Сценарий мероприятия по творчеству горького воробьишко. Внеклассное мероприятие, посвящённое дню матери «мама-слово-то какое! IV

Викторина с ответами по рассказу М.Горького "Воробьишко" для младших школьников 3 класса

Автор Ляпина Виктория Олеговна воспитатель МБОУ школы № 79 городской округ Самара
Описание Данный материал могут использовать учителя начальных классов для проведения урока внеклассного чтения в 3 классе.
Цель: Формирование общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы.
Задачи:
-«открывать» учащимся произведения М.Горького;
- развивать умение анализировать информацию, формулировать собственную точку зрения;
- способствовать формированию наблюдательности в окружающем мире;
- организовать эмоционально-эстетическое восприятие;
-учить формировать идею произведения;
-развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения;
- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста;
-воспитывать любовь ко всему живому, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Викторина. Вопросы


1. Как живет молодежь у воробьев?
(Так же как и у людей, молодежь живет своим умом)


2. Где находилось гнездо желторотого воробья Пудика?

(Над окошком бани, за верхним наличником)


3. Для чего Пудик выглядывал из гнезда?
(Хотелось поскорее узнать-что такое божий мир и годится ли он для него?)
4. Что говорил Пудик о земле?
(Чересчур черна, чересчур)
5. О чем беспокоилась мама воробьиха, когда Пудик высовывался из гнезда?
(Что он упадет на землю, а кошка слопает)


6. Что не понравилось Пудику, когда однажды подул ветер?
(Что деревья качаются, поэтому и ветер дует)
7. Что любил делать Пудик?
(Любил объяснять все по-своему)
8. Почему, по мнению Пудика, у человека крыльев нет?
(Он думал, что их оборвала кошка и остались одни косточки)


9. О чем мечтал Пудик?
(Когда он станет большой, он сделает так, чтобы все летали)
10. Из-за чего Пудик вывалился из гнезда?
(Он сидел на самом краю гнезда, распевал свои стихи и вывалился)


11. Отчего Пудик растопырил крылья и начал чирикать перед кошкой?
(Он сильно испугался)


12. Что помогло Пудику приподняться с земли?
(Именно страх и помог)
13. Отчего мама была рада?
(Что она спасла Пудика от кошки)


14. Чем пожертвовала мама ради спасения сына?
(Своим хвостом)
15. Какой вывод можно сделать в итоге рассказа? Для чего он был написан?
(Всему сразу не научишься. Необходимо слушать советы старших, у них большой жизненный опыт)

Тема: М.Горький «Воробьишко»

Цели: расширить знания детей о жизни и творчестве М. Горькой,

совершенствовать навыки беглого сознательного чтения;

воспитывать у детей такие качества, как умение быть милосердным, сопереживать, желание придти на помощь нуждающемуся;

развивать речь и мышление обучающихся.

Планируемые результаты:

Предметные: умение прогнозировать содержание текста, читать вслух и про себя. анализировать художественный текст; составлять характеристику главных героев; определять главные мысли;

Метапредметные:

Регулятивные:

Принимать, понимать и решать учебные задачи урока;

Осуществлять контроль своих действий;

Формулировать тему и цель урока.

Познавательные:

Прогнозировать содержание текста по его заголовку;

Понимать содержание прочитанного произведения;

Составлять характеристику главных героев;

Восстанавливать последовательность событий, описанных в рассказе;

Определять главную мысль произведения;

Формулировать вывод.

Коммуникативные:

Пересказывать текст по заданному плану.

Личностные:

Интерес к творчеству М. Горького;

Чувство ответственности за свои поступки.

- формирование нравственных качеств.

Словарь настроений:

С каким настроением пришли на урок?

Прочитайте загадку:

Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (воробей) найдите звукоподражание

цели

Что знаете о воробьях?

Сообщения заранее подготовленных детей.

Что запомнили?

А сегодня-другой жанр- сами скажете какой…

Сегодня мы познакомимся с произведением М.Горького. русский писатель, известный всему миру. У писателя было очень тяжелое детство. Ему пришлось с 11 лет работать как взрослому человеку. Он работал грузчиком, мыл посуду на пароходе, работал пекарем в булочной. Учиться не пришлось. От всей этой бренности и появился псевдоним - Максим Горький.

