Русские художники. Экстер Александра Александровна


«Эскиз костюма».

1926 Гуашь. 32 х 20,5 Художественная библиотека, Берлин


«Натюрморт с вазой и цветами». 1908

Холст, масло. 80,5 х 65 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


«Танцующие на пляже». 1930-е


«Натюрморт (Ваза с вишнями)». 1914



«Мост (Севр)». 1912



«Натюрморт с пейзажем». 1930-е



«Город ночью». 1919

«Построение плоскостей по движению цвета». 1918



«Берега Сены». 1912



«Женский костюм». 1918


«Эскиз костюма вакханки»

Александра Экстер

Родилась 6 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии. Общее образование Александра получила в киевской гимназии Святой Ольги. С 1901 года она начинает посещать лекции в Киевском художественном училище в качестве вольнослушательницы, а с 1906 года начинает обучаться там на постоянной основе. В 1903 году Александра, носившая к тому моменту фамилию Григорович, вышла замуж за Николая Экстера. Их семья постоянно принимает в своем доме литераторов и художников. Именно это и подтолкнуло Александру к возвращению в училище.

В 1907 году Экстер предпринимает поездку в Париж, где она занимается в академии «Ла Гранд-Шомьер». Заграничное путешествие оказало огромное влияние на становлении Александры как художницы. Здесь она познакомилась с М. Жакобом, П. Пикассо, Ж. Браком, Г. Аполлинером. Впоследствии Экстер будет часто работать именно в Париже в мастерской, которую она сняла там.

Влияние французского искусства выразилось в первую очередь в импрессионистских работах художницы: «Три женские фигуры», «Натюрморт с вазой и цветами». Позднее появляются картины в духе пуантилизма и манеры Ван Гога. Кубизм тоже привлекал Экстер, но от идеи разложения композиции на простейшие объемы она всегда отказывалась.

С 1908 по 1914 годы Экстер много путешествует, посещает Швейцарию, Италию. Она регулярно принимает участие в художественных выставках, вступает в объединения «Бубновый валет», «Союз молодежи». При этом работы художницы экспонируются и за границей. Влияние французской живописи особенно заметно на ранних картинах Экстер («Город ночью», «Античный пейзаж», «Натюрморт с яйцами»). Позднее Экстер много работает над беспредметными композициями, росписью абажуров, ширм, подушек, скатертей, платков, платьев. Художница оформляет театральные представления в Московском камерном театре («Ромео и Джульетта», «Саломея», «Фамира Кифаред»). К этой работе она подходила особенно творчески, стремясь к гармонии декораций на сцене и костюмов актеров.

Перед революцией Экстер активно занималась преподаванием. Она давала уроки в Одесской детской художественной школе, в своей студии в Киеве, а затем во Вхутемасе. Ее учениками были И.М. Рабинович, И.И. Нивинский, А.Г. Тышлер. После революции художница развила бурную общественную деятельность. Она разработала оформление костюмов к фильму «Аэлита» по одноименной повести. В 1924 году Экстер отправляется в Италию. На родину художница больше не вернется. В период эмиграции Экстер занималась преподаванием, оформлением спектаклей, декоративным искусством.

В ММСИ проходит ретроспектива знаменитой «амазонки авангарда»

Самой дорогой работой Экстер из всех, что были проданы на аукционе, является полотно «Венеция» (1925) из коллекции Лиссима. 30 ноября прошлого года оно принесло на аукционе Sotheby’s 1,05 миллиона фунтов стерлингов .

