Присоединение Грузии к Российской империи. Некоторые факты

В 1783 г. Екатерина II и царь Картли-Кахетинского царства Ираклий II подписали Георгиевский трактат, который устанавливал протекторат России в отношении Восточной Грузии. Договор резко осложнил взаимоотношения царства с Ираном и Турцией, претендовавшими на его территории, и усилил борьбу за власть между ветвями правящего рода.

После попыток Персии восстановить контроль над Восточным Закавказьем наследник Ираклия, царь Георгий XII, стремясь удержать власть, обратился к Павлу I с просьбой о присоединении его страны к России при условии сохранения прав на грузинский престол за его потомками.

Вскоре после смерти Георгия XII, 18 (30) января 1801 г. Павел I подписал манифест о присоединении Грузии к России. В этом документе Карталиния и Кахетия впервые были названы «Грузинским царством». За его населением сохранялись все прежние права и привилегии, в том числе имущественные, но также на него распространялись права и привелегии Российской империи. Однако права сына Георгия, Давида, на грузинский трон подтверждены не были.

6 (18) марта последовал указ Александра I «Об управлении Грузией», согласно которому она становилась губернией в составе России, а 12 (24) сентября 1801 г. была установлена новая система управления Грузинским царством. Она предполагала его автономию, которая выражалась, среди прочего, во включении «правителя Грузии» в состав органов местного самоуправления, подчинявшихся генерал-губернатору. Однако вскоре царевич Давид вместе с семьёй был насильно вывезен за пределы родины и до самой смерти (1819) проживал в Петербурге.

Несмотря на судьбу Картли-Кахетинского царства и его правящей династии, другие страны Закавказья также стремились опереться на Россию в борьбе против мусульманских Персии и Турции даже ценой потери независимости. В 1803 г. в подданство России вступила Менгрелия, в 1804 г. - Имеретия и Гурия, также были присоединены Гянджинское ханство и Джаро-Белоканская область, в 1805 г. - Карабахское, Шекинское и Ширванское ханства и территория Ширака, в 1806 г. - ханства Дербентское, Кубинское и Бакинское, в 1810 г. - Абхазия, в 1813 г. - Талышское ханство. Таким образом, в течение короткого срока к Российской империи отошло почти всё Закавказье.

Лит.: Высочайший манифест 12-го сентября 1801 года. М., 1801; Договор о признании царём Карталинским и Кахетинским Ираклием II покровительства и верховной власти России (Георгиевский трактат) // Под стягом России. М., 1992; То же [Электронный ресурс]. URL : http ://www .hist .msu .ru /ER /Etext /georgia .htm ; Шенгелия Л. Н. Закавказье и русско-иранские отношения в первой трети XIX века. Тбилиси, 1979.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 26. № 19721. С. 502-503; № 19770. С. 566-567; № 20007. С. 781-786 .

"Запад, выступая на стороне Грузии, дерзко и вероломно попирает нормы международного права. А они свидетельствуют о справедливости и законности позиции Южной Осетии и Абхазии, с одной стороны, и, с другой стороны, о преступности политики грузинских властей и всех тех, кто их поддерживает и готовит их к очередной войне в регионе.

Обратимся к юридическим основаниям, подтверждающим правомочность требований двух кавказских республик. Как следует из юридической экспертизы ситуации, этносы, которые оказались после распада СССР в границах Грузии, исторически существовали в виде суверенных государств независимо друг от друга и были объединены только при развале Российской империи в 1918 году.

Грузия добровольно вошла в состав Российской империи 18 января 1801 года.

Тогда в ее составе не было ни Абхазии, ни Южной Осетии. Да и быть не могло, потому что Осетия вошла в состав Российской империи раньше, чем Грузия - в 1774 году. Абхазия же с 1864 по 1918 год напрямую управлялась российской администрацией и тоже не была в составе Грузии.

В соответствии с международным правом Грузия могла создать самостоятельное государство только с той территорией, с какой она входила когда-то в царскую Россию.

