Сценарий для театральных детских студий "Несмеяночка"; Сценарий для детских театрализаций "Сундук игрушек". Сценарии спектаклей

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Улу-Теляк им.В.Лесунова»

муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан

Мини-спектакль для школьного театра

«В деревне Лемяшино» по рассказу

Ольги Елагиной «Лемяшинский триптих»

Галлямова Юлия Рафаэловна

452405 Республика Башкортостан,

Иглинский район,

с. Урман, ул.Мостовая, д.35, кв.3;

89371532325

2014 г.

Пьеса «В деревне Лемяшино» предназначена для постановки школьным театральным кружком. Спектакль рассчитан на 15 минут.

Предварительная подготовка

    Распределение ролей.

    Изготовление костюмов (возможно широкое использование содержимого бабушкиных сундуков).

    Изготовление декораций на полотнах из бязи при помощи акриловой краски (14 л) и колера нужных цветов. Кисти использовать как малярные, так и художественные. На заднюю стену сцены приготовить полотно размером 3х9 (9 метров – примерная ширина сцены). На нем изобразить деревню Лемяшино так, чтобы главные детали оказались в центре, на 6 метрах шириной. Такое расположение рисунка даст возможность использовать декорации и на маленьких школьных сценах. Остальные декорации должны представлять собой фрагменты внутреннего убранства домов или картин природы и др. Их изготовить на полотнах высотой 2 м, а шириной – 3 метра. Декорации 2х3 сделать переносными: на двух деревянных стойках установить перекладину для прикрепления полотна. Переносные декорации при необходимости можно сделать двухсторонними, используя в два раза больше ткани.

    Приготовить реквизиты: кухонную утварь, предметы быта и др.

    Для музыкального оформления спектакля сделать запись музыки, песен.

    Конферансье должен представить театральный коллектив и перед началом каждой сцены объявить её название.

Такая предварительная подготовка поможет создать любой мини-спектакль для школьного театрального кружка.

При работе театрального кружка 3-4 часа в неделю 15-20-минутный мини-спектакль возможно подготовить в течение 5-6 месяцев с учетом того, что в кружке будут заниматься воспитанники с разным уровнем развития: от детей с замедленным психическим развитием до самых одаренных.

Действующие лица

Бабка, Ассоль

Дед, муж Ассоль

Митрофанов

Мальчик

Папа

Игнатий

Ермилов

Жена Ермилова

Жители деревни Лемяшино

Сцена 1. Ассоль

Звучит балалайка.

Комната с русской печью в старом деревенском домике. За столом на скамье сидят дед с бабкой.

Бабка . Как бы я жила без тебя, если бы не вышла за тебя замуж! Ведь меня хотели брать в жены и богатый татарин, и колдун-цыган… За тебя, дурака, выдали! Какие матросы мимо проплывали, они звали меня с собой. Даже один капитан чуть не увез.

Дед . Так ведь, старая, реки-то у нас нет.

Бабка . Молчи, у-у, изверг! Помню всех! Заезжие геологи, известный, болеющий чахоткой, писатель, художник-пейзажист, троюродный брат из Белозера…

Дед . ( Перебивая ). Дык откуда? Тебе до меня и шестнадцати ещё не было!

Бабка . ( Машет рукой ). А, что ты знаешь?! Он за мной всё равно ещё приедет!

Дед . ( Испуганно , волнуясь ). Дык кто? Кто приедет-то?

Бабка не отвечает, улыбается, смотрит в окно.

Ложатся спать. Старуха не то скулит, не то постанывает во сне чему-то своему.

Дед . ( Скребет голову ). Стыдоба, ох, стыдоба.

Поутру начинается прежняя песня.

Бабка . ( Со стоном ). Какие женихи были! А капитан-то!

Дед . ( Нервно елозит по скамье ). Спятила, старая, совсем. Нету у нас реки! Нетуть!

Бабка . ( Истерично ). Была раньше! Была раньше река! Там, за лесом, и была!

Дед . И где? ( С ехидством ). Куда теперь подевалась?

Бабка . Иссохлась.

Ложатся спать.

Звуки вьюги за окном. Бабка смирно сидит в углу. Дед идет на улицу, встречает Митрофанова, здоровается.

Дед . Разлюбила меня совсем.

Митрофанов . ( Уверенно ). Перебесится.

Дед берет снежную лопату, расчищает дорогу. Заходит в дом.

Дед . ( Трогает старуху за плечо ). А что, старая, жить будем, проживем.

Ложатся спать.

Просыпаются, встают. Бабка смотрит в окно. Слышится пение птиц.

Бабка . Никак весна настала.

Бабка надевает большие новые резиновые сапоги, уходит.

Дед . Вот так вот каждый день. И где она так долго ходит?! А, пусть.

Звуки весны (пение птиц, журчание ручейков). Дед выходит на улицу. Овраг. Туман. Еловый лес.

Дед . Где ж старуха моя? Ассоль! Ассоль!

Звучит тревожная музыка. Собираются в лесу жители деревни. Кричат на все лады.

Толпа . Ассоль! Ассоль! Ау! Ассоль!

Один из толпы . Пропала!

Сцена 2. Праздник света

Жители деревни . Электричество дали!

Один . Включай утюги.

Другой . Давай приемник на полную мощность.

Мальчик . Папа, включи гирлянду!

Папа . Включил. А ты встань на табурет и держи пробки на счетчике, чтобы их не выбило. Сейчас кипятильник включу.

Складывается торжественная процессия к Игнатию Ермилову, у которого ещё сохранился телевизор. Игнатий предусмотрительно запирает дверь на три огромных засова.

Люди . ( Стучат ). Отвори дверь!

Митрофанов . ( Грузно поддавая дверь ). А ну отвори!

Бабы . ( Тоненькими голосами ). Игнаш, а, Игнаш, открой!

Мужики стучат в дверь. Слышен грохот и треск засова.

Игнатий . Да щас, щас, поспать не дадут!

Игнатий открывает дверь и отступает на шаг. Люди входят в избу Игнатия, и Митрофанов грозно рыскает глазами по углам.

Митрофанов . Где?

Игнатий . Что где?

Митрофанов . ( Строго ). Сам знаешь.

Бабы . Добро-ом про-осим, добро-ом.

Игнатий молча кивает головой на тумбу под покрывалом в углу. Митрофанов сдергивает покрывало, торжественно водворяет телевизор на стол.

Митрофанов . Включай!

Игнатий . ( Осторожно ). Ну, с Богом!

Шипение телевизора. Игнатий руководит антенной, улучшая звук. Митрофанов, пряча что-то за пазухой, уходит на кухню. За ним подтягиваются поодиночке другие.

Игнатий . Куда вы? Вы же сами. Сами же хотели телевизор. Так вот, смотрите!

Бабка . Ну вот, уже все включили. Теперь и спать можно.

Выключается электричество. Всё разом стихает и гаснет. Темнота.

Сцена 3. Последний пассажир

Осень. Ермилов стоит, облокотившись на калитку, и смотрит вперед. Слышится стук проходящего пассажирского поезда.

Ермилов . Много лет наблюдаю за этим поездом. Какая удивительная пунктуальность! Проезжает нашу деревню Лемяшино минута в минуту. Хоть бы раз сесть в него и доехать до города В. Не останавливается здесь поезд, некому здесь выйти.

Ермилов вздыхает, глядя поезду вслед.

Ермилов . Город этот, должно быть, солнечный и чистый, а все женщины там прекрасные.

Из окна дома за Ермиловым наблюдает жена.

Жена Ермилова . Куда смотришь? О чем думаешь?.. Помнишь, какая раньше была наша деревня? Этот поезд делал здесь остановку ровно на шестьдесят секунд. Я ведь тогда, девятилетняя, приехала сюда разыскивать бабку, потому что осталась сиротой.

Ермилов . А мне тогда было четыре года. Я не помню, как ты приехала. Я думал, что ты, как и я, родилась здесь. (В сторону ). Добрая овца ты моя.