Желающим приобрести работу Экстер следует соблюдать предельную осторожность. Работы художницы, как и других мастеров русского авангарда, входят в «группу риска» по подделкам; и для того, чтобы уверенно собирать шедевры, коллекционеру требуется иметь высочайшую квалификацию. Что уж тут говорить, если целые выставки художницы закрываются полицией из-за обилия подделок! Речь, конечно же, идет о прошлогоднем скандале, связанном с выставкой «Александра Экстер и ее друзья» в Туре, где почти 200 работ были арестованы из-за того, что эксперт по творчеству художницы, глава «Общества Экстер» Андрей Наков объявил экспонаты фальшивыми (позже суд признал этот арест неправомерным). Наков, заявляющий о своем обладании архивами Экстер и Лиссима, противостоял организатору выставки Жану Шовлену (Jean Chauvelin), известному своими экспертизами русского авангарда (некоторые участники рынка считают их сомнительными). Подробное обсуждение этого инцидента можно посмотреть . Продолжение дискуссии .
Необходимо также отметить, что из 104 работ Экстер, имеющих индикаторы инвестиционного риска на сайте сайт, зеленые кружочки получили лишь 16 (!) С другой стороны, 36 произведений сигналят красным - «не покупай!» Остальным 52 присвоен желтый индикатор - это свидетельствует о том, что мнение специалистов по их поводу не является единодушным и покупателю настоятельно рекомендуется провести дополнительные исследования при желании совершить покупку. Может, там все и в порядке, но нужно убедиться. Так что информация к размышлению!

Материал подготовила Юлия Максимова, AI

(девичья фамилия Григорович) – украино-французская художница-авангардистка, график, дизайнер, художница театра и кино. Одна из основоположниц стиля арт-деко.

Становление художницы

Александра Экстер родилась 6 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи (в настоящее время территория Польши). Её отец, Александр Абрамович Григорович служил коллежским асессором, мать была гр еч анкой. Детство Александра провела в Киеве.

Начальное образование девочка получила в Киевской министерской гимназии Святой Ольги, откуда выпустилась в 1899 году. По окончании школы, Александра объявила родителям о своём желании получить художественное образование. Асю, как называли её близкие, отдали в частную Киевскую рисовальную школу под руководством Н. И. Мурашко.

В 1901 году девушка стала посещать лекции в Киевском художественном училище в качестве вольнослушательницы. В 1903 году она вышла замуж за двоюродного брата, Николая Евгеньевича Экстера, по профессии адвоката и помощника Присяжного поверенного при Киевском окружном суде. Экстеры принадлежали к творческой и интеллектуальной элите Киева, посему замужество стало для девушки путёвкой в жизнь.

Начинающая художница устраивает в своём доме на Фундуклиевской улице (сегодня улица Хмельницкого) салон-мастерскую, который становится излюбленным местом встреч представителей авангардного искусства. Очень скоро у «мадам Экстер» наладились связи с художниками из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. В разное время в её доме бывали Анна Ахматова, Илья Эренбург, Владимир Баранов-Россине, Осип Мандельштам, Бронислава Нижинская, Александр Богомазов, Григорий Козинцев, Сергей Юткевич и многие другие.

В 1906 году Экстер, наконец, поступила в Киевское худучилище, среди её сокурсников оказались такие известные в будущем художники, как Аристарх Лентулов, Александр Богомазов и Александр Архипенко. В том же году Александра впервые оказалась за границей. Вместе с мужем она посетила Мюнхен, где была представлена художнику Алексею Явленскому (давнему другу её мужа), тот, в свою очередь, познакомил чету со своими единомышленниками из «Синего всадника»: Василием Кандинским, Францем Марком, Марианной Верёвкиной и др.

В 1907 студентка вновь отправилась во Францию, на сей раз с целью повышения квалификации. В Париже она брала уроки у портретиста Карло Дельваля и обучалась в знаменитой академии Гранд-Шомьер на Монпарнассе. Экстер сдружилась с Фернаном Леже (они оказались сокурсниками), Гийомом Аполлинером, Жоржем Браком и Пабло Пикассо. Последние познакомили её с писательницей Гертрудой Стайн. Экстер обросла полезными связями и стала прекрасно ориентироваться в новейших течениях модернизма. Вернувшись домой, она принялась активно пропагандировать новейшие идеи авангардистов и стала своеобразным проводником актуальных тенденций в изобразительном искусстве.

В 1908 году Экстер завершила обучение в Киевской академии. Следующие шестнадцать лет – вплоть до своего отъезда из страны – проживала в различных городах Российской империи и много ездила по Европе.

Хронология

В 1908 совместно с футуристами Бурлюками и Кульбиным художница организовала выставку «Звено» и приняла в ней непосредственное участие, представив несколько пейзажей и вышивок. Ранние работы Экстер носили явный отпечаток постимпрессионизма и любимого ей фовизма.

