Рецензия на "возвращение" платонов. Рассказ андрея платонова "возвращение" Смысл рассказа а платонова возвращение

«Чувствовать радость возвращения всем сердцем...»

Урок-исследование по рассказу А.Платонова «Возвращение» , 11 класс

Эпиграф к уроку:

«Война - это особая обнаженная любовь к добру и особая ненависть к злу...» Ю.Бондарев

Цели и задачи:

в ходе анализа-исследования текста определить идейное содержание,
проблематику рассказа как одного из лучших произведений о Великой Отечественной войне;

подвести учащихся к пониманию особенностей художественного мастерства и художественной манеры А.Платонова;

подготовить учащихся к написанию сочинения-отзыва о рассказе, вызвать в ребятах чувство сопереживания и сопричастности изображаемому.

Домашнее задание к уроку:

  1. Прочитать рассказ А.П.Платонова «Возвращение».
  2. Выписать в тетрадь наиболее характерные детали в описании героев
    (одежда, черты лица, запах, особенности поведения, действия и т.д.),
    проследить их «движение» в рассказе.
  3. Объяснить смысл заглавия.

Вступительное слово учителя .

Двадцать первый век… Время наше - время великих свершений, время исповедей и покаяния. Многих, меня в том числе, страшат нравственные тупики, в которые были загнаны многие и многие силою социальных обстоятельств.

В такое время непереоценимой остается роль литературы.

Как вы думаете, ребята, какие проблемы считались и остаются
наиважнейшими в лучших произведениях русской литературы?
Проблема нравственного выбора,
проблема памяти.

Нравственный выбор, человеческая память - две грани человечности, качества, которое наиболее четко проверялось в годы войны.

Человек не может жить только настоящим, только одним мгновением. Он стремится в будущее и бережно хранит воспоминания о минувшем. Каждый человек - частица своего народа, и потому есть у нас общая народная память. Наш урок проходит накануне 9 мая, дня, ставшего Святым Днем Победы.

Более шестидесяти лет прошло с тех пор.

«Войны случаются там и тогда, где и когда люди забывают о войне»… Сегодня, в канун Дня Памяти, подумаем о том, какою ценою была добыта Победа, перечитаем проникновенные строки о войне, прикоснемся к святому.

Рассказ А.П.Платонова «Возвращение», написанный в 1946 году, заслуженно считается одним из шедевров малого жанра о войне, о жизни тыла, о тяжких бедах и не бросающихся в глаза подвигах женщин и детей, любимых героев удивительного писателя.

Опережающее задание. Слово заранее подготовленного учащегося

О писателе.

А.П.Платонов - писатель и человек - ровесник XX века (родился в 1899г., умер 1951г.). Все самые неуютные, страшные и в то же время бесстрашные годы России прошли у него на глазах, он прожил и пережил их. Во всем, что написал этот удивительный писатель, - реальная судьба страны, нашего народа, самого Платонова. Один из героев его рассказа «Старый механик» говорит фразу, которая затем определит и сущность творчества Платонова, и проблематику его произведений, и его место в литературе, в истории нашей культуры: «Народ там есть, а меня там нет... А без меня народ неполный» А.П.Платонов прошел через целую школу профессий - был рабочим и инженером-мелиоратором, водил вместе с отцом паровоз, в годы войны был военным корреспондентом. Но всегда в нем проступала его главная натура - натура писателя.

Мастеровой человек по природе своей, он стал одним из выдающихся мастеров нашей прозы .

Учитель. Наш урок - урок соприкосновения и сопричастности к мастерству великого писателя XX века, к его видению и пониманию сущности самой страшной войны минувшего столетия.

Беседа на выявление восприятия и определения темы и героя рассказа.

Учитель. Для начала скажите, какие чувства вызвал в вас рассказ? Что вы пережили, читая его?

  1. Война измучила людей: «Иванов... прослужил всю войну...», «устало
    сердце у солдата» тысячи верст исходили его ноги за эти годы, морщины
    усталости лежали на его лице, и глаза резала боль под закрытыми веками -
    они хотели теперь отдыха в сумраке или во тьме...»
  2. В годы войны рано взрослеют дети: «Отец не сразу узнал своего
    ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста...»
    Люба о детях: «... дети одни и одни... Видишь, какие выросли. Сами всё
    умеют делать, как взрослые стали...».
  3. Смущает маленькое «как», ведь Петруше всего 12-й год!

Прочитав рассказ, мы впервые задумались над тем, что - война-это не только фронт, но и тыл, война всей тяжестью легла на плечи женщин и детей.

Учитель. Как в рассказе Платонова показано тяжелое влияние войны на жизнь семьи, на судьбы детей?

Особенностью художественного мира Платонова является изображение детей-сирот. Петруша и Настя не сироты в полном смысле слова, но годы разрушений и бедствий они рано взрослеют и вынуждены жить по законам не детской, а взрослой жизни. Петруша является главным действующим лицом в рассказе и главным в семье Иванова: он заменил отца-фронтовика, он глава, он заботился о семье, он считает себя вправе управлять всеми и всем в доме:

Матери: «Давай мне, мать, хлебные карточки...», «Поворачивайся, мать, поворачивайся живее!»

Сестре: «Настенька, опорожни кружку, мне посуда нужна!»

Отцу: «Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие».

Даже огню в печи, горящему неровно, Петруша выговаривает: «Чего горишь по-лохматому, ишь, во все стороны ёрзаешь! Гори ровно. Гей под самую еду, даром, что ль, деревья в лесу росли».

Сюжет рассказа

Учитель. При домашнем чтении рассказа вы должны были задуматься над вопросом об особенностях сюжета «Возвращения».

Сюжет рассказа несложен, и если следовать внешней логике развития событий, то создается впечатление, что в произведении речь ведется о нескольких днях пути-возвращения солдата домой и встрече его с женой и детьми.

На самом деле глубинная канва рассказа гораздо сложнее, ведь в рассказе
прослеживаются годы войны и в жизни солдата, и в жизни его жены,
вынужденной сутками работать на кирпичном заводе, и в жизни рано
ставших мудрыми детей.

Так о ком же рассказ? Что имел в виду Платонов, назвав одно из своих лучших произведений не «Семья Иванова» (первоначальный вариант), а «Возвращение»? Ответив на эти вопросы, мы разгадаем загадку художественной манеры Платонова, познакомимся с особенностями его стиля.

Известные платоновские мотивы в рассказе

Учитель. Систему образов и сюжет рассказа организуют известные платоновские мотивы. Тернистый путь страдания героев - излюбленный мотив Платонова - присутствует и доминирует в рассказе «Возвращение». Давайте вчитаемся в текст и обозначим те пути, по которым идут герои А.Платонова.

