Психотипы. Что такое психотипы личности и какие они бывают

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Общество состоит из отдельных людей. Каждый человек индивидуален. Тем не менее, существуют определённая классификация, построенная на реакции человека на внешние раздражители. Обобщение исследовательского опыта в области психологии выразилось в таком термине как «психотипы личности». Практическое применение руководителями знаний психологии личности по определённому типу поможет грамотно раскрыть потенциальные возможности человека, сгладить конфликтные ситуации.

Понятие психотипа личности

Типы личности формируются под влиянием различных факторов:

  • Влияние окружающей среды;
  • Особенности характера;
  • Собственное мировоззрение;
  • Отношение к различным событиям.

Психология наука довольно субъективная. Существует множество школ по психологии.

В античные времена Гиппократ провел разделение людей в зависимости от темперамента на такие типы:

  • Холерики;
  • Сангвиники;
  • Меланхолики;
  • Флегматики.

В XIX веке Чезаре Ломброзо выдвинул теорию о преступном типе личности. XX век явился для психологии очень «урожайным» в плане развития различных школ. Э. Кречмер выделил такие характеры по типам:

  • Пикник;
  • Астеник;
  • Атлетик.

Свою систематизацию по степени темперамента предложил У. Г. Шелдон:

  • Мезоморфный тип;
  • Эндоморфный;
  • Эктоморфный.

Карл Юнг подразделил людей на два типа личностей:

  • Интроверты;
  • Экстраверты.

Расширенным вариантом этой теории Юнга стала типология Майерс-Бриггс.

К. Леонгард выдвинул теорию типа акцентуированной личности.

Русский психиатр Ганнушкин Пётр Борисович предложил такую классификацию психотипов:

  • Астеник;
  • Циклоид;
  • Антисоциальный;
  • Неустойчивый;
  • Конституционно-глупый.

Эти основные типы дополнялись подгруппами:

  • Эмоционально-лабильные;
  • Депрессивные;
  • Мечтатели;
  • Патологические лгуны;
  • Возбудимые;
  • Неврастеники;
  • Фанатики.

Советский психиатр А.Е. Личко на основе обширных исследований выделил такие типы личности в психологии:

  • Шизоидный;
  • Гипертимный;
  • Истероидный;
  • Циклоидный;
  • Психастенический;
  • Эпилептоидный;
  • Сензитивный;
  • Конформный;
  • Эмоционально-лабильный;
  • Астеноневротический;
  • Паранойяльный;
  • Неустойчивый;

Кратко опишем психотипы личности, внешние признаки и особенности поведения.

1. Шизоидный тип личности придаёт человеку раздвоенность. Они склонны к замкнутости, испытывают трудности при межличностном общении, эмоционально холодны. Обладают вычурной фантазией. Нередко алкоголь используется как допинг для общения.

2. Гипертимному типу присущи подвижность, неугомонность, общительность, шумливость, приподнятость настроения, отсутствие усидчивости, озорство. Значимость собственной личности сильно завышена, их тянет в компании, порою асоциальные.

3. Истероидные типы претендуют на лидерские позиции. Отличаются тем, что любой ценой хотят привлечь к себе внимание (эгоцентризм). Очень любят похвалы в свой адрес. Люди этого типа склонны к наигранности, неестественности и позёрству. Чувства поверхностны, сила воли слаба и, как правило, невысокий авторитет.

4. Личности с циклоидным психотипом склонны к перепадам в настроениях. Активность, шутливость на подъёме при склонности к запоям может смениться упадком настроения вплоть до субдепрессии. В такие периоды характерны разбитость, вялость, скука, желание побыть в одиночестве.

5. Психастеники склонны к «самобичеванию» и «самоедству». Нерешительны, мнительны, робки, испытывают навязчивые страхи, угловаты в движениях.