Занавес

Звучит балалайка

Артисты выходят кланяться

Занятие театрального кружка для детей младшего школьного возраста «Удивительные дети»

Действующие лица : Ведущий, Помощники ведущего (ученики).

Инсценировка «Перемена»

Действующие лица: Вовка, Ученик, Ученица, Одноклассники, Девочка, Мальчик.

Инсценировка «Получил двойку и поет»

Действующие лица: Вовка, Папа, Мама.

Инсценировка «Выдержала свой характер»

Действующие лица : Катя, Папа, Мама.

Инсценировка «Два подарка»

Действующие лица : Алеша, Отец, Учительница Мария Николаевна.

В записи звучит песня «Все хочется узнать салит» из к/ф «Приключения Петрова и Васечкина, муз. Т. Островской, сл. В. Аленикова.

В фильме рассказывается о мальчишках и девчонках, с которыми приключаются разные интересные истории.

Ведущий. Вот сегодня и поведем разговор на эту тему. Прошу помощников на сцену!

Выходят на сцену мальчик и девочка.

Вы знаете,

Сколько на свете ребят?

Сто тысяч, пятьсот,

Миллион, миллиард!

И даже побольше!

Вот сколько нас, дети!

И все мы живем

На огромной планете!

Ведущий. Что еще вы нам можете предложить?

Мальчик. А вот это! Там секрет, название нашей сегодняшней темы.

Предлагает девочке раскрыть свернутый в рулон плакат.

Девочка. Мы развернем рулон, а вы прочтете, что там написано.

Разворачивает рулон. Дети (участники занятия) читают: «Удивительные дети».

В записи звенит школьный звонок. Распахиваются двери, слышен нарастающий шум детских голосов.

Ведущий. Это перемена. Какая она?

Ученик (выбегая из-за кулис).

Перемена! Перемена!

Заливается звонок!

Первым Вовка непременно

Вылетает за порог.

Ученики (в недоумении разводят руками). Вылетает за порог!

Ученица. Семерых сбивает с ног!

На сцену один за другим из-за кулис падают дети. Их семеро. Сверху, орудуя руками и ногами, прыгает Вовка. Все барахтаются. Настоящий клубок!

Ученик (изумленно). Неужели это Вовка?!

Ученики (одноклассники). Продремавший весь урок

Неужели этот Вовка

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не смог?

Вовка, улыбаясь во весь рот, согласно машет головой. Одноклассники наконец освобождаются из-под Вовки.

1-й одноклассник.

Если он, то, несомненно,

Одноклассники (хором). Большая перемена!!!

Вовка снова начинает носиться по всей сцене. Одноклассники пытаются его остановить, но все попытки тщетны.

2-й одноклассник. Не угонишься за Вовой!

Он, гляди, какой бедовый!

3-й одноклассник. Он за пять минут успел

Переделать кучу дел!

В записи звучит тиканье часов. Одноклассники выносят большой макет часов с переводными стрелками. Дети передвигают стрелки, отмеряя 5 минут.

Девочка. Он подставил три подножки.

Одноклассники (один за другим, спотыкаясь). Кольке, Ваське и Сережке!

Одноклассники, потирая ушибленные места, грозят Вовке кулаком.

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с перил.

Подзатыльник получил.

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи.

В общем сделал все, что мог!

На сцене передвигаются дети в разных направлениях. В записи вновь звонок. Все замирают.

Дети. Ну а тут - опять звонок.

Вовка моментально сникает, идет заплетающимися ногами в класс.

Девочка (вздохнув). Вова в класс плетется снова!

Дети. Бедный! Нет лица на нем!

Вовка (вытирая пот со лба). Ничего!

Ведущий. Вздыхает Вова.

Вовка. На уроке отдохнем!

Ведущий. А в вашем классе есть такие ученики, как Вовка?

Дети. Да! Есть!

Ведущий. А написал стихотворение «Перемена», которое инсценировали, замечательный поэт Б. Заходер.

Показывает портрет.

Кто читал это стихотворение? Где оно встречается?

Дети. В учебнике! В сборнике стихов.

Ведущий. Молодцы! Правильно! Как вы думаете, какую оценку мог получить Вовка в этот день по одному из предметов?

Ответ детей.

Что мешало ему? (Он не слушал на уроках объяснения учителя; хотел спать, лежал на парте.)

А еще что? (Плохое поведение.)

Как родители отреагируют на это?

Ответы детей.

Ведущий. Как отреагировали родители на плохую оценку, мы узнаем из инсценировки «Получил двойку и поет».

Звучит песня «Двойка», муз. В. Шнайдера, сл. Э. Могиковской.

На сцене Вовка. Он раньше мамы пришел домой.

Вовка (грустно). Как скрыть от родителей злосчастную двойку? Вдруг потребуют дневник. Хмурый вид обеспокоит папу и маму. Сделаю веселый вид и буду петь. Это меня спасет. Какая песня подойдет?

Придумал! Русская народная песня «Жили у бабуси...» подойдет. Ведь гуси напоминают в профиль двойку.

И Вовка громко запел. Мама улыбается. Она рада, что сын такой веселый. Ставит на табурет авоську, в ней много вкусного.

Мама. Ты, сынок, сегодня очень веселый. Даже песенку поешь. Да как громко! Видно, в школе дела идут хорошо. Молодец!

Гладит сына по голове. Вовка ухмыляется.

Вовка. Мне сегодня весело! Повода для огорчений нет.

Запел еще громче. Папа выходит из соседней комнаты. Он отдыхал после ночной смены.

Папа. Что он так орет?

Мама. Всегда весело на душе, когда какое-нибудь хорошее дело сделаешь. Наверное, пятерку получил, вот он и поет.

Папа (приветливо). Ну ладно, Вовка, порадуй отца, покажи свой дневник с пятеркой.

Вовка (сник, петь перестал). Зачем?

Нехотя подает дневник отцу и уходит в другую комнату.

Папа листает страницы дневника, видит двойку, на лице изумление.

Папа. Ты гляди, получил двойку и поет. Этого еще не хватало! Что он, с ума сошел? Вовка, иди сюда! У тебя случайно нет температуры?

Папа (растерянно разводит руками). Тогда тебя надо наказать за это пение.

Мама. Сынок, лучше бы ты сразу признался, а то начал петь...

Вовка. Не везет мне...

Немая сцена. Только слышно тиканье часов.

Ведущий. Вовка получил двойку и пел песню. А почему бы нам не спеть про двойку. Остановимся на частушках.

Катя в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

Пять часов сидела Лиза,

Нос уткнувши в телевизор.

А назавтра на строке

Вырос лебедь в дневнике.

«Два» на ножке приседает

И головку наклоняет,

Так красиво шею гнет,

Прямо лебедем плывет.

Вид ее - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А лентяи ее - нет!

В школе есть такая птица:

Если сядет на страницу,

То с поникшей головой

Возвращаюсь я домой.

Перед нами - цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Ведущий. Все ругают двойку! Древние греки говорили, что двойка - символ равновесия. Оно находится между светом и мраком, между добром и злом, теплом и холодом. Число два символизирует изменчивый характер. И это так. Девочка Катя, получив двойку, всегда меняла свой характер. Вот как это было! В новой инсценировке вы увидите, как Катя менялась в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Ребята вносят длинный лист с названием инсценировки.

Дети читают.

Она рассказала родителям про двойку

Катя (родителям). Я сегодня здорово выдержала свой характер.

Папа (гладит дочку по голове). Молодчина! Я тебе куплю подарок, если будешь сдерживать свое слово!

Катя. Учительница у меня спросила урок, а я ей отвечать не стала.

Мама. Наверно, ты урока не знала?

Папа. Наверно, ты урок забыла?

Хочет завизжать и затопать ногами.

Родители (машут руками). Нет! Нет! Не надо!

Катя. Так вот, поставили мне двойку ни за что.

