Проектная работа на тему "пейзаж". Презентация по ИЗО на тему: "Пейзаж

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тогучинского района

«Борцовская средняя школа»

Выполнил:

обучающийся 6 класса

Семёнов Евгений

Руководитель

проекта учитель ИЗО

Рубцова Е.В.

Содержание

Паспорт проекта…………………………………………………………3

Список использованных источников……………………………………4

Краткая аннотация……………………………………………………....5

Введение…………………………………………………………………6

Основная часть…………………………………………………………..6

Банк идей ……………………………………………………………….11

Сетка принятия решений……………………………………………….11

Инструменты и оборудование………………………………………….12

Правила при работе с гуашью………………………………………….12

Санитарно-гигиенические требования………………………………...12

Эскизная проработка рисунка………………………………………….13

Практическая часть……………………………………………………...13

Вывод …………………………………………………………………….14

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1.Название проекта: «Пейзаж. История возникновения жанра»

2.Руководитель проекта: Рубцова Е.В.

3.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: изобразительное искусство

4.Учебные дисциплины, в рамках которого проводится работа по проекту: технология, литература, история

5.Возраст обучающихся, на который рассчитан проект: 6 класс

6.Тип проекта : творческий

7.Цель проекта:

    Пополнить свои знания об истории развития пейзажа и его особенностях

8.Задачи проекта:

    Углубить знания об истории развития пейзажа;

    Увидеть красоту и живописность картин известных художников;

    Написать самостоятельно пейзаж.

Вопросы проекта

1)Введение

2)Основная часть

    Из истории возникновения пейзажа;

    Банк идей;

    Сетка принятия решений;

    Инструменты и оборудование;

    Основные правила при работе с гуашью;

    Санитарно – гигиенические требования к работе;

    Эскизная проработка рисунка.

3)Практическая часть

    Контроль качества

    Экономическое обоснование

    Вывод

9.Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

10.Актуальность проекта

Проект имеет особую значимость, так как пейзажи помогают увидеть образы любимых уголков природы.

11.Зтапы работы над проектом

    Определение темы работы над проектом

    Постановка проблемы. Выявление её актуальности

    Сбор и систематизация материалов в соответствии с темой

    Защита проекта

12.​ Список использованных информационных источников:

1. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

2. Рисунок.Живопись.Композиция. Хрестоматия/ сост. Н.Н. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989.- 207 с.

3. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве.-М.: Просвещение, 1979.

4. Л. А. Неменская. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.

5.

6. http :// yandex . ru / thebestartt . com

Краткая аннотация

Проект «Пейзаж. История возникновения жанра», направлен на ознакомление с историей возникновения жанра. Работать над проектом мы начали в апреле. В течение первых двух недель апреля мы находили нужную информацию, обрабатывали ее. В ходе работы над проектом мы познакомились с историей развития пейзажа как жанра изобразительного искусства.

Собирая материал, использовали много источников информации, учились отбирать нужную, выделять главное, находить нужные темы. Мы учились систематизировать, классифицировать и обобщать. В середине апреля мы приступили к выполнению практической части.

I .Введение

Выбрав тему «Пейзаж. История возникновения жанра», мы поставили перед собой задачи пополнить свои знания об истории развития пейзажа и его особенностях, увидеть красоту и живописность картин известных художников.

II . Основная часть

Из истории возникновения пейзажа

Пейзаж (в переводе с французского – страна, местность) – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или преображенная человеком природа. В зависимости от изображенного мотива можно выделить:

    Сельский;

    Городской;

    Архитектурный;

    Индустриальный.

Особую область составляет изображение морской стихии – морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить:

    Эпический;

    Исторический;

    Лирический;

    Романтический;

    Фантастический;

    Абстрактный.

Природа во все времена глубоко волновала человека, но в искусстве разных эпох она занимала разное место. В древности природу обожествляли, ей поклонялись, а при изображении её превращали в одушевленные символы.

В европейском искусстве пейзаж как самостоятельная картина возник с распространением станковой живописи в Х VI XVII . Пейзажная живопись возникла очень давно – в Древнем Китае. Китайский художник писал картины, главной целью которых являлось вызывать глубокие размышления.

Мировоззрение Древнего Китая требовало уважения к природе, к её силам, поэтому художники уделяли внимание изучению природных форм. Горы, вода, деревья и цветы были для них духовными символами. Мастер не писал пейзаж с натуры, он создавал обобщённый образ.

Мир, увиденный китайским художником, диктовал особые законы построения пространства. Художник смотрел на природу, словно с высокой горы, и высокий горизонт усиливал ощущение бескрайности.

Европейский художник при создании пейзажа писал не конкретное место. Он сочинял величественный образ большого мира. Художник ощущал себя как бы архитектором построения панорамы земного пространства. Он создавал пейзаж вообще. Такой пейзаж может нести в себе образ героический и образ идилии, воплощающий идею гармонии. Ему на смену пришел – романтизм.