6. Представителям эпилептоидного типа присущи такие черты — повышенная ревность, гневная злобность, жестокость, властность. В состоянии алкогольного опьянения способны на агрессию, нередко впадают в беспамятство, проявляют садомазохистские наклонности. При этом обладают аккуратностью, педантизмом и бережливостью.

7. Личности синзитивного типа очень переживают о своей неполноценности, впечатлительны, склонны к интеллектуальным и эстетическим хобби.

8. Конформисты как хамелеоны легко приспосабливаются к условиям окружающей среды. При этом слабовольны. В хорошем коллективе из них получаются отличные исполнители. В тоже время могут спиться «за компанию», не могут отказать. Собственное «я» растворяется в окружении.

9. Для эмоционально-лабильного типа характерна предельная смена настроений даже по ничтожным поводам. Повышенная привязанность к близким и родным людям, очень восприимчивы к знакам внимания.

10. Астеноневротики очень капризны, раздражительны. Как правило, плохо спят, страдают ипохондрией и плохим аппетитом.

11. Паранойяльный тип очень недоверчив, подозрителен, всегда в напряжении.

12. Для личностей с неустойчивым психотипом характерны такие проявления — безынициативность, лёгкая подчиняемость. Нередко попадают в дурные компании, склонны к азартным играм, безделью, удовольствиям и асоциальному поведению.

Основные психотипы мужчин и женщин

В зависимости от пола личности одни и те же события могут восприниматься по-разному.

Женщины отличаются большей внимательностью к деталям, но при этом зачастую не видят целостной картины. Для мужчин характерны глобальные масштабы восприятия мира. Их не интересуют всякого рода мелочи, от которых дамы приходят в неописуемый восторг.

Женские психотипы имеют свою специфику и могут быть выделены в такие группы:

  • Мать. Всегда озабочена уходом за кем-либо. Всех опекает, ярко выраженный лидер в семье;
  • Активная женщина. Живёт для себя, самодостаточна, требуют к своей персоне заботы и внимания;
  • Женщина альтруист. Предана любимому мужчине, готова всё отдать ради его блага;
  • Дочка. Эгоистка, нуждается в постоянной опеке и заботе.

Мужские психотипы можно выделить в такие группы:

  • Заботливый отец. Контролирует ситуацию постоянно, требователен к окружающим, не признаёт компромиссы. Не признаёт ошибки;
  • Активный мужчина. На первом плане выгода во всём. Может рисковать. Свои желания превыше всего;
  • Мужчина альтруист. Окружает семью заботой, хороший хозяин;
  • Сыночек. Эгоист. Живёт одним днём, имеет наклонности к мотовству. Повышенное самолюбие.

Провести тест на психотип личности можно несколькими путями. Обращение к специалистам или же самостоятельное тестирование поможет удовлетворить потребность в определении своего психотипа личности. Существует множество всевозможных тестовых заданий. Рассмотрим тест на определение типа личности, разработанный Сьюзен Деллингер. Согласно её методике выделено пять психотипов людей. Проверяемому человеку предлагается по своему выбору на бумаге отобразить три геометрические фигуры из базовых пяти:

  • в виде Кругов;
  • Квадратные фигуры;
  • фигуры в виде Треугольников;
  • различные Прямоугольники;
  • Зигзагообразные линии.

Каждая фигура обозначает определённый психотип. Та фигура, которая изображается первой и даёт представление о психотипе человека. Два последующих изображения второстепенны и отражают глубинную скрытую сущность. Расшифруем значение геометрических фигур.

Круг

Человек, нарисовавший круг, является «душой компании». Они общительны, жизнерадостны. С головой уходят в общественную работу, хорошие организаторы разного рода мероприятий и вечеринок. Всегда готовы прийти на помощь, дать добрый совет. Обладают хорошими способностями психолога. Любят шутки, речь всегда эмоционально окрашена. Мир материальных благ для них вторичен. Отдают предпочтение практичной и мягкой одежде. На рабочем месте «творческий» беспорядок. К недостаткам можно отнести частую «ориентацию» на мнение окружающих, легко подпадают под стороннее воздействие.

