Сценарий внеклассного мероприятия по декоративно прикладному творчеству. Разработка внеклассного мероприятия по изобразительномиу искусству "Матрёшка"

ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

« ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ИЗО»

Цель: Проверка уровня усвоения программного материала детьми; формирование интереса у детей к изобразительному искусству; привитие навыков поведения на сцене; развитие артистических способностей у детей.

Предварительная подготовка: Распределение ролей среди учащихся; подготовка костюмов и репетиция пантомимических сцен; выбор команд из числа учащихся (название, работа над домашним заданием, эмблема, девиз и т.д.); составление конкурсной программы и подготовка необходимого реквизита, раздаточного материала; объявление о приглашении всех посетить страну ИЗО.

Ход развлечения: Давным-давно в доброй и волшебной стране ИЗО жил и правил царь Мелок и было у него семь сыновей – карандашей.

Ведущая мероприятия начинает программу:

Вот братишки дружные,

Человечки нужные,

Это - карандаши!

Меж собой похожие,

Только разнокожие,

Ах, так хороши!

Все братишки дружные

С острыми носами,

Человечки нужные,

Убедитесь сами!

Выходят дети, одетые соответственно в костюмы того цвета, о котором будут говорить, читают стихи и ставят изображения на фланелеграф.

Голубой карандаш: (Стихотворение, постановка облаков на фланелеграф).

Надо мною, над тобою

Солнце, небо голубое!

И по небу проплывает

Облаков пушистых стая.

Не теряя ни минутки,

Побежим, давай к реке!

Голубые незабудки

Соберем с тобой в букет!

Зеленый карандаш: (Ребенок читает стихи и ставит на фланелеграф полянку).

А я раскрашу елочку

И листья у осинки.

Надену я всем девочкам,

Зеленые косынки.

Похвалит обязательно

Меня в траве кузнечик,

И птичка-зеленушка –

Веселая певунья,

И бойкая лягушка –

Квакушка-попрыгунья.

Желтый карандаш: (Делает шаг вперед, читает стихотворение о своем цвете и ставит на фланелеграф солнышко).

Я - желтый человечек,

Раскрасить я могу

Кувшинку, одуванчик

И лютик на лугу.

Пушистые цыплята,

И выводок утят,

И бабочка, и солнце

Со мной дружить хотят.

Фиолетовый карандаш: (Стихотворение, ставятся на фланелеграф цветы).

Фиолетовый цветок

Каждый новый лепесток

Подставляет солнцу, свету -

С нами радуется лету!

Оранжевый карандаш: (Стихотворение, ставится бабочка).

Оранжевая бабочка

К подружке прилетела.

Она весенним платьицем

Похвастаться хотела.

На что ж это похоже?

Она вот-вот расплачется:

Ведь у подружки тоже

Оранжевое платьице!

Красный карандаш: (Стихотворение, ставятся красные ягодки земляники).

А красив ли красный цвет?

Да! - вы скажите в ответ.

Цветом я своим горжусь

И для ягод пригожусь.

Всем - и клюкве, и бруснике,

Землянике, и клубнике

Без меня нельзя никак!

И цветам я очень нужен,

Я с гвоздикой, с розой дружен,

Ждут меня тюльпан и мак.

Нарисую я зарю,

Грудку птичке-снегирю.

Синий карандаш: (Стихотворение, ставится речка).

Вы любите синего человечка?

Где я появлюсь –

Будет синяя речка,

Синее небо над головой,

Синий цветок - василек полевой,

Знают все, что сорняки

Эти самые цветки,

Только все же синий - синий

Василек такой красивый!

Ведущая: Жили они, поживали и горя не знали. Царь-Мелок души не чаял в сыновьях. Карандашики резвились по альбомному полю, вызывая вокруг себя радость, смех, веселье и создавая красочную палитру. А когда царевичи веселились, на небе появлялась радуга. (Ведущая ставит на фланелеграф изображение радуги).

Но недолго длилась счастливая жизнь в царстве. Проведал злой волшебник Уголек, который жил в соседнем государстве, как весело и беззаботно живут братья-карандаши. Гнев и зависть охватили его. Не мог он простить того, какое красивое, цветное, красочное царство было у царя Мелка и напустил он на волшебную страну ИЗО черноту.

(фланелеграф закрывается черной или серой материей).

Печаль и тоска опустилась на царство Мелка. Все вокруг стало серым и мрачным. Перестал звучать веселый и радостный смех царевичей-карандашей, померкли вокруг все краски, на небе исчезла радуга. Ничто не могло порадовать царя. С каждым днем он становился все печальнее и печальнее.

Но в один прекрасный день появилась в сказочной стране ИЗО прекрасная фея-Палитра.

Палитра: - Ребята! Как мрачно, тоскливо и неуютно стало в волшебном царстве. Но этому горю можно помочь. Спасти царя-Мелка, развеселить братьев-карандашей и вернуть на небо радугу смогут только храбрые и отважные художники, которые должны произнести волшебное заклинание. А чтобы узнать это заклинание, надо пройти все испытания злого волшебника Уголька.

Ведущая: И тогда царь-Мелок издал указ и послал глашатаев по всей стране.

УКАЗ:

Внимание! Внимание! Жители волшебной страны ИЗО! Слушайте и не говорите, что не слышали! Тот, кто избавит царство-государство от чар волшебника-Уголька, развеселит карандашей и вернет на небо радугу, получит вознаграждение от царя-Мелка!

Ведущая: Нашлись храбрые художники, которые отважились спасти волшебную страну от чар злого волшебника.

Звучит музыка. Команды выходят на сцену и представляются. (ПАСТЕЛЬКА, АКВАРЕЛЬКА).

Палитра: - Храбрые художники, вы хотите помочь и готовы пройти испытания? Тогда начнем. После каждого выполненного задания вы будете получать эпизод (часть) репродукции, сложив которые, увидите картину известного художника. На обратной стороне написано заклинание, которое вам поможет.

Но чтобы определить, кто из вас начнет состязание первым, команды должны отгадать загадку.

ЗАГАДКА:

Поднялись ворота, всему миру красота.

Приказало солнце: «Стой, семицветный мост крутой».

Туча скрыла солнца свет,

Рухнул мост, а щепок нет.

(Радуга).

(Определяется, кто из команд начнет выполнять задание первым).

Ведущая напоминает, что команда решает, кто пойдет выполнять задание или отвечать на вопрос.

ЗАДАНИЕ 1. «Вопрос - ответ» (по жанрам изобразительного искусства).

Фея-Палитра: Ребята! Сейчас я буду задавать командам по очереди вопросы. А вы будете отвечать.

