Рисунок к произведению прокофьева утро. Знакомим детей с музыкой С.Прокофьева

ПРИРОДА И МУЗЫКА

Утро

Сергей Сергеевич Прокофьев. Утро
Пётр Ильич Чайковский. Зимнее утро


1-е занятие

Программное содержание . Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями, различать настроение контрастных произведений.

Ход занятия:

П е д а г о г. Когда вы просыпаетесь утром и смотрите в окно, то обычно вас ласково встречает солнышко, но бывает и по-другому: хмурые тучи обволокли небо, льёт дождь или (зимой) злится метель. Многие композиторы писали музыку о природе.

Дети, сегодня вы познакомитесь с пьесой замечательного композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Одновременно он был и дирижёром, и пианистом, написал оперы, балеты, симфонии, концерты, музыку для кинофильмов и театральных спектаклей.

Послушайте пьесу «Утро» С. Прокофьева и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру. (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Музыка спокойная, светлая.

П е д а г о г. Да, в пьесе С. Прокофьева «Утро» изображается картина восхода солнца. Прислушайтесь, в ней все время как бы борется тьма со светом. Первые лучи солнца пробиваются в сумерках - сначала неуверенно, робко. Музыка звучит неторопливо, сонно, лениво, волшебно поблескивает свет (исполняется начало пьесы).

В средней части пьесы можно представить себе картину рассеивающейся тьмы. Огромное солнце выплывает из-за горизонта и поднимается вверх (исполняет 9-17-й такты). Но вот солнце выглянуло из-за дымки и засияло ярко всем на радость (играет 18-23-й такты).

Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор, создавший музыкальные произведения, известные во всем мире. Его знаменитые оперы, симфонии, балеты, концерты знают и любят люди разных стран.

Он умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Его музыка очень мелодична, мелодии близки к народным. Они просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы и выразительны.

Послушайте пьесу П. Чайковского «Зимнее утро» и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру. (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Музыка тревожная, жалобная.

П е д а г о г. Да, возникает картина ненастного зимнего утра - темного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то встревоженно, смятенно, то жалобно (исполняет фрагмент, затем обе пьесы целиком).


2-е занятие

Программное содержание . Учить детей сравнивать музыкальные произведения, стихотворения, картины, близкие и контрастные по настроению.

Ход занятия:

П е д а г о г. Послушайте две пьесы, с которыми вы познакомились на прошлом занятии: «Утро» С. Прокофьева и «Зимнее утро» П. Чайковского. Вспомните, какое настроение выражено в этих произведениях (исполняет пьесы, дети определяют характер музыки).

Сейчас я прочитаю вам три стихотворения. Попробуйте сравнить их с музыкой и сказать, каким музыкальным произведениям они близки.

Первое стихотворение написано русским поэтом Иваном Саввичем Никитиным.

Утро

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок - воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко, далеко колокольчик звенит,
Рыбаки в шалаше пробудилися.

Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут...
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит;
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт,
По плечу молодцу все тяжёлое...
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Какой музыкальной пьесе оно близко по духу?

Д е т и. «Утру» С. Прокофьева.

П е д а г о г. Да, в музыке С. Прокофьева изображается восход солнца. В пьесе звучат то тёмные, сумрачные, то светлые интонации (исполняет фрагмент). И стихотворение И. Никитина начинается со слов: «Звёзды меркнут и гаснут».

Пьеса С. Прокофьева «Утро» неторопливая, спокойная, немного таинственная, она изображает волшебную красоту восхода солнца, красоту природы. Мелодия похожа на русскую народную песню (исполняет 18-23-й такты). И в стихотворении И. Никитина тоже чувствуется неторопливость, размеренность, оно тоже проникнуто русскими мотивами.

В стихотворении Сергея Есенина изображена совсем другая картина природы. Какому музыкальному произведению она близка?

Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Д е т и. «Зимнему утру» П. Чайковского.