  1. Иванов прошел дорогу войну - испил отведенную ему чашу страданий военных лет. Люба, его жена, вынуждена работать на прессе, на кирпичном заводе, где не всегда выдерживали мужики, дети 12 и 5 лет сами ведут хозяйство.
  2. Жизнь любимых героев Платонова не просто путь страданий, но и
    зачастую дорога в буквальном смысле слова.
  3. Возвращение Иванова домой - в буквальном смысле дорога - занимает
    долгие 6 дней. Четыре года войны («устало сердце у солдата») и 6 дней пути.
    Повествование начинается с вокзала, с железной дороги и заканчивается там же: Иванов «сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети». Железная дорога, вокзал, поезд, вагон присутствует едва ли не в каждом произведении писателя.
  4. В рассказе «Возвращение», вскрывшем последствия войны в жизни семьи, это видно особенно четко. Из части... «товарищи поехали с Ивановым на железнодорожную станцию и...оставили одного», «поезд, однако, опоздал на долгие часы», «вокзал был разрушен». «Иванов остался скучать на пустынном асфальте перрона», «поезд, который должен был увести отсюда домой и Машу и Иванова, находился неизвестно где в сером пространстве». Любовь Васильевна, жена Иванова, три дня подряд выходила ко всем поездам, что прибывали с запада, на четвертый день послала на вокзал детей, Петра и Настю, чтобы они встретили отца...», «Это поезд, Петя тихо шел» и др.

Так ключевые слова, проходящие через весь рассказ, усиленные антитезой:

Дом-поезд в сером пространстве,- помогают читателю понять и почувствовать авторскую позицию: война разделяет семьи, разъединяет людей, отделяя их друг от друга дорогами, вокзалами, «серым пространством», люди отвыкают друг от друга, забывают семейное тепло, тепло друг друга... Особенно пагубным такое разобщение, по мнению Платонова, является для детей.

Через весь рассказ проходит ещё один излюбленный платоновский мотив-мотив поиска правды, которая должна восстановить естественный порядок жизни.

Война смешала всё в семье Иванова: глава семьи долго отсутствует, он на войне не по своей воле, но он не может вернуться. Затем долго возвращается домой - вернувшись, обнаруживает, что жизнь продолжается, но всё идет не так, как ему хотелось бы, - и как следствие всего этого - солдат борется со своим обожженным сердцем, мучительно решая, как ему жить дальше.

«Своеобразие каждого человека...» Мастерство детали

Учитель. Каждый, кто читал Платонова, не мог не отметить, насколько внимателен писатель к каждому своему слову, как, никого не оправдывая, не защищая и не принимая ничьей стороны, он, в отличие от других писателей изображает каждого своего героя как особую тайну и особое чудо жизни.

Подобной виртуозностью слова Платонов владеет благодаря мастерству детали. Что такое деталь?

Выразительная подробность, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Замечательно о детали сказал Н.В.Гоголь в статье «О малороссийских песнях»: «Часто вместо целого внешнего находится только одна резкая черта, одна часть его. В них нигде нельзя найти подобной фразы: был вечер; но вместо этого говорится то, что бывает вечером...»

Умению находить выразительные детали учимся в младших классах. В старших классах должны осознавать многофункциональную роль детали, важно иметь в виду такую её особенность: она всегда в той или иной степени выражает авторскую позицию, даже у таких писателей, которые стремятся не «присутствовать» в произведении Платонов - в отличие от других писателей - никого не оправдывает, не защищает и не принимает ничьей

стороны.

«Он охватывает весь воссоздаваемый им противоречивый мир прежде всего своим пониманием, и в этом всепроникающем понимании заключается универсальная и мудрая человечность художника»

Начало рассказа.

Многие произведения великих писателей отличаются знаменательным в понимании идеи началом («Евгений Онегин» Пушкина, «Анна Каренина» Толстого, «Обломов» Гончарова). Обратимся к началу рассказа Платонова «Возвращение»:

«Алексей Алексеевич Иванов, гвардии капитан, убывал из армии по демобилизации» обратим внимание: не убыл, а убывал. Перед нами деталь, имеющая глубокий метафорический смысл. С этого глагола, употребленного в официальном значении, имеющего в словаре Ожегова толкование выбыл из состава», начинается, а затем и выстраивается целая цепочка глаголов, которая, начавшись с глагола несовершенного вида, знаменует долгий путь солдата домой, долгий не только в пространственном отношении, но и в смысле повторного обретения дома, мирного образа жизни.

Использование олицетворений

В описании дома Иванова нет подробнейших элементов, нет привычных для многих писателей зарисовок обстановки, изображение предметов быта, сказано лишь, что все «предметы дома по порядку - стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на подоконниках, русская кухонная печь... долго жили без него и скучали по нём».

Весьма распространенный прием у Платонова - наделять предметы качествами живого мира - олицетворение - заставляет читателя вновь и вновь задуматься о ненужности подобных явлений в жизни, как война (вещи «жили» без него «в тоске и бедности», «скучали»).

Но не это «узнавание» вещей Ивановым заставляет читателя содрогнуться, а... запах, запах родного дома.

«Он дышал устоявшимся родным запахом дома - тлением дерева, теплом от тела своих детей. Этот запах был таким же, как и прежде, и не изменился без него. Нигде Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам, в сотнях жилищ; там пахло иным духом, в котором не было свойства родного дома».

Удивительно малая, показалась бы, подробность, а какую важную роль она играет в постижении идеи писателя.

Две женщины проходят через рассказ, у обеих нелегкие судьбы, каждая из них до дна испила чашу страданий военного лихолетья, но какие разные... по запаху!

Маша, дочь пространщика:

«Волосы Маши «пахли природой», «лесной листвой, незнакомой заросшей дорогой, не домом, а снова тревожной жизнью».

Жена Люба: «забытое и знакомое тепло любимого человека» Как мало слов использовал Платонов и как много сказал! Таким образом, мы видим, какую огромную смысловую нагрузку несет деталь Платонова. Проследим по тексту, как взаимосвязаны и продолжают друг друга слова, связанные с возвращением главного героя, фактическим и духовным, причем особое внимание уделим глаголам, связанным с возвращением в различных значениях этого слова.

Возвращение: метафорическая роль глаголов

  1. «Алексей Иванов... у-б-ы-в-а-л из армии...»
  2. «Маша... в-о-з-в-р-а-щ-а-л-а-сь домой»
  3. «Ему нужно было ехать домой, где его о-ж-и-д-а-л-и жена и двое
    детей, которых он не видел 4 года»
  4. «Но в другом городе живет его жена Люба с детьми Настей и
    Петенькой, и они о-ж-и-д-а-л-и его»
  5. «Здравствуй! Чего ехал так долго! М-ы ж-д-а-л-и – ж-д-а-л-и...»
  6. «Долго они жили здесь без него с-к-у-ч-а-л-и по нем»
  7. «Но что - то мешало Иванову чувствовать радость его
    в-о-з-в-р-а-щ-е-н-и-я всем сердцем, - вероятно, он отвык слишком от домашней жизни и не мог понять родных людей»
  8. «Я знаю, я всё знаю! - говорил Петрушка. Мать по тебе плакала,
    тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет»
  9. «Из улицы…бежали вдалеке какие-то двое ребят... Большой
    поднял... руку... и махал рукою к себе, как будто призывал кого-то, чтобы тот возвратился».