Фигура в виде Квадрата

Консерваторы и педанты до мозга костей. Внешний вид всегда ухожен и аккуратен. Любят идеальный порядок. Действуют всегда в рамках поставленных задач по инструкции. Надёжные исполнители при работе с документами и цифровыми данными. Как недостаток – предрасположены к интригам и психологическим взаимосвязям.

Треугольник

Стремятся быть лидерами во всём. Обладают хорошим вкусом, любят окружать себя дорогими и престижными вещами. Не терпят возражений, речь правильная с повелительными интонациями. Всегда считают себя правыми. Критически относятся к информации, умеют с ней работать.Тщеславие и деспотизм портят радужную картину об этом психотипе личности.

Человек, нарисовавший прямоугольник, относится к неустойчивым личностям. Они подвержены стрессам, прислушиваются к мнению других. Нет самостоятельности, много вопросов, любопытны. Подражают другим людям в стиле одежды. Собственное мнение не сформировано, пользуются «чужими миро оценками». В состоянии стрессовой ситуации возможно превращение в любую «геометрическую фигуру» из теста. Их терзают постоянные сомнения и колебания.

Зигзаги

Люди этого психотипа обладают нестандартным и оригинальным мышлением. Сплошной фонтан идей. Стремятся к самореализации. Одежде уделяют второстепенное внимание. Речь эмоциональна, зажигательна и своеобразна. Стараются шокировать и привлечь внимание к своей персоне. К недостаткам следует отнести непостоянство и переменчивость.

С помощью такого нехитрого теста руководитель может очень много узнать о своих подчинённых и внести коррективы в кадровую политику. Тест на тип личности широко используется работниками кадровых служб при подборе персонала в компании.

Психологические типы личности включают и личности склонные к конфликтам.

Работа в здоровом коллективе предполагает разрешение конфликтных ситуаций с минимальными потерями для людей. Типы конфликтных личностей условно можно подразделить на такие виды:

  • Личность склонная к конфликтам по демонстративному типу. Стремится находиться в центре внимания. Прикладывает немало усилий по желанию хорошо смотреться в чужих глазах. Неадекватно эмоционален, обиды принимает близко к сердцу по пустякам. Кропотливая и системная работа для него в тягость;
  • Ригидный тип конфликтной личности. Прямолинеен, подозрителен, самооценка завышена. Нуждается в постоянном подчёркивании своей значимости. Нетерпим к чужому мнению, болезненная обидчивость, самокритикой не страдает;

  • Неуправляемый тип конфликтной личности. Неприкрытая агрессия, отсутствие «тормозов». Действия мало предсказуемы. Во всех неудачах склонен винить кого угодно кроме самого себя любимого. На ошибках не учится, работать продуктивно самостоятельно не способен;
  • Сверхтревожный тип конфликтной личности. Педант в работе. Излишне перестраховывается. Придирчив к окружающим. Всегда находится в состоянии тревоги по мелочам;
  • Бесконфликтный тип конфликтной личности. Не имеет собственного мнения. Как флюгер. Недальновиден, подвержен влиянию со стороны, всегда идёт на необдуманные компромиссы. Сила воли слабо выражена.

Психология и определение личности преступника

Криминалисты работают над проблемой искоренения преступности достаточно давно. Типология личности преступника призвана оказать помощь правоохранительным органам в этой работе.

Основу психологии преступника заложены итальянским психиатром Ломброзо. Криминальная среда неоднородна, преступники так же.

Проводятся всевозможные систематизации по различным признакам. Учитываются мотивы совершения преступных деяний, степень их тяжести и т. д. Существует обширная специальная литература по этой тематике. Желающие подробнее изучить этот раздел психологии могут самостоятельно найти такого рода издания в библиотеках, сети интернета и т. д.