П е д а г о г. Да, в музыке П. Чайковского, как и в стихотворении С. Есенина изображается метельная, снежная, ненастная картина. Музыка быстрая, вьюжная (исполняет фрагмент), иногда жалобная (играет 17-24-й такты). В такую вьюгу птицы жмутся к домам, жалобно чирикая. А вьюга все сильней... (Играет 25-й - 32-й такты, потом всю пьесу целиком.)

А вот ещё одно стихотворение С. Есенина:

С добрым утром!

Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые серёжки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

С каким музыкальным произведением можно сравнить это стихотворение?

Д е т и. С пьесой С. Прокофьева «Утро».

П е д а г о г. Да, в этом стихотворении, как и в музыке С. Прокофьева, рассказывается о восходе солнца, а настроение его - приветливое, милое, задушевное! (Могут быть использованы репродукции картин художников с изображением восхода солнца, разные по настроению.)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Утро
Чайковский. Зимнее утро
Чайковский. Занялася заря, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

С. Прокофьев «Утро»

Пьесу «Утро» С. Прокофьева из »Детской музыки» можно сравнить с пейзажными зарисовками, с поэтическими строчками, которые, возможно, к ним подберут сами дети. В пьесах практически отсутствуют изобразительные «подсказки» для определения их названий. И в то же время, если уже при первом знакомстве детей с музыкой спросить у них, какое время дня ощущается в каждой из пьес, они без труда могут прийти к названиям, данным самим композитором.

Это миниатюрное произведение рассказывает слушателю о пробуждении всего на земле: растений, животных, людей - в светлое, возможно, летнее утро. Можно представить, что солнце ещё не взошло, но его первые прозрачные лучи мягко освещают природу.

Композитор для воплощения светлого утреннего настроения использует много приёмов: здесь и прозрачная фактура, где обособлены низкие и высокие регистры, и любование чистыми звучаниями консонирующих трезвучий, здесь и негромкая динамика, от mp до pp, показывающая всю тишину и умиротворённость свежего утра. Медленный темп andante tranquillo создаёт впечатление пробуждения после длительного сна: просыпается все - и природа, и люди Бергер Л. Черты стиля С.Прокофьева. - М., 2002..

Как отмечает Е. Трембовельский, «Прокофьев не прибегает здесь к таким остро действующим средствам, как полиаккордика, полифункциональность, полимодальность или политональность, а изобретает свой вариант «поли» - полирегистровость. (…) Эффект «поли» обеспечивается заблаговременным показом каждого из сочетаемых пластов отдельно».

Рассмотрим некоторые из музыкально-выразительных средств, используемых Прокофьевым для передачи утреннего настроения.

Первые 2 аккорда музыкального произведения по своему расположению очень показательны. Контраст между высоким и низким регистром дает слушателю необычайное ощущение, будто перед ним предстают символы дня и ночи, света и темноты, сна и пробуждения. Несмотря на то, что оба аккорда одинаковы по своей структуре, тональности и функции (тонические мажорные трезвучия в C-dur), однако же, звучат они совершенно по-разному. Благодаря контрасту регистров, они словно принадлежит разным тембрам: один из них светлый, мягкий, умиротворённый, другой же поглощает своей тёмной окраской, густотой и настороженностью.

Эти аккорды, а также ещё 2 субмотива, составляют фразу, являющуюся основой всего произведения. На протяжении первых восьми тактов происходит ее трёхкратное ритмическое и функциональное варьирование. С каждым этапом варьирования происходит «прояснение» функциональной окраски. Прослушав мотив в первый раз, мы не можем точно распознать его гармонические функции (T-SII-Т или же T-D-Т), лишь постепенно, на протяжении трех «вариаций», эти функции нам разъясняются посредством прибавления подголосков в мелодии, создающий более полную гармонию. Последний вариант гармонизации темы: T-S-DD-D-T.

Примечательно, что «прояснение» функционального значения аккордов очень напоминает эффект пробуждения, когда сознание проясняется, а предметы, имеющие в темноте нечёткие очертания, с рассветом приобретают определённые формы.


