Проект «Мини-музей краеведения в ДОУ. Направления инновационной работы

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия для погружения личности в специально созданную предметно-пространственную среду.

Идея оформления в группе краеведческого мини-музея возникла в ходе осуществления пректной деятельности по теме "За что мы любим родной край". В настоящее время прявляется всё больший интерес к истории, культуре, традициям своей малой Родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления дошкольников с родным краем - организация в детских садах мини-музеев. Предлагаю вашему вниманию вариант такого музея.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

: «Как нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…» К.Д. Ушинский

Актуальность - возникла из интереса детей к истории города, края в котором они живут. Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Первейшая задача педагога -донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте, что способствовало бы их нравственному становлению в будущем.

Цель - формирование у детей целостной картины мира, интереса к истории своего города и края, воспитание духовно-нравственных качеств, любви к малой Родине. Формирование у дошкольников «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Задачи: Воспитывать духовно-нравственные качества и патриотические чувства в процессе формирования у детей краеведческих знаний доступных пониманию дошкольников. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием. Развивать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, отражать впечатления в своих творческих работах.

Краеведческий мини-музей группы №9

Воронеж исторический

Воронеж литературный

Воронеж хлеборобный

История народного костюма

Народные промыслы

Дидактическая игра «Раньше и теперь»

Этнокарты

Литература и методические пособия

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 1 "ОСЕННЯЯ ПОРА ОЧЕЙ ОЧАРОВАНИЯ"

ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать любовь к природе родного края.2. Познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев.3. Учить детей сравнивать листья по величине: большой, маленький.4. Работать...

МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 2 "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"

Цель:1. Помочь детям запомнить сказку, вызывать желание воспроизводить диалоги между сказочными(приобщение к театральной игре)2. Приучать детей внимательно слушать, развивать речь, память...

Из опыта работы «Детского сада «Колокольчик»

Создание в детском саду мини-музея

Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области
Моя публикация будет интересна всем педагогам ОУ, кто хочет создать на базе учреждения свой мини-музей.

В настоящее время общество стало больше интересоваться традициями, историей и культурой своей страны. Поэтому, основная роль музея на базе образовательного учреждения заключается в том, чтобы как можно раньше приобщить детей к познанию прошлого, истории и народной культуре. И организация музея является максимально эффективной формой для ознакомления детей с историей родного края и всей страны за счет свой наглядности и доступности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы решили организовать на базе своего образовательного учреждения мини-музей, назначение которого состоит в формировании культуры дошкольников путем их вовлечения в деятельность и общение через музейно-образовательное пространство.
Свою деятельность по организации мини-музея ДОУ мы начали весной 2014 года, в Год культуры России.

Как же всё начиналось?…

Мне кажется, каждое ДОУ мечтает о мини-музее! Но в любом детском саду существует проблема свободных помещений. У нас тоже существовала данная проблема до тех пор, пока было одно здание детского сада.


Когда нам подарили новое (реставрированное) шикарное ещё одно здание детского сада – данная проблема исчезла…


Мы решили: в пустующей группе сделаем мини-музей.


Возник вопрос: где взять экспонаты? Пришла идея – объявить конкурс среди педагогов и родителей. Итак, конкурс «Мини-музей ДОУ» объявлен! Каждая группа (педагоги, родители) представляют на конкурс экспонаты для мини-музея по направлениям:
«Русская изба» (утварь, мебель, одежда…)
«Зарево Отечественной войны» (всё, что касается войны: от военных писем, документов, до предметов обихода…)
«Край Духовницкий наш…» (история родного края в документах, альбомы: традиции, достопримечательности, люди, современность…).
Работа закипела… Экспонаты со всего района (от бабушек и дедушек из деревни) «стекались» в детский сад…



Их было столько!!! Одних прялок 18 штук!
Далее началась работа по оформлению. Хочу сказать слова благодарности своим педагогам, какие они у нас умницы, активисты, творческие люди. Всё, буквально, делали сами: шили, пилили, сверлили…




На данном этапе мы выбрали руководителя мини-музея (воспитатель Пузакова О.Е.), который координировал всю работу.


