Развивающее лото "народные промыслы". Дидактические игры по декоративно прикладному искусству

Дидактические игры по формированию интереса и ценностно-деятельностного отношения ребёнка старшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству Урала на основе ознакомления с Урало-Сибирской росписью.

Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования детского сада "Солнышко", структурного подразделения Северного педагогического колледжа, г. Серов
Описание материала: Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Урало-сибирской росписью. (практический материал к учебно-методическому пособию). Предназначены для развития детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям, родителям дошкольников. В следующих моих разработках будут предложены другие дидактические игры и рабочая тетрадь по этой теме.

Пособие составлено с учётом возрастных и психологических особенностей детей для совместной деятельности педагога с детьми.
Структурным компонентами модели образовательного процесса являются: содержание образования, реализуемое в совместном культурно-коммуникативном взаимодействии, в специально организованных интегрированных видах деятельности, в пространственно-предметной среде развития ребенка.
Более двухсот лет существует уральская народная роспись. Яркий, неувядающий уральский букет цветёт на лаковых подносах, шкатулках, прялках, бураках, потолках, стенах, дверях деревянных изб, даря людям радость и хорошее настроение.
Испытание радости от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра, воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей, попытаться сделать прекрасное своими руками. Задача педагога - создать условия для деятельностного приобщения дошкольников к художественному промыслу Урала.
Предлагаю вашему вниманию серию дидактических игр по формированию у детей целостного представления об урало-сибирской росписи, основанных на традиционных играх, но наполненных новым содержанием.

Сказка-быль

(сост. С.К. Стразова)
Давным-давно, в стародавние времена две сестренки Аленка да Марья в холодный, холодный зимний вечер сидели в избушке и смотрели в окно. На стекле мороз нарисовал диковинные узоры: удивительных заморских птиц, неведомые цветы, сказочных животных. Дома удивлялись девочки красоте узора и, вдруг, Аленка поднесла к окну пламя свечи. Поднесла, да так и отпряли обе. Случилось чудо. Ожил волшебный узор, заиграл всеми красками, ожили заморские птицы, заблистали перьями, а сказочные растения так и манили в волшебную страну.
Долго сидели, не шелохнувшись, завороженные девчонки, а потом рука сама потянулась к кисти. Так хотелось оставить хоть частичку увиденной красоты на пустых стенах избы, на обеденном столе, на ставнях.
Увлеклись девчонки работой и не заметили, как вечер прошел и наступила ночь. Осталось совсем немножко, красками раскрасить все то, что было ими нарисовано, но уже не осталось сил.
А утром, когда Аленка да Марья проснулись, то их охватил восторг и удивление. В жилой избе цвел сад, гуляли сказочные львы и жар-птицы. На ветках красовались налитые плоды. Словно ночью незримый волшебник спустился с небес, чтобы одарить сестер за их старание и желание удержать красоту.
С тех пор так и повелось в уральских избах: росписи на стенах, столах и дверях не давали скучать зимой, позволяли поддерживать в доме уют и давали простор для фантазии и таланта.

Игра «Домино»

Цель игры : развивать интерес к урало-сибирской росписи, выделять детали узора; развивать внимание, выдержку.
Подготовка к игре: листы необходимо разрезать по чёрным линиям на карточки, состоящие из 2 картинок.





Ход игры: в игре могут участвовать от 2 до 4 человек. Необходимо раздать каждому игроку по 3–4 карточки, а остальные положить вместе изображением вниз. Первым начинает игру тот, у кого обе половинки пустые. Следующий игрок выкладывает свою карточку так, чтобы картинка на его карточке совпадала с предыдущей. Если такой карточки не окажется, игрок берет (занимает) ее из общей кучи.
Подведение итогов: игра заканчивается, когда разобраны все карточки. Выигрывает тот, у кого первым не остается карточек.

Игра «Лото»

Цель игры: Продолжать знакомство с урало-сибирской росписью, воспитывая эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Воспитывать уважение к труду народных мастеров-умельцев, желание самим создавать подобные узоры. Упражнять в классификации предметов.
Подготовка к игре: карточки необходимо разрезать на отдельные картинки.




