Проблемы которые поднимает гончаров в романе обломов. Роман обломов социальная и нравственная проблематика

Смотри всегда на сердца
сограждан. Если в них найдешь
спокойствие и мир, тогда ска-
зать можешь воистину: все
блаженны.
А. Радищев
Роман а «Обломов» писался на
стыке двух эпох, двух исторических укладов
жизни - патриархального помещичьего и
буржуазного. Возможно, первоначально сю-
жет романа и задумывался как обобщенное
жизнеописание бездеятельного, апатичного,
уходящего в прошлое помещичьего класса на
отдельном примере. Но понятия «обломов» и
«обломовщина» стали нарицательными. Обло-
мовщина - это апатия, апатия покорная, мир-
ная, улыбающаяся, без стремлений выйти из
бездействия. Она существовала в эпоху крепо-
стничества, существует и в наше время, разве
что с некоторыми вариациями. Более того,
в каждом из нас живет свой обломов, о кото-
ром мы порой даже не догадываемся.
Главный герой романа Илья Ильич Обло-
мов - барин. Живет он на Гороховой улице,
что говорит о его принадлежности к аристо-
кратическому обществу. Мало соответствует,
однако, понятию «аристократичность» внут-
реннее убранство его комнат: «По стенам…
лепилась паутина, напитанная пылью, зер-
кала… могли бы служить… скрижалями для
записывания на них по пыли заметок на па-
мять». Хозяин этой квартиры - Обломов -
человек не первой молодости - «лет тридца-
ти двух-трех». В прошлом он пытался слу-
жить, но теперь не только отошел от всяких
дел, но и не способен к ним вернуться. Илья
Ильич целыми днями лежит на диване. Как
говорит автор, «лежание у Ильи Ильича бы-
ло его нормальным состоянием». Обломову
принадлежит доставшаяся ему в наследство
деревня Обломовка, которую обирает управ-
ляющий. Сам же Обломов и пальцем не ше-
велит, чтобы положить этому конец. Ведь
для этого надо ехать в Обломовку, а для ба-
рина это труд непосильный. Вторая причина
в том, что Обломов просто не верит, что его
обворовывают, не может этому поверить.
У него добрая, чистая душа, которой чужды
всякая фальшь, вранье и лицемерие. Не зря
Штольц говорит о нем: «Это хрустальная,
прозрачная душа; таких людей мало, они
редки, это перлы в толпе!»
Постепенно мы начинаем немного по-
другому воспринимать Обломова, нас уже не
раздражает его беспрерывное лежание. Об-
ломов ленив? Да, но он умен, у него чистая
душа и какое-то редкое спокойствие, умиро-
творение, безмятежность. Он никому не де-
лает ничего дурного, как, впрочем, и хоро-
шего. Обломов совсем нетребователен; ему
вполне хватает его уголка и дивана. Пусть
вокруг разговаривают, даже спорят, только
бы от него не требовали ни разговоров, ни
споров. Он любит спать, любит поесть, но не
терпит жадности, гостеприимен, но в гости
ходить не любит. Он ничего не делает и ни-
чего не желает делать. Его желания прояв-
ляются в форме: «а хорошо бы, вот это сде-
лалось». Но как может сделаться - не зна-
ет. Обломов любит мечтать, но его пугает
любое соприкосновение мечты с действитель-
ностью. Тут он старается свалить дело на
кого-то или на «авось». Причину своей пас-
сивности и апатии Обломов объясняет в раз-
говоре с Захаром: «Ты все это знаешь, видел,
что я воспитан нежно, что я ни холода, ни го-
лода никогда не терпел, нужды не знал, хле-
ба себе не зарабатывал и вообще черным де-
лом не занимался».
У Обломова и в самом деле было безоб-
лачное детство, в котором и надо искать при-
чины его теперешней лени. Маленький Илю-
ша вырос в дворянской семье. Родители вос-
питывали его как барчонка, не допускали ни
к какой работе. «Я ни разу не натянул себе
чулок на ноги», - вспоминает Обломов поз-
же. Ребенком Илюша был любознательным,
но его всеми силами старались оградить от
падений, от ушибов, от простуды и вообще от
жизни. Ему постоянно внушали, что делать
ничего не надо, все сделают слуги. Да и как
было усомниться в этой истине, если его ро-
дители и деды труд считали величайшим на-
