Рубинштейн николай и антон интересные факты. Композитор антон рубинштейн и его произведения

Антон Григорьевич Рубинштейн (16 (28 ноября) 1829, Выхватинец, Подольская губерния - 8 (20) ноября) 1894, Петергоф) - русский композитор, пианист, дирижер, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.

Антон Григорьевич Рубинштейн (16 (28 ноября) 1829, Выхватинец, Подольская губерния - 8 (20) ноября) 1894, Петергоф) - русский композитор, пианист, дирижер, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.

Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времен. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория. Среди его учеников ― Петр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почетное место среди классических образцов русского музыкального искусства.

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.

Антон Рубинштейн родился в молдавском селе Выхватинец Подольской губернии (теперь Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики) третьим сыном в состоятельной еврейской семье. Отец Рубинштейна - Григорий Романович Рубинштейн (1807-1846) - происходил из Бердичева, с молодости вместе с братьями Эммануилом, Абрамом и сводным братом Константином занимался арендой земли в Бессарабской области и к моменту рождения второго сына Якова (в будущем врач, 1827 - 30 сентября 1863) был купцом второй гильдии. Мать - Калерия Христофоровна Рубинштейн (урожденная Клара Левенштейн или Левинштейн, 1807 - 15 сентября 1891, Одесса) - музыкант, происходила из прусской Силезии (Бреслау, впоследствии семья перебралась в Варшаву). Младшая сестра А. Г. Рубинштейна - Любовь Григорьевна (ум. 1903) - была замужем за одесским адвокатом, коллежским секретарем Яковом Исаевичем Вейнбергом, родным братом литераторов Петра Вейнберга и Павла Вейнберга. Другая сестра, София Григорьевна Рубинштейн (1841 - январь 1919), стала камерной певицей и музыкальным педагогом. Старший брат А. Г. Рубинштейна, Николай, умер ребенком.

25 июля 1831 года 35 членов семьи Рубинштейн, начиная с деда - купца Рувена Рубинштейна из Житомира, приняли православие в Свято-Николаевской церкви в Бердичеве. Толчком к крещению, по поздним воспоминаниям матери композитора, стал Указ императора Николая I о призыве детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами в пропорции 7 на каждые 1000 еврейских детей (1827). На семью перестали распространяться законы черты оседлости, и уже через год (по другим данным в 1834 году) Рубинштейны поселились в Москве, где отец открыл небольшую карандашно-булавочную фабрику. Около 1834 года отец приобрел дом на Ордынке, в Толмачевом переулке, где родился его младший сын Николай.

Первые уроки игры на фортепиано Рубинштейн получил от матери, а в возрасте семи лет стал учеником французского пианиста А. И. Виллуана. Уже в 1839 году Рубинштейн впервые выступил на публике, а вскоре в сопровождении Виллуана отправился в большой концертный тур по Европе. Он играл в Париже, где познакомился с Фредериком Шопеном и Ференцем Листом, в Лондоне был тепло принят королевой Викторией. На обратном пути Виллуан и Рубинштейн посетили с концертами Норвегию, Швецию, Германию и Австрию.

Проведя некоторое время в России, в 1844 Рубинштейн вместе с матерью и младшим братом Николаем отправляется в Берлин, где начинает заниматься теорией музыки под руководством Зигфрида Дена, у которого за несколько лет до того брал уроки Михаил Глинка. В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.

В 1846 умирает его отец, и мать вместе с Николаем возвращаются в Россию, а Антон переезжает в Вену, где зарабатывает на жизнь, давая частные уроки. По возвращении в Россию зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны, Рубинштейн смог обосноваться в Санкт-Петербурге и заняться творчеством: дирижированием и композицией. Он также нередко выступает как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I. В Петербурге Рубинштейн знакомится с композиторами М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, виолончелистами М. Ю. Виельгорским и К. Б. Шубертом и другими крупнейшими русскими музыкантами того времени. В 1850 Рубинштейн дебютирует в качестве дирижера, в 1852 ― появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи-Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок». К этому же времени относятся его первые проекты по организации в Петербурге музыкальной академии, которым, однако, не суждено было воплотиться в жизнь.

В 1854 году Рубинштейн вновь отправляется за границу. В Веймаре он знакомится с Ференцем Листом, который одобрительно отзывается о Рубинштейне как о пианисте и композиторе и помогает поставить оперу «Сибирские охотники». 14 декабря 1854 года состоялся сольный концерт Рубинштейна в лейпцигском зале Гевандхаус, прошедший с шумным успехом и положивший начало длительному концертному туру: впоследствии пианист выступил в Берлине, Вене, Мюнхене, Лейпциге, Гамбурге, Ницце, Париже, Лондоне, Будапеште, Праге и многих других европейских городах. В мае 1855 года в одном из венских музыкальных журналов была опубликована статья Рубинштейна «Русские композиторы», неодобрительно принятая русской музыкальной общественностью.

Летом 1858 Рубинштейн возвращается в Россию, где при финансовой поддержке Елены Павловны в 1859 добивается учреждения Русского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижер (первый симфонический концерт под его управлением прошел 23 сентября 1859 года). Рубинштейн также продолжает активно выступать за границей и принимает участие в фестивале, посвященном памяти Г. Ф. Генделя. На следующий год при Обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 превращенные в первую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым ее директором, дирижером оркестра и хора, профессором по классам фортепиано и инструментовки (среди его учеников ― П. И. Чайковский).

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать эту работу с активной исполнительской, композиторской и музыкально-просветительской деятельностью. Ежегодно посещая заграницу, он знакомится с Иваном Тургеневым, Полиной Виардо, Гектором Берлиозом, Кларой Шуман, Нильсом Гаде и другими деятелями искусства.

Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены «Могучей кучки» во главе с В. В. Стасовым и А. Н. Серов, опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали ее роль важной в формировании русской музыкальной школы. Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 покинуть пост директора консерватории. Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом, а на рубеже 1860-х ― 70-х годов сближается с «кучкистами». 1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна ― оперы «Демон», которая была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя.

В сезоне 1871-1872 Рубинштейн руководит концертами Общества друзей музыки в Вене, где дирижирует, среди прочих сочинений, ораторией Листа «Христос» в присутствии автора (примечательно, что партию органа исполнял Антон Брукнер). На следующий год состоялись триумфальные гастроли Рубинштейна в США вместе со скрипачом Генриком Венявским.

Вернувшись в 1874 в Россию, Рубинштейн поселился на своей вилле в Петергофе, занявшись композицией и дирижированием. К этому периоду творчества композитора принадлежат Четвертая и Пятая симфонии, оперы «Маккавеи» и «Купец Калашников» (последняя через несколько дней после премьеры запрещена цензурой). В сезоне 1882-1883 он вновь встал за пульт симфонических концертов Русского музыкального общества, а в 1887 снова возглавил Консерваторию. В 1885-1886 он дал серию «Исторических концертов» в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе, исполнив практически весь существовавший сольный репертуар для фортепиано от Куперена до современных ему русских композиторов.