Новый раздел произведения открывается «ползущей» темой с хроматическими ходами в нижнем голосе, символизирующей поднимающееся солнце. Начинаясь в низком регистре, тема с каждым тактом поднимается всё выше и выше Блок В. Музыка Прокофьева для детей. ? М.: Музыка, 2009..

На её фоне в верхнем голосе появляется аккордовая фигурация, выстроенная по звукам До-мажорного трезвучия и одновременно включающая секстовые интонации начальной фразы. Она даёт ощущения света и объёма. Если рассмотреть функциональную основу нового раздела, то можно заметить определённую закономерность в употреблении аккордов первых четырёх тактов. Функции располагаются строго по терциям (T-III-D). После звучания первого тонического аккорда каждый следующий отличается от предыдущего на один звук, образуя постепенное перерождение гармоний. В пятом такте, после звучания доминантовой гармонии, внезапно следует субдоминантовая функция (SII). Известно, что такой гармонический ход в классической гармонии является недопустимым, но он вполне уместен у композитора XX века, ход звучит свежо и современно. На аккорде SII завершается первая фраза нового раздела.


Начало следующего построения основано на субдоминантовых гармониях (аккорды II и VI ступени). Плагальность этого оборота придает звучанию мягкость и не конфликтность. Это последовательность приводит к кульминации особого рода - «тихой кульминации» (вместо привычных нам ff композитор вводит pp и dolce). Остроту гармонии придаёт аккорд, введённый самим Прокофьевым - так называемая «прокофьевская доминанта» (доминантовый нонаккорд с повышенной септимой), который благополучно разрешается в тонику.

Второй раздел средней части представляет новую фазу «пробуждения». Композитор использует те же мелодические средства, только с несколькими изменениями: верхний голос с нижним теперь меняются местами - гармоническая фигурация на звуках До-мажорного трезвучия появляется в басу, а в сопрано проходит светлая нисходящая мелодия, подобная той, что проходила в первый раз в нижнем голосе. Функциональное решение раздела в какой-то степени схоже с предыдущим, однако, имеются и отличия (T3 5 -D3 5 >VI 7 -S3 5 -D6 5 -SII3 5 -D 7). Построение также завершается на «прокофьевской доминанте», но на этот раз композитор использует не D 9 , а D 7 с расщеплённой септимой.

Реприза возвращает нас в предыдущее настроение.

Обобщая новаторские приёмы, использованные Прокофьевым в первой пьесе цикла, перечислим основные из них:

  • 1) Композитор использует фоническую окраску созвучий как мощное выразительное средство - благодаря выявлению красочности регистров удаётся создать эффект звучания разных тембров (светлый, прозрачный и густой, тёмный) как символов дня и ночи, сна и пробуждения;
  • 2) Использование редко употребительного в музыке 18-19 столетий приёма «тихой кульминации» (на pp и dolce);
  • 3) «Прояснение» функциональной окраски - музыкально-художественный приём, за счёт которого композитор реализует художественный замысел произведения;
  • 4) Композитор в основном использует классические аккорды, но, несмотря на это, в произведении часто встречаются новые, неклассические гармонизации, широко распространённые в XIX веке, в эпоху романтизма, например, эллиптические обороты. Прокофьев также добавляет в музыку много своего, индивидуального, к примеру - «прокофьевскую» доминанту (доминанта с повышенной септимой).

утро музыкальный мелодия

Последние аккорды «Утра», словно солнечные блики, сменяются мерной и плавной поступью «Прогулки» Холопов Ю. Современные черты гармонии Прокофьева. - М.: Музыка, 2007..

Кропотливая интонационная работа с этими пьесами приблизит музыку к детям. Они ее запомнят, и С. Прокофьев станет для них одним из любимых и узнаваемых композиторов. Пьесу «Утро» С. Прокофьева надо слушать неоднократно. При первом знакомстве желательно обратить внимание на некоторые средства музыкальной выразительности.

Контрастные регистры в пьесе «Утро» не только слышны, но и видны в нотной записи. В нотном рисунке можно обратить внимание на скрипичный и басовый ключи, добавочные линейки сверху и снизу. Для таких высоких и низких звуков как будто не хватило пяти линеек.