Романтическим художником был замечательный русский маринист Иван Константинович Айвазовский. В изображении морской стихии он не знал соперников.

Сегодня морские пейзажи Айвазовского привлекают воодушевлением, радостью вдохновения, которое всегда исходит от бушующего или безмятежного моря этого удивительного мастера.

К романтическому пейзажу обращались многие художники, который присутствует в современном искусстве.

Пейзаж в русском искусстве начал зарождаться с начала XIX в., тогда представления о красоте природы были романтическими – прекрасными казались лишь далёкие теплые страны.

Впервые образ русской природы появился в творчестве А. Г. Венецианова. Он создал на своих полотнах поэтический, идеальный, дышащий спокойствием мир сельской жизни.

С середины XIX в., начался рассвет русской пейзажной живописи. Перед художником стояла задача раскрыть своеобразие красоты нашей земли.

В художественном открытии русского пейзажа особая роль принадлежит Ивану Ивановичу Шишкину. Он воспел нашу природу как эпически мощную, богатырскую землю с вольным размахом равнин, любовно возделанных человеком, и величием лесов.

В приволье картин Шишкина огромная сила жизнеутверждения, не существовавшая до него в искусстве русского пейзажа. Его жизнелюбие выразилось не только в передаче величия природы, но и во внимании к ее самым малым деталям, так любовно изображаемым им.

Самый проникновенный русский художник –пейзажист это Исаак Ильич Левитан. Для него природа – второе «Я». В его картинах запечатлено самое характерное, понятное и близкое для всех личное чувство. Самое масштабное произведение Левитана – «Над вечным покоем». В картине воплотились размышления художника о противоречивости бытия, о вечности мира и бренности человеческой жизни и в тоже время о силе вдохновения.

Творчество Левитана оказало огромное влияние на дальнейшую судьбу русской пейзажной живописи.

Банк идей

Нами было рассмотрено три варианта написания пейзажа:

    Пейзаж в графике;

    Пейзаж с натуры;

    Пейзаж самостоятельно.

Сетка принятия решений

Прежде чем приступить к выполнению практической части нашего творческого проекта, мы составили сетку принятия решений. Проанализировав все три варианта, мы пришли к выводу, что вариант номер три является для нас наиболее оптимальным. Все результаты отображены в таблице:

Варианты

Критерии оценки

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Наличие заказа и спроса на рынке

Наличие материалов

Наличие инструментов и оборудования

Достаточность знаний и умений

Возможность применения

Инструменты и оборудование

Для выполнения практической части нашего творческого проекта мы использовали:

    Бумага для акварели;

    Простой карандаш, цветные карандаши;

    Ножницы;

    Художественная гуашь;

    Лак для волос (для закрепления рисунка;)

    Кисти разных номеров.

При работе с художественной гуашью необходимо соблюдать основные правила при работе с гуашью:

    Работать гуашью довольно-таки просто, но нужно помнить об основных правилах, которые помогут избежать ошибок и создать настоящий шедевр.

    Первым делом следует развести ее водой: начинать работу можно только тогда, когда консистенция станет жидкой, сметанообразной.

    Кисти, которыми наносят гуашь, должны быть мягкими и упругими одновременно. Форма значения не имеет: они могут быть плоскими или круглыми.

До начала работы необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к работе:

    До начала работы необходимо вымыть руки;

    Следить за осанкой;

    По окончании работы привести в порядок свое рабочее место.

Мы провели эскизную проработку рисунка

Нами было рассмотрено огромное количество пейзажей в картинах современных художников, но мы решили нарисовать по своей задумке.

III . Практическая часть

Мы приступили к выполнению практической части проекта.

Рисунок готов!

Вывод

В своей работе я изобразил пейзаж. Ведь природа поражает нас своей красотой и величием, именно она дарит нам успокоение своими удивительными красками.

Уникальные авторские картины стоят достаточно дорого, так как создаются мастером в единственном экземпляре. Создавая свой «шедевр» я немного почувствовал себя в роли настоящего художника. Мой рисунок пополнит мою домашнюю коллекцию.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Энгельса Саратовской области

Проект открытого занятия

по изобразительному искусству

во 2 классе на

Тему: «Пейзаж».

Выполнила:

учитель высшей

квалификационной

Иванова Татьяна Андреевна

МБОУ « СОШ №32»

Цели и задачи занятия :

    Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях изобразительного искусства.

    Дать представление о разнообразие пейзажа. Познакомить с картинами великих пейзажистов.

    Продолжать знакомить детей с графикой как видом изобразительного искусства. Развивать элементарные навыки работы с углём.

    Познакомить с разнообразием форм и силуэтов деревьев. Продолжать учить изображать деревья. Развивать творческое воображение.

    Формировать чувство восхищения родной природой. Воспитывать интерес и любовь к искусству.

