потом возникает какое-то мнение. Самокритичность должна быть. Но это зависит именно от того творческого коллектива, который существует. Раньше была переписка по передачам, это очень внимательно отслеживалось, вместо рейтинга было, кстати. К сожалению, Академия Российского телевидения не стала таким органом, который мог бы как-то обсуждать всё, вне партийных интересов. А это очень важно. Например, раньше «ТЭФИ» не превратилась бы в такое... по существу, в правление одного класса. Я же не получил ни одной премии «ТЭФИ». Только в прошлом году в 2008-м, когда ушёл Владимир Познер, мне дали премию «За личный вклад в развитие российского телевидения».

Капица Сергей , Невероятное и неочевидное, в Сборнике интервью: Эфир Отечества. Создатели и звёзды отечественного телевидения и своей работе, Книга 1 / Сост.: В.Т. Третьяков, М., «Алгоритм», 2010 г., с. 113-117 и 120-121.


ЗАКРЫТИЕ ПРОГРАММЫ «ОЧЕВИДНОЕ - НЕВЕРОЯТНОЕ». Как и почему Познер и Эрнст уничтожили передачу Капицы

«…Первый канал требовал, чтобы я, во-первых, громил советскую науку и, во-вторых, не возражал против всякой лженауки. Я отказался категорически. Тогда меня выгнали оттуда.

Просто так поставили вопрос ребром?

Именно так. Циничными они были.

Молодёжь, которая пришла на телевидение?

Да, новое руководство. Какие у них были политические установки, можно видеть по результатам их деятельности. Это интеллектуальный разгром России. Иначе я характеризовать их деятельность не могу.

Ну да, ведь ваша передача не была политизирована.

Я не служил ни тогда, ни сегодня никому, кроме интересов дела. Я же был беспартийным ко всему. Хотя это была высшая номенклатура нашей пропаганды и утверждалась на самом высоком уровне.

Кто был генератором идей, как зарождались новые передачи? - Генератором идей... оно само получается. Я никогда не знал отказа от своих учёных коллег- все были готовы помочь. Всегда было ощущение того, что надо рассказывать. Главная задача - найти нужного человека. Был бы человек хороший - будет хорошая передача.

Повлияла ли на вашу профессиональную судьбу работа над
«Очевидным- невероятным»?

Когда я начинал эти передачи в 1973 году, один очень приятный академик - Лев Арцимович- сказал мне: «Знаешь, Сергей, если ты займёшься этим делом, то положишь крест на академической карьере. Что бы ты ни сделал, этого тебе не простят». Так оно и оказалось.

У телевизионщиков должна быть ответственность перед обществом? - Тему ответственности я считаю очень существенной, одной из главных. Свобода должна ограничиваться ответственностью. Но наша интеллигенция этого не понимает, это её погубит. Да и вообще тема ответственности является одной из ключевых в современном мире.

У вас необычная для нашего телевидения речь, так говорили в конце XIX века.

Мне говорили как раз знатоки тонкие, что мой русский и английский несовершенны, они друг другу мешают.

Вы на фоне остальных наверняка выделялись. Телевизионных начальников это, наверное, раздражало...

Наверное, выделялся. Но как-то это принималось. Главное, что это принималось. Были иногда мелкие поправки к произношению каких-то слов и т.п. Вообще речь моя идёт от предков: отец был очень крупный ученый мирового класса, мать тоже была очень образованной женщиной, дед - Алексей Николаевич Крылов, известный математик и кораблестроитель.

Как вы относитесь к английскому научпопу? Би-би-си ведь очень много делает фильмов...

Я считаю, что это положительная вещь, очень положительная. Прежде всего - это доходно. И политически, как говорится, они очень корректно это делают.

А с точки зрения научного качества?

Фильмы Би-би-си неглубокие - они довольно поверхностные и упрощают дело.

Ваши передачи были глубже?

Би-би-си редко использует в передачах крупных учёных. А в наших передачах, я думаю, в целом были более крупные люди. И они больше говорили именно по существу проблем науки и общества.

У Вас в основном дискуссия, а у них визуальность?

Да, у нас дискуссия, а у них визуальность и просветительская деятельность. Это тоже очень важно и нужно, но несколько другие методы, другой адрес и другие персонажи.