Папа. Как ни за что?

Катя. Я дала себе слово молчать и выполнила его с честью!

Мама (изумленно). Для чего же ты это слово давала, можешь объяснить?

Катя. Чтобы выполнить его!

Папа. М-да...

Мама (гладит дочку по голове). Ничего понять не могу!

Катя (смело улыбаясь). Между прочим, вас обоих завтра в школу вызывают.

Родители (удивленно). Зачем?

Катя. За то, что у меня твердый непоколебимый характер. Неужели вы этого не понимаете?

Папа. И нам за него придется отвечать?

Мама (отцу). Чему тут удивляться, если у дочки твой характер.

Папа. Но я никогда никого не запутал на своей работе, и никто меня не запутал. А когда я учился в школе, не запутывал своих учителей.

Мама. Оставь ребенка в покое!

Папа. М-да...

Катя (облегченно вздыхает). Понял, что мне поставили двойку ни за что!

В записи звучит детский смех в компьютерной обработке.

Ведущий. Ребята! Сделайте вывод: какой же характер у Кати? Какое чувство возникает к ней?

Дети делают выводы. Завязывается спор.

Ведущий. Давайте немножко поиграем, пока ребята готовят следующий номер. Игра в рифмы.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого...

(Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит...

(Добрый день)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь...

(Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим...

(Простите, пожалуйста!)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят...

(До свидания)

Игру заканчивать пора.

Мы все надеемся, что с ней

Ты стал добрее и умней.

Ведущий. Какие хорошие слова!

А теперь приступим к инсценировке. Внести нужный реквизит!

Вносят плакат, на котором написано название инсценировки. Дети читают вслух.

Два подарка

Звучит музыкальная тема «С днем рождения тебя!»

Отец. Алеша! Поздравляю тебя с днем рождения! Дарю тебе ручку с золотым пером. Учись на пятерки!

Алеша, поблагодарив отца, рассматривает ручку и обнаруживает на ней дарственную надпись.

Алеша. Спасибо, папа! Мне она нравится. Я хочу тебе прочитать дарственную надпись: «Алеше в день рождения от папы». Здорово!

Я горжусь тобой, папа! Можно я покажу твой подарок своей учительнице Марии Николаевне?

Отец. Конечно, покажи! Да не очень хвастай!

Алеша. Я понял!

Отец. Я ухожу на работу. Мама придет в два часа дня. Учи уроки.

Алеша (рассуждает сам с собой). Вдруг Мария Николаевна забудет дома свою ручку, тогда я дам ей подаренную папой ручку, чтобы она могла поставить оценку в журнал. Она похвалит папин подарок. А я ей скажу, что ручка с золотым пером!

Алеша, конечно, уроков не выучил. Так и отправился в школу. Мария Николаевна в этот день забыла дома ручку. Начался урок.

Учительница. Алеша, иди к доске! Напиши предложение об осени. Затем расскажешь правило о безударных гласных.

Алеша. Я забыл выучить правило. Я... У меня...

Учительница. Это очень плохо!

Ищет свою ручку, но тщетно.

Алеша. Мария Николаевна! Возьмите мою ручку!

Ждет, что она станет ею восхищаться. Но напрасно.

Учительница. Ставлю тебе двойку!

Не обращает внимание на дарственную надпись и золотое перо. Возвращает ручку Алеше.

Алеша. Как же так получается?

Учительница. Ты о чем, Алеша?

Алеша. О золотом пере... Разве можно ставить двойки золотым пером? Ручку подарил мне папа!

Учительница. Значит, сегодня у тебя не золотые знания.

Алеша. Выходит, что папа подарил мне ручку, чтобы двойку ею ставили?

Учительница. Ручку тебе подарил папа, а сегодняшний подарок ты сам себе сделал!

Алеша поник, опустив голову.

Ведущий. Все инсценировки поучительны. Думаю, что вы для себя сделали выводы. Хочется всем пожелать удачи во всем. Умейте исправлять свои ошибки.

Звучит финальная песня из т/ф «Приключения Петрова и Васечкина», муз. Т. Островской, сл. В. Аленикова.

В сценарии дана извечная проблема школьников - оценка знаний. Что порождает злосчастная двойка? Это можно понять из инсценировок. За основу их были взяты рассказы из сборника Виктора Голявкина «Я жду Вас всегда с интересом»; стихотворения Б. Заходера «Перемена» для написания инсценировки «Перемена».

Реквизит.

2. Столы, стулья.

3. Плакаты с названиями инсценировок.

5. Дневник.

6. Журнал.

7. Рюкзаки.

«Сказка - ложь, да в ней намек»

Звучит музыка из мультфильма «Падал прошлогодний снег». Выходит Мужик - он одет в валенки и треух, на плече у него картонный топор:

Уж послала так послала! Третий час по лесу кружу, насмотрелся и на эти сказочки, и на этих сказочников. А елки нормальной нет как нет! Вот незадача. И главное - сказки какие-то все неправильные, не такие как раньше. Вроде бы все по-старому, а ощущение что кто-то где-то что-то поменял! Только зашел я в лес, а тут вот со мной какая история приключилась…

Колобок

На сцену выходит молодой человек в майке с желтым улыбающимся смайлом. За ним, прихрамывая, идет Бабка:

Внучек, и девки-то все пошли какие наглые! Срам один, а не девки! У той не только уши, но и вообще все лицо железками утыкано, у этой татуировки, как у зечки матерой, или такое на себя напялит - Слава Зайцев крестится, и плачет тихо в углу. Не связывайся ты с ними, внучек!

Колобков:

Ну ба, нужны они мне, эти девчонки..! Пошел я, мы с парнями договорились встретиться…

Бабка уходит, Колобков «отправляется в путь» под песню «Страна Лимония».

Ему навстречу из-за кулис выпрыгивает Зайкина. Это настоящая гламурная блондинка - ресницы, ногти, волосы, изобилие розового и мехового.

Зайкина (говорит томно, растягивая слова):

Колобков! Куда это ты направляешься?

Колобков:

Зайкина, кыш с дороги, иду себе и иду…

Зайкина:

Я тут подумала…

Колобков:

Ты, и подумала? Какая неожиданность!

Зайкина:

А не пригласить ли мне Колобкова в какую-нибудь кафешку? Тирамису, капуччино, такая красивая Я… По-моему, мысль неплоха!

Колобков:

Зайкина, не хочу тебя огорчать, но…

Я Колобков, Колобков,
Инженерами рожден,
Телевизором учен,
Бабкою предупрежден…
Я от бабушки ушел,
И от дедушки ушел,
От тебя, Зайкина, и подавно уйду!

Ты сама подумай - откуда у меня, простого школьника из среднестатистической семьи столько денег, чтоб тебя и твои накладные ногти по кафешкам таскать, и тирамису кормить? Адье, мой пушистый грызун!

Колобков… Пойдем сегодня с нами на кладбище.

Колобков:

Волкова, блин! Ни фига себе приглашение! Я тебя-то вижу, у меня желание укрыться одеялом и ни в коем случае не свешивать с кровати ни ноги ни руки - а вдруг ты под моей койкой затаилась, и как схватишь! А ты меня еще и на кладбище зовешь!

Волкова:

Будет весело, Колобков. Повоем на луну, послужим черную мессу. Тихо, спокойно, никого из взрослых…

Колобков (про себя):

Вот права бабка, во всем права… Слышь, Волкова:

Поет свою песенку, добавляя строчку:
От тебя, Волкова, со всех ног убегу!

Навстречу Колобкову выходит Медведева - девушка ОЧЕНЬ плотного телосложения, грубо говоря - полная.

Медведева:

Колобков! Приходи к нам сегодня домой на обед! Мы с мамой пельменей налепили, пирогов напекли, пончиков нажарили. Вышивки мои посмотришь, я над ними столько вечеров провела…

Колобков:

Я так понимаю, что к вашему плюшечному столу действительно, только Колобкова и не хватает. Медведева, ива ты моя плакучая, Василиса ты моя премудрая, да я даже не знаю, как выглядит эта ваша вышивка!
Поет свою песенку, добавляя последнюю строчку:
И от тебя, Медведева, уйду!