ВОПРОСЫ:

1. Если видишь на картине нарисовано река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется… ПЕЙЗАЖ.

2. Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на вас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

Летчик или балерина, или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется… ПОРТРЕТ.

3. Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт, или все предметы сразу,

Знай, что это… НАТЮРМОРТ.

4. Речку, облака, деревья, дом и сад цветущий наш,

Нежной яркой акварелью нарисуем мы…ПЕЙЗАЖ.

5. Нарисую папу с мамой, и себя, и деда

Я большой работой занят, я пишу… ПОРТРЕТЫ

6. Мы его составим, а потом рисуем:

Вазочку с цветами, скатерть голубую,

Книги, кисти, краски. Даже бутерброд!

О работе скажем – это … НАТЮРМОРТ.

ЗАДАНИЕ 2.

«Смешай краски» (практическое задание).

Фея-Палитра: Ребята! (спрашивает у всех детей). Скажите, какие вы знаете основные цвета?

(Дети отвечают: красный, желтый, синий).

Фея: - Но для того, чтобы наш мир был ярким и красочным, нужны другие цвета. Вы знаете, что еще есть и дополнительные цвета, которые получаются с помощью основных цветов.

У меня в руках карточки с заданием. От каждой команды нужен один человек.

(Дети каждой команды выбирают одного представителя).

Перед вами стоят три основные краски, из них надо получить дополнительные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый.

(Дети выбирают карточки, с цветом которой им надо получить и выполняют задание).

ЗАДАНИЕ 3.

«Музыкальный аукцион».

Фея-Палитра: - Двум командам дается задание, вспомнить, как можно больше песен, где в словах указаны какие-либо цвета.

(Пример «Голубой вагон бежит, качается…».)

ЗАДАНИЕ 4.

«Определи правильно» (практическое задание).

Фея-Палитра: - Ребята! Злой волшебник-Уголек перепутал все жанры изобразительного искусства. На таблице перед вами каждый жанр имеет свой цвет. Ваша задача: перед вами лежат репродукции известных художников. Вам надо правильно определить жанр изобразительного искусства по цвету с помощью цветных кружков (магнитов).

ЗАДАНИЕ 5.

«Нарисуй с закрытыми глазами» (практическое задание).

Фея-Палитра: - Ребята! Мы сегодня уже говорили о таком жанре изобразительного искусства, как пейзаж. Вы знаете, чтобы нарисовать красивый пейзаж, надо нарисовать домик, деревья и цветы. Но задание будет необычным. Все это вам надо нарисовать с закрытыми глазами.

(Задание выполняется на быстроту по времени и выразительности рисунка).

Кто быстрее и лучше нарисует свою картину, тот и победил.

ЗАДАНИЕ 6.

«Определи по описанию».

Фея-Палитра: - В каждом классе, ребята, вы изучали промыслы России.

Все вы знаете, что у каждого промысла есть свои отличительные черты, где он зародился, из какого материала он изготовлен, каким цветом и узором мастера расписывают свои изделия. Каждая команда получит карточки с описанием промыслов России. Вам необходимо выбрать изделие этого промысла и назвать его.

1. Мастера этого промысла расписывают железные подносы масляными красками обычно по черному фону. Но применяются для фона и другие цвета – красный, синий, зеленый. Поднос могут украшать букеты, гирлянды, венки. Букет обычно строится на трех крупных и ярких цветах, помещенных в центре. Их окружают более мелкие цветы. Чем ближе расположены листья к краю букета, тем они темнее.

(Жостовские подносы).

2. В древнем Волжском городе и его округе издавна изготовлялись донца прялок, украшенные сюжетной росписью, деревянная детская мебель, кони-качалки, разделочные доски и другие изделия.

Для этой росписи характерны цветы, кони, птицы. Используется: синяя, зеленая, сиреневая, красная, оранжевая, вишневая, черная краски, белила. Роспись выполняется масляными красками по текстуре дерева. Основные элементы росписи – «розан» и «купавка».

(Городецкая роспись).

3. Это самый известный и крупный народный художественный керамический промысел. Это несколько предприятий, которые изготовляют бытовые изделия и настольную скульптуру, игрушки в виде птиц и зверей, жанровые сценки.

Для росписи этой керамики характерны Цветы, листья и травы. Синяя кобальтовая роспись очень выразительна на белом фоне посуды. Она выполняется следом и концом кисти.

Широкую известность получили керамические квасники - сосуды с кольцеобразным туловом, на четырех ножках, с носиком и фигурной ручкой, с высоким горлышком, заканчивающимся крышкой. Украшаются эти сосуды росписью и скульптурой.

(Гжельская керамика).

4. Глиняная игрушка из слободы Кировской (Вятской) области. Это лихой всадник на коне или козле, петушок, девушка с ведрами на коромысле и другие изделия.

Вылепленную из глины игрушку после высыхания ставят для обжига в русскую печь для обжига. Обожженные игрушки белят, опуская в ведро с раствором мела в молоке, просушивают и расписывают красками.

Любимые цвета мастеров - синий и розовато-красный, желтый и зеленый, белый и черный, оранжевый и голубой, золотая отделка.

(Дымковская игрушка).

5. Глиняная игрушка Пензенской области по сюжету не разнообразна. Народные мастера лепят и раскрашивают женскую фигуру («бабу»),

Мужскую фигуру («солдата»), барана, коня, всадника, оленя, петуха, собаку, корову. Фигурки имеют очень обобщенные, условные формы, вытянутые пропорции, удлиненные шеи и головы.

Роспись игрушек в основном малиново-красная.

Преобладает геометрический узор, Вместо полос иногда появляются крапки, условно воспроизводящие оперение птиц, реже цветы.

По традиции расписываю игрушки пером курицы. После обжига фигурки приобретают чуть желтоватый или розоватый оттенок. (Филимоновская игрушка).

6. Точеная (деревянная) расписная утварь, так называется эта посуда. Она широко известна в нашей стране. Деревянные чашки, черпаки, миски, подставки и другие изделия радуют нас своим богатым и золотым узором. На своих изделиях художники рисуют земляничку, малинку, смородинку, рябинку и другие растительные орнаменты. Но не копируют растения в точности, а по-своему перерабатывают в декоративный узор. Самый любимый у мастеров «травный узор» или просто «травка». Травка обычно рисуется красным или черным цветом, но иногда зеленым и желтым. Очень часто среди травки изображаются ягодки, птицы, цветы и рыбки. Самые затейливые узоры называются «кудринами». (Хохломская роспись)

ЗАДАНИЕ 7. (зрительное)

Фея: На столе находятся предметы, которые относятся к урокам изобразительного искусства и которые не относятся. От каждой команды потребуется один человек. Вы должны запомнить все предметы, которые имеются на подставке. А теперь мы закрываем все.