А канал «Discovery» Вы смотрите?

Иногда смотрю. Добротно очень. Профессиональные вещи, сделанные в ином ключе, иная цель преследуется, и это тоже нужно. Я был в Бостонской студии в Америке. Это клон традиции Би-би-си. Не знаю даже, существует студия сейчас или нет. Я как-то не видел её в последнее время... Карл Саган (американский астроном, астрофизик, популяризатор науки) - вот крупная была личность на телевидении, работал над созданием научно-популярных телесериалов, в частности - серий «Космос». У искусствоведа Кеннета Кларка шла другая серия - «Нагота в искусстве», такая всемирная история искусства. Приглашались крупные личности, которые говорили о своем взгляде на историю искусства. Начиная от Древнего Египта по наши дни. Импрессионисты для него уже были неприемлемы.

Какие-то ваши традиции по-своему развивал, кажется, Александр Гордон в «Ночном разговоре»...

Он талантливый человек. Но он не понимал, о чем говорил. Поэтому приглашал всегда двоих, которых умел стравить. И тогда он мог над ними возвыситься, это такой приём. К тому же, личности у него были второстепенные. - Как понять, что зрителям нравится передача? - Вы прислушиваетесь к тому, что вам говорят друзья и недруги. А потом возникает какое-то мнение. Самокритичность должна быть. Но это зависит именно от того творческого коллектива, который существует. Раньше была переписка по передачам, это очень внимательно отслеживалось, вместо рейтинга было, кстати. К сожалению, Академия Российского телевидения не стала таким органом, который мог бы как-то обсуждать всё, вне партийных интересов. А это очень важно. Например, раньше «ТЭФИ» не превратилась бы в такое... по существу, в правление одного класса. Я же не получил ни одной премии «ТЭФИ». Только в прошлом году в 2008-м, когда ушёл Владимир Познер, мне дали премию «За личный вклад в развитие российского телевидения».

Капица Сергей, Невероятное и неочевидное, в Сборнике интервью: Эфир Отечества. Создатели и звёзды отечественного телевидения и своей работе, Книга 1 / Сост.: В.Т. Третьяков, М., «Алгоритм», 2010 г., с. 113-117 и 120-121.

Семье

физика-академика Петра Леонидовича Капицы.

Мать Сергея относилась к тем женщинам, которые всю свою жизнь

посвящают детям: она с утра до вечера хлопотала по дому, стараясь

обеспечить уют для мужа и двух сыновей. И сам Сергей Капица, и

Брат Андрей, без сомнения, «пошли» в отца - оба тянулись к знани

ям и оба в будущем добились многого. Не смотря на то, что ранние

Годы

Сергея прошли в Кембридже, его школьное детство было таким же,

Как

и у всех советских детей того времени — семья Сергея вернулась в

СССР, когда мальчику было 7 лет, а когда ему пошел двенадцатый

Год,

началась Великая отечественная война. Родные и близкие Сергея не

пострадали, но это тяжелое время все равно наложило свой

Отпечаток

На его характер и мышление.

После школы Сергей поступил в Авиационный институт, едва

Закончив

всерьез занялся научной деятельностью - он изучал сверхзвуковую

аэродинамику, прикладную электродинамику, земной

Капица стал доктором наук, а в 37 - профессором физико -

математических наук. Сергей Капица написал 4 монографии и

несколько десятков статей. На его счету 14 изобретений и 1

научное открытие.

Когда Сергею Капице было 45 лет, он создал книгу «Жизнь нау

И именно это издание стало первопричиной появления передачи

«Очевидное - невероятное». В том же 1973 году, когда появилась

Книга, впервые вышла и передача. Для Сергея она стала не только

важнейшей вехой в жизни, но и явлением, сформировавшим его

Научную судьбу. В 1980 году Капица получил Государственную

СССР за основание передачи «Очевидное - невероятное». Также он

стал обладаем премии РАН «за популяризацию науки» и премии

Правительства РФ за заслуги в сфере образования. Несмотря на

Большие достижения в области науки, многолетний опыт

Преподавания, целый ряд научных званий и наград, Сергея

Петровича

Так и не приняли в Российскую Академию Наук. Главной

«закулисной»

Причиной стало именно телевидение, которое, по мнению научного

сообщества СССР никак не могло быть для ученого важнее, чем

Основная

Работа. Капице довольно ясно дали понять, что он должен выбрать

Или передача, или место

В Академии. Сергей выбрал передачу, о чем и не жалел никогда.