Рубинштейн умер в 1894 году в Петергофе и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.

Именем Рубинштейна назван Высший музыкальный колледж в Тирасполе, а также бывшая Троицкая улица в Санкт-Петербурге, на которой композитор жил с 1887 по 1891 гг. На доме № 38 установлена мемориальная доска.

У вас кончились все попытки на сегодня, заходите завтра.


Акиба Кивелевич Рубинштейн

Шахматист, уроженец Польши, гроссмейстер и соперник Эмануэля Ласкера, прославившийся исключительным талантом, удачей и слабыми нервами. Благодаря таланту он собрал с десяток первых призов на между-народных турнирах, удача помогла выжить во время Второй мировой в оккупированной фашистами Бельгии, а слабые нервы обусловили конец карьеры в 50 лет из-за острого душевного расстройства. В историю шахмат вошел дебютными схемами, оставшимися в ходу до сих пор, а просто в историю - совершенно неправдоподобным анекдотом о чудесном спасении. Нацистский офицер, приехав на инспекцию в клинику, где лежал Рубинштейн, спросил у того, счастлив ли он и не желает ли отпра­виться в Германию работать на благо рейха. «Решительно несчастлив, отправлюсь с большим удовольствием», - отрапортовал шахматист. «Точно спятил», - решил нацистский инспектор и пощадил его.


Александр Борисович Рубинштейн

Революционер средней руки, член партии социал-демократов и подпольщик (клички - Старик, Борисовский). В 1920-х был членом румынского ЦК, входил в Бессарабский обком партии, представляя его на Украине; редактировал коммунистические газеты. После оккупации румынской Бессарабии в 1940 году советскими войсками продолжил было политическую карьеру при новой власти, но следующей, немецкой оккупации 1941 года ему пережить уже не удалось.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Антон Григорьевич Рубинштейн

Пианист, композитор, друг Ивана Тургенева и Ференца Листа, мировая звезда, подтверждение чему - многолетние гастроли в Европе и Америке. Написал 14 опер (самая известная - «Демон»), шесть симфоний, пять фортепианных концертов, остававшихся крайне популярными вплоть до революции, несмотря на насмешки «Могучей кучки»: композиторы высмеивали Рубин­штейна за излишний академизм. Оставшиеся силы он отдавал просвещению: основал первую в Российской империи консерваторию; дважды, в 1862 и 1887 году, становился ее директором; преподавал Чайковскому и, согласно расхо­жему анекдоту, не побоялся публично попенять императору Александру III на то, что здание учебному заведению досталось неотремонтированное.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ариэль Рубинштейн

Израильский экономист, профессор в университетах Тель-Авива и Нью-Йорка и один из потенциальных кандидатов на Нобелевскую премию. Разрабатывает теорию ограниченной рациональности - экономической модели, предпола­гающей, что люди, принимая решения, руководствуются не только доводами разума, — а также теорию игр, в которой ему удалось в 1982 году совершить открытие, вошедшее в учебники микроэкономики как «модель торгов Рубинштейна».

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Артур Рубинштейн

Польский пианист, дебютировавший в Карнеги-холле в Нью-Йорке, когда ему не исполнилось еще и двадцати. Успеха снискать не удалось, но в Польшу Рубинштейн уже не вернулся, отправившись во Францию, где подружился с Жаном Кокто и Пабло Пикассо и стал давать концерты по всей Европе, а в конце 1930-х триумфально вернулся в Америку. Продвигал композиторов Латинской Америки; играл музыку для фильма — биографии Клары и Роберта Шуманов (с Кэтрин Хепбёрн в роли Клары); побывал с концертом в СССР в разгар холодной войны; «несравненно», согласно The New York Times, исполнял Шопена; стал героем докумен-тального фильма, получившего «Оскар». По отзывам современников, был крайне жизнелюбивым; умер в возрасте 95 лет.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Виктор Моисеевич Рубинштейн

Рубинштейн, известный под псевдонимом Важдаев. Советский этнограф-любитель и профессиональный детский сказочник. В юности много путешествовал (в том числе записывал фольклор в Казахстане по поручению Горького), а всю оставшуюся жизнь перекладывал творчество народов СССР в нравоучительные сказки для младшего школьного возраста вроде «Мальчик с пальчик - партизан», адаптируя их под требования «советского детства». В 1950 году печатно разгромил за космополитизм автора «Алых парусов» Александра Грина (к тому моменту уже покойного), а к старости стал известным в Москве бонистом - коллекционером бумажных денег.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Дагмар Рубиновна Рубинштейн

Дагмар Рубинштейн, по мужу Нормет, - эстонская писательница, автор детских сказок (герои - мальчик Мати, щенок Тупс и волшебники Насыпайка и Засыпайка), сценаристка, переводчица книги «Бабушка на яблоне», цени­тельница старого Таллина. Снятая по ее сценарию в 1959 году комедия «Озорные повороты», рассказывающая о любви легкомысленного эстонского гонщика, стала столь успешной, что вскоре у нее появился едва ли не первый в советском кинематографе ремейк.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Джон Рубинштейн

Сын пианиста Артура Рубинштейна и уроженец Калифорнии, совместив-ший отцовскую, музыкальную, стезю с карьерой актера: сыграл в паре десятков кинофильмов, от «Генералов песчаных карьеров» до «21 грамма» Алехандро Гонсалеса Иньярриту (здесь, правда, в эпизодах), и в паре сотен телефильмов и сериалов, отметился как на Бродвее, так и вне его, исполнил роль Гильденстерна в пьесе Тома Стоппарда и даже записывал аудиокниги. Останавливаться, судя по всему, не собирается и недавно освоил новый формат - вел онлайн-трансляцию Международного конкурса имени Чайковского в Москве.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Джонатан Рубинштейн

Крестный отец плеера iPod (англоязычная пресса Рубинштейна так и про­звала - Podfather) и в прошлом одна из ключевых фигур в Apple: когда инженер в 2006 году объявил, что уходит из компании, Стиву Джобсу, по словам биографов, потребовалось время, чтобы совладать с обидой и гневом. Ничего равного айподу с тех пор не создал, но и не прозябает: занимал ключевые должности в компаниях Palm и HP, а сейчас входит в совет директоров Amazon.com.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Дмитрий Леонович Рубинштейн

Финансист, аферист, кредитор правительства Николая II и знакомец Распутина - биография человека, известного под прозвищем Митька Рубинштейн, тянет на сценарий голливудского фильма. Входил в правление нескольких петербургских банков, заведовал каменноугольными копями и газетой «Новое время», принимал Распутина в доме Нирнзее (здание с 1915 года тоже принадлежало Рубинштейну), был под следствием по подозрению в коррупции и государственной измене, пока не вступилась императрица Александра Федоровна. Даже эмигрировать Рубинштейну удалось красиво: вскоре после его очередного ареста случилась Февральская революция и его освободили из тюрьмы восставшие отряды. Дальнейшие следы героя теряются в Стокгольме и Франции; иностранные полицейские ведомства также собрали на него увесистые досье.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ева Рубинштейн

Дочь пианиста Артура Рубинштейна, балерина, актриса и фотограф. Училась танцу в 1930-х в Париже у Матильды Кшесинской (той было уже за шестьде­сят), танцевала у Джорджа Баланчина, а когда карьера балерины в силу возраста подошла к концу, увлеклась фотографией, и тут выбрав себе правильных учителей: наставницей Евы стала Диана Арбус. Вела мастер-классы в нью-йоркских университетах, выставлялась в США, Франции и Польше (родному городу ее отца, Лодзи, был посвящен отдельный фотопроект).

