Развернутая характеристика скалозуба горе от ума. Образ и характер характеристика Скалозуба по комедии Горе от Ума (Грибоедов А

Сергей Сергеевич Скалозуб — второстепенный герой комедии Грибоедова «Горе от ума». Безынициативный полковник, который хочет стать генералом.

Павел Афанасьевич относит Скалозуба к категории завидных московских женихов. По-мнению Фамусова, богатый офицер, имеющий в обществе вес и статус — хорошая партия для его дочери. Самой Софье он пришелся не по душе.

В произведении образ Скалозуба собирается по отдельным фразам. К речи Чацкого Сергей Сергеевич присоединяется со вздорными рассуждениями. Они выдают его невежество и необразованность.

Характеристика Скалозуба

В армию Скалозуб вступил как и было принято, в 15 лет. С военным делом он связал свою карьеру и жизнь. За десять лет дослужился до звания полковника. Несмотря на большие возможности для карьерного роста в военные годы, особой инициативы не проявлял, из-за чего и был удостоен всего одной награды. Начальство отметило Скалозуба на за подвиги, а по случаю военных торжеств.

Внешне полковник высокий и заметный мужчина с хрипловатым голосом. Не молодой и не старый, он неприхотлив в быту и подумывает о женитьбе. Наличие денежных средств позволяет ему вести светский образ жизни, играть в карты и появляться на балах.

Сергей Сергеевич щепетильно относится к своему внешнему виду. Перетягивается ремнями, чтобы подчеркнуть грудь, но вещи при этом носит простые. Явное недовольство он выказывает по отношению к гвардейцам в расшитых золотом мундирах. Негативные чувства в нем пробуждает не столько одежда, сколько грамотность и свободомыслие представителей гвардии. Именно к таким молодым людям тяготеют юные барышни того времени.

Необразованный Скалозуб презрительно относится к грамотным и начитанным, открыто насмехается над своим родственником, увлекающимся книгами. Много рассуждая и разглагольствуя о военном деле и радуясь перспективе организации учебных заведений по принципу казарм, он не является явным защитником своей Родины. Ярким свидетельством тому является служба в мушкетерском полку, который к передовым не относился.

Довольный собой, но не сообразительный и медлительный Скалозуб приходится дочери Фамусова не по нраву.

Образ героя в произведении

В комедии «Горе от ума» образом Скалозуба Грибоедов продемонстрировал нравы XIX века и характерное для того периода противостояние дворянства старого уклада и новых прогрессивных взглядов, которые активно продвигали молодые люди.

Полковник — классический представитель старого принципа мышления. По этим же меркам, он завидный жених, у которого есть чин и деньги. Молодое поколение не считает данные идеалы таковыми. Это проявляется в ответе Софьи, называющей полковника слишком глупым, чтобы составить ей партию.

В образе Скалозуба писатель высмеивал всю аракчеевскую армию, которая требовала беспрекословного подчинения и презирала любое свободомыслие.

Еще одним характерным моментом является продвижение по службе не требующее усилий и затрат. Добывается оно не преданным служением Родине, а связями и «каналами», которые у полковника имеются.

Относительная трагичность образа заключается в том, что он — не шарж на солдатскую жизнь. Это реальное описание представителя офицерского состава того времени.

В противовес подобным персонажам писатель ввел в произведение брата Сергей Сергеевича. Также имевший в прошлом отношение к военному делу, он покинул службу. Будучи прогрессивно настроенным, он не выдержал гнета таких как полковник, и отправился читать книги в деревню. Аналогичным образом, обустраивая тихий быт в деревне, продолжали жить те, кто не желал лебезить перед начальством, не понимающим грядущих перемен.

Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб - «И золотой мешок и метит в генералы». Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды. В его облике нет ничего карикатурного: исторически он вполне правдив. Как и Фамусов, полковник Скалозуб руководствуется в своей жизни «философией» и идеалом «века минувшего», только в еще более грубой и откровенной форме. Цель своей службы он видит не в защите отечества от посягательства врага, а в достижении богатства и знатности, которые для военного, по его мнению, доступнее. Чацкий характеризует его так:

Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки!