Пьеса звучит тихо. При желании можно закрепить понятие «регистр» и специфику применения разных регистров (игру разными регистрами) как прием, характерный для творчества С. Прокофьева.

Урок музыки

2 класс

Раздел: «День, полный событий».

Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

"Песня матери - главная песня в мире;
начало всех человеческих песен".
Расул Гамзатов

Дидактическая цель : познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен.

Задачи:

Познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

Вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

Воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с колыбельными песнями.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран

Презентация к уроку;

Музыкальные инструменты (музыкальные треугольники).

Примерный ход урока:

    Организационный момент.

Вход в класс под музыку.

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.

Музыкальное приветствие.

    Актуализация знаний.

Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.

Кто композитор этого марша?

О чем мы говорили на прошлом уроке?

Какие бывают марши? Где звучат марши?

Приведите пример веселого марша и грустного марша.

Марши бывают разные, а что объединяет все марши?

(Четкий шаг, четкий ритм)

Вступительная беседа (введение в тему урока):

Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.

Кто пел колыбельную?

О чем обычно поется в колыбельных?

3. Основная часть:

- Правильно, сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама» (Слайд)

Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)

По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?

У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

В сказках происходят разные чудесные события.

Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.

Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?

Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.

Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?

«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.

Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?

Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

Домашнее задание:

Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку.

Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?

(Учитель играет на фортепиано мелодию)

- Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.

- А что же такое колыбельная? (Слайд)

Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)

Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?

Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?

(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)

Почему эта песня не колыбельная?

Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной? (Слайд)

«Спят усталые игрушки» - слушание

Узнали ли вы ее?

Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение? (Слайд)

Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?

Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы выбрали именно эти инструменты?

Попробуйте передать характер колыбельной своим исполнением.

« Спят усталые игрушки» - исполнение + игра на музыкальных инструментах.

Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?

Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)

Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в ней?

«Мама» П.И.Чайковский – слушание

Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?

Какую колыбельную песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)

Как нужно исполнять эту песню?

«Колыбельная Медведицы» - исполнение (с солистами)

4.Закрепление изученного:

А теперь проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)

5. Итог урока: (Слайд)

- Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?

Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?

Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова. (Слайд)

Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?

Помните ли вы, что вам нужно буде сделать дома?

Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями. За это мне вам хочется сделать музыкальный подарок.

Презентация песни «Колыбельная Медведицы»

- Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До новых встреч!

5. Орг. момент:

Музыкальное прощание

Выход

Самоанализ урока музыки.

2 класс

Тема урока: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

Урок дан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной во 2 классе. В разделе «День, полный событий» это 5 урок, на котором идет углубление темы, где учащиеся знакомятся с музыкальными впечатлениями русских композиторов, П.И.Чайковского (пьесы из «Детского альбома») и С.С.Прокофьева (пьесы из сборника «Детская музыка»).

По типу урок – комбинированный. При планировании данного урока учитывались возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания по программе.

Программа предполагает формирование у учащихся понимания интонационно-образной природы музыкального искусства, песенности в музыке, выразительности музыкальных интонаций.

Цель данного урока: познакомить учащихся с особенностями песни на примерах колыбельных песен.

На уроке решались следующие задачи:

Познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

Вызвать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

Воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через восприятие колыбельных песен.

Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.

Для реализации задач урока было проведено следующее:

Подобран музыкальный материал для восприятия, слушания и исполнения, с опорой на возможности детей;

Подготовлена яркая запоминающаяся презентация к уроку.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на этапе слушания музыки стремилась развивать целостность восприятия музыкальных произведений, что позволило ученикам проникнуться интонационно-образными особенностями колыбельных.

На уроке учащиеся находили характерные особенности колыбельной в сравнении с другими музыкальными произведениями, находили доказательства, выполняли мыслительную деятельность. Все это подготавливает учащихся к проявлению творческой активности при самостоятельном исполнении музыкальных произведений.

