«Сад земных наслаждений» Иероним Босх. Ягодицы вместо нотной тетради, или как зазвучал триптих «Сад земных наслаждений

Самый загадочный художник Северного Возрождения, возможно, всю жизнь держал фигу в кармане: в картинах благоверного католика зашифрованы убеждения тайного еретика. Догадайся об этом современники, Босха наверняка отправили бы на костер

Картина «Сад земных наслаждений»
Дерево, масло. 220 х 389 см
Годы создания: 1490–1500 или 1500–1510
Хранится в музее Прадо в Мадриде

Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что живописец принадлежал к секте адамитов. Современный исследователь творчества Босха Линда Харрис выдвинула гипотезу, что он был приверженцем катарской ереси.

Катары учили, что ветхозаветный Иегова, творец материальной вселенной, - на самом деле Князь Тьмы, а материя - зло. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Одни стали демонами, другие, у которых есть еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Несколько столетий церковь искореняла распространившуюся по Европе ересь, и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере.

Так, на левой створке триптиха «Сад земных наслаждений» Босх изобразил Эдем в дни сотворения первых людей, когда души ангелов попали в ловушку смертной плоти. Центральная часть, полагает Харрис, - тот же Эдем, но настоящего времени: туда попадают души между реинкарнациями, и демоны прельщают их земными соблазнами, чтобы бывшие ангелы забыли о духовном мире и захотели снова воплотиться в материальном. Правая створка - это ад, куда после Страшного суда попадут все, кто не сумел разорвать цепь перерождений.


1 Христос . Иисуса катары считали антагонистом Князя Тьмы, Спасителем, который напоминает падшим душам о духовном мире и помогает им выбраться из оков материального. Обычно считается, что на левой створке триптиха Босх изобразил, как Бог представляет Адаму сотворенную из ребра Еву, но Линда Харрис полагает, что художник написал Христа, предостерегающего Адама от земных соблазнов, воплощение которых - первая женщина.


2 Кошка с мышью . Зверек, попавший в зубы к хищнику, - намек на души, оказавшиеся в ловушке материального мира.


3 Сова . Хищная ночная птица, присутствующая на большинстве картин Босха, - это Князь Тьмы, наблюдающий, как люди снова и снова попадают в его силки.

4 Фонтан духовной смерти . Пародия на фонтан живой воды, образ из христианской иконографии Эдема. Вода источника символизировала спасение человечества верой, обряды крещения и причастия. Катары отвергали ритуалы, по их мнению, ложной религии, еще крепче связывающие души с материей. На картине Босха в фонтан встроена сфера - символ мира. Из нее выглядывает коварный творец Вселенной в образе совы.


5 Люди . Амурные забавы беспечных грешников на лоне природы, как считает специалист по творчеству Босха Вальтер Бозинг, - отсылка к популярному в те времена куртуазному сюжету «сад любви». Но катар увидит здесь души, предающиеся низменным плотским удовольствиям в иллюзорном «раю» в ожидании новых воплощений.


6 Жемчужина . В учении катаров и их идейных предшественников манихеев, утверждает Харрис, она символизировала душу, светоносное ядро из духовного мира, сохраненное падшим ангелом и на земле. С умножением числа людей эти души делились, все больше погружаясь в материю, потому Босх изобразил жемчужины рассыпанными в грязи.


7 Музыкальные инструменты . Итальянский историк искусства Федерико Дзери полагал, что художник поместил их в ад, поскольку выражение «телесная музыка» было хорошо знакомо людям того времени и означало сладострастие. Катары же считали похоть худшим из грехов еще и потому, что из-за нее рождаются новые люди - пленники материального мира.


8 Клубника . Искусствовед Елена Игумнова отмечает, что во времена Босха эта ягода считалась манящим плодом без настоящего вкуса и символизировала иллюзорные удовольствия. На картине множество и других ягод и плодов - все они означают земные соблазны.


9 Хоровод всадников . Линда Харрис считает, что он символизирует круг перевоплощений, в который втянуты души из-за земных страстей.


10 Древо смерти . Оно состоит из предметов, символизирующих бренную земную оболочку, - высохшего дерева и пустой скорлупы. По Харрис, у Босха это растение-монстр олицетворяет истинную сущность материального мира, раскрытую Страшным судом.