Определили тематику музейных экспозиций, их вид.


«Русская изба»


«Зарево Отечественной войны»


«Край Духовницкий наш…»


«Детский сад: вчера, сегодня, завтра…»


«Пусть всегда будет мир!» и другие.
Руководитель музея, Оксана Евгеньевна, разработала «Положение о мини-музее» , которое было принято на педагогическом совете. При его разработке она руководствовались письмом Минобразования России от 12. 03.2003. № 2851181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений».
Она составила перечень тематических экскурсий на базе мини-музея, план проведения мероприятий с использованием экспозиций.

Открытие музея мы приурочили к заседанию на базе нашего ДОУ районного методического объединения дошкольных педагогов Духовницкого района. Гости были в восторге!

Наш музей существует уже около двух лет. За этот период нами организовано около 30 различных мероприятий в музее: экскурсии, занятия, развлечения, викторины. Двери музея, практически, не закрываются.



Почему дети с огромным желанием идут в мини-музей? В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Он знает, что многое сделано его руками, руками его родителей, пап, мам, бабушек, дедушек… Ему здесь можно переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, то есть прикоснуться к истории.



Наш мини-музей – это живой, развивающийся организм, который стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего детского сада.
Можно сказать даже больше – он стал культурным центром детского сада, на базе которого происходят различного рода события.

Презентация Мини-музей

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

В соответствии с годовым планом работы ДОУ, с целью обогащения предметно-развивающей среды группы, формирования у дошкольников представлений о музее, создания условий для развития проектно-исследовательских умений, в срок с 20 по 22 февраля 2017 года, был организован и проведен смотр конкурс мини-музеев в ДОУ, в котором приняли участие все возрастные группы ДОУ.

В ходе смотра-конкурса оценивались следующие показатели:

- расположение мини-музея (эстетический вид, креативность оформления, безопасность, соблюдение санитарно-гигиенических условий, соответствие возрасту детей,

- тематика мини-музея (связь выбранной темы с образовательными областями, патриотическим воспитанием или развитием речи,

- история создания мини-музея (рассказ о целе создания, интересных фактах и предметах музея,

- наличие документации (конспектов НОД, плана работы, содержание работы с детьми - подборка игр, художественной литературы и др. ,

а также разнообразие экспонатов, умение педагога провести экскурсию по музею.

Представленные в ходе смотра-конкурса «мини-музеи» разнообразны по содержанию, тематике, эстетическому оформлению, оснащению материалами и пособиями, носят развивающий характер, созданы с учетом возрастных особенностей, расположены в доступных для детей местах, созданы руками педагогов, родителей и детей.

Каждый из воспитателей проделал большой объем работы, определился с темой мини - музея, подобрал место для его размещения, наполнил содержанием, продумал оснащение, разделы, формы работы в музее.

Тематика музеев получилась разнообразной:

В группе "Полянка" Мыльникова Наталья Юрьевна и Савкина Надежда Александровна поделились некоторыми секретами изготовления экспонатов. Всем очень понравился мини - музей "Так жили наши предки".


В группе "Радуга" - воспитатель Иванова Ольга Викторовна встретила гостей с блинами и угощениями.Масленница на дворе! Вниманию коллег был представлен мини-музей "Народные промыслы". Ольга Викторовна провела увлекательную экскурсию о прошлом и настоящем нашей страны, нашего края.






В группе "Рябинка" воспитатели Чикова Галина Александровна и Корней Юлия Николаевна представили мини-музей "Чудеса из дерева" и "Русская изба". Все оценили красивое оформление и интересные истории об экспонатах.





В группе "Лучики" воспитатель Карелина Лариса Юрьевна представила мини-музей "Мир камней".