В 1910 Экстер оформляет сборник футуристической поэзии «Молоко кобылиц» и снимает мастерскую в Париже на улице Буассонад, что в самом сердце Монпарнасса. Она сближается с супружеской парой Робером и Соней Делоне, нередко посещает салон Елизаветы Эпштейн (одной из учениц самого Анри Матисса), знакомится с влиятельным критиком и коллекционером Вильгельмом Уде и галеристом Гервартом Вальденом, поборником модернизма, поддерживавшего чету Делоне.

В 1912 году во время очередного путешествия в Италию Экстер познакомилась с футуристом Арденго Соффичи. Художник помог ей стать участницей нескольких футуристических выставок. Итальянский футуризм оказался Экстер несколько ближе, чем его конкурент – французский кубизм. Путешествуя по стране, художница также делала зарисовки и пейзажи с видами городов, которые она посещала: Венеция, Генуя, Флоренция и др.

Период 1912-1914 гг. принёс Экстер общеевропейскую известность: она принимает участие в скандальной выставке группы «Бубновый валет», а также выставках группы Sectin d Or («Золотое сечение») и Салона Независимых в Париже и выставляется в галерее Спровери в Риме.

В 1913 Экстер вступила в «Союз молодёжи», основанный отколовшимися от петербургской группы Кульбина Михаилом Матюшиным и Еленой Гуро. Параллельно в Париже открылась её собственная студия. К сожалению, о ней пришлось забыть с наступлением Первой мировой войны в 1914. Художница вернулась в Россию. Не сбылись и планы об устроении персональной выставки – Вальден предлагал устроить ретроспективу не много ни мало в галерее Der Sturm .

В том же года она получает заказ на иллюстрирование «Первого журнала русских футуристов» и рисует обложку для книги молодого искусствоведа Ивана Аксёнова «Пикассо и окрестности» (впервые издана в 1917).

В 1915 году Экстер присоединилась к группе Казимира Малевича «Супремус» и приняла участие в 1-й футуристической выставке «Травмай В» в Петрограде.

В 1915-1916 гг. трудилась вместе с крестьянами и другими художниками-супрематистами в экспериментальной художественной артели под руководством Натальи Давыдовой и Нины Генке в селах Скопцы и Вербовка.

В 1916 году Экстер получила заказ на оформление спектакля «Фамира Кифаред» по пьесе И. Анненского от режиссёра московского Камерного театра Александра Таирова – так началось их многолетнее плодотворное сотрудничество. В это время в творчестве Экстер происходит коренной перелом – она обращается к нон-фигуративной живописи. В её цикле «Цветовые динамики» можно видеть определённый ритм и движение цветовых плоскостей.

В 1917 году Экстер потеряла своего мужа, немногим позже скончалась её мать. Бывший свёкор художницы затеял серьёзный спор о наследстве, который разрешился не в её пользу: в результате она лишилась значительного количества собственных работ, поскольку её попросту не пустили в её киевский дом. Впоследствии большая часть полотен и рисунков была утрачена в ходе гражданской войны.

Театр и кино

Экстер бежала от Гражданской войны – особенно кровавой на юге бывшей империи – и личного горя в Москву. Она углубилась в работу над декорациями к постановкам Таирова. 22 октября (9 по старому стилю) 1917 года состоялась премьера «Саломеи» в декорациях Экстер. Постановка и её поистине революционные декорации привели публику в восторг и на какое-то время даже отодвинули на второй план реальные революционные события той осени.

Как отмечает Эфрос в книге «Камерный театр и его художники: 1914 - 1934», Экстер стала «действительно первой исторической фигурой декорационной плеяды Камерного театра», обойдя в своём мастерстве Аристарха Лентулова. « Сдвиги и «разрывы» её росписей, сделанные с горячей, скажу - страстной убеждё нностью, охватывали нас своим пафосом сразу же у входа, вели наверх, проводили в фойе и замыкались в зрительном зале великолепным занавесом, торжественно опадавшим, среди лепного портала кубо-барочного стиля, своими чёрно-белыми шашками, геральдическими зверями и мрачно-цветными полосами».