Материалы : формат А3, простой карандаш, уголь, ластик, салфетка.

Мультимедийная установка

План занятия:

    Организационный момент.

    Введение в тему.

    Беседа по теме.

    Физкультминутка.

    Продолжение беседы.

    Практическая работа.

    Анализ работ.

    Итог занятия.

Ход урока.

Тему нашего занятия вы, ребята, узнаете, внимательно прослушав,стихотворение и вставите ключевое слово:

Если видишь на картине

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые берёзки,

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денёк.

Нарисованным быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем !

(слайд-1) А вы знаете, ребята, что слово «Пейзаж» -это французское слово, которое обозначает изображение природной среды.

Давайте подумаем, а какие природные среды существуют вокруг нас, которые могли бы вдохновить художника на создание пейзажа?

(слайд-2 )-Море, может вдохновить художника? (морской, подводный мир) художник Иван Константинович Айвазовский показал красоту морской стихии. Он писал марины т.е. море воду: значит, он был художником маринистом. «Девятый вал» - самое прославленное полотно художника.

(слайд-3 ) - А, это какой пейзаж? (горы - горный пейзаж)

Российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, общественный деятель - Николай Константинович Рерих. В переводе со скандинавского фамилия Рерих означает богатый славой. Художник написал много горных пейзажей. Николай Рерих написал более 7 тысяч картин, значительную часть которых составляет цикл горных пейзажей Индии, Китая и Монголии. Произведения художника несут особую информацию, излучают энергию и внушают сильные чувства. Говорят, полотна обладают даже целебными свойствами. «Еще при жизни Николая Рериха его картины просили в медицинские учреждения, потому что они несли исцеление». Он написал серию картин горы Гималаи.

(слайд-4 )-Космос – космический пейзаж.

Андрей Константинович Соколов - известный художник космических пейзажей, который впоследствии писал картины о космосе вместе с летчиком-космонавтом- Алексеем Архиповичем Леоновым . Лётчик- космонавт Леонов является членом Союза Художников живет и работает в Москве.(космонавт-художник)

(слайд-5 ) -А вот пейзаж одного из талантливейших русских художников Сергея Арсеньевича Виноградова. (Виноградов учился у Поленова Василия Дмитриевича вместе с Левитаном)

Как он называется, как вы думаете? («Деревня»)

Значит, какой это пейзаж? (деревенский – архитектурный)

Этот пейзаж находится в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева.

(слайд-6 ) -А это, какой пейзаж? (городской)

Фёдор Яковлевич Алексеев в 1800г. написал картину «Красная площадь в Москве». Федор Яковлевич Алексеев является первым, в истории русской живописи, мастером городского пейзажа.

(слайд-7-8 ) - А ещё пейзажи бывают выдуманными, сказочными, когда художник показывает фантастику или сказку. Например: вот сказочно-былинный пейзаж: «Витязь на распутье» - Виктора Михайловича Васнецова. Васнецов ещё написал: «Алёнушку» к русской сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ; а так же «Ковер-самолёт»; «Иван царевич на сером волке» и т.д.

Интересно, то что у художника Виктора Васнецова был брат Аполлинарий- тоже художник. И был ещё художник Юрий Алексеевич Васнецов , который состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. И он тоже рисовал по сказкам. Он создал много иллюстраций: «Радуга-дуга», «Кошкин дом», «Ладушки»… Образ сказочного дремучего леса часто появляется в иллюстрациях

Ю. Васнецова. Лес для художника – место действия волшебных сказок. Вы, наверное, помните лес из сказки «Три медведя»: огромные стволы деревьев и маленькая фигурка девочки сразу вводят нас в атмосферу волшебства. Так и представляешь себя таким же маленьким, и затягивает в тёмные объятия этот таинственный великан…

Нас будет занимать другой пейзаж. Что же будет главным в наших пейзажах, узнаем, отгадав загадку:

    (слайд-9) Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём. (лес)

А в лесу какие деревья растут? Отгадаем загадки.

    (слайд-10) Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

    (слайд-11) Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

    (слайд-12) Разбежались по опушке

в белых платьицах подружки. (Береза)

    (слайд-13) Весной зеленела Осень в сад к нам пришла

Летом загорела, Красный факел зажгла,

Осенью надела Бусы факелом горят,

Красные кораллы. (Рябина) Птицы рядышком галдят. (Рябина)

    (слайд-14) У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви -только на макушке. (Сосна)

    (слайд-15) Я из крошки –бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок.

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

    (слайд-16) Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина)

Задумывались ли вы над тем, что деревья очень похожи на людей. Маленькие деревья такие же беззащитные, как дети, а старые деревья похожи на щедрых все знающих стариков. У каждого дерева, как у человека, свой облик, свой характер.

Берёза застенчива и нежна, дуб могуч и кряжист, осина сиротлива и тревожна, клен праздничен и наряден, липа мягка, добра, уютна.