Was last modified: Декабрь 17th, 2015 by Елена Погодаева

Усилия большого числа видных учёных направлены на разработку классификации, наиболее точно описывающую все типы личности. В психологии эта работа признана в качестве одной из основных задач. В настоящее время сформулировано несколько тысяч вариантов классификации, но, очевидно, не все из них получили практическое распространение и признание научного сообщества.

Типы личности

Личность - это сложное комплексное понятие, включающая в себя несколько индивидуальных характеристик человека. Термином обозначают набор психофизиологических особенностей, который определяет поведение индивида, а также его взаимодействие с обществом и окружающим миром. Все существующие классификации, описывающие психологические типы личности, не универсальны, и их практическая значимость ограничена подчас достаточно специфическими задачами.

Широкое распространение получила классификация акцентуаций - своеобразных пограничных состояний психики. Термин предложен в 1968 году К. Леонгардом. Акцентуации признаны в качестве проблем, осложняющих нормальную жизнь человека. Они, в отличие от расстройств психики, не носят абсолютно деструктивный характер, поскольку не приводят к полной социальной дезадаптации, не проявляются непрерывно на протяжении жизни пациента и искажают лишь отдельные реакции на психогенные воздействия.

По классификации А. Е. Личко, выделяются следующие типы характера личности:

  • гипертимный, или сверхактивный тип личности. Человек постоянно находится в приподнятом настроении. Он крайне активен и общителен, не переносит одиночества, однообразия и монотонного труда. Человек с такой акцентуацией часто берётся за много дел сразу, но редко когда доводит их до конца;
  • циклоидный тип личности. В этом случае поведение и ощущения человека носят циклический характер. Периоды гипертимности сменяются субдепрессией. Каждая фаза не всегда ярко выражена, длится не дольше 2 недель. Между ними может наблюдаться продолжительная пауза. В период субдепрессии человек становится крайне чувствительным, болезненно воспринимает публичную критику, забрасывает ранее начатые дела;
  • лабильный тип личности. Для человека характерна частая и резкая перемена настроения. Он крайне чувствителен, особенно это проявляется во взаимоотношениях с другими людьми. Для лабильного типа также характерны доброта, отзывчивость, общительность и искренность;
  • астено-невротический тип личности. Человек отличается раздражительностью, склонностью к ипохондрии , утомляемостью, дисциплинированностью и аккуратностью. Соревновательная деятельность воспринимается негативно. Разрушение намеченных планов может привести к эмоциональному срыву;
  • сенситивный тип личности. Этот тип акцентуации характеризуется повышенной впечатлительностью, неуверенностью в себе, что нередко приводит к проблемам во взаимоотношениях с другими людьми. Для человека важно общественное признание. Он также отличается спокойствием, сопереживанием, добротой;
  • психастенический тип личности. Человек подвержен рефлексии, ему трудно принять важные решения, любая ответственность воспринимается болезненно. В повседневной жизни он проявляет добросовестность, критическое отношение к своим поступкам, рассудительность и аккуратность;
  • шизоидный тип личности. Человек отличается замкнутостью. Он погружён в свои внутренние переживания и фантазии, но редко делится ими с окружающими;
  • эпилептоидный тип личности. Акцентуация характеризуется авторитарностью, высокой возбудимостью, постоянным психоэмоциональным напряжением. Человек часто пребывает в озлобленном тоскливом настроении, которое перемежается вспышками агрессии. Он отличается педантизмом, мелочностью. В состоянии алкогольного опьянения нередко ведёт себя агрессивно;
  • истероидный тип личности. Человек отличается эгоцентризмом, общительностью, инициативностью. Он болезненно переносит критические замечания, склонен к показному суицид у;
  • неустойчивый тип личности. Для такой формы акцентуации свойственны лень, тяга к развлечениям и безделью, общительность, открытость, но взаимоотношения с другими людьми подчас носят поверхностный характер. Человек стремится избавиться от внешнего контроля;
  • конфорный тип личности. Человек старается максимально соответствовать своему окружению, но резкие перемены обстановки воспринимаются болезненно.