Писателя Максима Горького считают одним из основоположников современной детской литературы – хотя произведений, написанных для детей, у него не так много. Это сказки «Воробьишко», «Самовар», «Сказка про Иванушку-дурачка», «Случай с Евсейкой», «Дед Архип и Лёнька», «Сказки об Италии» и некоторые другие.

Горький искренне любил детей. Был организатором и редактором первого советского журнала для детей «Северное сияние » , первого детского издательства «Детгиз» .

Что запомнили о писателе?

Аудиозапись

Понравилось ли? Почему? Какие чувства испытали? (зелёный лист)

Какой жанр произведения? Почему это произведение-сказка? Что заметили в речи воробьёв?

Словарная работа:

Наличник – накладная планка вокруг окна или двери

Пакля- грубые нити, полученные из растений

Чин – порядок, должность

Благополучно – удачно, успешно

Растопырил крылья - неуклюже раздвинул в стороны.

Дыбом перья - торчком, поднявши вверх.

Чтение текста детьми.

Вопросы по первой части:

Кто главный герой?

Что о нем узнали?

Каким показался вам Пудик?

Можете ли вы сопоставить себя с ним свою и его жизнь?

Если ли сходства?

Вот вы сказали Пудик маленький. Найдите в сказке слова, которые указывают на это.

(Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда.)

Вопросы по второй части:

Каким вы его представили? Почему? Докажи? Найдите в тексте слова.

(Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал...

Прилетал папаша, приносил букашек Пудику...

Пудик думал: “Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо”.

А зачем деревья качаются? Пусть перестанут тогда ветра не будет...

Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались.

Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.)

Подумайте, что позволяло ему так рассуждать, критиковать все, что его окружало?

(Он думал, что он самый лучший. Мама и папа его любят, они о нем заботятся. Все должны его любить.)

Интересные вопросы задавал пудик? Значит он какой? Докажите?

(Любопытный. Он все высовывался из гнезда, всеми интересовался. Жизнерадостный. Все было хорошо, нечего было бояться.)

Найдите слова родителей Пудика, которые предупреждали об опасности.

(Ветер дунет на тебя – чирк! И сбросит на землю – кошке!

Чадо, чадо, – смотри, чебурахнешься.)

А верил ли Пудик родителям? Как он выслушивал её советы?

(Не верил родителям. Он думал, что его пугают.)

Работа в группах: выберите из всех характеристик те, которые подходят нашему герою.

активный несмышленый заботливый

непослушный послушный пугливый

хвастливый жадный мудрый

глупенький смелый трусливый

любознательный спокойный капризный

Любознательный: (все высовывался из гнезда, все разглядывал)

непослушный (Пудик не верил маме, любил объяснять все по-своему)

Хвастливый: (когда я вырасту я сделаю, чтобы все летали).

Вопросы по третьей части:

Какие чувства вы испытали?

Как это произошло, что он вывалился из гнезда?

Чем могло это закончиться?

(Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения. Пел, пел, да и вывалился из гнезда.)

За что был наказан Пудик? Как это получилось? /Не верил маме/

К чему привело непослушание Пудика? Только ли Пудик пострадал? Из-за кого пострадала мама?

Был ли момент, когда вам стало особенно жалко Пудика? (Прочитайте, как мама защищала Пудика.)

Как вы думаете, для чего Максим Горький в двух местах пишет “без хвоста”? Найдите эти места и прочитайте.

(Наверно ему было жалко маму Пудика.

Тут мама подлетела – без хвоста...

Все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста...)

А для чего хвост?

(Для того, чтобы летать. Для красоты.)

А хвост у мамы отрастет?

(Нет, ребята хвост у мамы не отрастет.)

На кого похож Пудик? А воробьиха?

Что общего между воробьихой и вашей мамой?

Исправится ли Пудик? Почему?(Да он исправится. Он станет послушным. Он сильно испугался кошки. Он по–другому посмотрит на мир, изменится его отношение к родителям, будет любить своих родителей.)