Навстречу Колобкову выходит Лисичкина. Девочка как девочка, рыжая только.

Лисичкина:

Привет, Колобков. Хорошо, что я тебя встретила. Ты, говорят, в компьютерах разбираешься, а у меня как раз с моим что-то случилось - не грузится. Может, если будет свободная минутка, посмотришь?

Колобков:

Лисичкина, я тороплюсь.
Поет свою песенку, добавляя:
И от тебя Лисичкина уйду.

Лисичкина:

Так я же тебе сказала - как время свободное будет. И знаешь что? Ты мне с компом поможешь, а я тебе с сочинением, а то в последний раз класс рыдал над твоим эпическим творением. Давай так - ты мне комп, а я тебе - сочинение!

Колобков:

А ведь и правда, скоро конец года, а у меня по литературе что-то непотребное. А, пусть напишет, да и мне не сложно посмотреть, что у нее там с компом… Пойдем, Лисичкина, поглядим. У тебя дрова-то есть какие?

Беседуя, уходят.

Выходит Мужик :

Видали? Будь я неладен, если эта Лиса его не съела! И вроде бы все по сюжету, но сомнения меня терзают. Или вот еще - иду я дальше, выхожу на опушку…

Журавль и Цапля

Из-за кулис выходит молодой человек - Журавлев:

У всех ребят в классе девчонки есть. А некоторые умудряются сразу с несколькими встречаться. А я чем хуже? Цаплина на меня вчера так смотрела, наверняка я ей нравлюсь. Может быть позвонить ей, спросить, как у нее дела на личном фронте обстоят, а если никак, то и подкатить к ней аккуратно?

Набирает номер. Из другой кулисы выходит Цаплина. У нее звонит телефон, она берет трубку:

Алло, слушаю…

Привет, Цаплина. Чем занимаешься?

А, Журавлев, привет. Да ничем не занимаюсь, в Контакте сижу.

А скажи мне, Цаплина, как на духу, не нужен ли тебе сильный, красивый, мужественный молодой человек, в полном расцвете 16-ти лет? Если нужен, то вот он я!

Журавлев, ты что, с дуба рухнул? Это кто у нас там сильный? Кто норматив по отжиманиям сдать не мог две недели? А кто у нас красивый? Да от тебя даже сестры Лягушкины шарахаются во все стороны, а уж казалось бы - их трое, и ни у одной парня нет, могли бы и повестись. Мужественность твоя под большим вопросом, ты, говорят, когда мелодрамы смотришь, в три ручья рыдаешь! Ну зачем мне такое сокровище?

Ну, Цаплина! Ты просто злючка какая-то! (про себя) Вот это облом.

Бросает трубку, уходит за кулисы.

Цаплина:

Ишь ты, подумаешь! В парни он ко мне набивается… Красивый он, ха-ха-ха… (задумывается). Ну вообще-то… глаза у него, и правда, замечательные. И с отжиманиями он тогда напортачил из-за простуды, зато бегает быстрее всех, и в баскетбол играет здорово. А про мелодрамы еще неизвестно - смотрит он, или это прикол такой. Да и в принципе, пусть смотрит, я их сама люблю… Зря парня обидела. Надо ему перезвонить.

Набирает номер Журавлева. Он выходит из кулисы, берет трубку:

Да. Ну что тебе еще, Цаплина? Не все сказала?

Знаешь, Серый, мне кажется, я погорячилась. Если ты не передумал, то я готова принять твое предложение встречаться!

Что? Предложение? Да я пошутил, Цаплина! Как тебе могло такое вообще в голову прийти, что я захочу с тобой встречаться? Ты что думаешь, в нашем болоте других симпатичных птичек нет что ли? Да та же Машка Лягушкина - у нее и ноги длиннее, и талия тоньше, и все остальное тоже на месте!

Ты свинья, Журавлев! Сравнение с Лягушкиной я тебе точно не прощу!

Бросает трубку. Уходит за кулисы.

Журавлев:

Сдается мне, что я действительно свинья. Ну ведь нравится она мне, если честно. Она ж не только симпатичная, но и умненькая, поможет если что с учебой… Звоню… Надеюсь, не пошлет в болото!

Выходит Цаплина, отвечает на звонок:

Журавлев, если ты мне звонишь рассказать что-нибудь еще о прелестях остальных сестер Лягушкиных, то не стоило утруждаться. Они общеизвестные красотки!

Не, Цаплина. Я извиниться хочу, и все-таки подумай над моим предложением встречаться…

Журавлев, елки-палки! Нет! Иди Машку нацеловывай, вдруг она в принцессу превратиться!

Оба уходят за кулисы.
Выходит Мужик :

Они так до сих пор и не договорились. Названивают другу. Вот только я может чего путаю, но в сказке-то они ходили друг к другу, не было телефонов-то в сказке? Да и какие телефоны в болоте? Но окончательно меня добил последний сюжет:

Курочка-Ряба

На сцену выносят стол, два стула. Выходят парень и девушка. На парне спортивный костюм и кепка, девушка в мини-юбке, на каблуках, но при этом тоже в спортивной ветровке. Ведут себя развязно. Садятся на стулья, щелкают семечки.

Парень:

Слышь, Маха, как ты думаешь, Рябов нам доклад по истории накатал?

Девушка:

А че, ты думаешь он осмелится не накатать?

Глупо ржут. Входит молодой человек, Рябов, по виду типичный «ботан»:

Девушка:

И гуляй, давай.

Рябов:

Но мы же договаривались, что доклад сделаем втроем! А мне что же теперь, для себя новый писать?

Парень:

Ну, типа, не хочешь, не пиши. Пару получишь… И не вякай там, а то… (показывает кулак)

Раздается звонок. Девушка открывает дверь:

Ой, Мышкин… Здравствуй!

Входит Мышкин - здоровый парень, метра под два ростом.

Ну, что у вас тут? Рябов? А ты-то что здесь?

Парень:

Да он, типа, в гости напросился. Говорит, приемчики ему покажи, самооборона типа. Он уходит сейчас.

Мышкин:

У нас, говорят, доклад по истории на носу, а я – ни сном ни духом.

Парень и девушка испуганно переглядываются. Рябов откашливается, поправляет очки, делает шаг вперед, явно хочет что-то сказать.

Парень (перебивает):

Рябов, вали давай, кому сказал! Потом все приемчики!

Мышкин:

А чего это у вас на столе? Бумага? А на ней что-то напечатано?

Берет, читает по складам:

- «Золото скифов». Оп-па! Доклад по истории! Это я удачно зашел! Кто накатал?

Рябов:

Они и накатали! Они ж не только приемчики умеют, они еще и эрудиты настоящие!

Мышкин:

Так, это я забираю, а вы, если такие умные, себе еще напишете! Пошел я, давайте!

Парень:

Рябов.., “нехороший” человек, ну и что ты наделал? Я сейчас тебе правда пару-тройку приемчиков покажу, только тебе наверняка не понравится.

Девушка:

Мне теперь за пару по истории дома та-а-а-кое будет!

Рябов:

Ага, а чего ж вы Мышкина не остановили?

Парень:

Да он меня одной левой уложит.

Рябов:

Ладно, не плачь дед, не плачь баба… Напишу вам еще один доклад, только давайте все-таки на троих. Как вам тема: «Золотая лихорадка» на Диком Западе - причины возникновения»?

Девушка:

Рябов, миленький, садись пиши скорее…

Уходят за кулисы.

Выходит Мужик , на этот раз тащит за собой елку (искусственную).

Уф, теперь можно и домой. Достали меня эти непонятки. Ишь, чего выкаблучивают! Главное, на выходе из леса больше никого не повстречать, а то я окончательно с ума сойду.