казанием и старались от него избавиться.
У Обломовых была своя жизненная филосо-
фия, которая сводилась к еде и сну.
очень красочно рисует этот сон, прямо не
сон, а какое-то сонное царство, обязательное
для всех. Так бесцельно проходят день за
днем. По вечерам няня читала Обломову об
Илье-Муромце, просидевшем тридцать три
года, ничего не делая, о Емеле-дурачке, кото-
рый только на печи и ездил. Этот образ жиз-
ни был заложен в Обломове с детства. Поз-
же он дал ему идеологическое обоснование,
согласно которому состояние «отдыха и по-
коя» вообще является «поэтическим идеалом
жизни» и к нему надо стремиться при любых
условиях. И все же Обломов не тупая, апа-
тичная натура. Привычка добиваться удов-
летворения своих желаний не ценой собст-
венных усилий, а за счет других развила
в нем апатию. Обломов, вполне возможно,
даровит, но никто об этом не знает, в том
числе и он сам. Я думаю, его не надо обви-
нять, скорее стоит пожалеть. Возможно, по-
лучи он такое же воспитание, как Штольц,
ему удалось бы многого достичь в жизни. Ав-
тор и сам жалеет своего героя. Это можно по-
чувствовать в воспоминаниях о нем Штоль-
ца: «А был не глупее других, душа чиста
и ясна, как стекло; благороден, нежен, и -
пропал!» .
Трагедия Обломова в том, что он не уме-
ет и не хочет жить иначе. Его пробовали спа-
сти, пробудить к жизни Штольц и Ольга,
но из этого ничего не получилось. Даже лю-
бовь Ольги не сумела его возродить к жизни.
Сначала, когда Ольга занялась Обломовым
только как порученным ее заботам больным,
основное значение для нее имело.излечение
Обломова. На первый взгляд это лечение
дало положительный результат. Обломов
вставал в семь утра, перестал валяться на
диване, ездил из города на дачу, выполнял
поручения Ольги. Но уже тогда Обломов по-
нял, что «и в любви нет покоя». Потом эта
игра превратилась в нечто большее, девушка
полюбила Обломова. Здесь надо сказать не-
сколько слов об Ольге. Слушая рассказ
Штольца об Обломове, девушка в своем вооб-
ражении создала определенный идеал, кото-
рому должен был соответствовать Обломов
и под который она стремилась его подогнать.
Да, у Ильи Ильича были душевные качества,
которые нравились Ольге, но этого было ма-
ло. Когда Ольга полюбила Обломова и поста-
вила его в центр своих интересов, тогда им
уже вместе следовало осознать неизбежность
брака и подготовиться к нему. Для этого Об-
ломову прежде всего следовало привести
в порядок свои имущественные дела. Про-
стыми мечтами тут ничего не сделаешь, нуж-
но работать. Но привычная пассивность ока-
залась в Обломове сильнее любви. Он стал
уклоняться от встреч с Ольгой, объясняя это
необходимостью соблюдать приличия. Свое
нежелание съездить на дачу он мотивирует
невозможностью разлуки с возлюбленной и
тем самым обманывает девушку. Ольга пре-
красно понимает все это. Она теперь уже не
надеется, что Обломов «может еще жить»,
она понимает, что он «уже давно умер». При
последней встрече с Ольгой Илья Ильич,
по воле автора, сам произносит это роковое
слово «обломовщина». Теперь в него можно
вложить и социальный и нравственный
смысл. Обломовщина - это порок, который
герой не в силах преодолеть. Теперь уже
надежды на возрождение нет. Обломов об-
речен. Последующая его жизнь только под-
тверждает это. Он поселился в мещанском
домике Пшеницыной и живет под властью
Тарантьева и Мухоярова. Здесь он не только
возвращается к своим прежним привычкам,
но и погружается в примитивный мещанский
быт. Окружающие люди по-разному к нему
относятся. Тарантьев и Мухояров старают-
ся вытащить у него побольше денег, а Пше-
ницына видит в нем предмет своей заботы.
Обломов постепенно физически и духовно
угасает.
Несмотря на то что действие в романе
происходит в определенный отрезок време-
ни, сам роман надо понимать гораздо шире.
Ведь обломовщина - это не только социаль-
ный уклад, это образ жизни, который в неко-
торой степени существует и сегодня.

