Сборники зарубежных исполнителей фирмы грамзаписи мелодия. Виниловые пластинки фирмы Мелодия — на помойку, или в коллекцию

В наш недавний моднейший хит-парад советского дефицита не вошли грампластинки — ибо не ценнейший продукт питания, как тушенка, не «последняя надежда девушки выйти замуж», как джинсы, и не статусная деталь интерьера, как корешки макулатурного Дюма.

Но этот дефицит был, и вокруг него сформировалась некая субкультура..

Музыка в СССР была предметом неусыпной опеки идеологов партии. Начиная с репертуарного плана артистов и концертных организаций, и заканчивая особо хитрым «мастерингом», т.е. конечной обработкой звука, тех записей западных артистов, которые просачивались по капле в каталог Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия». Но даже с обрезанными нижними частотами, пластинки «фирмачей», выпущенные Мелодией, расхватывались моментально, уходили из-под прилавка, и попадали на черный рынок — к «пластоманам».

Объективно, «пластоманы» в основном не были тупыми фарцовщиками, как те, кто толкал блоки More.

Это все же была, за некоторыми исключениями, субкультура людей, влюбленных в музыку, меломанов и коллекционеров.

Но, поскольку цену на все диктует рынок, то в условиях дефицита пластинка семейки Осмондс, полученная из-под прилавка магазина грампластинок, в руках «пластомана» «ценилась» в 10 рублей, диск «демократа» Чеслава Немена — в 15-20, югославская «перепечатка» лайва Deep Purple — 40, свеженький ELO — 70, а новейший «запечатанный» альбом Space доходил до 120 рублей, т.е. до месячной зарплаты выпускника ВУЗа.

«Деятельность пластоманов»

Так чем же все таки занимались «пластоманы»? Эти тунеядствующие граждане часами толклись возле немногочисленных специализированных магазинов грампластинок, имея на плече сумку, в которой лежали пачки пластинок. Они менялись этими самыми пластинками, а когда обмен был явно неравноценным, в ход шла доплата деньгами. Собственно, операции товар-деньги ими также совершались.
И вот тут на сцене появлялись востроглазые граждане из ОБХСС — Отделов по Борьбе с Хищениями Социалистической Собственности. Пластомана под белые ручки провожали до ближайшего отделения милиции, где дознаватели мучили его расспросами, подводя к черте, за которой начиналась уголовно-наказуемая спекуляция, т.е. скупка и продажа с целью наживы, впереди маячила конфискация имущества, и, если не поездка за казенный счет в «санаторий» у Полярного Круга, то «исправительные работы на стройках народного хозяйства».

Откуда вся эта музыка попадала к «пластоманам»? Да так же как и «жевачка», джинсы и книги — что-то импортировалось государством в малых партиях и для ограниченного круга, что-то привозилось командировочными из-за границы.

Но пришло время, 154 статья за спекуляцию ушла в небытие, вскоре за ней ушел в историю и Советский Союз, а «пластоманы» превратились в обычных меломанов, коллекционирующих пластинки. Хотя, самые ушлые из них превратили свое увлечение в серьезный бизнес, но это уже совсем другая история.

Уже очень многих интересует самое высокое качество звучания любимых музыкальных исполнителей, которые выступали и выступают на разных концертных сценах. По мнению многих, наилучшим качеством звучания обладают виниловые пластинки времен СССР, которые еще сейчас есть в довольно обширном и разностороннем ассортименте. Такие высокотехнологичные изделия с течением времени при грамотном использовании не утрачивают своего первоначального качества. Они пользуются довольно высоким спросом у ценителей и при этом стоят совсем немного.

Цена пластинок может достаточно серьезно отличаться - начиная от сотен рублей, и заканчивая сотнями тысяч. Конечно, это касается только тех пластинок, которые были выпущены не на территории СССР, а, например, в США. Узнать реальную стоимость конкретного изделия не всегда получается самостоятельно – в ряде случаев не лишним будет проконсультироваться со специалистами, которые смогут дать реальную оценку и помогут приобрести нужную пластинку по демократичной стоимости. В ряде случаев следует сравнить разные варианты и только после этого уже приобретать нужную грампластинку.