Выстраивается цепочка:

Убывал - возвращалась - ожидали - ожидают - ждали-ждали - радость возвращения - ждала - возвратился

Первое сказуемое, открывающее действие рассказа - глагол несовершенного вида, можно сказать, термин, обозначающий отбытие военнослужащего из действующей армии, медленно, шаг за шагом, следуя за авторской задумкой, приводит нас в финале рассказа к сказуемому - глаголу совершенного вида - возвратился.

Чтение финала рассказа, беседа (Читает учитель или подготовленный ученик)

Прочитаем финальные строки рассказа и ответим на вопросы:

Когда, наконец, Иванов коснулся жизни обнажившимся сердцем?

Как вы встретили финал рассказа?

Поверили ли вы в него?

Докажите, что в семье Иванова отразилась правда военной и послевоенной жизни народа.

Сделаем выводы.

Итак, рассказ, имевший первоначальное название «Семья Иванова», вышел под названием «Возвращение». Подводя итоги нашего разговора об идейном и художественном своеобразии рассказа, ответим на вопрос, чем для каждого из вас стало «Возвращение»?

Возвращение – это:

Путь солдата домой, к себе самому, к невоенной жизни; --- духовное очищение человека;

Обретение надежности существования (дети, жена);--------- новые выводы и открытия, жизненные открытия;

Итоги событий, раздумий, переживаний.

Домашнее задание.

Написать сочинение - отзыв о рассказе.

Приведем пример одной из ученических работ.

…Неизгладимое впечатление произвел на меня рассказ А.П.Платонова «Возвращение» (1946), заслуженно считающийся одним из шедевров малого жанра русской прозы о воине. Сюжет «Возвращения» несложен, и если следовать внешней логике развития событий, создается впечатление, что центральным образом рассказа является образ солдата, возвратившегося с войны.

Действительно, Иванов провел на войне долгих 4 года - «устало сердце у солдата». Но слово, которым назван рассказ (первоначальное название - «Семья Иванова»), приобретает в ходе повествования глубинный, метафорический смысл.

Для меня «Возвращение» - это не только путь солдата домой, это и духовное очищение человека от войны как от чего-то страшного, противоестественного и бесчеловечного, это и обретение надежности жизни детьми и женой Иванова, это и итоги событий, раздумий, переживаний для всех участников событий, описанных Платоновым.

Проблематика рассказа широка и многогранна. А Платонов, великий гуманист, создал произведение, исполненное сердечности и доброты, милосердия и человечности. Герои Платонова - простые люди, и каждый из них четко и добросовестно делает своё дело: Иванов защищает свою Родину; жена его, Люба, чтобы выжить и прокормить детей, трудится на кирпичном(!) заводе, работает на прессе, там, где не каждый мужчина выдержит, да ещё и норму выполняет; дети ведут хозяйство...

Характерной особенностью художественного мира Платонова является изображение детей-сирот. Петруша и Настя не сироты в полном смысле слова, но в годы разрушений и бедствий они рано взрослеют и вынуждены жить по законам не детской, а взрослой жизни.

На мой взгляд, «главным» человеком в семействе Иванова и главным действующим лицом в системе образов рассказа является Петрушка, «маленькие карие глаза» которого смотрели на «белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они один непорядок видели и осуждали человечество».

Платонову как художнику свойственна потребность сопереживать своим героям, скорбеть над их судьбами. Он выбирает для своего героя тернистый путь страдания в поисках правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа.

С присущей только ему виртуозностью неожиданного использования несочетающихся, казалось бы, словообразующих глубинных метафор («все вещи в доме ждали солдата», «поезд в сером пространстве»), мастерства детали (организующая сюжет и идею цепочка глаголов со значением возвращения: «убывал - возвращался - возвратился»), Платонов представляет нам трагедию и солдата, который сначала долго воюет, и затем долго возвращается и борется со своим
обожженным сердцем, решая, как ему быть дальше; и трагедию ребенка,
взрослеющего не по годам, сумевшего урезонить даже отца, усомнившегося
в верности жены.

Вслед за Платоновым мы понимаем: ищет правду Иванов-отец там, где не надо прощать, нужно было только понять...

Сострадание, способность к сопереживанию, честь и совесть - эти качества я считаю важными достоинствами человеческой души. «Закон, живущий в нас, называется совестью», - это изречение древнего философа Канта можно применить и к мировосприятию Иванова.

Именно этот закон, именно честь и достоинство помогли Иванову «прикоснуться к жизни обнажившимся сердцем». Увидев детей, бегущих за поездом, своих родных детей, за которых он воевал и которых он мог оставить сиротами при живом отце, Иванов возвращается с войны в полном смысле слова.

Рассказ Платонова потрясает до глубины души. В небольшом по объёму произведении разворачивается огромная по значимости эпическая картина, отразившая, на мой взгляд, всю глубину трагического влияния воины на судьбу семьи.


Тема урока: Почему состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Какие вечные проблемы поднимаются в рассказе?

Тип урока: урок открытия нового знания, урок-исследование

Цель урока: В ходе анализа текста определить идейное содержание рассказа и авторскую позицию, подвести учащихся к пониманию особенностей художественного мастерства и манеры А.Платонова; подготовить учащихся к написанию сочинения-отзыва о рассказе

Технологии урока: технология развития критического мышления, кейс – технология (технология исследования), технология продуктивного чтения, технология проблемного диалога, технология дифференциального обучения, ИКТ.

Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, в группах

Опорные понятия: композиция, антитеза, сюжет, образ, конфликт, характеристика героя, язык повествования, историзм художественной литературы, художественная деталь

Новые понятия: бродячий сюжет, концепт, притча, исповедь, катарсис Межпредметные связи: история мировой культуры – сюжет возвращения в мировой художественной культуре

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Рассказ «ВОЗВРАЩЕНИЕ» (1946)

Рассказ Андрея Платонова под названием “Возвращение” (1946) не был опубликован при жизни писателя, Фадеев назвал рассказ “лживым и грязноватым”, “перерастающим в злопыхательство”, даже “ выползшей на страницы печати обывательской сплетней”, Ермилов же охарактеризовал рассказ как произведение наполненное “мраком, цинизмом, душевной опустошенностью”, “гнуснейшей клеветой на советских людей”. По словам последнего, Платонов всегда любил “душевную неопрятность”, обладал “пакостным воображением”, у него тяга ко всему “страшненькому и грязненькому”, в духе дурной “достоевщины”, он превратил даже 11-летнего героя “в проповедника цинизма”

Почему, несмотря на отрицательную оценку критиков, состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Какую мысль посылает читателю автор?