На уроке было рационально выделено место для устного опроса учащихся (на этапе повторения пройденного материала). Изучение нового материала занимало в уроке основную часть, где восприятие чередовалось с активным слушанием, выразительным исполнением колыбельной, а также игрой на детских музыкальных инструментах (музыкальных треугольниках). Закрепление изученного проводилось в форме выполнения тестового задания «Проверь себя». А также, на уроке было отведено время для подведения итогов работы и рефлексии учащихся. Все этапы урока были логично связаны. Четкая структурированность содержания урока позволяет говорить об усвоении изучаемого материала на достаточном уровне.

Средством для проверки мыслительной деятельности учащихся служило компьютерное обеспечение урока, что в свою очередь, наименее затратно по времени, зрелищно, хорошо запоминаемо детьми.

Применение ИКТ, профессиональное исполнение музыкальных произведений, «живое» исполнение учащимися и учителем – все это активизирует внимание и интерес учащихся на уроке музыки.

Высокая работоспособность школьников в течение всего урока достигалась за счет постоянной смены видов деятельности учащихся.

Положительно-эмоциональный настрой располагал к «живому» общению детей и учителя. Похвала, одобрение со стороны педагога поддерживало благоприятную психологическую атмосферу на уроке.

Для эмоционального отзыва на уроке был предложен эпиграф к уроку (высказывание Расула Гамзатова).

Цели урока достигнуты, поставленные задачи удалось реализовать успешно. Удалось погрузить учащихся в творческую атмосферу, дать детям знания и найти эмоциональный отклик со стороны учащихся, что создает условие для развития творческой активности детей.

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Пётр Ильич Чайковский. Нянина сказка. Баба-яга;
Анатолий Константинович Лядов. Баба-яга;
Модест Петрович Мусоргский. Избушка на курьях ножках;
Сергей Сергеевич Прокофьев. Сказочка.

1-е занятие

Программное содержание . Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями, находить черты сходства и различия.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы уже знаете, что музыка может рассказывать разные сказки - грустные, таинственные, добрые. Вы слушали «Сказочки» Самуила Майкапара, Дмитрия Борисовича Кабалевского, «Вечернюю сказку» Арама Хачатуряна (звучат фрагменты).

Сегодня вы услышите ещё три сказки, рассказанные музыкой: две пьесы из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского («Нянина сказка» и «Баба-яга») и пьесу Сергея Прокофьева из сборника «Детская музыка» («Сказочка»). Постарайтесь определить настроения, выраженные в этой музыке. (Исполняет фрагменты пьес.)

Д е т и. В первых двух сказках музыка сердитая, тревожная, злая, а в последней добрая, светлая, мягкая, неторопливая.

П е д а г о г. Молодцы! Две пьесы - «Нянина сказка» и «Баба-яга» следуют в «Детском альбоме» П. Чайковского одна за другой. В альбоме рассказывается об одном дне ребёнка. Вечером няня, укладывая малыша спать, запугивает его страшными историями, чтобы унять, угомонить ребёнка. Обе сказки фантастические, устрашающие. Музыка быстрая, громкая, колючая, острая, с внезапными акцентами, таинственная, недобрая. (Звучат фрагменты.)

А в «Сказочке» С. Прокофьева изображается неторопливый, однообразный звук прялки (играет 1-2-й такты), и на этом усыпляющем, спокойном, монотонном фоне слышится мягкая, светлая, плавная мелодия. Эта привольная, широкая мелодия похожа на русскую песню, протяжную, добрую. Она спускается сверху вниз, звучит сказочно, неспешно. (Звучит фрагмент, затем исполняются все три пьесы повторно.)

2-е занятие

Программное содержание . Учить детей различать смену настроений музыки, форму произведений.

Ход занятия:

П е д а г о г. На прошлом занятии звучали три сказки, рассказанные музыкой, - «Нянина сказка», «Баба-яга» П. Чайковского и «Сказочка» С. Прокофьева. Угадайте, какую сказку я вам сейчас сыграю? (Играет произведения, дети вспоминают названия пьес, определяют их характер.)

