Сценарий музыкального досуга в подготовительной группе детского сада. Использование музыки на праздниках и развлечениях в детском саду

Оформление зала:

1. Портреты М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова.

2. Иллюстрации с изображением:

Девушки с коровой

Степного простора с летящим жаворонком

Снегурочки

3. «Музыкальный магазин»: ложки, трещотка, бубны, кселофон, треугольники, колокольчики, балалайка, маракасы.

(Под музыку «Как по травкам, по муравкам» (русская народная плясовая) дети входят в зал. Исполняют песню.)

Музыкальный руководитель: Ребята, я очень рада видеть вас снова в нашей музыкальной гостиной. Рассаживайтесь поудобней и поведем мы с вами неторопливую беседу, музыкальную беседу.

Дети: Му-зы-ка.

Музыкальный руководитель : Музыка-очень емкое понятие, которое включает много жанров. Какие вы знаете музыкальные жанры?

Дети: Песня, танец, марш.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Сегодня мы поговорим о песне. Какие бывают песни?

Дети : Веселые, медленные, быстрые...

Музыкальный руководитель: Хорошо, скажите, а кто сочиняет песни?

Дети: Композитор.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Но есть такие песни, которые сочиняет не один человек, а народ. Как называются такие песни?

Дети: Народные.

Музыкальный руководитель : Народной песне мы и посвятим нашу встречу. О каких песнях пойдет речь, вы догадаетесь сами. Посмотрите, сколько картин в нашей гостиной. Именно они помогут понять содержание и название песни. Что вы видите на этой картине? (Изображена береза.)

Дети: Белоствольная березка, нежная, кудрявая.

Музыкальный руководитель : Скажите, как относились русские люди к березке?

Дети : С давних времен для людей береза была особым деревом, ей воздавали почести, считая, что береза отплатит им добром. Очень любили хоровод водить вокруг березки.

Мальчик:

Березонька кудрявая,

Кудрявая, моложавая.

Под тобой, березонька,

Красны девушки в хороводе стоят,

Про тебя, березонька,

Все песни поют.

(Девочки исполняют танец-хоровод «Во поле береза стояла».)

Музыкальный руководитель: Скажите, какие чувства, настроения переданы в этой музыке? Какой характер песни?

Дети : Любовь к русской природе. Красота, нежность березки. Музыка спокойная, напевная.

Музыкальный руководитель: Хорошо. Теперь посмотрим на другую картину. Что здесь изображено?

Дети : Девушка со своей коровушкой.

Музыкальный руководитель: Кто догадался, о какой песне пойдет речь?

Дети : «Ой, вставала я ранешенько».

Музыкальный руководитель: Скажите, какой характер у этой песни?

Дети : Веселый, радостный, шутливый.

Музыкальный руководитель: Народные песни очень разнообразны: они и медленные и быстрые; слагались они давным-давно, но живут и поныне. Почему?

Дети : Потому, что у них простая красивая мелодия. Они передают образ жизни русского народа. Они рассказывают о красоте русской природы.

Музыкальный руководитель: Именно красота русской природы вдохновила многих композиторов на создание песен, романсов о родном крае. Один из них - Михаил Иванович Глинка. Через всю жизнь пронес М.И. Глинка любовь к родной природе, которая окружала его с детства и образы которой он воспевал в музыке. Давайте посмотрим вот на эту картину. Вы, наверное, догадались о каком произведении пойдет речь.

Дети: Это романс «Жаворонок».

Музыкальный руководитель : Мы с вами знаком с этим произведением. Давайте прослушаем его еще раз. Но в этот раз мы будем его слушать с закрытыми глазами. Пожалуйста, постарайтесь представить, что сейчас лето и вы находитесь где-то за городом. Постарайтесь пофантазировать и запомнить эти картинки.

(Звучит аудиозапись.)