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Зельда Рубинштейн

Из-за проблем с гипофизом Зельда Рубинштейн выросла не выше 130 санти­метров, но маленький рост она компенсировала своей энергичностью: окон­чила Беркли, работала бактериологом, а в 45 лет решила стать актрисой - в чем неожиданно преуспела. Играла в триллерах и фильмах ужасов (самый известный - «Полтергейст»), с удовольствием пугая людей и умирая на экране самым затейливым образом, в том числе замерзая в холодильнике. Славу использовала во благо: отстаивала права карликов и ВИЧ-инфицированных людей еще тогда, когда это было совсем непопулярно. Пропагандировала безопасный секс и шагала на первом в Лос‑Анджелесе марше в поддержку борьбы со СПИДом в 1984 году.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ида Львовна Рубинштейн

Та самая гипнотически угловатая красавица с портрета Серова : танцовщица Русских сезонов Дягилева, наследница миллионного состояния, в 1910-х эмигрировавшая в Париж. О талантах Рубинштейн как танцовщицы и основательницы собственной балетной труппы современная ей критика отзывалась сдержанно, зато ей удалось превратить в искусство собственную жизнь: танцы для нее ставил Михаил Фокин, костюмы рисовал Бакст, музыку писали Стравинский и Морис Равель, а ее специфическую красоту прослав­ляли, помимо Серова, еще десяток живописцев, включая ее возлюбленную - американскую художницу Ромейн Брукс.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Иосиф Рубинштейн

Французский эстрадный певец с удивительной биографией - на самом деле он родился и вырос в Америке, а французский начал учить уже подростком. Сын удачливого американского кинорежиссера, потомок одесских иммигрантов, вплоть до 12 лет Иосиф жил в Штатах; переехать в Европу семья решила в разгар маккартизма, когда отца заподозрили в связях с коммунистами. В Европе Иосиф получил хорошее образование, вернувшись в Штаты, стал преподавать этнологию, освоил гитару, увлекся песнями Жоржа Брассенса, а в 1962 году, после развода родителей, снова переехал во Францию. Там благодаря череде счастливых случайностей началась его новая жизнь автора-исполнителя романтических баллад. В числе его альбомов — «Путь папы», «Она была ох!..», «13 новых песен», «Замки из песка», «Последний медляк», «Белый костюм» и другие. Через некоторое время Рубинштейн стал популярен во всем мире. В 1979 году он даже приезжал с гастролями в Советский Союз и пел дуэтом с Аллой Пугачевой на открытии гостиницы «Космос»: запись должны были использовать в «Голубом огоньке», но помешали технические накладки. Рубинштейн умер в августе 1980 года от последствий инфаркта, случившегося прямо на сцене.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Лев Владимирович Рубинштейн

Историк, писатель, военный корреспондент. Учился в МГУ по специаль-ности «Дальний Восток», работал в Академии наук и дружил с Олейнико-вым и Хармсом, писал повести для подростков о Японии, а с 1939 года освещал войну - от Финляндии до Маньчжурии. После карьеры военного корреспондента вернулся к детской литературе и с 1960-х работал в издательстве «Детгиз», публикуя приключенческие повести то о борьбе Севера и Юга в Америке, то о «тайнах Староконюшенного переулка» в Москве. В 1980 году, в возрасте 75 лет, решил эмигрировать и начал еще одну жизнь, уже в Нью-Йорке.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Лев Семенович Рубинштейн

Поэт, концептуалист, соратник Пригова, Сорокина, Кабакова и прочих. Визитной карточкой Рубинштейна стал придуманный им в конце 1970-х жанр картотеки — короткие (обычно одно или несколько предложений) тексты на карточках, которые зачитывались автором лично и иногда пускались по рядам зрителей. Гибрид поэтического чтения, перформанса и демонстрации визуального объекта (каковыми картотеки поначалу и задумывались) сделал Рубинштейна важнейшей фигурой московского концептуализма, а ироническая, квазицитатная, моментально узнаваемая интонация принесла ему популярность. «Стратегия ускользания», сформулированная Рубинштейном («Художник — как колобок, которого никто не может понять; неясно, цитата это или не цитата, смешно или нет»), оказалась идеально созвучна эпохе. В середине 1990-х превратился в активного публициста и эссеиста, и значительной части читающей публики известен именно в этом качестве.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Модест Иосифович Рубинштейн

Ученый-экономист, обласканный советской властью: его предисловие к брошюре 1948 года «Когда Россия будет иметь атомную бомбу?» редактировал лично Сталин. Что еще удивительнее, успехов ему удалось достичь без экономического образования: Рубинштейн закончил еще до революции медицинский факультет, а после этого начал делать партийную карьеру, пройдя путь от начальника политотдела до члена президиума Госплана. Заведовал иностранным отделом газеты «Правда», а после войны критиковал капитализм и клеймил буржуазную науку в рамках службы в Академии наук. Везение Рубинштейну не изменило и после смерти Сталина: в конце 1950-х он успел побывать советником правительства Индии и членом советской делегации на выборах президента США.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Николай Григорьевич Рубинштейн

Младший брат Антона Рубинштейна, пианист и дирижер. Шел по стопам брата: вместе с ним в детстве давал концерты, в 1866 году в свою очередь основал консерваторию, уже Московскую, и тоже способствовал становлению Чайковского, наняв его в консерваторию преподавателем. Впрочем, и отличия в характерах тоже были: Николай Рубинштейн относился к участникам «Могучей кучки» куда доброжелательнее брата, а также мало гастролировал за рубежом, большую часть времени и сил отдавая музыкаль­ному просвещению. В знак признательности в 1879 году дирижировать на премьере «Евгения Онегина» Чайковский пригласил именно его.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Николай Леонидович Рубинштейн

Автор учебника «Русская историография» - первого труда на эту тему, написанного с точки зрения марксистской идеологии. В 1947-м товарищ Жданов в своем выступлении потребовал от автора публичного покаяния - за преувеличение западноевропейского влияния и недостаточное внимание к заслугам Ломоносова. Вновь заняться наукой Рубинштейн смог только после смерти Сталина и окончания борьбы с космополитизмом и сосредоточился на этот раз на изучении сельского хозяйства XVIII века.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ревекка Ионовна Рубинштейн

Египтолог, сотрудница Пушкинского музея и автор учебных пособий и научно-популярных книг по истории - самая известная из них называется «Глиняный конверт» и посвящена приключениям двух подростков при царе Хаммурапи в Древней Месопотамии.