По словам Софьи, Скалозуб только и говорит, что «о фрунте и рядах». Источник «военной мудрости» Скалозуба - это прусско-павловская школа в русской армии, столь ненавистная свободомыслящим офицерам того времени, воспитанным на заветах Суворова и Кутузова. В одной из ранних редакций комедии в разговоре с Репетиловым Скалозуб прямо заявляет:

Я школы Фр’идриха, в команде - гренадеры, Фельдфебеля - мои Вольтеры.

Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента, когда герои 1812 года стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами во главе с Аракчеевым. Тогда «на каждом шагу встречались скалозубы не только в армии, но и в гвардии, для которых было непонятно, что из русского человека возможно выправить годного солдата, не изломав на его спине несколько возов палок»’,- отмечает декабрист Якушкин. Именно люди типа Скалозуба менее чем через год после окончания «Горя от ума» расстреляли из пушек декабристов на Сенатской площади в Петербурге. Образ его имел большое политическое значение для разоблачения военно-крепостнической реакции того времени.

Характерно, что Скалозубу Грибоедов противопоставляет его двоюродного брата, представителя другой среды в русской армии, той вольнолюбивой части офицерства, из которой вышли многие декабристы-военные. После окончания войны 1812-1814 гг. двоюродный брат Скалозуба, подав в отставку, уехал в деревню «читать книги». О правдивости этого образа свидетельствует декабрист П. Каховский. «У нас молодые люди при всех скудных средствах занимаются более, чем где-нибудь,- пишет он,- многие из них вышли в отставку и в укромных своих сельских домиках учатся и устраивают благоденствие и просвещение земледельцев, судьбою их попечению вверенных… Сколько встретишь теперь семнадцатилетних молодых людей, о которых смело можно сказать, что они читали старые книги» . Уход в отставку многих передовых офицеров, отличившихся в войнах 1812-1814 гг., был связан также с усилением в армии аракчеевского режима - преследованием всякого свободомыслия, насаждением тупой военной муштры и холопского подчинения. Именно этим объясняет свою отставку в 1817 г. декабрист В. Раевский: «Влияние Аракчеева сделалось уже ощутимо. Служба стала тяжела и оскорбительна. Требовалось не службы благородной, а холопской подчиненности. Многие офицеры вышли в отставку». Такова была одна из форм протеста против реакции. И недаром на неслужащих молодых дворян Фамусовы смотрели очень косо

Написал комедию «Горе от ума» в 1824 году. Произведение призвано обличить привычки и взгляды дворян девятнадцатого столетия. События, описанные в пьесе, происходят после войны с французами в 1812 году.

Этот период был для России сложным, так как в обществе стали популярны прогрессивные идеи. Противостояние старых и новых взглядов, традиций прошлого и нынешнего времени описано в произведении посредством ярких персонажей и образов. Скалозуб – персонаж, с помощью которого автор передает специфику возникшей полемики.

История персонажа

Образ полковника Сергея Сергеевича Скалозуба типичен. Существуют документальные подтверждения тому, что в период создания произведения для героя нашлось немало прототипов. В качестве персон, вдохновивших Грибоедова, называли имена композитора , полковника Фролова и генерала Скобелева.


Характеристика персонажа позволяла предположить, что он похож на Паскевича, Аракчеева и императора . Скалозуб представляет собой обычного москвича, пытающегося жениться. Образование и воспитание не его конек, зато герой располагает накоплениями и уверенностью в себе. После войны Скалозуба наградили символическим орденом, позволившим ему преувеличивать собственную значимость в глазах других.

Значение имени героя очевидно. Закрепленное за ним амплуа хвастливого воина и самовлюбленной натуры объясняет происхождение фамилии. Скалозуб пользуется уважением других персонажей и преференциями со стороны отца Софьи, сватающего дочь за полковника. Описание достоинств жениха примитивно: он богат и претендует на генеральский чин.


Цель жизни Скалозуба – хорошее положение в обществе и расположение сильных мира сего. Он выступает против свободомыслия и ратует за беспрекословное подчинение. Такая позиция была распространенной в российской армии послевоенных лет. Награды и положение Скалозуба свидетельствуют о том, что его отношение к службе верно, перспективы полковника велики.