В группе "Почемучки" воспитатели Колбина Татьяна Николаевна и Саломатова Светлана Борисовна представили вниманию коллег мини-музей "Каша - радость наша" хлебосольно, по русской традиции, а еще все попробовали кашу "Дружба" с пылу, с жару в настоящем чугунке да деревяными ложками!





В группе "Ромашка" вниманию коллег воспитатели Коробатова Тамара Петровна и Попова Наталья Ивановна представили мини-музей "Посуда", а также дидактический материал, используемый в работе.


Группу "Ягодка" представляла воспитатель Бондарь Марина Александровна. Педагогом был представлен мини- музей "Береста".





В группе "Солнышко" было торжественное открытие мини-музея "Мир часов". Воспитатель Новикова Елена Михайловна рассказала коллегам о том, как совместно с рдителями было принято решение тематики музея, как собирали экспонаты и как с ними знакомились. Также был прдемонстрирован наглядный и дидактический материал.




Мини-музей "Русская матрешка" представляла воспитатель Бородина Любовь Викторовна.

В группе "Пчелки" начинающий воспитатель Симонова Ольга Олеговна представила мини-музей "Звучащая игрушка", над которым работала Морщнева Полина Николаевна.


Завершающей была экскурсия в группу "Родничок", которую представили воспитатели Дерябина Елена Викторовна и Маленьких Роза Васильевна. Мини-музей "Русские народные промыслы" в группе существует давно, но сегодня он представлен в новом исполнении. Также воспитатели показали все экспонаты, коллекции, наглядный и дидактический материал накопленный в группе, по нравственно патриотическому воспитанию. Воспитатели подробно рассказали коллегам как реализуется работа по патриотическому воспитанию, какие формы работы наиболее интересные в реализации программы по региональному компоненту и т.д.




Подводя итоги такой плодотворной работы воспитателей ДОУ, хочется отметить слаженность работы, доброту, взаимовыручку и поддержку всех членов коллектива, заинтересованность и участие родителей.

Надеемся, что работа в мини-музеях будет продолжена, педагоги будут развивать музеи, пополнять экспонатами, усложнять дидактическим и теоретическим материалом в соответствии с взрослением ребят.

Итоги конкурса будут объявлены на педагогическом совете в марте 2017г.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». «Организация мини-музея в ДОУ». Подготовила воспитатель: Оксана Валерьевна Никишина Городской округ город Выкса 2016 год.

Организация мини –музея в ДОУ Принципы создания мини-музея Особенности месторасположения мини-музеев

Что означает слово «музей»? Музей - от греч. « museion » - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

Организация мини-музея 1 этап. Постановка целей и задач 2 этап Выбор помещения. 3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге. 4 этап. Оформление мини-музея 5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами. 6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы 7 этап. Выбор экскурсоводов. 8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

Принципы создания мини-музея Принцип интеграции Принцип деятельности и интерактивности Принцип природосообразности Принцип научности Принцип гуманизации и партнерства Принцип культуросообразности Принцип динамичности и вариативности Принцип разнообразия Принцип регионального компонента

Особенности месторасположения мини-музеев. Групповое помещение Возможность выстраивать материал музея постепенно Родители не имеют полного представления о работе детского сада. Плюсы Минусы Раздевальная комната Минусы Плюсы Общение детей с родителями по темам музея Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы

Помещения для дополнительных занятий Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев Музей сливается с общим фоном данного помещения Плюсы Минусы Холлы Возможность посещать мини-музей в любое удобное время Открытый и бесконтрольный доступ к музею Плюсы Минусы

Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

Спасибо за в нимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по организации мини - музея в ДОУ "Живи, родник"

Организация мини-музея в ДОУ

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, ...

Презентация проекта "Мини-Музеи в ДОУ"

Организация Мини-музея в дошкольном образовательном учреждении

Мини – Музей «Наша Родина – Россия»

"МИНИ-МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Патриотическое воспитание на современном этапе - неотъемлемая часть педагогической деятельности детских садов. Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе. Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы в нравственно-патриотическом воспитании.