Выбегает его Жена:

Ой, Господи, вот ты где! А я уж тебя по всему лесу обыскалась! То у Колобка спрошу, то у Цапли, Мышка вон, пробежала, хвостиком в твою сторону махнула, так я на тебя и вышла. Ты что ж, дурень, целый день-то ходишь?

Мужик:

Да ты не поверишь, может я съел чего не то, только Колобок твой и Мышка уже не те. Ты ничего странного не заметила?

Жена:

Много ты понимаешь. Время-то сейчас какое? Вот какое время, такие и сказки. Да еще ты присказку, наверное забыл: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Пойдем, горемычный, замерз поди…

Обнимаются, уходят. Звучит финальная музыка из мультфильма «Падал прошлогодний снег».

Перед вами сцены из произведений Е. Шварца, А. Грибоедова, Э. Асадова, А. Экзюпери. Они даны в сокращении и с некотороми изменениями, что позволяет поставить их на школьной сцене в достаточно короткий срок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Действующие лица.

1-й ведущий

2-й ведущий

Девушка

Леший

На сцене декорации леса. На пенёчке сидит леший. Ведущие либо перед сценой, внизу, либо по краям сцены (лучше если это будут ребята, иначе придётся немного переделывать текст в конце).

Персонажи - девушка и лесовик - не только произносят свои реплики, но и используют пантомиму (пластически выразительные движения тела, жесты, мимику.)

1-Й ВЕДУЩИЙ.

На старой осине в глуши лесной

Жил леший, глазастый и волосатый.

(Леший может издать звуки, похожие на крик обезьян, почесаться и т. д.)

Для лешего был он ещё молодой -

Лет триста, не больше. Совсем не злой,

Задумчивый, тихий и неженатый.

(Леший вздыхает.)

2-Й ВЕДУЩИЙ.

Однажды у Чёрных болот, в лощине,

Увидел он девушку над ручьём…

(На сцене появляется девушка с корзинкой. Она заблудилась, смотрит испуганно то направо, то налево, то вглядывается вдаль, может произнести «ау». Леший потрясён. Он встаёт и в восхищении смотрит на девушку, не решаясь подойти.)

Красивую, с полной грибной корзиной

И в ярком платьице городском.

(Девушка присаживается на другой пенёчек и горько плачет.)

ЛЕШИЙ (в сторону.)

Видать, заблудилась. Как горько плачет!

2-Й ВЕДУЩИЙ.

И леший вдруг словно затосковал!

ЛЕШИЙ.

Ну как её выручить? Вот задача!

2-Й ВЕДУЩИЙ.

Он спрыгнул с сучка и, уже не прячась,

Склонился пред девушкой и сказал…

ЛЕШИЙ.

Не плачь. Ты меня красотой смутила.

Ты радость! И я тебе помогу!

1-Й ВЕДУЩИЙ.

Девушка вздрогнула, отскочила,

Но вслушалась в речи и вдруг решила…

ДЕВУШКА (в сторону.)

Ладно. Успею ещё. Убегу.

1-Й ВЕДУЩИЙ.

А тот протянул ей в косматых лапах

Букет из фиалок и хризантем.

И так был прекрасен их свежий запах,

Что страх у девчонки пропал совсем.

А леший промолвил…

ЛЕШИЙ.

Таких обаятельных

Глаз я ещё нигде не встречал…

1-Й ВЕДУЩИЙ.

Тихо ей руку поцеловал.

2-Й ВЕДУЩИЙ.

Изо мха и соломки он сплёл ей шляпу,

Был ласков, приветливо улыбался,

И, хоть и не руки имел, а лапы,

Но даже «облапить» и не пытался.

1-Й ВЕДУЩИЙ.

Донёс ей грибы, через лес провожая,

В трудных местах впереди идя,

Каждую веточку отгибая,

Каждую ямочку обходя.

2-Й ВЕДУЩИЙ.

Прощаясь у вырубки обгоревшей,

Он грустно потупился, пряча вздох.

А та вдруг подумала…

ДЕВУШКА (в сторону).

Леший. Леший.

А вроде, пожалуй, не так и плох.

1-Й ВЕДУЩИЙ.

И пряча смущенье в букет, красавица

Вдруг тихо промолвила на ходу…

ДЕВУШКА.

Мне лес этот, знаете, очень нравится…

Наверно, я завтра опять приду.

(Девушка и леший вместе уходят со сцены.)

2-Й ВЕДУЩИЙ.

Ребята, встревожьтесь! Ну кто ж не знает,

Что девушка с нежной своей душой

Сто тысяч грехов нам простит порой,

Но вот невнимания не прощает.

1-Й ВЕДУЩИЙ.

Вернёмся же к рыцарству в добрый час

И к ласке, которую мы забыли,

Чтоб милые наши порой от нас

ВМЕСТЕ:

Не начали бегать к нечистой силе!

(Персонажи выходят на поклон.)

ЗАНАВЕС…

Предварительный просмотр:

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.

Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казённом доме.

София Павловна, дочь его.

Лиза, служанка.

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме.

Александр Андреевич Чацкий.

Действие в Москве, в доме Фамусова.

СЦЕНА ПЕРВАЯ.

(Лиза посреди комнаты спит, свесившись с кресла или стула. Вдруг просыпается, встаёт, оглядывается.)

Лиза.

Светает! Ах!.. Как скоро ночь минула!

Вчера просилась спать - отказ.

«Ждём друга». - Нужен глаз да глаз,

Не спи, покудова не скатишься со стула.

Теперь вот только что вздремнула,

Уж день!.. Сказать им…

(Стучится к Софье.)

Господа̒!

Эй, Софья Павловна, беда.

Зашла беседа ваша за ночь;

Вы глухи, Алексей Степаныч?

Сударыня!.. - И страх их не берёт!

Который час?

Лиза.

Всё в доме поднялось.

(Софья из своей комнаты.)

Который час?

Лиза.

Седьмой, осьмой, девятый…

(Софья из комнаты.)

Неправда!

Лиза (отходит от дверей Софьи.)

Ах, амур проклятый!

И слышат, не хотят понять,

Ну что̒ бы ставни им отнять?

Переведу часы, хоть знаю: будет гонка,

Заставлю их играть.

(Лиза встаёт на стул, передвигает стрелку. Часы бьют и играют.)

Входит Фамусов.

СЦЕНА ВТОРАЯ.

(Лиза, Фамусов.)

Лиза (стоит на стуле.)

Ах! Барин!

Фамусов.

Барин, да.

Ведь экая шалунья ты девчонка.

Не мог придумать я, что это за беда!

То флейта слышится, то будто фортепьяно;

Для Софьи слишком было б рано?..

Лиза.

Нет, сударь, я… лишь невзначай…

Фамусов.

Вот то-то невзначай, за вами примечай.

(Подходит к Лизе, заигрывает.)

Ой, зелье! Баловница!

Лиза.

Вы баловник! К лицу ль вам эти лица?!

Фамусов (обнимая Лизу.)

Скромна, а ничего кроме̒

Проказ и ветру на уме.

Лиза (вырываясь.)

Пустите, ветреники сами,

Опомнитесь, вы старики…

Фамусов.

Почти.

Лиза.

Ну, кто придёт, куда мы с вами?

Фамусов.

Кому сюда прийти?

Ведь Софья спит?

Лиза.

Сейчас започивала.

Фамусов.

Сейчас! А ночь?

Лиза.

Ночь целую читала.

Фамусов.

Вишь прихоти какие завелись!

Лиза.

Всё по-французски, вслух, читает запершись.

Фамусов.

Скажи-ка, что глаза ей портить не годится.

И в чтенье прок то не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.

Лиза.

Что встанет. Доложусь,

Извольте же идти; разбудите, боюсь.

Пора, сударь, вам знать, вы не ребёнок:

У девушек сон утренний так тонок,

Чуть дверью скрипнешь, чуть шепнёшь,

Всё слышат.