А ещё, как и люди, деревья бывают маленькие, худенькие, гибкие, тоненькие, большие, толстые, неуклюжие, громадные.

Но есть и существенное отличие между человеком и деревом. Когда человека обижают, он всегда может крикнуть и позвать на помощь, а дерево, даже очень сильное и могучее, не может себя защитить. Но вы, дети, помните всегда о том, что дерево живое и ему тоже бывает больно. И человек не должен обижать деревья хотя бы потому, что без них он сам не сможет существовать: деревья помогают нам дышать, радуют нас своей неповторимой красотой.

(слайд- 17 )- Деревья, а в целом лес, и поле, речка и дороги (родную природу) изображали многие русские пейзажисты: Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан….

Мы с вами уже многому научились и знаем, как сделать так, чтобы дом на рисунке стоял близко, а дерево далеко, или изобразить стаю птиц, улетающую вдаль.

Скажите, отличаются ли на рисунке две ёлочки, стоящие близко и далеко, отличаются ли по цвету, по размеру.

Да, отличаются. При этом соблюдаются три правила:

    (слайд- 18 )-Правило 1. Все линии, удаляясь от наших глаз, стремятся слиться в точку на линии горизонта.

    Правило 2. Все предметы, удаляясь, от нас, уменьшаются в размерах, пока не превратятся в точку на линии горизонта.

    Правило 3. Все цвета предметов бледнеют и размываются сильнее и сильнее при удалении от наших глаз к линии горизонта.

А ещё есть такое правило расшифруйте:

    Ближе – ниже

    (слайд-19) А что вы можете сказать про данный рисунок (При удалении линий: вертикальные сходятся и становятся тоньше; горизонтальные- сгущаются и тоже становятся тоньше. Значит, линии по мере удаления теряют свою толщину(с помощью ослабления нажима).

Сегодня мы тоже попробуем изобразить пейзаж.

Смотрите, ребята, к нам снова в гости кто то пришел. Кто же это?

Да, это Мастер Изображения со своим чемоданчиком для художников. Посмотрим, что же он нам сегодня принес?

Уголек!!! А что вы знаете об этом художественном материале?

Уголек –это сгоревшие веточки кустиков. Уголёк пачкает руки, так как он сыпуч. Угольком можно работать, создавая разные линии: тонкие, толстые. Его можно держать в руке как обычный карандаш с наклоном. А можно располагать к бумаге плашмя и одним движением закрывать большие участки пятном. Его можно растушевывать (растирать).

Но прежде, чем мы начнём работать угольком, нужно сначала выполнить важный этап работы.

Ой лесные мышки –шалунишки пробежали и запутали все буквы в слове ОЦЯКПИМИОЗ. Это слово обозначает важный этап в работе художника над произведением. И обозначает составление, соединение частей рисунка в единое целое в определенном порядке. Да это композиция.

(слайд-20)

Чтобы не запутаться в размерах предметов, при рисовании, проводят сначала линию горизонта. У края листа будет крупный и яркий ближний план, а около линии горизонта дальний план, мелкий и бледных цветов.

    (слайд-21 )-Посмотрим последовательность выполнения изображения зимнего пейзажа.

Ребята, а вы знаете, что некоторые деревья вырастают из семени. Например, тополь, вязь, ясень. Тополиный пух видели? Вот, представьте себе, что вы тополиный пух с семенем. Встаньте все, пожалуйста.

Физкультминутка.

Ветер подул, вы полетели. Дождик прибил к земле, снег засыпал. Наступила весна, Снег растаял, семечко набухло, проклюнулся росток, и выросло деревце, появились ветки, на ветках еще веточки…

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё ниже, ниже

Практическая работа.

Приступаем к работе.

Какова же последовательность работы:

    Рисунок простым карандашом.

    Обводка угольком

    Штриховка и тонировка.

Анализ работ.

Выставка рисунков

Итог занятия:

Что вы делали? (рисовали пейзаж углем)

Что вы узнали? (пейзаж можно рисовать в разных материалах, пейзаж –это не только изображение родной природы, но и изображения моря, гор, архитектуры и т. д.

Литература:

http://www.kostyor.ru

www.tretyakovgallery.ru

http://www.liveinternet.ru

Курсовая работа

По дисциплине

«Методика ИЗО»

Методика работы над живописным

изображением пейзажа.

Студентки III курса, группы 35ж.

Специальность 070901

Специализация - Станковая живопись

Выдриной Елены Андреевны

Оценка: _______ / ________________

Руководитель_____/_______________
(подпись) (Ф.И.О.)
«______»__________ 20___ г.

Бендеры, 2015г.


Введение.

1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

2. Методика работы над пейзажем.

2.1 Работа над пейзажем в различных материалах (гуашь, акварель).

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

План – конспект урока.


Введение.

Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Все в природе естественно, целесообразно, красиво. Воздействие природы на человека, глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, способствовало появлению в изобразительном искусстве жанра - пейзаж.
Я считаю, что живописный пейзаж – один из необходимых этапов обучения. Живописная практика помогает прочувствовать цветовые особенности определенного состояние природы, ее пластические характеристики и передать это в колористическом единстве этюда пейзажа. Рисование с натуры учит сознательно работать на уроках, воспитывает у учеников организованность и внимание, развивает пространственное мышление и воображение, позволяет им глубже понять красоту и закономерности строения окружающей природы. Так же пейзаж ученики изображают в большинстве случаев при выполнении тематических рисунков.
Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью школьника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть достигнуто расчленением сложной изобразительной задачи на ряд простых и вполне доступных ребёнку маленьких задач.



Таким образом, изображение природы на уроках изобразительного искусства в школе способствует развитию личностных качеств школьника, эстетическому и нравственному развитию, любви к окружающему миру.
Цель курсовой работы: изучить особенности преподавания темы «Пейзаж».

Объект исследования: образовательный процесс на уроках ИЗО.

Предмет исследования: методы и приемы обучения школьников изображения пейзажа.
Под методом обучения понимается способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся. В педагогической литературе встречается также термин «прием». Прием обучения – это отдельные моменты, из которых складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения.
Конечной целью моей работы будет разработка конспекта урока по теме «Осенний пейзаж родной земли».


Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

Пейзаж – жанр изобразительно искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина.
Пейзаж может носить исторический, географический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзажи И. Левитана часто именуются «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояние тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и т.д. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Так написаны им в 1895 году картины «Март» и «Золотая осень», знаменующие высшую точку в развитии русского мирового пейзажа.
Благодаря И. Шишкину, сумевшему создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства («Рожь», «Корабельная роща»). Бескрайние просторы полей, колышущееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И. Шишкина порождают мысли о величие и мощи русской природы.
Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник не только стремиться точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.
Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита в рельефах и росписях стран Древнего Востока и Древней Греции, преимущественно в сценах войн, охоты и рыбной ловли, содержатся отдельные элементы пейзажа, особенно умножившиеся и конкретизированные в древнеегипетском искусстве эпохи Нового царства. Широкое распространение пейзажные мотивы получили в искусстве Крита XVI-XV вв. до н.э. (см. Эгейское искусство), где впервые достигалось впечатление эмоционально убедительного единства фауны, флоры и природных стихий. Пейзажные элементы древнегреческого искусства обычно неотделимы от изображения человека; несколько большей самостоятельностью обладал эллинистический и древнеримский пейзаж, включавший элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики, так называемые живописные рельефы). Для этой эпохи характерен образ природы, воспринимаемой как сфера идиллического существования человека и богов. В средневековом искусстве Европы элементы пейзажа (особенно виды городов и отдельных зданий) нередко служили средством условных пространств, построений (например, «горки» или «палаты» в русских иконах), в большинстве случаев превращаясь в лаконичные указания на место действия. В ряде композиций ландшафтные детали складывались в умозрительно - теологические схемы, отражавшие средневековые представления о Вселенной.
В средневековом искусстве стран мусульманского Востока элементы пейзажа были представлены первоначально весьма скупо, если не считать редких образцов, основанных на эллинистических традициях. С XIII-XIV вв. они занимают всё более значительное место в книжной миниатюре, где в XV-XVI вв. в произведениях тебризской школы и гератской школы пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средневековом искусстве Индии (особенно в миниатюрах начиная с могольской школы), Индокитая и Индонезии (например, образы тропического леса в рельефах на мифологические и эпические темы). Исключительно важное положение занимает пейзаж как самостоятельный жанр в живописи средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао); эта концепция находит прямое выражение в пейзаже типа «шань-шуй» («гуры-вуды»). Японский пейзаж, сформировавшийся к XII-XIII вв. и испытавший сильное влияние китайского искусства, отличается обостренной графичностью, тяготением к выделению отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец, более активной ролью.
Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII веке. Его создали голландские живописцы. Еще в XVI веке художники обратились к натуре (П. Брейгель в Нидерландах). Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII – XVIII веках (Рубенс во Фландрии, Рембрандт и Рейсдал в Голландии, Пуссен, К. Лоррен во Франции). Были созданы системы валеров, световоздушная перспектива. В XIX веке творческие открытия мастеров пейзажа, завоевание пленэрной живописи (К. Коро во Франции, А.А. Иванов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов в России) продолжили импрессионисты (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар во Франции, К. Коровин, И. Грабарь в России) открывшие новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.
Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения. В основе любого из художников писавших пейзажи – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передает свое внутренние состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приемы, индивидуальное отношение к цвету.