Большие карты распечатать:
1. Предметы быта


2. Цветы


3. Плоды


4. Ягоды


5. Наряды


6. Животные и птицы


Варианты игры.
«Кто больше?»
Для игры нужны только маленькие картинки. Ведущий перемешивает их и, показывая играющим по одной, спрашивает: «Что это?» Тот, кто первым правильно назовет, что изображено на картинке, получает ее себе. Игра продолжается до тех пор, пока картинки не закончатся. Выигрывает тот, кто соберет больше картинок.
«Кто быстрей?»
Ведущий раздает играющим по одной большой карте, а маленькие картинки перемешивает и выкладывает рисунками вниз. Затем он открывает одну картинку и называет, что на ней изображено, например: «Цветок», «Плод» и др. Играющий, у которого на большой карте нарисован такой же предмет, говорит: «Мне нужен цветок (плод)». Ведущий отдает ему эту картинку и игрок закрывает ею такую же картинку на своей карте. Выигрывает тот, кто быстрее всех заполнит картинками свою большую карту.
«Кто расторопней?»
Большие карты ведущий оставляет у себя, а маленькие раздает поровну всем участникам игры. Затем он берет одну из карт, например, ту, на которой изображены цветы, показывает ее играющим и говорит: «Все цветы ко мне!». Играющие должны быстро найти среди своих картинок те, на которых нарисованы цветы и выложить их на стол. Если картинки подобраны правильно, ведущий откладывает большую карту и маленькие картинки к ней в сторону и показывает играющим следующую карту, например, - плоды. Если же играющий ошибся и положил неправильную картинку, ведущий возвращает ее. Тот, у кого к концу игры окажется больше картинок, считается проигравшим.
Продолжение данного материала можно посмотреть здесь







муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №190»


Педагогическая копилка воспитателя

«Картотека игр по ознакомлению дошкольников старшего возраста с народным декоративно-прикладным искусством»

Педагог дополнительного образования:

Нальдеева ЕленаНиколаевна

г. Оренбург

КАРТОТЕКА ИГР:

1. Выложи узор из геометрических форм.

2. Третий лишний.

3. Цветные капельки.

4. Докончи узор на коврике.

5. Обведи элемент.

6. Обведи и раскрась.

7. Парные картинки.

8. Найди пару.

9. Декоративное домино.

10. Собери целое.

Игра «Выложи узор из геометрических форм»

Цель: учить детей составлять в прямоугольной форме узор, состоящий только из геометрических фигур.

Материал: набор растительных и геометрических фигур, бумажная прямоугольная форма (силуэты полотенца, дорожки, закладки).

Ход игры.

Ребенку предлагается набор растительных и геометрических фигур. Нужно выбрать геометрические элементы и выложить узор на прямоугольной форме (силуэты полотенца, дорожки, закладки).

Игра «Третий лишний»

Цель: учить детей выделять из трех глиняных игрушек, одну лишнюю, принадлежащую к другому промыслу.

Материал: по две дымковских, филимоновских, каргопольских игрушек.

Ход игры.

Детям предлагается поочередно несколько вариантов сочетания игрушек: две дымковские игрушки и одна филимоновская; две филимоновские игрушки и одна каргопольская; две каргопольские игрушки и одна дымковская. Ребенок должен сказать, какие две игрушки принадлежат одному промыслу, а какая игрушка лишняя. Попросите ребенка прокомментировать свой ответ. Спросите, как называются эти игрушки. В случае затруднения педагог называет народные игрушки – дымковская, филимоновская, каргопольская.

Игра «Цветные капельки»

Цель: учить детей выделять и называть цвета входящие в цветовую гамму народной росписи (гжельской, городецкой, хохломской).

Материал: гжельские, городецкие, хохломские изделия.

Ход игры.

Перед детьми выставлены гжельские, городецкие, хохломские изделия, затем педагог называет промыслы и просит детей внимательно рассмотреть изделия. Педагог поочередно называет различные цвета. Дети должны определить, какие цвета входят в гжельскую, городецкую и хохломскую роспись.Побеждает тот, кто получит больше фишек (фишка дается за правильный ответ).

Игра «Докончи узор на коврике»

Цель: учить при построении узора принимать во внимание пространственные элементы между элементами, соблюдать симметрию и ритм; развивать творческие способности (самостоятельное составление детьми узоров).

Материал:

1. Цветные картонные карточки квадратной или прямоугольной формы, на которых аппликационным способом изображена половина узора из растительных форм.

2. Карточки для первого упражнения: свободные цветные карточки, разделенные пунктирной линией пополам.

3. Карточки для 2-го упражнения: цветные картонные карточки, разделенные пунктиром на 4-е части, в одной из которых контурно изображена ¼ часть узора.

4. Карточки для 3-го упражнения: «свободные» карточки.

5. растительные элементы из цветного картона для составления узоров: цветки двух размеров с разной формой лепестков, листья разного цвета и формы, разложенные в низкие коробки с ячейками.

Ход игры:

1. Каждый играющий получает цветную карту с половиной узора и выкладывает правую или левую часть узора из цветочных элементов, точно повторяя их расположение, цвет и форму.

2. Двое детей получают одну карточку без узора, разделенную пунктирной линией пополам. Один ребенок придумывает узор и прикладывает его половину, второй в точности повторяет этот узор на своей половине. Затем они меняются ролями. Воспитатель оценивает выполнение задания. Отмечает симметричность узора, красивое сочетание цветов.