-«Всему сразу не научишься» - чьи это слова?- почему их произнёс? оправдывается

Определите тему сказки?

Найдите в тексте слова, в которых выражается главная мысль автора. (…он еще не знал, что, если маме не верить, это плохо кончится…)

Кому своей жизнью обязан воробьишко? (маме)

Почему мама не испугалась?

- Что сделало ее сильной? (любовь к сыну)

Вы видите на что способна родительская любовь! За это мы должны их уважать, но не только маму, а всех тех, кого мы любим, и кто любит нас.

Задумайтесь над тем, как вы общаетесь со своими близкими.

Действительно, мы не всегда бываем сдержанными со своими близкими, иногда позволяем себе повысить на них голос, бываем слишком резкими. У кого в жизни бывало такое. Как можно исправить? Как можем порадовать?

Целью нашего урока было подумать зачем автор написал эту сказку для нас. Чему он хотел нас научить?

- Ч то автор имел в виду,когда писал строки: У воробьев совсем так же как у людей.
- О чем мы должны помнить всегда?
(Если маме не верить, то это плохо кончится.)

составим характеристику его маме.

храбрая любящая ленивая преданная

умная мудрая смелая отважная

смелая заботливая трусливая верная

Итог-

слайд Я -- основная мысль текста

Самооценка лист самооценки

словарь настроений

Государственное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №300

Г. Санкт-Петербург

Центральный район

Открытый урок для студентов

по литературному чтению

М.Горький «Воробьишко»

Учитель: Кяйверяйнен Т. В.

3Д класс

2013 - 2014 учебный год

Конспект урока чтения в 3-м классе по теме "М.Горький. «Воробьишко»"