1.Значение названия рассказа. Каково словарное значение слова возвращение? Раскрыть значение слова через подбор однокоренных слов. 2.Как устроена композиция рассказа? Определить завязку, кульминацию, развязку, экспозицию. 3.Обсудить цитатную характеристику героев в группе, выделить художественную деталь, наиболее ярко характеризующую героев 4.Обсудить какие языковые особенности были замечены в процессе чтения. Записать наблюдения.

Значение названия рассказа Возвращение – процесс, поворот в обратную сторону от войны к миру, преодоление отчуждения, воссоединение, воскрешение, преображение.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ВОЙНА МИР ВОКЗАЛ ДОРОГА МАША – дочь пространщика ВОЛЯ ПРОСТРАНСТВО Запах листьев СКУКА ДОМ ЛЮБОВЬ жена ДЕТИ Петр и Настя ОГОНЬ ПЕЧЬ ВЕЩИ Запах дома ЖИЗНЬ Убывал из армии Вышел вслед за Машей Откладывал час свидания с семьей Экспозиция Завязка Развитие действия Развязка Уезжал далее Обещал помнить Уехал Приехал Не сразу узнал ребенка Умылся Почувствовал тихую радость Рассматривал предметы Дышал запахом Что-то мешало чувствовать радость всем сердцем Взял мешок Сидел на вокзале Кульминация Сердце ожесточилось Посмотрел назад Закрыл глаза Почувствовал жар в груди Узнал все Почувствовал жизнь обнажившимся сердцем Сошел с поезда

Композиция рассказа: Рассказ строится на антитезе (война – мир) и перевернутом вечном сюжете. Дому и семье противопоставлен, ставший привычным за время войны, мир дороги, мир военной жизни, вольной и просторной. Все в рассказе перевернуто, искажено войной – отец ведет себя как ребенок, сын как взрослый, отца боятся, отец не чувствует в сердце любви к детям. В момент кульминации – все меняется. Сын снова ребенок – одет в разную обувь, неловко падает и нуждается в отце.

Тема рассказа – возвращение героя домой и обретение себя через активный выбор (определение своего места в мире) Идея рассказа – разрушенные войной связи может восстановить только очень сильная любовь к миру, к ближнему. Иванов обретает себя вновь через любовь к детям.

Составить синквейн

Написать сочинение на тему по выбору: «Смысл названия рассказа А.Платонова «Возвращение» или «Особенности художественного языка А.Платонова в рассказе «Возвращение»

Экранизация рассказа: «Возвращение» (1961) «Отец»(2007) «Возвращение» А.Звягинцева

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Тема урока: Почему состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Какие вечные проблемы поднимаются в рассказе?

Тип урока : урок открытия нового знания, урок-исследование

Цель урока :

В ходе анализа текста определить идейное содержание рассказа и авторскую позицию, подвести учащихся к пониманию особенностей художественного мастерства и манеры А.Платонова; подготовить учащихся к написанию сочинения-отзыва о рассказе

Технологии урока : технология развития критического мышления, кейс – технология (технология исследования), технология продуктивного чтения, технология проблемного диалога, технология дифференциального обучения, ИКТ.

Формы организации деятельности : фронтальная, самостоятельная, в группах

Опорные понятия : композиция, антитеза, сюжет, образ, конфликт, характеристика героя, язык повествования, историзм художественной литературы, художественная деталь

Новые понятия : бродячий сюжет, концепт, притча, исповедь, катарсис

Межпредметные связи : история мировой культуры – сюжет возвращения в мировой художественной культуре

Образовательные ресурсы: УМК по литературе, презентация к уроку, раздаточный материал

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

Этап мотивации познавательной деятельности:

1.Формирование ситуации обмена мнениями

2. Введение новой проблемной информации

5 минут

1.Учитель формирует ситуацию обсуждения, прочитанного дома рассказа А.Платонова.

2. Учитель сообщает информацию о том, что первоначально рассказ назывался «Семья Иванова» и предлагает ребятам прочитать высказывания критиков о рассказе А.Платонова и сопоставить свои впечатления с предложенными высказываниями (технология продуктивного чтения).

1.Учащиеся обмениваются впечатлениями о прочитанном.(Фронтальный опрос)

2.Знакомятся с высказываниями критиков (самостоятельное продуктивное чтение - индивидуальная работа).

3.Коротко обсуждают различие в восприятии рассказа и делают вывод о том, что критиков не устроило изображение в рассказе отношений в советской семье. Типичная советская семья должна не иметь недостатков.(Форма работы – проблемный диалог)

Личностные: личностное самоопределение – оценивание: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; смыслообразование – понимание цели обучения.

Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи; нацеленность на выбор и выполнение действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству, к участию в процессе исследования . умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Этап актуализации знаний. Мотивация познавательной деятельности.

5 минуты

Учитель предлагает учащимся вспомнить: как описывается герой военных произведений уже им известных. Объяснить причины возмущения критиков и написать несколько предложений (описать сцену возвращения к семье солдата с войны) из вымышленного идеального для критиков рассказа.

Устное словесное рисование (работа в группах) Высказывается один человек от группы.

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения заданий.

Познавательные: моделирование, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Этап формулирования темы урока и постановки учебной задачи.

Этап построения проекта выхода из затруднения

5 минут

Применение кейс-технологии:

1.Учитель задает вопрос: Почему, несмотря на отрицательную оценку критиков, состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Можем ли мы сразу ответить на данный вопрос или это может стать темой нашего урока? Как будем отвечать на этот вопрос?

2.На доске учитель записывает предложения учащихся.

1.Учащиеся уточняют и формулируют тему урока. (фронтальный опрос)

Учащиеся вместе с учителем коллективно составляют план достижения цели - объяснить читательский интерес к рассказу «Возвращение» и доказать его художественную ценность. Определяют алгоритм действий и записывают в тетрадь:

Подумать над названия рассказа (ключ к авторской позиции)

С помощью цитат из текста составить характеристику основных персонажей и главного героя.

Выявить композицию рассказа.

Отметить языковые средства, используемые автором.

Определить тему и идею рассказа.

Личностные: самоопределение; самомотивация: определение конкретной сферы познавательных интересов в рамках заявленной темы.

Регулятивные: постановка учебной задачи и планирование учебной деятельности: самостоятельное формулирование или принятие вариантов товарищей.

Коммуникативные: Умение обосновывать и высказывать собственное мнение в форме связного ответа.