Художник
Иеронимус Босх

Между 1450 и 1460 - родился в герцогстве Брабант в городе Хертогенбос, или Ден-Бос, в честь которого взял псевдоним Босх.
Около 1494 или 1495* - написал триптих «Поклонение волхвов».
До 1482 - женился на богатой аристократке Алейд ван де Мервенне.
1486–1487 - вступил в братство Богоматери при соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.
1501–1510 - создал картину «Семь смертных грехов», по одной из версий, служившую столешницей.
1516 - умер (предположительно, от чумы), похоронен в соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.

* В датировке картин Босха существуют разночтения. «Вокруг света» здесь и далее приводит сведения с сайта музея Прадо, где находятся упомянутые в статье работы художника.

с возвышающимся над всем готическим Собором святого Иоанна , оказывающий почти гипнотическое воздействие на людей того времени, живших в жутком религиозном страхе перед адскими муками за земные грехи…

в мрачном мире инквизиции и нескончаемых войн …

тьма опустилась на это мир, накрыв собой все вокруг, оставив только животный ужас…

Лишь одно могло спасти их души - неистовые молитвы, подняв глаза к небу…

Босх, будучи глубоко религиозным человеком, создавал свои творения, следуя Библии слово в слово. Он, как и все живущие в 15 веке, чтил и знал ее наизусть, веря в бога и дьявола, грехи и искушения, а кроме того он был членом религиозного братства, которое проповедовало строгое следование религиозным догмам. В своих произведениях художник дает мораль своему и будущим поколениям, зашифрованные в символах и, на первый взгляд, казалось бы непонятных, фантастических сюжетах. Но, все становится ясно, стоит только узнать больше о том времени, когда жил художник, чем он дышал, что его тревожило, погрузиться в его картины, атмосферу той эпохи, чтобы понять его чувства и чаяния, и, конечно же, надо превосходно знать Библию.
Мы сделаем это, точнее попробуем, все вместе, просто внимательно поизучаем и рассмотрим каждый сантиметр его величайшего творения - «Сад земных наслаждений» (кстати, название картине дал не автор).

Чтобы осознать - надо почувствовать. Приступаем!

Псалом 32

«6. Словом Господа сотворены небеса, и духом уст
Его - все воинство их:
7. Он собрал, будто груды, морские воды, положил
бездны в хранилищах».

Псалтирь

Картина наполнена символами, соткана из них, где одно плавно перетекает в другое… Известно, что Босх использует общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба , в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

Другие часто встречающиеся символы:

. лестница — символ пути к познанию в алхимии или полового акта;
. перевернутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;
. ключ (часто по форме не предназначенный для открывания) — познание или половой орган;

. отрезанная нога , традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией;
. стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперёк шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны (что также означает намек на «Испорченность»);

. сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил ее иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.

. черные птицы — грех

Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Ее адепты стремились к превращению неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Босх придает алхимии негативные, демонические черты. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это еще и эмблемы черной магии и дьявола.

Мы видим отсылки к Библии .

Вот Бог создает наш мир, наблюдая со стороны (см. верхнюю часть слева. На обратной стороне триптиха).

«… но пар поднимался с земли и орошал все лице земли».
Библия, Ветхий Завет

Босх знал только латинскую версию, где пар значился как фонтан, поэтому в центре картины мы видим фонтан .

Во многих картинах мы можем увидеть его лицо, он как бы наблюдает за реакцией зрителя, пытается уловить настроение, желая понять, помогают ли его сюжеты в осознании прописных истин, в человеческих слабостях и его стремлении бороться с ними до конца.

Иероним Босх «Блудный сын», ок. 1510. Музей Бойманса-ван Бенингена. Роттердам

Общая картина обнаженных тел кажется сейчас нечто похотливым, извращенным, но это не так...

Босх изобличает человеческие пороки через обнаженных людей, потому что в день Страшного суда мы все предстанем как пришли в этом мир, без ничего, ничто не укроется от Бога.

Художник осуждает мир за его пороки и грехи.

Эгоизм

Жадность

Обжорство

Птицы - символ порока. Босх использует их для нападения на церковь, попустительствующую развитию всем этим порокам.

В то время были развиты секты , их мы видим в виде нескольких групп, которые движутся против часовой стрелки. (см. людей, идущих по кругу)

Он противопоставляет два учения друг другу: богословие с его близорукостью и бесполезными доводами, возглавляющее кардиналом в красном, связанный с вечным преклонением Риму. И чистую веру братства , с другой стороны, символизирующую его истинные догматы.