3. Каждый играющий получает карточку с контурным изображением ¼ части узора, накладывает на него цветные элементы и повторяет узор в остальных частях коврика.

4. Каждый ребенок получает свободную карточку квадратной или прямоугольной формы (по выбору) и сам придумывает узор из растительных форм, в котором ритмично и симметрично располагает его части. Дети рассматривают узоры друг у друга, воспитатель отмечает их разнообразие.

Игра «Обведи элемент»

Цель: учить детей элементам дымковской росписи, технике исполнения дымковских элементов.

Материал: листы бумаги с нарисованными на них элемен­тами дымковской росписи, кисть.

Ход игры: воспитатель предлагает детям сухой кистью об­вести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нуж­но провести тонкую линию или поставить точку-горошину.


Игра: «Обведи и раскрась»

Цель:

— продолжить детей знакомить с народными росписями де­коративно-прикладного искусства («дымка»);

— выбирать форму и расписывать ее;

— развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.

Материал: различные контурные силуэты дымковских иг­рушек.

Ход игры: предложить детям выбрать любой силуэт и рас­писать его.

Игра: «Парные картинки»

Цель:

— знакомить детей с дымковской игрушкой;

— развивать внимание, мышление, зрительную память, уме­ние анализировать.

Материал: картинки с изображением дымковской игрушки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям подобрать к каж­дой картинке такую же, назвать вид росписи.

Игра: «Найди пару»

Цель: научить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.

Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Хохлому, Гжель.

Ход игры: воспитатель предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи.

Игра: «Декоративное домино»

Цель:

Закрепить знания детей о народных росписях, знания их элементов;

— развивать внимание, зрительную память, умение анализи­ровать.

Материал: 28 карточек с изображением элементов различ­ных росписей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки с эле­ментами различных росписей и собрать их по принципу домино.

Игра: «Собери целое»

Цель:

— научить детей ориентироваться в различных видах росписи;

Развивать мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук;

Закрепить знания детей об истории некоторых видов народного промысла.

Материал: плоскостные силуэты изделий, расписанные под дымку, Городец, Хохлому, Гжель, разрезанные на несколько частей.

Ход игры: воспитатель предлагает детям собрать изделия вариант: кто быстрее), назвать вид росписи.


Дидактическая игра: «Найди лишнее»

Дидактическая задача:

1.Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных

2.Развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

Руководство:

Выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому предмету относится, что ему свойственно.

Дидактическая игра: «Что изменилось»

Дидактическая задача:

1.Закрепить представление о какой-либо росписи

2.Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции

3. Учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять.

Руководство:

Воспитатель ставит перед детьми пять предметов, (карточек с изображением) различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, дети отворачиваются. Воспитатель меняет предметы (карточки) местами или убирает какой-либо. Дети должны угадать что изменилось.

Дидактическая игра: «Художественный салон»

Дидактическая задача:

1.Учить устно, описывать выбранный предмет

2. Развивать сосредоточенность, речь-описание

Руководство:

Предметы выставлены на стеллажах. Выбирается продавец. Остальные – покупатели. Они выбирают предмет покупки и точно описывают его продавцу.

Дидактическая игра: «Тайна волшебных колпачков»

Дидактическая задача:

1.Закрепить знания детей об известных им видах декоративно – прикладного искусства

2. Учить рассказывать о предмете, который обнаружен

3. Развивать речь, мышление, внимание

4. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

Руководство:

Узнать, что под колпачком («раскрыть тайну»), и получить поощрительный значок, в котором заключена оценка правильности решения задач.

Дидактическая игра: « Составь матрешку»

Дидактическая задача:

  1. Закрепить знания детей о русской матрешке
  2. Учить сравнивать предметы один с другим
  3. Различать цветовые элементы росписи

Руководство:

Найти соответственную половинку матрешки

Ход игры:

На стол выставляются нижние половинки матрешек, а дети, держа верхние половинки, сравнивают по цвету, размеру, нужные соединяют. Кто быстрее восставил, тот и выиграл.

Дидактическая игра: «Угадай игрушку»

Дидактическая задача:

1.Закрепить знания детей о трех видах игрушки

2.Учить группировать, обобщать, анализировать

3.Развивать мышление, эстетическое восприятие

4.Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

Руководство:

1.Предложить детям выбрать картинки с изображением (дымковской, каргопольской, филимоновской) игрушек.

2.Предложить разложить картинки на три группы по видам.

Дидактическая игра: Лото «Подбери узор к игрушке»

Цель:

1.Учить детей правильно находить элементы дымковской росписи и подбирать их для нарядов.

2.Исключить лишнее не характерное для данной игрушки.