Познавательные: выбор способов решения задачи, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Этап реализации проекта

  1. минут

1.Учитель дает учащимся разные задания по группам с учетом разного уровня подготовки (технология дифференциального обучения):

1.Значение названия рассказа. Как первоначально назывался рассказ? Каково словарное значение слова возвращение? Раскрыть значение слова через подбор однокоренных слов.

2.Как устроена композиция рассказа? Определить завязку, кульминацию, развязку, экспозицию.

3.Обсудить цитатную характеристику героев в группе, выделить художественную деталь, наиболее ярко характеризующую героев

4.Обсудить какие языковые особенности были замечены в процессе чтения. Записать наблюдения.

5.Какие вечные сюжеты связаны со словом возвращение?

6. Какие слова –концепты вы заметили в рассказе? Какую роль они выполняют в тексте?

2.Учитель модерирует выступления учащихся, следит за создаваемой надписью на доске. (кластер)

3. Учитель обращает внимание учащихся на отдельные фрагменты текста, требующие толкования.

1.Учащиеся по группам в течение 5 минут выполняют задания: поиск информации в тексте словарях, поиск информации в тексте, групповое обсуждение.

2.Затем в течение 15 минут идет коллективная работа: учащиеся выразительно читают вслух отобранные фрагменты, отвечают на вопросы.

На доске записываются все важные наблюдения.

(Возвращение – процесс, поворот в обратную сторону от войны к миру, преодоление отчуждения, воссоединение, воскрешение, преображение)

Рассказ строится на антитезе и перевернутом вечном сюжете.

Дому и семье противопоставлен, ставший привычным за время войны, мир дороги, мир военной жизни, вольной и просторной.

(Все в рассказе перевернуто, искажено войной – отец ведет себя как ребенок, сын как взрослый, отца боятся, отец не чувствует в сердце любви к детям)

В момент кульминации – все меняется. Сын снова ребенок – одет в разную обувь, неловко падает и нуждается в отце.

Герой преодолевает границу между ним и миром.

Внезапно возникает у Иванова осознание своей причастности к жизни Вселенной и отказ от себя как от полового существа и обретение потерянного сыновства. Это процесс преображения человека, обретение души. Человек заново рождает себя в активном акте выбора.

Тема рассказа – возвращение героя домой и обретение себя через активный выбор (определение своего места в мире)

Проблема рассказа – разрушенные войной связи может восстановить только очень сильная любовь к миру, к ближнему. Иванов обретает себя вновь через любовь к детям.

Личностные: опыт осмысления влияния отечественной истории на судьбы людей через посредство исследования художественного текста, выявление позиции автора и собственного отношения к проблеме

Регулятивные: планирование, прогнозирование собственной исследовательской деятельности; выбор комфортного алгоритма исследовательской работы.

Познавательные:

Общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение; выделение эпизодов; возможное маркирование текста;

Логические: анализ объектов (фрагментов, образов); построение логической цепи рассуждения, доказательства, - предметные: умение анализировать текст, давать характеристики героям, отыскивать и комментировать формы и способы выражения авторской позиции; понимать роль языковых средств.

К оммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Этап закрепления с проговариванием и рефлексия.

7 минут

Учитель организует рефлексию с целью выявления впечатлений учащихся, понимания ими логики, степени выполнения задач, поставленных на уроке. Учитель побуждает учащихся к аналитическому оцениванию собственного впечатления от урока и своих результатов.

Форма рефлексии: Учитель дает задание письменно о

Учащиеся отвечают на вопросы учителя о том, что удалось или не удалось сделать на уроке. (Фронтальный опрос)

Учащиеся создают синквейны и зачитывают вслух несколько вариантов (по желанию).

Примеры синквейнов:

Возвращение

Мучительное и решительное

Состоялось, выстрадали, заслужили

Человек может понять внезапно

Главное.

Человек

Обычный усталый

Убывал, вернулся, ощутил

Сердцем другое сердце сумел понять.

Выбор.

Личностные: формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция собственных действий (и внимания).

Познавательные: синтез, выведение следствий, анализ истинности утверждений

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание и выставления оценок

3 минуты

1.Учитель формулирование вывод урока.

2.Учитель объявляет и комментирует отметки.

3.Учитель предъявляет домашнее задание с учетом технологии дифференциального обучения:

Написать сочинение на тему по выбору: «Смысл названия рассказа А.Платонова «Возвращение» или «Особенности художественного языка А.Платонова в рассказе «Возвращение»

Инструктирует учащихся

4. Учитель инструктирует учащихся

1.Учащиеся записывают вывод от урока в тетрадь

2. Учащиеся выдвигают предложения по оцениванию работы на уроке.

3. После предъявления задания формулируют возможные проблемные зоны и записывают домашнего задания в дневник.

Личностные : выявление собственного отношения к различным интерпретациям текста

Регулятивные

Познавательные: самостоятельное решение о выборе дополнительного задания

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и корректировать их в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Резерв: Этап продуктивного использования полученных знаний, введение дополнительной информации

Учитель предлагает после обсуждения рассказа самостоятельно посмотреть фильмы с одноименным названием «Возвращение» (1961) г.по рассказу А.Платонова, фильм «Отец»(2007)и фильм «Возвращение» А.Звягинцева, прочитать военные рассказы А.Платонова «Одухотворенные люди», «Броня» для урока внеклассного чтения.

Учащиеся выдвигают гипотезы по каким критериям можно сопоставить данные картины, на что обратить внимание, какую работу можно будет выполнить по итогам просмотра и прочтения дополнительного материала

Личностные : самоопределение

Регулятивные : осознание качества и пользы усвоения новой информации, синтезирование информации.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать их в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Список литературы:

  1. УМК по литературе для 5-9 классов под ред. В.Я.Коровиной, Издательство «Просвещение»
  2. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа, Москва «Просвещение» 2011
  3. Типы уроков по ФГОС. Стрельникова Н.П. Материалы с сайта http://edu-reforma.ru
  4. Михеев М. "Возвращение" Платонова: поэтика недоговоренности. Вопросы литературы 2008, №2
  5. Сердюк О.С. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга в коррекционной школе, 2011
  6. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Современная технология. – М.: Пед.общество России, 2011.
  7. Баршт К.А. Поэтика прозы А.Платонова, СПбГУ, Санкт-Петербург, 2005

Главный герой рассказа Андрея Платонова «Возвращение» — гвардии капитан Алексей Иванов. После окончания войны он демобилизовался из армии и поехал на поезде домой, где его ждала жена и двое детей. В дороге он познакомился с девушкой Машей, которая тоже возвращалась в родные места после войны. Родители у Маши пропали без вести, и она ехала в родной город, где у нее жили две тетки.

Алексей почувствовал симпатию к Маше и даже сошел с поезда в родном городе девушки, чтобы помочь ей устроиться на месте. Через два дня он решил ехать дальше, к семье, а Маша провожала его на вокзале. Алексей во время прощания сказал девушке, что будет вечно помнить ее образ.