Тамара Ефремова
Проект «Пейзаж»

Информационная карта проекта «Пейзаж »

Вид проекта : Групповой. Среднесрочный

Тип : исследовательски-творческий

Адресация :

Проект реализуется в рамках раздела программы «Художественное творчество»

Цель проекта :

Обогатить чувственный опыт детей через эстетическое восприятие пейзажной живописи . Развивать у детей творческие способности.

Задачи :

Уточнить и расширить знания о жанре «Пейзаж » , его отличительных и составных особенностях и частях.

Учить понимать «язык изобразительного искусства» , правильно рисовать пейзаж .

Совершенствовать умение рисовать деревья, предавая их строение, леса, поля, небо, море, дома и улицы, соблюдая пропорции, особенности; технические навыки изображения природы.

Формировать умение давать эмоциональную оценку произведению, умение видеть и понимать красоту природы, выражать своё отношение к ней через изображение пейзажа

Место проведения :

МДОУ «Детский сад №29 «Колокольчик» с. Урусово»

Сроки проведения :

Март-апрель 2015 года

Количество участников :

Дети - 7 человек

Родители

Возраст детей :

Дети старшей группы.

Возраст – 5-6 лет

Форма проведения :

НОД : рисование, лепка, аппликация

Беседы. Чтение художественной литературы. Разучивание.

Наблюдения. Описания. Слушание. Обсуждение Игры.

Продукт проекта :

Альбом «Пейзаж »

Схема реализации проекта

Раздел программы Виды детской и взрослой деятельности

Игровая деятельность Д\и «Собери пейзаж » , «Времена года» , «Части суток» , «Перспектива» , «Мозаика» , «Составь картинку» , «Что растёт в лесу?» , «Когда это бывает?» , «Явления природы» , «Природа и человек» , «Что такое хорошо и что такое плохо?» ,

Нравственное воспитание Тематические занятия. Беседа «Красота вокруг нас» , «Берегите природу» , «Я и природа» .

Коллаж «Дом под крышей голубой»

Оформление фотовыставки

Познание : Формирование целостной картины мира Познавательные занятия по теме «Пейзаж » , «Как рисовать пейзаж »

Экскурсия в сад, на водоём. Наблюдения. Рассматривание картин, репродукций. Беседы по временам года

Коммуникация.

Речевое развитие Рассказывание по картине И. Шишкина «На севере диком» , И. Левитан «Золотая осень» , Соврасов «Грачи прилетели»

Описательный рассказ по картине «Зима» , «Лето» , «Осень» , Весна»

Беседа «Времена года» , «Части суток» , «У природы нет плохой погоды» , «Белая берёза»

Чтение художественной литературы Чтение стихов Е Трутневой «Четверо художников» , «Пейзаж » ,

«Незабудковое небо» А. Матутис, «Зёрнышки на небе» А. Матутис, «Деревья» И. Токмакова, С. Есенин «Белая берёза» , «Черёмуха» , «Ёлочка» О. Высотская, стихи о зиме, весне, лете, осени из сборника «От осени до лета» , «Под одною голубою…» В. Орлов

Знакомство с пословицами и поговорками о природе. Загадки о природе.

Художественное творчество Лепка «Пластилиновая мозаика» . «Лучше гор могут быть только горы»

Аппликация «За горами, за долами» , «Цветные ладошки» , «Заснеженный дом» .

Рисование «Царство деревьев» , «Времена года» ,

«Путешествие в зимний лес» , «Где гуляет зима, что она принесла» , «Белая берёза под моим окном» , «Радуга-дуга» , «Осенний лес» , «Идет дождь» , «Зима» , «Большие и маленькие ели» , «Деревья в снегу»

Музыкальное

Разучивание песен о природе, временах года, природных явлениях.

Этапы работы над проектом

Этап Деятельность детей и родителей Деятельность воспитателя

Постановка проблемы

Подготовительный

Входят в проблему

Наблюдают. Рассматривают.

В самостоятельной деятельности изображают деревья, цветы, кустарники, небо.

Формулирует проблему

Читает рассказы и стихи о природе, загадывает загадки

2. Проектирование

Обсуждение проблемы, принятие задач Вживаются в игровую ситуацию. Принимают задачи.

Планируют деятельность Вводит в игровую ситуацию. Уточняет проблему и формулирует задачи

3. Поиск информации

Работа над проектом

Составляют рассказы о природе, ведут диалоговую беседу.

Выбирают изобразительный материал. Составляют схему последовательности изображения пейзажа . Экспериментируют с красками в поисках цвета. Изображение пейзажа с натуры , с картины, по представлению.

Оформляют рамки для своей работы. Систематизирует знания о пейзаже . Помогает в решении задач.

Организует деятельность по решению задач. Организует работу над проектом . Оказывает помощь.

Проводит беседы, наблюдения. Предоставляет различный изобразительный материал. Ведёт вместе с детьми экспериментальную деятельность с красками.

Презентация Разучивают стихи, песни о природе.

Договариваются о защите проекта .

