Пугачев и народ в «Капитанской дочке. Пугачёвщина в "Капитанской Дочке" Четыре встречи Гринева с Пугачевым

Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда - кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева. Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался русской историей. Среди его исторических работ наиболее известны "История Петра" и материалы о пугачевщине. Удивительно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для создания богатого исторического полотна - знаменитой повести "Капитанская дочка". Пушкина необычайно занимала личность Емельяна Пугачева, возглавившего народное восстание во второй половине XVIII века. Емельян Пугачев - донской казак, ветеран двух войн - Семилетней и русско-турецкой 1768-1774 годов. Он дослужился до звания хорунжего, то есть до первого офицерского чина в казачьих войсках русской армии. Вместо того чтобы продолжать военную карьеру, он стал предводителем крестьянской войны и погиб на эшафоте. Пушкин показывает Пугачева с разных сторон: он то вожатый, которому добрый Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за императора Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку. Однако из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, Раздираемого внутренними противоречиями. Обращает на себя внимание жестокость Пугачева, который склонен скорее казнить, чем миловать. Общеизвестны факты дикого разнуздан-ного террора, установленного Пугачевым в захваченных горо. дах. Вероятно, с самого начала восстания лжеимператор пре-красно понимал, что его авантюра обречена на провал. "Узка моя улица", - говорит Пугачев Гриневу. Предчувствия не об-манули предводителя - он был выдан его же соратниками. Пугачев у Пушкина живет по легенде об орле и вороне, то есть выбирает кровавый путь. Кто же он - предводитель народного восстания, прославленный многочисленными историческими исследованиями советской эпохи, или государственный преступник Емелька, преданный публичной казни на Болотной площади? Вероятнее всего, второе, хотя Пушкин не дает собственной окончательной оценки этой исторической личности. Дело в том, что эпоха правления Екатерины II вошла в историю России как вполне благополучный эпизод. Восстание, точнее бунт Емель-яна Пугачева, лишенный существенных объективных причин, был заранее обречен. Все предводители народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. О них народ слагал песни. Однако Пушкин - единственный, кто попытался дать настоящий портрет страшного и одновременно милостивого Емельяна Пугачева.

В повести "Капитанская дочка" А. С. Пушкин описывает события 1773—1774 годов — крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Пугачевская тема давно интересовала поэта. Он, как и многие его современники, пытался разобраться, что же такое пугачевщина: освободительное движение угнетенного народа или всего-навсего поножовщина, шайка разгульных бандитов во главе с жестоким и кровожадным убийцей. Прежде чем приступить к написанию произведения о Пугачеве, Пушкин изучил большое количеств"о материалов, касающихся этой страницы в жизни государства, познакомился с людьми, лично знавшими загадочного крестьянского вождя. То, что поэт сумел узнать о Пугачеве и его движении, то, каким выглядел бунтарь в его глазах, — все это он изложил в "Капитанской дочке". Чтобы создать впечатление достоверности, автор делает рассказчиком Гринева, честного и благородного дворянина, который не способен на приукрашивание и обман, — Пушкин смог убедить нас в этом. Каков же он, легендарный предводитель крестьян, увиденный глазами Гринева?

С Пугачевым мы знакомимся уже во второй главе произведения, правда, тогда мы еще не знаем, кто перед нами. Случайно встретившийся посреди поля Петру Гриневу и его слуге Савельичу человек помог им добраться до жилища, где они смогли переждать пургу. Вожатый зарекомендовал себя человеком далеко не робкого десятка, бывалым и с чувством юмора. Гринева поразила "сметливость его и тонкость чутья".

Внешность вожатого тоже была "замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары".

Нельзя было отказать этому человеку и в тонком знании психологии: когда Савельич стал причитать по поводу заячьего тулупчика, который Гринев приказал отдать в знак благодарности вожатому, тот не преминул напомнить Савельичу, что он всего лишь слуга и должен выполнять приказ. Реплика эта, на мой взгляд, больше предназначалась не для Савельича, а для его хозяина. Человек льстил молодому барину и рассчитывал, что лесть обернется ему на пользу. Так и случилось: Гринев настоял на своем, и заячий тулуп оказался у вожатого.