Справа наверху мы видим трех человек под прозрачным куполом, монах и его ученики , которые с ужасом глядят на этот грешный мир.

Страх перед разнузданной музыкой , не религиозной и не почитающей Христа и Бога. Вот что с ними будет.

Каждый из деталей значим, и им нет конца.

Его картины написаны с целью назидания . Художник хотел возбудить любопытство, зрители должны были задавать вопросы, получая ответы - они обучались.
Интересно, что спустя тридцать лет после смерти Босха, Питеру Брейгелю Старшему заказали картины в стиле Босха. В 1557 году он пишет цикл из семи гравюр со Смертными грехам и. Приведу некоторые из них.

Зависть, 1558 г.

Обжорство, 1558 г.

Скупость, 1558 г.

Впоследствии такой стиль был прозван «Злой шуткой» , а сам художник получил прозвище «Клоун Питер» . Все, кто впоследствии собирал картины Босха, считались странными, например король Филипп II , который был уверен, что это сатира на все греховное, не считая творчество Босха еретическим, как его воспринимали в то время.
А Сигуенса так оценивал творчество Босха:

«Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».

И вот в 20 веке его картины получают вторую жизнь через призму теорий Фрейда и Юнга. Его сексуальные и развращенные обнаженные тела привлекают внимание наших современников, но это НЕ ТО, что он хотел сказать, будучи ревностным католиком.

Другой смысл был вложен, совсем иной...

P.S. В ходе исследования творчества художника и его картины «Сад земных наслаждений» случайно наткнулась на одну занимательную историю по одному из фрагментов, верить или нет решать вам.

Одна из посетительниц, студентка по имени Амелия Хамрик из Оклакхомского Харистианского Университета, заинтересовалась нотами, изображенные на попе лежащего человека, и задала «детский» вопрос: «А что это за ноты?»
Но не получила на него ответа. Нигде. Студентку удивил столь вялый интерес к картине, наполненной аллегориями и символами. Тогда она решила сама восстановить мелодию.
Исходя из того, что в средневековых хоралах самой популярной тональностью была до мажор, Амелия переписала ноты по современной системе. На картине длительности не обозначены, поэтому никаких догадок на этот счет студентка не сделала. А вот что у нее получилось в исполнении хора студентов Христианского Университета.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг.

По нашим современным представлениям в раю нет насилия и смерти. Однако они имеют место быть в раю Босха. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть. Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. А птица вот-вот проглотит лягушку.



Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания. Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая.

Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало.

2. Откуда Босх мог видеть экзотических животных?

Босх изображал не только фантастических монстров, но и реально существующих животных из далёкой Африки. Едва ли житель Западной Европы мог увидеть слона или жирафа вживую. Ведь цирков и зоопарков в средние века не было. Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно?

Во времена Босха очень редко, но все же встречались путешественники, которые и привозили рисунки неведомых зверей из далеких стран.

Жираф, например, скорее всего был скопирован Босхом с рисунка путешественника Чириако д’Анкона. Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений. Сегодня д’Анкона считается отцом современной археологии. Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа.

3. Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных?

На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия. просто переполнена обнаженными людьми: они едят ягоды и фрукты, беседуют и обнимаются то тут, то там.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Наименее хаотичным на картине кажется хоровод из необычных всадников: мужчины едут верхом на различных животных вокруг озера, в котором безмятежно плещутся девушки.

Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев. Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников. У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица. Возможно, они означают характер и сущность женщины. На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий. Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера. На других – красные ягоды, символ похоти и распутства.

А вот характер мужчин определяется тем животным, на котором он едет. Здесь есть и лошади, и верблюды, и кабаны. А вот козел пока свободен, без наездника.

Также примечательно, что мужчины держат разные дары для будущих избранниц – кто рыбу, кто яйцо или ягоды. Найдя себе вторую половинку, пары разбредаются по саду, чтобы уже наслаждаться земной распутной жизнью не в одиночестве.

4. Если Босх изображает, как люди предаются греху сладострастия, то где собственно распутные сцены?

Несмотря на то, что Босх изобразил несчетное количество нагих фигур, которые по его задумке предаются греху сладострастия, вы едва ли найдёте здесь откровенно неприличные сцены.

Но это лишь на взгляд современного человека. Для времени же Босха изображение нагих тел – уже олицетворение крайнего разврата.

Однако есть все-таки одна распутная пара на картине, которая по откровенности своих жестов превосходит всех остальных. Она хорошо спрятана, поэтому найти её очень непросто.