Вы правильно определили характер всех произведений. Но музыка в каждой пьесе меняется, повествуя о каких-то сказочных событиях. Изменение настроений, характера музыки и говорит нам о смене действия в сказке.

Как меняется характер музыки в пьесе «Нянина сказка»? (Играет пьесу.)

Д е т и. Сначала музыка тревожная, колкая, отрывистая, злая, а в середине - плавная подкрадывающаяся, пугающая, тихая.

П е д а г о г. Да, сказка начинается острыми, напряжённо звучащими, колкими аккордами, прерывающимися таинственными, внезапными остановками (паузами) и злыми акцентами.

Музыка звучит, как недобрая, страшная сказка (исполняет фрагмент). Потом аккорды стремительно взлетают вверх, звучат громко и внезапно прерываются остановкой, как будто движение наталкивается на неожиданное препятствие. Мелодия с таинственными акцентами испуганно поворачивает назад, «скатывается» сверху вниз. (Звучит фрагмент, 11-16-й такты.) Она будто притаилась, затаилась тихонько.

В средней части пьесы повторяется назойливый, пугающий, упрямый акцентированный звук, будто возникла непреодолимая, страшная преграда, которую никак не обойти.

В нижнем регистре слышатся короткие, плавные интонации, тихонько подкрадывающиеся, подползающие, пугливые, осторожные, неуверенные, таинственные, страшноватые. Они постепенно поднимаются вверх, спускаются и вновь поднимаются (исполняет фрагмент, 16-31-йтакты). В конце средней части музыка немного светлеет. Повторяющийся звук вдруг сдвинулся с места вверх, будто препятствие неожиданно устранилось. И снова музыка звучит, как в начале сказки, остро, отрывисто, похожа на встревоженную, торопливую скачку. (Звучит фрагмент.)

Заканчивается пьеса внезапно, таинственно. (Звучит фрагмент, затем вся пьеса целиком.)

А как меняется характер музыки в «Сказочке» С. Прокофьева? Сколько частей в пьесе? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Три части. В начале и конце музыка плавная, а в середине - колючая, отрывистая, тревожная, настороженная. В сказке рассказывается о чем-то таинственном, загадочном, волшебном.

П е д а г о г. Молодцы! «Сказочка» С. Прокофьева начинается мягко, уютно, светло. Песенная мелодия звучит высоко, плавно, гладко, напевно. (Звучит фрагмент.) Потом эта мелодия слышится ниже, становится более таинственной, сумрачной и вновь звучит светло, прозрачно, спокойно, в верхнем регистре. (Исполняет первую часть пьесы.)

Середина пьесы начинается сказочно, волшебно, загадочно. Острые, отрывистые аккорды постепенно сменяются отдельными затаёнными звуками и несмелыми, робкими интонациями. (Исполняет среднюю часть пьесы.) В этой части музыка рассказывает о чем-то таинственном, волшебном.

Третья часть «Сказочки» похожа на первую, но песенная мелодия звучит здесь более грустно, устало, темно, постепенно она поднимается вверх, просветляется, растворяется. В аккомпанементе другая мелодия, наоборот, спускается вниз. Они расходятся в разные стороны, как тьма и свет. Окончание сказки звучит таинственно, будто в тумане исчезает сказочное видение, грустно и недосказано. (Исполняет последние восемь тактов пьесы, затем всю пьесу целиком.)

3-е занятие

Программное содержание . Учить детей различать средства музыкальной выразительности, форму произведений, сравнивать пьесы с одинаковыми названиями.

Ход занятия:

П е д а г о г. Послушайте пьесу П. Чайковского «Баба-яга». Как рассказывает музыка о Бабе-яге? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба-яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает.

П е д а г о г. Молодцы! В начале пьесы музыка зловещая. В ней слышны остановки, пугающие аккорды с жёсткими акцентами, будто Баба-яга ковыляет, прихрамывая, затевает что-то недоброе. (Исполняет 1-8-й такты.) Потом появляется непрерывное, суетливое движение. Отрывистые интонации чередуются с плавными парами звуков, появляются то вверху, то внизу, будто Баба-яга мечется, суетится, что-то ищет. (Играет 9~12-й такты.)