Вместо традиционных задников Экстер спроектировала декорации, позволяющие придать сценическому пространству трёхмерность, и вертикальные конструкции, поражавшие современников. Огромное значение было уделено освещению, как средству выразительности и инструменту зонирования пространства.

В 1921 году художница оформила спектакль «Ромео и Джульета». На этом сотрудничество Таирова и Экстер закончилось.

Одной из наиболее ярких страниц как в биографии Экстер, так и в истории отечественного и мирового кинематографа стало её сотрудничество с режиссёром Яковом Протазановым. Экстер выступила в качестве художницы по костюмам к его научно-фантастической ленте «Аэлита», адаптации одноимённого романа Алексея Толстого.

Костюмы были выполнены из нестандартных материалов: персплекса, стекла, алюминия, фольги. Экстер указала «Кабинет доктора Калигари» как главный источник вдохновения в работе над костюмами.

После революции

В 1918 году Экстер вошла в состав бюро, занимавшегося подготовкой Всеукраинского съезда деятелей искусств.

В период 1918-1921 гг. занималась оформлением спектаклей в балетной студии Брониславы Нижинской в Киеве. Её партнёром был Вадим Меллер. Параллельно преподавала в Одесской детской художественной школе, после – в собственной киевской студии. Однако уже в 1920 разрывавшаяся между разными городами художница окончательно перебралась в Москву.

В 1921 году она участвовала в выставке конструктивистов «5х5=25».

В 1923 совместно с Верой Мухиной оформила павильон издательства газеты «Известия» в рамках первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, проходившей в августе в Москве. Художница также принимала участие в разработке дизайна Входной арки и ресторана Иностранного отдела, Павильонов Механизации, Полеводства, Центрального управления лесной промышленности, Мелиорации.

1921-1922 гг. – период преподавания Экстер во ВХУТЕМАСе, где она вела курс театрального искусства и сценографии. Экстер была горячей поклонницей Никола Пуссена – француза, стоявшего у истоков классицизма – и всегда рекомендовала его своим ученикам в качестве примера безупречного изобразительного «построения».

В 1922 года Яков Тугендхольд написал первую монографию, посвящённую творчеству художницы.

В 1922-1923 гг. Экстер работала над дизайном парадной формы для Красной Армии.

Эмиграция

Ещё в 1919 году Экстер пыталась по примеру подруги покинуть страну на пароходе, однако ей это не удалось. В 1924 году Экстер покинула Советский Союз навсегда.

В 1924-1925 гг. вошла в группу оформителей Советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции. Она также принимала участие в подготовке экспозиции советского отдела Всемирной выставки современного индустриального и декоративного искусства («Арт Деко») в Париже.

Начиная с 1925 Экстер преподаёт в Академии современного искусства в Париже по специальному приглашению Фернана Леже. Как и во ВХУТЕМАСе она ведёт курс сценографии.

На протяжении 20-30-х гг. на Западе регулярно проходили персональные выставки художницы: в 1927 в Берлине, в 1928 в Лондоне, в 1929 в Париже, в 1930 в Нью-Йорке, в 1937 в Праге. Она повторно вышла замуж – за Георгия Георгиевича Некрасова, актёра тетра Незлобина. Они поселились в местечке Фонтене-о-Роз вместе с домашней работницей Настасье и собакой. Некоторое время супруги держали домашнюю обезьянку.

В 30-е Экстер обращается к книге. Она создаёт уникальную серию рукописных книг, по образу и подобию средневековых манускриптов – Les Livres Manuscrits . Каждый лист содержит автограф, иллюстрации выполнены гуашью в кропотливой манере.

В целом 1930-1940-е гг. можно назвать периодом угасания Экстер. Хотя регулярно навещавшая её Алиса Коононен говорила, что жизнь художницы била ключом, от былого экспериментаторства и былого размаха не осталось и следа. Экстер выполняла различные заказы: иллюстрировала детские книги, занималась керамикой и дизайном интерьеров.

Художница скончалась 17 марта 1949 года. Ей было 67 лет. Свой архив и наследие Экстер завещала своему ученику и близкому другу Симону Лиссиму.