Первой команде надо ответить на вопрос, какие предметы нужны на уроке изобразительного искусства, второй команде - не нужны.

Если к этому времени команды не наберут нужное количество очков, которое нужно для открытия заветной картины и не узнают заклинание, то задаются дополнительные вопросы:

1. Как называется щит, который поддерживает картину при написании? (Мольберт).

2. Как называют картину, на которой изображен морской пейзаж? (Марина).

3. Характер поверхности художественного произведения, ее обработки, ощущается зрительно и осязательно? (Фактура).

4. Изделия гончара из глины и их смесей, закрепленные обжигом? (Керрами).

Ведущая: Юные художники, составьте репродукции картин из ваших эпизодов. А теперь переверните и прочтите заклинание, которое поможет расколдовать царство Мелка и избавит от чар волшебника Уголька.

Выигравшая команда читает заклинание: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Фея: А теперь, друзья, давайте все вместе, и храбрые художники, и зрители, и наши гости произнесем это заклинание. (Все дети громко произносят заклинание, звучит музыка и в это время открывается фланелеграф).

Ведущая: Опять на голубом небе светит желтое солнышко, шумит морской прибой, а на зеленой лужайке распустились цветы.

(Дети карандаши обступают фланелеграф и поднимают шарики цвета радуги).

Фея: И опять на небе засияла радуга, принося всем жителям волшебной страны радость и веселье!

Все очень хорошо потрудились, большое спасибо юным художникам, которые спасли волшебную страну от чар злого волшебника Уголька. И поэтому мы награждаем всех участников этого чудесного освобождения. (Награждаются все участники).

В конце программы поется песня «Мы умеем рисовать» (слова Э.Успенского, музыка В. Шаинского).

1 куплет:

Вот мы взяли краски в руки,

И не стало в доме скуки.

Чтобы было веселей,

Яркой краски не жалей!

ПРИПЕВ:

Это правда! Ну, чего же тут сказать?

Дети любят, очень любят рисовать

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне!

2 куплет:

Вот вам: тетя жарит мышку,

Рядом кот, он ловит мышку,

Но никто не разберет –

Где же тетя, где же кот.

ПРИПЕВ.

3 куплет:

Это что - же за зверушка,

Много ног, одна макушка?

То ли зверь - сороконог,

То ли очередь в ларек?

ПРИПЕВ.

P . S . Внеклассное мероприятие имеет второй вариант и проводится с помощью мультимедийных средств.

МБОУ-СОШ № 21

Внеурочное

мероприятие

«Волшебная

страна ИЗО»

Учитель изобразительного

искусства

Безрук

Светлана Владимировна

г. Белгород, 2012

Приветствую всех в нашем зале!

Сегодня мы побываем «В мастерской Рультынэ».

Из истории создания традиционной национальной одежды народов Севера;

О том, как можно использовать традиции в современной жизни;

На время станем мастерицами и изготовим Новогодние подарки подружкам -.модницам.

1. ОДЕЖДА народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.) Широко применялась ровдуга - замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре.

2. По покрою верхняя одежда разделяется на 2 типа: глухая, т.е. без разреза, и распашная, имеющая спереди разрез.

Глухая одежда, по большей части мужская, была характерна для оленеводов и морских охотников.

Женщины надевали глухую одежду только во время дальних переездов на нартах.

Верхнюю одежду, особенно зимнюю, чаще всего носили с поясом, глухую - с большим напуском. На поясе подвешивали ножи для разных работ, кресала, футляры с кремнем, спичками и т.п.

3. Нижние части тела обычно защищали меховыми одинарными или двойными, а летом - ровдужными или суконными штанами/ Женщины у народов крайнего Северо-Востока (чукчи, эскимосы, коряки) носили под камлейкой зимой двойные комбинезоны из оленьих шкур с широкими рукавами, с воротниками из волчьего или собачьего меха (чукотский керкер). Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не имели существенных различий и почти идентичны эскимосским по покрою и пошиву. Зимнюю одежду шили из 2 слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу. Береговые чукчи использовали также кожу тюленей для изготовления штанов и весенне-летней обуви, так как она прочна, эластична и практически непромокаема; из кишок моржа делали плащи и камлейки.

4. Оленные чукчи для пошива штанов и обуви помимо новых оленьих шкур использовали старые продымленные покрытия яранги, которые не коробятся под воздействием влаги. Постоянный взаимный обмен продуктами хозяйства позволял тундровым чукчам получать обувь, кожаные подошвы, ремни, арканы, сделанные из шкур морских млекопитающих, а береговым - оленьи шкуры для зимней одежды. Специально сшитой сезонной одежды не было, летом носили выношенную зимнюю.

5. Национальная чукотская одежда, нераспашная по покрою, подразделяется на повседневно-бытовую и празднично-обрядовую; детскую; молодежную; мужскую; женскую; стариковскую; ритуально-похоронную.

6. Традиционный комплект чукотского мужского костюма состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом и кисетом, камлейки из ситца, надеваемой поверх кухлянки для защиты от дождя и снега, дождевика из моржовых кишок, штанов, различного типа головных уборов: обычной чукотской зимней шапки, малахая, капюшона, легкой летней шапки. Основой женского костюма является меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами.

7. Рукавицы, как правило, шили из камуса мехом наружу, по краю пришивались полоски из ровдуги и короткий ремешок для подвешивания к поясу. А так же мастерицы изготавливали и перчатки: четырехпалые и пятипалые. Наружную часть обычно украшали вышивкой, аппликацией или бисером. Наиболее красивыми и яркими по форме были перчатки для танцев. Как известно они изготавливались с раструбами; в качестве украшений можно встретить аппликации, бисер; у запястья перчатки оторачивались мехом песца, росомахи, опоссума, соболя, выдры, а так же и евражки. На тыльной стороне перчаток встречается такой древний узор как розетка с солярным знаком. Она бывает украшена шитьём из оленьего подшейного волоса, бисером или мехом.

8. В настоящее время чукчи носят как традиционную одежду и обувь (оленеводы в зимней тундре и охотники на морском промысле), так и современную европейскую (в основном в поселках), часто одежду комбинируют. Женщины предпочитают современную одежду, старинная сохраняется лишь в тундре, преимущественно у женщин пожилого возраста..

А теперь мы перенесемся в мастерскую Рультынэ. Прошу приглядываться, присматриваться, выбирать.

9. «В мастерской Рультынэ» (Стилизованная традиционная одежда и аксессуары.)

Скажите, какие изделия вам понравились больше?