Пара расположилась в глубине сада в отверстии центрального фонтана: бородатый мужчина положил свою ладонь на лоно большеголовой женщины.

5. Почему в саду наслаждений так много птиц?

На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова. Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости. Но это значение было актуально в античности, и оно же принято в наше время.

Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. Так же, как и потенциальные жертвы совы, люди должны быть настороже, так как зло и смерть высматривают их и угрожают нападением.

Поэтому сова в отверстии фонтана жизни в раю – это скорее предупреждение, что зло не дремлет даже в безгрешном пространстве и лишь ждёт момента, когда вы оступитесь.

Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом. Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Поэтому изображение больших птиц – это аллегория Босха о безудержности людей в похоти и разврате.

Среди дроздов, уток и дятлов есть и удод, который ассоциировался у людей средневековья с нечистотами. Ведь удод, имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе.

Похоть – грязное устремление человека по предсталениям религиозных людей средних веков, каким и был Босх. Поэтому не удивительно, что он его здесь изобразил.

6. Почему не все грешники подвергаются мукам в Аду?

Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад. Он кишит всевозможными монстрами. Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг.

Но не все души принимают муки. Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины.

Внутри полого яйца – таверна, где грешники выпивают, пусть и верхом на ящероподобном существе. А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос. По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами.

Получается, что их особо не мучают, а дают им выпивку, прогуливаются с ними или дают погрустить в одиночестве. Возможно это те, кто продали души дьяволу и для них было забронировано тёплое местечко без мучений? Только вот никуда не деться от созерцания мучений других.

Об этом демоне-дереве я также подробно писала в статье .

7. Что за ноты изображены на заде грешника? Это бессмыслица или конкретная мелодия?

В Аду немало грешников, наказанных за то, что при жизни играли на музыкальных инструментах для увеселения и удовольствия. Во времена Босха правильным считалось исполнять и слушать только церковную музыку.

Среди таких грешников один придавлен огромной лютней. На его заду – ноты. До недавнего времени исследователи не обращали на них особого внимания, рассматривая это лишь как элемент композиции.

Но одна студентка Оклахомского Христианского университета решила проверить, бессмысленны ли эти ноты.

Все были поражены, когда она переложила мелодию в современную нотацию и записала ее в формате хорового мужского пения в тональности до-мажор. Именно так эта музыка звучала во времена Босха:

Мелодия приятная, но не похожая на веселую песенку. Скорее – на церковное песнопение. На картине видно, что грешники хором её исполняют. Видимо их муки заключаются в том, чтобы вечно исполнять один и тот же мотив.

Вот лишь несколько загадок самой фантастической картины средневековья.

На самом деле эта работа вызывает гораздо больше вопросов. Но единого толмута с разгадками вы не найдёте. Вот у Питера Брейгеля старшего, современника Босха, все было гораздо однозначнее, и исследователи давно расшифровали его работы. Ведь он изображал голландские пословицы.

Вконтакте

Введение

Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей.

На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю . В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.

Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями , адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие - торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.

Сад земных наслаждений - это изображение Рая, где упразднён естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей.

Федерико Дзери

Центральная часть

На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и - прежде всего - открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки; несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха, и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом , отсутствием теней , ярким, насыщенным колоритом. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой толпе. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента , вдохновившего художника.

Главная цель художника - показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло - как они недолговечны»

Шарль де Тольнай

Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем - как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений - мир, растленный любострастием.

Босх абсолютно верен библейским текстам в других своих работах, мы с уверенностью можем предположить, что центральная панель также основана на библейских мотивах. Такие тексты действительно можно найти в Библии. До Босха ни один художник не осмелился вдохновиться ими, и на то есть веская причина. Тем более, что они расходятся с общепринятыми правилами библейской иконографии, где возможно только описание уже случившегося или того, что произойдет в будущем согласно Откровению.

Левая створка

Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни - высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль , украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии , пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского . Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем .

На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая (как в «Возе сена »), а их соединение Богом. Взяв Еву за руку, Бог подводит её к только что очнувшемуся ото сна Адаму, и кажется, что тот смотрит на это создание со смешанным чувством удивления и предвкушения. Сам Бог гораздо моложе, чем на прочих картинах, он предстаёт в облике Христа, второго лица Троицы и воплощённого Слова Бога.