Музыкальный руководитель: Скажите, пожалуйста, какие картинки вы увидели Дети: Русское раздолье. Аромат лугов. Просторное голубое небо. Слышно птичье пение, трели жаворонка. Передается ощущение покоя, очарования русской природы.

Музыкальный руководитель : Ребята, может кто-то из вас хочет исполнить эту песню.

(Индивидуальное исполнение песни по желанию детей.)

Музыкальный руководитель : Ребята, посмотрите, помимо картин в нашей гостиной разместился интересный уголок, похожий на магазин.

А магазин-то не простой, - уникальный.

Называется магазин - музыкальный.

Ребенок:

На витрине магазина

Инструментов всех не счесть:

Балалайка, треугольник,

Даже кселофон здесь есть.

Скрипка, бубны, маракасы,

Ложки очень хороши.

И веселая трещотка -

Выбирайте для души!

Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, почему в нашей гостиной разместился такой интересный магазин?

Дети : Потому, что инструменты в этом магазине народные.

Музыкальный руководитель: Правильно. Русский народ любит сопровождать пение, танцы игрой на музыкальных инструментах.

Выходи, народ, скорей,

Заиграй-ка веселей.

(Звучит мелодия «Ах вы, сени».)

Музыкальный руководитель : Ребята, мелодия какой песни прозвучала?

Дети: «Ах вы, сени».

Музыкальный руководитель : Скажите, какая эта песня по характеру?

Дети : Веселая, звонкая, радостная, хочется плясать.

Музыкальный руководитель: Все время мелодия звучала одинаково?

Дети : Нет. Она звучала то тихо, то громко, то медленно, то быстро.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы еще раз убедились, насколько разнообразен мир народной песни. Поэтому русские композиторы использовали их в своих произведениях, украшали ими оперы. Что такое опера?

Дети : Это музыкально-театральное произведение, в котором вместо разговора звучит пение.

Музыкальный руководитель : Молодцы! Во многих операх хороводные песни легко «сдружились» с оперными ариями. О какой опере пойдет сейчас речь, вы догадаетесь сами. (Картина с изображением Снегурочки.)

Дети: Опера «Снегурочка» композитора Н.А. Римского-Корсакова.

Музыкальный руководитель: Н.А. Римский-Корсаков включил народную песню в оперу, сохранил ее красоту, не изменил мелодию, слова. Это хороводная песня «Ай, во поле липенька». Давайте вместе исполним эту песню.

(Исполняется песня «Ай, во поле липенька».)

Музыкальный руководитель : Какая музыка по характеру?

Дети: Плавная, нежная, весенняя. Льется, словно ручеек.

Музыкальный руководитель: Но, чтобы мелодия зазвучала в опере еще красивее, композитор украсил ее распевами разных голосов. Давайте послушаем. (Звучит аудиозапись.) Скажите, какие голоса вы услышали?

Музыкальный руководитель : Как называется звучание многих голосов?

Дети : Хор.

Музыкальный руководитель: Действительно, мы прослушали пение хора и солистов. Солистами были Снегурочка и Лель. Какие интонации вы услышали?

Дети : Мягкие, нежные.

Музыкальный руководитель: Скажите, а когда происходит эти события оперы - сказка «Снегурочка»?

Дети : Весной.

Музыкальный руководитель : Правильно, Весной оживает вся природа. Народ радуется пробуждению, обновлению. Всю свою радость отражает в песнях, хороводах, играх. Я думаю, вы тоже согласны поиграть.

Эй, ребята, не зевай Да горелки начинай.

(Дети играют в игру «Горелки».)

Музыкальный руководитель : Вот и закончилось наше путешествие в мир народной песни. Я, думаю, что народная песня будет вашим постоянным спутником, который принесет только радость и удовольствие.

Развлечение состоит из музыкальных номеров, которые дети подготавливали на весенний праздник. Музыкально – дидактические игры проводились на протяжении учебного года. Зал оформлен шарами, на главной стене картины с изображением музыкальных инструментов, разноцветные нотки.