В первой части романа неподвижность жизни, дрема, замкнутое существование - это не только признак существования Ильи Ильича, это суть жизни в Обломовке. Она отъединена от всего мира: «Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев». Эта жизнь по-своему полна и гармонична: это русская природа, сказка, любовь и ласка матери, русское хлебосольство, красота праздников. Эти впечатления детства являются для Обло-мова идеалом, с высоты которого он судит жизнь. Поэтому он не принимает «петербургскую жизнь», его не привлекает ни карьера, ни желание разбогатеть. Посетители Обломова олицетворяют три жизненных пути, которые мог бы пройти Обломов: стать избалованным пижоном, как Волков; начальником отдела, как Судьбинский; писателем, как Пенкин. Обломов уходит в созерцательное бездействие, желая сохранить «свое человеческое достоинство и свой покой». Образ Захара определяет структуру первой части романа. Обломов немыслим без слуги, и наоборот. Оба они дети Обломовки.

Гончаров назвал роман «Обломов «романом-монографией». Он имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить глубокое психологическое исследование одной биографии: «У меня был один артистический идеал: это - изображение честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие».

Вторая и третья части романа - это испытание дружбы и любви. Действие становится динамичным. Главным антагонистом Обломова выступает его друг Андрей Штольц. Образ Штольца важен для понимания авторского замысла и для более глубокого понимания главного героя. Гончаров намеревался показать Штольца как деятеля, подготавливающего прогрессивные перемены в России. В отличие от Обломова Штольц - это энергичный, деятельный человек, в его речах и поступках чувствуется уверенность, он твердо стоит на ногах, верит в энергию и преобразующую силу человека. Он постоянно в движении (в романе говорится о его переездах: Москва, Нижний Новгород, Крым, Киев, Одесса, Бельгия, Англия, Франция) - ив этом видит счастье. Немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность соединяются в Штольце с русской мечтательностью и мягкостью (отец у него немец, а мать русская). Однако в Штольце все-таки ум преобладает над сердцем, он подчиняет контролю даже самые тонкие чувства. Ему недостает человечности, которая является главным свойством Обломова. О детстве и семейной жизни Штольца лишь рассказано. Мы не знаем, чему Штольц радовался, чему огорчался, кто у него друзья, кто враги. Штольц, в противоположность Обломову, пробивает дорогу в жизни сам (блестяще окончил университет, с успехом служит, начинает заниматься собственным делом, наживает дом и деньги). Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов». Обломов же «обрюзг не по летам», у него «сонный взгляд». Однако и образ Штольца более многомерен, чем кажется на первый взгляд. Он искренне любит Обломова, говорит о «честном» и «верном» сердце Обломова, «которое не подкупишь ничем». Именно Штольца автор наделил пониманием нравственной сути Обломова, и именно Штольц рассказал «литератору» всю историю жизни Ильи Ильича. И в конце романа Штольц находит успокоение в семейном благополучии, он приходит к тому, с чего начал и на чем остановился Обломов. Это «отражение» образов друг в друге можно рассмотреть как процесс соединения крайностей.

Урок 1

Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891 гг.)

Основные этапы жизни и творчества.