Правая створка («Музыкальный Ад»)

Правая створка получила своё название из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом - монстром с рыбьей мордой.

Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке - кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.

На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, - это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Жертва становится палачом, добыча - охотником, и это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.

Литературным источником босховского Ада музыкантов считается сочинение «Видение Тундала » (см. ссылку внизу), изданное в Хертогенбосе в г., подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках.

На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Эти образы навеяны старинной нидерландской поговоркой, смысл которой схож с нашим выражением «по тонкому льду». Чуть выше изображены люди, как мошкара слетающиеся на свет фонаря; на противоположной стороне «обречённый вечной погибели» висит в «ушке» дверного ключа.

Дьявольский механизм - вычлененный из тела орган слуха - составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо - слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста , которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.

Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. судя по всему, обжора - безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, приклеплённом к ягодицам другого, зелёного демона, - таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.

Внешние створки

Внешние створки

Глядя на гризайлевые изображения с внешней стороны, зритель ещё не ведает, какое буйство цвета и образов скрывается внутри. В хмурых тонах изображён Мир на третий день после того, как Бог сотворил его из великой пустоты. Земля уже покрыта зеленью, окружена водами, освещена солнцем, но на ней ещё нельзя встретить ни людей, ни животных. Надпись на левой створке гласит: «Он сказал, и сделалось» (Псалтирь 32:9), на правой - «Он повелел, и явилось» (Псалтирь 148:5).

Литература

  • Баттилотти, Д. Босх. М., 2000
  • Бозинг, В. Иероним Босх: Между Адом и Раем. М., 2001
  • Дзери, Ф. Босх. Сад земных наслаждений. М., 2004
  • Зорилья, Х. Босх. Aldeasa, 2001
  • Игумнова, Е. Босх. М., 2005
  • Коплстоун, Т. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. М., 1998
  • Мандер, К ван. Книга о художниках. М., 2007
  • Марейниссен, Р. Х., Рейфеларе, П. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998
  • Мартин, Г. Босх. М., 1992
  • Никулин, Н. Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. М., 1999
  • Тольнай, Ш. Босх. М., 1992
  • Фомин, Г. И. Иероним Босх. М., 1974. 160с. Belting, Hans. Hieronymus Bosch: Garden of Earthly Delights. Munich, 2005
  • Dixon, Laurinda. Bosch A&I (Art & Ideas). NY, 2003
  • Gibson, Walter S. Hieronymus Bosch. New York; Toronto: Oxford univ. press, 1972
  • Harris, Lynda. The Secret Heresy of Hieronymus Bosch. Edinburgh, 1996
  • Snyder, James. Bosch in perspective. New Jersey, 1973.

Ссылки

  • Живопись из музея Прадо в высочайшем разрешении на Google Earth
  • «Сад земных наслаждений» в базе данных Музея Прадо (исп.)

«Сад земных наслаждений» - одно из известных произведений художника Иеронима Босха (1450-1516). Триптих нидерландский художник посвятил греху, религиозным представлениям относительно устройства мироздания. Приблизительное время написания - 1500-1510 годы. Дерево, масло, 389×220 см. Где находится «Сад земных наслаждений» Босха? Место расположения - Музей Прадо (Мадрид). Исследователи, ценители искусства Босха спорят по поводу значения картины, символических историй, загадочных образов. Работа представляет триптих только формой. Ею не украсить церковный алтарь.

Описание картины Босха «Сад земных наслаждений»

Левая створка

1. Фонтан жизни

Источник, дарующий жизнь сущему, скомпрометирован совой - показателем тьмы, духовной слепоты. Таким художник визуализирует популярную тогда идею: всякая жизнь - греховна.

2. Адам, Ева

Создатель, взяв Еву за руку, велит детям плодиться, размножаться - об этом свидетельствуют кролики, символ плодовитости. Реакция детей разнится: Адам смотрит с восхищением, Ева стыдливо потупилась.

3. Хищники, жертвы

Кто-то кого-то ест. Лев не лежит рядом с агнцем вопреки правилам Эдемского сада. Животное обедает. Это умышленная нестыковка с каноном Библии.

4. Утки-лебеди

Слева от источника жизни плавают утки, считавшиеся во времена существования Босха «низкими тварями. Справа - царственный лебедь, символ Братства Богоматери (Босх там состоял всю жизнь). Лебедь движется одинаково с презренными земноводными. Утки, лебедь воплощают задумку райской терпимости: фонтан дарит жизнь всему - возвышенному, земному.