В апреле 1966 года, поставившая вопрос прямо: Is God Dead?


Фаннина Борисовна Рубинштейн

Фаннина Рубинштейн родилась в Российской империи, вышла замуж за гражданина Австро-Венгрии (фамилия по мужу - Галле) и приезжала в СССР изучать древнерусскую каменную архитектуру уже как иностранка, что не помешало ей разработать концепцию русской романики, опубликовать труды про архитектурную пластику Владимиро-Суздальского княжества и собрать первую немецкую монографию о русских иконах. Запросто осмыс­ляла и новейшее искусство: писала о Шагале, Кандинском и Клее, дружила с художником Кокошкой и между делом позировала ему. В 1930-е увлеклась социологией, создав исследование об эмансипации женщин в СССР, и продолжила заниматься им в Америке, куда эмигриро-вала в 1940 году, спасаясь от нацистов.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Элена Рубинштейн

Основательница косметического концерна Helena Rubinstein, процве-тающего и поныне. Уроженка Кракова эмигрировала в Австралию в 30 лет, не имея толком сбережений, там придумала производить косметику и оказалась пионером маркетинга: на этикетки кремов помещались завлекательные надписи вроде «с экстрактом карпатских трав», в салонах для солидности консультанты носили белые халаты, а кремы стоили дороже, чем в среднем по рынку, создавая этим флер роскоши и иллюзию эффективности. Неудивительно, что к концу жизни заработанное Рубинштейн состояние исчислялось десятками миллионов долларов и для своего флагманского салона на Пятой авеню в Нью-Йорке она приобретала работы Хуана Миро. Ее личная биография столь же увлекательна: Рубинштейн славилась остроумием и недюжинным цинизмом. «Нет уродливых женщин, есть ленивые», - любила приговаривать она, а на упрек подвыпившего французского посла ее друзьям-англичанам: «Ваши предки сожгли Жанну дʼАрк», только пожала плечами: «Ну кто-то же должен был это сделать».

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн

Изображения: Getty Images, РИА «Новости», ТАСС, MGM, Wikimedia Commons, bryn mackenzie from the Noun Project

РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ

Рубинштейн (Антон Григорьевич) - русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Родился 16 ноября 1829 года в селе Вихватинец, в Бессарабии. Учился сначала у матери, затем у Виллуана, ученика Фильда. По словам Р., Виллуан был для него другом и вторым отцом. Девяти лет Р. уже выступил публично в Москве, в 1840 году - в Париже, где поразил таких авторитетов, как Обер, Шопен, Лист; последний назвал его наследником своей игры. Концертное его турне в Англии, Нидерландах, Швеции, Германии было блестящее. В Бреславле Р. исполнил свое первое сочинение для фортепиано "Ундина". В 1841 году Р. играл в Вене. С 1844 до 1849 года Р. жил за границей, где наставниками его были знаменитые контрапунктист Ден и композитор Мейербер. Чрезвычайно тепло относился к молодому Р. Мендельсон. Вернувшись в Петербург, он сделался заведующим музыкой при дворе великой княгини Елены Павловны. К этому времени относятся серия его фортепианных пьес и опера "Дмитрий Донской". 1854 - 1858 годы Р. провел за границей, концертируя в Голландии, Германии, Франции, Англии, Италии. В конце 50-х годов во дворце великой княгини Елены Павловны были устроены музыкальные классы, в которых преподавали Лешетицкий и Венявский и устраивались концерты под управлением Р., при участии хора любителей. В 1859 году Р., при содействии друзей и под покровительством великой княгини Елены Павловны, основал Русское музыкальное общество (см. XXI, 623). В 1862 году была открыта "Музыкальная школа", в 1873 году получившая название консерватории (см. XVI, 40). Р., назначенный директором ее, пожелал держать экзамен на диплом свободного художника этой школы и считался первым, который получил его. С 1867 года Р. предался опять концертной и усиленной композиторской деятельности. Особенно блестящим успехом сопровождалась его поездка в Америку в 1872 году. До 1887 года Р. жил то за границей, то в России. С 1887 до 1891 года вновь был директором Санкт-Петербургской консерватории. К этому времени относятся его публичные музыкальные лекции (числом 32, с сентября 1888 по апрель 1889 года). Помимо гениальной передачи фортепианных произведений авторов всех национальностей, начиная с XVI столетия и кончая современными, Р. дал на этих лекциях прекрасный очерк исторического развития музыки, записанный со слов самого лектора и изданный С. Кавос-Дехтяревой. Другая запись издана Ц.А. Кюи под заглавием "История литературы фортепианной музыки" (Санкт-Петербург, 1889). В этот же период времени возникли, по инициативе Р., общедоступные концерты. Упомянутым лекциям предшествовали в 1885 - 86 году исторические концерты, данные Р. в Петербурге и Москве, затем в Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене, Брюсселе. В 1889 году торжественно отпразднован в Санкт-Петербурге полувековой юбилей артистической деятельности Р. Покинув консерваторию, Р. опять жил то за границей, то в России. Скончался в Петергофе 8 ноября 1894 года и похоронен в Александро-Невской лавре. Как виртуоз-пианист, он не имел соперников. Техника пальцев и, вообще, развитие рук было для Р. только средством, орудием, но не целью. Индивидуальное глубокое понимание исполняемого, чудное, разнообразное туше, полнейшая естественность и непринужденность исполнения лежали в основе игры этого необычайного пианиста. Сам Р. говорил в своей статье "Русская музыка" ("Век", 1861): "Воспроизведение - это второе творение. Обладающий этой способностью сумеет представить прекрасным сочинение посредственное, придав ему оттенки собственного изображения; даже в творениях великого композитора он найдет эффекты, на которые тот или забыл указать, или о которых не думал". Страсть к сочинению охватила Р., когда ему было 11 лет. Несмотря на недостаточную оценку композиторского дарования Р. публикой и, отчасти, критикой, он упорно и много работал почти во всех родах музыкального искусства. Число его сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепианных вещей и романсов, не помеченных как opus. Для фортепиано написано Р. 50 произведений, в том числе 4 фортепианных концерта с оркестром и фантазия с оркестром; затем идут 26 произведений для концертного пения, сольного и хорового, 20 произведений в области камерной музыки (сонаты со скрипкой, квартеты, квинтеты и пр.), 14 произведений для оркестра (6 симфоний, музыкально-характеристические картины "Иоанн Грозный", "Дон-Кихот", "Фауст", увертюры "Антоний и Клеопатра", концертная увертюра, торжественная увертюра, драматическая симфония, музыкальная картина "Россия", написанная для открытия выставки в Москве в 1882 году и пр.). Кроме того, им написаны концерты для скрипки и для виолончели с оркестром, 4 духовных оперы (оратории): "Потерянный рай", "Вавилонская башня", "Моисей", "Христос" и одна библейская сцена в 5 картинах - "Суламит", 13 опер: "Дмитрий Донской, или Куликовская битва" - 1849 год (3 действия), "Хаджи Абрек" (1 действие), "Сибирские охотники" (1 действие), "Фомка-дурачок" (1 действие), "Демон" (3 действия) - 1875 год, "Фераморс" (3 действия), "Купец Калашников" (3 действия) - 1880 год, "Дети степей" (4 действия), "Маккавеи" (3 действия) - 1875 год, "Нерон" (4 действия) - 1877 год, "Попугай" (1 действие), "У разбойников" (1 действие), "Горюша" (4 действия) - 1889 год, и балет "Виноградная лоза". Многие оперы Р. давались за границей: "Моисей" - в Праге в 1892 году, "Нерон" - в Нью-Йорке, Гамбурге, Вене, Антверпене, "Демон" - в Лейпциге, Лондоне, "Дети степей" - в Праге, Дрездене, "Маккавеи" - в Берлине, "Фераморс" - в Дрездене, Вене, Берлине, Кенигсберге, Данциге, "Христос" - в Бремене (1895). В Западной Европе Р. пользовался таким же вниманием, если не большим, как и в России. На добрые дела Р. пожертвовал много десятков тысяч, с помощью своих благотворительных концертов. Для молодых композиторов и пианистов он устраивал через каждые пять лет конкурсы в разных музыкальных центрах Европы, на проценты с капитала, предназначенного им для этой цели. Первый конкурс был в Санкт-Петербурге, под председательством Р., в 1890 году, второй - в Берлине, в 1895 году. Педагогическая деятельность не была любимым занятием Р.; тем не менее из его школы вышли Кросс, Терминская, Познанская, Якимовская, Кашперова, Голлидэй. Как дирижер, Р. был глубоким истолкователем исполняемых им авторов и, в первые годы существования концертов русского музыкального общества, пропагандистом всего прекрасного в музыке. Главные литературные труды Р.: "Русское искусство" ("Век", 1861), автобиография, изданная М.И. Семевским в 1889 году и переведенная на немецкий язык ("Anton Rubinstein"s Erinnerungen", Лейпциг; 1893) и "Музыка и ее представители" (1891; переведена на многие иностранные языки). См. "А. Г. Р.", биографический очерк и музыкальные лекции, С. Кавос-Дехтяревой (Санкт-Петербург, 1895); "Антон Григорьевич Р." (заметки к его биографии д-ра М. Б. Р-га. Санкт-Петербург, 1889; там же, 2-е изд.); "Антон Григорьевич Р." (в воспоминаниях Лароша, 1889, ib.); Emil Naumann "Illustrirte Musikgeschichte" (Берлин и Штутгарт); В.С. Баскин "Русские композиторы. А. Г. Р." (Москва, 1886); К. Галлер в ¦ 721, 722, 723 "Всемирной Иллюстрации" за 1882 год; Albert Wolff "La Gloriole" ("Memoires d"un paristen", П., 1888), "Предстоящий 50-летний юбилей артистической деятельности А. Г. Р." ("Царь-Колокол"); "К 50-летнему юбилею А. Г. Р.", Don Mequez (Одесса, 1889); "А. Г. Р." (биографический очерк Н.М. Лисовского, "Музыкальный Календарь-Альманах", Санкт-Петербург, 1890); Riemen "Opera-Handbuch" (Лейпциг, 1884); Zabel "Anton Rubinstein. Ein Kunsterleben" (Лейпциг, 1891); "Anton Rubinstein", в английском журнале "Review of Reviews" (¦ 15, декабрь 1894, Лондон); "А. Г. Р.", статья В.С. Баскина ("Наблюдатель", март, 1895); М.А. Давидова "Воспоминания о А.Г. Рубинштейне" (Санкт-Петербург, 1899). Н. С.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ
    Антон Григорьевич , русский пианист, композитор, дирижёр, педагог и музыкально-общественный деятель. …
  • РУБИНШТЕЙН, АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ
    русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Род. 16-го ноября 1829 г. в селе Вихватинец, в Бессарабии. …
  • РУБИНШТЕЙН, АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ в Словаре Кольера:
    (1829-1894), русский композитор и пианист. Родился 28 ноября 1829 в деревне Выхватинцы в Бессарабии. Начальное музыкальное образование получил под руководством …
  • РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ
    (1829-94) российский пианист, композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Брат Н. Г. Рубинштейна. Основатель Русского музыкального общества (1859) и первой русской консерватории …
  • РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ
    (1829 - 1894), пианист, композитор, музыкально-общественный деятель. Брат Н.Г. Рубинштейна. Основатель русского музыкального общества (1859) и первой русской консерватории (1862, …
  • РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ
    (1829 - 1894), пианист, композитор, музыкально- общественный деятель. Брат Н.Г. Рубинштейна. Основатель русского музыкального общества (1859) и первой русской консерватории …
  • РУБИНШТЕЙН, АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Род. 16-го ноября 1829 г. в селе Вихватинец, в …
  • АНТОН в Словаре воровского жаргона:
    - двоpник, …
  • АНТОН в Энциклопедии третьего рейха:
    ("Anton"; первоначально - "Аттила"), кодовое наименование операции немецких войск во 2-й мировой войне с целью оккупации французской территории, контролировавшейся правительством …
  • РУБИНШТЕЙН
    Моисей Матвеевич (1878-1953), психолог и педагог. Преподавал в Университете им. А.Л. Шанявского (с 1908) и на московских Высших женских педагогических …
  • РУБИНШТЕЙН в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Сергей Леонидович (1889-1960), психолог и философ, д-р педагогических наук (1937), ч.-к. АН СССР (1943), д.ч. АПН РСФСР (1945). Преподавал в …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом энциклопедическом словаре:
    (Rubinstein) Артур (1887-1982) польский пианист. Выступал с 1898. С 1937 жил в США, с 1954 во Франции. Прославился исполнением сочинений …
  • РУБИНШТЕЙН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Рубинштейн (Николай Григорьевич) - брат предыдущего, пианист-виртуоз(18351881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлинеу Куллака игре на …
  • РУБИНШТЕЙН в Современном энциклопедическом словаре:
  • РУБИНШТЕЙН в Энциклопедическом словарике:
    (Rubinstein) Артур (1887 - 1982), польский пианист. Концертировал с 1898 как солист и ансамблист. С 1937 в США, с 1954 …
  • РУБИНШТЕЙН
    РУБИНШТ́EЙН Сер. Леон. (1889-1960), психолог и философ, ч.-к. АН СССР (1943). Осн. тр. по филос. проблемам психологии, исследованию памяти, восприятия, …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН Ник. Григ. (1835-81), пианист, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Брат А.Г. Рубинштейна. Организатор Моск. отделения Имп. Рус. муз. об-ва (1860) и …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН Ида Львовна (1883-1960), танцовщица, драм. актриса, участница первых Русских сезонов в Париже. Партии: Клеопатра ("Клеопатра" на музыку А.С. Аренского …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН (Rubinstein) Артур (1887- 1982), польск. пианист. Выступал с 1894. С 1937 жил в США, с 1954 во Франции. Концертировал …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН Ант. Григ. (1829-94), пианист, композитор, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Брат Н.Г. Рубинштейна. Основатель Имп. Рус. муз. об-ва (1859) и первой …
  • АНТОН
    Имя автора "Вишневого …
  • АНТОН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Имя классика русской литературы, написавшего …
  • АНТОН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • АНТОН в словаре Синонимов русского языка:
    антоний, антонин, …
  • АНТОН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Антон, (Антонович, …
  • РУБИНШТЕЙН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Абрам Михайлович (1909-55) , российский химик-неорганик, доктор химических наук (1942). Основные труды в области химии комплексных соединений и аффинажа благородных …
  • ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ БЕЛИНСКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-15 Time: 00:20:04 Навигация Тема = Виссарион Белинский Википедия = Белинский, Виссарион Григорьевич Викитека = Виссарион Григорьевич Белинский Викисклад …
  • АНТОН ШАНДОР ЛАВЕЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-14 Time: 16:44:40 Навигация Тема = Антон Шандор ЛаВей Википедия = ЛаВей, Антон Шандор Антон Шандор ЛаВей (""Anton Szandor …
  • АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-11 Time: 21:10:43 Навигация Википедия=Антон Павлович Чехов Викитека=Антон Павлович Чехов Викисклад=Антон Павлович Чехов = Цитаты и афоризмы = * …
  • АНТОН ВЕБЕРН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2007-07-17 Time: 23:37:54 , также Антон фон Веберн (нем. Anton Webern или Anton von Webern , 3 декабря, 1883, …
  • ТЕРНОВСКИЙ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ТЕРНОВ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тернов Александр Григорьевич (1874 - после 1931), священник. Родился в 1874 году, в селе …
  • МАСЛОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Маслов Михаил Григорьевич (1874 - 1938), священник, священномученик. Память 9 марта, …
  • ГОРБАЧЕВ АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Горбачев Алексей Григорьевич (1892 - 1937), псаломщик, мученик. Память 10 ноября, …
  • ХОМУТОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ
    Хомутов (Михаил Григорьевич, 1795 - 1864) - генерал-адъютант, генерал от кавалерии. По окончании курса в пажеском корпусе участвовал во всех …
  • РУБИНШТЕЙН НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Рубинштейн (Николай Григорьевич) - брат предыдущего, пианист-виртуоз (1835 - 1881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлине …
  • ПЕРОВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Перов (Василий Григорьевич) - один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Окончил курс …
  • БЮШИНГ АНТОН-ФРИДРИХ в Краткой биографической энциклопедии:
    Бюшинг (Busching), Антон-Фридрих - известный географ (1724 - 93). Занимался сначала богословием и под влиянием Баумгартена написал "Introductio in epistolam …
  • ДЕМБО–РУБИНШТЕЙН МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    (Dembo Т., 1962; Рубинштейн С.Я., 1968). Экспериментально-психологическая методика для исследования свойств личности по самооценке. Разработан вариант, в котором характеристика личностных …
  • ШУХОВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Владимир Григорьевич , советский инженер и учёный, почётный академик (1929; член-корреспондент …
  • ХЛОПИН НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Николай Григорьевич , советский гистолог, академик АМН СССР (1945). Генерал-майор медицинской службы. …
  • ФРИХ-ХАР ИСИДОР ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Исидор Григорьевич [р. 5(17).4.1893, Кутаиси], советский скульптор, заслуженный художник РСФСР (1969). Самоучка. Мастер керамической скульптуры, работает также в дереве, камне, …
  • ФЁДОРОВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Владимир Григорьевич , советский учёный и конструктор, основоположник отечественной школы автоматического стрелкового оружия, профессор (1940), генерал-лейтенант …
  • СТОЛЕТОВ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Григорьевич , русский физик. Родился в купеческой семье. После окончания Московского университета (1860) был …