Необходимый материал:

Музыкальные инструменты: ложки, бубны, маракасы, колокольчики, румбы, металлофоны; картонное изображение домика с 5 окошечками, карточки с музыкальными инструментами (5 карточек), танаграм с музыкальными инструментами, 2 мольберта, волшебная коробочка.

Музыкальный материал: Б. Сметана «Новогодний оркестр»; «Байновская кадриль» обр. М. Иорданского, русская народная песня«Во саду ли в огороде», Латышская народная мелодия обр. Я. Кепитиса.

Дети проходят в зал под спокойную музыку и садятся на стульчики.

(Возле каждой группы на столиках разложены музыкальные инструменты).

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас! Сегодняшний концерт посвящён музыкальным инструментам! У каждого из нас есть дом, в котором мы живём, в котором нам уютно и тепло, у животных то же есть свои домики, у кого нора, у кого дупло. Ребята, а как вы думаете, где живёт музыкальный звук?
Дети: Музыкальный звук живёт в музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель: Правильно, музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. А звучать музыкальные инструменты начинают тогда, когда на них играют музыканты. Коллектив музыкантов, что играют вместе — называют оркестр. Какие вы знаете оркестры?
Дети: Духовой, народный, эстрадный, симфонический.
Музыкальный руководитель: Молодцы, а как называется оркестр, в котором исполнители – музыканты дети?
Дети: Детский шумовой оркестр!
Музыкальный руководитель: Молодцы, наш концерт открывает детский шумовой оркестр старшей группы.

1 –ая старшая группа исполняет «Весёлый оркестр» композитора Б. Сметаны.

Музыкальный руководитель: Ребята, у меня есть волшебная шкатулочка, что же в ней, давайте посмотрим (приоткрывает коробочку, красочно оформленную, и достаёт по одной загадки), это загадки, из нотной тетрадки.

Загадки:

Дети: Барабан!

2. Ими друг о друга бьют,
А они в ответ поют
И блестят, как две копейки, -
Музыкальные… (тарелки)

3. Инструмент играет весело
Есть меха, клавиатуры у него.
Если поиграет хоть немножко,
Все узнают инструмент - … (гармошка)

Музыкальный руководитель:

Маракас, маракас,
Пошуми сейчас для нас.
Будем все мы танцевать
Маракасами играть!

1 –ая средняя группа исполняет русскую народную песню «Во саду, ли в огороде» на маракасах

Музыкальный руководитель: Предлагаю поиграть с музыкальными инструментами.

Музыкальная эстафета. «Поиграй на металлофоне»

Участвуют 2 команды. На 2 столика выставляют металлофоны. Дети добегают до инструмента, проводят палочкой 2 раза и бегут обратно.

Музыкальный руководитель: (звонит колокольчиком)

Динь-динь-динь, мой колокольчик
Мелодичный мой звоночек
Колокольцев перезвон
Очень развеселый он.

2-ая средняя группа исполняет «Латышская народная мелодия» с колокольчиками

Музыкальный руководитель: Ребята, у каждого человека свой индивидуальный голос, который отличает его от других, вот и у каждого музыкального инструмента есть свой индивидуальный тембр, своя окраска.
Посмотрите, у меня есть сказочный музыкальный домик, в каждом окошечке живет музыкант, а на каком музыкальном инструменте он играет, мы сейчас с вами попробуем угадать.

Музыкальная игра «Музыкальный домик»

Звучат музыкальные фрагменты на различных музыкальных инструментах, дети,определив на слух какой инструмент, звучит, находят его изображение среди карточек и вставляют его в одно из окошек домика.

Музыкальный руководитель: Ребята, у меня случилась беда, кто –то разрезал карточки с музыкальными инструментами и я не пойму как их собрать. Поможете мне?

Игра «Собери инструмент»

2 мольберта, карточки с музыкальными инструментами разрезанные на 4 части. Выходят по 2 человека и собирают танаграм с музыкальными инструментами.