Когда Иванов приехал в родной город, на вокзале его встретил сын Петр, которому шел двенадцатый год. Уже несколько дней жена Иванова, Люба, отпрашивалась с работы и ходила на вокзал встречать мужа. А в день приезда она послала к приходу поезда сына.

Петрушка спросил, почему отец так долго ехал и тот ответил, что поезд шел медленно. Потом они пошли домой, где их уже ждала Люба, снова отпросившаяся с работы, и дочь Настя. Настя была еще маленькой, когда отец ушел на войну и совсем не помнила его.

Потом были приготовления к праздничному обеду по случаю возвращения капитана Иванова домой. За обедом Алексей расспрашивал домашних, как они без него жили. Он узнал, что Люба теперь работает на заводе, а дома хозяйничает Петруша.

Во время разговора Алексей случайно узнал, что последние два года в их дом постоянно приходил человек, которого звали Семен Евсеич. Его семья погибла, и он привязался душой к Петруше и Насте. Семен Евсеич приносил ребятам гостинцы и читал Насте книжки.

Алексею не понравилось, что в его семью приходил чужой мужчина в его отсутствие и поздно вечером он устроил Любе скандал, упрекая ее в неверности. Петруша слышал, как родители спорят, но боялся вмешиваться. Однако, после того, как отец разбил лампу, он вмешался и встал на защиту матери, говоря отцу о том, как трудно им жилось, пока тот был на фронте.

Утром Петруша проснулся поздно. От Насти он узнал, что мама ушла на завод, а отец взял свой мешок и тоже ушел. Мальчик понял, что отец решил уехать от них. Он решил идти вместе с сестрой на вокзал.

Алексей Иванов действительно решил уехать от семьи в тот город, где он расстался с Машей. Когда подошел поезд, он вошел в тамбур и не стал проходить в вагон, чтобы посмотреть на родную улицу, когда поезд будет проезжать переезд.

Не доезжая до переезда, Алексей решил уже идти в вагон, когда заметил двух детей, бегущих по улице. Сначала они направлялись к вокзалу, а потом увидели поезд и побежали к переезду. Поезд миновал переезд и Алексей выглянул из вагона, чтобы посмотреть на детей. Они бежали за поездом и старший из них стал махать Иванову, как бы призывая его вернуться.

В этот момент Алексей понял, что эти двое ребятишек – его дети, Петруша и Настя. У него стало жарко в груди и Алексей понял, что поступил неправильно. Он выбросил из вагона свой мешок и сошел с поезда.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Возвращение» заключается в том, что важно понимать мотивы поступков других людей. Алексей, который сам при возвращении домой ухаживал за девушкой Машей, не смог простить жене того, что ей уделяли внимание мужчины во время его отсутствия. Но решив уехать из города, Алексей не подумал о детях. И лишь увидев, как они бегут вслед за поездом, капитан Иванов понял, что поступил необдуманно.

Рассказ Платонова «Возвращение» учит не быть излишне самолюбивым и быть более внимательным к близким людям, доверять им и верить в них.

В рассказе мне понравился Петруша, который стал опорой для матери в суровые военные годы и который приложил все усилия, чтобы вернуть отца домой. Детям нужен отец и ребята очень хорошо понимали это. Они ждали отца с фронта и дождались, и в их планы не входило его терять. А что касается Алексея, то не стоит рубить с плеча, а стоит относиться ко всему с большим пониманием. Война много бед принесла, не стоит сотворять ещё одну — бросать детей.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Возвращение»?

Всякий дом хозяином держится.
Немой упрёк тяжелее сказанного.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Кто мудр, тот и добр.

«Возвращение» был напечатан в журнале Новый мир» в № 10 – 11 за 1946 г. под названием «Семья Ивановых». Рассказ раскритиковали за клевету, которую писатель якобы возвёл на советских людей, на воинов, возвращающихся с войны, на советскую семью. Уже после смерти Платонова обвинения были сняты. Рассказ в существенно изменённом самим Платоновым виде был напечатан в сборнике рассказов за 1962 г. уже после смерти автора.

Литературное направление и жанр

Рассказ «Возвращение» относится к литературному направлению реализма. Воин-победитель, отвыкший от семьи, возвращается домой и узнаёт, что жене тоже жилось несладко, так что она даже не ждала его верно, как поётся в песне К. Симонова. Критики потому и ополчились на Платонова, что поведение его героев не укладывалось в рамки «социалистического реализма».

Психологический рассказ об одной семье, о связях отца и матери на стороне, об их отвыкании друг от друга, отца от детей. Фабула занимает всего несколько дней, но в диалогах выявляются события, произошедшие во время войны.

Тема, основная мысль, проблематика

Рассказ о послевоенной встрече семьи, каждый член которой пытается войти в русло мирной жизни. Основная мысль состоит в том, что война не только убивает физически, она разрушает семьи, делая родных людей чужими и коверкая каждую жизнь в отдельности. Для возвращения к истокам, к семейной любви необходима жертва.

Проблематика рассказа традиционна для Платонова. Поднимается проблема влияния войны на судьбы и личности людей, превращение мужчин в легкомысленных подростков, а детей – в маленьких старичков; проблема отдаления родных временем и расстоянием; проблема верности и измены, ответственности и прощения; проблема любви, которую герои считают откликом на горе и одиночество.

Сюжет и композиция

Демобилизованный Алексей Иванов возвращается на поезде домой и не спешит, потому что отвык от домашних, как и его случайная попутчица Маша – дочь пространщика. Два дня провёл с ней Алексей, выйдя на станции в её родном городе и не сказав, что дома его ждёт семья.

Жена и дети ждали Иванова, каждый день выходя к поездам. На шестой день Алексея встретил 11-летний сын Пётр, и оба остались недовольны друг другом: Петя огорчён непрактичностью отца, а Алексей – прагматичностью сына. Родной дом Иванову странен и непонятен: жена стесняется его, как невеста, 5-летняя младшая дочь Настя, не помнившая отца, приучена к тяжёлому домашнему труду, Петрушка выполняет обязанности ворчливого хозяина, а не учится и играет, как положено детям.

Настя нечаянно открывает отцу, что к ним ходит Семён Евсеич и сидит с детьми, потому что всю его семью убили и ему одиноко. В ночном разговоре с женой Любой Алексей выясняет, что она изменила ему с инструктором райкома профсоюза, который был с ней нежен.

На следующее утро Алексей решил уехать к Маше, оставив свою семью, но дети выбежали к переезду, чтобы вернуть отца. Иванов, переживший в этот момент прощение и любовь к семье, сошёл с поезда на дорожку, по которой бежали его дети.

