Рационально эмоциональная терапия. Рационально-эмотивная терапия эллиса

Аутогенная тренировка Михаил Михайлович Решетников

Рациональная психотерапия

Рациональная психотерапия

Разъясняющую, логически обоснованную терапию трудно выделить в самостоятельный метод. Скорее - это свод общих принципов взаимоотношений врача и больного. Трудно представить врача, который бы в процессе психотерапии не обращался к разуму больного, не разъяснял в той или иной степени сущности и возможных причин болезненного состояния, не указывал пути преодоления болезни. У нас в стране этот метод активно применяли и пропагандировали В. М. Бехтерев, Б. Н. Бирман, В. А. Гиляровский, Ю. В. Каннабих, С. И. Консторум, А. И. Яроцкий и мн. др.

Признанным основоположником рациональной психотерапии является швейцарский невропатолог P. Dubois, который считал, что неврозы возникают вследствие слабости интеллекта и ошибок суждения. Естественно, что в настоящее время эти теоретические построения не могут быть приняты безоговорочно. В то же время многие наблюдения, выводы и рекомендации Дюбуа, сделанные им в удивительно образной и понятной для больного форме, имеют несомненную практическую ценность. В качестве примера можно взять описание беседы Дюбуа с больным, страдающим бессонницей, которое А. М. Свядощ приводит в третьем издании своей монографии «Неврозы» (1982): «Не думайте о сне,- он улетает, как птица, когда за ним гонятся; уничтожайте здравым размышлением ваши пустые заботы и закончите день на какой-нибудь простой мысли, которая даст вам спокойно заснуть». Интеллектуальная многоуровневая психокоррекционная работа врача, направленная на изменение неадекватных отношений больного к обстановке или ситуации, вызвавших заболевание, составляет сущность рациональной терапии. Чаще всего рациональная терапия осуществляется в форме диалога между врачом и пациентом.

Рассматривая вопрос об отношениях рациональной терапии и других психотерапевтических приемов, P. Dubois противопоставлял «внушение» и «убеждение», считая, что если последнее адресуется к критике, к рассудку больного, то первое действует в обход и даже вопреки им. В этом вопросе авторы склонны в известной степени согласиться с А. П. Слободяником (1978), считающим, что «в самом убеждении и разъяснении уже скрыто внушение» - прямое или косвенное. Однако это особенное, осознанное внушение, опирающееся на доказательство и апеллирующее к логике больного. Отличительные особенности самовнушения и самоубеждения представлены в табл. 2.

Основные принципы рациональной психотерапии, детально разработанные Дюбуа, вне сомнения, должны входить в структуру любого метода лечения. В то же время активная роль интеллектуального (рассудочного) воздействия может существенно изменяться в зависимости как от применяемых методов лечения, так и от курируемого заболевания. В любом случае с самого начала между врачом и пациентом должна установиться надежная связь, основанная на доверии и взаимной симпатии. Если по каким-либо причинам этой связи не возникает, лучше сразу найти деликатный повод для передачи пациента другому специалисту. Уже от результатов первой встречи с врачом в значительной степени зависит, будет ли больной стремиться к последующим встречам, поверит ли в выздоровление, станет ли сознательно и неукоснительно выполнять все назначения и рекомендации, превратится ли он в активного помощника врача в борьбе со своим недугом.

В процессе систематического общения с больным врач последовательно разъясняет сущность болезненных симптомов и состояний, тем самым формируя критическое отношение к ним. В этих объяснениях необходимо придерживаться простоты и ясности изложения, доступной для понимания больного аргументации, избегая эффектных оборотов и специальной терминологии, а тем более заявлений наподобие того, что имеющиеся отклонения - «лишь плод фантазии». Огромное значение при проведении рациональной психотерапии имеют личность врача, его авторитет или, как образно отмечает А. А. Портнов, «ореол, которым окружено его имя». С первого посещения больной должен почувствовать, что в нем видят не «интересный случай» [Слободяник А. П., 1978], а страдающего человека, нуждающегося в помощи. Особую роль Дюбуа придавал внушению больному уверенности в выздоровлении, систематическому подчеркиванию любого, самого малозначимого факта, свидетельствующего о положительной динамике заболевания. Жалобы больного, какими бы многочисленными они ни были, нужно выслушивать с величайшим терпением. «Дать больному высказаться» - это тоже очень существенный терапевтический прием. Ложные и часто ошибочные представления пациента о своем заболевании нужно критиковать крайне деликатно, параллельно отмечая и правильность его отдельных суждений, даже в том случае, если они далеки от этого. Очень важно подмечать сильные стороны личности и характера больного, которые, безусловно, можно найти в каждом человеке. Не менее важно сделать эти сильные стороны достоянием больного и активно использовать их в психотерапевтическом процессе.

Больные, как правило, склонны рассказывать близким, знакомым, а порой и мало знакомым людям о своем состоянии и переживаниях. Психологическое содержание такой «открытости» состоит в поисках сочувствия и обнадеживающего (но не пренебрежительного) ответа, что имеющееся заболевание неопасно. К сожалению, такое межличностное общение в клинике и вне ее не всегда дает положительные результаты, поэтому нужно разъяснять пациенту, что о своей болезни ему лучше всего беседовать только с лечащим врачом. Иногда целесообразно привлекать для этого ассистентов из числа медицинских психологов. Позитивный эффект оказывает и опосредованное рациональное воздействие через членов семьи и лиц из ближайшего окружения. В процессе терапии и выздоровления необходимо постепенно, ступенчато «отдалять» от себя больного, стимулируя в нем чувство независимости от врача и уверенности в своем будущем.

Терапевтическая эффективность изменения неадекватного отношения больного к окружающей его среде, положительное влияние стенической реакции на преодоление заболевания, его исход, целесообразность функциональной тренировки при разъясняющей и убеждающей роли врача неоднократно подчеркивались В. Н. Мясищевым, М. С. Лебединским, К. И. Платоновым, Н. В. Ивановым и другими видными советскими психотерапевтами. Известный специалист и энтузиаст аутогенной тренировки А. М. Свядощ (1982) отмечал: «Каким бы способом врач ни лечил больного неврозом, метод убеждения всегда будет иметь значение не только для устранения болезненного симптома, но и для профилактики рецидива заболевания». Терапия убеждением и разъяснением является составной частью современной системы аутогенной тренировки, играя в ней большую или меньшую роль в зависимости от применяемых модификаций. Вне зависимости от группового или индивидуального применения метода, ему всегда предшествует собеседование, направленное на изучение личности больного и ее отношений. В содержание этой беседы органически входит воздействие разъяснением и убеждением, основу которого составляет формирование критического отношения больного к себе и своим ощущениям без их переоценки.

Тщательное объективное неврологическое исследование больного, страдающего неврозом, служит фундаментом для авторитетного разъяснения, что не соматические (органические) нарушения лежат в основе патологических симптомов, а эмоциональное напряжение и перенапряжение, следовые воздействия ранее перенесенных психических травм и переживаний. Целесообразно в доступной форме объяснить больному отличия «органического» и «функционального», логически обосновывая связи понятий «нервное - функциональное - излечимое».