Чёрные птицы символизируют грех. Смысл усилен очередью пернатых, выстроившихся к пустому яйцу - символу ложной веры, пустой души. Зло должно было существовать даже в Эдеме. Иначе, совершая первородный грех, Еве с Адамом было бы нечего познавать.

6. Полумесяц

Конструкция из двух округлых плоскостей, скреплённых поперечной осью - образ, представляемый Босхом часто. Возглавляющий скрепу-ветвь полумесяц - однозначный символ. Ранее полумесяц ассоциировался с противниками христианской веры.

Центральная часть

1. Голые и смешные

Голые герои триптиха - максимальное обнажение человеческих пороков.

Гигантские ягоды символизируют распущенность. Некоторые исследователи считают: центральная часть «Сада земных наслаждений» демонстрирует Золотой век, когда без плуга земля изобильно плодоносила, люди были сытыми, праздными.

3. Фонтан вечной молодости

Эзотерический источник вечной молодости. Причудливые сооружения вокруг - 4 стороны света.

4. Круг зверей

Кавалькада всадников на козерогах, львах, тельцах, других животных - сатирическое изображение астрологии. Круг животных (зодиак) идёт против часовой стрелки - противоестественным образом.

5. Пернатое Зло

Грехи представлены птичьим видовым разнообразием. Сова - фаллический символ.

6. Прозрачная сфера

Нередко нарисованные Босхом прозрачные сосуды - алхимическая аллегория. Любовники «реагируют» друг с другом подобно химэлементам. Люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной заслонкой, могут символизировать эгоизм.

7. Критика духовенства

Рассохшееся дерево, представленное перевёрнутой воронкой - образ, несущий двойную обличительную мощь. Пустое дерево - символ смерти, ада, безверия. Перевёрнутая воронка - атрибут ложной мудрости, мошенничества. Дьявольская колода красного цвета - намёк на кардинальское платье.

Символ универсален, смысл неоднозначен. Изображение рыбы в Средние века означало Христа, знак зодиака, воду, Луну, флегматический темперамент, любострастие, пост. Рыба могла обозначать всего лишь рыбу.

Правая створка

1. Меланхоличное чудовище

Мёртвое дерево, пустое яйцо - символы смерти, греха, изобличающие пьянство. На ногах древесного существа неспроста лодки. Хотя конституция основательна, парня штормит, покачивает.

2. Птицеголовый монстр

Дьявол пожирает души грешников. Сидя на «позорном стуле», он испражняется душами в адскую выгребную яму. Голову венчает горшок, символизирующий безверие. Кувшины на ногах подчёркивают хромоту, которой Дьявол обзавелся после низвержения с небес.

3. Музыкальный ад

Тогда музыку считали легкомысленным развлечением, предваряющим любовные утехи. Полифоническую музыку расценивали как греховное проявление, исполнение на территории церкви - изощрённую форму ереси.

4. Тройка, семёрка, туз

Грешникам, предававшимся азартным играм, в День Страшного Суда придётся буквально бросить кости. Среди разбросанных карт можно разглядеть тройку, туза.

Телесный низ - центральная тема творчества Босха. Попа выступала частой героиней средневекового нидерландского фольклора. Транскультурный символ, актуальный спустя 500 лет. Всегда неприятности валятся не на головы.

6. Лестницы

Лестницы - путь к познанию, оно чревато грехопадением.

Мученическая смерть, воздаяние за грехи, пытки. Клеймо «М», которое есть на клинках «Сада земных наслаждений» - начальная буква слова «мир» - «mundus» или имя Антихриста (согласно средневековым пророчествам, начинается с такой буквы).

Грешник, обнимающий свинью в монашеском головном уборе - сатирический намёк по поводу деяний католической церкви. Документ, скреплённый печатями, персонаж (с означающей ересь жабой на плече) прикрывает голову печатью. Это индульгенции, торговлю ими Босх считал мошенничеством.

Нижний круг ада - замёрзшее озеро. Коньки могли ассоциироваться с праздностью.

3 створки - внутренняя составляющая триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Когда створки закрыты, появляется другое изображение: мир на третий день после создания Богом. Земля, покрытая зелень, водой, находится в сфере. Нет животных, людей. Левая створка снабжена надписью «Он сказал, и сделалось», правая - «Он повелел, и явилось». Однозначного анализа картины Босха «Сад земных наслаждений» нет.

Категория