Российская империя по великой милости своей приняла Грузию в свой состав. Известно, что, когда грузинский царь Александр в 1586 году просил русского царя Федора принять Грузию под российское подданство, то грузин оставалось не более 40 тысяч. Православные храмы и святыни Грузии были разрушены и осквернены, страна была полностью разорена.

После принесения Грузией клятвы на верность Российской империи, Россия взяла на себя обязательство защищать Грузию и сразу же подтвердила это, пригрозив Персии войной.

Кроме того, была оказана еще и помощь в восстановлении грузинских храмов и православных святынь. То есть, приняв Грузию в свой состав в 1801 г., Россия взяла на себя огромное бремя и дополнительную ответственность. Поэтому русские императоры, включая Павла I, несмотря на многочисленные просьбы и буквально мольбы Грузии, не решались пойти им навстречу. В 1798 го ду, вступивший на грузинский престол Георгий XII, умолявший Павла I о присоединении Грузии, получил последний отказ. Сын Павла, император Александр I, все же принял положительное решение.

17 ноября 1800 г. - царь Георгий XII обратился к императору России с «прошением на коленях», в котором просил принять свой народ в «вечное подданство».

Вот что пишет о мучительном для России периоде принятия этого решения дореволюционная «Большая российская энциклопедия: «Сознавая всю тяжесть жертв и забот, которую возложило бы на Россию полное присоединение страны, разоренной врагами внешними и раздираемой внутренними смутами, император колебался. Государственному совету при вторичном обсуждении вопроса о присоединении Грузии было объявлено о «крайнем отвращении государя поступить на принятие грузинского царства в подданство России». Но совет остался при прежнем своем мнении».

При этом, как пишут, главной причиной, побудившей русского царя удовлетворить прошение Грузии, были не имперские амбиции, а долг по отношению к православным братьям по вере, оказавшимся на грани полного уничтожения в демографическом, религиозном и политическом отношении.

Принять Грузию под крыло Российской империи означало не только готовность включить ее в состав государства, но и готовность защищать ее. В тех условиях это означало готовность за нее идти на жертвы, то есть проливать кровь.

Как сказал генерал М. Скобелев: «Только русские позволяют себе такую роскошь - воевать из чувства сострадания».

Хронологически события разворачивались следующим образом. В 1801 году император Александр I присоединил Восточную Грузию к России. Из Картли и Кахетии образо-валась Тифлисская губерния России. К этому времени единая Осетия уже 27 лет была в составе России.

В 1804 году в состав России вошла Имеретия и образовалась маленькая Кутаисская губерния.

В декабре 1811 года русские войска штурмом взяли Ахалкалак.

16 мая 1812 года Россия в войне с Турцией наносит ей очередное поражение, в результате чего подписывается Бухарестский мирный договор. В соответствии с ним, Россия (а не Грузия) получает участок берега Черного моря с г. Сухум и Мегрелию (без г. Пот).

В 1828 году русская (а не грузинская) армия с боями овладела городами Ахалцих, Карс, Анапа, Пот.

2 сентября 1829 года подписывается Адрианопольский мирный договор, согласно которому к России отошла вся полоса от Анапы до Поти, а также Ахалцихская область.

3 марта 1878 года после очередного поражения Турции, в Сан-Стефано подписывается мирный договор, в соответствии с которым, России (а не Грузии) отходят Карс, Ардаган, Баязет, Батум, Гурия.

Итак, вышеназванные земли, которые сейчас занимает Грузия, ей изначально не принадлежали, а были завоеваны русской армией в ходе боев и сражений.

Эти победы были одержаны Россией, а не Грузией, которая была всего лишь маленькой частью огромной защитившей ее империи. Эти земли, политые русской кровью, отошли России на основании международных договоров, и именно она имеет на них законное право.

В наше время так же, как и Крым, эти земли были подарены предателями Отечества таким же предателям, продавшим себя невидимой Хазарии, ставшим ее ничтожными лакеями и под лживым лозунгом этносуверенитета присосавшимся к русским землям.

Грузинский народ и его православные пастыри должны понимать, что своей жизнью и сохранением Православной веры они обязаны России и русскому народу, отдавшему жизни своих лучших сынов за спасение братьев по вере. Это был пример настоящей брани за веру, за спасение своих единоверцев.