Руководство:

Разложить фишки так, чтобы они соответствовали наряду определенной игрушки.

Дидактическая игра: «Как мы знаем народные промыслы»

Цель:

Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

Руководство:

Ребенок закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на картинку, открыв глаза, называет вид игрушки, из каково материала сделана, описывает, называет цвет, форму.

Дидактическая игра: «Составь картинку»

(В игре участвует подгруппа из двух-четырех детей)

Дидактическая задача:

1.Уметь составлять целое изображение из частей.

2.Уточнить представление о народных игрушках, их особенностях.

Материал:

Конверты с разрезными картинками.

Руководство:

Взрослый раздает подгруппе детей конверты с разрезными картинками и дает задание собрать целое изображение. Проигрывают ребята, не сумевшие выполнить задание. При выигрыше ребенку предлагается (по его желанию) другой конверт с новыми разрезными картинками.

Дидактическая игра: «Узнай по силуэту»

« Подбери элемент к игрушке»

Дидактическая задача:

1. Закрепить знания детей о народной игрушке, о трех ее видах (дымковской, филимоновской, каргопольской).

2. Учить узнавать игрушки по силуэту.

3. Развивать внимание, воспитывать любовь к народным игрушкам.

Руководство:

Узнать игрушку по силуэту, и подобрать фишки с соответствующим элементами.

Дидактическая игра: «Найди вторую половину»

Цель:

Упражнять в умении замечать и называть различное в цвете, узоре, форме.

Развивать цветовое восприятие формы, узора, цвета.

Руководство:

1.Учить правильно, составлять узор

2.Подбирать половинки узора так, чтобы изображение носило цельный характер.

Дидактическая игра: «Собери сервиз из Гжели»

Цель:

1.Закрепить знания детей о гжельской росписи.

2.Уметь составлять целое изображение из частей.

3.Развивать внимание, наблюдательность, речь. Воспитывать любовь к народным промыслам.

Руководство:

Собрать из частей мозаики целое изображение – Гжельский сервиз. Выразить свое отношение к полученной картинке.

Дидактическая игра: «Волшебные стрелочки»

Цель:

Игра носит контрольный характер.

Закрепить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства. Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

Руководство:

Водящий ставит стрелки часов на картинку с определенным видом народного искусства, а остальные играющие дети должны назвать промысел, из какого материала изготавливают, описать, назвать основные цвета, элементы узора и образы, характерные для данного вида.


Дидактические игры

по закреплению знаний и умений о декоративно-прикладном искусстве.

Дидактическая игра «Назови правильно»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Материал и оборудование. Планшет с изображением народных промыслов России.

Игровое правило . Дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»

Дидактическая задача: Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.

Материал и оборудование. Карточки с изображением различных узоров росписей.

Игровое правило . Дети поочередно друг другу задают задание, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т.е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.

Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

Дидактическая задача: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

Материал и оборудование : Трафареты посуды хохломских изделий из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.

Игровое правило . Детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете на трафарете посуды методом аппликации.

Настольная игра «Домино»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

Материал и оборудование : Карточки поделенные пополам. На каждой стороне карточки картинка с промыслом.

Игровое правило . Поиск нужных картинок, соблюдение очередности. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: филимоновская игрушка к филимоновской игрушке, каргопольская игрушка к каргопольской и т.д.

Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Материал и оборудование : Карточки с изображением изделий народных промыслов.

Игровое правило. Дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.

Дидактическая игра «Городецкие узоры»

Дидактическая задача: умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

Материал и оборудование. Трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты)

Игровое правило . Детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.

Дидактическая игра «Распиши платок»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

Материал и оборудование . Квадратные трафареты шалей разного цвета (красного, синего, желтого, белого т.д.), растительные и цветочные элементы.

Игровое правило . Детям предлагается набор растительных и цветочных элементов, из которых они должны выложить на трафарете узор для украшения шали методом аппликации.

Дидактическая игра «Художественные часы»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

Материал и оборудование . Планшет в виде часов. Вместо цифр наклеены картинки с изображением разных промыслов. Кубик и фишки.

Игровое правило . Играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. Если ответил правильно – получаешь фишку. Побеждает тот, кто больше наберет фишек.

Дидактическая игра «Собери гжельскую розу»

Цель: Дидактическая задача: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

Материал и оборудование . Элементы гжельской розы.

Игровое правило . Дети должны собрать гжельскую розу, используя данные элементы методом аппликации. Выигрывает тот, кто первым сложил гжельскую розу.

Дидактические игры «Собери матрёшку».

Дидактическая задача:

Материал и оборудование . Матрешки, поделенные на несколько частей.

Игровое правило . Собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

«Найди домик матрёшки»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал и оборудование . Карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.

Игровое правило . Правильно «заселить» матрешек в свои домики.