Да, современные условия жизни вносят изменения не только в быт, экономику, промышленность, но и в стиль одежды. Сегодня чукотские модницы-мастерицы могут себе позволить носить такие перчатки, а в своих сумочках - футляры для очков, косметички и т.д.

1. Вот и мы сегодня в нашей мастерской сошьем для близких, друзей Новогодние подарки. А вы ведь знаете, что изделия, сшитые своими руками, очень дорого ценятся за вложенное в них тепло души, добрых мыслей, любви мастера.

2. - Предлагаю вам занять места поудобнее.

3. - На ваших столах лежат все необходимые инструменты. Давайте проверим их наличие: инструменты - карандаш, линейка, циркуль, бисерная и граненная для кожи игла, резак, ножницы, клей. материалы -картон, кожа (светлая, темная), камус, бисер, подшейный волос оленя, нитки мулине и ХБ, бусина.(если без заготовок)

Вспомним правила техники безопасности: - скажите, как нужно обращаться с ножницами? иглами?

«МАГИЧЕСКАЯ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ СОЛОМКИ, ТРАДИЦИИ РИТУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ С СОЛОМОЙ. ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ ».

Цели:

Ознакомить и формировать у детей представления истории возникновения промысла и применения соломы в быту;

Развивать познавательный интерес, память, внимание, чувство товарищества, смекалку ;

Воспитать самостоятельность, умение работать в парах, группой, бережное отношение к выполненным работам.

Задача:

обогатить кругозор детей знаниями об истоках русской культуры, обрядах, играх, дать понятия обучающимся о магической притягательности соломы.

Методы:

словесные, наглядные, практические.

Форма мероприятия:

Нетрадиционная, игра- викторина

Возраст детей: 7-12 лет.

Место проведения: учебныйкабинет декоративно-прикладного творчества.

Оборудование мероприятия: столы, стулья, компьютерная техника, видеопроектор, выставка работ из соломки, солома разных видов, наглядные пособия.

Ожидаемые результаты мероприятия: проникновение детей магическими свойствами соломы, усвоения новых знаний обучающихся и стремление к творчеству.

План занятия:

1.Организационный момент.

2. Сообщение новых знаний по теме в форме презентации, рассказа.

3. Конкурсная программа. Игра - викторина. Гадания.

4.Подведение итогов мероприятия.

1. Организационный момент.

Психологический настрой обучающихся на восприятие нового материала, готовность детей к занятию.

Педагог предлагает обратить внимание на выставку работ в кабинете.

Знакомит обучающихся с целями и задачами мероприятия.

Ход мероприятия.

2. Сообщение новых знаний.

Рассказ иллюстрировано-повествовательный .

В плетении из соломки есть какая-то магическая притягательность. Это солнечный, теплый материал будто имеет колдовскую силу и тот, кто однажды попробовал сплетать соломинки, становится страстным поклонником этого художественного ремесла.

Плетение из соломки - древнейшее среди ремёсел. Как только люди научились выращивать злаковые растения - пшеницу, ячмень, рожь у крестьян появился источник сырья - солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельцев.

Солома шла на корм и подстилку скоту, в неурожайные годы мелко нарубленную солому подмешивали в хлеб. Из соломы шили лапти, набивали матрацы, из неё люди научились изготавливать корзины, половики, различные ёмкости для хранения зерна и муки, а также шляпы и многое другое. Солома обувала и согревала крестьянина, служила ему постелью.

(Ребята, какие вы знаете поговорки и пословицы о соломе?)

Но солома представляла для крестьянина не только материальную ценность. Все земледельческие народы наделяли стебли злаковых растений особой духовной сущностью - верили, что в них заключён дух божества хлеба, хлебного поля, сила его плодородия.

Считалось что колосья и солома, сжатые при соблюдении особых ритуалов, способны оказывать магическое влияние на жизнь земледельцев.

Вот созрел урожай, и крестьяне приступали к жатве. Из первых сжатых колосьев плели венки и украшали ими головы девушек-жниц.

Хлеб жали вручную с помощью серпа или скашивали косой, связывали в снопы или кули и составляли в скирды для просушивания.

Повсеместно существовал обычай украшать первый «зажиночный» сноп, который хранили дома до нового урожая и так же приносили в церковь.

У каждого народа жатвенные венки имели свои особенности и названия. Народы Востока плели венки под названием «арабская клетка». В Европе земледельцы называли свои жатвенные украшения «жито», «амулет».

Эти украшения подвешивались в доме на стене под потолком, где и висели до следующей жатвы, пока не заменялись новыми.

Крестьяне верили, что в последнем снопе присутствует дух хлеба, который может олицетворяться в образе человека или животного, поэтому делали соломенные чучела из последних колосков.

(Ребята, назовите пожалуйста, какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе)

Обычай оставлять на поле в залог будущего урожая несжатыми последние колоски у многих европейских народов имеет также свое декоративное выражение. Зачастую колоски сложно сплетались между собой, украшали их лентами и цветами. Этот пучок колосьев называли «бородой» или «Божьей бородой»

Когда-то этим действиям придавали магический смысл, а со временем это превратилось в символическую традицию.

Магические атрибуты становились все искуснее, воплощаясь в сложных приёмах плетения.

В древние времена наши предки, стремясь умилостивить богов, от которых по их представлениям зависел урожай, приносили на полях человеческие жертвы. Но общество развивалось, и человеческие жертвоприношения заменились символами. Материалом для их изготовления стала служить солома.

Пучки и жгуты соломы связывали, сплетали и придавали им очертания человеческой фигуры. Эти фигуры были мастерски свиты, сплетены и украшены.

Ещё один народный обычай - ряженье в солому. У Восточных славян это событие приходилось на период зимне-весенних праздников - Рождество, Масленицу, Пасху. У других европейских народов это было непременным элементом народных карнавалов.

Поляки и словаки покрывали ряженых соломой с ног до головы, оборачивали их снопами, обкручивали соломенными косами, называли их «соломенный дед». Обязательной деталью костюма ряженых была конусообразная шапка из соломы.

Древние верования в народной культуре тесно связаны с христианскими обычаями. На Рождество у европейских народов было принято делать «Паука» из соломенных трубочек, нарезанных из лучших стеблей соломы. «Паука» из соломы на Рождество делают в честь рождения Христа, который был рожден в хлеву и положен в ясли на солому. В Белоруссии в честь этого события делают «паука» в виде звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, которая взошла на небе в честь рождения Христа.