При объективном обследовании больного неврозом оценка состояния мышечного тонуса имеет не только диагностическое, но и психотерапевтическое значение. Важно уже при первой беседе обратить внимание пациента на нередкие при таких болезнях напряженность лицевой мускулатуры, стесненность дыхания и прерывистость речи, изменения общего мышечного тонуса, выражающиеся в оживлении или снижении рефлексов. На этом фоне объяснение взаимосвязи нервно-эмоционального состояния и тонуса скелетной мускулатуры находит конкретное (очевидное и для больного) подкрепление в проявлениях болезни у исследуемого лица. Осознание этого факта способствует лучшему пониманию пациентом терапевтической значимости тренировки расслабления мышц и упражнений в регуляции мышечного тонуса. Человеку, обладающему достаточной подготовкой, можно привести аналогии из известных в кибернетике механизмов прямой и обратной связи.

Доступное разъяснение причин невротических расстройств и лежащих в их основе психофизиологических процессов можно проводить и посредством совместного, в том числе группового, обсуждения популярных изданий, ранее рекомендованных врачом к прочтению. Определенная духовная зрелость и наличие необходимого минимума знаний, подготовленность больного к осмысленному восприятию методики аутогенной тренировки составляет залог успеха терапии, формируя у пациента активное отношение к лечению и делая его соучастником терапевтического процесса. В свою очередь, активная позиция больного открывает перспективы к самовоздействию, к перестройке собственной личности, к самоубеждению и оптимизации психических процессов.

Наш опыт показывает, что в отличие от чистых форм аутосуггестии в методике аутогенной тренировки главенствующую роль играет самоубеждение (ауто-дидактика) на основе целенаправленно развиваемой рефлексивной функции сознания. Это положение обосновывается тем, что «внешним» для сознания, т. е. тем, на что оно может активно и преобразующе воздействовать, является не только внешний мир, но и внутренняя среда организма в целом (К. К. Платонов). Основная же суть рефлексивной функции сознания состоит в возможности воздействия на самое себя. При полном сохранении инициативы и самоконтроля это самовоздействие делает аутогенную тренировку интеллектуальным и волевым, чрезвычайно специфическим в своей сути процессом, ведущим к рациональной перестройке личности.

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Ю. М. Иванов

Из книги Кожные и венерические болезни автора Олег Леонидович Иванов

Из книги Справочник по уходу за больными автора Айшат Кизировна Джамбекова

Из книги Ежедневная гимнастика для людей умственного труда автора Н. В. Кораблев

ПСИХОТЕРАПИЯ Начало и обострения многих кожных болезней провоцируются различными психическими воздействиями, значительная часть дерматозов приводит к вторичным неврозам и даже психозам, а иногда к попыткам суицида. Поэтому психотерапия является необходимой

Из книги Похудеть? Не проблема! автора Лариса Ростиславовна Коробач

Психотерапия Осуществление психотерапевтического воздействия на больного Психотерапия – словесное воздействие на психику больного с лечебной целью. Роль медицинской сестры в психотерапевтическом воздействии на больного очень велика. Большую роль играет тактичное,

Из книги Варикозное расширение вен. Лечение и профилактика традиционными и нетрадиционными методами автора Светлана Филатова

2. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И РАЦИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА ОРГАНИЗМА Здоровье человека - это гармоничное сочетание жизнедеятельности всех систем организма при их физиологической регуляции. Причем эта жизнедеятельность рассматривается на фоне взаимодействия человека

Из книги Как легко бросить курить и не поправиться. Уникальная авторская методика автора Владимир Иванович Миркин

ПСИХОТЕРАПИЯ Чем вам может помочь психотерапевт В некоторых случаях, если не удается побороть чувство страха перед голодом, можно обратиться к психотерапевту. Вам помогут настроиться на «нужную волну», чтобы можно было внутренне спокойно перенести различные

Из книги Болезни щитовидной железы. Лечение без ошибок автора Ирина Витальевна Милюкова

Психотерапия При варикозном расширении вен, как и при любом другом заболевании, человек обычно оказывается лицом к лицу с развивающимся недугом. Возникшее противостояние мобилизует все физические, физиологические и моральные силы организма. Больные по-разному ведут

Из книги Опасная медицина. Кризис традиционных методов лечения автора Арусяк Арутюновна Налян

Психотерапия За многовековую историю курения человечество настолько привыкло к этой вредной привычке, что до сих пор и в XXI веке относится к ней как к обыденному явлению. И в большинстве своем не осознает всю пагубность табакокурения. А ведь курение по сути своей не что

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов

Психотерапия Что может сделать психотерапия для человека, страдающего каким-либо физическим, и подчас тяжелым, заболеванием?Уже довольно давно в нашу жизнь прочно вошло понятие «психосоматика». Не только психологи, но и врачи склонны считать, что такие разные, на первый

Из книги Как избавиться от боли в спине автора Ирина Анатольевна Котешева

Рациональная фармакотерапия Сегодня уже во многих статьях, руководствах, формулярах четко прослеживается мысль о том, что лекарственная терапия во всем мире осуществляется нерационально, то есть, попросту говоря, неправильно. Так, в российском издании формуляра

Из книги Тайная мудрость человеческого организма автора Александр Соломонович Залманов

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Стоит сказать, что логически обоснованную терапию достаточно тяжело выделить в какой-либо самостоятельный метод, поскольку в основе лежит совокупность тесно связанных между собой определенных принципов, которыми являются взаимоотношения

Из книги Полный медицинский справочник диагностики автора П. Вяткина

Психотерапия Мышление – высший продукт особым образом организованной материи – мозга, активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Мышление является источником наших слов, поступков, привычек, поведения и действия, вообще всего,

Из книги автора

Рациональная терапия Недостаток всех патофизиологических опытов заключается в быстроте течения болезненных явлений, вызванных у подопытных лабораторных животных операционным или химическим шоком. В патологии человека обычное развитие болезненных расстройств

* Рационально-эмотивная терапия (РЭТ)

РЭТ основывается на ряде допущений о человеческой природе и происхождении человеческих несчастий, или эмоциональных нарушений. Вот некоторые из этих допущений:

1. Люди сочетают в себе рациональное и иррациональное. Когда они мыслят и действуют рационально, более вероятно, что они будут эффективны, счастливы и компетентны.

2. Мысли и эмоции не разделимы. Эмоции сопровождают мышление, а мышление, как правило, предвзято, субъективно и иррационально. Эмоциональное или психологическое нарушение является результатом иррационального и нелогичного мышления.

3. Люди по своей биологической природе предрасположены к иррациональному мышлению, строят в соответствии с этим окружающие условия и переживания.

4. Мышление у людей происходит обычно с использованием символов или языка. Индивидов с выраженными эмоциональными нарушениями характеризует то, что они поддерживают свои нарушения и сохраняют нелогичное поведение за счет внутренней вербализации своих иррациональных идей и мыслей. Эллис утверждает, что фразы и предложения, которые люди часто себе повторяют, становятся их мыслями и эмоциями. По его словам, постоянная стимуляция служит причиной стойкости расстройств поведения и эмоций, а простое понимание корней нарушения в процессе психоанализа не является достаточным условием устранения нарушения.