Цитаты Скалозуба позволяют предположить, что его отношение к семье основано на желании соответствовать нормам, принятым в обществе. Он пренебрегает чувствами и симпатиями. Его суждения основаны на традиционных взглядах, не изменившихся с приходом новой эпохи. Поэтому отношение героя к крепостному праву не отличается свежими идеями.


Он выступает приверженцем идеи о распоряжении крестьянами. Скалозуба волнует исключительно пополнение своих ресурсов и бюджета, а также социальный статус. Полковник умело апеллирует к имеющимся связям, пренебрегает трудом, участием в военных делах и государственной деятельности.

Типичный солдафон, поведение которого предсказуемо – неуместный и неловкий образ в обществе, которое создают молодые люди, подобные . Даже его отношение к любви кажется устаревшим. Ключевую роль в мировоззрении героя играет не возраст, а социальная обстановка, которую высмеивает Грибоедов.

Сюжет

«Горе от ума» входит в список литературы, изучаемой в средней школе. История противостояния «века нынешнего» и «века минувшего» знакома всем. Юная Софья влюблена в , секретаря . Внезапно в доме появляется знакомый семьи, молодой человек по фамилии Чацкий, который в своих речах нелестно отзывается о Молчалине, чей положительный образ по нраву домочадцам.


Гость расспрашивает у Фамусова подробности о Софье, в связи с чем последний делает предположение: Чацкий метит в женихи. Единственным подходящим кандидатом на роль зятя Фамусов считает полковника Скалозуба, чей статус и положение в обществе соответствуют предпочтениям почтенного отца. Чацкий и Фамусов не сходятся в суждениях и взглядах. Между ними возникает конфронтация.

Падение Молчалина с лошади становится коллизией, после которой Чацкий задумывается над чрезмерным волнением Софьи о здоровье секретаря. Он приходит к выводу, что девушка влюблена, но личность Молчалина кажется Чацкому недостойной возвышенных чувств. На приеме, устроенном вечером в доме Фамусова, Чацкий иронизирует и высмеивает конкурента.


Случайно узнав, что Молчалин поддерживает связь с Софьей только ради положения семьи и втайне влюблен в служанку Лизу, герой изобличает секретаря. Опороченная девушка выгоняет Молчалина из дома. Сбежавшиеся гости во главе с Фамусовым становятся свидетелями саркастичного монолога Чацкого, высмеивающего пороки современного общества. Молодой человек уезжает из дома Фамусовых.

Экранизации

Пьеса, вышедшая из-под пера Грибоедова, пополнила перечень классических драматургических произведений. Она не вдохновляет режиссеров на экранизации, так как стихотворный стиль не востребован у телевизионной аудитории. Зато телеспектакли пользуются интересом интеллигентной публики.


В 1952 году артисты Малого театра СССР предстали перед зрителями в образе героев «Горе от ума» на телеэкранах. Роль Скалозуба исполнил Анатолий Ржанов. В телепостановке 1977 года публика вновь наблюдала актеров Малого театра. В образе полковника предстал . Телевизионный спектакль 2002 года позволил познакомиться со Скалозубом в исполнении .

Цитаты

Александр Сергеевич Грибоедов описал классическую ситуацию, неоднократно встречающуюся в обществе. Смысл пьесы сохраняет актуальность вне зависимости от эпохи, поэтому крылатые выражения и афоризмы, черпаемые из нее, остаются уместными из года в год. Недостатки персонажа, обличаемые автором, озвучиваются устами героя.

«Как истинный философ я сужу: мне только бы досталось в генералы», - говорит Скалозуб.

Он не имеет возможности претендовать на хорошее образование, и его «философские» высказывания глупы и демонстрируют узость мировоззрения. Скалозуб далек от современных веяний и не стремится ознакомиться с ними, ведь считает ученье пустой тратой времени. По его мнению, перспективы есть только во вложении в неокрепшие умы истины, диктуемой отцами:

«Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два,
А книги сохранят так: для больших оказий».

Скалозуб обязан положению в обществе и на службе связям. Он не отличается стремлением к изменению мира, а свободные вакансии, помогающие в продвижении по карьерной лестнице, открываются сами собой:

«Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты:
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты».

Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб - «И золотой мешок и метит в генералы». Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды. В его облике нет ничего карикатурного: исторически он вполне правдив. Как и Фамусов, полковник Скалозуб руководствуется в своей жизни «философией» и идеалом «века минувшего», только в еще более грубой и откровенной форме. Цель своей службы он видит не в защите отечества от посягательства врага, а в достижении богатства и знатности, которые для военного, по его мнению, доступнее. Чацкий характеризует его так:

* Хрипун, удавленник, фагот,

* Созвездие маневров и мазурки!

По словам Софьи, Скалозуб только и говорит, что «о фрунте и рядах». Источник «военной мудрости» Скалозуба - это прусско-павловская школа в русской армии, столь ненавистная свободомыслящим офицерам того времени, воспитанным на заветах Суворова и Кутузова. В одной из ранних редакций комедии в разговоре с Репетиловым Скалозуб прямо заявляет:

* Я школы Фр’идриха, в команде - гренадеры,

* Фельдфебеля - мои Вольтеры.

Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента, когда герои 1812 года стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами во главе с Аракчеевым. Тогда «на каждом шагу встречались скалозубы не только в армии, но и в гвардии, для которых было непонятно, что из русского человека возможно выправить годного солдата, не изломав на его спине несколько возов палок»’,- отмечает декабрист Якушкин. Именно люди типа Скалозуба менее чем через год после окончания «Горя от ума» расстреляли из пушек декабристов на Сенатской площади в Петербурге. Обр

Аз его имел большое политическое значение для разоблачения военно-крепостнической реакции того времени.

Характерно, что Скалозубу Грибоедов противопоставляет его двоюродного брата, представителя другой среды в русской армии, той вольнолюбивой части офицерства, из которой вышли многие декабристы-военные. После окончания войны 1812-1814 гг. двоюродный брат Скалозуба, подав в отставку, уехал в деревню «читать книги». О правдивости этого образа свидетельствует декабрист П. Каховский. «У нас молодые люди при всех скудных средствах занимаются более, чем где-нибудь,- пишет он,- многие из них вышли в отставку и в укромных своих сельских домиках учатся и устраивают благоденствие и просвещение земледельцев, судьбою их попечению вверенных… Сколько встретишь теперь семнадцатилетних молодых людей, о которых смело можно сказать, что они читали старые книги» . Уход в отставку многих передовых офицеров, отличившихся в войнах 1812-1814 гг., был связан также с усилением в армии аракчеевского режима - преследованием всякого свободомыслия, насаждением тупой военной муштры и холопского подчинения. Именно этим объясняет свою отставку в 1817 г. декабрист В. Раевский: «Влияние Аракчеева сделалось уже ощутимо. Служба стала тяжела и оскорбительна. Требовалось не службы благородной, а холопской подчиненности. Многие офицеры вышли в отставку». Такова была одна из форм протеста против реакции. И недаром на неслужащих молодых дворян Фамусовы смотрели очень косо

* («А главное, поди-тка, послужи…»).

Мир Фамусовых состоит не только из крепостников-тузов типа Фамусова и Скалозуба, но и из прислуживающих им, подхалимствующих чиновников - молчалиных.

Стоит отметить, что многие герои пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанной в 1824 году, носят комедийные маски. Однако это только лишь поверхностный слой ее объемного сюжета. И вот одним из самых важных гостей, навестивших дом Фамусова, стал Сергей Сергеевич Скалозуб - до мозга костей военный, находящийся в звании полковника, который стремительно идет вверх по карьерной лестнице. Он очень хвастливый и самолюбивый, да и по службе продвигается, зачастую используя своих же товарищей. Характеристика Скалозуба не слишком лестная. Она даже составляет своеобразную пародию на так называемые чины.

Как о потенциальном женихе Софьи, о нем уже в самом начале акта намекает служанка Лиза. Она говорит, что он «золотой мешок и метит в генералы». Скорее всего, именно ради него Фамусов и устраивает бал, чтобы представить его гостям и особенно важной светской даме Хлестовой, которой, однако, тот ничуть не понравился из-за отсутствия раболепной покорности и льстивости, да и был он слишком высокого роста.