Фамусов.

Всё ты лжёшь.

Эй, Лиза!

Фамусов (торопливо.)

Тс!

(Крадётся из комнаты на цыпочках.)

Лиза (одна.)

Ушёл... Ах! От господ подалей,

У них беды себе на всякий час готовь,

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь!

СЦЕНА ТРЕТЬЯ.

(Лиза, Софья со свечкой, за ней Молчалин.)

Софья.

Что, Лиза, на тебя напало?

Шумишь…

Лиза.

Конечно, вам расстаться тяжело.

До света запершись, и кажется всё мало.

Софья.

Ах, в самом деле рассвело!

(Тушит свечу.)

Лиза.

Вали̒т народ по улицам давно,

А в доме стук, ходьба, метут и убирают.

Софья.

Счастливые часов не наблюдают.

(Молчалину.)

Идите; целый день ещё потерпим скуку.

(Молчалин.)

СЦЕНА ЧЕТВЁРТАЯ.

(Лиза и Софья.)

Моего вы глупого сужденья

Не жалуете никогда…

Твердила я: в любви не будет в этой прока.

Как все московские, ваш батюшка таков:

Желал бы зятя он с звездами да с чинами

И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он ба̒лы.

Вот, например, полковник Скалозуб:

И золотой мешок, и метит в генералы.

Софья.

Мне всё равно, что за него, что в воду.

Лиза.

А Александр Андреич Чацкий?!

Он так чувствителен, и весел, и остёр!

Я помню, бедный он, как с вами расставался!

Софья.

Охота странствовать напала на него;

Ах! Если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далёко?

Кого люблю я, не таков:

Молчалин за других себя забыть готов,

Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело…

Ночь целую с кем можно так провесть!

Возьмёт он руку, к сердцу жмёт,

Из глубины души вздохнёт

Ни слова вольного,

И так вся ночь проходит.

(Лиза хихикает.)

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Смеёшься! Можно ли? Чем повод подала

Тебе я хохоту такому?

Лиза.

Хотела я, чтоб этот смех дурацкий

Вас несколько развеселить бы мог.

СЦЕНА ПЯТАЯ.

(Софья, Лиза, слуга.)

Входит слуга.

К вам Александр Андреич Чацкий!

(Уходит.)

СЦЕНА ШЕСТАЯ.

(Чацкий, Софья, Лиза.)

Чацкий (почти вбегает.)

Чуть свет - уж на ногах!

И я у ваших ног!

(Целует руку.)

Ну, поцелуйте же! Не ждали? Говорите!

Что ж, рады? Нет? В лицо мне посмотрите.

Удивлены? И только? Вот приём!

Как будто не прошло недели!

Как будто бы вчера вдвоём

Мы мочи нет друг другу надоели!

Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,

Вёрст больше семисот пронесся, - ветер, буря!

И вот за подвиги награда!

Софья.

Ах, Чацкий, я вам очень рада.

Чацкий.

Вы рады?

Положимте, что так.

Блажен, кто верует: тепло ему на свете!

В семнадцать лет вы расцвели прелестно,

Неподражаемо, и это вам известно.

Не влюблены ли вы? Прошу мне дать ответ!

Без думы, полноте смущаться.

Софья (громко, с раздражением и обидой.)

Да хоть кого смутят

Вопросы быстрые и любопытный взгляд!

(Уходит, Чацкий - за ней.)

Чацкий.

Софья Павловна! Постойте!

Лиза.

Ну, вот вам и потеха!

Однако нет, теперь уж не до смеха. (Уходит.)

СЦЕНА СЕДЬМАЯ.

Выходит Чацкий.

Чацкий (в раздумье.)

Ах! Софья!

Неужто уж Молчалин избран ей?!

Вернусь сюда я ночью, попоздней,

Побуду здесь и не сомкну я глазу

Хоть до утра. Уж коли горе пить,

Так лучше сразу!

(Прячется.)

СЦЕНА ВОСЬМАЯ.

(На сцене полумрак.Чацкий спрятан, Лиза со свечкой.)

Лиза (стучится к Молчалину.)

Послушайте-с. Извольте-ка проснуться.

Вас кличет барышня, вас барышня зовёт.

СЦЕНА ДЕВЯТАЯ.

(Чацкий за колонною, Лиза, Молчалин зевает и потягивается, Софья прячется с другой стороны сцены.)

Лиза.

Вы, сударь, камень, сударь, лёд!

Молчалин.

Ах, Лизанька! Ты от себя ли?

Лиза.

От барышни-с.

Молчалин.

Охота быть тебе лишь только на посылках?

Лиза.

А вам, искателям невест,

Не нежиться и не зевать бы.

Пригож и мил, кто не доест

И не доспит до свадьбы.

Молчалин.

Какая свадьба? С кем?

Лиза.

А с барышней?

Молчалин.

Поди,

Надежды много впереди,

Без свадьбы время проволо̒чим.

Я в Софье Павловне не вижу ничего

Завидного. Дай бог ей век прожить богато,

Любила Чацкого когда-то,

Меня разлюбит, как его.

Мой ангельчик, желал бы вполовину

К ней то же чувствовать,

Что чувствую к тебе;

Да нет, как ни твержу себе,

Готовлюсь нежным быть,

А свижусь - и простыну.

Софья (в сторону.)

Какие низости!

Чацкий (в сторону.)

Подлец!

Лиза.

И вам не совестно?

Молчалин.

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Лиза.

Сказать, сударь, у вас огромная опека!

Молчалин.

И вот любовника я принимаю вид

В угоду дочери такого человека.

Лиза.

Пойдёмте же, довольно толковали.

Молчалин.

Пойдём любовь делить плачевной нашей крали.

Дай обниму тебя от сердца полноты!

(Лиза не даётся.)

Зачем она не ты?!

(Молчалин хочет идти, Софья не пускает.)

Софья.

Ужасный человек!

Себя я, стен стыжусь!

Молчалин.

Как! Софья Павловна…

Софья.

Ни слова, ради бога,

Молчите! Я на всё решусь!

Молчалин (бросается на колени, Софья отталкивает его.)

Ах, вспомните! Не гневайтесь, взгляните…

Софья.

Не подличайте, встаньте,

Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,

Солжёте…

Молчалин.

Помилуйте…

Софья.

Нет, нет, нет!

Чтоб никогда об вас я больше не слыхала!

Молчалин.

Как вы прикажете.

(Встаёт.)

Софья.

Сама довольна тем, что ночью всё узнала:

Нет укоряющих свидетелей в глазах,

Как давиче, когда я в обморок упала,

Здесь Чацкий был…

Чацкий (бросается между ними.)

Он здесь, притворщица!

Софья и Лиза.

Ах! Ах!

Чацкий.

Вот наконец решение загадки!

Вот я пожертвован кому!

Софья (вся в слезах.)

Не продолжайте, я виню себя кругом,

Но кто бы думать мог,

Чтоб был он так коварен!

(За сценой шум.)

Лиза.

Стук! Шум! Ах, боже мой! Сюда бежит весь дом!

Пойдёмте поскорей!

(Лиза и Софья в спешке уходят. Шум стихает.)

СЦЕНА ДЕСЯТАЯ.

(Чацкий один.)

Чацкий.

Вон из Москвы!

Сюда я больше не ездок!

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорблённому есть сердцу уголок.

Карету мне! Карету!

(Уходит.)

Занавес.

Предварительный просмотр:

(В сокращении и с некоторыми изменениями.)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.

Дракон.

Ланцелот, странствующий рыцарь.

Шарлемань, архивариус.

Эльза, его дочь.

Кот.

Лакей.

СЦЕНА ПЕРВАЯ.

(Ланцелот, Кот. Просторная кухня. На кресле дремлет Кот.)

Ланцелот (входит, оглядывается, зовёт.)

