Р. Вагнер

Рихард Вагнер

Либретто по саге XIII в. написано самим композитором. Первое представление состоялось 19 октября 1845 г. в Дрездене

Действие первое

Посреди огромной пещеры внутри горы Герзельберг спит богиня любви Венера. Склонив голову на ее ложе, коленопреклоненный, застыл Тангейзер. Ненуж¬ная теперь арфа отброшена в сторону. В красноватом волшеб¬ном свете чуть заметен ручей, вдали белым пятном мерцает водопад, голубой мглой отсвечивает озера Все неподвижно в гроте богини».

Медленно просыпается Тангейзер. Много, много времени провел здесь рыцарь. Проходили дни, в пещере они незамет¬ны - здесь нет солнца. Проходили весны, но нет в пещере тра¬вы, чтоб узнать их. Для бессмертных не существует времени.

Но Тангейзер - человек, и для него невозможна жизнь без борьбы, страданий, страстей. Об этом говорит он богине, моля отпустить его на землю. Венера то гневом, то лаской пытается удержать рыцаря. Разве плохо здесь ему? Здесь, где раньше были только боги? Любовь Венеры делает его рав¬ным богам.

Но вместо похвал Венере Тангейзер говорит о жизни на земле. Не может рыцарь быть рабом,- пусть даже рабство сладостно. Он жаждет свободы, а свобода - только на земле.

Тогда,- надеется Венера,- пусть вспомнит он о ней, когда мир людей его отвергнет. Пусть вернется, и богиня люб¬ви спасет его.

„.И вот снова над Тангейзером синее небо, а вокруг на склонах гор - густолиственный лес. Снова видит рыцарь замок Вартбург. Растроганный знакомыми земными карти¬нами, он опускается на колени.

Колокольный звон, доносящийся из долины, прерыва¬ется звуками охотничьих рогов. По горной дороге из лесу вы¬езжают один за другим ландграф и миннезингеры-рыцари- певцы. Не сразу узнают они Тангейзера. Но узнав, давние его соперники в искусстве пения и игры на арфе - Битерольф, Вольфрам и Вальтер,- радуясь, окружают певца. Сам ланд¬граф зовет его вернуться в круг друзей.

Однако приветственные речи и объятия не находят от¬звука в душе того, кто столько времени провел в волшебной пещере. Задумчиво касаясь струн арфы, гордой песней от¬ветствует Тангейзер рыцарям. Певцу с ними не по дороге, не может он вернуться к прежнему - к блестящим и холодным придворным песнопеньям.

Тогда Вольфрам, заступая рыцарю дорогу, называет имя племянницы Ландграфа, принцессы Елизаветы. С тех пор как Тангейзер исчез, принцесса не хочет слушать песен. Вместе с ним к Елизавете вернется радость».

Растроганный Тангейзер обнимает Вольфрама. Он вновь с друзьями, и нет в нем гордыни.

Действие второе.

В зал для состязаний певцов входит юная Елизавета. Она радостно возбужденна, взволнованна. Здесь, где ойа давно уже не появлялась, девушке чудятся зна¬комые шаги, голос.

Входят Вольфрам и Тангейзер. Не желая мешать другу, Вольфрам остается у балюстрады, а Тангейзер стремитель¬но бросается к ногам Елизаветы. Девушка смущена. Пусть встанет благородный рыцарь. Она должна благодарить его за то, что он вернулся. Пусть встанет и расскажет, где был так долго.

Медленно подымается с колен Тангейзер: Может быть, смутноё чувство вины перед Елизаветой гнетет его. Может быть, страшно заглянуть в прошлое, когда оно почти забыто. Осторожно, с надеждой спрашивает Елизавета: что же при¬вело его сюда вновь? И радостно вспыхивает, услышав вместо ответа вдохновенный гимн любви.

Вечереет. Звучат трубы, возвещающие начало состя¬зания миннезингеров.

По обычаю, ландграф задает тему. Пусть певцы расска¬жут, что заставило вернуться в Вартбург благородного ры¬царя Тангейзера и в чем сущность любви. По жребию, кото¬рый вынимает из чаши Елизавета, открывает состязание Вольфрам фон Эшенбах.

Холодным звоном струн начинается его песня. Любовь - это родник, к которому не смеют прикасаться порочные уста. Слушая фон Эшенбаха, Тангейзер невидящим взглядом смотрит вдаль. Руки его бессознательно перебирают струны арфы, на губах играет улыбка. Вот он ударяет по струнам и встает. Нет, он не будет петь хвалу любви-призраку. Вольфрам иска¬зил сущность великого чувства. Если бы любовь была такой, мир прекратил бы свое существование. Только страсть дает обновление любви, и в этом ее бессмертие! Во владениях боги¬ни любви Венеры каждый знает эту истину.