Через некоторое время в Белогородскую крепость стали доходить слухи о, бесчинствах, творимых пугачевцами, и о скором приближении повстанцев. Пугачева называли "злодеем и самозванцем", а людей его не иначе как "злодейской шайкой". В подтверждение этих слухов Пугачев, появившись в крепости, без сожаления отправляет на виселицу всех, кто отказывается присягнуть ему. Так погибают супруги Мироновы и гарнизонный поручик Иван Игнатьич. Петр Гринев тоже был приговорен, но вовремя вмешавшийся Савельич упросил Пугачева смил остивиться. Но не сама просьба доброго слуги заставила Пугачева переменить решение — в Савельиче крестьянский предводитель узнал слугу барина, который так щедро подарил ему тулуп. Однако еще больше, чем щедрость, Пугачева поразила смелость, прямота, искренность молодого дворянина. На предложение Пугачева перейти на его сторону Петр Гринев ответил: "Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу". А на вопрос, может ли Гринев дать обещание не идти против него, тот ответил все так же искренне: "Как могу тебе в этом обещаться?.. Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?". После этих слов Пугачев еще больше проникся уважением к молодому дворянину, так мужественно отстаивавшему свою честь.

Ценить благородство в других — удел только тех, кто сам обладает этим качеством. Можно ли после этого сомневаться в благородстве Пугачева? Мне кажется, каждый согласиться, что нет. Еще одно подтверждение этому — случай с сиротой. Узнав от Гринева, что тот едет освобождать сироту, которую якобы обижают его люди, Пугачев рассвирепел: "Кто из моих людей смеет обижать сироту?.. Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет". Узнав, что виноватый — Швабрин, Пугачев грозится повесить его. На что один из людей его отвечает: "Прикажи слово молвить... Ты поторопился назначить Швабрина в коменданты крепости, а теперь торопишься его вешать. Ты уж оскорбил казаков, посадив дворянина им в начальники; не пугай же дворян, казня их по первому наговору".

Слова этого человека открывают нам новые черты характера Пугачева: он порывистый, горячий, легко поддается эмоциям и не всегда достаточно хорошо обдумывает свои поступки. В роли, которую он себе выбрал, такие качества вряд ли подойдут. А вот то, что сила казаков в сплоченности, для Пугачева яснее ясного. Не зря он, приказывая им прекратить ссору, говорит: "Господа енаралы!.. Полно вам ссориться. Не беда, если б и все оренбургские собаки дрыгали ногами под одной перекладиной; беда, если наши кобели меж собою перегрызутся".

Нельзя усомниться и в любви Пугачева к простому народу. На ответ Гринева, что в Оренбурге все благополучно, тот не на шутку возмутился: "Благополучно... А народ мрет с голоду!".

Проникшись уважением к "злодею", Гринев призывает его оставить свою затею, обреченную на провал, и просить милости у императрицы. Но бунтарь непреклонен: смысл жизни для него в сказке, поведанной старой калмычкой. Суть сказки в том, что "чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст", то есть чем долго жить в неволе и притеснении, лучше мало, да на свободе. Гринев возражает, что "жить убийством и разбоем значит... клевать мертвечину", а Пугачев удивленно посмотрел на собеседника и ничего не сказал. Оба замолчали: каждый из них не мог понять другого, этому мешала разность их сословий.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Изображение пугачевского движения в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Пушкин глубоко и исторически вено раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний, неоднократно вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала и приведших к крестьянской войне 1773-1775 г.г. Причину этих восстаний поэт справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала.

Пушкин отчетливо показывает социальный и национальный состав пугачевцев: это крепостные крестьяне, передовые казаки, башкиры, чуваши, татары, рабочие уральских заводов. Это движение угнетенных масс, указывает Пушкин, встретило широчайшую поддержку в массах. Где бы не появлялся Пугачев, его всегда радостно встречает народ.