В повседневной практической деятельности, в частности, при подборе персонала в крупных компаниях, часто используется типология Майерс-Бриггс. Метод основан на выявлении следующих групп индивидуальных установок и предпочтений:

  1. Ориентация сознания (шкала E-I):
  • Е, экстраверсия - ориентация сознания человека на окружающую среду;
  • I, интроверсия - ориентация сознания на внутренние переживания человека.
  1. Способ, которым человек руководствуется при принятии решений в конкретных ситуациях (шкала S-N):
  • S, здравый смысл - принимаются во внимание конкретные сведения о проблеме;
  • N, интуиция - решение принимается на основе обобщённой информации.
  1. Принцип, на основе которого строится принятие решений (шкала T-F):
  • Т, мышление - все варианты подвергаются критическому анализу;
  • F, чувство - окончательное решение принимается на основе эмоциональных ощущений.
  1. Метод, на основе которого подготавливается окончательное решение (шкала J-P):
  • J, суждение - каждый этап деятельности заблаговременно и тщательно планируется, все данные систематизируются;
  • Р, восприятие - деятельность осуществляется исходя из текущих и вновь возникающих обстоятельств.

Определение типа личности происходит при помощи специальных опросников, точное содержание которых зависит от конкретной вариации методики. Результатом тестирования становятся различные сочетания предпочтений, которыми человек руководствуется в своей профессиональной и повседневной деятельности. Несмотря на широкое распространение, метод критикуется со стороны научного сообщества. Основные претензии сводятся к двум проблемам:

  • результаты тестирования и клинической диагностики очень часто различаются;
  • процессе анкетирования человек может солгать, при этом метод не позволяет распознать искажённые данные.

Ещё одна популярная классификация определяет социальные типы личности. Метод основан на предположении, что характер человека в значительной степени определяется внешней средой, господствующими в обществе нормами. В результате выделяются:

  • традиционалисты, для которых первичны долг, ответственность, соблюдение законов, но стремление к самореализации проявляется слабо;
  • идеалисты критически относятся к существующим нормам и авторитетам, стремятся к собственному развитию и независимости;
  • реалисты, которые в равной степени сочетают в себе стремление к дисциплине, самоконтролю и личному развитию;
  • гедонистические материалисты стремятся к получению наслаждений и не выстраивают долгосрочных стратегий;
  • фрустрированный тип личности характеризуется ощущением отрешённости, изолированности от общества, ему сопутствует пассивность и заниженная самооценка.

Как определить тип личности?

Поскольку ни одна из существующих классификаций не является универсальной, вопрос, какой тип личности соответствует конкретному человеку, не имеет однозначного ответа. Выбор той или иной методики зависит от практических задач.

Так, соответствующая характеристика типов личности может использоваться при профориентировании, подборе персонала, организации работы образовательных и исправительных учреждений и пр. Для примера, полученная информация позволяет выявить учеников, неспособных адекватно противостоять внешней агрессии, и обеспечить их дополнительной защитой или психологической поддержкой.

Подавляющее большинство методик подразумевает анкетирование. Тест на тип личности содержит достаточно большое число вопросов, разделённых на определённые группы, каждая из которых позволяет выявить соответствующую характеристику. Вопросы предполагают индивидуальную оценку анкетируемого своего текущего или обычного состояния, а также типичной реакции на определённые жизненные ситуации. Некоторые методы позволяют выявить недостоверные, умышленно искажённые данные.

Так задумано природой: сделать нас разными. Не только во внешнем облике, но и в восприятии, характере. Различия в психоэмоциональных особенностях людей на протяжении всей истории волновали как ученых, так и простых обывателей.