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте представим, что мы с вами настоящие музыканты и покажем, как музыканты играют на различных музыкальных инструментах.

Пластическая песенка – игра «Музыканты»

Музыкальный руководитель: Ребята, у меня в шкатулочке осталась еще одна загадка.

За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких. .. (ложках)

Дети2 -ой старшей группы исполняют «Байновскую кадриль» обр. М. Иорданского.

Музыкальный руководитель: посмотрите, что я вижу? Это какие- то необычные музыкальные инструменты. Ребята, а вы можете про них рассказать?

Презентация «Музыкальные инструменты своими руками»

Дети с родителями создали различные музыкальные инструменты своими руками. Несколько детей выходят и рассказывают про свой инструмент.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, на этот музыкальный инструмент, какой он не обычный (подходит к гитаре сделанной из картона и поднимает), кажется в ней что – то есть (открывает, а там сладкий приз для детей).

Вот мы с вами и побывали в мире музыкальных инструментов, скажите ребята: инструменты разные? (Да), а все они прекрасные? (Да)

Каждый музыкальный инструмент особенный и своим внешним видом и своей неповторимой тембровой окраской!

Вы сегодня все замечательно выступали, и я хочу вас всех поздравить!
Дети под музыку выходят из зала.

Список использованной литературы:

1.Каплунова И. «Наш весёлый оркестр» из серии программы «Ладушки», г. Санкт — Петербург 2013г.
2.Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. « Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей» М.: Просвещение 1986
3. Суворова Т. Ритмическая мозаика ч.2, ч.4 Методическое пособие для музыкальных руководителей,Москва 2001г.
4. Железнова Е. «Едет, едет, паровоз. Веселые уроки для малышей» №42 CD 2010.

Музыкально-тематический досуг для детей старшей и подготовительной групп детского сада под названием: "Матрешкины забавы"

Описание материала: Сценарий данного мероприятия будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования, работающих в области музыки.

Цель: Знакомство детей с русскими народными и современными играми и игрушками; создание веселого, радостного настроения.

Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать интерес к разным играм и игрушкам;
Формирование навыков культурного поведения.
Воспитывать внимание, быстроту реакции, выдержку.

Развивающие:
Развивать ритмический слух;
Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавая в танце эмоционально – образное содержание.

Образовательные:
Учить детей согласовывать движение со словом;
Учить слышать и точно передавать в движении начало и окончание звучания музыкальных фраз;
Знакомить детей с разными перестроениями в зависимости от изменения характера и ритмического рисунка музыки.
Учить детей выполнять движения пружинящего шага и шага польки.

Образовательные области: « Познание», «Музыка», «Коммуникация».

Материал: русские народные игрушки разных промыслов (Богородская, Дымковская), а также игрушки, сделанные из соломы и ткани; матрешки, различные по дизайну; бубны; флажки; « разбитое зеркало» для аттракциона; музыкальный центр; аудиозаписи для танцевальных композиций; книга с загадками.

Предварительная работа: разучивание музыкально – ритмических движений для танцевальных композиций, игр со словом, пальчиковых и музыкально – дидактических игр.

Ход досуга:

Дети вбегают в зал и, разделяясь на две шеренги, встают у боковых стен лицом друг к другу.

Ребенок (1 шеренги) Торопились мы,спешили,
Игры начинать пора.

Ребенок (2 шеренги) Расскажите, где вы были,
Что вы делали с утра?

Ребенок (1 шеренги) Мы проснулись рано, рано,
Вместе с зорькой золотой.
Побежали на поляну,
Заглянули в лес густой.

Ребенок (2 шеренги) Расскажите, как гуляли,
И во что вы там играли?

Ребенок (1 шеренги) Во дворе мы все гуляли
И стекляшки собирали:
Разные, разные,
Голубые, красные.

Ребенок : Ты стекляшечки возьми,
Через них ты посмотри.
Разноцветными лучами
Все сверкает перед нами.