Сочувствовали Пугачеву и солдаты царских войск. Недаром в Оренбурге, на военном совете у Рейнсдорпа, «все чиновники говорили о надежности войск».

Несмотря на стихийный характер восстания, социальная направленность его была ясна для каждого его участника: оно было направлено против помещиков, правительства и военного начальства, против крепостного права и всякого угнетения народа.

Пушкин признает справедливость крестьянских восстаний, но показывает их бесплодность, бесперспективность.

В повести, где основной темой является крестьянское восстание под руководством Пугачева, настоящим главным героем следует считать вождя крестьянской войны, хотя внешне таким героем выступает П.А. Гринев, от имени которого ведется повествование. Но именно Пугачев стоит в центре произведения, так как он определяет судьбу действующих лиц, с ним связаны все сюжетные линии.

В изображении Пугачева Пушкин резко расходится с дворянскими писателями и публицистами, которые видели в вожде восстания «изверга, вне законов природа рожденного, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которая разумное творение от бессмысленного животного отличает», - как написал, например, историк Броневский в критике на «Историю Пугачева» Пушкина.

В изображении Пушкина необыкновенно привлекателен внутренний облик Пугачева, воплотившего в себе характерные черты русского народа – широту, цельность и удаль натуры, талантливость. Пугачев кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Народ видит в Пугачеве «народного царя» и своего заступника. Казаки и солдаты белогорской крепости не желают сражаться против Пугачева, переходят на его сторону. Жители крепости встречают его хлебом-солью. Пушкин неоднократно показывает Пугачева, окруженного народом. Заслышав колокольчик тройки, народ выбегает его встречать.

Чтобы подчеркнуть близость Пугачева к народной массе, кровное родство с ней, Пушкин, раскрывая его образ, широко использует фольклор. Речь Пугачева пересыпана пословицами и поговорками, отражающими народное воззрение: «Долг платежом красен», «Честь и место», «Утро вечера мудренее», «Казнить так казнить, миловать так миловать». Пугачев любит народные песни. Желая дать понять Гриневу, как ему, Пугачеву, дорога свобода, вольная жизнь, он прекрасно передает это яркими образами народной калмыцкой сказки об Орле и Вороне.

Пугачев справедлив, великодушен, отзывчив. Эти качества ясно выступают в его отношениях к Гриневу и Савельичу. Пугачев вывел Гринева, Савельича и ямщика к постоялому двору и выручил из беды. И как же щедро отплатил Пугачев за стакан вина и заячий тулупчик: он даровал Гриневу жизнь, защитил Машу от посягательств на нее Швабрина, ему обязаны Гринев и Маша своим счастьем. На сколько человечнее, добрее, благороднее Пугачев Екатерины П, которая в конце повести выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой и Гринева. Правда, Екатерина П приказала освободить Гринева, но сделала это, только убедившись в том, что он не был пугачевцем. Отпуская Машу Миронову, Екатерина П сказала ей: «Знаю, что вы небогаты, но я в долгу пред дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние». И своего обещания она не выполнила. Заканчивая повесть, Пушкин уже от своего имени, пишет, что внуки Гринева и Марии Ивановны владеют только тем селом, которое принадлежало их деду и прадеду.

Пугачев неграмотен, но умен и талантлив. Он обладает незаурядными способностями полководца. Во время сражений он личным примером ободряет своих бойцов. В своих войсках Пугачев водворяет порядок и организованность. На военном совете у Пугачева после свободного обмена мнениями принимаются разумные решения. Его военные успехи внушают страх правительству и царице. Пугачев милостив и добр. На всем протяжении повести один только раз показана суровая расправа Пугачева – с Мироновыми и Иваном Игнатьевичем. Однако это не злодейство, но акт законного народного возмездия классовым врагам. Неслучайно совершителем казни является изувеченный царскими слугами башкирец, которого накануне допрашивали Иван Кузьмич и Иван Игнатьевич.

Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношениях его с Гриневым, в противопоставлении его царским генералам и офицерам, в его взаимоотношениях с народом и со своими сподвижниками. И везде ярко выступает превосходство Пугачева, везде опровергается дворянская точка зрения на вождя крестьянской войны.

Основа повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина - события, произошедшие в 1773-1774 гг. Автор изображает крестьянское восстание, которое возглавил Емельян Пугачев.

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка». Краткое содержание книги

Для более глубокого понимания того образа, который был воссоздан гениальным писателем, обратимся к основным моментам книги.

Молодой дворянин Петр Гринев отправляется служить в Он знакомится с дочкой капитана, Марией Мироновой, в которую позднее влюбляется. Петр дружит с офицером Швабриным, также влюбленным в капитанскую дочку. Между молодыми людьми происходит дуэль, в ходе которой Гринев получил сильное ранение. Мария и Петр любят друг друга, но родители недовольны выбором сына.

Захватывает крепость, погибают родители Маши, которая прячется у попадьи. Швабрин пытается вынудить Марию выйти за него замуж. Петр освобождает девушку и попадает под арест. Мария отправляется в Петербург и спасает своего жениха. Гринева освобождают. Молодые люди становятся счастливыми мужем и женой.

Примерно так выглядело бы краткое содержание повести, если бы в ней не было Емельяна Пугачева. Не сказано ни слова об этом персонаже, и, казалось бы, суть повествования не нарушена.

Каков же образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка»? В сокращении, передавая только краткое содержание, трудно рассказать об этом герое. Портрет Пугачева наиболее полно прорисовывается во время встреч с Гриневым, которые, по сути, могли быть оформлены в отдельное произведение.

Четыре встречи Гринева с Пугачевым

Как уже говорилось выше, Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» раскрывается в ходе четырех встреч с Гриневым.

Первая встреча определила ход их дальнейших взаимоотношений. Пугачев вывел Гринева из степи во время бурана. Петр думал, что его провожатый - простой путник. Он отдал Пугачеву заячий тулуп, что и положило начало отношениям, основанным на христианских понятиях.

Вторая встреча этих персонажей происходит в Белогорской крепости, которую заняли повстанцы. Пугачев узнал в дворянине молодого человека, подарившего ему в благодарность тулуп. Гринев отказался присягнуть атаману, чувство долга перед отечеством оказалось выше страха за собственную жизнь. Об этом Петр откровенно говорит Пугачеву, интуитивно чувствуя, что у самозванца есть свои понятия о чести и долге.

Шокирующее впечатление произвело на Гринева заседание военного совета. Было видно, что со своей «свитой» самозванец общается на равных. Отношения между всеми присутствующими, скорее, походили на дружеские. Больше всего Петра потрясло исполнение участниками «заседания» песни о виселице. Казалось, все присутствующие, в том числе Пугачев, понимают исход своей судьбы.

Третья встреча двух героев повести произошла, когда Гринев воевал против самозванца в Оренбурге и получил весточку от Маши, которая написала ему о том, что Швабрин вынуждает ее обвенчаться с ним. Петруша поспешил на помощь девушке, но по дороге его остановили посты Пугачева и отправили к самозванцу. Емельян узнал Гринева и тепло поприветствовал. К счастью Петра, в силу снова вступили его дружеские отношения с Пугачевым, и самозванец оказал помощь Гриневу в освобождении любимой, как только услышал, что обижают сироту.

Даже Швабрин не помешал благородному поступку атамана, сообщив Пугачеву, что Мария - дочь Миронова. Емельян рассердился, что от него был скрыт этот факт, но откликнулся на призыв Гринева отпустить его и сироту.

Последняя встреча молодого дворянина с атаманом состоялась во время казни последнего. Пугачев узнал своего друга, кивнул ему, а спустя мгновение его мертвая голова была выставлена напоказ.

Сочинение на тему «Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» часто воспринимается учениками как довольно простое. Однако данный персонаж настолько сложен и многогранен, что более углубленный анализ приводит учащихся к непростым выводам, вызванным многогранностью личности Пугачева. Так, например, он показывает себя беспощадным в отношении родителей Маши Мироновой, но к ней проявляет великодушие.