Цель урока: знакомство с биографией писателя и основными вехами творчества. Знакомство с романом «Обломов» и его структурный анализ

Оборудование : портрет И. А. Гончарова кисти друга И. А. Гончарова Н. А. Майкова; образцы таблиц, которые учащиеся будут заполнять.

Личностные УУД: Самостоятельно подготовленные сообщения (в том числе и из Интернета); Действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; Самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

Регулятивные УУД Составление хронологической таблицы по материалам сообщения учащихся и учителя; внесение изменений в собственные ответы, повторение формулировок литературоведческих терминов. Предварительная работа над сообщениями о романе «Обломов». Исторические и литературные источники информации.

Коммуникативные УУД : Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Ход урока.

    Оформление тетрадей.

Эпиграфы:

В таланте Гончарова главную роль

играет «изящность и тонкость

кисти», «верность рисунка»,

преобладание художественного

мыслью и приговором .

В. Г. Белинский

План.

1. Биографическая и творческая справка. (выступает ученик, заранее подготовивший сообщение о жизни и творчестве писателя)

Знакомство с биографией И. А. Гончарова. (Сообщения учащихся и учителя с одновременным составлением учащимися хронологической таблицы.)

« Обыкновенная история » (работал около 10 лет);

Приступил к « Обломову »

Июль 1849 г.

Симбирск у родных

Задумал « Обрыв»

Лето 1852 г.

Плавание на фрегате «Паллада»

Книга очерков « Фрегат « Паллада»

1855

Старший цензор

1857 (около 2-х месяцев)

Лечение на заграничном курорте Мариенбаде

Семь недель пишет « Обломов»

1859

« Обломов» в № 1 – 4 «Современника»

5 лет

Совет Главного управления по делам печати

1868

Отставка

1869 г.

« Обрыв » (20 лет работы)

1891

Сжёг автографы произведений. Смерть.

2) Общая характеристика романа «Обломов».

Сообщение учителя.

В 1852 г . опубликован роман «Обломов», который прославил имя Гончарова . Этим романом писатель показал, какое пагубное влияние оказывали крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку. Мы видим, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчёмности, несостоятельности, к распаду личности. Образами Обломова и Захара Гончаров убеждает, что крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его воли и стремлений.

Роман «Обломов»: (учащиеся делают записи в тетради)

1) Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

2) Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и от чего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель».

Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

3 ) 1-я часть романа малодейственна (Обломов лежит на диване и отказывает визитёрам, зовущим его в Петергоф), но в ней показана эволюция Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, мечтает о путешествии). В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Но Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный » план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность его взглядов на жизнь. Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него.

4) В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада . В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путём труда, Обломов, уже имеющий всё благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма – деловая буржуазная жизнь Петербурга, поэтому он не критикует её.

5) В конце 1-й части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове – жизненные, деятельные начала или сонная « обломовщина»?

6) Во 2-й, 3-й частях описывается русско-немецкое воспитание Штольца , борьба 2-х национальных начал, в результате возникла сильная и гармоничная личность. Несмотря на взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный разночинец . Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Обломов понимает всю важность перемены в жизни, но этих-то перемен он и боится, боится движения и деятельности.

В борьбе мотивов – соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой – побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви.

Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.

7) 4 – я часть романа посвящена описанию « выборгской обломовщины ». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается ещё больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошёл в галерею лучших образов мировой литературы , и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображённых Гоголем, Тургеневым и др. В нём нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток , благодарен . Но, тем не менее, он вызывает к себе отрицательное отношение. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.

8) Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова . Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя. Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

9) Место действия романа – Петербург (только в 9 главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

10) Экспозицию составляют 1-я часть романа и две первые главы 2-й части . Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

11 ) В 3 и 5 гл. 2-й части завязывается узел события – знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку .

12) 6-11 главы этой части – развитие действия . Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге.

13) Кульминация 12 глава 2-й части . Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву . Этому посвящены 11 – 12 главы 3-й части , которые составляют развязку . В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

14 ) В 4-й части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция (пост… < после – приставка, обозначающая: следующий после чего – л., вслед за чем–нибудь).