Однако все биографические данные Скалозуба очень выгодно представляются и отличают его от обедневшего дворянина Чацкого. Ведь тот богат, прямолинейно и выразительно высказывается, что, конечно, не вписывается в тон светской любезности, но, по мнению окружающих, это совсем не вредит. Было бы глупо недооценивать влияние полковника в московской среде. Его поддерживает и признает

Скалозуб: характеристика. "Горе от ума"

Кульминационным моментом было объявление полковника Скалозуба о том, что школы, лицеи и гимназии будут скоро преобразованы по казарменному образцу. Он говорит: «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; а книги сохранят для больших оказий». А Фамусов пошел дальше и предложил просто сжечь книги.

Цитатная характеристика Скалозуба говорит о многом. Вообще, такой персонаж, как Скалозуб, представляет собой собирательный образ, в котором современники того времени узнавали то дивизионного полковника Фролова, то великого князя Николая Павловича (будущего российского императора) и т. д.

Характеристика Скалозуба совсем не радует, у него на первом месте муштра, командирские приказы, казарма, шеренги. Он в разговоре с Хлестовой становится разговорчив, когда речь пойдет о различиях всех полков по погончикам, выпушкам и петличкам на мундирах. Уже понятно, что более ничем он не интересуется, да и связно говорить ему не с руки, он разве что только и способен сплетни светские приукрашивать. Кстати, полковник с большим удовольствием сплетничает о княгине. В его разговорах то и дело проскальзывают типа дистанция, фельдфебель, шеренга и т. д., причем даже там, где и речи нет о военной жизни.

Полковник Скалозуб

Когда Фамусов расспрашивает его о Настасье Николаевне, кем она ему доводится, тот лаконично отвечает: «Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили». А вот когда они заводят речь о Москве и москвичах, то Фамусов все хвалит, Чацкий, наоборот, обличает, а Скалозуб про Москву отмечает всего несколько привычных для его понятия слов: «Дистанции огромного размера».

Полковник старается быть вежливым с хозяином дома Фамусовым, но с другими он особо не церемонится и даже может резко выразиться. Фамусов и Скалозуб имеют общие взгляды на службу и чины, однако в умственном и интеллектуальном отношении последний сильно проигрывает первому, который довольно неглуп, наблюдателен и красноречив.

Софья же, отзываясь о Скалозубе, говорит, что он и слова умного произнести не может, только и говорит «о фрунте и рядах», а Лиза с ней соглашается: «Больно не хитер». Такая цитатная характеристика Скалозуба говорит сама за себя.

Настроения русской армии

Характеристика Скалозуба говорит о том, что он учился военному делу в прусско-павловской школе русской армии, которая была очень ненавистна многим благородным офицерам того времени, отличавшимся свободомыслием, ведь они были воспитаны на заветах великих полководцев Суворова и Кутузова. И, что характерно, Грибоедов Скалозубу противопоставляет его двоюродного брата, ставшего представителем русской армии другой среды, той части офицеров, из которой вышли офицеры-декабристы. Он после войны 1812-1814 года подал в отставку и отправился к себе в деревню «читать книги».

Свободомыслие

Декабрист П. Каховский свидетельствует о правдивости этого интересного образа. Он пишет о том, что многие из этих отставников при своих очень скромных доходах сами учатся и просвещают других в своих сельских домиках.

О чем говорит краткая характеристика Скалозуба? О том, что в то время многие передовые офицеры уходили в отставку, это было также связано с тем, что в армии шло усиление аракчеевского режима, который преследовал свободомыслие и насаждал тупую военную муштру и холопское подчинение. Это стало одной из форм протеста, и поэтому недаром на молодых и не служащих дворян Фамусовы смотрели с неодобрением. Теперь понятно, что в мире фамусовской аристократии, кроме самого Фамусова и Скалозуба, есть еще и подхалимствующие и прислуживающие чиновники типа Молчалина.

Теперь можно надеяться, что многое будет понятно при рассмотрении такой личности, как Скалозуб. Характеристика ("Горе от ума" - произведение, которое включено в программу школьной литературы) этого героя была представлена в данной статье.