Капица: Телевидение, это сильнейшее средство взаимодействия

Людей, сейчас находится


в руках тех, кто совершенно безответственно относится к своей

Роли в обществе. Даже в

Сложные 90-е годы, когда над программой «Очевидное -

Невероятное» нависла угроза

Закрытия, Капица не изменил своему принципу - рассказывать

Людям не только

Увлекательное, но и познавательное. В то время научные передачи

Примитивным штампам

Которыми мыслил Буратино. Чуть сложнее — это для эфира уже

Чужое». Личная жизнь

Сергея Капицы / Sergey Kapitsa Со своей будущей женой Татьяной

Дамир Сергей мог бы

познакомиться еще в начальной школе, где они учились в

Параллельных классах, но тогда

Маленькому Сереже и в голову не пришло обратить внимание на

Тихую девочку, к слову

Сказать, тоже дочь ученого человека (отец Тани был известным

Профессором медицины). А

Вот она его запомнила. Да и как было не запомнить мальчика,

Который приехал из Англии? Но

по-настоящему судьба свела их только, когда Сергею исполнилось

20 лет. Уже через год

После знакомства они поженились, а спустя еще год родился их

Первый сын - Федор. Всего у

Сергея Капицы было трое детей - кроме первого мальчика, жена

Подарила ему двух дочерей,

Машу и Варю. Сергей Петрович Капица прожил 84 года и скончался в 2012 году в Москве. С ергей Капица - российский и советский учёный, телеведущий, главный редактор журнала «В мире науки», доктор физико-математических наук, профессору главный научный сотрудник Института физических проблем им. П.Л. Капицы.

Сергей Петрович Капица принадлежит к династии русских ученых, внесших огромный вклад в развитие отечественной и мировой науки. Его дед - академик Алексей Николаевич Крылов - русский математик и кораблестроитель, яркий представитель российской научной элиты начала минувшего столетия. Отец - Петр Леонидович Капица - лауреат Нобелевской премии, член более 30 академий и научных обществ мира, великий физик-экспериментатор, инженер и мыслитель, гордость России ХХ века. Его брат - Андрей Петрович Капица - известный географ, почетный профессор МГУ и член-корреспондент РАН.

На крестинах Капицы присутствовал знаменитый академик, физиолог Иван Петрович Павлов, лауреат Нобелевской премии 1904 года.

Капица пошел в школу при Кембридже, однако закончить обучение ему не удалось, так как осенью 1934 года его отец, который часто приезжал в СССР, после очередного приезда на Родину не смог выехать обратно в Англию. Тогда правительственная комиссия во главе с Куйбышевым решила, что Петр Капица «оказывает значительные услуги англичанам, информируя их о положении в науке СССР».

В 1935 году мать Капицы вместе с Сергеем и его братом Андреем переехала в СССР.

В 1943 году Сергей Капица окончил экстерном школу в Казани, где его семья жила во время войны.

По возвращении в Москву он поступил на самолетостроительный факультет Московского авиационного института.

В течение двух лет после окончания института С.П. Капица работал в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Н.Е. Жуковского, занимался вопросами теплопередачи и аэродинамического нагрева при больших скоростях потока. Защитил кандидатскую в 1956 году.

С 1953 года работает в Институте физических проблем АН СССР (РАН) научным сотрудником, затем заведующим лабораторией, а после ведущим научным сотрудником и главным научным сотрудников.

Сергей Петрович с Андреем Дмитриевичем Сахаровым и его супругой Еленой Боннэр

С Майей Плисецкой

С 1965 года, ведет преподавательскую деятельность в Московском физико-техническом институте. В качестве заведующего кафедрой МФТИ активно внедряет самостоятельность студентов.

С 1957 года Капица серьезно занимался подводным спортом и вместе с академиком Мигдалом стал одним из создателей советского акваланга. Капица был одним из первых, кто освоил плавание с аквалангом в СССР.