Цель:Проанализировать сказку: помочь понять детям, как надо относиться к тем, кто любит их, дорожит им.Воспитать чувство юмора.Развитие навыков высказывания своего отношения к героям.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Я вам дарю свою улыбку, а вы мне свои. Раскрасьте свое настроение.
– Сегодня героем нашего урока будет представитель пернатого мира. Послушай загадку.
Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это?
Дети. Воробей.
– Правильно, а точнее, целая семья. Подберите однокоренные слова.
(Вешая картину воробья)
Д. Воробьиха, воробьенок, воробушки.
(Записываю на доске).
– Молодцы, сколько слов назвали. А мы сегодня познакомимся еще с одним произведением Максима Горького “Воробьишко”.
(Дописываю на доске).
2. Работа с произведением.
– Как вы думаете, почему автор так назвал своего героя?
Д. Он был маленький, а может быть, горький очень любил его. Он к своему герою хорошо относился, он любил воробьев.
– Мы сейчас узнаем, кто был прав.
(Прослушивание записи)
Пауза.
– Что вы почувствовали? Почему было смешно?
Д. Когда выпал воробей, я испугался за воробья. Мне стало жалко маму-воробьиху. Мне было смешно, потому что Воробьишко был глупый. Он ничего не знал о мире.
– Кто был прав? Докажите.
Д. Мы правильно рассуждали о Пудике. Он был маленький. Мы были правы.
– Еще раз перечитайте, отметьте себе незнакомые слова карандашом, передайте красками свое настроение-восприятие по частям (чтение про себя).
– Возникли ли у вас вопросы?
Д. Что такое пакля?
– Кто знает, что такое пакля?
Д. Этим пользуются при строении дома, укладывают для утепления между бревнами.
– Кому больше всего не повезло? Почему? Докажи?
Д. Я думаю коту, он остался без обеда. А я думаю маме–воробьихе, она осталась без хвоста.
– А кому повезло? Докажи?
Д. Пудику, он научился летать.
– Что за произведение? Почему?
Д. Это сказка. Птицы не разговаривают, только в сказках животные и птицы как люди разговаривают.
– Давайте представим, что мы Пудики и споем песенку.
(Все вместе поем)
– Вот вы сказали Пудик маленький. Найдите в сказке слова, которые указывают на это.
Д. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда.
– Каким вы его представили? Почему? Докажи? Найдите в тексте слова.
Д. Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал...
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику...
Пудик думал: “Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо”.
А зачем деревья качаются? Пусть перестанут тогда ветра не будет...
Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались.
Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
– Подумайте, что позволяло ему так рассуждать, критиковать все, что его окружало?
Д. Он думал, что он самый лучший. Мама и папа его любят, они о нем заботятся. Все должны его любить.
– Интересные вопросы задавал пудик? Значит он какой? Докажите?
Д. Любопытный. Он все высовывался из гнезда, всеми интересовался. Жизнерадостный. Все было хорошо, нечего было бояться.
– Найдите слова родителей Пудика, которые предупреждали об опасности.
Д. Ветер дунет на тебя – чирк! И сбросит на землю – кошке!
Чадо, чадо, – смотри, чебурахнешься.
– А верил ли Пудик родителям?
Д. Не верил родителям. Он думал, что его пугают.
– Давайте прочитаем, то место, где Пудик вывалился из гнезда.
Д. Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения. Пел, пел, да и вывалился из гнезда.
– Как вы думаете, для чего Максим Горький в двух местах пишет “без хвоста”? Найдите эти места и прочитайте.
Д. Наверно ему было жалко маму Пудика.
Тут мама подлетела – без хвоста...
Все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста...
– А для чего хвост?
Д. Для того, чтобы летать. Для красоты.
– А хвост у мамы отрастет?
Д. Наверное, как это без хвоста.
– Нет, ребята хвост у мамы не отрастет.
Д. Тогда ей будет трудно без хвоста летать. Жалко маму.
– На кого похож Пудик? А воробьиха?
Д. Пудик похож на ребенка. Да, он похож на непослушного ребенка. Воробьиха похожа на нашу маму.
– Что общего между воробьихой и вашей мамой?
Д. Мама Пудика и наши маму все время нас чему-то учат. За нас беспокоятся, нам желают все доброе. Они сильные и решительные.
– Кто чему научился?
Д. Пудик научился летать. Он понял, что надо слушаться старших.
– Исправится ли Пудик? Почему?
Д. Да он исправится. Он станет послушным. Он сильно испугался кошки. Он по–другому посмотрит на мир, изменится его отношение к родителям, будет любить своих родителей.
– Как ваше настроение? Нарисуйте. Как изменилось ваше настроение?
Д. В начале урока у меня настроение было беспокойное, робкое. А сейчас у меня веселое, светлое, теплое, сказочное. Мне было интересно рассуждать о Пудике, о его поступках. А у меня настроение грустное, потому что мне жалко маму Пудика.
– Видите, что с нами делает хорошее произведение. Вот поэтому дети любят читать сказки, а люди веселые юмористические и сатиристические произведения. Побольше читайте.
3.Викторина по рассказу Максима Горького "Воробьишко"
1. Где жил воробей Пудик? Над окошком бани На самой толстой ветке дуба Рядом с забором
2. Что чирикал воробей, глядя из гнезда на землю? "Что-то там, что?" "Хочу туда!" "Чересчур черна"
3. Как Пудик объяснял то, из-за чего дует ветер? Старый дворник метет двор и поднимает ветер Кто-то из-за дома дует Деревья качаются и делают ветер
4. Кого Пудик описывает так: "Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались"? Коня Человека Козла
5. Что Пудик решил сделать для всех, когда сам вырастет? Чтоб у всех были крылья и все летали Чтобы все были сыты Чтобы все были здоровы
6.После чего Пудик вывалился из гнезда? После разговора с вороной После песни собственного сочинения После того, как увидел кошку и испугался
7.Какого цвета была кошка, которая решила полакомится свалившимся из гнезда воробышком? Рыжая Черно-белая Серая, полосатая
8. Что приподняло Пудика в воздух и помогло ему перелететь на окно? Крылья Страх Его мама
9.Что потеряла в бою с кошкой мама воробьишки? Голос Несколько перышков Хвост
10.Какой вывод сделал Пудик из этой ситуации? "Всему сразу не научишься!" "Кошка для птиц - лютый враг" "Нужно учиться летать!"