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора к герою

Емельян Пугачев на страницах книги изображен Пушкиным не убийцей, показанным историками XVIII-XIX веков, а умным и смелым вожаком народа. Смекалистый, энергичный, способный вести за собой - таков образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка». Сочинение каждого школьника обязательно должно упоминать об этих качествах героя.

В отношении дворянского сословия и представителей власти Пугачев беспощаден, в их лице он видит врагов. Кровожадный, жестокий - эти черты также определяют образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка».

Сочинение об этом персонаже обязательно затрагивает тему убийства и его жены, с которыми самозванец обошелся беспощадно. Хладнокровие, с которым он убивает людей, поражает.

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» немного комичен. А. С. Пушкин изображает самозванца как простого казака. Речь его полна народными пословицами и поговорками. Он велит своим «ребятам» называть его царем-батюшкой. При этом в его отношениях с людьми отсутствует чинопочитание, и каждый может оспорить его мнение. Пугачев осознает, что обречен на погибель, и понимает, что его могут легко предать.

Пушкин симпатизирует Пугачеву, но за его иронией легко уловить насмешку над этим персонажем.

Национальный русский характер

Сочинение на тему «Образ Емельяна Пугачева в повести "Капитанская дочка"» обязательно должно содержать идею, которую выражает этот герой сказкой об орле и вороне. Самозванец считает, что лучше жить недолго, но достойно, чем существовать много лет, питаясь падалью.

Подчеркивая в этом герое ум, храбрость, смекалку, автор показывает лучшие русского народа.

Отношение Пушкина к крестьянскому восстанию

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка», безусловно, наделен множеством положительных характеристик. Однако Пушкин вовсе не идеализирует этого героя. Автор повести негативно относится к разного рода кровопролитиям и отдает предпочтение реформам. Он называет русский бунт бессмысленным и беспощадным. Автор не ставил себе задачу показывать в своем произведении злодеяния бунтарей, а просто пытался воссоздать историю.

Пугачёв на страницах истории и в произведении Пушкина

Обратившись к работам историков, можно выяснить, что Пугачев - уроженец станицы Зимовейской Донской области. Его фамилия произошла от прозвища деда самозванца - Михаила Пугача.

В официальных исторических документах Пугачев характеризуется исключительно как вор, убийца и самозванец.

Однако Пушкин показал Емельяна Пугачева талантливым народным вождем. Он обратил внимание на другую сторону этой личности и, скорее всего, был прав, наделив его умом, энергичностью, харизмой, ведь не будь самозванец таковым, он не смог бы возглавить крестьянское восстание подобного масштаба.

Идея бунта в книге «Капитанская дочка» находит отголоски в романе Пушкина «Дубровский». Емельян Пугачев - более колоритная фигура, чем Владимир Дубровский. Тем не менее, оба героя - бунтари, вышедшие из разных сословий, но обладающие общими чертами «разбойничьего благородства».

Реферат студента гр. АК4-11 Журавлева Романа

г. Москва

Вступление

Ко второй половине 17 века крепостничество вступило в стадию своего зенита. Вслед за изданием Уложения 1649 года усилилась тенденция к самораскрепощению крестьян - стихийно и принимавшее порой угрожающее размеры бегство их на окраины: в Заволжье, Сибирь, на юг, в места казачьих поселений, возникших еще в 16 веке и теперь ставших центрами концентрации наиболее активных слоев несвободного населения. Государство, стоявшее на страже интересов господствующего класса феодалов, организовывало массовые розыски беглых и возвращало их прежним владельцам. В 50 - 60-х годах 17 века неудачные опыты казны, война России с Речью Посполитой за воссоединение Украины с Россией, усугубили назревавшее недовольство. Уже проницательные современники ясно видели существенные черты нового. Бунташный век - такою оценку давали они своему времени. В самом начале этого века страну потрясла первая Крестьянская война, достигшая наивысшего подьема в 1606-1607 гг. , когда во главе восставших -крестьян, холопов, городской бедноты - встал Иван Исаевич Болотников. С большим трудом и немалым напряжением сил феодалы подавили это массовое народное движение. Однако за ним последовали: выступление, возглавленное монастырским крестьянином Балашом; волнения в войсках под Смоленском; более 20 городских восстаний, прокатившихся в середине века по всей стране, начиная от Москвы (1648 г.); восстания в Новгороде и Пскове (1650 г.); медный бунт (1662 г.), местом действия которого вновь становится столица, и, наконец, Крестьянская война Степана Разина.