Дмитрий Медведев награждает Сергея Капицу орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени

В последние годы ученый активное внимание уделял проблемам информационного общества, глобализации и демографии. Капица - автор многих научных публикаций по вопросам проблем демографии, включая книгу «Общая теория роста населения».

Огромную популярность принесла Капице созданная им и выходящая с 1973 года программа «Очевидное-невероятное». В 2008 году он получил специальный приз «ТЭФИ» за личный вклад в развитие российского телевидения. Капица был включён в книгу рекордов Гиннеса как телеведущий с самым долгим стажем ведения программы.

«


Сергей Капица с супругой Татьяной.

В декабре 1986 года Сергей Капица перенёс неудачное покушение сумасшедшего, в результате которого получил травмы. Во время перерыва в лекциях злоумышленник проник в МФТИ и попытался убить ученого при помощи топора. Капица получил ранения и некоторое время провёл в больнице.

С 2001 года —Сергей Капица являлся председателем правления Некоммерческого партнерства «Мир Науки».

С октября 2002 года был главным редактором научно-популярного журнала «В мире науки».


14 февраля 1928 года родился сын лауреата Нобелевской премии Петра Леонидовича Капицы Сергей Петрович Капица — советский и российский ученый-физик, просветитель, телеведущий, который с 1973 года бессменно вел научно-популярную телепрограмму «Очевидное — невероятное». Сегодня мы иллюстрируем биографию ученого в нашей классической фотоподборке.

Малютка Сергей Петрович с мамой


Сергей Капица родился в Кембридже и до семи лет жил в Великобритании. «Там по сей день остался наш дом, он так и называется Капица-хаус» — говорит Сергей Петрович.

В 1935 году семья Капицы вернулась в СССР.



Сергей Петрович после переезда в СССР жил в Москве, где в 1949 году окончил Московский авиационный институт. Свою научную деятельность начал в этом же году.


В 1957 году С. П. Капица начал заниматься подводным плаванием. В те времена в СССР не практиковалось плавание с аквалангом. Капица был одним из первых аквалангистов. И в этой сфере он сумел сделать неплохую карьеру — стал заместителем Председателя Федерации подводного спорта СССР.


Сергей Петрович с родителями и женой Татьяной Дамир в Чехословакии

С 1956 года Сергей Капица преподавал в МФТИ, в 1961 году стал доктором физико-математических наук, а спустя 4 года в этом же институте получил звание профессора.



Капица Сергей Петрович на собрании кафедры общей физики в МФТИ

Сын великого академика был приглашен заведовать кафедрой в 1965 году.



Семья Капиц.



Сергей Капица отвечает на вопрос «Есть ли Бог?»


Сергей Петрович держит фото всей семьи


Сергей Петрович с внуками


В декабре 1986 года Сергей Капица перенес неудавшееся покушение «сумасшедшего из Ленинграда» (реставратора, члена общества «Память» ), в результате которого получил травмы. Злоумышленник проник в учебный корпус МФТИ, где С. П. Капица читал лекции по общей физике, и во время перерыва в лекции, когда Сергей Петрович выходил из аудитории, дважды сзади ударил его туристическим топориком по голове. Капица сумел вырвать топор из рук нападавшего и ударил того обухом топора в лоб. Затем окровавленный Капица с топором дошел до кафедры, попросил вызвать скорую и милицию, после чего потерял сознание. Злоумышленника задержали, а Сергей Капица был госпитализирован в нейрохирургическое отделение ГКБ имени С. П. Боткина. Ему наложили 17 швов. Впоследствии он смог вернуться к работе. В МФТИ после этого покушения ввели экстренные меры безопасности, частично отменённые через полгода.


С марта 2000 года являлся президентом Никитского клуба., а с 2006 года являлся президентом кинофестиваля «Мир знаний».


Сергей Петрович умер в Москве 14 августа 2012 года. Прощание прошло 17 августа в ДК МГУ, в тот же день похоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой отца.


14 февраля 2013, в день 85-летия Сергея Капицы, состоялось открытие мемориальной доски на здании Российского нового университета.