Значительный вклад в развитие музыкальной культуры России внес Антон Рубинштейн. Произведения, такие как этюд "Ундина", оперы "Христос", "Дмитрий Донской", "Демон", симфонические поэмы "Фауст", "Иван Грозный" и многие другие, принесли ему мировое признание. Именно он считается основоположником в развитии пианизма. Многие композиции в его исполнении имеют колоссальный успех даже в наше время.

История детства

Всемирно известным автором, дирижером и учителем музыки был Антон Григорьевич Рубинштейн. Биография его началась 16 ноября 1829 года в селе Выхватинец Подольской губернии в зажиточной иудейской семье. Его Романович, был торговцем в нескольких поколениях. Мама, Карелия Христофоровна, была музыкантом. Также у великого музыканта были две младшие сестры и брат. Когда Антону было около трех лет, его семья переехала в Москву.

Начало творческой деятельности

С первоначальными истоками музыкального искусства героя нашего повествования познакомила мама. В семилетнем возрасте Антон Рубинштейн брал уроки у А.И. Виллуана, благодаря чему получил игры на фортепиано. Первое выступление в десятилетнем возрасте открыло ему дорогу к известности. Сразу после успешного выступления он отправляется в сопровождении своего наставника с концертным туром по Европе.

Спустя несколько лет семья Рубинштейна переехала в Берлин. Там он продолжает заниматься музыкой, но теперь его учителем стал знаменитый Зигфрид Ден. Именно здесь юный музыкант знакомится с выдающимися Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.

Когда Антону было семнадцать лет, после смерти папы, его мама и младший брат возвращаются в Москву, а Рубинштейн едет жить в Вену. Чтобы хоть как-то прожить, он дает индивидуальные уроки музыки для детей из богатых семей.

Через три года после переезда он снова приезжает в Россию. Поселившись в Рубинштейн занимается дирижированием. Помимо этого, он дает частные концерты при царском дворе, которые имеют колоссальный успех. Также в это время его творческая деятельность переплетается с известными композиторами и виолончелистами, такими как М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, М.Ю. Виельгорский, К.Б. Шуберт.