4
. Подпиши картинку







Домашнее задание.
– Вы сегодня интересно рассуждали о Пудике, его поступках. Я предлагаю вам дома нарисовать Пудика таким, каким вы его представляете.
5. Очень хорошо рассуждали...
Спасибо за активную работу.

Гульнара Валиуллина
Инсценировка «К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь» по мотивам произведения М. Горького «Воробьишко»

Действующие лица :

Папа Воробей

Мама Воробьиха

Воробьишко Пудик

На сцене ширма домика, а перед ним гнездо, оно находится на возвышенности. Около гнезда стоит Мама – Воробьиха , а рядом с ней сидит Воробьишко - Пудик . Воробьишко разглядывает все вокруг. Вдалеке - лежит и спит рыжая кошка. Кошка изредка поглядывает на гнездо.

Ведущий : В деревне, маленьком гнезде, под крышей старенькой избушки,

Жил воробей с семьей своей .

Папаша воробей был важен очень ,

А мать, как любящая всяк свое дитя,

Заботливой была и терпеливой.

Любила крепко всех она,

А Пудик сын их был малышкой – шалунишкой.

Мама. Что, что, сыночек, мой ты смотришь вниз?

Пудик. (Встряхивает крыльями) Ой, чересчур черна земля! Ой, чересчур!

Прилетел Воробей - папа , принес букашек Пудику.

Папа. Чив ли я? Ведь целый день тружусь я! Чив ли я?

Мама. Конечно, чив! Еще как чив! Ведь без тебя не вырастет наш Пудик.

Пудик. (Глотает букашек) Чем чванятся? Чем хвалятся они? Ведь носят червяков да мошек. Вот чудо!

(Мама и папа гладят Пудика. Пудик поел. Опять высовывается из гнезда и разглядывает все вокруг).

Мама (грозит) : Чадо, Пудик, не смотри на землю! Смотри, вниз - чебурахнешься!

Пудик (раскинув руки) : Чем, чем я чебурахнусь, мама?

Папа (строго) : Не чем, сынок, а просто упадешь на землю и кошка - чик! - и слопает тебя!

Пудик : Что, что? Не понимаю, чик – чирик!

Мама (обнимая его говорит и грозит) : Подует ветер, Пудик, на на тебя - чирик! - и сбросит! И попадешь ты в лапы рыжей кошки!

Пудик : Тогда пусть не качаются деревья! Не будет ветра, будет тишина!

Мама (качая головой) : Ох! Глупый мой сыночек.

Пудик. А это почему еще , чирик?

Мама : Лишь человек не попадает в лапы кошек. А если б были крылья у людей, ловили бы они нас словно мошек. Будь осторожен, Пудик, чик – чирик!

Мама и папа гладят сына и улетают. Летают на заднем плане сцены.

Пудик (важно) : Вот чушь! Вот чепуха, какая! Когда я вырасту, большой я сделаю, чтобы все летали.

Пудик (Поет) : Эх, бескрылый человек,

У тебя две ножки.

Хоть и очень ты велик,

Едят тебя мошки!

А я маленький совсем,

Зато сам я мошек ем.

Пудик пел и вывалился из гнезда. Воробьиха - за ним . Кошка бросилась к Воробьишке . Пудик растопырил крылья, качается на ногах.

Пудик : Чирик, чик-чик! Чирик, чик-чик! Честь имею, имею честь.

Воробьиха отталкивает Пудика в сторону. Бросается на Кошку.

Мама : Прочь! Прочь! Лети, сынок, скорей! Лети в гнездо, лети.

Пудик подпрыгнул, замахал крыльями и взлетел в гнездо. Кошка бросилась на Воробьиху , оторвала ей хвост. Воробьиха вырвалась и взлетела в гнездо.

Мама : Что, что, сынок?

Пудик (опустив голову) : Ну что ж! Прости меня, я буду осторожен! Я буду слушаться тебя!

Кошка сидит под гнездом и счищает перья с лап, смотрит на Воробьев .

Кошка :Мя-яконький такой воробушек , словно мы-ышка. Мя-увы.

Ведущий : И вот истории конец,

Но помните, друзья!

Такие злые кошки

Вас могут ожидать всегда,

Коль будете вы не послушны и беспечны.