Господин хозяин! Госпожа хозяйка! Никого… Дом пуст, двери открыты. Хорошо, что я честный человек. (Садится.) Подождём. Господин Кот, скоро вернутся ваши хозяева? Вы молчите?

Кот.

Молчу.

Ланцелот.

А почему, позвольте узнать?

Кот.

Когда тебе тепло и мягко, мудрее дремать и помалкивать.

Ланцелот.

Ну, а где же всё-таки твои хозяева?

Кот.

Им грозит огромное горе. Я отдыхаю душой, когда они уходят со двора.

Ланцелот.

Говори же, Кот, что случилось? А вдруг я спасу твоих хозяев. Со мною это бывало. Как тебя зовут?

Кот.

Машенька.

Ланцелот.

Я думал - ты кот.

Кот.

Да, я кот, но люди иногда так невнимательны. Хозяева мои до сих пор удивляются, что я ещё ни разу не окотился. Говорят: что же это ты, Машенька? Милые люди, бедные люди…

Ланцелот.

Кто же они, твои хозяева?

Кот.

Господин архивариус Шарлемань и его единственная дочь Эльза, у которой такие мягкие лапки!.. Ей и грозит опасность, а, следовательно, и всем нам.

Ланцелот.

Что ей грозит?

Кот.

Вот уже 400 лет, как в нашем городе поселился Дракон. Каждый год он выбирает себе девушку, и мы, не мяукнув, отдаём её Дракону. Он уводит её в пещеру, и мы больше никогда её не видим. Мяу! И вот он выбрал нашу Эльзу.

СЦЕНА ВТОРАЯ.

(Ланцелот, Кот, Эльза, Шарлемань, лакей.)

Входят Эльза и Шарлемань.

Ланцелот.

Здравствуйте, добрый господин и прекрасная барышня!

Шарлемань.

Здравствуйте, молодой человек.

Ланцелот.

Ваш дом смотрел на меня так приветливо, и ворота были открыты, и в кухне горел свет, и я вошёл без приглашения. Простите.

Шарлемань.

Не надо просить прощения. Наши двери открыты для всех.

Эльза.

Садитесь, пожалуйста. У нас вы можете хорошо отдохнуть. У нас очень тихий город. Здесь никогда и ничего не случается.

Ланцелот.

Никогда?

Шарлемань.

Никогда. На прошлой неделе, правда, был очень сильный ветер. У одного дома едва не снесло крышу. Но это не такое уж большое событие.

Ланцелот.

А Дракон?!

Эльза.

Господин прохожий.

Ланцелот.

Меня зовут Ланцелот.

Эльза.

Господин Ланцелот, простите. Я прошу вас: ни слова об этом.

Ланцелот.

Почему?

Эльза.

Потому что тут уже ничего не поделаешь.

Шарлемань.

Да. Завтра, как только Дракон уведёт её, я тоже умру.

Ланцелот.

Я хочу вам помочь.

Эльза.

Как?

Шарлемань.

Чем вы можете нам помочь?

Ланцелот.

Я вызову Дракона на бой!

Эльза.

Нет, нет! Он убьёт вас, и это отравит последние часы моей жизни.

Кот.

Мяу!

Ланцелот.

Я вызову Дракона на бой!

(За сценой шум, грохот.)

Кот.

Лёгок на помине.

(Входит лакей.)

Лакей.

К вам господин Дракон. (Уходит.)

СЦЕНА ТРЕТЬЯ.

(Ланцелот, Шарлемань, Эльза, Кот, Дракон.)

Входит человек-дракон.

Дракон.

Здорово, ребята! Эльза, здравствуй, крошка! А у вас гость?! Кто это?

Шарлемань.

Это странник, прохожий.

Дракон.

Хорошо. Странник! Что ты не смотришь на меня? Чего ты уставился на дверь?

Ланцелот.

Я жду, когда войдёт Дракон.

Дракон.

Ха-ха! Я - Дракон!

Ланцелот.

Вы?! А мне говорили, что у вас три головы, когти, огромный рост!

Дракон.

Я сегодня попросту, без чинов. Эльза, дай лапку. Плутовка… Шалунья… Какая тёплая лапка! Мордочку выше. Улыбайся! (Ланцелоту.) Ты чего, прохожий?

Ланцелот.

Любуюсь.

Дракон.

Молодец! Любуйся! А ты зачем приехал?

Ланцелот.

По делам.

Дракон.

По каким делам? Ну, говори! Может, я и помогу тебе. Зачем ты приехал сюда?

Ланцелот.

Чтобы убить тебя!

Дракон.

Громче…

Эльза.

Нет, нет! Он шутит! Хотите, я ещё раз дам вам руку, господин Дракон?

Дракон.

Чего?

Ланцелот.

Я вызываю тебя на бой! Слышишь ты, Дракон?

(Дракон молчит, побагровев.)

Я вызываю тебя на бой в третий раз! Слышишь?!

Дракон.

Драться будем завтра утром!!! (Уходит. В отдалении слышен страшный рёв. Все окружают Ланцелота.)

СЦЕНА ЧЕТВЁРТАЯ.

(Ланцелот, Шарлемань, Эльза, Кот.)

Эльза.

Зачем вы затеяли это?

Шарлемань.

Мы будем за вас молиться, доблестный рыцарь!

Кот.

Мяу!

Ланцелот.

Я люблю всех вас, друзья мои! Я одержу победу над Драконом! И все мы после долгих забот и мучений будем счастливы, очень счастливы!

Занавес…

Предварительный просмотр:

Сцены из сказки

Антуана де Сент-Экзюпери

Действующие лица.

Ведущий-рассказчик.

Маленький принц.

Король.

Честолюбец.

Пьяница.

Фонарщик.

(Занавес закрыт. На авансцене ведущий-рассказчик.)

Ведущий.

Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть больше его самого, и ему очень не хватало друга. Однажды он решил странствовать с перелётными птицами.

Ближе всего к планете Маленького принца были астероиды 325, 326, 327, 328, 329 и 330. Вот он и решил для начала посетить их: надо же найти себе занятие да и поучиться чему-нибудь.

На первом астероиде жил король.

СЦЕНА ПЕРВАЯ.

(Открывается занавес. На троне сидит король.

Внезапно перед ним появляется Маленький принц.)

Король.

А, вот и подданный! Подойди, я хочу тебя рассмотреть!

Маленький принц (в сторону.)

Как же он меня узнал? Ведь он видит меня в первый раз!

Ведущий.

Он не знал, что короли смотрят на мир очень упрощённо: для них все люди - подданные

(Маленький принц оглядывается, думая, где бы ему присесть, но мантия короля занимает слишком много места; неожиданно он зевает.)

Король.

Этикет не разрешает зевать в присутствии монарха. Я запрещаю тебе зевать!

Маленький принц.

Я нечаянно… Я долго был в пути и совсем не спал.

Король.

Ну, тогда я повелеваю тебе зевать. Многие годы я не видел, чтобы кто-нибудь зевал. Мне это даже любопытно. Итак, зевай! Таков мой приказ.

Маленький принц.

Но я робею… Я больше не могу… Можно мне сесть?

Король (подобрав одну полу своей мантии.)

Повелеваю: сядь!

Маленький принц (садится.)

Ваше величество, можно вас спросить?

Король.

Повелеваю: спрашивай!

Маленький принц.

Ваше величество… где же ваше королевство?

Король (разводя руками.)

Везде.

Маленький принц.

Везде? И это всё ваше? (Показывает вдаль.)

Король.

Да.

Маленький принц.

И звёзды вам повинуются?

Король.

Ну конечно! Звёзды мне повинуются мгновенно. Я не терплю непослушания.

Маленький принц.

Мне хотелось бы поглядеть на заход солнца. Пожалуйста, сделайте милость, повелите солнцу закатиться…

Король.

Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват - он или я?

Маленький принц.

Вы, ваше величество.

Король.

Совершенно верно. С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной.

Маленький принц.

А как же заход солнца?

Король.