Если говорить кратко о стоимости советских виниловых пластинок, то смею вас уверить, что 99 процентов всех пластинок, хранящихся у наших граждан, не стоят и 50 рублей за штуку. Цена будет примерно 100 рублей в случае, если пластинка имеет превосходное состояние, и, как минимум, не распакована. Иногда можно попытаться продать некоторые экземпляры, которые были выпущены небольшим тиражом, по цене до 300 рублей. Это, например, советский рок, или пластинка Битлз, выпущенная «Мелодией».

Кто-то может сказать, мол, я видел в продаже пластинку Битлз стоимостью 20000 рублей. Тут все просто – отличается понятия «сделано в СССР» и «фирменная пластинка». Или еще пример – пластинка с записями Высоцкого любой советской фабрики сегодня стоит 20-30 рублей, а вот если пластика с записями Высоцкого сделана где-нибудь во Франции или в США, то ее цена увеличивается в 100-200 раз. Может быть и у вас такая есть, если кто-то вам привез ее из зарубежа. А еще могут сказать, что на некоторых ресурсах обычные советские грампластинки продаются по цене 500-1000 рублей за штуку. Помните, если продаются, то не значит, что покупаются. Для примера, на форумах коллекционеров наборы виниловых советских пластинок (в количестве 100-200 штук) можно купить буквально за 1000-2000 рублей.

Люди, далекие от коллекционирования, могут задать резонный вопрос – а почему же тогда пластинки стоят дешево, ведь их больше не становится. Ответ прост – в свое время пластинки были в каждой советской семье, соответственно, сохранилось их до наших дней сотни миллионов штук. А коллекционеров виниловых пластинок не так уж и много. К примеру, я знаю порядка 50-60 коллекционеров монет, но ни одного коллекционера пластинок.

Есть ряд разнообразных советских высококачественных и интересных виниловых пластинок, которые были выпущены ограниченным тиражом, именно поэтому они пользуются высоким спросом и обладают высокой художественной ценностью. С каждым годом их все труднее достать, именно поэтому их стоимость постоянно возрастает. В этом легко есть возможность реально убедиться, сравнив стоимость определенных пластинок по разным годам выпуска. Общая стоимость пластинок зависит от целого ряда факторов, а именно:

Компания производитель;
- год выпуска;
- количество пластинок в тираже;
- популярность и востребованность музыкальных записей;
- общее состояние винила;
- лейбл на пластинке;
- наличие конверта и его состояние;
- дарственная надпись исполнителя и т.д.

Наиболее известными заводами производителями разных виниловых пластинок временем СССР являлись такие – фирма «Мелодия», "Московский опытный з-д Грамзапись", "Апрелевский ордена Ленина з-д грампластинок" "Ленинградский з-д грампластинок", "Рижский ордена Почёта з-д грампластинок", "Тбилисская студия грамзаписи" и некоторые другие. Такие производители выпускали изделия самого высшего качества, которые в полной мере отвечали стандартам качества, надежности. В этом есть возможность легко убедиться, если начать слушать имеющиеся записи. Выбирая ту или другую пластинку, нужно проверять ее качество, поскольку бывают случаи, когда попадаются подделки или изделие получило серьезный износ.

Найти и выбрать нужную пластинку есть возможность, как в соответствующих музыкальных магазинах, бутиках, так и на специализированных порталах, форумах. При этом следует отдавать предпочтение тем, кто уже успел себя зарекомендовать и предлагает продукцию высшего уровня по качеству. Советские пластинки – это хоть и не самое выгодное вложение средств, но многие современные коллекционеры выбирают их для своих коллекций.

Сегодня речь пойдёт о заводах, которые производили пластинки фирмы "Мелодия" в СССР.
Небольшая предыстория: «Мелодия» - советская и российская фирма звукозаписи, старейшая в России компания звуковой индустрии. Основана в 1964 году, как Всесоюзная фирма грампластинок. Объединила основные фабрики грампластинок и звукозаписывающие студии, существовавшие на тот момент в СССР, и стала государственной организацией по производству, хранению и распространению зву

Начнём с самого главного завода "Московский опытный завод Грамзапись" - этот завод осуществлял производство лакового (до 1986 года), затем медных дисков фонограмм присланных из "Всесоюзной студии грамзаписи" или звукозаписывавших студий располагавшихся в крупных городах СССР. Предприятие печатало пластинки с третьего негатива фонограмм, первые две копии предназначались для выявления брака. "МОЗГ" делал также матрицы для остальных заводов, речь о которых пойдёт позже. На этом заводе пластинки производились очень маленькими тиражами, качество этих пластинок было на высоте, затем матрицы отправлялись на "Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок" так как там были большие мощности для выпуска винила.

"Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок" - является старейшим заводом в России. Его история начинается с 1910 года. Готлиб Молль создал фирму «Метрополь Рекордъ». В начале 1950-х годов на заводе началось освоение выпуска виниловых пластинок, в 1952 году были изготовлены первые в стране партии долгоиграющих грампластинок, в 1961 - первые стереофонические грампластинки. Этот завод выпускал на то время все известные форматы пластинок: миньоны, гранды, гиганты, а также цветные и гибкие; на 78, 33 и 45 об/мин, в том числе миньоны на 45 об/мин на экспорт и по заказу конторы «Союзинвентарь» для музыкальных автоматов «Меломан». Грампластинки на 78 об/мин Апрелевский завод выпускал до 1971 года. Качество пластинок было разным от отличного до среднего, так как при производстве большого тиража изнашивалась матрица и это влияло на качество записи в целом.

"Ленинградский завод грампластинок" - введён в строй в 1948 году. Оборудование завода было собрано на базе экспроприированного немецкого граммофонного завода "Tempo".
В середине 1980-х годов печатал, кроме основных заказов, пластинки для польской фирмы "Tonpress". Также в Ленинграде была собственная студия грамзаписи, основным репертуаром была классическая музыка. Качество пластинок этого предприятия было средним, пластинки штамповались толстыми, конверты для пластинок делались из обычной бумаги и они быстро приходили в негодность, на других использовалась лакированная бумага, да и сам завод выпускал пластинки через год после их появления на "Московском опытном заводе Грамзапись". В начале 1990 года начали выпускать "Сигнальную серию пластинок", основным репертуаром которого являлась рок-музыка таких групп как: "Аукцион", "НОМ", "Крематорий", "Пикник", "Кризис" и т.д.

"Рижский ордена Почёта завод грампластинок" - "Rīgas skaņu ierakstu studija" была основана в 1958 году с филиалами в Таллине и Вильнюсе. Рижская студия одной из первых в составе «Мелодии» перешла на стереофонию. Студия располагала качественным оборудованием: швейцарскими микрофонами, современными пультами и магнитофонами. За счёт этого пластинки были высокого качества и даже отправлялись на импорт. Янис Лусенс, один из основателей латышской группы "Зодиак", вспоминает о начале 1980-х годов:
"Главное, что нам повезло со звукорежиссёром Александром Гривой, который фактически стал продюсером нашей первой пластинки. Он прекрасно чувствовал новую западную музыку и понимал, что там много хорошего…"

."Ташкенский завод имени М.Т.Ташмухамедова" - Ташкентский завод грампластинок основан в 1945 году на улице Грампластинок, дом 58. Производство было собрано на базе эвакуированного в 1941 году оборудования Ногинского завода. С 1957 года выпускал долгоиграющие грампластинки. В 1964 или 1965 году вошёл в состав «Мелодии», в 1969 году заводу присвоено имя певца Муллы Туйчи Ташмухамедова - пионера грамзаписи в Туркестане. В 1972 году завод освоил выпуск стереофонических грампластинок. Качество выпускаемых пластинок было плохим, культура производства на предприятии была слабой. Пластинки должным образом не остывали и они были с характерным "песком" при звучании.

"Тбилисская студия грамзаписи" - Тбилисский завод грампластинок выпускал долгоиграющие моно и стерео грампластинки, гибкие пластинки. В начале 1972 года было закуплено американское оборудование на сумму 300 тыс. долларов и налажено производство компонентов магнитофонных кассет. По информации на конец 1981 года, завод производил компоненты компакт-кассет и имел линию тиражирования. Качество виниловых пластинок было хуже чем на "Ташкентском заводе", и "пятаки" пластинок в верхней части пропечатывались плохо, даже на экспортных изданиях (фото которое вы сейчас видите).

P.S - Этих заводов больше нет. Последним заводом был "Апрелевский" выпустивший последнюю пластинку в 1997 году. К 50-ти летию фирма "Мелодия" выпустила несколько пластинок, первая из них оказался альбом группы "Ария" "Герой асфальта" 1987 года. Хочется верить, что мода на виниловые пластинки вернется.

Спасибо за внимание!