В рассказе есть крошечная вставная новелла – рассказ Петрушки о дяде Харитоне, который. вернувшись с войны и узнав, что его жена Анюта изменяла ему с безруким инвалидом, сначала поругался с ней, а потом рассказал ей, что тоже изменял со многими женщинами. И они стали жить, довольные друг другом. Да только Харитон про измену придумал, простив жену. На такой поступок Алексей не способен и о свой измене (возможно, не единственной) жене не рассказывает.

Герои

Алексей Иванов – чуть ли не наиболее часто встречающееся сочетание имени и отчества. Для Платонова герой – просто человек, каких множество, человек обычной судьбы. Он считает в конфликте правым себя, а виноватыми других, и живёт только для себя, без оглядки на близких. Его мимолётная связь с Машей оправдывается скукой, холодом, желанием «развлечь своё сердце». Он не думает о том, что Маша останется одна, он вообще не думает о её сердце.

По словам жены Алексея Любы, она искала в единственной за всю войну связи с мужчиной утешения, её душа потянулась к нему, потому что она умирала. Алексей уязвлён: «Я тоже человек, а не игрушка». Обида застилает ему разум. Он считает, что пережил на войне много больше, чем его жена: «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя». Он ведёт себя как маленький, собираясь пожаловаться сыну-подростку на измену жены.

Пётр взрослее и отца, и матери, он усмиряет родителей: «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие». Алексей называет его исправным мужичком, дедом. Петя действительно очень мелочен. Он озабочен единственной проблемой – выжить. От этого ругает Настю, которая толстую кожуру счищает с картошки, отца, в волнении раздавившего стекло керосиновой лампы. Петя заботится не только о тёплом пальто для матери и собирается идти работать кочегаром в баню, чтобы купить его, но и обучает Настю домашнему труду, чтению. Даже о Семёне Евсеиче он житейски замечает отцу, что Евсеич старее (то есть отцу не соперник) и пользу приносит.

У маленького Пети нет ни одного детского желания. Стресс, вызванный уходом отца, возрождает в нём ребёнка, нуждающегося в отце и призывающего его. Внутреннее смятение мальчика передается яркой деталью: впопыхах он надевает на одну ногу валенок, а на другую – калошу. Здесь из Петра он превращается в Петрушку, чей образ и заставляет отца сойти с поезда.

Одновременно происходит перерождение главного героя: в груди у него стало жарко, «будто сердце... пробилось на свободу». Теперь главный герой касался жизни обнажившимся сердцем, в котором рухнула преграда «самолюбия и собственного интереса».

Образы остальных мужчин оттеняют характер главного героя, их черты контрастируют с его личностью. Семён Евсеич, в отличие от Алексея, пережил настоящее горе, потеряв жену и детей, убитых в Могилёве. Его привязанность к чужим детям и жене – это тоже попытка выжить. Это и стремление принести пользу другим (ведь дети сидели целыми днями одни в темноте), и необходимость приложить к чему-то свою истерзанную душу. Алексей до своего перерождения не может понять и пожалеть своего мнимого соперника. Но ещё большее зло он видит в безымянном эвакуированном, с которым жена единственный раз хотела почувствовать себя женщиной, но не смогла, любя Алексея.

Женские образы рассказа пронзительны. В военное время в патриархальном укладе семей всё меняется местами. Мальчик превращается в мужичка-старичка, мужчина-воин – в капризного ребёнка, живущего, по словам Пети, на готовых харчах, а женщина – в главу семьи, мужчину. Люба научилась делать мужскую работу на заводе, исправлять электрические печи соседям за картошку и чинить обувь себе и детям. Одного она не смогла – принимать ответственность: «Я ничего не знаю».
Казалось бы, положение Маши, дочери пространщика, более выгодное. Она открыта всему миру, свободна от обязательств, никому не обещана. Но её просторное сердце не умеет забывать людей, случайно ставших ей близкими. В начале рассказа Иванов не догадывается, что его жена, как и Маша, может любить и жалеть многих. В конце рассказа Иванов понимает, что даже физическая связь может не быть изменой, что всё дело в душе.

Стилистические особенности

Творчество Платонова не имеет аналогов в литературе. Его язык странен и непривычен, но пронзителен, как будто слова идут из самого сердца. Писатель понимает и жалеет каждого своего героя, оправдывая его поступки.

Особое значение приобретают детали, которые обычно говорят о внутреннем состоянии героев, как уже упомянутые валенок и калоша на ногах Петрушки, или слёзы Любы, смешанные с тестом её пирога, или очки Семёна Евсеича, которые Настя надевает, чтобы штопать материны рукавицы, или раздавленное стекло керосиновой лампы.
Огромное значение для Платонова имеют запахи. Алексей признаёт дом своим в тот момент, когда чувствует, что запах его не изменился за четыре года. Волосы Маши пахнут палыми листьями (обычный мотив в творчестве Платонова). Этот запах противопоставлен запаху дома, символизирует «снова тревожную жизнь».

Речь героев полна житейской образности, особенно Петина. Огонь в печи он уговаривает не гореть по-лохматому, а ровно, Насте не велит строгать мясо с картошки, чтобы «питание не пропадало». Вкрапления в детскую речь канцеляризмов проявляют трагедию страны, где ребята становятся стариками.

Ещё одна характерная особенность стилистики Андрея Платонова – описание не столько мыслей героев, которые бывают по-житейски мудрыми, как рассуждение о любви Алексея, сколько чувств, движений «обнажённого сердца».

Разделы: Литература

Сам по себе сюжет возвращения может реализовываться по крайней мере в трех вариантах. Во-первых, как мифологическое возвращение, подобное возвращению Одиссея на родную Итаку после десятилетий странствий. Здесь возвращение является завершением цикла и демонстрирует замкнутость космоса и незыблемость его основ. Именно такое понимание выявляется при этимологическом анализе слова «возвращение». Во-вторых, возвращение может быть внешним, физическим, как возврат в некогда покинутое место. В-третьих, возвращение бывает, так сказать, внутренним, как возврат к некоему желаемому состоянию покоя, гармонии, беззаботности т.д. И именно здесь заложена возможность конфликта: возвращение может состояться как внешнее, но не состояться как внутреннее, как это и происходит в случае с капитаном Ивановым, героем платоновского рассказа.

Платоновский рассказ очень непрост для восприятия школьников. Чтобы работа с текстом была успешной, учащимся рекомендуется предварительно прочитать рассказ дома. Для анализа в классе мы предлагаем эпизод встречи Алексея Иванова с семьей, являющийся завязкой конфликта.

Приведем тезисно вопросы, определяющие логику анализа этого эпизода, и ожидаемые ответы учащихся.

1. Что вы узнали о капитане Иванове?

Алексей Иванов, гвардии капитан, прослужил в армии всю войну. Сослуживцы относились к нему с уважением. Армия стала для Иванова семьей: «Иванов и Маша чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии» . В тылу у него осталась семья: жена Люба и двое детей, Петрушка и Настя.

2. Что вы узнали о его семье?