Восстание Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.)

В крестьянской войне под предводительством Пугачёва принимало участие разнообразные слои тогдашнего населения России: крепостные крестьяне, казаки, различные нерусские нароности. Вот как Пушкин описывает Оренбургскую губернию, в которой и проходили события «Капитанской дочки». Сия обширная и богатая губерния обитаема была множеством полудиких народов, признавших еще недавно владычество российских государей. Их поминутные возмущения, непривычка к законам и гражданской жизни, легкомыслие и жестокость требовали со стороны правительства непрестанного надзора для удержания их в повиновении. Крепости были выстроены в местах, признанных удобными, и заселены по большей части казаками, давнишними обладателями яицких берегов. Но яицкие казаки, долженствовавшие охранять спокойствие и безопасность сего края, с некоторого времени были сами для правительства неспокойными и опасными поданными. В 1772 году произошла возмущение в их главном городке. Причиною тому были строгие меры, предпринятые генерал-майором Траубенбергом, дабы привести войско к должному повиновению. Следствием было варварское убиения Траубенберга, своевольная перемена в управлении и, наконец, усмирении бунта картечью и жестокими наказаниями.

Вот описание Пугачёва, которое дает ему Пушкин: «... он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок ».

Надо сказать, что за несколько лет до появления Петра Федоровича¬ были волнения среди яицких казаков. В январе 1772 года здесь вспыхнуло восстание. Восстание было жестоко подавлено - это было эпилогом восстанию Пугачева. Казачество ждало случая, чтобы снова взяться за оружие. И случай представился.

22 ноября 1772 года Пугачев с попутчиком приехал в Яицкий городок и остановился в доме Дениса Степановича Пьянова. Там Пугачев по секрету раскрывается Пьянову в том, что он Петр третий.

Пугачев предлагает уйти от притеснений властей в турецкую область. Пьянов поговорил с хорошими людьми. Решили подождать до рождества, когда казаки соберутся на багренье. Тогда они и примут Пугачева. Но Пугачев был схвачен, его обвинили в том, что он хотел увести яицких казаков на Кубань. Пугачев все категорически отрицал. Пугачева отправили в Симбирск, оттуда в Казань, где в январе 1773 года посадили в тюрьму. Откуда Пугачев, опоив одного солдата и подговорив другого, сбежал. По моему мнению, начало «Капитанской дочки» как раз связано с тем периодом жизни Пугачёва, когда он возвращается из тюрьмы. В конце лета 1773 года Пугачев уже был дома у своего знакомого Оболяева. Возможно трактирщик в «Капитанской дочке» и есть Оболяев. Вот отрывок из повести, во время встречи трактирщика и Пугачева:

«Хозяин вынул из стаца штоф и стакан, подошел к нему и,взглянув ему в лицо

Эхе, - сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?

Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркой: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камешком - да мимо. Ну а что ваши?»

Да что наши! - отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. - Стали, было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.

Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит...». Далее Пушкин от имени главного героя расшифровывает эту «воровскую речь»: «Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора; но после уж догадался, что речь шла о делах Яицкого войска, в то время только что усмиренного после бунта 1772 года». Пребывание Емельяна Пугачева у Оболяева и посещение им Пьянова не остается без последствий. Пошли слухи, что государь находится у Пьянова в доме. Власти посылали для поимки опасного беглеца престойные команды, но всё было безуспешно.