Танец: «Разноцветная игра» Б. Савельев. (г\з)
Дети садятся на стулья.

Вед: Ребята, сегодня мы отмечаем не простой праздник, а день, который вы, наверняка, очень любите – это день любимых кукол. Ведь у каждого из вас есть любимые куклы или какие-нибудь другие игрушки и вам нравится с ними играть.
Сегодня к нам в гости должные прийти две матрешки: Маша и Даша. Слышите… наверно, это они. (входит воспитатель в костюме матрешки)

Маша: Здравствуйте, ребята, меня зовут Маша. Я пришла к вам в гости. Сюда не приходила моя подружка Даша? Она должна уже прийти. Пойду за ней. (уходит)
Входит Даша.

Даша : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Даша! Моя подружка Маша приходила сюда? (да) ну, я побегу за ней. (уходит)
Входит Маша.

Маша : Искала, искала подружку свою, так и не нашла. Если она сюда придет, вы позовите меня погромче, я и прибегу.(уходит)
Входит Даша.

Даша: Приходила Маша? (Да) давайте ее позовем. (дети зовут. Входит Маша. Подружки обнимаются и здороваются)

Маша : Мы веселые матрешки
Удивительный народ,
От большой до самой крошки
Вся семья в одну войдет.

Даша : Мастера мы хороводы
Развеселые водить.
Ну, какой же русский праздник
Без матрешек может быть.

Маша : Вы, ребята, поднимитесь,
Дружно в пары становитесь
Спляшем польку мы сейчас,
Будет весело у нас.


Парная пляска: «Веселые дети» лит.нар.мел.
(сб. « Музыка и движение».(Упражнения, игры и пляски для детей 5 -6 лет) Авт.-сост. С.И. Бекина, Т.П.Ломова, стр.167)

Маша : Пришли мы не одни,
Разные игрушки с собой принесли.

Даша : (демонстрирует русские народные игрушки)
В России всегда относились к куклам с уважением. Считалось, что кукла, сделанная своими руками, приносит в дом счастье. Кукол мастерили из тряпок, ниток, пряжи, соломы, глины, дерева.

Маша : А я расскажу о других деревянных куколках. Как вы думаете, ребята, какие русские куклы являются самыми популярными в мире? Конечно, это матрешка. (показывает разных матрешек) Русский мастер придумал сделать несколько куколок разных размеров, которые вставлялись бы одна в другую. Такая куколка сразу полюбилась детям. Она напоминает коробочки с сюрпризом. Откроешь одну, а в ней находится другая, и так до бесконечности. Новую деревянную куколку назвали Мотей, а ласково – Матрешей. Так и появилась на свет наша русская матрешка.

Даша : А пришли мы не просто так, а повеселить, позабавить, поиграть с вами.
Маша : Я первая буду играть с ребятами.
Даша : нет, я первая.
Маша : А давай посчитаемся.
Наша Даша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две матрешки на окошке,
Две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А Петрушка в колпаке
На дубовом сундуке.

Даша : Я первая играю. В старину парни и девушки собирались в одной избе на посиделки. Девушки пряли пряжу, пели песни, водили хороводы, и, конечно, же играли с парнями. Вот и мы с вами поиграем в одну из таких игр, которая называется « Ручеек».

Игра: « Ручеек»

Маша : Русские забавы очень хороши,
Любят их взрослые и малыши.
Слово с движением соединяем
В игру со словом играем.

Игра со словом: « Барашеньки – крутороженьки» и « Ваня – простота».
Дети стоят в кругу, друг за другом, локти согнуты перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. В середине сидит на стуле « Ваня».