Произведения

В 1850 году проходит концертное выступление, где герой нашего рассказа дебютирует в роли дирижера. А спустя два года он пишет одну из самых больших опер - "Дмитрий Донской". Вскоре после первого опыта уже как композитор Рубинштейн Антон создает три одноактных произведения: "Месть", "Сибирские охотники" и "Фомка-дурачок". Также в это время он делает первые неудачные шаги по созданию музыкального учреждения в Санкт-Петербурге.

В 1854 году Рубинштейн решает переехать в немецкий городок Веймар, там происходит знакомство с Ф. Листом, который помогает ему в постановке оперы. Зимой 1854 года композитор выступает с концертом в Гевандхаусе, который заканчивается большим триумфом. После этого успеха он отправляется в очередной концертный тур по крупным городам, таким как Вена, Мюнхен, Гамбург, Ницца.

Возвращение на родину

Спустя несколько лет, по приезде в Россию, Антон Рубинштейн направляет все свои усилия на открытие Русского музыкального общества. Именно здесь, исполняя произведения, он выступает в роли дирижёра оркестра. Помимо этого, композитор не прекращает свою гастрольную деятельность за границей. После открытия классов произошла реорганизация Общества в Первую российскую консерваторию. Известный пианист Рубинштейн был не просто одним из первых ее руководителей, но и дирижером оркестра и хора, профессором по фортепиано и аранжировке.

В 1867 году из-за разногласий, связанных с ролью открытой им музыкальной школы, возникших с не менее известными музыкальными деятелями того времени, он оставляет пост директора.

Великий труд

Через несколько лет Антон Рубинштейн пишет величайшее произведение - "Демон". Именно его цензоры не пропускали еще на протяжении четырех лет. Тем временем композитор является руководителем концертов «Общества друзей музыки в Вене».

В 1873 году он отправляется в гастрольное турне по Америке совместно с Генриком Венявским (скрипачом). Возвратившись по прошествии года в Петергоф, композитор пишет Четвертую и Пятую симфонии для "Маккавеи" и "Купец Калашников".

В 1885-1886 годах состоялся ряд многозначительных исторических концертов в городах центральной Европы, где прозвучали почти все сольные произведения для фортепиано. А спустя год Рубинштейна опять назначили на руководящую должность в консерватории.

8 ноября 1894 года, находясь в Петергофе, Антон Григорьевич Рубинштейн скончался. Похоронен он в Некрополе, на кладбище мастеров искусств.

Успех

Несомненно, огромный вклад по созданию первой музыкальной школы в России внес Антон Рубинштейн. Биография этого выдающегося человека свидетельствует о том, что всю жизнь он был идейным борцом за культурное просвещение народа. Поэтому его также считают родоначальником музыкального образования. Его учениками были такие известные люди, как П.И. Чайковский, И. Гофман, Г.А. Ларош.

Практически все охватывает творческое достояние Антона Рубинштейна. Шедевры, написанные им, стали яркими образцами русской лирической оперы.

Так, за всю свою жизнь он написал большое количество произведений, из них 13 опер, 6 симфоний, 5 ораторий и концертов для фортепьяно с оркестром, более 120 романсов и песен, свыше 200 сочинений для пианино.

Также удачны были его пробы в качестве автора некоторых книг, таких как "Автобиографические рассказы", "Музыка и ее представители", "Короб мыслей". В них автор открыто описал свои взгляды на жизнь, музыкальную и творческую деятельность многих известных композиторов прошлого и современности.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что неоценимый вклад в музыкальную культуру внес Антон Рубинштейн. Биография этого великого человека показывает, что он открыл своими произведениями дорогу для создания великих творений.

За свою профессиональную деятельность он был награжден орденом "За заслуги в области искусства и науки".

Антон Рубинштейн. Все грани таланта. К Дню рождения музыканта

А. Г. РУБИНШТЕЙН (1829-1894)

Антон Григорьевич Рубинштейн родился 28 ноября 1829 года в деревне Выхватинцы Подольской губернии в небогатой еврейской купеческой семье.
С двух лет и до одиннадцати мальчик жил в
Москве и, конечно, впитал массу впечатлений, имея феноменальную восприимчивость к музыке и прекрасную музыкальную память.

Братья Николай и Антон Рубинштейны

Как известно из мемуаров и книг, в гостеприимном доме Рубинштейнов постоянно собиралось очень много людей. Это были студенты, чиновники, учителя, В семье постоянно звучала музыка. Музыкальная атмосфера Москвы тех лет - это песни и романсы Алябьева, Варламова, бытовые танцы.

Игре на фортепьяно его сначала обучала мать, а затем учителем Рубинштейна стал коренной москвич Александр Иванович Виллуан, имевший на своего воспитанника большое влияние. Пьесы Виллуана и составляли преимущественно репертуар Антона Рубинштейна. Эти произведения, и особенно фортепианный концерт, с точки зрения мелодики целиком находятся в русле московской традиции.

Уже с десяти лет Антон Рубинштейн начал выступать на публике. И как многие вундеркинды середины века, совершил со своим учителем Виллуаном концертное турне по крупным городам Европы в 1841-1843 годах. В эти же годы были изданы первые сочинения Рубинштейна.

С 1844 по 1846 год Антон посещает занятия Зигфрида Дена в Берлине. Там он занимается теорией композиции.У Зигфрида Дена в свое время занимался и Глинка.

Во время зарубежных гастролей в 50-х гг.Антон Рубинштейн общается с одним из величайших пианистов всех времен — Ф. Листом, оказавшим огромное влияние на творческое развитие Рубинштейна.

В 1848 г. Рубинштейн возвращается в Россию.Переезжает в Петербург. Здесь он выступает как пианист и дирижёр (в основном с собственными произведениями). К этому времени относятся серия его фортепьянных пьес и опера «Дмитрий Донской».

Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость, гордое артистическое самосознание, демократизм музыканта-профессионала, для которого искусство является единственным источником материального существования, - все эти черты осталисьхарактерными для музыканта до конца его дней.

Все особенности его музыкального языка связаны с детскими впечатлениями. Затем пианист с постоянно расширявшимся репертуаром, слушатель концертов и спектаклей в разных странах Европы, преимущественно в городах Германии и Австрии, Рубинштейн впитывал в себя и старую музыку и новую, и высокохудожественную - и, очень часто, второстепенную, эпигонскую, ибо при обилии и разнообразии концертов и концертных программ звучали, конечно, отнюдь не одни шедевры. Близкое и глубокое знакомство с русской музыкой и проникновение в русскую интонационность пришли позже, вхождение в этот звуковой мир было, вероятно, непростым и оказалось возможным благодаря исключительной отзывчивости и восприимчивости натуры музыканта. Но восхождение состоялось икакое.