Наследие

Получив блестящее академическое образование и впитав в себя все актуальные течения начала XX века от фовизма и кубизма до итальянского футуризма и советского конструктивизма, Александра Экстер добилась глубины, филигранности и точности в своих работах и выработала уникальный персональный стиль, который оказал основополагающее влияние на становление арт-деко. Значительное влияние на иконографию художницы оказало народное искусство – преимущественно украинское. Так, в годы жизни в Киеве Экстер специально выискивала старинные предметы декоративно-прикладного искусства, в основном, вышиванки и литургическое шитьё.

Судьба наследия художницы сложна и противоречива: Экстер не оставила никаких теоретических заметок, эссе или манифестов, её живописные и графические работы разбросаны по миру, многие утрачены, подлинность многих полотен находится под вопросом.

Возрождение интереса к творчеству Экстер на её исторической родине началось после распада Советского союза. В Украине и России её знают преимущественно как театральную художницу и создательницу костюмов к «Аэлите». Единственная монография, охватывающая всю её карьеру, начиная со студенческой скамьи и заканчивая последними днями в Париже, была написана в 2003 году Жаном Шовленом (Jean Chauvelin ). В 2010 году вышла двухтомная монография Георгия Коваленко в связи с открытием в Московском Музее современного искусства устроенной им ретроспективной выставки Александры Экстер.

Александре Экстер повезло родиться в конце одной эпохи и работать в начале другой. Почему повезло? Да потому что обилие культурных направлений и течений позволило ей выразить себя во многих сферах искусства и не быть осужденной обществом за это.

Факты из биографии Александры Экстер

6 января 1882 года в городе Белосток, Гродненской губернии, в семье коллежского асессора Григоровича родилась дочь Саша. Семья была самая обычная, и никто из родителей не возлагал на дочь особых надежд. Однако после окончания гимназии девочка объявила о своем решении поступить в Киевское художественное училище. На протяжении трех лет она посещает там занятия в качестве вольнослушателя.

В 1903 году Александра выходит замуж. Это событие прервало на некоторое время обучение в училище, но именно тогда будущая художница берет себе фамилию мужа, под которой чуть позже ее узнают в России и за ее пределами.

С 1907 года Александра Экстер продолжает свое образование в Парижской Академии Гранд-Шомьер. В этом же городе художница снимает помещение для своей мастерской, где очень часто проводит время за работой.

Поиск творческого «Я» в Париже

Париж оказал на становление художницы огромное влияние. Здесь она знакомится с основными течениями, художниками, поэтами. Всё это образует нужную для художника среду. Начав с яркого и модного импрессионизма, она всё же отдаёт предпочтение фовизму и кубизму. Из всех течений, которая Экстер успела опробовать в своем творчестве, она отдавала предпочтение кубизму.

Он привлёк её не столько разложением предметов на простые объёмы, сколько обобщённой гармонией. Ей нравились композиции, в которых не было ни одной лишней детали. Пуантилист Николя Пуссен картины которого обладали этим свойством, стал для неё примером. Благодаря французскому поэту Гийома Аполинеру Александра Экстер знакомится с П. Пикассо, Ж. Браком, Ф. Леже. Общение с этими людьми, изучение их творчества ещё больше очаровало художницу поэзией кубизма. В Париже Александрой Экстер были написаны и первые работы в стиле кубизма: «Мост. Севр», «Гавань», «Берег Сены». В это время художница особое внимание обращает на цвет и движение. Для ее пейзажей характерна динамичность: «Город ночью», «Флоренция»; она же характерна и для беспредметных композиций: «Динамическая композиция».

Деятельность в Париже

В 1910 году Экстер оформляет футуристические сборники «Молоко кобылиц», в 1914 году - «Первый журнал русских футуристов».

До 1917 года молодая художница участвует в различных выставках: «Бубновый валет», «№4», «Трамвай В». Увлекается Экстер и прикладным творчеством, занимаясь разработкой костюмов, украшая предметы быта: платков, скатертей, подушек, абажуров. Художественные работы Александры Экстер привлекли внимание режиссёра театра Таирова, увидевшего в них огромные возможности для обновления концепции камерного театра. И художница не подвела ожидания.