В средней части пьесы равномерные повторяющиеся звуки изображают безостановочное движение, как будто Баба-яга помчалась, понеслась в своей ступе. Отрывистые аккорды звучат ритмично, коротко, чётко, остро, как удары помела, которым Баба-яга погоняет ступу. (Играет 13-25-й такты.)

Третья часть пьесы повторяет первую, но теперь мелодия звучит высоко, будто Яга в полёте поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится. (Играет 26-32-й такты.)

Но вот мелодия начинает звучать все ниже и ниже, как будто Яга спускается вниз, на землю. (Играет 33--,-40-й такты.) Закружилась, колдует, вертится и вдруг пропала... (Исполняет последние шесть тактов, потом всю пьесу целиком.)

П е д а г о г. Не только П. Чайковский, но и другие композиторы изображали Бабу-ягу в своих музыкальных сказках.

Русский композитор Анатолий Константинович Лядов написал небольшую пьесу для оркестра.

Анатолий Лядов написал свою сказку на сюжет «Народных русских сказок» А. Афанасьева: «Баба-яга вышла во двор, свистнула - перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели...» (Звучит запись.) Во вступлении композитор изобразил свист Бабы-яги (играет флейта) и подъезжающую ступу.

Музыка звучит низко, зловеще, страшно. Слушая ее, можно представить себе тёмный дремучий лес, в котором живёт Баба-яга. Слышатся таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных сучьев. И вот Баба-яга понеслась, погоняет свою ступу. Звуки ксилофона напоминают стук костей, которыми Яга грозит, размахивает. Злые акценты, отрывистые возгласы, короткие мелодические интонации изображают полет Яги, которая гремит костями, свистит, злится. (Звучит фрагмент.)

Музыка похожа на зловещую пляску, потом начинает звучать высоко, летка, танцевально, будто Яга взвилась высоко в небо и унеслась. И все-таки Яга не кажется по-настоящему страшной, скорее - смешной. Отдельные отрывистые звуки флейты, волшебные, колючие и посвист в конце выразительно и с юмором изображают исчезновение Яги. (Запись звучит повторно.)

А у Модеста Мусоргского , в его «Картинках с выставки», есть пьеса, которая называется «Избушка на курьих ножках» или «Баба-яга.

В пьесе Модеста Мусоргского образ Бабы-Яги полон жизни и движения. У художника В. Гартмана (друга композитора) был нарисован эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия М. Мусоргского изобразила в музыке совершенно другое - мощный динамичный образ Бабы-Яги. (Звучит запись.)

А как изображается Баба-яга у М. Мусоргского? (Звучит запись.)

Д е т и. Она злющая, свирепая.

П е д а г о г. Да, с первых звуков музыка рисует портрет свирепой, разъярённой, беснующейся, лютой ведьмы. Музыка звучит очень громко, с резкими, внезапными, жёсткими акцентами.

Сначала она прерывается устрашающими, зловещими паузами, потом движется с непрерывным ускорением, мчится - грозная, чёткая, ритмичная, похожая на дикий лихой пляс или стремительный полет, властная, мощная, страшная, даже с оттенком злобного торжества! (Звучит фрагмент.)

В пьесе М. Мусоргского три части. В середине все внезапно затихает, слышатся странные, дрожащие, волшебные звуки. Мелодия звучит тихо, в низком регистре, таинственно, словно Баба-яга затеяла что-то недоброе, бурчит, колдует, шепчет, возится... (Звучит фрагмент средней части.)

И опять музыка становится жёсткой, свирепой, грозной, как в начале. (Звучит запись.)

В какой из трёх пьес (П. Чайковского, А. Лядова или М. Мусоргского) Баба-яга вам показалась самой злой? (Звучат фрагменты.)

Д е т и. В последней, М. Мусоргского.

П е д а г о г. Да, в пьесах Петра Ильича Чайковского и Анатолия Лядова можно найти и черты юмора, а у Модеста Мусоргского Баба-яга очень страшная. (Можно попросить детей передать в движениях характер этих пьес.)