Основная цель детских музейно – педагогических программ – помочь ребенку увидеть то, что стоит за предметом старины, представленным в музее, понять ее символический язык. Отсюда следует, что под музейной педагогикой следует понимать направленное воздействие на ребенка музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде, умения получать информацию непосредственно от экспоната и воспринимать визуально – пространственный язык экспозиции.

Цель создания мини-музея «Наша Родина - Россия":

приобщение детей к материальной и духовной культуре своего народа;

формирование чувства любви к Родине;

воспитание у ребенка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше;

формирование стремления оказывать посильную помощь людям, которые его окружают.

Работа по организации мини-музея началась с выбора удобного места в групповой комнате: хорошо освещенное, имеющее свободный доступ для детей со всех сторон. Стремились создать такой музей, чтобы в нем сочетались игротека и мастерская, занятия и театр, чтобы творческая созидательная деятельность ребенка, его мир были связаны с миром его предков.

Создание пространственной среды и пополнение фонда мини-музея осуществлялось разными путями. В научно-вспомогательный фонд вошли копии документальных материалов, рассказывающие об исторических событиях поселка, находящего в историческом месте Самарской Луки, культурном наследии коренных жителей, макеты улицы, на которой расположен детский сад, некоторых архитектурных достопримечательностей. В интерактивном фонде собран и оформлен богатейший материал об истории развития родного поселка, лесо -перевалочном комбинате. Материалы оформлены в красочных альбомах, находятся в свободном обращении детей. Игровой фонд мини-музея представлен игрушками, поделками, рукописными книгами, рабочими тетрадями.

Чтобы расширить круг знаний и представлений о Родине, было проведено занятие по ознакомлению детей с окружающим на тему «С чего начинается Родина…» . Воспитатель подготовительной группы Васильева Г.Н. объяснила детям, что Россия начинается с маленьких детей, с маленького уголка, где он родился, где он живет со своими родителями, со своими друзьями.

У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом. Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Были показаны слайды с историей переписи. Дети рисовали плакаты, клеили аппликации на тему: «России важен каждый!» . Был проведен конкурс рисунков «Моя семья» . Воспитатели провели с детьми игры на развитие толерантности: «Дружные ребята» , «Здравствуй друг» , «Живое слово» . Целью проведения этих игр является обучение уважительного отношения к культуре других стран и народов.

(Конспект НОД «С чего начинается Родина» прилагается)

Наглядность.

Коллекция музея содержит большой наглядный и практический материал:

Деревянные лавки, посуда, деревянные игрушки,

матрешки, самовары;

Изделия народных промыслов: гжель, хохлома, городец, жостово,

дымково, филимоновская игрушка;

Прялка, веретено, кружево, вышивки, павлопосадские платки;

Русский народный костюм, лоскутные одеяла;

Русские народные инструменты: гусли, трещетки, гармонь, колокольчики.

Государственный Герб, Флаг, Гимн Российской Федерации,

куклы в национальных костюмах знакомили детей с народностями России.

Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой

Куклы в национальных костюмах

Символика России

Дети с интересом знакомились с иллюстрированными книгами и открытками «Города России» . Рассматривали старинную утварь - утюги, лапти, чугунки.

Экспонаты музея

Экспонаты устного народного творчества.

Животный мир России

Темы экскурсий:

«Мы живем в России» ,

«Флаг России» ,

«Что такое герб» ,

«Гжельская роспись» ,

«Хохломская роспись» ,

«Природа нашей страны» ,

«Как жили наши предки» ,

«Кто живет в России» (о разных национальностях) - и другие.

Мини-музей «Лучший друг»

Расположение: На стене в простенке между окнами, экспонаты располагаются на полках, на стене и на столах.