У Алексея Иванова жена Люба и двое детей, Петрушка и Настя. Люба работает на кирпичном заводе. Работа занимает у нее много времени: «Работать хорошо, только дети одни и одни…» . За время войны Люба «научилась сама обувь чинить себе и ему [Петрушке. – Н.В.] с Настей, чтобы дорого не платить сапожнику, и за картошку исправляла электрические печки соседям» .

Петрушке 11 лет, но он выглядит старше своего возраста и отец не сразу узнает его. Во время войны Петрушка взял на себя роль главы семьи, привык всеми в доме и всем распоряжаться. Это раздражает капитана Иванова, который не понимает, почему с его сыном произошла такая перемена.

Дочь Иванова Настя была совсем маленькой, когда ее отец ушел на войну, поэтому она не помнит Алексея и поначалу плачет от страха. Она привыкла к другому человеку, Семену Евсеевичу, который относился с Насте и Петрушке «как родной отец, и даже внимательнее иного отца» .

Капитана Иванова огорчает то, что он узнал о жизни своих родных. Не такую картину он ожидал увидеть. «… Что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем, − вероятно, он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких. родных людей» .

3. Какими Алексей Иванов ожидал увидеть своих родных?

Вероятно, такими, какими он их помнил до войны.

4. Кто или что является причиной изменений, произошедших в семье Иванова?

Причина изменений – война.

5. Что такое война в представлении капитана Иванова?

Очевидно, это военные действия, в которых капитан принимал участие. «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя…» − так говорит он жене. Причем Алексей думает, что только он один знает, что такое война, за что жена справедливо его упрекает: «Что ты понимаешь в нашей жизни?» . Примечательно, что именно капитану Иванову принадлежат рефреном повторяющиеся в эпизоде слова: «война миновала» , «войны нет», то есть, собственно военных действий. Задача учителя подвести учащихся в ходе беседы к выводу, что для автора рассказа «Возвращение» война – это более широкое и потому гораздо более трагическое понятие.

6. Что такое война в представлении его жены Любы?

Это тяжелая работа, нужда, необходимость заботиться о детях и тоска по мужу. «… Я все ждала тебя, долгие страшные годы, мне просыпаться утром не хотелось» , − признается она Алексею. И далее: «Я работала день и ночь… Я стала на лицо худая, страшная, всем чужая, у меня нищий милостыни просить не станет. Мне тоже было трудно, и дома дети одни» .

7. Что такое война в представлении его сына Петрушки?

Это необходимость помогать матери, заменить в роли хозяина дома ушедшего на фронт отца, то есть преждевременное взросление. При внимательном чтении эпизода встречи Иванова с семьей становится очевидным, что Петрушка очень чуткий и внимательный мальчик: он хорошо чувствует настроение матери и искренне сопереживает ей.

Для автора война – понятие комплексное и многомерное, оно складывается из представлений о войне всех героев платоновского рассказа. Война – это и сражения, но это также и тяжелая, полная лишений жизнь тех. кто остался в тылу. Война – это нарушение естественного, привычного порядка вещей, отцы и матери не могут быть рядом с детьми, а дети вынуждены преждевременно повзрослеть. Война как череда военных действий закончилась, но она продолжает жить в душе каждого ее участника: капитана Иванова, который не понимает нового уклада жизни его семьи; Петрушки, который распоряжается в доме, как взрослый; Любы, которая истосковалась по мужу; Насти, которая не помнит отца. Война, понимаемая как особое внутреннее состояние человека, очень коварна и тяжело поддается искоренению. В этом смысле читатель не может быть уверен в том, что для капитана Иванова война закончилась: рассказ «Возвращение» имеет открытый финал.

В завершение анализа платоновского рассказа учащимся предлагается ответить на несколько, казалось бы, простых вопросов. Один из них: «Кто возвращается?» Это, конечно же, капитан Алексей Иванов, которому предстоит приехать в родной город после длительного отсутствия. Однако герой не сразу возвращается домой. Отъезд Иванова из части задерживается по вполне объективной причине: опаздывает поезд. Сослуживцы дважды провожают капитана на вокзал. Далее выясняется, что Иванов, чувствующий себя «осиротевшим без армии» , сознательно «откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей» . Таким образом, бывшему капитану предстоит пережить не только внешнее, физическое возвращение в родной город, но и внутреннее, психологическое возвращение к роли отца и мужа.

Необходимость именно внутреннего возвращения становится очевидной, когда Иванов встречается со своим сыном Петрушкой, который «казался старше своего возраста» и «походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка» . Ребенок, повзрослевший до времени и вынужденный взять на себя заботы не по возрасту, − знак неблагополучия в художественном мире А. Платонова. В военное лихолетье Петрушка был вынужден играть роль главы семьи и настолько вжился в нее, что дает указания не только матери, сестре и отцу, но и огню в печи − как лучше гореть. Петрушке тоже предстоит возвращение и тоже, как и его отцу, внутреннее − в детство.

И жене Иванова – Любе – также предстоит внутреннее возвращение – к роли жены и матери.

Второй вопрос, на который необходимо найти ответ, − «К чему /кому возвращаются платоновские герои?»

В целом можно сказать, что каждому из героев платоновского рассказа предстоит свое возвращение от войны к миру. Бывший капитан считает, что новая, послевоенная жизнь начнется, когда он переступит порог родного дома. Однако в жизни его семьи ему многое не понятно и чуждо. Он оказывается не в состоянии занять отведенное ему место отца, восстановив тем самым разрушенный войной миропорядок. Это ясно демонстрирует сцена ссоры между бывшим капитаном и его женой, в которой Иванов играет роль обиженного ребенка («…жалобным голосом, как маленький , вскричал отец» ), а Петрушка − рассудительного взрослого. Испуганный и рассерженный, Алексей решает оставить родных. Только увидев своих детей, бегущих вслед за поездом, он, наконец, принимает решение вернуться и сходит с поезда на железнодорожную насыпь. Здесь и начинается подлинное возвращение Иванова.

Стоит обратить внимание учащихся на то, что первоначально рассказ назывался «Семья Иванова» и именно под этим названием был впервые опубликован. Затем А. Платонов изменил название рассказа. «Возвращение» − название более емкое и более полно отражающее суть размышлений автора о послевоенной действительности.

Наконец, третий, важнейший вопрос, на который необходимо ответить при анализе платоновского рассказа: «Состоялось ли возвращение?» Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Именно открытый финал рассказа стал причиной резкой критики в адрес А. Платонова. Автор «Возвращения» ставит проблему, предлагая читателям участвовать с ним на равных в размышлениях о времени и о себе.

Литература

  1. Платонов А. П. Чевенгур // Избранное: Чевенгур; Счастливая Москва: Романы; Котлован: Повесть; Рассказы. − М., 1999. − С. 559-577.