5. Продолжительность состояний эмоциональных нарушений, которые являются результатом внутренней вербализации, определены, таким образом, не внешними событиями или обстоятельствами, а восприятием и установками в отношении этих событий, которые включены в интернализованные высказывания о них. Эллис обнаруживает истоки этой концепции у Эпиктета и приводит его высказывание: "Люди расстраиваются не столько из-за вещей, сколько из-за своих взглядов на них". Он также цитирует сходную фразу из "Гамлета": "Нет ни хорошего, ни плохого, все делает таким или другим наш разум".

6. Негативные и направленные во вред себе мысли и эмоции можно устранить путем перестройки восприятия и мышления, чтобы мышление стало логическим и рациональным, перестав быть нелогичным и иррациональным.

Альберт Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные .

Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это "чистая" информация о реальности.

Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности.

Дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными связями разной степени жесткости.

Источником психологических нарушений, по мнению Эллиса, является система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от значимых взрослых. Эти нарушения А. Эллис назвал иррациональными установками. С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений. Поэтому иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида. Сердцевиной же эмоциональных нарушений, по мнению Эллиса, является самообвинение.

У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниции, которая представляет собой систему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями. Она выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий, поэтому приводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго и поэтому не блокируют его деятельность, не препятствуют достижению целей.

Первый и наиболее важный принцип рационально-эмотивной теории состоит в том, что мысли являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояние.

Второй главный принцип рационально-эмотивной теории гласит, что в основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов. К ним относятся: преувеличение, упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные предположения, ошибочные выводы, абсолютизация. Для описания этих когнитивных ошибок Эллис использует термин "иррациональные суждения".

Таким образом, в основе патологических эмоциональных реакций чаще всего лежат иррациональные убеждения.

Альберт Эллис в 1958 году выделил 12 основных иррациональных идей .

1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

2. Есть поступки порочные, скверные. И повинных в них следует строго наказывать.

3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.

4. Все беды навязаны нам извне - людьми или обстоятельствами.

5. Если что-то пугает или вызывает опасение - постоянно будь начеку.

6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолеть.

7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. (Нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха).

9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.

10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

11. Плыть по течению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью.

12. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

Продолжая разрабатывать РЭТ, он пришёл к выводу, что все иррациональные убеждения можно свести к трём основным. Все остальные являются как бы их подпунктами.

Эллис сформулировал эти три убеждения следующим образом:

1. "Я должен добиваться успеха и получать одобрение значимых других, а если я не делаю того, что должен и обязан, значит, со мной что-то не в порядке. Это ужасно, и я ничтожество". Это иррациональное убеждение ведет к тому, что человек впадает в депрессию, испытывает тревогу и отчаяние, сомневается в самом себе. Это требование "Эго". "Я должен добиваться успеха, иначе я - "ничтожество".

2. Второе иррациональное убеждение таково: "Вы - люди, с которыми я общаюсь, мои родители, моя семья, мои родственники и сотрудники - должны, обязаны относиться ко мне хорошо и быть справедливыми! Просто ужасно, что вы этого не делаете!" Отсюда озлобленность, ярость, убийства, геноцид.

3. Третье иррациональное убеждение: "Условия, в которых я живу - окружающая среда, общественные отношения, политическая обстановка, - должны быть устроены так, чтобы я с легкостью, не прилагая больших усилий, получал все, что мне необходимо. Разве не кошмар, что эти условия трудны и причиняют мне огорчения? Я не могу переносить этого! Я никак не могу быть счастливым; я или навсегда останусь несчастным, или убью себя!" Отсюда низкая устойчивость к фрустрации.

Эллис убеждён, что эти ложные идеи, принимаемые и подкрепленные постоянным самовнушением, могут привести к эмоциональным нарушениям или неврозу, поскольку их невозможно осуществить.

Эти основные иррациональные убеждения, в действительности являющиеся разнообразными комбинациями двенадцати идей и сведенные к трем, отражают еще один ключевой момент РЭТ: использование выражений типа "следовало бы", "надо" и "должен" в нашем мышлении. Категоричные утверждения такого типа отражают иррациональность и могут вызывать или усугубить эмоциональное нарушение. Все эти "долженствования" являются отличительными особенностями иррациональных или алогичных убеждений в системе РЭТ.

Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (кошмарно, ужасно, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица, объекта или события.

А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы:

1. Катастрофические установки.

2. Установки обязательного долженствования.

3. Установки обязательной реализации своих потребностей.

4. Глобальные оценочные установки.

Перечень наиболее часто встречающихся иррациональных (дисфункциональных) установок.

Для облегчения процесса их выявления, фиксации и проверки рекомендуется использовать так называемые слова-маркеры. Данные слова как озвученные, так и обнаруженные в ходе интроспекции в качестве мыслей, идей и образов, в большинстве случаев указывают на наличие иррациональной установки соответствующего им типа. Чем больше их выявляется при анализе в вербализованных мыслях и высказываниях, тем больше выраженность (интенсивность проявления) и жесткость иррациональной установки.

1. Установка долженствования.

Центральной идеей установки служит идея долга. Само слово "должен" является в большинстве случаев языковой ловушкой. Смысл слова "должен" - только так и никак иначе. Поэтому слова "должен", "должны", "должно" и им подобные обозначают ситуацию, где отсутствует любая альтернатива. Но такое обозначение ситуации справедливо лишь в очень редких случаях, практически в исключительных случаях. Например, адекватным будет высказывание "человек должен дышать воздухом", поскольку физически отсутствует альтернатива.

Высказывание наподобие "ты должен явиться в условленное место в 9:00" неадекватно, так как на самом деле скрывает за собой иные обозначения и объяснения (или просто - слова). Например: "Я хочу, чтобы ты пришел к 9:00", "Тебе следует, если хочешь получить что-то нужное для тебя, явиться к 9:00". Работа установки долженствования неизбежно приводит к появлению стресса, острого или хронического.

Установка проявляет себя в трех сферах.

Первая сфера - установка долженствования в отношении себя - то, что я должен другим. Наличие убеждения в том, что вы кому-то что-то должны, будет служить источником стресса в следующем случае: когда что-либо будет вам напоминать об этом долге и что-либо одновременно будет мешать вам его исполнить. Ситуации часто складываются не в нашу пользу, поэтому исполнение этого "долга" при стечении неких неблагоприятных обстоятельств становится проблематичным. Поэтому человек попадает в сооруженную им же ловушку: возможности "вернуть долг" нет, но и возможности "не вернуть" - тоже.

Вторая сфера установки долженствования - долженствование в отношении других - то, что мне должны другие. То есть как другие люди должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать. И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем оправдывало наши ожидания. Даже у авторитетных граждан, даже у верховных правителей и жрецов, даже у самых одержимых тиранов появлялись в поле зрения люди, которые поступали "не так, как они должны". И естественно, что когда мы сталкиваемся с человеком, который поступает "по отношению ко мне не так, как должен", то уровень психоэмоционального возбуждения стремительно возрастает. Отсюда - стресс.

Третья сфера установки долженствования - требования, предъявляемые к окружающему миру, - то, что "должны" нам природа, погода, правительство и т.п.

Для трансформации данной иррациональной установки следует изменить внутреннее отношение ко многим явлениям своей жизни с "должно" на "хотелось бы" и это гарантированно избавляет личность от разрушительных и бесплодных переживаний. Следует выбирать пожелание, предпочтение вместо абсолютного требования.

Слова-маркеры: "должен" ("должно", "должны", "не должен", "не должны", "не должно" и т. п.), "обязательно", "во что бы то ни стало", "кровь из носу".

2. Установка катастрофизации.

Эта установка характеризуется резким преувеличением негативного характера явления или ситуации и отражает иррациональное убеждение в том, что в мире есть катастрофические события, которые лежат вне любой системы оценки. Установка проявляет себя в высказываниях, носящих крайне негативный характер.

Когда мы находимся под влиянием установки катастрофизации, то оцениваем некоторое неприятное для нас событие как нечто неотвратимое, чудовищное. Как то, что разрушит нашу жизнь раз и навсегда. Происшедшее событие оценивается нами как "катастрофа вселенских масштабов", на которую мы никоим образом не можем повлиять.

Слова-маркеры: "катастрофа", "кошмар", "ужас", "конец света".

Для трансформации данной иррациональной установки следует осознанно заменять в своих убеждениях крайне негативную оценку ситуации, не базирующуюся на реальных фактах и вырабатывать в себе объективный взгляд на ситуацию.

3. Установка предсказания негативного будущего.

Данная установка представляет собой тенденцию верить в то, что ожидания негативного развития событий оправдаются, при этом не важно, были ли эти ожидания высказаны или же существовали в виде мысленных образов.

"Cтановясь пророками, а вернее - псевдопророками, мы предсказываем неудачи, затем незаметно для себя делаем все для их воплощения, и в итоге их же и получаем. Но выглядит ли такое прогнозирование разумным и рациональным? Ясно, что нет. Потому что наше мнение о будущем не есть само будущее. Это всего лишь гипотеза, которую, как и любое теоретическое предположение, необходимо проверять на истинность. А возможно это в некоторых случаях только эмпирическим путем (методом "проб и ошибок"). В других случаях, когда мы обладаем опытом аналогичных ситуаций, нам все же следует придерживаться более реалистичной оценки вероятности возникновения тех или иных вариантов. В этом мире возможно все, но с разными шансами реализации. Возможность возникновения некоторых событий мы иногда искусственно приуменьшаем, вследствие чего неоправданно рискуем, и напротив, вероятность других событий (обладающих ничтожными шансами) и их последствий резко преувеличиваем, вследствие чего испытываем лишние переживания и телесный дискомфорт."

Слова-маркеры: "что, если", "а вдруг", "а ведь может быть" и т. п.

4. Установка максимализма.

Данная установка характеризуется выбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов, даже недостижимых, и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности. Мышление характеризуется позицией "все или ничего!". Крайней формой установки максимализма является установка перфекционизма (лат. perfectio - идеально, совершенно).

Слова-маркеры: "по максимуму", "только на отлично", "на пятерку", "на 100%" ("на все сто").

5. Установка дихотомического мышления.

Дихотомическое мышление проявляется в тенденции помещать жизненный опыт в одну из двух взаимоисключающих категорий, например безупречный или несовершенный, безукоризненный или презренный, святой или грешник.

Мышление, подпадающее под влияние подобной установки, можно охарактеризовать как "черно-белое", характеризующееся склонностью мыслить крайностями. Понятия, в действительности расположенные в континууме, оцениваются как антагонисты, как взаимоисключающие варианты.

Слова-маркеры: "или - или" ("или да - или нет", "или пан - или пропал"), "либо - либо" ("либо жив - либо мертв").

6. Установка персонализации.

Эта установка проявляет себя как склонность связывать события со своей личностью, когда нет никаких оснований для такого вывода, интерпретировать события в аспекте личных значений: "Они наверняка шепчутся обо мне" или "Все на меня смотрят".

Слова-маркеры: местоимения "я", "меня", "мною", "мне" и т. п.

7. Установка сверхобобщения.

Сверхобобщение означает выведение общего правила или приход к общему выводу на основании одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) о всей совокупности. В результате делается неоправданное обобщение на основании избирательной информации. Например:

"Если не получилось сразу, не получится никогда". Формируется принцип - если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски похожих случаях.

Слова-маркеры: "все", "никто", "ничто", "всюду", "нигде", "никогда", "всегда", "вечно", "постоянно".

Для трансформации данной иррациональной установки из дезадаптивной в адаптивную следует осознанно заменять в своих суждениях категоричность, унифицирующую объекты, ситуации и явления.

8. Установка чтения мыслей.

Данная установка формирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли. Угрюмый взгляд начальника может быть расценен тревожным подчиненным как мысль или даже созревшее решение о его увольнении. За этой трактовкой может последовать бессонная ночь тягостных раздумий и решение: "Я не доставлю ему удовольствия уволить меня - уволюсь по собственному желанию". И наутро, в самом начале рабочего дня, начальник, которого вчера мучили боли в желудке (с чем и был связан его "суровый" взгляд), силится понять, с чего бы вдруг его не самый лучший работник решил уволиться.

Слова-маркеры: "он(она/они) думает(ют)".

9. Установка оценочная.

Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т. д. Оценивание носит иррациональный характер, когда отдельный аспект человека отождествляется со всей личностью.

Слова-маркеры: "плохой", "хороший", "никчемный", "глупый" и т. п.2

10. Установка антропоморфизма.

Слова-маркеры: "хочет", "думает", "считает", "справедливо", "честно" и т. п. высказывания, адресованные не к человеку.

АВC-теория личности (ABC модель)

АВС Модель:

А (activating event) – ситуация, событие, которое запускает у нас те или иные чувства;

B (beliefs) – наши убеждения, жизненные принципы и установки, представления о той или иной ситуации;

C (consequences) – последствия: чувства и поведение.

У Эллиса имеется АВC-теория личности (ABC модель), к которой он добавил Д (D) и Э (E), чтобы охватить изменение и желательный результат изменения.

Кроме того, первой может быть поставлена буква Ц (G), чтобы обеспечить контекст для человеческих ABC моделей.

Ц (G - Goals) Цели, фундаментальные и первичные.

А (A - Activating) Активизирующие события в жизни человека.

В (B - Beliefs) Верования, убеждения, рациональные и иррациональные.

П (C - Consequences) Последствия, эмоциональные и поведенческие.

Д (D - Disputing) Дискутирование иррациональных верований.

Э (E - Effective) Эффективная новая философия жизни.

Рационально размышляя относительно активизирующих событий (А), которые либо помогают или подтверждают, либо блокируют или саботируют их цели (Ц), люди занимаются предпочтительным мышлением. Предпочтительное мышление в противовес жестко требовательному предполагает или явное и/или молчаливое реагирование с помощью систем верований (В) реалистическими способами и переживание соответствующих эмоциональных и полученных в результате практики ориентированных на цель поведенческих последствий (П). Ниже следуют АВC - схемы для активизирующих событий, усиливающих и блокирующих цели.

АВC схемы для активизирующих событий, усиливающих и блокирующих цели:

А - Активизирующее событие, воспринятое как оказывающее помощь или подтверждающее цели.

В - Система верований, предполагающая предпочтительное мышление: "Это хорошо! Мне нравится это активизирующее событие".

П - Последствия: эмоциональные - удовольствие или счастье; поведенческие - приближение и попытка повторить это активизирующее событие.

А - Активизирующее событие, воспринятое как блокировка или саботаж целей.

В - Система верований, предполагающая предпочтительное мышление: "Это плохо! Мне не нравится это активизирующее событие".

П - Последствия: эмоциональные - фрустрация или несчастье; поведенческие - уход от или попытка устранить это активизирующее событие.

РЭПТ (рационально-эмотивная поведенческая терапия) — этот метод психологической помощи был внедрен в психотерапевтическую практику Альбертом Эллисом еще в прошлом веке. И по сей день техники этой психотерапии пользуются большой популярностью среди психологов-психотерапевтов современности, в том числе и при консультации онлайн (через Интернет).

Рационально-эмоциональная терапия — это, по сути, не лечение, а тренировка и обучение рациональной социальности и изменению эмоций и поведения человека.

Сегодня на сайте сайт вы, уважаемые посетители, узнаете чем и кому поможет рациональная психотерапия онлайн.

Рационально эмотивная терапия — решаемые проблемы

РЭПТ — это обучение рационально осмысленному опыту (копинг-стратегиям) совладания с различными жизненными проблемами и трудностями.
Рационально эмотивная терапия направлена на выработку навыков объективного (не предвзятого) мышления, адекватного чувствования и разумного поведения в той или иной стрессовой или критической ситуации.

И, наверное, специалиста в этой помогающей области целесообразней было бы называть не психотерапевт, а «социальный тренер» или «социальный консультант»…

Жизненные психологические и эмоциональные проблемы, которые вы решите с помощью РЭПТ:

  • Проблемы в межличностных отношениях
  • Иррациональные страхи и фобии
  • Депрессии
  • Стрессы и дистрессы
  • Комплексы неполноценности
  • Навязчивые мысли
  • Негативные эмоции (обида, вина, стыд, ревность, зависть…)
  • Агрессивность, конфликтность, раздражительность…
  • Нерешительность, робость, стеснительность…
  • Хроническое невезение в жизни

Основная проблема людей — подсознательные верования

Зачастую люди в схожих стрессовых ситуациях ведут себя практически одинаково, как по программе, определенному заученному алгоритму (см. жизненный сценарий).

Основано такое запрограммированное поведение на внутренних верованиях человека (т.е. его глубинных установках, убеждениях, стереотипном мышлении…).
Рационально-эмоционально-поведенческая терапия Эллиса как раз и поможет вам осознать и изменить ваши внутренние верования, а значит изменить эмоции и поведение.


Три базовых принципа работы с верованиями:
  1. Люди испытывают проблемы не из-за стрессовых ситуаций или критических событий, а в результате восприятия их через призму своих верований.
  2. Не важно, когда приобретено верование, но человек его до сих пор придерживается (принцип приоритета настоящего времени).
  3. Нет иного способа изменить свои верования, как обучиться и практиковать новые навыки мышления, чувствования и поведения.

Модель АВС — Ядро рациональной терапии

  • (А) — (активирующее событие) — это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение, связанные с этим событием. А возможно, воспоминания, представления, мысли о прошлом опыте.
  • (В) — (неосознанная вера) — внутренние часто неосознанные ложные убеждения , установки и стереотипные мысли …
  • (С) — (следствия) — эмоциональная, поведенческая и физиологическая реакция человека

Три ключевых верования человека:

  1. Я должен все делать хорошо
  2. Все должны общаться со мной хорошо
  3. Мир должен быть легким для меня

Мы не трогаем при рационально-эмоциональной терапии верования человека, которые являются специфическими: идеологические, политические, религиозные, и др. — это остается личным делом как клиента, так и психотерапевта.

5 этапов работы РЭПТ по изменению «вредных» верований

  1. Аналитическое диагностирование верований
  2. Раскачивание и размягчение внутренних убеждений (например, метод критической дискуссии)…
  3. Замена установок более гибкими и рациональными
  4. Вживление нового навыка: регулярные упражнения в пресечении рецидивов негативного мышления и применения новых разумных мыслей и адекватной стратегии поведения (обычно задается на дом, между сеансами терапии)
  5. Обучение человека использовать техники РЭПТ самостоятельно (чтобы в будущем не зависеть от психотерапевта)

Рационально эмотивная терапия заканчивается тогда, когда клиент почувствует, что он сможет справиться с оставшимися проблемами самостоятельно, а не тогда, когда он решит все свои проблемы.

Техники рационально эмоциональной терапии

В методах РЭПТ Эллиса используется множество техник (см. техники психотерапии): рациональные, иррациональные, эмоциональные, поведенческие, лингвистические, логические, экспериментальные (на практике) и др. — в зависимости от конкретной проблемы человека и его индивидуальности.

Методы, которые не применяют в РЭПТ

  1. Не применяю методы, которые делают человека зависимым (например, излишняя теплота, создание и анализ невроза подкрепления…)
  2. техники, которые могут сделать человека легковерным и внушаемым
  3. Редко используют психоаналитические приемы в чистом виде
  4. Быстрые методики, которые в короткий срок помогают клиенту, но результат не закрепляется и может быть рецидив
  5. С осторожностью используют техники релаксации
  6. Не применяют методы, которые могут подкрепить низкую толерантность (терпимость) к фрустрации («облому ожидания»)
  7. Не используются псевдонаучные техники
  8. Некоторые техники РЭПТ не используются в семейной терапии и психотерапии отношений
  9. А также, некоторые хоть и популярные в силу маркетинга техники, но не имеющие достаточной эмпирической поддержки…
Кому не подойдет рациональная терапия

Этот вид психотерапии имеет свои ограничения. Рациональная терапия хорошо подходит для рациональных и ответственных людей, а также для людей внушаемых, которые не особо застревают в своих старых верованиях.

Этот метод не подойдет слишком «переживательным» женщинам и упертым фанатикам, а также людям с ограниченным интеллектом.

Рационально-эмотивная терапия - Направление в когнитивной психотерапии (Альберт Эллис), основанное на устранении иррациональных суждений пациента, страдающего неврозом. Ключевой является так называемая АВС-теория, в соответствии с которой, определенное негативное проявления эмоций (фрустрация, разочарование) или поведения (С) пробуждается к жизни не непосредственно каким-либо событием (А), а лишь опосредствованно, через систему интерпретаций или верований (В). Целью психотерапевтической работы является обнаружение и устранение системы патогенетических интерпретаций, приводящих к нарушению эмоциональных и поведенческих реакций.

Эллис подчеркивал, что у людей нет прямых реакций на большинство ситуаций, что эмоциональные реакции зависят от способа восприятия событий. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, но способ, с помощью которого человек интерпретирует и осмысляет их.

Иллюстрация: ребёнок слышит, когда отец кричит на него, расстраивается при этом; однако сосед по дому, который слышит точно те же "объективные стимулы", на эту родительскую вспышку совершенно не реагирует (или реагирует иначе: злится, например).

Эллис основывается на том, что у людей могут быть и есть неадаптивные и иррациональные способы интерпретации событий, вызывающие эмоциональные расстройства такой интенсивности, которая никак не может быть оправдана реальной рациональной оценкой события.

Эллис моделирует эмоциональное поведение в последовательности, легко запоминаемой как простая мнемоника АВС:

Соотношение между А и С непредсказуемо, если мы не знаем В. То есть, если мы знаем, что такой-то индивид попал в такую-то ситуацию (например ему отдавили ногу в общественном транспорте), но не знаем при этом модель мира человека (хотя бы в ключевых моментах), то последствия его действий сложно предугадать (человек с отдавленной ногой может устроить скандал, может заплакать, может начать читать нотации, может проигнорировать, может сразу полезть в драку...).

Виды иррациональных суждений

Эллис разделил иррациональные суждения на четыре вида:

1. "Долженствовательные" указывают на то, что кто-то (или что-то) должно быть не таким, каково оно есть ("Я должен выиграть игру", "Он должен быть любезным по отношению ко мне", "Все должны быть честными со мной"). В основе таких суждений лежит какое-то навязчивое целеполагание.

2. "Ужасания" суждения строятся на том, что всё ужасно, жутко и кошмарно, потому что все не так, как следовало бы быть ("Будет ужасно, если я не закончу уборку до прихода мужа", "Это ужасно, что мой замысел разгадали, теперь мне конец"). Подобные суждения строятся, опираясь на сильно негативные эмоции, при этом имеет место "страх ужаса".

3. Суждения "надлежания" отражают неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему "надлежит" или "следует" быть ("Я не вытерплю, если окажется, что мой лучший друг - обманщик", "Все вокруг оказались враги, и я это не смогу перенести").

4. "Порицающие" суждения принижают личность (собственную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей "надлежит" или "следует" быть). В основе таких суждений лежит инфантильная модель мира, в которой люди делятся на хороших и плохих, добрых и злых, и также инфантильное представление о долге каждого человека поощрять или наказывать хороших или плохих. Примеры: "Он ужасный человек, должен быть наказан за опоздание", "Если он скажет мне ещё одно плохое слово, я пойму, что он - негодяй, и тогда я ему отомщу".

Двенадцать основных иррациональных идей по Эллису

Конкретизируя, Эллис выявил наиболее типичные, "сердцевинные" иррациональные идеи, которые явно или неявно лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.

1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

2. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.

3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.

4. Все беды навязаны нам извне - людьми или обстоятельствами.

5. Если что-то пугает или вызывает опасение - надо быть начеку.

6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.

7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. Нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха.

9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее потом.

10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

11. Плыть по течению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью.

12. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

Типовая схема работы в РЭТ

1. Доказать клиенту состоятельность рационально-эмотивной терапии. Доступным языком изложить теоретические основы РЭТ. Рассмотреть примеры из жизни. Введите модель АВС и раскройте клиенту основную идею терапии. Дайте пример иррациональных и рациональных мыслей, обусловленных таким социальным событием, которое было бы понятным и близким клиенту. Обсудите, к каким рациональным или иррациональным последствиям поведенческого и эмоционального плана могут эти суждения привести.

2. Добиться согласия клиента рассмотреть его собственные иррациональные суждения, пользуясь аппаратом РЭТ.

3. Терапевт обсуждает и оспаривает иррациональные суждения клиента. Предъявите перечень выявленных иррациональных утверждений и обсудите с клиентом, почему эти утверждения иррациональны и какими рациональными утверждениями их можно заменить. Хорошей идеей будет записать эти рациональные утверждения.

4. Клиента стимулируют к тому, чтобы он разработал свои собственные аргументы против иррациональных суждений, поупражнялся с ними и заменил иррациональные суждения более подходящими оценками активизирующих событий. Предложите клиенту определить свою собственную ситуацию. Обсудите с ним, какие иррациональные мысли приходят ему в голову в такой ситуации и к каким последствиям эта ситуация чаще всего приводит. Запишите эти мыслимые последствия и предложите клиенту произвести на свет и записать более рациональные мысли.

5. Развитие новых рациональных и реалистических суждений о событиях, об актуальных и возможных. На этом завершающем этапе важно развить и укрепить "отремонтированную" модель мира клиента.

6. Поощрение клиента к выявлению иррациональных мыслей, чувств и действий, возникающих в определенных проблемных ситуациях. Ситуации должны быть конкретными, вызывающими определенные трудности. Предпочтительнее, например, высказывание: "Когда я вижу привлекательную девушку, я думаю... А что, если я не найду, что сказать... И вот я буду стоять, уставившись как дурак, с открытым ртом..." (к этому высказыванию могут быть применены иррациональные мысли №3 и №8 из списка иррациональных идей). Менее предпочтительны общие утверждения типа "Когда я среди людей, у меня нет уверенности в себе". Для того, чтобы помочь клиентам охватить все коллизии проблемных ситуаций, мы использовали простую методику воображения. Клиентов просят закрыть глаза, расслабиться и представить себе недавно случившиеся проблемные ситуации, а затем рассказать о мыслях и чувствах, возникших у них в этих конкретных ситуациях.

7. После выявления нескольких ситуаций нужно упорядочить их по критерию трудности (опираться можно на степень стрессогенности ситуации). Если возможно, ситуации выстраиваются в иерархии.

8. Терапевт предъявляет каждую из проблемных ситуаций, начиная с самой легкой. Ситуации предъявляются в дискуссии, в воображении, в реальной жизни. Клиент получает инструкцию во время каждого предъявления описывать свои чувства и мысли. Цель упражнения - добиться того, чтобы определенное эмоциональное состояние стало сигналом к поиску у себя иррациональных мыслей. На этой стадии мысли будут появляться не столь тщательно упакованными и обозначенными. Работа терапевта состоит в том, чтобы глубже проникнуть в высказывания клиента и сопоставлять их. Когда терапевт решит, что он в состоянии сформулировать мысли клиента, то он может либо попросить клиента обобщить, какое иррациональное суждение является у него преобладающим, либо сам сделать обобщение.

9. По мере предъявления каждой иррациональной идеи она оспаривается терапевтом. Затем терапевт постепенно поощряет клиента к тому, чтобы он сам взял на себя роль оспаривающего. Этот процесс носит характер полемики. Клиента спрашивают, на все ли 100% его суждения истинны, неизбежны и основаны на неопровержимых фактах. Предъявляются контр-примеры, и клиента подводят к тому, чтобы он сам сформулировал более рациональные суждения об активизирующем событии и представил себе, к каким результатам могут привести эти рациональные суждения.

10. Клиенту предъявляют активизирующие события (в воображении, в ролевой игре или в реальной жизни) и предлагают ему в присутствии терапевта поупражняться с рациональными альтернативами. Терапевт обучает клиента тому, как контролировать свою эмоциональную реакцию (здесь наиболее удобен метод "термометра страха" с делениями от 0 до 100 баллов). На начальных стадиях терапевт действует также как суфлер и составитель репетируемых рациональных суждений. Контроль и упражнения продолжаются до тех пор, пока данное активизирующее событие не перестает вызывать интенсивной эмоции.

Домашние задания

На разных стадиях терапии можно давать клиенту домашние задания, о выполнении которых клиент рассказывает на последующих встречах. Вот примеры домашних заданий:

1. Попросите клиента определить (помимо обсуждаемых на сеансах) еще две свои реальные жизненные проблемы и выявить в них последовательность АВС. Пусть постарается отыскать более рациональные суждения и изучить последствия, к которым они могут привести.

2. Психотерапевт просит клиента в реальных жизненных ситуациях попробовать технику превращения иррациональных суждений в рациональные. Записи об этой практике и о достигнутых улучшениях заносятся в дневник.

В начале XX в. французский психиатр П. Дюбуа (Р. Dubois) выдвинул идею о том, что психогенное заболевание является результатом неправильных решений больного, его логических ошибок, заблуждений при анализе психотравмирующей ситуации и поиске действий по преодолению этой ситуации. Следовательно, основная задача психотерапевта сводится к вскрытию таких заблуждений, к укреплению способности больного к логически обоснованным умозаключениям, чтобы сформировалась правильная внутренняя картина болезни. Пациент должен осознать, что причина его заболевания кроется в слабом и неверном использовании своих рациональных, умственных возможностей, поэтому иод руководством психотерапевта пациент исправляет свои логические неточности, создает верную внутреннюю картину болезни и находит перспективные пути освобождения от болезненных симптомов. Такую психотерапию Дюбуа назвал рациональной.

Как подчеркивали Ж. Дежерин (J. Dejerine) и Е. Гокклер (Е. Hokkler), в этом методе не может быть стереотипов, шаблонов. Каждый психотерапевт решает лечебную задачу исходя из личностных особенностей больного, сюжета его психической травмы и собственных интеллектуальных возможностей, действуя на больного убедительной диалектической логикой в анализе его проблемы. Важно найти аргументы, наиболее приемлемые для данного конкретного больного. Эти аргументы могут быть воспроизведенными психотерапевтом экспромтом на основании собственного жизненного опыта, а для религиозного человека - с использованием положений, канонизированных в данном религиозном направлении, либо возможно привлекать для обоснования новых необходимых аргументов идеи древних и современных философов, писателей, общественных деятелей и пр.

Главное в рациональной психотерапии заключается в том, чтобы строго логические рассуждения психотерапевта, как ключ к замку, подходили к особенностям психики пациента и воспринимались им продуктивно. Такая техника ведения психотерапевтического сеанса является своеобразным профессиональным искусством, индивидуально присущим каждому практикующему психотерапевту.

В рациональной психотерапии целесообразно придерживаться некоторых принципов работы. Важно, например, точно запоминать факты и их истолкование больным при изложении своей проблемы, своих переживаний и действий, так как этот материал будет использоваться в дальнейшем психотерапевтом, но в ином логическом оформлении.

По ходу психотерапевтического диалога необходимо подмечать и сразу же корректировать неточные, противоречивые и неопределенные высказывания больного, постоянно активизируя его способность к логически обоснованному анализу.

Психотерапия должна вестись неторопливо, последовательно и систематично. Важно, чтобы у больного сложилось четкое представление о том, что он сам во всем разобрался, все понял и нашел новое решение, ведущее к выздоровлению. В процессе психотерапевтических сессий специалисту желательно постепенно как бы отодвигать себя на второй план, тогда терапевтический эффект будет более результативным.

Рассуждения психотерапевта должны вестись в доступной для больного, четкой и убедительной для него форме. При проведении сеансов в стиле рациональной психотерапии больной постоянно должен чувствовать понимающее, доброжелательное отношение к себе психотерапевта.

Психотерапевтическая работа осуществляется в три этапа.

На первом этапе собирается информация об актуальных жалобах и проблемах пациента, об истории его жизни и заболевании. Причем то, что связано с болезненной проблематикой, необходимо уточнять до мельчайших подробностей, деталей с тем, чтобы больной как бы вновь эмоционально остро пережил обстоятельства психической травмы. Происходит некий «взрыв», эксплорация самых болезненных воспоминаний и переживаний до последующего эффекта отреагирования. Поэтому этот этап рациональной психотерапии иногда называется эксплоративным.

Второй этап работы заключается в лечебной психологической коррекции. Больной сломлен психической травмой. Ему свойственно невероятно расширять ее масштаб до уровня абсолютной катастрофы. Конгломерат эмоций в виде отчаяния, паники, тоски, ужаса, страха полностью овладевает полем сознания больного, блокирует его способность рассмотреть проблемы с разных сторон, найти перспективное решение, изменить свое отношение к происходящим событиям. Необходимо сузить, сфокусировать объем переживаний, отыскать новые точки опоры и цели действий, используя все интеллектуальные возможности пациента.

Когда у человека случается большое горе, то сначала эта ситуация кажется ему безвыходной, тупиковой. Он даже склонен отвергать предлагаемую ему помощь, считая ее бессмысленной. Так нередко ведут себя, например, внезапно ослепшие люди, находящиеся вследствие этого в состоянии депрессии. Они крайне недоверчиво могут относиться к психотерапевтической службе, полагая, что все безнадежно и помочь им никто не может.

В качестве примера приводим фрагмент вводной психотерапевтической беседы в реабилитационном центре для людей, потерявших зрение:

«Вы думаете, что нет тяжелее горя, чем потеря зрения? Вы действительно считаете, что незрячий человек лишен возможности быть счастливым? Всегда, везде и во всем? А разве зрячие люди всегда и везде счастливы? К одному и тому же явлению мы можем относиться но-разному. Идет дождь. Это хорошо или плохо? Это красиво или безобразно? Ни то, ни другое. Это просто дождь. А оценку ему мы даем в зависимости от того, что он для нас означает в данный момент, и в каком настроении мы находимся. Под впечатлением интересного, насыщенного яркими впечатлениями дня я могу говорить себе, стоя у окна: “Какой мощный ливень, какие бурные потоки воды, как неукротима и прекрасна природа!” А если у меня плохое настроение, то этот же дождь побуждает к иной оценке происходящего: “Какое хмурое небо, какой унылый, нескончаемый и безнадежный дождь, какой холод и мерзкая грязь кругом”. Мир не является ни хорошим, ни плохим. Он такой, какой есть. События в этом мире мы окрашиваем в те тона, которые наиболее созвучны с нашим душевным состоянием в данный момент времени... Вряд ли неудач и несчастий в жизни больше, чем радостей и наслаждений. Не следует лишь убегать от этих радостей, от восприятия всей полноты жизни, от того, чего мы можем добиться в жизни. У человека достаточно много для этого резервных возможностей... В. Дикуль в первое время после повреждения позвоночника впадал в отчаяние, но, будучи обездвиженным, нашел в себе резервы, развил их, доведя до совершенства свое тело, и радует других и себя неисчерпаемыми возможностями своего существования... Важно принять мысль, что пет вечного горя и вечной радости. Проходит и то, и другое. В Швеции люди с врожденной умственной отсталостью создали оркестр и выступают во многих странах мира иод восторженные аплодисменты зрителей...»

Религиозный человек в тяжелых обстоятельствах жизни обычно нуждается в поддержке высших сил. Недаром в США психиатр П. Майер продуктивно интегрирует в психотерапевтических центрах работу с клиентами психологов, психотерапевтов и священнослужителей.

На этом втором этапе рациональной психотерапии специалисты нередко используют тактику «Сократовского диалога», предложенную Э. Кречмером. Она заключается в выведении третьего умозаключения после анализа двух противоположных суждений.

Например, на прием к психотерапевту пришел мужчина К. В. 36 лет по поводу переживаний, связанных с крахом супружеских отношений из-за измены жены. Он начинает отчаянно ругать жену и всех женщин, утверждая, что никому из них нельзя верить, они коварные, расчетливые, вредоносные создания и т.д.

Психотерапевт поддерживает эту идею о ничтожестве женщин и гротескно и образно распространяет уничижительные характеристики на мать пациента, на его первую учительницу, на девушку его первой любви. Клиент начинает бурно возражать, заявляя, что эти женщины замечательны.

Тогда психотерапевт развивает противоположную мысль о красоте женщин, о тонкости и трепетности их чувств, об их жертвенности и способности к сопереживанию, к рождению детей и т.д. вплоть до гротеска об исключительном величии и непогрешимости женщин. Клиент опять возражает.

Тогда, наконец, в обсуждении вопроса формулируется третья позиция по принципу не «или то - или это», а «ни то - ни это» и выводится третья, разумная оценка его жены, их взаимоотношений на протяжении брака и обстоятельств разрыва отношений.

При тяжелых жизненных обстоятельствах у клиента и невозможности радикально исправить что-то существенное психотерапевт нередко прибегает к тактике «умышленного пренебрежения». Это в начале психотерапии может помочь пациенту понять, что не все так безнадежно и непоправимо, что у него есть ресурсы, которые можно использовать для работы с проблемой.

Например, пациентка В. А. 40 лет, образованная интеллигентная женщина, страдающая тяжелой формой детского церебрального паралича и сколиозом, обратилась за психотерапевтической помощью в связи с навязчивыми мыслями и депрессией, развившейся после того, как от нее ушел любимый сю человек. При беседе заявляет, что дальнейшая се жизнь бессмысленна и мучительна. Понятно, что ситуация объективно непростая. Значит, работу целесообразно начать с того, что реально можно улучшить.

Психотерапевт при беседе, как бы между прочим замечает, что цвет ее платья не подчеркивает красоту цвета ее глаз. При следующей встрече, так же мимоходом, они обсуждают прическу, которую можно изменить, чтобы скрыть некоторые недостатки ее лица. Постепенно у пациентки начинает расти самооценка, и дальнейшая психотерапевтическая работа становится более перспективной.

Психотерапевт, использующий рациональную психотерапию, при анализе проблем пациентов и их коррекции исходит из позиции здравого смысла. Существуют некоторые сюжеты в жизни пациентов, которые встречаются достаточно часто и являются для них проблемными.

Нередко люди, потерпев в чем-то неудачу, начинают с тревогой ожидать повторного краха в аналогичной ситуации, тем самым уже заранее вновь обрекая себя на неудачу. У пациентов формируется установка на неудачу, на проигрыш. Проработка такой установки может помочь пациенту преодолеть тревожную для него ситуацию. Аргументы, предлагаемые психотерапевтом, естественно, могут быть разными в зависимости от обстоятельств. Но главное заключается в том, что какой же резон браться за какое-то дело, полагая, что оно не получится. Если так, то не нужно за него браться, а если решаешься, то иди на победу. Разве целесообразно девушке, идущей на свидание, думать, что она не понравится молодому человеку и все бессмысленно. Если уж идешь на свидание, так проникнись желанием и уверенностью, что ты победишь, завоюешь его сердце, а иначе зачем же давать согласие на приглашение и идти на это свидание?

Нередко пациенты впадают в отчаяние от того, что предал друг, изменила женщина, которым беззаветно верил, и пр. Из анализа подобных ситуаций возникает вывод об опасности абсолютной веры во что-то и в кого-либо. Опасно попадать в полную зависимость от конкретных обстоятельств или конкретных людей. Имеет смысл помнить афоризм «Не сотвори себе кумира». Нельзя, образно говоря, делать ставку на одну лошадь, она может и упасть, всегда целесообразно заботиться об «островке безопасности» и быть готовым ответить па вопрос: «Что я буду делать, если это не получится?»

Пациент может приходить в отчаяние от того, как замечательно он жил раньше, как он любил и его любили, а теперь ничего этого нет. Он бесконечно предается воспоминаниям, живет прошлой жизнью, проклиная настоящее. Либо он игнорирует настоящее и живет во имя будущего. В процессе психотерапии пациенту важно осознать, что он живет в настоящий момент, сейчас, а прошлого уже нет и вернуть его невозможно. Человек может вернуться в места своего «розового», беззаботного, окутанного лаской родителей детства. Но у него не возникнет тех же ощущений и душевного состояния, как это было в детстве, так как многое изменилось в обстановке: и родителей нет в живых, и дом, который казался в детстве таким большим, оказался маленьким, и сам он уже не тот. Словом, скорее возникнет грусть и разочарование, но не погружение в прошлое. И так же бессмысленно жить будущим, которого еще нет, и никто не знает наверняка, что будет. Это будущее может оказаться совсем не таким, каким представляется в данный момент. Поэтому управлять ни прошлым, ни будущим невозможно. Есть настоящее как единственная реальность, в которой ты можешь стараться делать все, что ты можешь, умеешь и хочешь, не откладывая на потом, не проскакивая мимо.

Иногда одинокий человек считает, что он никому не нужен и не интересен. Допустим, потеряв какого-то очень близкого ему человека, он полагает, что жизнь утратила смысл, ибо одиночество невыносимо и неизбежно. Важно убедить пациента в том, что нет такого человека в мире, который никому не интересен. Обязательно находится тот, кому именно такой человек необходим, приятен, желанен и интересен.

На коррекционном этапе рациональной психотерапии пациенту необходимо рассмотреть свою психотравмирующую ситуацию с разных сторон и найти новые точки опоры в жизни, новые цели. Человек должен проникнуться уверенностью в том, что у него хватит сил и возможностей для достижения этих целей, исходя из реальности. При этом психотерапевт, обсуждая проблемы с пациентом, четко следует законам логики и выводит пациента на возможность самостоятельного принятия им решения с ответственностью за этот выбор. Это решение ни в коем случае не должно быть подсказано психотерапевтом. Только когда решение будет выстрадано и найдено самим пациентом, оно будет действенным и эффективным. Человек найдет возможность избавиться от психопатологических симптомов болезни и выйдет на путь выздоровления.

Третий этап рациональной психотерапии можно обозначить как поддерживающий. После того как пациент прекратит регулярно посещать лечебные сеансы и активно включится в жизнь, целесообразно некоторое время изредка (допустим, один раз в три-четыре недели) встречаться с ним для обсуждения того, как у него получается реализация всего того, что достигнуто в процессе психотерапии, как он справляется с конкретными обстоятельствами, и не возникает ли в новых проблемных ситуациях возобновления каких-либо прежних симптомов болезни. Таких встреч должно быть немного, чтобы избежать формирования зависимости пациента от психотерапевта. Важно, чтобы пациент был уверен в собственных силах и возможностях и самостоятельно преодолевал жизненные трудности.

Итак, рациональная психотерапия является одним из многих методов психотерапии. Работа специалиста с пациентом в этом направлении не означает, что по ходу лечебного процесса не понадобится использовать отдельные методики и варианты интерпретаций, заимствованные из других методов психотерапии. Только важно помнить, что применение таких фрагментов других методов должно быть не эклектичным, а основанным на патогенетическом и психогенетическом понимании механизма психопатологических проявлений заболевания, и не хаотично, а интегративно встраиваться в общую стратегическую задачу психотерапевтической работы с пациентом.

Поскольку при проведении рациональной психотерапии необходимо заниматься исправлением неверных суждений и умозаключений больных, то в этом отношении возможно использовать определенные техники, заимствованные из нейролингвистического программирования (НЛП), которое применяется в настоящее время в качестве психотерапевтического метода работы.