Ажур соломенной конструкции напоминает настоящую паутину, сотканную пауком. У многих народов паук является героем космогонических мифов, повествующих о создании мира, а паутина представляется образом космической ткани или путеводной спасательной нити, соединяющей небо и землю. Наиболее распространены «пауки» пирамидальной формы. Ученые пришли к выводу, что пирамида- это идеальный, энергетически завершённый объект, который транслирует человеку космическую энергию и конденсирует его энергетическое поле. Соломенный «паук» подвешивался под потолком над столом напротив икон, он постоянно «парит» в воздухе и изгоняет все плохое из дома. Многие говорят, что под сенью соломенной пирамиды появляется чувство физического облегчения и спокойствия.

Соломенный «паук» является только частью рождественских обрядов, связанных с соломой. Праздник Рождества празднуется в период зимнего солнцеворота. По древним языческим представлениям, именно в этот период солнце поворачивает с зимы на лето, начинается пробуждение природы. В этот период все мысли крестьян обращены к будущему урожаю. Поэтому солома и необмолоченный сноп, были непременной принадлежностью крестьянского Рождества.

3. Конкурсная программа. Игра-викторина. Гадание.

На соломе гадали, подбрасывая её к потолку - чем больше соломин зацепится за балки потолка, тем богаче будет урожай. Солому расстилали по полу, клали её под скатерть, опоясывали стол соломенным перевяслом, подвешивали сноп под потолком над столом. Все эти действия призваны были способствовать обеспечению будущего урожая, следовательно, и благополучию крестьянской семьи в новом году.

Гадание:

На лавку положить солому, написать разные пожелания и закопать их в солому.

Каждый участник гадания ищет в соломе записку и читает пожелание.

Соломенные куклы также были наделены магической силой. У многих славянских народов молодым дарили их в день свадьбы. Делали две соломенные фигурки - женскую и мужскую и ставили у ворот, загораживая дорогу жениху, который приходил в дом невесты. Солома, из которой сделаны были куклы, воплощала собой плодородие земли, следовательно, соломенные куклы должны были способствовать рождению детей в семье.

А деревенское чучело «Масленица»- воплощение уходящей зимы. Во время масленичных гуляний такие куклы брали с собой на игрища в хаты, носили по домам, когда собирали блины. Куклы были женского и мужского облика, их наряжали в платки, фартуки, головные уборы из соломы. С началом Великого поста масленичные куклы сжигали или разбирали на солому и отдавали на корм скоту. Но зачастую эти куклы становились детскими игрушками.

Этим народным творениям был отпущен недолгий век: рождались с началом обряда или праздника, они умирали с его завершением. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы - горели в огне ритуальных костров, тонули в воде. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Игры с соломкой:

Ребята, давайте немножко поиграем. Выберем жюри. Желающие поиграть выходите ко мне.

Для игры нужно 2 команды по 3 участника.

1. Бирюльки - коротенькие соломенные трубочки. Тоненькой соломинкой - крючком из кучки бирюлек каждый играющий поддевает соломинку и перекладывает в коробочку. Побеждает та команда, игроки которой быстрее справятся с заданием.

Для игры нужно 2 команды по 6 участников и водящий - мышка.

2. «Колосок» соберём зёрна.

Дети встают парами друг за другом - это колосок. По сигналу - «зерно» - все разбегаются - зёрна рассыпались. По сигналу «Колосок» - дети ищут свою пару и пытаются построиться, водящий - мышка, ловит зёрна.

Побеждает команда, у которой останется больше зёрен.

Куклы - игрушки из соломы для детей делали и специально, как обереги. Такие куклы не имели лица, считались предметом неодушевлённым, недоступных для вселения в него злых сил, а значит безвредным для ребенка.

Куклы из соломы, также, исполняли роль забавной потешки.

Изображение из соломы животных и птиц также связано с народными обрядами и обычаями. Фигурки, изображающие петуха, голубя, козу, принято было ставить на рождественский стол, птичек подвешивали к соломенному «пауку», где они словно парили в полете. С соломенными жаворонками, в первые тёплые дни - «гукали» весну.

Существуют также иконы, которым молились о будущем урожае, приносили к ним первые «Зажиночные» снопы, а также приносили иконы на поля с мольбами об урожае.

На протяжении веков соломенные куклы, фигурки зверей и птиц, соломенные шляпы, корзины, ёмкости для хранения зерна были связаны только с крестьянской культурой. Но искусство плетения из соломки бережно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней.

Конечно, ушли древние поверья в магическую силу соломы, но магическая сила творчества из соломки осталась.

Появились современные изделия из соломки, которые украшают интерьер дома, создают в нём уют и тепло.

На занятиях кружков «Золотая соломка», обучающиеся изготавливают картины - плоские и объёмные. Плетут: корзинки, конфетницы, шкатулки, вазы, бусы. Различные подвески, игрушки на ёлку и, конечно же, самое современное достижение - объёмные цветы.

А где вы берёте соломку? Этот вопрос мне часто дети. Вы, наверное, покупаете её в магазине? Нет! Мы заготавливаем соломку на хлебных полях. Хлебное поле- это безграничное «золотое море». Когда стоишь на краю поля и смотришь вдаль - так хорошо и спокойно на сердце, чувствуешь такой прилив сил и творческой энергии.

Ребята, когда летом вы будете проезжать с родителями мимо хлебного поля - попросите остановиться у обочины и полюбуйтесь на эту неповторимую красоту!

4. Подведение итогов мероприятия.

Сейчас мы узнаем итоги конкурсов.

Предоставляем слово жюри. (награждение сладкими призами)

Рефлексия:

Ребята, а теперь я хочу услышать от вас:

(Дети отвечают на вопросы педагога.)

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Какие работы вам понравились больше всех?

Что вам понравилось на занятии?

Что не понравилось на занятии?

Кому из вас хотелось бы научиться работать с соломкой?

Какие у вас есть вопросы ко мне?

В заключение занятия мне хотелось бы добавить, когда я готовила это мероприятие, мне пришлось просмотреть и прочитать много материала.

Я, как будто, оказалась в тех далеких временах и почувствовала чистоту душ наших предков. Которые жили в пруде и заботе о хлебе насущном, растили детей, женили их, и всегда думали о будущем продолжении своего рода. О будущем урожае хлеба. Верили в магическую силу соломки и, конечно, если очень веришь - то всё сбывается.

Большое спасибо всем за внимание и участие в нашем мероприятии.

Список использованной литературы.

1. О. Лобачевская «Плетение из соломки», Москва 2000г. Культура и традиции.

2. О. Лобачевская, Н. Кузнецова «Возьми простую соломку», Минск 1988г. Полымя.

Ярмарка народных промыслов

Вид деятельности: внеклассное мероприятие, входящее в систему образовательного и воспитательного процесса на основе знакомства учащихся с традициями народной культуры их участия в занятиях декоративно-прикладным искусством.