Ведь маму с папой надо слушаться! Пока!

Публикации по теме:

Инсценировка по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине» (видеоотчет) Видеоматериал по итоговой работе со старшими дошкольниками. Мероприятие посвящено году литературы в России и представлено на Фестивале сказок.

Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Аленушка и лиса» Инсценировка сказки «Аленушка и лиса». Сказку можно показать на новогоднем празднике как сюрпризный момент. Действующие лица: Аленушка,.

Инсценировка для детей среднего дошкольного возраста по мотивам сказки «Волк и семеро козлят» Цель: постановка мини-спектакля по сказке "Волк и семеро козлят" Задачи: - развитие эмоциональной отзывчивости, артистизма, выразительности.

Воспитатель: Барскова Надежда Николаевна Цель: приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности. Задачи: способствовать.

Ко дню матери в нашем детском саду была представлена инсценировка по мотивам сказки "Марья Искусница", в которой приняли участие все возрастные.

Ведущая: Волшебные сказки бродят по свету, А мы вам расскажем историю эту Она всем знакома и очень проста, Но в ней побеждает всегда доброта.

Государственное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №300

Г. Санкт-Петербург
Центральный район

Открытый урок для студентов

По литературному чтению

М.Горький «Воробьишко»

Учитель: Кяйверяйнен Т. В.
3Д класс

2013 - 2014 учебный год
Конспект урока чтения в 3-м классе по теме "М.Горький. «Воробьишко»"

Цель:
Проанализировать сказку: помочь понять детям, как надо относиться к тем, кто любит их, дорожит им.
Воспитать чувство юмора.
Развитие навыков высказывания своего отношения к героям.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Я вам дарю свою улыбку, а вы мне свои. Раскрасьте свое настроение.

– Сегодня героем нашего урока будет представитель пернатого мира. Послушай загадку.

Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?

Дети. Воробей.

– Правильно, а точнее, целая семья. Подберите однокоренные слова.

(Вешая картину воробья)

Д. Воробьиха, воробьенок, воробушки.

(Записываю на доске).

– Молодцы, сколько слов назвали. А мы сегодня познакомимся еще с одним произведением Максима Горького “Воробьишко”.

(Дописываю на доске).

2. Работа с произведением.

Д. Он был маленький, а может быть, горький очень любил его. Он к своему герою хорошо относился, он любил воробьев.

– Мы сейчас узнаем, кто был прав.

(Прослушивание записи)

– Что вы почувствовали? Почему было смешно?

Д. Когда выпал воробей, я испугался за воробья. Мне стало жалко маму-воробьиху. Мне было смешно, потому что Воробьишко был глупый. Он ничего не знал о мире.

– Кто был прав? Докажите.

Д. Мы правильно рассуждали о Пудике. Он был маленький. Мы были правы.

– Еще раз перечитайте, отметьте себе незнакомые слова карандашом, передайте красками свое настроение-восприятие по частям (чтение про себя).

– Возникли ли у вас вопросы?

Д. Что такое пакля?

– Кто знает, что такое пакля?

Д. Этим пользуются при строении дома, укладывают для утепления между бревнами.

– Кому больше всего не повезло? Почему? Докажи?

Д. Я думаю коту, он остался без обеда. А я думаю маме–воробьихе, она осталась без хвоста.

– А кому повезло? Докажи?

Д. Пудику, он научился летать.

– Что за произведение? Почему?

Д. Это сказка. Птицы не разговаривают, только в сказках животные и птицы как люди разговаривают.

– Давайте представим, что мы Пудики и споем песенку.

(Все вместе поем)

– Вот вы сказали Пудик маленький. Найдите в сказке слова, которые указывают на это.

Д. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда.

– Каким вы его представили? Почему? Докажи? Найдите в тексте слова.

Д. Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал...

Прилетал папаша, приносил букашек Пудику...

Пудик думал: “Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо”.

А зачем деревья качаются? Пусть перестанут тогда ветра не будет...

Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались.

Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

– Подумайте, что позволяло ему так рассуждать, критиковать все, что его окружало?