15 ) Параллельно показаны взаимоотношения Штольца и Ольги .

16 ) В эпилоге (11 глава 4-й части) Гончаров говорит о смерти Обломова. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».

Таким образом , показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мёртвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлётов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой . И всё это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.

(в течение лекции учителя учащиеся заполняют таблицу №2)

3. Подведение итога урока, ответы на вопросы, выставление оценок.

Примерные вопросы:

Происхождение писателя? (купеческого рода)

Сколько братьев и сестёр имел И. А.? (1 брат и 2 сестры)

Кто был крёстным отцом и другом семьи Гончаровых? (Трегубов)

Его профессия? (морской офицер)

Любовь к чему воспитал Трегубов в будущем писателе? (к морю)

С кем встретился в 1832 г. в Московском университете И. А.? (Пушкиным)

В каком городе провёл служебную часть своей жизни И. А.? (Петербурге)

Кем служил 16 лет? (переводчиком)

Назови 3 романа на «Об…», написанных Гончаровым.

Кто положительно отозвался о романах? (Л. Н. Толстой, Белинский, Добролюбов, Дружинин, Тургенев)

Какое совершил путешествие И. А. на фрегате «Паллада»? (кругосветное)

Где похоронен И. А. Гончаров? (Александрово – Невской лавре)

Сколько частей в романе «Обломов»? (4)

Идея романа? (как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу)

Чем отличается воспитание Штольца от воспитания Обломова? (русско-немецкое)

Героиня романа? (Ольга Ильинская)

4. Дом. задание: 1) 1 – 10 главы, индивидуальные задания:

Кто такой И. И. Обломов (портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия). (По 1-й главе)

Приёмы характеристики Манилова («Мёртвые души», 2 глава) и Обломова:

а) портрет;

б) обстановка комнаты;

в) личность раскрывается через вещи, которые его окружают.

Кто такой Захар? Его характер, отношение к Обломову. Обязанности Захара. Какова идейно-композиционная роль Захара в романе? Из-за чего ссорятся Обломов и Захар? (1, 7-8,10 гл.)

Парад гостей. Рассказать, кто они, из занятия, отношения с Обломовым, оценка Обломовым их жизнедеятельности (2 – 4 главы).

Кто такой Обломов? Его жизнь в Петербурге (прошлое) (5 гл.)

Образование Обломова, его отношение к науке. Отношение к имению, хозяйственным вопросам. (6 глава)

9 глава «Сон Обломова» Описание Обломовки. Семилетний Обломов в доме родителей. Распорядок дня, отношение близких, восприятие окружающего мира; занятия родителей. Начальное образование.

- Парад гостей:

- Волков:

    «духовное» его увлечение

    Почему в описании Волкова преобладают глаголы конкретного действия? Найти их.

    Судьбинский.

    Почему этот герой легко мог бы «вписаться» в галерею гоголевских чиновников? (Каково его «духовное» увлечение? Смысл его жизни? Какую он принёс новость?)

    Беллетрист Пенкин ? Чем он занимается? Каково его «духовное» увлечение?

    Приятель Обломова Алексеев. 2 гл., конец 4 гл. Какого гоголевского героя из «Мёртвых душ напоминает? Что рассказано о его фамилии? Какой образ жизни ведёт?

    Тарантьев . 3, 4 главы. Какого гоголевского персонажа напоминает? Как Гончаров характеризует его? Какие слова употребляет? Привести примеры.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №6

муниципального образования г. Новороссийск

Предмет : литература

Класс: 10 «б»

Тема: Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891 гг.). Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика.

Тип урока : Открытие нового знания.