Дамы и рыцари в смятении от такого кощунства. В ре¬чах Тангейзера им слышится восхваление греха, отголоски порочных, дьявольских, запретных чувств. Кажется, одна лишь Елизавета все еще сочувствует певцу. Остальные, не в силах слышать его языческие песни, поспешно покидают по¬этическое ристалище.

Вокруг ландграфа собирается группа преданных ему рыцарей и певцов. Все громче звучат голоса, требующие смерти человека, сдружившегося с ведьмами. Толпа рыца¬рей с обнаженными мечами бросается к Тангейзеру, но Ели¬завета заслоняет его.

Рыцари, певцы и принцесса одобряют решение ландгра¬фа. Взволнованный Тангейзер обещает исполнить приговор со-бравшихся, а всю любовь, что наполняет его душу, принести к ногам прекрасной Елизаветы - как и подобает благородному рыцарю.

Действие третье

Над долиной сгущаются осенние сумерки. Перед часовней на коленях - Елизавета. И хотя девушка, погруженная в свои мысли, молчит, подошедшему Вольфраму ясно, о ком тоскует она в этот вечерний час. По¬лучит ли ее возлюбленный отпущенье грехов в Риме? В ином случае мало надежды на его возвращение в Вартбург...

Вдали звучит песня странников. А вот и они длинной ве-реницей проходят перед Елизаветой. Тщетно вглядывается она в путников, тщетно ищет среди них Тангейзера. Прин¬цесса направляется к Вартбургу, остановив знаком бросив¬шегося к ней Вольфрама. Она благодарна рыцарю за любовь, sa преданность, но у нее свой, предначертанный судьбой путь.» Вольфраму остаетсй лишь взять арфу и искать уте¬шения в музыке. Его романс сегодня особенно грустен, и го¬ворится в нем о далекой, недоступной вечерней звезде...

Звуки арфы останавливают путника, одиноко бреду¬щего во мгле. В бледном, одетом в рубище страннике Вольф¬рам не сразу узнаёт Тангейзера. А узнав, не замечает в нем ни смирения, ни раскаяния. В душе Вольфрама борются гнев к отщепенцу и сочувствие к человеку, испившему до дна горькую чашу страданий. Желчно и презрительно говорит пилигрим о суде благочестивейшего из слуг Божьих: никог¬да папский посох не даст зеленых ростков,- сказали ему,- никогда Тангейзер не найдет себе прощения. Глубоко по¬трясенный несправедливостью папы, оскорбленный и не примирившийся, в полном разладе с Богом, людьми и самим собой, рыцарь решил искать забвенья в гроте любящей и всепрощающей Венеры.

Охваченный ужасом, жалостью, горем, Вольфрам ре¬шает спасти Тангейзера, вырвать его из рук нечисти. Но - поздно! Над долиной сгущается туман. Сквозь белую пелену мерцают фигуры танцующих нимф. А затем в красноватом волшебном нимбе возникает Венера. Она приветствует Тан¬гейзера, сулит ему радость...

Вдали слышится похоронное пение. Печальная процес¬сия приближается, и Тангейзер останавливается, поражен¬ный: хоронят Елизавету! Он не сделал ни шагу навстречу процессии, но Венера уже понимает, что навсегда потеряла певца.

Сердце миннезингера не в силах выдержать страшного горя Мертвым падает Тангейзер перед гробом Елизаветы. Рыцари в молчании опускают факелы, потрясенные концом человека, тщетно пытавшегося примирить в своей душе зем- вбе и Божественное; человека, познавшего и блаженную тос¬ку по людям, и горечь несправедливости.

Занимается рассвет. Из-за холма, приближаясь, звучит Diem, возвращающихся из Рима молодых странников. Они B0IOTO чуде, которое произошло на их глазах: папский посох оустил ростки и дал зелень!..

В 2015 году театральный мир России сотряс скандал, связанный с оперой «Тангейзер», которую поставили в новосибирском театре. Он привел к нескольким громким кадровым решениям в этом культурном учреждении.

Сюжет «Тангейзера»

Достаточно взглянуть на сюжет оперы, чтобы понять, в чем суть скандала. «Тангейзер» - это далеко не новое произведение. Опера была написана Рихардом Вагнером в 1845 году. Она затрагивает множество религиозных тем. Согласно сюжету главный герой Тангейзер переживает грехопадение с античной богиней Венерой. В опере также фигурирует образ Иисуса Христа и христианского бога.

Для XIX века это была очень вольная постановка, которая могла не понравиться многим религиозным догматикам. Однако Германия - протестантская страна, где уже давно существовали принципы свободы совести и вероисповедания. Опера, как и многие другие произведения Вагнера, стала классикой мирового театра.

Критика РПЦ

Необходимо разобраться в противоборстве министерства культуры и персонала театра, чтобы понять, в чем суть скандала. «Тангейзер» был раскритикован Русской Православной Церковью. Публичный спор возник после того, как на оперу пожаловался Тихон (митрополит Новосибирский и Бердский). При этом сам деятель церкви спектакль не видел, а сослался на возмущение некоторых православных зрителей местного театра.

Митрополит несколько раз публично выступил с критикой «Тангейзера». В частности, он требовал убрать его из репертуара театра. Кроме того, Тихон призывал православных жителей Новосибирска выйти на митинг (молитвенное стояние) против «хулы на Иисуса Христа» и т. д.

Административное дело против Кулябина

В первый раз оперный театр показал постановку «Тангейзер» в декабре 2014 года. Ее автором был Тимофей Кулябин. Он всячески публично защищал свое детище от критики Русской Православной Церкви, в первую очередь апеллируя к тому, что в стране есть свобода слова.

Также необходимо обратить внимание на те разбирательства в суде, которые начались в связи с этой историей, чтобы понять, в чем суть скандала. «Тангейзер» привел к тому, что прокуратура Новосибирской области завела административное дело на Кулябина. Его обвинили в Другим ответчиком в этом процессе стал Борис Мездрич - директор театра оперы и балета. Дело было заведено в феврале 2015 года, и именно тогда скандал впервые вышел на федеральный уровень. На произошедшее обратили внимание ведущие СМИ, после чего об этой истории стало известно всей стране.

Позиция театрального сообщества

Когда стало известно о судебном деле против Мездрича и Кулябина, их поддержали почти все известные театральные деятели страны. Это был редкий пример цеховой солидарности среди многочисленных актеров и постановщиков. В поддержку спектакля высказались: Марк Захаров, Олег Табаков, Валерий Фокин, Кирилл Серебрянников, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Олег Меньшиков, Ирина Прохорова, и другие. Одновременно с этим театральные критики в своих рецензиях положительно отозвались о художественных особенностях оперы «Тангейзер». Новосибирск на несколько месяцев превратился в эпицентр культурных новостей страны.

Через несколько недель суд закрыл делопроизводство в отношении Мездрича и Кулябина. Но маховик уже был раскручен. После неудачи с Генпрокуратурой сторонники РПЦ начали жаловаться в Следственный Комитет, ФСБ и другие государственные органы. Эту повестку перехватили в министерстве культуры. Оно стало главным оппонентом «Тангейзера».

29 марта 2015 года министр культуры России уволил директора новосибирского театра Бориса Мездрича. Причина заключалась в том, что последний последовательно защищал оперу и не снимал ее с репертуара вопреки критике со стороны церкви и ее сторонников.

Министерство требовало от Мездрича если не убирать спектакль, то хотя бы внести в него сюжетные изменения, которых требовали активисты. Также директору приказали сократить финансирование постановки. Все это он делать отказался, после чего был уволен. Так скандальная опера «Тангейзер» привела к еще большему конфликту в обществе.

Увольнение Мездрича

На место уволенного Мездрича был назначен До этого он также руководил петербургским Михайловским театром. Однако куда больше Кехман был известен как бизнесмен. В 90-е годы он создал крупнейшую на российском рынке компанию по импорту фруктов, за что был прозван «банановым королем». Из-за его прежней деятельности, не связанной с театром, многие деятели культуры подвергли критике кадровое решение министра Владимира Мединского.

Колоритный Кехман в 2012 году был признан банкротом. До своего назначения директором театра он публично призывал запретить «Тангейзер». Опера, по его мнению, оскорбляла чувства верующих и была кощунством. 31 марта 2015 года Владимир Кехман, только что ставший директором театра, снял спектакль с репертуара. Любопытно, что Владимир Мединский не поддержал этого решения, заявив, что опера нуждалась лишь в корректировках.

Спор о цензуре

Противоборство режиссера Кулябина и министерства культуры - это то, в чем суть скандала («Тангейзер» далеко не все считают скандальной постановкой). Этот конфликт привел к жарким спорам о том, есть ли в государственных театрах цензура. Министр Мединский отрицал такую формулировку и ссылался на российское законодательство.

Помимо того что история с «Тангейзером» привела к критике министерства культуры, в обществе с новой силой вспыхнул спор о законодательстве, затрагивающем религиозные вопросы. Согласно Конституции Россия является светским государством. Это означает, что любая церковь и религиозная организация отделена от власти. Также в России закреплен принцип свободы вероисповедания. Все эти правовые нормы стали главными аргументами защиты режиссера Кулябина и директора Мездрича в суде.

Реконструкция театра

Противники и сторонники «Тангейзера» в разное время организовывали несколько акций для публичной демонстрации своей позиции. «Молитвенное стояние» против постановки оперы собрало сотни православных активистов, требовавших оставить Кулябина без работы.

Интересно, что после произошедшего скандала Новосибирский оперный театр было решено временно закрыть на реконструкцию. Новый директор Владимир Кехман заявил об этом через неделю после того, как был назначения на свою должность. Поэтому уже в апреле в театре были прекращены вообще все постановки спектаклей.

Руководство учреждения связало закрытие с хозяйственными причинами. В здании начался ремонт зрительного зала, гримерок, фойе и классов для репетиций. Именно тогда начал спадать интерес к скандалу, который вызвал спектакль «Тангейзер». Опера больше не появлялась на новосибирской сцене.

Общественный резонанс

Следует отметить, что министерство культуры еще до назначения Кехмана организовало общественное обсуждение нашумевшей новосибирской постановки. В стенах этого учреждения собрались режиссеры, театральные критики и представители церкви. Они попытались обсудить оперу «Тангейзер», либретто которой было написано еще Вагнером, но диалога не получилось.

Сторонники постановки ссылались на принятый в Кремле документ «Основы культурной политики», который тезисно описывал действия государства в сфере культуры. В нем были подчеркнуты отрывки, касавшиеся создания всех необходимых условий для реализации творческого потенциала любого гражданина. Этот принцип полностью расходился с той позицией, которую заняли церковные иерархи, критиковавшие оперу.

Также театральные критики отметили, что спектакль является признанной международной классикой жанра. Эту оперу ставят на лучших площадках мира. Оценивать ее следует еще и с учетом того, что ее написал человек, живший в XIX веке, - Рихард Вагнер. «Тангейзер» красноречиво передает то видение мира, которое было популярно в ту эпоху. Так или иначе, но религиозным деятелям и их противникам договориться не удалось. На сегодняшний день случай с «Тангейзером» остается самым громким в своем роде.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова тангейзер

тангейзер в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

тангейзер

ТАНГЕЙЗЕР (Tannhauser) (ок. 1205-70) немецкий поэт-миннезингер. Легенды о Тангейзере отражены в произведениях Э. Т. А. Гофмана, Г. Гейне, опере Р. Вагнера "Тангейзер".

Тангейзер

(Tannhäuser, средневерхненемецкий Tannhuser) (около 1205, Зальцбург или близ Нёймаркта, Бавария, ≈ 1270), немецкий поэт-миннезингер. В 1228≈29 участвовал в крестовом походе. Много странствовал. Автор танцевальных песен для придворной знати и поселян, любовных пародий и поучений. Оказал воздействие на творчество немецких средневековых куртуазных поэтов, на немецких романтиков 19 в. (Новалис, Л. Тик, Э. Т. А. Гофман и др.). Т. ≈ герой оперы Р. Вагнера «Тангейзер» (1845). В 14 в. возникла легенда о пребывании Т. в волшебном гроте древнегерманской богини Хольды близ Эйзенаха.

Соч., в кн.: Siebert J., Der Dichter Tannhäuser. Leben. Gedichte. Sage, Halle/ Saale, 1934.

Лит.: История зарубежной литературы. Раннее Средневековье и Возрождение, М., 1959, с. 123≈25; 100 опер. [Ред.-сост. М. Друскин], 5 изд., Л., 1973, с. 62≈67, 79.

Википедия

Тангейзер

Тангейзер , иначе Таннхойзер , Тангузер - немецкий средневековый поэт периода позднего миннезанга, жизнь и личность которого стали темой для немецких народных легенд и сказаний, связанных, с одной стороны, с преданиями о горе, или, близ Вартбурга, с другой стороны - с легендами о или состязании поэтов. Наиболее известен по одноимённой опере Вагнера.

Тангейзер (опера)

«Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» - пятая по счёту опера Рихарда Вагнера (WWV 70). Романтическая опера в трёх актах на сюжет легенды о Тангейзере.

Примеры употребления слова тангейзер в литературе.

И теперь, увы, Тангейзеру придется оспаривать руку Елизаветы в блестящем турнире влюбленных рыцарей, которые будут воспевать и славить любовь.

Тангейзер на пороге Венериного грота, появляется Сибторп Джуно вместе с миссис Ланн.

Лишь кончается праздник, Тангейзер внезапно признается своей царственной возлюбленной, что он в смятении от любви к ней и намерен удалиться.

Их молитвы, их экстаз распространяют вокруг такую чистоту, что Тангейзер , грешивший любовью к богине, служительнице культа любви, не решается к ним присоединиться.

До того как укрыться наверху, в Эмпирее, рыцарь Тангейзер любил девушку, которая была сама кротость, сама невинность.

С тех пор как Тангейзер бежал, ее руки просили один за другим больше ста женихов.

Время от времени из Лондона приходили сдобренные юмором жалобы Хея, но ничто не могло нарушить летний покой согбенного Тангейзера , постепенно пришедшего к мысли, что во Франции он чувствует себя по-настоящему дома - лучше, чем в какой-либо другой стране.

Появляются пилигримы и ставят к ногам Тангейзера гроб, где спит Елизавета.

Пусть предстанут перед вами образы Риенци, Моряка-Скитальца и Сенты, Тангейзера и Елизаветы, Лоэнгрина и Эльзы, Тристана и Марке, Ганса Сакса, Вотана и Брунгильды: через все эти образы словно проходит непрерывный, в недрах земли таящийся поток нравственного благородства и величия, который в своем течении становится все чище и прозрачнее, и здесь мы стоим - правда, со стыдливой сдержанностью - перед внутренним процессом в душе самого Вагнера.

Взирая отсюда на Тангейзера и Скитальца, мы начинаем понимать, как сложился Вагнер-человек, как он начал мрачно и беспокойно, как бурно искал он удовлетворения, как стремился он к могуществу, к опьяняющим наслаждениям, как часто бежал назад с отвращением и как он хотел сбросить с себя бремя, хотел забыться, отречься, отказаться.

Елизавета может только страдать, молиться и умереть за Тангейзера , она спасает его, непостоянного и невоздержанного, своей верностью, но спасает не для этой жизни.

Какому морщинистому Тангейзеру , возвратившемуся в Вартбург, нужна морщинистая Венера, чтобы понять, насколько он там чужой, и что даже его самобичевание воспринимается как самовосхваление.

Ведь на всем, над чем он размышлял и что творил, он запечатлел образ и проблему верности, в его произведениях - почти законченный цикл всевозможных видов верности, включая самые прекрасные и редко прозреваемые: верность брата сестре, друга - другу, слуги - господину, Елизаветы - Тангейзеру , Сенты - Скитальцу, Курвеналя и Марке - Тристану, Брунгильды - сокровенным желаниям Вотана.

Премьера оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в постановке режиссера Тимофея Кулябина состоялась в Новосибирском театре оперы и балета 20 декабря 2014 года. Действие оперы перенесено в современность, где рыцарь Генрих Тангейзер является кинорежиссером. Опера исполняется на немецком языке с русскими субтитрами.

ПЕРВЫЙ АКТ

Кинопавильон

Пролог

На время работы над фильмом «Грот Венеры» Генрих Тангейзер оборвал все связи с внешним миром, с друзьями и семьей, целиком посвятив себя съемкам. Тангейзер готовится к съемочному дню. Площадку постепенно заполняют актеры, статисты, осветители, гримеры, помощники режиссера.

Часть 1

Начинаются съемки финальной сцены «Грота Венеры» — прощание Венеры и Иисуса. Иисус хочет любой ценой освободиться из плена грота. Венера пытается удержать его сначала обещаниями вечной любви, затем угрозами и мольбами. Но Иисус стремится в реальный мир, он готов к испытаниям и смерти. В конце концов, он разрушает пространство грота, призвав на помощь имя своей матери Марии.

Часть 2

Тангейзер остается после съемки один на опустевшей съемочной площадке. Здесь его находят коллеги-режиссеры. Вольфрам, ландграф и все остальные уговаривают Генриха вернуться в Вартбург и выставить на конкурс свою новую картину. Тангейзер отказывается, но меняет свое решение, после того, как узнает, что это просьба его матери, главы фестиваля — Елизаветы.

ВТОРОЙ АКТ

Большой зал Вартбургского кинофестиваля

Часть 1

Накануне церемонии открытия Вартбургского кинофестиваля. Известие о скором возвращении Тангейзера придало Елизавете силы и надежду. Появляется Тангейзер. Он просит у Елизаветы прощения, она уверяет сына в том, что ее любовь к нему безоговорочна. Затем Елизавету приветствует ландграф, разделяющий ее радость по поводу возвращения блудного сына. Ландграф объявляет о скором открытии фестиваля.

Часть 2

На церемонию открытия кинофестиваля съезжаются гости. Ландграф приветствует участников и гостей торжественной речью. Начинается пресс-конференция. В центре сцены главный приз фестиваля — статуэтка в виде расцветшего папского посоха.

Режиссеры представляют фильмы конкурсной программы. Презентация картин Вольфрама и Битерольфа прерывается бесцеремонными провокационными комментариями Тангейзера. Содержание его собственного фильма «Грот Венеры» вызывает грандиозный скандал. Участники церемонии пытаются физически расправиться с Тангейзером. Только вмешательство Елизаветы останавливает разъяренную толпу. Скандал завершается вердиктом ландграфа, который объявляет Тангейзера персоной нон грата и ставит невыполнимые условия для его реабилитации и возвращения в Вартбург.

ТРЕТИЙ АКТ

Заброшенная съемочная площадка «Грота Венеры»

Часть 1

Несколько месяцев спустя. Вольфрам и Елизавета ухаживают за Тангейзером, который погружен в тотальную депрессию и потерял связь с реальностью. На короткое время Елизавете кажется, что Тангейзер приходит в себя, однако вскоре она видит, что сын по-прежнему ничего и никого вокруг себя не узнает. Елизавета молится о его исцелении и, отчаявшись, уходит. Тангейзер остается вдвоем с Вольфрамом.

Часть 2

После молитвы Елизаветы к Тангейзеру внезапно возвращается сознание. Вольфрам пытается заговорить с братом. В полубреду Тангейзер рассказывает фантастическую историю о долгом путешествии в Рим, большом церковном празднике и попытке вымолить прощение у Папы римского. Однако Папа отнял у него надежду, сравнив его душу с высохшим посохом, который никогда больше не зацветет. Во время рассказа Тангейзеру начинает казаться, что он снова на съемках. Прозвучавшее имя Елизаветы разрушает безумное видение Тангейзера. Он снова погружается в небытие.

ЭПИЛОГ

Церемония вручения главного приза Вартбургского кинофестиваля — статуэтки в виде расцветшего папского посоха.

Действующие лица:

Герман, ландграф Тюрингии бас
Рыцари-певцы:
Тангейзер тенор
Вольфрам фон Эшенбах баритон
Вальтер фон дерФогельвейде тенор
Битерольф тенор
Генрих Шрайбер тенор
Рейнмар фон Цветер бас
Елизавета, племянница ландграфа сопрано
Венера сопрано
Молодой пастух сопрано
Четыре пажа сопрано и альты

Сирены, наяды, вакханки, пилигримы, тюрингские графы, рыцари и дамы.

Действие происходит в Вартбурге (Тюрингия) и его окрестностях в начале XIII века.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В либретто «Тангейзера» мастерски сочетал три различные легенды. Герой пьесы - историческая личность, рыцарь-миннезингер, живший в Германии, вероятно, между 1220-1270 годами. Он много странствовал, принимал участие в междоусобной борьбе немецких князей против римского папы, воспевал любовь, вино, женщин и горько каялся в своих грехах (сохранилась музыка его «Песни покаяния»). После смерти Тангейзер стал героем народной песни, широко бытовавшей в Германии в нескольких вариантах. Один из них включен А. Арнимом и К. Брентано в популярный сборник «Чудесный рог мальчика», другой - в иронической форме, с привнесением современных мотивов - обработан Г. Гейне; Тангейзер является героем и новеллы Л. Тика, с юности известной Вагнеру. Это - красивая легенда о кающемся рыцаре, проведшем целый год в царстве языческой богини любви Венеры, и о жестокосердом римском папе, в руках которого зацвел сухой посох.

С легендой о «Венериной горе» (так первоначально назвал свою оперу ) композитор объединил сказание о состязании певцов в Вартбурге, близ Эйзенаха - в замке ландграфа Тюрингского, страстного любителя поэзии и покровителя миннезингеров. Это сказание также было очень популярным в Германии; ему посвятил одну из своих фантастических новелл Э. Т. А. Гофман. Вагнер сделал Тангейзера главным героем певческого состязания (хотя этот турнир, по преданию, состоялся больше, чем за десять лет до его рождения).

В качестве соперника Тангейзера композитор показал в своей опере Вольфрама фон Эшенбаха - одного из крупнейших немецких поэтов средневековья (1170-1220), автора поэмы о Лоэнгрине, его отце Парсифале, которой позже частично воспользовался в своих двух операх.

Третья легенда, использованная в «Тангейзере», послужила источником для образа героини - Елизаветы, которую сделал племянницей ландграфа Тюрингского. Это - также исторический персонаж: венгерская принцесса, она еще в детстве предназначалась в жены сыну ландграфа, грубому и жестокому воину, погибшему впоследствии в крестовом походе. Елизавета кротко сносила притеснения мужа, а затем свекрови, и после смерти была объявлена католической святой.

Мысль об опере на сюжет «Тангейзера» зародилась у во время пребывания в Париже, осенью 1841 года, окончательный план сложился по возвращении на родину, в июне - июле следующего года; тогда же появились первые музыкальные наброски. Опера была завершена весной 1845 года. В том же году, 19 октября, в Дрездене под управлением Вагнера состоялась премьера. Опера пользовалась большим успехом, но несмотря на это композитор на протяжении двух лет дважды перерабатывал финал. Новая редакция (1860-1861) сделана для постановки в парижском театре Большой оперы (расширен первый акт, куда введены две балетные пантомимы на темы античных мифов, изменен дуэт Тангейзера и Венеры, включающий большую арию героини). Новая премьера, состоявшаяся 13 марта 1861 года, ознаменовалась неслыханным скандалом; парижская редакция «Тангейзера» в театральной практике не закрепилась.

СЮЖЕТ

Внутренность Венериной горы близ Эйзенаха. В таинственном полумраке грота мелькают группы сирен и наяд, в страстном танце проносятся вакханки. В этом мире наслаждений царит Венера. Но ласки богини любви не могут рассеять тоску Тангейзера: он вспоминает родную землю, звон колоколов, которого так долго не слышал. Взяв арфу, он слагает гимн в честь Венеры и заканчивает его горячей мольбой: отпустить его на волю, к людям. Напрасно Венера напоминает Тангейзеру о прежних наслаждениях, напрасно проклинает неверного возлюбленного, предсказывая страдания в холодном мире людей; певец произносит имя девы Марии, и волшебный грот мгновенно исчезает.

Взору Тангейзера открывается цветущая долина перед Вартбургским замком; звенят колокольчики пасущегося стада, пастушок играет на свирели и песней приветствует весну. Издалека доносится хорал пилигримов, отправляющихся на покаяние в Рим. При виде этой мирной, родной картины глубокое волнение охватывает Тангейзера. Звуки рогов возвещают приближение ландграфа Тюрингского и рыцарей-миннезингеров, возвращающихся с охоты. Они поражены встречей с Тангейзером, который давно гордо и высокомерно покинул их круг. Вольфрам Эшенбах зовет его вернуться к друзьям, но Тангейзер упорно отказывается - он должен бежать прочь от этих мест. Тогда Вольфрам произносит имя Елизаветы, племянницы ландграфа; она ждет его, песни Тангейзера покорили сердце девушки. Рыцарь, охваченный радостными воспоминаниями, останавливается. Вместе е миннезингерами он спешит в Вартбург.

Зала певческих состязаний в Вартбургском замке. Елизавета с волнением ждет встречи с Тангейзером. Она уверена в близком счастье - Тангейзер победит на турнире певцов, и ее рука будет наградой победителю. Вольфрам вводит Тангейзера и, видя радость Елизаветы, которую тайно любит, с грустью удаляется, оставив влюбленных вдвоем. Под звуки торжественного марша, прославляя ландграфа, собираются рыцари на турнир. Ландграф предлагает тему поэтического состязания: в чем сущность любви? Певцы берут свои арфы и первым по жребию начинает Вольфрам. В сдержанной и спокойной импровизации, с думой о Елизавете, воспевает он чистый источник любви, который никогда не дерзнет осквернить. И другие певцы, один за другим, поддерживают его в этом понимании истинной любви. Но Тангейзер изведал иную любовь, и под сводами Вартбургского замка раздается страстный гимн в честь Венеры, который он сложил в Венериной горе. Все возмущены дерзостью Тангейзера. Дамы в ужасе покидают зал, рыцари бросаются на него с обнаженными мечами. Но Елизавета смело становится между ними. В присутствии ландграфа и рыцарей она открыто признается в своей любви к Тангейзеру, умоляя сохранить ему жизнь. Тангейзер в раскаянии не смеет поднять на нее глаза. Ландграф заменяет ему смерть изгнанием: он не ступит на землю Тюрингии, пока не очистится от греха. Вдали раздается хорал - это проходят мимо замка пилигримы, идущие на поклонение к римскому папе. И Тангейзер, напутствуемый рыцарями, присоединяется к ним.

Долина перед Вартбургом. Осень. Пилигримы возвращаются из Рима на родину. Но тщетно Елизавета ищет среди них Тангейзера. Она обращается с молитвой к деве Марии, прося принять ее жизнь как искупительную жертву за грехи возлюбленного. Вольфрам пытается удержать Елизавету, но она жестом останавливает его и медленно удаляется. Оставшись один, Вольфрам берет арфу и слагает песню о прекрасной и недоступной вечерней звезде, которая озаряет тьму, как его любовь к Елизавете светит ему во мраке жизни. Наступает ночь. Внезапно появляется еще один пилигрим - в рубище, изможденный. С трудом Вольфрам узнает в нем Тангейзера. Тот с горечью рассказывает о своем паломничестве в Рим. Он шел с искренним раскаянием, тяжесть долгого пути радовала его, а чтобы не видеть прелести итальянской природы, он закрывал глаза. И вот предстал перед ним Рим и сверкающий папский дворец. Но страшный приговор произнес папа: пока не зацветет в его руках посох, Тангейзер будет проклят Теперь у него один путь - к Венериной горе. Он страстно призывает богиню любви, и гора раскрывается перед ним, Венера манит его в свой таинственный грог. Тщетно Вольфрам пытается удержать друга: он бессилен перед чарами Венеры. Тогда Вольфрам произносит имя Елизаветы, и Тангейзер останавливается. Из Вартбурга доносится хорал - это движется торжественное шествие с гробом Елизаветы. Простерев к ней руки, Тангейзер падает мертвым. Светает. Приближается новая группа пилигримов; они приносят весть о великом чуде: в руках у римского папы расцвел посох - Тангейзер прощен.

МУЗЫКА

«Тангейзер» - типично романтическая опера с характерными для нее противопоставлением фантастики и реальности, торжественными шествиями, танцевальными сценами, обширными хорами и ансамблями. Обилие действующих лиц придает опере пышность и монументальность. Большое место занимают красочные зарисовки природы и быта, образующие живописный фон лирической драмы.

В большой увертюре музыкально противопоставлены два мира, борющиеся за душу Тангейзера, - мир сурового нравственного долга, олицетворяемый сдержанными и величавыми темами хора пилигримов, и мир чувственных наслаждений, переданный стремительными, манящими мотивами Венериного царства.

На контрасте фантастических и бытовых сцен строится первый акт. Вакханалия проникнута томительным беспокойством, буйным весельем; завораживающе звучит хор сирен за сценой. В центре картины - большой дуэт Тангейзера и Венеры, обнажающий столкновение двух характеров; трижды, все более приподнято, звучит энергичный, в духе марша, гимн в честь Венеры «Тебе хвала», ему противостоят вкрадчивое, ласкающее ариозо Венеры «Взгляни, мой друг, между цветами, в тумане алом дивный грот» и ее гневное проклятие «Иди, раб дерзкий мой».

Во второй картине первого акта разлит спокойный, ясный свет. Безмятежная песенка пастуха. «Вот Хольда вышла из-под горы» с солирующим английским рожком сменяется светлым хоралом пилигримов и красочными зовами валторн. Завершается акт большим секстетом порывистого, ликующего характера.

Второй акт распадается на два раздела: лирические сцены и грандиозный хоровой финал. В оркестровом вступлении и арии Елизаветы «О светлый зал, чертог искусства» царит чувство нетерпеливого, радостного ожидания. Близок по настроению лирический дуэт Елизаветы и Тангейзера. Торжественный марш с хором подводит к сцене состязания певцов. Здесь чередуются небольшие ариозо - выступления миннезингеров. Выделяется первое ариозо Вольфрама «Взор мой смущен» - сдержанное и спокойное, в сопровождении арфы. Более взволнованно звучит его второе, напевное ариозо «О небо, я к тебе взываю». С ним непосредственно сопоставляется выступление Тангейзера - пылкий гимн в честь Венеры - «Любви богиня, тебе одной хваленья». В центре широко развитого заключительного ансамбля с хором - проникновенная, певучая мольба Елизаветы «Несчастный грешник, жертва страсти». Завершают акт просветленные звучания хорала.

Третий акт обрамлен хорами пилигримов; в центре его - сольные эпизоды, характеризующие трех героев. Большое оркестровое вступление - «Паломничество Тангейзера» предвещает драматизм его рассказа. В начале акта звучит величавая тема хора пилигримов «Я снова вижу тебя, край родимый» (первая тема увертюры). Умиротворенно-светлая молитва Елизаветы «Небес царица пресвятая» сменяется широкой мелодией романса Вольфрама «О ты, вечерняя звезда». Рассказ Тангейзера богат контрастными сменами настроений: отрывистая декламация звучит на фоне оркестровой темы, воссоздающей скорбное шествие; ослепительным видением встает картина папского дворца. В следующей сцене (Тангейзер и Вольфрам) слышатся манящие оркестровые мотивы Венериного царства (из первой картины). Их сметают торжественные звучания хорала, венчаемые мощным, величавым хором пилигримов.