Барашеньки, крутороженьки: - ходьба простым шагом по кругу.
Соединенные перед грудью руки,
покачиваются, как рога, из стороны в сторону.
По лесам ходили, - двигаются по кругу, выполняя топающий шаг.
По горам бродили.
В скрипочку играли, - изображают игру на скрипке, повернувшись
лицом в круг.
Ваню потешали. – шутливый поклон «Ване», с разведением рук
в стороны.
Ваня, Ваня простота - сужают круг к Ване.
Купил лошадь без хвоста - расширяют.
Сел задом наперед, - взяться « за уздечку», 3 пружинки и прыжок
с поворотом спиной в круг.
И поехал в огород. – 4 «тарелочки» в ладоши с пружинкой.
«Ваня» догоняет обидчиков.

Даша : А теперь мы отдохнем,
Про игрушки всем стихи прочтем.

Стихи:
1. 2. 3. 4.

Маша : Мы поиграли в русские народные игры, а сейчас-то появилось много новых игр.
В новые игры предлагаю поиграть,
Ловкость, вниманье свое показать.

Ребенок : Ловко мы с флажком играем,
Никогда не устаем.
Если даже проиграем –
Не деремся, не ревем.

Игра: « Бери флажок» обр. Н. Метлова.
(сб.» Музыка и движение»(Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) Авт.-сост. С.И. Бекина, Т.П.Ломова, стр. 165)

Входит Баба-Яга очень грустная. (муз. «Разлука, ты разлука»)

Даша : Баба-Яга, ты почему такая грустная? Посмотри, сколько ребят, поиграй с ними.

Баба-Яга : Не могу я играть, я в великой печали. Подарил мне Кащей Бессмертный на день рожденье два зеркальца молодильных. Посмотришься в них и на 200 лет помолодеешь. А я их уронила и разбила и осколков теперь собрать не могу.

Даша : Баба-Яга, не переживай, ребята помогут осколки собрать.

Аттракцион: « Собери зеркало»
(два листа серебряного картона разрезаны на 4 части. Вызываются два ребенка. Их задача собрать части картона так, чтобы получился прямоугольник.)

Баба-Яга: Ой, спасибо вам касатики, порадовали бабушку. Мне даже плясать захотелось. Есть у меня любимый танец, я вас сейчас научу его танцевать.

Танец « Бабка-Ежка» муз. Т. Морозовой. (г\з)

Баба-Яга : Молодцы, хорошо танцуете. А загадки отгадывать умеете? Тогда слушайте.
1. Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
Потому, что он надут. (мяч)

2. Ее в коляске я катаю,
Никогда не обижаю.
Наряжаю и люблю
Крошку – доченьку мою. (кукла)

3. Плюшевые лапы,
Плюшевый живот,
Рыжий и усатый
Мой любимый…(кот)

4. Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (матрешка)

Маша : Баба-Яга, ты ребятам загадки загадала, а я хочу тебе загадку загадать. Справишься?
"Он звенит, как погремушка,
Он веселая игрушка.
В танце он нас веселит,
Не звонок он, а звенит» (бубен)
Баба-Яга не может отгадать, дети ей помогают.

Маша : А ребята и игру с бубном знают, поиграй с ними.

Игра: « Кто скорей ударит в бубен?» муз. Л. Шварца.
(сб.» Музыка и движение»(Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) Авт.-сост. С.И. Бекина, Т.П.Ломова, стр. 163)

Баба-Яга : Ой, какая интересная игра. Побегу в лес к Лешему и Кикиморе покажу.
Маша : Баба-Яга, да у тебя же бубна нет. Вот возьми, играйте на здоровье.
Баба-Яга : Спасибо. (собирается уходить) Ой, совсем забыла. Сорока в лесу на пеньке нашла книжку и принесла мне. Я посмотрела – книжка-то детская. Так что я вам, ребята, ее дарю. До свидания. (уходит)

Даша : (берет книжку и листает ее) Ребята, да это же книжка с пальчиковыми играми. А что же это за игры такие.
Дети : А мы вам покажем.

Игра: « Меж еловых мягких лап»
Дети сидят на коленях на полу.