Будет тебе и заход солнца. Я потребую, чтобы солнце зашло, но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя.

Маленький принц.

А когда условия будут благоприятные?

Король.

Сегодня это будет в семь часов сорок минут вечера. И тогда ты увидишь, как точно исполнится моё повеление.

Маленький принц.

Но мне уже пора.

Король.

Останься! Я назначу тебя министром.

Маленький принц.

Министром чего?

Король.

Ну… правосудия.

Маленький принц (оглядывается.)

Но ведь здесь некого судить!

Король.

Тогда суди сам себя. Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

Маленький принц.

Сам себя я могу судить где угодно. Для этого мне незачем оставаться у вас. И если вашему величеству угодно, чтобы ваши повеления беспрекословно исполнялись, вы могли бы отдать благоразумное приказание. Например, повелите мне пуститься в путь, не мешкая ни минуты… Мне кажется, условия для этого самые что ни на есть благоприятные.

Король.

Повелеваю: отправляйся в путь. Я назначаю тебя послом!..

(Маленький принц взмахивает своим плащом, выходит на авансцену. Занавес эакрывается.)

Маленький принц.

Странный народ эти взрослые. (Уходит.)

Ведущий.

На второй планете жил честолюбец.

СЦЕНА ВТОРАЯ.

(Занавес открывается. На сцене модно одетый честолюбец. Появляется Маленький принц.)

Честолюбец.

О, вот и почитатель явился!

Ведущий.

Тщеславные люди воображают, что все ими восхищаются.

Маленький принц.

Добрый день. Какая у вас забавная шляпа!

Честолюбец.

Это чтобы раскланиваться, когда меня приветствуют. К несчастью, сюда никто не заглядывает.

Маленький принц.

Вот как!

Честолюбец.

Похлопай-ка в ладоши!

(Маленький принц хлопает в ладоши. Честолюбец приподнимает шляпу и раскланивается.)

Маленький принц (в сторону.)

Здесь веселее, чем у старого короля.

Честолюбец.

Ты и в самом деле мой восторженный почитатель?

Маленький принц.

Честолюбец.

Маленький принц.

Да ведь на твоей планете больше и нет никого!

Честолюбец.

Ну, доставь мне удовольствие, всё равно восхищайся мною!

Маленький принц.

Я восхищаюсь, но какая тебе от этого радость?

Ведущий.

На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ.

(Открывается занавес. На сцене за столом, уставленным бутылками сидит пьяница. Перед ним появляется Маленький принц.)

Маленький принц.

Что это ты делаешь?

Пьяница (мрачно.)

Пью.

Маленький принц.

Зачем?

Пьяница.

Чтобы забыть.

Маленький принц.

О чём забыть?

Пьяница (повесив голову.)

Хочу забыть, что мне совестно.

Маленький принц.

Отчего же тебе совестно?

Пьяница.

Совестно пить. (Роняет голову на стол.)

(Занавес закрывается.)

Маленький принц.

Странный народ эти взрослые!.. (Уходит.)

Ведущий.

Следующая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик.

СЦЕНА ЧЕТВЁРТАЯ.

(Фонарщик, который то включает, то выключает фонарь. Это может быть лампа или часть освещения сцены. Появляется Маленький принц. Он наблюдает за фонарщиком.)

Ведущий.

Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик.

(Фонарщик гасит фонарь.)

Маленький принц.

Добрый день! Почему ты сейчас погасил фонарь?

Фонарщик.

Такой уговор. Добрый день!

Маленький принц.

А что это за уговор?

Фонарщик (включает фонарь.)

Гасить фонарь. Добрый вечер!

Маленький принц.

Зачем же ты опять его зажёг?

Фонарщик.

Такой уговор.

Маленький принц.

Не понимаю.

Фонарщик.

И понимать нечего. Уговор есть уговор. Добрый день! (Гасит фонарь, вытирает платком пот со лба.) Тяжкое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться.

Маленький принц.

А потом уговор переменился?

Фонарщик.

Уговор не менялся. В том-то и беда! Моя планета год от году вращается всё быстрее, а уговор остался прежний.

Маленький принц.

И как же теперь?

Фонарщик.

Да вот так. Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.

Маленький принц.

Вот забавно! Значит, у тебя день длится всего одну минуту!

Фонарщик.

Ничего тут нет забавного! Мы с тобой разговариваем уже целый месяц!

Маленький принц.

Целый месяц?!

Фонарщик.

Ну да. Тридцать минут. Тридцать дней. Добрый вечер! (Зажигает фонарь.)

Маленький принц (в сторону.)

Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец и пьяница. В его работе всё-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь - как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие! Это по-настоящему полезно, потому что красиво. Этот человек верен своему слову. Вот бы с кем подружиться! Но его планетка уж очень крохотная. Тут нет места для двоих. (Фонарщику.) Прощай!

Фонарщик.

Прощай!

(Занавес закрывается.)

Ведущий.

Маленький принц побывал на многих планетах, в том числе и на Земле. (Открывается занавес. На сцене участники спектакля.) Земля - планета не простая. На ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев, четыреста шестьдесят две тысячи фонарщиков - итого около двух миллиардов взрослых.

О том, что случилось с Маленьким принцем на планете Земля, вы узнаете, прочитав удивительную сказку Антуана де Сент-Экзюпери (все вместе) «Маленький принц»!

(Кланяются, держась за руки. Занавес закрывается.)


Страница 1 из 21

Студенты театральной труппы «Остров Сокровищ» под руководством Елены Лебедевой. Сборник одноактных пьес для постановки с детьми 10–12 лет
Детская драматургия

Каждая театральная студия, работающая с детьми и ориентированная на то, чтобы быть интересной не только ее участникам, рано или поздно сталкивается с проблемой недостатка драматургического материала.
Эта проблема становится особенно острой в тех студиях, где руководитель-педагог работает над развитием каждого ребенка, стараясь распределить творческую нагрузку в первую очередь в соответствии с потребностями и – после – со способностями членов детского коллектива. Такой подход, в частности, обуславливает поиск значимых ролей для каждого студийца. Совершенно очевидно, что в крупных формах достигнуть такого баланса чрезвычайно сложно, и этим объясняется высокая востребованность миниатюр и коротких одноактных пьес.
Одним из решений данной проблемы может стать работа со студийцами над созданием собственных драматургических произведений, что, в свою очередь, дает возможность ребятам лучше понимать, что такое актерская задача, событие, конфликт, и тем самым более качественно работать над своими ролями в постановках.
Наиболее простым и понятным для школьников жанром является сказка, однако этот жанр таит в себе и немало сложностей при попытке создавать сказки, актуальные для старших подростков. Ситуация упрощается
в условиях разновозрастного студийного коллектива: в нем старшие вполне могут писать пьесы-сказки для актеров более младшего возраста, создавая дополнительный элемент для укрепления театрального коллектива.
По этому пути в свое время пошла и театральная труппа детской организации «Остров Сокровищ» под руководством Елены Лебедевой. После обучения основам драматургии члены театрального отряда в летнем лагере создавали собственные одноактные пьесы, которые впоследствии ставились на театральных фестивалях в том же лагере или в школе с младшими подростками из 5–7 классов. Надо признать, что не все работы ребят обладали достаточным качеством для того, чтобы считаться законченными драматургическими произведениями и быть интересным для постановки. Тем не менее, как уже отмечалось ранее, сама работа над пьесами развивала ребят как актеров. Кроме того, как законченные, так
и незаконченные пьесы давали пищу для драматургического разбора: поиска ошибок и путей их решения.
В этом сборнике вашему вниманию предлагаются работы старшеклассников, созданные в профильном летнем лагере детской организации «Остров Сокровищ» и выдержавшие постановки с участием ребят помладше и руководителя проекта. Авторы надеются на то, что эти пьесы помогут руководителям театральных студий как в решении проблемы поиска драматургического материала, так и для работы со старшими студийцами по анализу драматургического материала.