Однако в научном понимании типы людей в психологии начали исследоваться лишь в двадцатом веке.

Многообразие классификаций

В настоящее время принято выделять несколько классификаций психологических типов личности. Они варьируются в зависимости от таких параметров, как темперамент и . Кроме того, существуют и отдельные, предложенные различными учеными. Они заслуживают отдельного интереса и рассмотрения. В целом начало этой новой психологической практике положил психиатр К.Г. Юнг (Австрия). Он предложил следующую классификацию: интроверты и экстраверты.

Она довольно проста, и люди сами, особо не углубляясь в психологические теории, наблюдаем её каждый день на личном опыте. Так, экстраверт («снаружи») — простодушный, открытый, немного легкомысленный человек. Он любит общение, жизнерадостен, не держит негатив внутри, не склонен к самоанализу, «самокопанию». Интроверт («внутри») — тот, кто имеет огромный сложный внутренний мир. Человек склонен к анализу, постоянным размышлениям. Таких людей обычно называют «не от мира сего», предрекая им путь учёных, философов, деятелей искусства.

Кроме того, Юнг дал и более узкую классификацию, основанную на восприятии:

  1. «Мыслители». Анализ и логика стоят «во главе угла».
  2. «Чувствователи». Чувства — главный критерий анализа для этого вида людей.
  3. «Ощущающий» — особо развиты органы чувств, воспринимает происходящее только по слуху, зрению, прикосновению;
  4. «Интуитивный» тип. Развита интуиция, своеобразная «экстрасенсорика».

Это дало начало новому направлению в психологии — соционике. К. Леонгард (Германия), беря во внимание понятие акцентуации (было введено советским учёным А. Личко), ввёл такое разделение: акцентуированная и стандартная личность. Акцентуированный тип отличается тем, что некоторые черты характера слишком ярко выражены (однако это не граничит с отхождением от нормы). У стандартного типа, безусловно, есть собственные черты, однако выражены они не так сильно.

Классификация в зависимости от темперамента

Основоположник данной теории — великий врач Гиппократ. Эта теория, пожалуй, наиболее известна и применяема в кругу обычных людей, не связанных с наукой психологией.

  • Флегматики («флегма» — лимфа). Этот тип не отличается ярким внешним проявлением чувств. Флегматик всё время спокоен, рассудителен, постоянен в мыслях, целях, принципах, немного медлителен.
  • Меланхолик («мелане холе» — чёрная желчь). Такие люди особенно склонны к внешнему воздействию. Их внутреннее состояние и настрой сильно подвержены изменениям в окружающей среде. Оттого меланхолики ранимы, чувствительны, у них присутствуют вечные страхи, необоснованные тревоги.
  • Сангвиник («сангвис» — кровь). Нервная система такого человека очень устойчива. Редко, когда что-то способно сильно повлиять на него. Оттого сангвиники обычно не зацикливаются на трудностях, ко всему относятся легко. Они жизнерадостны, активны, веселы.
  • Холерик («холе» — желтая желчь). Он так же, как и меланхоличный тип, подвержен изменениям в окружающей среде, однако в этом случае человек свою бурную, порывистую реакцию выражает внешними эмоциями. Страсть, эмоции, импульсивность — вот, что характеризует холерика.

Классификация типов людей в зависимости от характера

Над таким типом работали многие ученые. Например, Э. Кречмер (Германия). Он основывался на связи характера человека с параметрами его тела. Так, виды конституции тела:

  • Астенический. Такие люди обладают слабым, худощавым телом. Рост обычно высокий. Связь с характером: слабая эмоциональность, частая раздражительность, отсутствие рвения к физическим упражнениям.
  • Атлетический. Атлетически развитое тело, ярко выраженная мускулатура, средний рост. Связь с характером: спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе. Флегматический характер.
  • Пикнический. Особенности телосложения: склонность к лишнему весу, объемность. Маленький рост. Такие люди обладают мягким характером, любят домашние посиделки, очень добродушны.

Ещё можно привести пример социолога Э.Фромма (Германия).

Учёный ввёл такое понятие, как «социальный характер». Он присущ не отдельной личности, а группе, конкретно взятому обществу.

  • «Мазохист-садист». Это , крайне неуверенных в себе. Свою «несостоятельность» они вымещают на других, обвиняя их в своих неудачах. Такие люди стремятся поучать, указывать, наставлять всех вокруг. При этом они так же требовательны и к себе.
  • «Разрушитель». Человек, «разрушающий» свои неудачи: отношения, бизнес, проекты, иные начатые и незаконченные дела. Люди склонны к страху, тревожности, будто боятся казаться «несостоятельными», поэтому устраняют проблемы, просто убежав от них.
  • «Конформист-автомат». Такие люди обычно совсем не имеют собственного «я». Они приспосабливаются к среде за счёт того, что слепо, не раздумывая, принимают идеи общества. Им будто всё равно, или они смирились и терпят.

Безусловно, психологические теории нужно уважать: учёные совершили прорыв, так точно описав основные проявления личности, такие тонкие связи между строением тела и характером и прочее. Однако стоит помнить, что человеческая природа намного сложнее научных теорий, и слепо отнести себя к какой-то теории, «поставить клеймо», просто не разумно.

Инструкция

Шизоидный тип людей отличает повышенная ответственность и постоянство. Они живут в мире своих иллюзий, питают несбыточные надежды изменить свою жизнь в . В общении они слегка суховаты и формальны, предпочитают держать дистанцию и неохотно о себе. Они не следят за модой – предпочитают практичную, удобную одежду. Шизоида можно узнать по угловатым движениям, монотонному и отрывистой речи. Обычно, мимика у него почти отсутствует. Круг друзей у него невелик, но они надежны.

Гипертима отличает выносливость . Он предприимчив и склонен совершать рискованные поступки, ему нравится одновременно выполнять множество дел и они у него получаются. Обладает выразительным голосом и живой, образной речью. Разговаривая, . Обычно обладает развитым чувством юмора и бывает любой компании, он нуждается в постоянном окружении. Имеет множество самых разнообразных увлечений, одевается модно, но неброско, обладает вкусом.

Астеник – дотошен и скрупулезен, но не любит проявлять инициативу. Он легко управляем и не склонен к амбициозности, добросовестный и аккуратный исполнитель, скромный, порядочный, усидчивый. Его увлечения, как правило, спокойные занятия – кроссворды, шахматы, чтение. Его одежда скромна и неброска. Обладает тихим голосом, нечеткой дикцией.

Связанная статья

Источники:

  • Психологические типы

Двух одинаковых людей в природе не существует. У каждого имеются свои психологические особенности. Именно они обуславливают черты характера человека, его поведение, степень внушаемости. Тем не менее, выделяют несколько основных психологических типов, к которым относится большая часть людей.

Инструкция

Последите за своим поведением. Если вы совершаете поступки, быстро принимаете решения, активно проводите свободное время, то, скорее всего, вы или . И те, и другие имеют активную жизненную позицию, многого добиваются своим упорством (в первом случае) и обаянием (во втором). Если вы не видите ничего привлекательного в активной деятельности, и стабильность для вас стоит на первом месте, то вы можете отнести себя к астеникам или шизоидам.

Подумайте, какой вид деятельности приносит вам большее удовольствие. Например, если вы любите общаться с людьми, всегда быть в центре внимания и не можете представить свою жизнь без публики, то вы гипертим. Если при этом вы очень сильно собой и считаете, что лучше вас данную работу выполнить никто не может, то это признак истероида. Именно этот характеризуется эгоистичностью, самолюбием и чувством превосходства над остальными. Тихая и спокойная работа на одном месте привлекает астеников и шизоидов.