Меж еловых мягких лап - поглаживают ладонями по коленям.
Дождик кап, кап, кап. – « стряхивают воду с ладошек»
Где сучок давно засох, - поднимают обе руки вверх
Вырос мох, мох, мох. – сжимают и разжимают кулаки.
Где листок к листку прилип, - опускают руки вниз
Вырос гриб, гриб, гриб - сжимают и разжимают кулаки.
Кто нашел его, друзья? - правой рукой загибают пальцы левой по
очереди, начиная с мизинца.
Это я, я, я! - три раза показывают большой палец левой
руки, зажав все другие пальцы в кулак.

Игра: « На паркете»

На паркете в восемь пар - на ударные слоги соединяют указательные,
Мухи танцевали, средние, безымянные и мизинцы обеих рук
(по очереди) с большими пальцами.
Увидали комара … - разжимают пальцы, расслабляют кисти.
В обморок упали. – резким движением опускают руки.

Даша : Очень хорошие игры, а самое главное – полезные.

Маша : Дети, посмотрите на игрушки,
Чинно в ряд они сидят.
Заскучали, загрустили,
Танцевать они хотят.

« Танец с игрушками» сл. и муз. М. Качурбиной (« Мишка с куклой»)

Даша : Вот и кончилось веселье,
Расставаться нам пора.
Вы игрушки берегите,
Не ломайте их, не рвите.

Маша : Веселитесь, не скучайте,
Нас почаще вспоминайте.

Оформление зала : на центральной стене - портрет С.С. Прокофьева. В зале - стенды на которых размещены иллюстрации.

Ведущая : Дорогие друзья, мы приглашаем вам в удивительное путешествие по музыкальным произведениям Сергея Сергеевича Прокофьева, одного из самых известных композиторов. Он рано начал писать музыку. Когда ему было 6 лет, столько, сколько сейчас вам, он сочинил свою первую пьесу - «Индийский галоп», в 9 лет оперу «Великан». С.С. Прокофьев был дирижером, писателем, композитором. Он написал музыку к операм, балетам, симфонии. Еще он писал музыку для детей. Одно из таких произведений - это альбом «Детская музыка». Откроем этот альбом и познакомимся с доброй, солнечной, музыкой С.С. Прокофьева.

Ребенок:

Нас музыка в чащу лесную зовет!

Минута - и солнце над лесом взойдет.

Согреется солнцем, проснутся зверюшки,

И бабочки будут кружить над опушкой.

(Звучит мелодия «Утро». Дети садятся на ковер и, склонив голову, постепенно поднимают руки, качают ими над головой, затем встают. Появляется Солнце - девочка в костюме. Она идет по кругу, а дети постепенно поворачиваются за ней, покачивают руками над головой.)

Девочка:

Чуть утро загорается, как я уже в саду.

Для всех, кто повстречается, подарочек найду.

Для Аленки - сказка,

Собачонке - ласка,

Шутка - клену и дубку,

Прибаутка - ветерку.

Всем - улыбка и привет.

Ничего дороже нет.

(Звучит пьеса «Прогулка». Дети бегут на полянку гулять: прыгают, играют в мячик. Прилетают бабочки, дети любуются ими.)

Музыкальный руководитель:

Девочки, мальчики, где ваши пальчики?

(Прячут руки за спину.)

Пошли пальчики с утра

(Пошевелить пальцами.)

В гости к тете Разыгра.

(Похлопать в ладоши.)

На скамеечке сидели

(На большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем правой руки.)

Да в окошечко глядели,

(Сложить «окошечки» перед глазами из пальцев.)

Напились чаю, чаю разыграю,

(Чередовать хлопки и показ больших пальцев.)

Солнышку ладошки погладили немножко,

(Погладить ладошки, слегка массируя их.)

Пальчики подняли - лучиками стали.

(Выпрямить и растопырить пальцы обеих рук.)

Музыкальный руководитель: Размяли свои пальчики? Теперь можно и поиграть на музыкальных инструментах. Скажите, пожалуйста, что такое марш?

Дети : Это музыка, под которую хочется шагать.