Дети и родители принесли экспонаты, связанные с жизнью собак: каменные, деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные фигурки, собачки из ракушек, из теста, крупные и небольшие игрушки, игрушки-забавы, детские украшения, игры, включая пазлы, мячи, кубики, открытки, фотоальбомы, календари, марки, журналы «Друг» , книги, видеофильмы, мультфильмы, пластиковые пакеты с соответствующими рисунками, фотографии собственных собак и рассказы о них. Здесь же «поселились» собаки, созданные детьми и родителями.

Подбор экспонатов

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы: - партнерство родителей и педагогов; - единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики; - помощь, уважение и доверие со стороны родителей.В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

В музее поселились собаки разных пород

Проводятся экскурсии с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок) , о роли собак в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о правильном содержании собак, родители и дети делятся впечатлениями о своих питомцах, сочиняют о них рассказы, приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных передвижных выставок. В музее могут также проводиться занятия по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи.

Экспонаты музея

Примеры сочинений ребят из «архива» мини-музея.

«Это моя собака. Ее зовут Даша. Она очень большая и лохматая. Даша очень любит ходить на помойку. Все говорят, что она очень красивая. У нее нет медалей, но я ее люблю» .

«Мой пес - Ботя. Папа говорит, что он лабрадор, а мама говорит, что в нем много пород - хороших и разных. Мой Ботя - хулиган. Когда он один дома, то всегда валяется на кроватях. Еще он любит драться с другими собаками-мальчиками и играть с собаками-девочками. И очень любит бегать за папой и плавать в речке. Он хороший, и мы его любим» .

Темы экскурсий:

«Наш друг - собака» ,

«Они такие разные» (породы собак) ,

«Как появились собаки» ,

«Что любят и чего не любят собаки» ,

«Правила ухода за твоим любимцем» ,

«Домик для собак» .

Мини-музей «Курочка Рябушечка»

Задачи:

расширение кругозора

развитие воображения и речи

Все предметы сделаны совместно с детьми и родителями. Некоторые выставки проводились совместно с родителями. Представлены маски курочек и цыплят для проведения совместных игр и инсценировок. Имеется настольный театр, театр на фланелеграфе, мультфильмы с участием курочек, петушков, цыплят. Муляжи яиц, разукрашенные различными видами росписи. Гнездышки из природного материала (солома, трава, пух) сделанные своими руками педагога, художественная литература, открытки, картины, вышивки. Мини-музеи содержат экспонаты, которые можно потрогать, понюхать, посмотреть.

Экспонаты музеяВ мини-музее собрана коллекция различных видов Курочек и Петушков, поделок из пряжи, ковролина, линолеума, самоклеющейся пленки.

Как используется Мини – музей?

«курочка-рябушечка» используют в ознакомлении детей с окружающим миром, знакомство малышей с домашними животными на примере курочки, сказками о ней, где формируется эмоциональное отношение к животным. С экспонатами дети играют и, при большом желании, даже берут на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. К тому же мини-музеи для ребенка – это что-то своё родное, так как дети и родители принимают участие в его создании.

Темы экскурсий:

«Где живет курочка?»

«Знакомство с курочкой и цыплятами»

«Чем питаются курочки?»

«На сельском дворе»

«В гостях у бабушки Матрены»

«Курочка Ряба»

«Пасхальное яичко»

Мини-музей «Буренушка»

Расположение: На стене в групповой комнате, экспонаты располагаются на полках и на столе.

Задачи:

формирование у детей представления о музее

расширение кругозора

развитие познавательных способностей и познавательной деятельности у детей

формирование исследовательских умений и навыков

формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать знания

развитие творческого и логического мышления

развитие воображения и речи

Экспонат музея «буренушка» помогает знакомить детей младшего возраста с домашними животными на примере коровы. Коровушка популярный персонаж детских песен, потешек, сказок. Образ буренушки, коровушки близок и понятен малышам. Русское народное творчество преподносится с использованием фольклора. В мини-музее разучиваем с детьми прибаутки, русские народные песни, колыбельные, знакомим детей с русскими народными музыкальными инструментами. В музее представлены книги, открытки, картинки с изображением коровы, телят.