Надо сказать, что вообще-то казакам было безразлично выступает ли перед ними подлинный император Петр Федорович или донской казак, принявший его имя. Важно было, что он становился знаменем в их борьбе за свои права и вольности, а кто он на самом деле - не все равно ли? Вот отрывок из разговора Пугачева и Гринева: «... - Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо.

Я смутился: признать бродягу государем был не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком - было подвергнуть себя погибели; и то,на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостью... Я отвечал Пугачеву: «Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди,могу ли я в тебе признать государя? Ты человек смышленный: ты сам увидел бы, чо я лукавствую ».

Кто же я таков по твоему разумению?

Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку.

Пугачев взглянул на меня быстро. «Так ты не веришь,- сказал он,- чтоб я был государь Петр Федорович? Ну добро. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного-прочего? Кто ни поп, тот батька ». Смелость Пугачева, его ум стремительность, находчивость и энергия завоевали сердца всех, кто стремился сбросить с себя гнет крепостничества. Вот почему народ поддержал недавнего простого донского казака, а теперь лимператора Федора Алексеевича.

В самом начале войны при занятии Илецкого городка Пугачев впервые высказал своё мнение в отношении крестьян и дворян. Он говорил: "У бояр де села и деревни отберу, а буду жаловать их деньгами.Чьей собственностью должны были стать отобранные у бояр земли, было совершенно очевидно -собственностью тех, кто жил в лселах и деревнях,т.е. крестьян.Так уже в Илецком городке Пугачев заговорил о тех самых крестьянских выгодах, которые привлекут на его сторону всю чернь бедную,а о ней он никогда не забывал.Пока что Пугачев компенсировал дворянство жалованьем, но наступит время,и он призовет крестьянство лловить,казнить и вешать дворян.

Пугачев очень стремительно начал войну.В течение недели он захватил Гниловский, Рубежный, Генварцовский и другие форпосты. Захватил Илецкий городок,взял Рассыпную,Нижне-Озерную, Татищеву, Чернореченскую крепости.

Волна Крестьянской войны заливала всё новые и новые области. Война охватила Яик и Западную Сибирь, Прикамье и Поволжье, Урал и Заяицкие степи. А сам Третий император сколачивал свою Главную армию, создавал Государственную военную коллегию. Во всем войске вводились казацкие порядки, каждый считался казаком.

Можно сказать,что 22 марта начался второй этап Крестьянской войны - начало конца армии Пугачева.Этого числа в бою с войсками генерала Голицина под Татищевой крепостью Пугачев был разбит. В плен попали видные соратники Пугачева: Хлопуша, Подуров, Мясников,Почиталин, Толкачевы.Под Уфой потерпел поражение и попал в плен Зарубин-Чека.Через несколько дней войска Голицина вступили в Орнбург. Бой под Сакмарским городком 1 апреля закончился новым поражением Пугачева. С отрядом в 500 казаков, работных людей,башкир и татар Пугачев ушел на Урал.Но Пугачев не унывал,как он сам говорил: Народу у меня как песку,я знаю,что чернь меня с радостью примет.И он был прав.В сражении в городе Оса Пугачев получил поражение от войск Михельсона.Начался третий, последний этап крестьянской войны. «Пугачев бежал,но бегство его казалось нашествием» (А.С.Пушкин)

28 июля Пугачев обратился к народу с манифестом, в котором жаловал всех крестьян вольностью и свободой и вечно казаками, землями и угодьями, освобождал от рекрутской повинности и каких-либо налогов и податей призывал расправляться с дворянами, и обещал тишину и спокойную жизнь. В этом манифесте отразился крестьянский идеал - земля и воля. Всё Поволжье колыхало пожарищем Крестьянской войны.

12 августа на реке Пролейке войска Пугачева одержали победу над правительственными войсками - это была последняя победа восставших.

Среди казаков зрел заговор. Душой заговора являлись Творогов, Чумаков, Железнов, Федульев, Бурнов.Они совсем не думали о простом народе и «чернь содержали в презрении» .Их мечты стать первым сословием в государстве развеялись как дым.Надо было думать о собственном спасении, а сделать это было возможно ценой выдачи Пугачева.