Д. Он думал, что он самый лучший. Мама и папа его любят, они о нем заботятся. Все должны его любить.

– Интересные вопросы задавал пудик? Значит он какой? Докажите?

Д. Любопытный. Он все высовывался из гнезда, всеми интересовался. Жизнерадостный. Все было хорошо, нечего было бояться.

– Найдите слова родителей Пудика, которые предупреждали об опасности.

Д. Ветер дунет на тебя – чирк! И сбросит на землю – кошке!

Чадо, чадо, – смотри, чебурахнешься.

– А верил ли Пудик родителям?

·
Д. Не верил родителям. Он думал, что его пугают.

– Давайте прочитаем, то место, где Пудик вывалился из гнезда.

Д. Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения. Пел, пел, да и вывалился из гнезда.

– Как вы думаете, для чего Максим Горький в двух местах пишет “без хвоста”? Найдите эти места и прочитайте.

Д. Наверно ему было жалко маму Пудика.

Тут мама подлетела – без хвоста...

Все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста...

– А для чего хвост?

Д. Для того, чтобы летать. Для красоты.

– А хвост у мамы отрастет?

Д. Наверное, как это без хвоста.

– Нет, ребята хвост у мамы не отрастет.

Д. Тогда ей будет трудно без хвоста летать. Жалко маму.

– На кого похож Пудик? А воробьиха?

Д. Пудик похож на ребенка. Да, он похож на непослушного ребенка. Воробьиха похожа на нашу маму.

– Что общего между воробьихой и вашей мамой?

Д. Мама Пудика и наши маму все время нас чему-то учат. За нас беспокоятся, нам желают все доброе. Они сильные и решительные.

– Кто чему научился?

Д. Пудик научился летать. Он понял, что надо слушаться старших.

– Исправится ли Пудик? Почему?

Д. Да он исправится. Он станет послушным. Он сильно испугался кошки. Он по–другому посмотрит на мир, изменится его отношение к родителям, будет любить своих родителей.

– Как ваше настроение? Нарисуйте. Как изменилось ваше настроение?

Д. В начале урока у меня настроение было беспокойное, робкое. А сейчас у меня веселое, светлое, теплое, сказочное. Мне было интересно рассуждать о Пудике, о его поступках. А у меня настроение грустное, потому что мне жалко маму Пудика.

– Видите, что с нами делает хорошее произведение. Вот поэтому дети любят читать сказки, а люди веселые юмористические и сатиристические произведения. Побольше читайте.

3.Викторина по рассказу Максима Горького "Воробьишко"

1. Где жил воробей Пудик?
Над окошком бани
На самой толстой ветке дуба
Рядом с забором

2. Что чирикал воробей, глядя из гнезда на землю?
"Что-то там, что?"
"Хочу туда!"
"Чересчур черна"

3. Как Пудик объяснял то, из-за чего дует ветер?
Старый дворник метет двор и поднимает ветер
Кто-то из-за дома дует
Деревья качаются и делают ветер

4. Кого Пудик описывает так: "Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались"?
Коня
Человека
Козла

5. Что Пудик решил сделать для всех, когда сам вырастет?
Чтоб у всех были крылья и все летали
Чтобы все были сыты
Чтобы все были здоровы

6.После чего Пудик вывалился из гнезда?
После разговора с вороной
После песни собственного сочинения
После того, как увидел кошку и испугался

7.Какого цвета была кошка, которая решила полакомится свалившимся из гнезда воробышком?
Рыжая
Черно-белая
Серая, полосатая

8. Что приподняло Пудика в воздух и помогло ему перелететь на окно?
Крылья
Страх
Его мама

9.Что потеряла в бою с кошкой мама воробьишки?
Голос
Несколько перышков
Хвост

10.Какой вывод сделал Пудик из этой ситуации?
"Всему сразу не научишься!"
"Кошка для птиц - лютый враг"
"Нужно учиться летать!"

4. Подпиши картинку

Домашнее задание.

– Вы сегодня интересно рассуждали о Пудике, его поступках. Я предлагаю вам дома нарисовать Пудика таким, каким вы его представляете.

5. Очень хорошо рассуждали...

Спасибо за активную работу.