Представляют продукт деятельности. Помогает в оформлении альбома с работами детей и родителей.

Принимает участие в защите проекта

Продукт Альбом «Пейзаж »

Приложение :

Дидактические игры по жанру пейзажа :

Из чего состоит пейзаж (игра с картинками)

Цель : Закрепить знания детей о жанре пейзаж , его отличительных и составных особенностях и частях. Отбирать только те картинки

на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа , обосновывать свой выбор.

Материал : Картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные, открытки

Собери пейзаж

Цель : Закрепить знания о составных элементах пейзажа , о признаках времён года.

Развивать фантазию, воображение, творческий замысел (составить композицию по заданному сюжету : зима, лето, осень, весна)

Материал : Цветные изображения деревьев, цветов, трав, гор, озёр, облаков и т. д., отражающие сезонные изменения в природе.

Жанр живописи

Цель : закрепить знания о изображении пейзажа , его признаках. Найти

Его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж .

Материал : репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж )

Времена года

Цель : Закрепить знания о сезонных изменениях природы, о цветовой

гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные

карточки присущие осени, лету, весне, зиме.

Закрепить знания о классификации цвета : тёплые и холодные.

Материал : Разнообразные карточки со всевозможными оттенками тёплых и холодных цветов. Художественные тексты о временах года

Части суток

Цель : Определить к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относятся предложенные пейзажи . обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветочную карточку с которой ассоциируется та или иная часть суток

Материал : Репродукции с пейзажами , которые ярко выражают части суток. Цветные карточки (розовых, жёлтых, голубых, сиреневых, синих оттенков) . Художественные тексты о частях суток

Перспектива

Цель : Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении

Предметов, переднем и заднем плане картины.

Материал : Картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линии горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие)

Четверо художников

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые, белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога…

У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

Первые проталинки, первая трава.

На картине третьего

Красок и не счесть :

Жёлтая, зелёная, голубая есть…

Лес и поле в зелени, синяя река,

Белые, пушистые

В небе облака.

А четвёртый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы-ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам!

(Е. Трутнева)

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может ветер шаловливый

За косичку дёрнул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

Зимнее стекло

Весною потекло (лёд)

Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (иней)

Бежать, бежать –

Не добежать,

Лететь, лететь –

Не долететь. (горизонт)

Два братца в воду глядятся,

Век не сойдутся. (берега)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка. (ручей)

Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит. (дорога)

Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он и белый и мохнатый,

И пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой,

Назови его теперь! (снег)

Крашеное коромысло

Над рекой повисло. (радуга)

Поглядите, поглядите-

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить? (дождь)

Большой подсолнух в небе,

Цветёт он много лет,

Цветёт зимой и летом,

А семечек всё нет. (солнце)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

в белом сарафане. (берёза)

У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут. (месяц)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год) (ёлка)

Кудри в речку опустила

И о чём - то загрустила,

А о чём она грустит,

Ни кому не говорит. (ива)

Виден край,

А не дойдёшь. (радуга)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела.

Стала улица бела. (метель)

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит … (тень)

Пробегает рощу –

Моет и полощет,

Пробежала вдоль лужка –

Искупала пастушка. (река)

Разноцветные ворота

Га лугу построил кто-то,

Но пройти в них не легко, те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать? (радуга)

Анастасия Шаронова
Творческий проект по изобразительной деятельности «Времена года»

Творческий проект

«Времена года »

Подготовила : Шаронова Анастасия Геннадьевна – воспитатель подготовительной к школе группы МДОУ «Детский сад «Морозко» п. Приозёрный»

Цель : способствовать развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с особенностями живописного пейзажа и использования нетрадиционных техник его изображения .

Задачи :

Продолжать знакомить с особенностями пейзажной живописи;

Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты и композиторы;

Учить понимать замысел произведения художника и развивать умение видеть средства выразительности, использованные им для передачи чувств и настроений (многообразие цветовой гаммы, особенности композиции) ;

Расширять и активизировать словарь детей, наличие в нём оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов;

Способствовать полихудожественному развитию детей, подводя их к установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного искусства , музыки, поэзии;

Учить использовать полученные знания в собственном творчестве ;

Совершенствовать применение детьми нетрадиционных способов рисования;

Расширить представление детей о периодической сменяемости времён года и месяцев ;

Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса у детей к художественному искусству.

Нормативно-правовое обеспечение :

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ) ;

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООПДО) ;

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

СанПин 2.4.1.2660-10;

Закон «Об образовании ЯНАО» ;

Устав МДОУ.

Участники проекта :

Дети подготовительной к школе группы;

Музыкальный руководитель;

Родители воспитанников.

Срок реализации проекта :

1 этап : организационный (сентябрь 2015г.)

3 этап : обобщающий (май 2015г.)