Музыкальный руководитель: Верно. В переводе с французского языка «марш» означает движение вперед, шествие. Какой же чаще всего характер у марша?

Дети: Бодрый, четкий.

Музыкальный руководитель : Правильно. Давайте исполним «Марш» из альбома «Детская музыка».

(Дети играют на флейтах, барабанах, треугольниках, бубне.)

В альбоме «Детская музыка» есть пьеса с названием «Тарантелла». Это веселый быстрый, итальянский танец.

Девочка:

Вправо - влево,

Вправо - влево,

Спляшем вместе

Тарантеллу.

С нами в пляс пускайтесь смело,

Все танцуем тарантеллу.

(Девочка исполняет танец-импровизацию. Двое детей подыгрывают ей на бубнах.)

Музыкальный руководитель : В пятнашку, ребята, давайте играть, «Пятнашку» считалкой начинаем выбирать.

(Дети выбирают «пятнашку», говорят считалку. С началом музыки бегут в разных направлениях. «Пятнашка» их ловит.

Звучит пьеса «Пятнашки».)

После веселой игры давайте отдохнем немного, посидим на коврике.

Когда С.С. Прокофьев был маленьким, то он как все дети, очень любил слушать сказки. Эту любовь он пронес через всю свою жизнь.

(Звучит пьеса «Сказка».)

В небе звезд блестящих россыпь,

Мчится сказка к детям в гости.

У нее в руках крученый

Тонкий прутик золоченый.

А над нею - месяц ясный.

Мчится, мчится к детям сказка.

Дети, каким русским сказкам ближе по духу музыка С.С. Прокофьева?

(Дети отвечают, называют знакомые сказки.)

Наряду с небольшими фортепианными пьесами, которые называются миниатюрами, С.С. Прокофьев создавал целые сказочные спектакли, балеты. Их исполняет не один оркестр. Прокофьев написал музыку для балета на сюжет сказки «Золушка» Ш. Перро. Его музыка обогатила сказочные образы, сделала их ярче, выразительнее. Давайте вспомним, какой была Золушка?

Дети: Хорошей, доброй, трудолюбивой.

Музыкальный руководитель : Сейчас мы с вами послушаем «Вальс» из балета С.С. Прокофьева «Золушка» и посмотрим, как исполняет этот танец Золушка и Принц.

(Принц сидит на троне. Золушка подходит к трону, делает поклон. Принц встает. Звучит музыка из 2-го действия «Приезд Золушки на бал».)

Принц:

Как я рад, что вы решили

Бал наш скромный посетить.

Разрешите, незнакомка,

Вас на танец пригласить.

(Звучит «Большой вальс» из 2-го действия. Принц и Золушка танцуют.)

Принц:

Я хочу, чтоб в этом замке

Вы остались навсегда.

Золушка:

Этот бал я не забуду,

Но покинуть вас должна.

(Часы бьют полночь.)

Золушка:

Принц, прощайте! Ах, ужасно!

Торопиться мне пора. (Уходит.)

Музыкальный руководитель : Ребята, а вы знаете, чем закончилась эта сказка. Принц отыскал свою Золушку. Нам пора заканчивать наше путешествие по страницам музыкальных произведений С.С. Прокофьева.

И от грусти, и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки,

Песни, пляски, шутки, смех.

Золотой волшебной рыбкой

Может музыка блеснуть

И по-дружески, с улыбкой,

Вдруг в глаза нам заглянуть.

Может песней - полусказкой.

Нас, шутя развеселить,

И рассыпаться вдруг пляской,

В хороводе закружить.

Давайте закончим нашу встречу веселой импровизацией пляски под музыку «Катерина» в обработке С.С. Прокофьева.

Концерт окончен. Музыка вдруг смолкла. Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит. И будет долго. Звучать для каждого из нас.

Пусть музыка С.С.Прокофьева живет в вашей памяти, смягчает сердце, будит фантазию.