Видя в спектакле единство действия и оформления, она совершенно по-особенному оформляла сцену, декорации, костюмы. Конструировала их, сочетая различные объекты и поверхности. Своими работами Александра Экстер закладывает новое направление в искусстве, именуемое Ар-Деко. Направление это свободно от условностей и социализации, характерной для «производственного искусства». Одновременно с театральными работами, художница увлеклась беспредметным искусством, изучая возможности цветодинамики, об этом свидетельствуют её композиции: «Беспредметная композиция», «Беспредметное», «Построение плоскостей по движению цвета».

Россия для Александры Экстер

Революция обошла своим разрушающим влиянием художницу. Не затерявшись в ней, Александра Экстер , вернувшись на Родину, продолжает заниматься искусством, участвовать в культурной жизни страны. И даже когда в Одессе от холеры умирает её муж, Александра Экстер не падает духом и продолжает творить.

В России помимо живописи и прикладного искусства, Экстер занимается и обучением – она открывает мастерскую декоративного искусства. Через её мастерскую прошли многие художники, ставшие впоследствии известными: Н. А. Шифрин, Л. Г. Тышлер, П. Ф. Челищев.

В 1920 году художница выходит замуж за актёра Г. Некрасова и, переехав в Москву, снова возвращается к работе в театре. Её стараниями оформлены костюмы, декорации для многих московских театров. Очень интересны идеи в разработке моделей для производства тканей и одежды. Участвует в создании красноармейской парадной формы.

Много работая над выставками русского искусства в России, а потом и в Европе, Александра Экстер однажды не возвращается на Родину, предпочитая остаться в Париже.

И снова Париж

Эмигрантский период творчества Александры Экстер также многогранен и разнообразен. Она продолжает работать для театров, ведёт преподавательскую деятельность, обучая сценографии, композиции в живописи. Создаёт марионетки для театра и кинематографа. В 1930 году художница полностью обращается к декоративно-прикладному искусству. Очень интересны работы в таком виде искусства, как Les Livres Manuscrits - создание книг вручную. Каждая такая книга была уникальна и имела авторский автограф. Творческое наследие Александры Экстер оказало огромное влияние на развитие мирового художественного искусства, дизайна одежды и театрального искусства.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на

Живописец, график, художница театра и кино, дизайнер. Представитель русского и украинского авангарда. Основоположник стиля ар деко. В 1901 г. стала посещать занятия в Киевском художественном училище. В 1903 г., выйдя замуж за адвоката Н. Е. Экстера, устроила в своем доме салон-мастерскую, ставшую впоследствии центром киевского авангардного искусства. В 1907 г. Экстер уехала в Париж, где некоторое время училась в частной академии "Ла Гранд-Шомьер". В Париже она познакомилась с представителями современного французского искусства - Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом, с итальянскими футуристами. В 1908-14 гг. Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими "левыми" художниками. Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), "Венок-Стефанос" и "Треугольник" в Петербурге (1910), "№ 4" в Москве (1914). В 1910 г. вступила в объединение "Бубновый валет" и участвовала в его выставках; в 1913 г. стала членом "Союза молодежи". В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку "Кольцо". Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной футуристической выставке(1914). В 1915 г. Экстер примкнула в Москве к группе К. С. Малевича. Самой яркой страницей творческой биографии художницы стала ее работа в Московском Камерном театре. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы "Фамира Кифаред" И. Ф. Анненского (1916), "Саломеи" О. Уайльда (1917), "Ромео и Джульетты" У. Шекспира (1921). В послереволюционные годы Экстер занималась преподаванием: в 1918 г.- в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве. В 1921- 22 гг. она преподавала в московском Вхутемасе. В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И. И. Нивинский, И. М. Рабинович и др. В 1920-х гг. художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923). В 1924 г. художнице было поручено оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции, где демонстрировались и ее работы. После Венеции Экстер уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств. Представленные на ней театральные работы получили золотую медаль. В Россию Экстер уже не вернулась, она осталась в Париже, а в 1929 г. поселилась в Фонтене-о-Роз. За границей Экстер занималась театральными и прикладными работами, создавала костюмы к балетным постановкам Б. Ф. Нижинской, Э. Крюгер и др. В 1925-30 гг. по приглашению Ф. Деже преподавала в Академии современного искусства в Париже, а также давала частные уроки. Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках. В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг.