Путь к просвещению. Путь к просветлению

Стать буддой способен каждый человек, но лишь один открыл путь для всего остального человечества. Если быть совершенно точным, нужно сказать “открыл заново”: ведь, согласно традиции, до него были и другие будды – много других первооткрывателей, которые прошли путь высшей эволюции. Но, говоря “Будда”, мы имеем в виду Сиддхартху Гаутаму, который открыл этот путь в полнолуние лунного месяца, соответствующего апрелю-маю 542 года до н. э. Сам он говорил об этом так: “Представьте, что человек, блуждавший в чаще леса, нашел древний путь, древнюю тропу, которой пользовались люди в давние времена. Он пошел по ней и обнаружил прекрасный древний город, окруженный стеной, древнюю столицу царства, где жили древние люди, где были парки, рощи и озера. Вот так и я нашел древний путь, древнюю тропу, которой шли полностью просветленные люди древности”.

Именно поэтому вайшакха пурнима, день полнолуния индийского месяца вайшакха, занимает в буддийском календаре совершенно особое место. На языке пали вайшакхе соответствует весакха, а в сингальском языке – весак, откуда и пошло название самого важного из буддийских праздников. Во время весака буддисты празднуют событие, которое считают величайшим из известных миру, – день, когда впервые в истории непросветленное существо, человек, превратился в просветленного. Они отмечают день, в который Сиддхартха Гаутама окончательно освободился от всех человеческих несвобод, от всех человеческих ограничений, чтобы слиться с высшей реальностью, или даже можно сказать, чтобы стать живым воплощением высшей истины, буддой.

Поэтому может показаться удивительным существование некоторых разногласий по поводу того, что именно празднуют во время весака. Тем не менее, каждый раз, когда в Индии меня приглашали принять участие в праздновании весака, в качестве оратора или каком-либо другом, меня обычно просили почтить (или удостоить) своим присутствием – так принято учтиво выражаться в Индии в подобных случаях, – “этот трижды священный день (или праздник)”. Но почему “трижды священный”? Неужели сказать просто “священный” недостаточно? Ведь что-то либо является священным, либо нет – такие мысли могут у вас возникнуть. Тем не менее, для такого названия, разумеется, есть причина. Согласно некоторым источникам, вайшакха пурнима – годовщина не одного, а трех событий: рождения Будды, достижения просветления, а также его окончательного ухода, или паринирваны. Считается, что все они произошли в один день – конечно, в разные годы, но, по удивительному совпадению, в тот же самый день полнолуния. Однако необходимо отметить, что эта традиция трижды священного дня вайшакха пурнимы основывается на гораздо более поздней традиции, которая возникла в Шри-Ланке и оттуда распространилась в другие страны, исповедующие тхераваду. Остальная часть буддийского мира - страны, исповедующие буддизм махаяны, празднуют рождение Будды и его паринирвану в другие дни года, и такой обычай определенно представляется более ранним и к тому же более разумным.

Мало того, что есть разные мнения о том, знаменует ли весак что-нибудь еще, помимо просветления Будды, - вдобавок в разных частях света буддисты отмечают его в соответствии с разными национальными традициями. В Шри-Ланке и Бирме люди зажигают свечи и подносят их в память о Будде. В Тибете это будут масляные светильники, причем определенное количество – 108 или 1008. Во многих буддийских странах вы услышите, как верующие распевают стихи, восхваляющие Будду, – иногда несколько часов подряд, а бывает, что и целые сутки. В других местах устраивают лекции и обсуждения, а некоторые буддисты, конечно же, будут просто медитировать. Если взять более светский уровень то вы увидите, что для монахов устраивают угощение, – в некоторых буддийских странах это весьма популярное времяпрепровождение по случаю любого праздника. Собирают как можно больше монахов, усаживают рядами на полу и подносят им пищу. Традиционно считается, что у монахов очень хороший аппетит, и в некоторых местах полагают, что количество заслуг, получаемых от угощения монаха, напрямую зависит от количества съеденной им пищи. В таких случаях щедрость не знает границ и отказов не бывает. На Западе буддисты, конечно, тоже соблюдают эти старые обычаи, но многие разрабатывают и собственные культурные традиции празднования весака.

На каком бы уровне и как именно ни праздновали бы весак буддисты, всех их объединяет одна главная тема и цель - торжество по случаю появления Будды в нашем мире. В этом они следуют традиции, уходящей в глубь веков, и, чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на ранние образцы индийской резьбы по камню, запечатлевшие буддийские сюжеты. На одном особенно впечатляющем изображении Будда в символическом облике восседает на троне. Его окружают монахи, монахини и миряне. Сложив руки над головой, все они делают подношения: гирлянды, фрукты, шарфы – самые разнообразные дары. Что особенно примечательно в этой сцене, так это несомненная радость на лицах и в позах всех людей, поклоняющихся и делающих подношения Будде. Создается впечатление, что так восторженно и торжественно могли праздновать только событие безграничной, поистине космической важности. Едва ли будет преувеличением сказать, древний художник изобразил верующих так, будто они обезумели от радости, – если можно представить, что буддисты способны обезуметь от чего бы то ни было. Но, похоже, с ними случилось именно это - они просто потеряли голову от радости.

Это единственная эмоциональная реакция – во всяком случае, в понимании данного художника, – которая способна отдать должное завоеванию Будды, достигшего вершины человеческого развития. И всё же глубинный источник радости, выражаемой его последователями во время весака, - это не только тот факт, что он сам достиг просветления, а еще и то, что он открыл путь, осветил дорогу, по которой за ним могут последовать другие. Таким образом, вопрос, как Будда стал просветленным, не является чисто теоретическим. Конечно, при желании к нему, как и к любому вопросу, можно подойти теоретически, но по существу это вопрос величайшей практической важности. Будда не унаследовал просветление, он не родился просветленным. Он достиг просветления только после многих лет борьбы – и даже ошибок. Собственными усилиями, собственной жизнью он показал, что и мы тоже можем собственными усилиями обрести просветление.

По сути дела, это открывает совершенно иной подход к Дхарме, пути к просветлению. Мы уже говорили, что ее можно рассматривать в аспекте эволюции, последовательных этапов, которые следует пройти, - как нечто вроде дороги с множеством вех, отмечающих пройденное расстояние. У этого пути есть три больших этапа: нравственность, медитация и мудрость, хотя существует и множество других способов подразделения и классификации пути к просветлению. Но можно избрать и менее традиционный подход – рассмотреть путь с точки зрения событий, знаменующих жизнь Будды.

Однако заезд некоторых гостей состоялся уже в воскресенье, участники приехали на праздничное богослужение в Покровский старообрядческий храм г. Ржева. После службы гостям был предложен обед и размещение в «Ржевской обители».

Образовательная смена — это уже не первый опыт проведения подобного рода мероприятий. 25 июля 2001 года во Ржеве проходила конференция «Традиции духовного образования в старообрядчестве: история, современность, перспективы».

В конференции участвовали гости из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Были представители и безпоповского согласия, РПЦ МП, светские ученые. По материалам той, прошедшей конференции вышел одноименный сборник, в котором были представлены доклады всех участников.

В настоящем году лекции образовательной смены проходили в новопостроенной часовне «Ржевской обители».

В качестве слушателей чтения посетили не только миряне, но и священнослужители Старообрядческой Церкви: протоиерей Евгений Чунин (г. Ржев), протоиерей Геннадий Чунин (г. Санкт-Петербург), иерей Максим Андреев (п. Шувое), иерей Иоанн Курбацкий (г. Калуга) и другие.

Первый день образовательных чтений начался с докладов старшего преподавателя Высшей школы экономики, сотрудника Академии наук, завуча духовного училища Русской Православной старообрядческой Церкви в 2007-2014 годах А. В. Муравьева «История православия в России в мировом контексте (византийское наследие и мы) » и «Падение Константинополя в XV веке. - Падение православной империи в XVII веке. - Падение государственного православия в России в XX веке » и сообщения кандидата исторических наук Р. А. Майоровa «Возникновение старообрядческих согласий, их развитие, взаимоотношения между ними ».

А. В. Муравьев рассказал о византийских традициях на Руси и их дальнейшем развитии. Во втором докладе он сопоставил падение Константинополя с Расколом Русской Церкви и с падением государственного Православия в XX веке в России.

Р. А. Майоров поведал о возникновении белокриницкой (РПСЦ) и новозыбковской (РДЦ) иерархий, согласиях странников, часовенных и других безпоповских направлениях и их особенностях.

Во второй половине дня с сообщением « » снова выступил Алексей Муравьев .

Доклад ученого вызвал серьезное обсуждение присутствующих на чтениях гостей. После дискуссии участникам образовательной смены была предложена ознакомительная экскурсия по Покровскому храму г. Ржева, которую провели о. Евгений Чунин и В. В. Волков. Гости узнали об истории общины, увидели реликвии и книгохранилище.

Во вторник был зачитан доклад автора ряда исследований по истории старообрядчества, старшего научного сотрудника Государственного исторического музея Е. М. Юхименко «О характере полемики между старообрядцами с официальной церковью - стиль диалога и аргументы ». К сожалению, сама Елена Михайловна прибыть в «Ржевскую обитель» не смогла, ее доклад был передан организаторам и зачитан. В докладе Е. М. Юхименко прозвучали основные темы диалога между РПсЦ и РПЦ, их аргументы и характер.

После обеда все желающие отправились на экскурсию в Ржевский краеведческий музей. Во второй половине дня А. В Муравьев выступил с докладом «Архаика и современность, архаизаторство и модернизация: зачем сегодняшним старообрядцам “старина” ?» Ученый рассказал о старообрядческом восприятии старины и новин, и как в современном мире можно сохранять старину, не вступая в конфликт с гражданским обществом.

Вечером в «Ржевскую обитель» прибыл руководитель информационно-издательского отдела Русской Православной старообрядческой Церкви, редактор журнала «Церковь» А. В. Антонов , который поднял тему «На пути к старообрядчеству: менталитет современного старообрядца ».

Его сообщение вызвало широкое обсуждение и не могло не порадовать своей искренностью. Антонов поведал о проблемах менталитета современного старообрядца. Затем состоялся круглый стол «Задачи христиан в современном мире в контексте истории ». Здесь обсуждались возможности и формы участия христиан в жизнь общества, государства.

Несмотря на некоторую суету и спешку, Александр Васильевич Антонов ответил на пару волнующих современного христианина вопросов.

— Александр Васильевич, почему сейчас среди старообрядцев и не только так много сталинистов?

— Это настоящая беда! Все потому что нет фундамента, люди чувствуют себя незащищенными. Вот говорят часто «Сталина на Вас нет!». Люди, не знающие, что было на самом деле, уверены, что при Сталине был порядок и благоденствие.

— Скажите, а возможно в современном старообрядчестве меценатство?

— А почему нет? Конечно, возможно! У нас, например, есть Роберт (в крещении - Роман) Стабблбайн.

— Да, как раз плод меценатства — часовня в «Ржевской обители».

29 июля, в среду в «Ржевской обители» с докладом «Традиции и методы духовного образования Церкви: Византия, Древняя Русь, старообрядчество » выступил старообрядческий священник, настоятель храма в г. Ростов-на-Дону о. Иоанн Севастьянов . Священник рассказал о традициях духовного образования в Византии, также среди старообрядчества.

Этот день весь был посвящен вопросам образования среди старообрядцев. Р. А. Майоров рассказал о Московском старообрядческом институте, о его создании, деятельности и жизни в Российской Империи. Директор Московского Старообрядческого Духовного училища А. И. Шатохин — об опыте образовательной деятельности МсДУ. Шатохин рассказал о современной жизни старообрядческого духовного училища, его развитии и нуждах.

Также в среду была предложена презентация детского христианского лагеря «Ржевская обитель» — 22 года поиска и подвижничества, которую представил протодиакон Иоанн Чунин . Вечером состоялся круглый стол «Задачи и пути духовного образования в старообрядчестве », в котором приняли участие о. Иоанн Севастьянов, о. Евгений Чунин, пртд. Иоанн Чунин, А. И. Шатохин, Е. В. Лакалина и другие. Участники чтений обсуждали задачи и пути духовного образования в старообрядчестве, это и деятельность духовного училища, приходских воскресных школ.

В этот же день образовательную смену под Ржевом посетила городская телекомпания «Независимая студия «Рит».

В следующий день образовательных чтений религиовед, редактор отдела истории религии Российского исторического журнала «Родина» С. Г. Антоненко выступил с докладами «Конфессиональное окружение православия в современной России » и «Сектоведение: специфические особенности и динамика развития современных сект ». Антоненко рассказал о контактах между современными конфессиями нашего государства, о характере полемики.

Здесь же Р. А. Майоров рассказал об эволюции взглядов официальной церкви и государства на старообрядчество и о феномене единоверия. Единоверие до сих пор распространено и вызывает массу обсуждений и вопросов, поэтому особенно информационно ценным оказался доклад исследователя.

Чтения в это день завершились круглым столом «Цели, задачи и пути развития межконфессиональных контактов Старообрядческой Церкви ». Участники круглого стола обсудили возможности и пути межконфессиональных контактов РПсЦ с другими религиозными объединениями.

Последний день образовательной смены был не менее насыщенным, по сравнению с предыдущим. Преподаватель Высшей школы психологии, автор и ведущий обучающих программ по православной психологии и психотерапии А. Г. Фомин выступил с сообщениями «Святоотеческое учение о Человеке; формы сознания » и «Покаяние как основа христианского самопознания ». Исследователь поведал с философской точки зрения об этих важных темах.

После обеда для всех желающих была организована экскурсия на Мемориальное русско-немецкое кладбище и в Центр патриотического воспитания г. Ржева.

В 16.00 состоялось выступления директора Международного некоммерческого фонда «Центр геополитических экспертиз», заместителя руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ В. М. Коровина «Действующие силы и тенденции в политике РФ: возможность новой Империи ».

Коровин отметил, что главным для христианина является, прежде всего, спасение, а затем уже и возможность участвовать в политической жизни своего государства. После сообщения В. М. Коровина состоялся круглый стол «Место Старообрядческой Церкви в политической жизни страны; место христианина в общественной жизни ». Здесь участники обсудили то, насколько важным для христианина является участие в общественной жизни страны, и каким образом он может в этом участвовать.

Затем была трапеза, во время которой было сказано немало теплых слов в адрес организаторов образовательных чтений и пожеланий о дальнейшей работе этого начинания.

Около 22 часов участники образовательной смены начали разъезжаться, а кто-то остался в «Ржевской обители» до утра.

Слет старообрядческих интеллектуалов произвел большой резонанс в старообрядческом информационном пространстве. Материалы, опубликованные на сайте «Русская вера», вызвали массовый отклик наших читателей.

Особенное внимание вызвало интервью с Валерием Коровиным « ». А наибольшее количество комментариев набрало выступление Алексей Муравьева « ». Читатели нашего ресурса разместили 33 комментария на самом сайте и более 150 комментариев в официальной группе сайта «Русская вера», к которой сегодня может присоединиться любой желающий. Адрес группы "Русская вера" ВК: https://vk.com/сайт.

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 45 человек(а).

Каждая религия советует нам оставаться просветленным. Знайте, чтобы стать просветленным, не нужны никакие особые добродетели. Просто оставайтесь сознательным. Опыт продления нашего сознательного утверждения не может дать нам силу, чтобы контролировать материальный мир. Однако он может дать нам силу, чтобы стать абсолютно свободным от страданий из-за привязанности к вещам в материальном мире. Быть просветленным - это не особое состояние ума; это свобода разума и сердца от всех привязанностей, которая дарит осознание всего человеческого бытия без понятия различий в мире вокруг нас. Хотя это трудно, но все же очень возможно достичь путем тренировок и обучения разума. Так же как и земные достижения трудны, но достижимы, так же и просветление достичь сложно, но можно. Если вы не можете найти его там, где вы сейчас находитесь, где вы собираетесь блуждать в его поисках?


Многие люди чувствуют, что они должны страдать, чтобы обрести свободу. Так не должно быть. Все мы принадлежим Вселенной, а Вселенную не волнует, страдаем мы или нет. Мы - это наш собственный ключ к абсолютной свободе. И существует столько же путей, чтобы достичь просветления, сколько есть существ во Вселенной. Когда мы становимся сознательными - мы расширяем рамки, а когда мы отворачиваемся от сознания - мы ограничиваемся. Помимо этого, реальность всегда нам будет показывать, что мы не можем двигаться против своих же собственных законов. Все мы свободны в выборе вида «реальности», мы жаждем знаний, и никто из нас не может нарушать правила. Каждая сущность в мире владеет такой же свободой выбора.


Есть некоторые из нас, кто проповедовал догматическую уверенность в одном конкретном пути. Но в конце пути к просветлению становится не важно, каким именно способом вы это постигли.


Очевидно, нет пошагового руководства «как это делать», которое указывает правильный путь для каждого, в любое время года. Внешние события не так важны, как вы на них реагируете.


Чем больше вы боитесь, тем сильнее становится чувство страха или боязни боли. Первоначально страх - это предупреждение о возможном вреде. Необходимо только заметить, и проблема будет обязательно решена, отбросьте страхи. Это одна из основополагающих режимов «расширения» и «сокращения»; когда вы начнете изучать вашу жизнь, вы найдете и многое другое. Для поиска просветления, мы должны принимать только суточные ритмы расширения и сжатия. Каждый из нас имеет полную свободу выбора, вы уже знаете об этом.


Сознание реально, так же реально, как и мы. Что бы мы ни сделали вытягивая из космического сознания (Единого Источника Всего Сущего, или любые другие термины, которые вы хотите использовать), мы делаем это сейчас. Мы все родились в одном месте, мы все возвращаемся в то же самое место.


Надеюсь, вы найдете здесь некоторые примеры простых отношений, которые помогут вам на вашем пути.

Шаги

    Все мы совершали ошибки. Мы на них учимся. Повторять одни и те же ошибки снова и снова – помеха для наших собственных целей. Однако мы вправе их делать. Мы должны спросить себя: «Что служит причиной боли и страданий, и как мы можем искоренить это на глубинном уровне?» Некоторые говорят, что только получив что-то в избытке, человек может понять, сколько ему хватает. Находится здесь и сейчас, по мнению многих, – это первый шаг к освобождению.

    Ищите общества арахатов, мудрых людей и хорошие книги по дхарме.

    Выберите время для расслабления. Часто наша жизнь очень стремительна, мы испытываем стрессы и не можем наслаждаться моментом.

    Обратите особое внимание на различные запахи, которые вы чувствуете, звуки, которые вы слышите, и предметы, которые вы видите. Используйте такой же подход и в других повседневных ситуациях. Такие действия зачастую приближают вас к чистому сознанию.

    Потренируйтесь медитировать, это можно делать в любом месте, в любое время, просто нужно мысленно сконцентрироваться в это время на конкретном объекте.

    Читайте, что другие пишут о просвещении и духовности в целом. Есть множество великих философов, таких как Гаутама, Иисус, Лао-Цзы, Судзуки-Роси, Мухаммед, Данте, Фрэнсис Бэкон, Уильям Блейк и другие. Дверей к Восприятию много, чтобы говорить об этой теме, как прямо, так и косвенно.

    Узнайте о Благородном восьмеричном пути и 4 Благородных Истинах.

    Всегда улавливайте момент и получайте удовольствие от всех видов деятельности, которыми вы занимаетесь в течение дня (еда, сон и даже принятие ванны).

    Действия, перечисленные здесь - основные возможные полезные советы. Настоящий «шаг» на пути к просветлению означает сделать что-то, что сейчас является бессознательной частью вашего сознания. т.е. «интеграцией». Практические шаги в направлении интеграции можно найти в соответствующих разделах вики.

    Путь к просветлению, описанный Шакьямуни / Гаутама Будда Сам, в развитии силы, концентрации и мудрости.

    Просветление - это не состояние ума, к которому вы можете прийти, заставив себя силой. Мы живем по вечному закону причины и следствия: если вы делаете что-то плохое, вы получите плохой результат, если вы делаете что-то хорошее, вы получите хороший результат. Главное - это сознание, возникшее независимо от того, что происходит.

  1. Подходить с намерением зажечь высшее сознание – это естественно. Прогулка может зажечь высшее сознание. Используйте медитацию при ходьбе. Как новички учатся рассчитывать свои циклы вдохов для нормального дыхания, так же позвольте высшему сознанию прорасти. Циклы или шаги при ходьбе могут служить для этой же цели. Это же самое происходит и в музыке с ритмом, то есть нормальное сознание потребляется, что позволяет высшему сознанию приходить как наводнение музыканту, принося более высокое сознание. Дон Жуан потонул в видении ходьбы Карлоса Кастанеды. Карлос шел с Доном Жуаном, пересекаясь взглядами, чтобы обрушить видение, и избежать общее потребление обычного сознания. Это осознание высшего сознания при ходьбе будет мотивировать чаще ходить пешком/медитировать.

    • Как только вы ближе ознакомитесь с простым осознанием/сознательностью, вы заметите упадок мысленной активности и начнете испытывать свободное от мыслей понимание гораздо чаще. Это может быть полезным, особенно после того, как некоторый опыт в сознательности свободного мышления поспособствовал побуждению (релаксации) свободного от мыслей присутствия, в качестве тренировок. Это буквально помогает вернуть тело и разум в свое естественное состояние, которое становится свободнее от непрерывного мышления, чем все мышление на протяжении жизни для большинства людей.
    • «Здравый смысл» (или «интуиция») - это также ваш лучший гид.
    • Ничто не бывает постоянно правильным или неправильным, «вещи» меняются. Выбирайте то, что лучше для вас в данный момент, однако, помните, что вы никогда не одиноки, то, что вы выберите, может отразиться или не отразиться на окружающих. Доброта и хорошие манеры могут стать хорошим приемом. Словом, «сострадайте», или отдавайте (делайте) лучшее другим - лучшее, что бы вы отдали (сделали), попав в такую же ситуацию.
    • «Расширяющие кругозор» наркотики (или психотропные вещества) - точно не самый надежный способ найти просветление. Они могут сравниться с использованием вертолета вместо того, чтобы лезть на вершину горы, тем не менее, факт остается фактом, и вы можете сделать для себя выводы. Имейте в виду, что психотропные вещества - не самый простой способ достижения определенной степени просветления, ведь может наступить психоделический кризис. В то же время могут возникнуть страхи, помните, их можно преодолеть или развеять. В конце концов, просветление должно прийти к вам.
    • Высшее сознание доступно каждому, кто его ищет. Вам даже не придется ничего делать. Вы не пропадете в попытке выяснить, на сколько вы на самом деле свободны.
    • Просветление - это не вещь, которую кто-то другой может сделать для вас. Никто не может «спасти» вас, кроме вас сами. То же самое касается и спасения других. Остальное – воля Божья.
    • Познание, или самоисследование, как его иногда называют, может быть отдельным опытом, но оно наиболее эффективно для большинства людей, если тренироваться медитировать ежедневно в течение некоторого времени, часто минимум нескольких месяцев. Это происходит потому, что «ответ» на запрос всегда замечает чистое осознание, которое не меняется с опытом, который, в свою очередь, постоянно меняется. Наиболее распространенная форма запроса – спросить мысленно, или просто перемещая внимание (замечая): « Кто (или что) я?» - сейчас, здесь, в этот момент? Если вы найдете ответ на вопрос мысленно, т.е. «Я – человек», или «Я – душа» или даже « Я –все», это всегда окажется бесполезным, потому что истинный ответ - это сознание, с точки зрения субъекта, т.е. осведомленность, испытание всего содержимого, даже какой-то смысл самого себя.
    • Осознание себя - это настоящее «переживание» каждого момента, в любом восприятии или мысленной активности. Вы увидите, что если вы сможете вникнуть во что-то, неважно, насколько тонкое, и неважно, насколько вы чувствуете свое «Я» или «Свои» переживания, вы все еще представляете собой объект для опытов с путем осознания. С одной стороны, это опыт, который вы никогда не сможете получить «перед» или до осознания себя.
    • Мысли, что вы должны чего-то достичь, выступают своего рода барьером, через который просвещается наша природная сущность. То, что мы просто должны понять, что нет никакого достижения важнее, чем достичь в первую очередь «самого» себя.
    • Вы - ключ к собственному просвещению.
    • Процесс может занять столько времени, сколько вы пожелаете.
    • Помните, и убеждайтесь с опытом, что сознание в равной степени присутствует в любом моменте жизни; оно просто зачастую остается незамеченным. Непонимание сознания во всех аспектах (включая мысли, чувства, ощущения изнутри себя, и др.) – средство, при помощи которого непросвещенность возвращается к вам вновь время от времени. Особенно во времена психических и эмоциональных нарушений, может быть очень полезно привлечь внимание обратно к осознанию себя: к опыту, к аспекту, который «в курсе», вместо чего-то неизвестного.
    • Попробуйте испытать себя как чистое сознание (или космическое сознание), равно как и энергетику (что частично сознательное и частично бессознательное в бесконечном разнообразии модуляций) и как материю, которая находится в бессознательном состоянии. Будучи людьми, мы являемся сложным сочетанием материи, энергии и сознания. Высшее состояние сознания всегда доступно и всегда внутри вас, и это состояние чистого сознания.
    • Некоторые «трансовые» утверждения могут помочь вашему просветлению, а другие могут ввести вас в заблуждение. Помните, что вы, в конечном счете, всегда контролируете ситуацию.
    • Медитация и другие практики, основанные на изучении тела, такие, как пранаяма (контроль дыхания) являются основой для более продвинутых (рафинированных, психических) практик. Преимущества более усовершенствованных практикв том, что они воплощаются быстрее, и/или преимущества просветления более последовательны в опыте, когда вновь возвращается спокойное мышление. С опытом, медитация способствует успокоению ума, активности, которая ознакомит вас с бесформенными аспектами вашего сознания, которые легче дают понимание и наслаждение реальным просветлением. Просветление - это на самом деле не то, чего вы «достигаете»; чрезмерный акцент на поверхностное мышление – то что заново возвращает ежесекундную просвещенность. Пожалуйста, обратите внимание, что последовательность в медитации (один или два довольно короткие сеанса ежедневно; по двадцать минут) важнее, чем медитация в течение длительных периодов времени.
    • Путь к просветлению проложен через просветление непосвященных.
    • Что реально? Наши чувства могут обманывать нас, но наши эмоции - нет.
    • (Квалифицированный) учитель, который «был там», знает дорогу, и может сказать вам, что нужно остерегаться - это такая же ответственность, как и достояние.
    • Изучайте йогу, тай-чи, или айкидокан – это может помочь.
    • Разберитесь, как практики могут относиться к просветлению; они не обязательно необходимы, но могут стать большой поддержкой и помощью для тренирвки просветления. Это не исключает предложение полностью. Все уже готово, и вы можете только воспринимать эту реальность с помощью концептуального мышления наоборот. Однако, большинство телесно-мысленных систем обусловлены более глубокой фокусировкой на форме. Поэтому, подобно тому, как диета и упражнения гармонизируют физическое здоровье, так и конкретные методы могут быть полезны для наслаждения плодами просвещения в текущем опыте.

Существа, достигающие полного просветления (в буддийском смысле) после Будды Шакьямуни, также не обязаны являться его последователями. Например один из первоучителей дзогчен Гараб Дордже не был буддистом в вышеуказанном смысле, что не мешало ему быть буддой и стать основоположником традиции, которая смогла полностью объединиться с буддизмом сутр и тантр, принесенным в Тибет, соответственно Шантаракшитой и Гуру Падмасамбхавой.

Если же сформулировать вопрос, возможно ли достижение просветления или окончательного освобождения (опять-таки в буддийском смысле) последователями конкретных известных нам небуддийских традиций (индуизм, даосизм, христианство и т. д.), то следует исследовать, соответствует ли то или иное учение критериям «пути, ведущего к окончательному освобождению».

Самый распространенный из этих критериев – соответствие воззрения т. н. «четырем печатям», четырем принципам правильного воззрения, которые в несколько разнящихся формулировках можно встретить практически во всех направлениях буддизма.

Первый принцип состоит в осознавании того, что «все составное невечно», иными словами, что все возникшее как результат сочетания причин и условий рано или поздно прекратит свое существование. Непонимание или отрицание данного принципа является препятствием знанию, ведущему к окончательному освобождению. Таким образом, если кто-то следует учению, которое утверждает существование бессмертной души, возникшей как результат деятельности некоего высшего существа, он не может достичь высшего освобождения (в буддийском смысле), будучи ограничен подобным воззрением.

Если же такой человек преодолевает данное ограничение, то его уже нельзя считать последователем своей первоначальной традиции.

Второй принцип заключается в осознавании того, что всему сопряженному со страстями присуще страдание. В таком случае, если последователь учения, предполагающего наличие некоего абсолютного начала, слияние с которым приносит освобождение от страданий, испытывает страстное желание по отношению к абсолюту как объекту, само такое желание будет причиной страдания, а потому не может вести к освобождению от страданий.

В самом буддизме стремление к освобождению или просветлению, допустимое на начальных этапах пути, по большому счету считается ошибкой и рано или поздно должно быть преодолено.

Иная формулировка второго принципа говорит о том, что страдание присуще всему, что возникло как результат сочетания причин и условий. В частности, это означает, что окончательное освобождение нельзя считать результатом личных усилий в практике. Также нельзя рассчитывать на то, что освобождение может наступить в результате изъявления милости некоего высшего существа.

Третий принцип состоит в том, что нет ничего, что обладало бы собственным независимым существованием. Это знаменитый принцип анатмана или пустоты. Допущение независимого существования некоего индивидуального начала, абсолюта, высшего неизменного мира или состояния сознания является таким образом препятствием к достижению окончательного освобождения.

Наконец, четвертый принцип говорит о возможности достижения полного освобождения от страданий. Таким образом, последователь учения, отрицающего такую возможность, не реализует освобождение, пока будет его отрицать.

Безусловно, в тех или иных буддийских системах можно встретить утверждения, противоречащие данным четырем принципам, однако они не абсолютизируются и, в конечном итоге, преодолеваются. Так например, последователь крия-тантры вначале полагает, будто может обрести мудрость просветления благодаря милости божества, однако рано или поздно он должен понять, что в истинном смысле божество не отлично от него самого и что просветление не приходит извне.

То есть положение, противоречащее данным принципам может принести пользу практикующему на каком-то этапе пути, соответствуя уровню его способностей, однако, будучи абсолютизировано, становится препятствием.

Более того, если сами эти четыре принципа концептуализируются и становятся объектом привязанности, то для преодоления данной привязанности необходимо применять соответствующие искусные средства. По большому счету, если учение не содержит средств для преодоления ограниченности любыми, сколь угодно тонкими и глубокими представлениями, оно не может считаться путем, ведущим к окончательному освобождению.

Это также соответствует второму критерию: учение должно содержать в себе средства преодоления привязанности к любому сколь угодно тонкому и возвышенному состоянию. Это означает, что если некоторое состояние тела, речи или ума считается окончательным и в нем необходимо оставаться всегда, то это привязанность, которая препятствует окончательному освобождению.

В частности это относится к состояниям, достигаемым при практике сосредоточения, будь-то с объектом или без.

Третий критерий относится к поведению: оно не должно впадать в крайность потакания желаниям с одной стороны и в крайность самоумерщвления с другой. Таким образом, практики самобичевания, ношения власяницы, многочасового стояния на одной ноге, сидения между огней и прочие способы причинения себе страданий являются препятствием освобождению. Всякое представление об «очищающих» свойствах страдания является тяжким заблуждением.

Всвязи с этим, практикуемое в некоторых направлениях буддизма намеренное причинение себе боли или «жертвоприношение» разных частей тела (например сжигание пальца) является отклонением от пути и ошибочным толкованием принципа самопожертвования. Подобная практика обычно вместо накопления заслуг приводит лишь к возрастанию гордости от осознания своих способностей переносить боль и терпеть лишения.

Потакание желаниям, с другой стороны, может выражаться не только в стремлении получать чувственное удовольствие, но и в стремлении обращать других в свою веру, что является характерной особенностью некоторых систем.

Еще одним критерием является полнота учения: оно должно содержать методы практики на уровнях тела, речи, и ума, которые в буддизме формулируются как нравственное поведение, сосредоточение и различающая мудрость. Если в том или ином учении отсутствует одна из этих составляющих, оно не может считаться путем, ведущим к окончательному освобождению.

Различные примеры ошибок в воззрении, медитации и поведении, приверженность которым является препятствием освобождению или отклонением на пути можно также найти в таких текстах, как «Сеть Брахмы» (брахмаджала-сутта) из Типитаки, коренные тантры дзогчен «Царь Всетворящий» (kun byed rgyal po) и «Самовозникающее осознавание» (rig pa rang shar) или же упадеша Гуру Падмасамбхавы «Ожерелье воззрений» (man ngag lta ba’ i phreng ba).

В последнем тексте, в частности, в качестве примеров ошибочных воззрений приводятся представление о независимом от живых существ вечном существовании материальной вселенной, представление об обретении плода высшего освобождения в результате умилостивления высшего божества, а также представление о наличии абсолютного индивидуального начала, могущего существовать независимо от и без проявленного уровня, который полагается простой игрой данного индивидуального начала, никак не затрагивающей его самобытие.

Именно учениям, которые придерживаются данного принципа, чаще всего приписывается сходство или даже тождество с буддийскими системами, однако это противоречит основополагающим принципам буддийской сутры и тантры, а также дзогчен. Что касается учений сутр, то в «Сутре сердца праджняпарамиты» говорится, что «нет формы вне пустоты, нет пустоты вне формы»; основополагающим принципом ваджраяны является нераздельное единство мудрости-праджни (пустота) и метода (проявление); а в учении дзогчен, основным качеством творческой энергии пустой основы является ее непрерывность.

Это показывает, что во всех буддийских учениях отрицается идея непроявленного «чистого» бытия, могущего существовать вне проявлений, но что проявленное и непроявленное нераздельны.

На основании всего вышеизложенного, можно достаточно определенно судить, является или нет то или иное учение путем, ведущим к окончательному освобождению в буддийском смысле. Отрицательный ответ, тем не менее, не отрицает полезность следования ограниченным воззрению, медитации и поведению на определенном этапе развития. Что касается просветленности (в буддийском смысле) конкретных учителей из небуддийских традиций, то судить об их реализации мы можем только на основании тех наставлений, которые они дают своим ученикам.

В моем скудном багаже знаний отсутствуют сведения о небуддийских учениях и учителях, чьи положения и наставления соответствовали бы вышеприведенным критериям (исключение составляет «реформированный» бон, чьей сущностью является дзогчен, переданный учителями Шенрабом Миво и Тапихрицей). Представители других традиций могут вкладывать в слова «просветление» или «освобождение» свой собственный смысл и даже реализовывать этот смысл, однако это совсем необязательно должно соответствовать буддийскому смыслу этих слов.

В любом случае, сущностный смысл наставлений Будды Шакьямуни, Гуру Падмасамбхавы, Джамгон Конгтрула и других учителей о критериях верного пути состоит не в том, чтобы судить других, а в том, чтобы наблюдая самого себя обнаруживать ошибки в своем воззрении, медитации и поведении и стараться их преодолеть.