Цель: познакомить детей с народным декоративным искусством – неиссякаемым источником мудрости и красоты.

задачи:

Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире;

Развивать нравственные и эстетические чувства;

Знакомить учащихся с русскими народными ремеслами, древними корнями народного искусства;

Воспитывать потребности в овладении русскими народными ремеслами;

Развивать художественно-творческих способностей учащихся в области декоративно-прикладного искусства;

Развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала учащихся;

Воспитание личности ребенка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

Сплочение коллектива класса, школы;

Органичное включение родителей в образовательный и воспитательный процесс;

Использование в работе разнообразных и доступных детям форм и методов работы;

Развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;

Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения учащегося.

Оборудование: самовары, скатерти, салфетки, деревянная и глиняная утварь, народные русские костюмы, вышивки, кружева, рушники, поделки.

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Ском1 Почтенные и молодые, полные и худые –
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем!

Ском2 - Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!
У нас сегодня ярмарка - шумный базар.
Здесь найдёте на любой вкус товар!

Что же у тебя там за товары? Парень ты хваткий и зазываешь без оглядки.

А, может, у нас самих есть товары не хуже?

Да у тебя и сноровка не та.

А на моём прилавке береста.

Берестоплетение
Письмена сохраняла от лжи береста

И служила художнику лучше холста.

К белизне этой нежно щекою прильну,

Уносясь от реальности в ту старину.

Белая береза... Пожалуй, это самое любимое дерево в России..

О белоствольной красавице сложено много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны и старинные обряды.

Береста как простой материал издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. Собирают бересту ранним летом, когда в дереве прекращается движение сока. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны.

В старину главным источником света в доме служили березовые лучины. Дегтем из березовой коры смазывали оси колес у телеги, чтобы не скрипели. Березовыми почками лечили разные хвори. Но было у березы еще одно очень важное дело - дарить людям красоту. Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи - плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мед и ягоду, сметану и масло... В такой «упаковке» все долго оставалось свежим. А еще из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, веселыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зеленые веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина.

Береста - прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей! Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. Для красоты в ажурное кружево вставляли цветную фольгу.

О берёзе слагали песни и любили водить хороводы.

Ну, теперь, честной народ
На ярмарку, да в хоровод!
Хоровод «Во поле берёзка стояла»

Не скучай, сидя на лавке,
Покупай, и млад, и стар!

Тульский славный мой товар!

Металлообработка.

Кузнечное дело получило широкое распространение на Руси в 17-18 веках. Издавна оно было окружено различными поверьями. Считалось, что кузнецы находились под покровительством бога Сварога и могли врачевать болезни, ворожить и отгонять нечистую силу. Мастера выполняли чеканки, заказы для сельского хозяйства, оружие и другое.
Чеканка - способ обработки металлов давлением, при котором на заготовку наносят неглубокий рельеф путем сильного нажатия инструментом, имеющим выступы.

Тула - один из старейших промышленных центров "России”. В 17 веке возникли первые в России железоделательные заводы. Тульский кузнец Никита Демидов построил две домны и молотовые мастерские. Вслед за Демидовыми металлургические заводы в Тульском крае основали также и другие казенные тульские кузнецы.

В Туле стало развиваться кузнечное дело. С конца 17в. стали известны тульские мастера оружейного дела. Одним из важнейших мероприятий правительства Петра Iпо дальнейшему развитию и улучшению оружейного производства в России Тула стала центром ремесла. В 1712 г. по указу Петра I в Туле был основан государственный оружейный завод. Оружие русских мастеров славилось не только в России, но и за её пределами.

Тары-бары-растабары Есть хорошие товары!

Тары-бары-растабары.Продаются самовары!

1.Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока!

2.Самовар поет, гудит.

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что впервые появился он в Туле. Есть документ – подтверждение, что именно в Туле в 1778 году мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую. Через тридцать лет таких мастерских было уже 8, а к 1850 году – аж 28! Недаром Тула называется самоварной столицей!

Тула Тулой, но есть свидетельства, что первые в России самовары были изготовлены примерно в 1740 году на Урале, на Иритинском заводе. И были они не только металлические, но и из фарфора, из фаянса и даже из хрусталя. Кстати, русские солдаты, придя в 1813 году в Париж (в войне с Наполеоном), подарили самовар Европе.

Чем хорош самовар?

В летнюю жару не надо печь топить, чтобы воду согреть. А чай прежде пивали неспешно, дюжинами чашек, с разговорами и пересудами, особенно после баньки. Чаем трапезу начинали, а потом в продолжении обеда, и чаем трапезу заканчивали.

Для мастера – самоварщика самовар не просто изделие, он – произведение искусства. Каждый мастер стремился придать самовару особую форму, украсить его чеканкой, гравировкой, сканью и эмалью, чернью или росписью.

Все сюда!

Все сюда!

Зазывала 1: - Здесь распродажа как всегда!

Зазывала 2: - Всем, всем продаём!

Зазывала 1: - По дешёвке отдаём!

Чтобы чая вкус запомнить, на подносе его пьём!

Жёстово.

Металлические подносы с яркой декоративной росписью. Начало этому своеобразному искусству было положено в конце 18 века.

Жостовская декоративная роспись является оригинальным видом русского народного художественного творчества. На протяжении двух веков многими поколениями жостовских мастеров разрабатывались своеобразные живописные, композиционные и технические приёмы исполнения цветочной росписи на лаковой основе металлических кованых подносов.

Главная тема украшения жостовских кованых подносов это букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В жостовской росписи цветы как будто оживают.

Роспись производится по черному фону, применяют и красный и синий и другие цвета. Яркие букеты, композиции из роз, пионов, тюльпанов поражают своей красотой, рождают чувство уважения к мастерам.

Зазывала 2: - Подваливай валом! По дешёвке продаём!

Чуть не даром отдаём!

- Товар достоин любого молодца,

Привезли его из славного Городца.

Городетская роспись.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

На высоком берегу Волги стоит древний Городец. По преданию, основал его еще в XII веке князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость.

Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и щедро украшали их резьбой и красивой росписью.
Со временем городецкие мастера стали расписывать не только прялки, но и ларцы- шкатулки, сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки. Городецкая роспись - веселая, праздничная. Цвета - черный, красный, синий, зеленый, коричневый, белый - на любой вкус!
...Гуляют дамы с модными зонтиками, веселая компания уселась в повозку, поет женский хор, и, конечно же, любители почаевничать расположились в трактире за большим столом. С доброй улыбкой, наверное, делал свою работу городецкий мастер и дарил нам ее вместе со своим изделием.

    Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.

    Яркая, лаконичная городецкая роспись(жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен - от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха.

Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены.

Зазывала 2: - Ну что за товар! И тот хорош, И другой хорош! Выбирай который хошь!

Зазывала 1: - Диво дивное, чудо-чудное, а не товар! Гляди какой узор!Хохлома порадует ваш взор.

Хохлома.

Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди служишь Отчизне!

Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!

Хохлома́ - старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода.

    Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Прекрасна осенняя пора... Выглянет солнышко из-за темных туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души...
Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец.

Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название - «золотая хохлома». А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать. А золота для «золотой Хохломы » и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки ». И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Зазывала 1: - Подходи, честной народ, Дед корову продаёт.
Не корова – просто клад, Покупай, коли богат!

Инсценировка.

Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрёшки,
Ложки деревянные, матрёшечки румяные!

Матрёшки

Русских много есть игрушек, и коней и погремушек,
Разноцветные флажки, расписные сундучки.
Есть ещё одна игрушка, все похожи друг на дружку.
И живут они друг в дружке –
Это русские подружки.
За долгие века существования русского государства народная мудрость закрепилась в пословицах, поговорках. Русский народ славится своей выдумкой, фантазией, трудолюбием. У русского народа золотые руки. Эти руки сотворили игрушки, которые и поныне живут в наших домах.

Матрёшке чуть больше 100 лет. Биография её начинается с одного незначительного случая. Есть в Подмосковье старинное село Абрамцево. В 18 веке усадьбу купил богатый человек, которого звали Савва Мамонтов. Он организовал мастерскую художников, музыкантов, артистов.
И вот однажды к обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла. Это была фигурка добротного лысого старика. Изображала она мудреца. И звали его фукурума.

Но кукла эта была не простая. Фукурума раскрывался, и в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эти фигурки понравились всем, и они послужили прообразом нашей матрёшки.
В России было игрушечное царство, а находилось оно в Троице-Сергиевском Посаде. И вот оттуда был призван лучший мастер игрушечных дел Звёздочкин. С большим старанием вручную, изготовил он первую модель. Вот так явилась миру новая игрушка. Окрестили её матрёшкой. Затем она появилась на базаре. Она привлекала внимание покупателей своей оригинальностью, стала пользоваться популярностью и спросом.

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут
Всех матрёшками зовут.
Такое удивительное зрелище завораживало не только детей, но и взрослых. И тому есть объяснение. В 1904 году приходит заявка на изготовление и продажу матрёшек для Парижа. С этого момента начинается массовый вывоз русских матрёшек за границу. В 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была выполнена 48 –местная матрёшка. Игрушку полюбили всюду.
- Тары-бары-растобары, //Есть хорошие товары!

Привезли сюда //Товары самые модные,

Русские народные, //Для наших гостей //Со всех волостей!

Аж, поёт душа, гляди как Гжель хороша!

Гжель

    Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
    Животные и птицы невиданной красы.
    Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
    Известно всем в народе ее название – Гжель.
    Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
    Не встретите на свете вы красоты такой.
    Голубизну небесную, что сердцу так мила,
    Кисть мастера на чашку легко перенесла.
    У каждого художника есть свой узор любимый
    И в каждом отражается сторонушка родимая.

Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики, находящихся под Москвой.

Секреты красоты таятся в самой природе. Происхождение слова «Гжель» краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.

Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты в 14 веке. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного.

Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу для медицинской посуды.

Мастера Гжели постоянно находились в поиске нового. Примерно до 14 века в Гжели изготавливали гончарную посуду для крестьянского быта. Посуду и игрушки делали из белой глины, наносили орнамент синей краской и покрывали лаком.

Зазывала Полюбуйся - гребешки, расписные петушки. Небольшой расход, подходи, честной народ!

Дымково

    О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
    В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
    Вечера зимою длинные и лепили там из глины.
    Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
    И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

Символическое значение дымковской игрушки, ее языческие корни лежат в основе тематики сюжетов игрушек. Лепка изделий - процесс творческий и описать все тонкости его задача сложная.

Самая многочисленная группа дымковских игрушек - игрушки-свистульки. Лепили их изначально по желанию души и использовали по своему прямому назначению, в качестве игрушек для крестьянских детей. К образам любимых домашних животных присоединялись сказочные образы, становившиеся оберегами. С развитием игрушечного промысла, они изготавливались большими партиями к праздничным ярмаркам в особой дымковской пластике.

Среди фигурок людей в ассортименте игрушек заметно преобладают женские персонажи - няни-кормилицы, барыни, барышни, водоноски, модницы - дамы в корсетах и кринолинах, в шляпках, под зонтиками, разряженные няни с младенцами на руках.

Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками, растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись.

До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).

Продавец: -Полотенца, рушники, наряды

Для молодушек – шали, Сами вышивали! Шелк, атлас Весь девичий припас!

Вышивка.

Вышивальщицы–люди особой породы
У них свои чаяния и невзгоды
Желанья – что б нитки хватило на ряд
Иголки в руках у них просто горят…

Искусство вышивания имеет многовековую историю, оно начало развиваться в 9-10 веках. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, до 20 полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения.

Перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.

Вышивка выполнялась разным способом - росписью, крестом, счетной гладью, набором. В разных регионах вышивали свои особенные узоры и орнаменты.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани.

В вышивке полотенец нашли свое отражение идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й половины XX века сохраняются древние символы.

Вышиванием занимались в зимнее время. Собирались девушки и женщины вместе в одной избе, занимались рукоделием, при этом напевая песни.

Зазывала 1:

Обратите на нас внимание, на наши усиленные старания:

Привезли товару дешёвого, Ценой доступного и грошового!

Зазывала 2 : - Не товар, а сущий клад! Забирай нарасхват!

Зазывала 1: - Глядите, не моргайте, Рты не разевайте,

Всех красавиц в кружева одевайте!

Кружева.

Работы русских кружевниц славятся во всем мире. Тонкость, рельефная скань, обилие сквозных элементов, декоративная отделка ячеек фона, изысканность делает кружево уникальным. В свободных растительных узорах сцепного кружева мастерицы стремятся передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. Особенностью кружева является изысканность, легкость, воздушность. Кружево мастерицы плели на коклюшках(деревянных палочках), сплетая узор, также на спицах и крючком. Центром была Вологда.
Издавна искусство плетения кружев было излюбленным народным ремеслом. В старинных русских летописях есть упоминание, что мастерство кружевного плетения встречалось еще в 8 веке. Кружевные фабрики, основанные на труде крепостных мастериц, славились своими изделиями и далеко за пределами нашей Родины.
Покупай от души, вот товары хороши!