Нарисуйте дома Бабу-ягу такой, какой она вам представляется в одной из пьес, которые вы слушали, или в разных пьесах.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Пётр Ильич Чайковский. Нянина сказка. Баба-яга, mp3;
Анатолий Константинович Лядов. Баба-яга, mp3;
Модест Петрович Мусоргский. Избушка на курьях ножках, mp3;
Сергей Сергеевич Прокофьев. Сказочка, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Сборник 12-ти сюжетных пьес для детей, который так и называется – “Детская музыка”. (ор.65) Интересно, что все двенадцать пьес имеют четко выраженную трехчастность строения. Понятно, что трехчастная форма, сочетающая в себе контрастность и повторность в изложении основных музыкальных мыслей, способствует «удобству» восприятия музыки, предназначенной для маленьких слушателей и исполнителей. «Детскую музыку» можно рассматривать как музыкальные картинки ребячьего дня - с утра и до вечера. Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр («Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»). Сказочка. Трогательно простая, жалобная мелодия напоминает русский жалобный наигрыш, выразительно оттененный «подголосочной» полифонической тканью пьесы. Тарантелла. Музыка ее крайних разделов отмечена упругостью ритма и стремительностью, присущей темпераментному итальянскому танцу. Яркий контраст привносит в музыку этой пьесы очаровательная мелодия среднего эпизода, полная мягкого юмора и улыбки. При этом пульс оживленного движения остается таким же непрерывным, неутомимо-энергичным. (Тарантелла – это итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет (в Сицилии); музыкальный размер - 6/8, ³/8. Характерной особенностью тарантеллы является ритмический рисунок, насыщенный триолями. Этот стремительный танец исполняется одной или несколькими парами, иногда сопровождается пением). Раскаяние. В пятой пьесе преобладает психологизм музыкального повествования, глубокое раскрытие внутреннего мира, ребенка. Напевная мелодия этой миниатюры не лишена выразительной декламационности. Следующие затем пьесы – «Шествие кузнечиков», «Дождь и радуга» и «Пятнашки» образуют своеобразную маленькую триаду внутри «Детской музыки». «Дождь и радуга» – маленькое интермеццо, являющее собой интересный пример колористической звукописи Прокофьева. Пятнашки. Пятнашки – русская народная игра. По характеру музыки и мелодическому рисунку, а также по фактуре изложения «Пятнашки» словно перекликаются с «Тарантеллой». Марш . «Кукольность» не является здесь доминирующим выразительным качеством музыки. В «Марше» остроумно сочетается некоторая «игрушечность» колорита (особенно в среднем разделе) с тонко претворенными интонациями удалой солдатской песни. Завершают цикл две светлые напевные миниатюры. «Вечер» напоминает маленький поэтичный ноктюрн, отличающийся акварельной нежностью музыкальных красок. Впоследствии эта пьеса также обрела новое звучание в балете «Сказ о каменном цветке», где она стала одной из характеристик героини – Катерины. Ходит месяц над лугами. «Ходит месяц над лугами», - писал Прокофьев, - написана на собственную, а не на народную тему. Я жил тогда в Поленове, в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полянам и лугами». Рассматривая сюиту в целом, можно заметить одну интересную закономерность этого цикла. Многие его части словно перекликаются своим образным содержанием. Так музыка «Вечера» своим мягким «акварельным» колоритом, в чем-то близка «Утру»; «Сказочка» и «Ходит месяц над лугами» тонко и неназойливо вводят маленького слушателя в волшебный мир русской сказочности и песенности. Эта «перекличка» крайних частей цикла (двух начальных и двух завершающих) образует его своеобразное «двойное» обрамление.

Музыкальный язык прокофьевских произведений для детей, ни в какой мере, не может быть назван примитивным или упрощенным. Но при этом композитор «не собирается жертвовать ни одной из особенностей своего стиля. Наоборот, черты стиля обостряются, словно фокусируются на небольшом пространстве детской пьесы.