Любители музыки всего мира называли Антона Рубинштейна «Царем пианистов». И этобыло совершенно справедливо. Его игра покоряла слушателей своим величайшим размахом, героическим подъемом, порывистой страстностью и одновременно необычайной нежностью и грацией. Еще, будучи мальчиком, он поразил своей игрой таких европейских титанов, как Шопена и Листа. Ф. Лист даже назвал Рубинштейна наследником своей игры.


ANTON RUBINSTEIN - OCTET MVMT 1 - CONSORTIUM CLASSICUM


Рубинштейн Демон исполняет Георг Отс 1959 год

О Рубинштейне-композиторе можно было бы сказать не меньше, чем о Рубинштейне-
пианисте. Нет такой области музыкального творчества, в которой он не проявил бы
себя: им написано громадное количество фортепианных произведений, среди которых
пять концертов для фортепиано с оркестром, много камерных произведений (струнные квартеты, несколько трио для фортепиано, скрипки и виолончели, сонаты для фортепиано с альтом и виолончелью), скрипичный концерт, симфонии, различные увертюры и симфонические картины для оркестра, оратории, чуть ли не десяток опер и бесконечное количество романсов для пения. В общей сложности он написал более трехсот сочинений. Во всех произведениях Рубинштейна щедрою рукой рассыпаны отдельные гениальные мысли, искреннее, неподдельное чувство и вдохновение.

С 1854 по 1858 год он концертирует за границей. А вернувшись на родину, становится одним из организаторов, директором и дирижером Русского музыкального общества


Anton Rubinstein - Piano Trio Op. 15 No. 2 I. Moderato (1/5)

В 1862 году Рубинштейн основал в Петербурге музыкальные классы, преобразованные позднее в первую в России консерваторию, директором и профессором которой состоял до 1867г. На проценты с им же пожертвованного капитала в двадцать пять тысяч рублей был
учрежден международный конкурс пианистов и композиторов, который устраивался каждые пять лет в другом государстве. Первый конкурс под председательством самого Рубинштейна состоялся в Петербурге в 1890 году, второй - в 1895 году в Берлине, третий - в 1900 году в Вене, четвертый - в 1905 году в Париже, пятый - в 1910 году в Петербурге, шестой предполагалось провести в 1915 году в Берлине, но этому помешала мировая война.


Anton Rubinstein - Fantaisie (For Piano and Orchestra) Op. 84 (1880)

Конкурсы эти привлекали лучших пианистов и композиторов всего мира. Достаточно
назвать таких участников, как Ф. Бузони, И. Левин, А. Боровский, Л. Крейцер, В. Бакхауз, Л. Сирота, К. Игумнов, А. Гедике, М. Задора, А. Ген, Артур Рубинштейн, чтобы судить об уровне этих конкурсов.

В 1869 году необычайно успешно проходят гастроли Рубинштейна в Европе.
Восхищенный талантом русского музыканта, герцог Карл-Александр, в свои юные годы привлекавший к работе Гёте, предлагает даже остаться Рубинштейну при дворе в Веймаре.

Следующие гастроли музыканта Рубинштейна начнутся в 1872 году. Концертная поездка со скрипачом Г. Венявским по городам Америки снова прошла на редкость удачно - за 8 месяцев состоялось 215 концертов!

В 1884 году Рубинштейну исполнилось шестьдесят пять лет, но его активность не снизилась.
В 1885-1886 годах он организовал грандиозный цикл "Исторических концертов", в который вошло 175 произведений, исполненных дважды в городах России и Западной Европы.

А.А. Трубниковвспоминает:
"Исторические концерты давались Рубинштейном в зале Благородного собрания каждую неделю по вечерам и целиком повторялись на другой
день в час дня в Немецком клубе. Повторные концерты в Немецком клубе давались бесплатно для педагогов, музыкантов и учащихся старших классов консерватории.

Исторические концерты Рубинштейна для каждого музыканта были событием. А таких счастливцев, которым удалось прослушать их дважды, было, конечно, совсем мало. В наше время рядом с Рубинштейном ставили только Ф. Листа. Сами мы, я и мои сверстники, Листа уже не слыхали, а потому и параллели с ним проводить не могли.
Лично для меня Рубинштейн стоит особняком, неприступной и недосягаемой гранитной скалой. Он порабощал вас своею мощью, и он же увлекал вас изяществом,
грациозностью исполнения, своим бурным, огненным темпераментом, своею теплотой и
лаской. Его crescendoне имело границ нарастания силы звучания, его diminuendoдоходило до невероятного pianissimo, звучащего в самых отдаленных уголках громаднейшего зала. Играя, Рубинштейн творил, и творил неподражаемо, гениально.
Исполнявшаяся им два раза одна,и та же программа - в вечернем концерте и затем на другой день на утреннике - часто трактовалась совершенно различно. Но поразительнее всего было то, что в обоих случаях все получалось изумительно.

Игра Рубинштейна поражала своей простотой. Звук его был поразительно сочный и глубокий. Рояль звучал у него, как целый оркестр, не только в смысле силы звука, но и тембрового разнообразия. У него рояль пел, как пела Патти, как пел Рубини.
Популярность его была так велика, что выражения "так играет Антон", "так дирижирует Антон" или просто "так сказал Антон" были совершенно естественными. Все понимали, что речь идет об А.Г. Рубинштейне. Я могу смело сказать, что более популярного в то время человека, чем Рубинштейн, в артистическом мире не было. Нередко его ругали как композитора, как общественного деятеля, как человека, но его гениальности как пианиста никто не отрицал. Мнение всех о Рубинштейне-пианисте было одинаково восторженное. Я сам слышал из уст П.И. Чайковского такую фразу: "Я завидую таланту Рубинштейна".

Играл Рубинштейн всегда с закрытыми глазами. Сам он рассказывал, что играть с закрытыми глазами стал с тех пор, как однажды заметил сидевшую в первом ряду
зевнувшую старушку.

При всей своей гениальности Рубинштейн не всегда играл одинаково удачно. Иногда он бывал не в настроении и тогда играл, насилуя себя. Вот в такие-то моменты он был неузнаваем".


- Feramors (Ballet Music from the opera) (1862)

В 1887 году Антон Григорьевич вновь стал директором и профессором Петербургской
консерватории и занимал пост до 1891 года.

Последние годы жизни (1891-1894 гг.) Рубинштейн жил в Дрездене, выезжая оттуда только на благотворительные концерты, занимаясь литературной и педагогической работой (здесь у него учился И. Гофман) и сочиняя музыку.


Anton Rubinstein : Melody in F major op.3 n.1 for Orchestra - (Paintings by Renoir)

Число его музыкальных сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепьянных пьес и романсов, не помеченных как opus.

Антон и Николай братья...