Ворон не считайте, платки покупайте!

Платки.

Город Павловский Посад

Славен мастерами,

Знают люди: стар и млад

О платках с цветами.

А на Руси женщины до конца XVII века покрывали голову белым льняным полотенцем с вышивкой – убрус, который постепенно уступает место разноцветному платку. Слово «платок» исконно русское, «плат» – кусок ткани. А спустя еще 100 лет в русском языке появляется персидское слово «шаль», означающее большой узорный платок.

Шали, привезенные из Индии, стоили баснословно дорого. И эта дороговизна вполне объяснима: над обычной шалью три ткача трудились несколько месяцев, а сложную, с замысловатым узором, ткали от полутора до четырёх лет.

Мы знаем, что, начиная с середины 19 века, оренбургские пуховые изделия не раз удостаивались медалей на Всемирных промышленных выставках в Лондоне, Чикаго, Брюсселе. Размером 3,5м х 3,5м, лёгкие ажурные паутинки поражали своей красотой и тонкостью – платок можно было продеть сквозь золотое колечко и уместить в скорлупе гусиного яйца.

Международная слава русских оренбургских шалей началась с первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне (1851). Их выполняли в сложнейшей технике двустороннего ткачества, то есть шали не имели изнанки, и их можно было носить на обе стороны. Позднее эту технику освоили и в других европейских странах.

Шали эти были созданы руками крепостных девушек в мастерских помещиков Нижегородской губернии. По качеству эти изделия ни в чем не уступали индийским образцам. Для ткачества пряли нити из пуха сайгаков и шерсти тибетских коз. Пряжа была так тонка, что волос в сравнении был толще.

Шали были чудом ремесла. За год в мастерских выпускалось примерно 16 шалей. И изготовление их стоило здоровья молодым ткачихам, их трудовой век оканчивался задолго до наступления 30 лет: потеряв зрение, они считались непригодными для ткачества. Для крепостной это было выкупом за свободу: каждую шаль, имевшую десятки оттенков, две мастерицы ткали от полутора до двух лет, и стоила она целого состояния - до 32 тысяч рублей.

Наши русские шали в начале 19 века по сложности узора, изысканности расцветки и качеству ничуть не уступали европейским образцам, а порой превосходили их.

С середины 19века, в России начинают массово производить шали с набивным рисунком, которые были гораздо дешевле тканых. И тогда шаль становится достоянием всего народа, прочно войдя в быт всех слоёв русского общества. Теперь ею обладают не только дворянки и богатые купчихи, но и мещанки, и крестьянки.

Большой популярностью пользовались изделия из города Павловский Посад Богородского уезда Московской губернии. Рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами.

Надо заметить, что история ремесла набивки, на Руси довольно давняя. Этот способ декорирования ткани был известен нашему народу еще в 11-12 веке, ткани окрашивали и по цветному фону набивали узоры. Старинная русская набойка делалась масляной краской по льняному холсту. Из набивной ткани шили не только одежду, но и церковное облачение, занавески, шатры и знамена.

Так как узор наносили на холст резными досками (а для того чтобы краска лучше впитывалась в ткань, по деревянной форме били молотком), – возникли термины «набойка» и «набивка».

Мамаша: - Приехали мы на ярмарку погулять И подарки выбирать.

Сестрицы (хвастаясь ):

По ярмарке весь день ходили, Ни про кого не забыли!

Сказать, что мы купили?

Родному батюшке -туесок!

Любимой матушке - платок,

Посередине - золотой цветок!

Братьям – свистульки!

Маленьким сестрицам – По вышитым рукавицам!
-Я купила расписные подносы да гребень себе в косы.

А я купила ненаглядных матрёшек да пару дорогих серёжек.

Мамаша : - Я сыночке Ванюшке купила Дымковские игрушки и другие погремушки.

Сестрицы: - А на остальные пятаки всем купили крендельки, и для всех соседей - разной прочей снеди.

Кроссворд.

Вопрос 1

Живут эти прославленные мастера недалеко от города Нижний Новгород, на маленькой речушке Полховке. Делают они в основном игрушки, грибки-копилки, птички-свистульки. Но особенно эти умельцы любят делать одну замечательную, всеми любимую игрушку, которую знает весь мир. Отгадайте, что это за игрушка?

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.(Матрешка. Мастера из Полховского Майдана.)

Вопрос 2

Эту посуду делают из фарфора, а расписывают ее только голубой и синей красками. Где делают эту красивую посуду?(В Гжели.)

Вопрос 3

Эти игрушки любимы всеми. Они очень яркие и нарядные. Про них народ написал немало прибауток, считалок, загадок. Отгадайте загадки:

– Зонтик грибком,
Руки крендельком.
Ходит девица-красавица пешком.(Дымковская барыня.)

– Бока крутые, рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спине Егорка.(Баран с мальчиком.) Где делают эти изделия? (Дымково.)

Вопрос 4

На берегу Волги мы попали в удивительный мир русской сказки, созданной руками мастеров. Эти умельцы делают мебель, удивительно красивые ларцы, шкатулки, прялки, детские игрушки, а изображают на них сказочных птиц и быстрых коней. Особенно же любимы мастерами изображать картины.
Где развивался этот промысел? (Городец.)

Вопрос 5

Есть в Подмосковье деревня, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи – подноса.
Под кистью народных мастеров – умельцев живописцев этот предмет стал художественным произведением.
Собранные в букеты и вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые или полевые цветы несут людям радость жизни, поэзию вечного цветения природы. Где этот народный промысел?

(Жостово.)

Вопрос 6

Эти изделия ярки и красочны, словно пронизаны солнцем. Роспись этой посуды выполняется кистевыми приемами без предварительного нанесения контура рисунка. Основной прием росписи – «травный», основные цвета: красный, чёрный ижёлтый. Откуда пришли к нам эти горящие золотом ложки, туески, плошки? Эту посуду знают во всем мире. А вы ее, ребята, узнали? (Хохлома.)

Вопрос 7

Вьется ниточка льняная –
Не простая:
Образует она
Кружева. Где делают кружева? (В Вологде.)

Зазывала Мы сегодня здесь кончаем.

С этого базара на другой переезжаем!

И мы торговлю закрываем, восвояси уезжаем!

Зазывала: - А теперь позвольте отдать вам

Наше нижайшее почтение,

Поблагодарить за посещение!

Приходите в другой раз. Уважим!

И одно вам скажем,

Ведущий 1: - Купцов здесь было немало, Зато было много товара!

Ведущая 2: - Мы с вами, гости дорогие, не прощаемся, а говорим всем:

Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья,
Спасибо! До свидания!