Какая основаня проблематика в романе Гончарова "Обломов"? и получил лучший ответ

Ответ от Izpepla[гуру]
Роман И. А. Гончарова «Обломов» является социально-психологическим произведением, описывающим жизнь человека со всех сторон. Главным героем романа показан Обломов Илья Ильич. Это помещик средней руки, имеющий свое родовое поместье. С малых лет он привыкал быть барином благодаря тому, что у него и подать и сделать было кому, отчего в последующей жизни он стал бездельником. Автор показал все пороки своего персонажа и даже где-то их преувеличил. В своем романе Гончаров дает широкое обобщение «обломовщины» и исследует психологию угасающего человека. Гончаров затрагивает проблему «лишних людей» , продолжая труды Пушкина и Лермонтова на эту тему. Как и Онегин и Печорин, Обломов не нашел применения своим силам и оказался невостребованным.
Лень Обломова связана в первую очередь с неумением осмыслить поставленную перед ним задачу. Он бы, может быть, даже стал и работать, если бы нашел дело по себе, но для этого, конечно, ему надо было бы развиться в несколько других условиях, нежели в каких развивался он. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство. Рабство это так переплетается с барством Обломова, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории. Рассудок Обломова так успел с детства сложиться, что даже самое отвлеченное рассуждение Обломова имело способность останавливаться на данном моменте и затем не выходить из этого состояния, несмотря ни на какие убеждения. Обломов, разумеется, не мог осмыслить своей жизни и потому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать. Служил он – и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он – и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество – и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к «муравьиной работе людей» , убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего.. .
Его лень и апатия – это создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а «обломовщина» . В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим. Обломовское начало живет и в Захаре, и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной.
Захар – отражение своего хозяина. Он не любит что-либо делать, любит только поспать и поесть. Чаще всего мы видим его на лежанке, а главной отговоркой от каких-либо действий было: «А что, разве я это придумал? »
Гости Обломова тоже не случайны. Волков – светский щеголь, франт; Судьбинский – сослуживец Обломова, который продвинулся по службе; Пенкин – преуспевающий литератор; Алексеев – безликий человек. Обломов мог бы быть светским щеголем, как Волков (а ведь он нравился женщинам, даже очень красивым женщинам, но он отдалил их от себя) , мог бы служить и дослужиться до высоких чинов, как Судьбинский, мог бы стать литератором, как Пенкин (Штольц, принося ему книги для чтения, пристрастил Обломова к поэзии. Обломов находил упоение в стихах…) , а безликий Алексеев говорит нам о том, что выбор еще может быть сделан.

История создания романа И. А. Гончарова «Обломов». Произведение было задумано в 1847 г., а закончено в 1858 г. Столь долгий период работы над романом объясним ши-ротой охвата круга проблем, затронутых автором. Он каса-ется и социальной сферы, и нравственной, и даже фило-софской.

Проблема выбора между рассудочностью и душевностью. Столкновение «прекрасного сердца» с «разумным расчетом» ставит еще один традиционный для русской литературы сложный выбор: чему отдать предпочтение — рассудку или чувствам? Друзья детства, несмотря на столь очевидную раз-ность в характерах и жизненных устремлениях, испытывают тягу друг к другу, представляя тем самым авторскую идею о необходимости гармоничного единства деловитости и сер-дечности. Материал с сайта

Влияние прогресса на внутренний мир человека. Острым становится и вечный вопрос отчужденности и непонимания людьми друг друга, на фоне которого смысл исторического движения и стремительного прогресса начинает вызывать осторожные сомнения. В уста своего героя писатель вклады-вает потрясающий по своей внутренней глубине философ-ский вопрос: «В десять мест в один день — несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»

Любовь-эксперимент и любовь-жертва. Любовь в жизни главного героя становится преображающим фактом, однако необходимость соответствовать требованиям, которые вы-двигает возлюбленная, пугает Обломова. Его внутреннему миру ближе становится чувство другой женщины, менее утонченной и образованной, зато способной на полное са-моотречение. Женские образы романа, Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына, противопоставляют друг другу два вида любви: головная рассудочность Ильинской, чувствующей себя Пигмалионом, который создает из О