Экспонаты музея

Как используется Мини – музей?

В своей работе с детьми второй младшей группы воспитатели используют экспонаты музея, как для фронтальных так и для подгрупповых занятий. Экспонат мини-музея «Бурёнушка» используют в ознакомлении детей с окружающим миром, знакомство малышей с домашними животными на примере коровушки, сказками о ней, где формируется эмоциональное отношение к животным. С экспонатами дети играют и, при большом желании, даже берут на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. К тому же мини-музеи для ребенка – это что-то своё родное, так как дети и родители принимают участие в его создании.

Темы экскурсий:

«Работа на ферме»

«В гостях на сельском дворе»

«Что делают из молока?»

«Польза молока»

«Пастушок»

«Коровушка – кормилица!»

«Му - му, молока кому?»

«На лугу, на лугу, на лугу пасутся КО…»

Мини – музей «История детского сада»

Руководитель мини-музея: Музыкальный руководитель детского сада - Севастьянова Н.А.

Участник проекта: Методист детского сада - Любавина Л.В.

Цели создания:

Знакомить детей с историей детского сада на примере старинных экспонатов;

  • воспитывать интерес к родным истокам
  • знакомить с интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему детскому саду
  • знакомить с особенностями своего ДОУ, его традициями, составление рассказов о детском саде, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями

Привлечь внимание родителей к истории нашего ДОУ;

  • организация совместной деятельности и досугов родителей с детьми

Повышение общего культурного уровня родителей.

Работа по организации мини-музея

Работа по организации мини-музея началась с выбора удобного места в зале детского сада: хорошо освещенное, имеющее свободный доступ для детей со всех сторон.

Создание пространственной среды и пополнение фонда мини-музея осуществляется разными путями. В научно-вспомогательный фонд вошли копии документальных материалов, рассказывающие об исторических событиях детского сада, фото-стенд с историческими фотографиями ДОУ.

Для мини-музея были собраны: старинные новогодние костюмы, новогодние игрушки, старые книги, журналы, методические пособия, музыкальные инструменты, технические средства обучения, настольные игры, куклы для кукольных театров и т.д.

В интерактивном фонде собран и оформлен богатейший материал об истории развития родного детского сада. Материалы оформлены в красочных альбомах: «Хорошо у нас в саду» , «История детского сада» , «Праздники в детском саду» и т.д. и находятся в свободном обращении детей.

В мини-музее выделен уголок для постоянно меняющейся экспозиции рисунков:

Место расположения

Мини- музей располагается в отдельном помещении зала детского сада.

Экспонаты размещаются на столах полках и специальных подставках.

Одну из стен музея занимает фото-стенд

Экспонаты мини-музея

«Это было недавно, это было давно…»

Экспонаты музея

Кукольный театр прошлого

История детского сада

Фотографии первых сотрудников

Наши первые книги и первые журналы подписки

Первые игрушки

Первые выпуски детского сада

Как используется Мини – музей?

Проводятся экскурсии с рассказами об истории детского сада с воспитанниками и родителями., На базе музея проводятся беседы о традициях в детском саду. Родители делятся впечатлениями и своими воспоминаниями из детства, как они посещали детский сад, какой он был. Приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных выставок. В музее также проводятся занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи. Часто используют в проведении общих родительских собраний. На базе мини-музеев организовывались кратковременные (часто однодневные) выставки, которые мы назвали «экспресс-выставками» . Большой интерес у взрослых и детей вызвала экспозиция «Семейные реликвии» . Ее основу составили различные предметы, отражающие историю разных семей, причем участие в ее создании приняли не только родители, но и сами воспитатели.

Значение и использование мини-музеев в нашем ДОУ

Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи - краеведческий музей г. Сызрани и другие, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Спасибо за внимание!