Гипотеза : если образовательный процесс по изобразительной деятельности в ДОУ будет организован с учётом использования не только стандартного набора изобразительных материалов , но и самых необычных способов и средств изображения , то будут достигнуты более высокие результаты развития художественно-творческих способностей детей . Знакомство детей с особенностями пейзажной живописи будет способствовать тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своём изобразительном творчестве . А расширение представления о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и в промежуточных, межсезонных её состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень) помогут закрепить знания детей о периодической сменяемости времён года и месяцев .

Актуальность : изобразительная деятельность приносит много радости. Но, учитывая огромный потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей .

Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, в последнее время в дошкольных учреждениях активно развивается такая форма дополнительного образования, как «Нетрадиционные техники рисования» . Здесь включаются в образовательный процесс самые необычные способы и средства изображения : штампы из различных материалов, ватная палочка, нитки, зубная щётка, губка и многое другое.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность , содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские творческие способности . Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества , проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Нетрадиционное рисование позволяет ребёнку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями . Не обязательно обладать художественными навыками, чтобы изобразить шедевр используя нестандартные материалы для рисования (например, рисование пейзажа путём оттиска листьями деревьев или с применением техники сырой бумаги, акварели и соли). В итоге, занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию всесторонне развитой, уверенной в своих силах творческой личности .

Новизна :

Синтез изображения пейзажа с нетрадиционными техниками рисования;

Экспериментирование с различными материалами в изобразительной деятельности , в процессе чего дети приходят к пониманию того, что нетрадиционную технику исполнения можно применять при создании определенных изобразительно -выразительных образов-типов (пышной листвы деревьев, используя губку и акварель; извилистых деревьев, используя технику выдувания краски трубочкой и пр.).

Активное применение «Открытости наружу» детского сада (организация взаимодействия с такими социальными институтами, как - Детская школа искусств, Культурно-досуговый центр) и «Открытости внутрь» (организация взаимодействия с родителями в форме мастер-классов, подготовка уголка «Библиотека для родителей» , оформление выставок рисунков в детском саду и на официальном сайте, консультации).

Вид проекта : творческий .

Ожидаемые результаты :

Положительная динамика художественно-творческого развития воспитанников группы;

Дети умеют видеть средства выразительности, используемые художниками в пейзажной живописи при написании картины;

Используют полученные знания о нетрадиционных техниках рисования в собственном творчестве ;

Высокие результаты сформированности знаний у детей о периодической сменяемости времён года и месяцев ;

Активность, заинтересованность родителей в организации совместной деятельности с педагогами и детьми ДОУ.

Ожидаемый продукт :

Картотека игр (сенсорных, дидактических, художественно-развивающих) и разработка игр в программе SMART Notebook;

Выставка творческих работ ;

Уголок «Библиотека для родителей» и консультации;

Сборник стихотворений русских поэтов «Времена года » .

Этапы реализации проекта .

Три основных направления :

Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами

Образовательная деятельность в режимных моментах и в процессе организации различных видов детской деятельности ;

Совместная деятельность со взрослым ;

Самостоятельная деятельность .

Работа проходит в форме :

Специально организованных занятий, игр, наблюдений, экскурсий, рассматривания репродукций, чтения художественной литературы, художественного творчества с использованием нетрадиционных техник. Педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми в форме :

Консультаций;

Мастер-класса;

Организации уголка «Библиотека для родителей» ;

Оформления сборника стихотворений русских поэтов «Времена года » . Повышение педагогической компетентности в данном направлении и организация взаимодействия с музыкальным руководителем в форме :

Выступлений на педсоветах и на районном методическом объединении;

Консультаций музыкального руководителя;

Подбора музыкальных произведений на тему «Времена года » с музыкальным руководителем.

Образовательная деятельность осуществлялась в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности .

Данный этап проекта строился на основе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Например, в рамках художественного творчества дети знакомились с особенностями пейзажного жанра в изобразительном искусстве и рисовали его, используя нетрадиционные техники. Организована совместная деятельность , как педагога с воспитанниками, так и родителей с детьми дома по чтению художественной литературы, а именно стихотворений русских поэтов по теме «Времена года » . Расширение и активизация словаря детей, наличие в нём оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые дети смогут использовать в своих суждениях о художественных картинах, способствует развитию знаний и навыков детей в образовательной области – коммуникация. В рамках образовательной области «Музыка» организовано прослушивание музыкальных композиций, которые помогают воспринимать образы природы.

Литература :

Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство – маленьким) : Учебно-наглядное пособие /Авт. -сост. Н. А. Курочкина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.

Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

Петухова О. А. Экспериментирование с изобразительными материалами

Ремезова Л. А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 6-7 лет : Методика. – М.: ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА, 2006.

Софронова Т. И. Игры, развивающие изобразительные способности творческое воображение . // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2008г., №12.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль : Академия развития, 2006. (Детский сад : день за днём. Практическое приложение) .