Как написал по этому поводу Чавчавадзе: «Успокоилась, давно не видевшая покоя, уставшая от грабежа и разрушений, от бесконечных битв и войн страна... Началась новая эра, эра спокойной и безопасной жизни».

В составе Российской, а затем и советской империи Грузия процветала.

А сейчас… С 1991 года она стала независимой от России, но впала в другую зависимость от злейшего врага православия - Хазарии, стала ее вотчиной, местом шабаша и разгула одержимых ненавистью к России сил. Грузия скатилась к нищете, упадку экономики и культуры.

Она превратилась в криминальное образование, во главе которого оказались разорители.

Хазарская оккупация принесла Грузии как раз те самые грабеж и разрушения, бесконечные битвы и войны, от которых спасла ее когда-то Россия. "

Всем известна советская версия присоединения Грузии (1) к России: в таком-то году свершилась вековая мечта грузинского народа – он побратался с народом российским. Этот путь грузинский народ выбрал добровольно и с радостью, ведь теперь он мог не опасаться агрессивных соседей, и вообще на него немедленно «сошла божья благодать». Полной идиллии немного мешала капиталистическая эксплуатация трудящихся, которая прекратилась с приходом советской власти.

Эта версия не подвергалась сомнению во времена СССР, она до сих пор очень популярна на бывших территориях Союза
Но времена меняются. Доступными становятся новые источники информации, связанные с теми событиями, появляются вопросы и сомнения.
Например, если Грузия добровольно вошла в состав России, то почему российский император Александр I относился к включению грузинских земель в состав Российской Империи, как к воровству, называя это «несправедливым присвоением чужой земли» (2)?

Или почему историки царской России называли действия Российской империи в Грузии «оккупацией» и «инкорпорацией» (3)? Разве так поступают с братьями?
И, наконец, как относиться к словам выдающегося русского философа и историка Георгия Петровича Федотова: «Мы заучили с детства о мирном присоединении Грузии, но мало кто знает, каким вероломством и каким унижением для Грузии Россия отплатила за её добровольное присоединение». (4)
Теперь, когда становятся известны новые обстоятельства тех событий, появляется возможность взглянуть по-новому на всю историю Присоединения.
18-й век стал решающим для судьбы грузинской государственности. В начале этого века Грузия была расколота на три царства: Картлийское, Кахетинское и Имеретинское и несколько других территорий, в основном княжеств. Но сохранение во главе грузинских царств древней царской династии Багратионов давало надежду на возрождение и объединение Грузии.
Установившееся в эти годы относительное военное затишье позволило жителям грузинских земель заняться восстановлением мирной жизни. Столица Картлийского царства Тбилиси превратилась в экономический и культурный центр региона.
Определённые надежды на помощь и защиту возлагали грузины и на единоверную Россию.
Грузинские политики, учёные, знать, торговцы часто приезжали в Москву по делам или ища убежище. С конца 17-го века в Подмосковье имелось грузинское поселение, работала грузинская типография.
В 1721-м году российский царь Пётр I начал готовить военный поход, названный впоследствии Персидским. По мнению Петра, для успешности похода необходимо было заручиться поддержкой картлийского царя Вахтанга VI, находившегося в вассальной зависимости от Персии.

Пётр был крайне заинтересован в помощи грузинского царя, ведь грузинские войска славились своими высокими боевыми качествами. По мнению астраханского генерал-губернатора Волынцева, «во всей Персии лучшие войска – грузинские, против которых персидская кавалерия никогда стоять не будет, хотя бы она и имела тройное численное превосходство» (5).
По взаимно согласованному плану российские войска должны были через Дербент войти в Закавказье, там объединиться с грузинским и армянским войском и после совместных боевых действий распространить в Закавказье российское влияние. Конкретно на территории Грузии во всех ключевых городах должны были встать российские военные гарнизоны (6).
Помощь православной России сулила Грузии обуздание внешних и внутренних врагов и наступление мирных счастливых времён.
Вахтанг с готовностью принял предложение Петра.
23 августа 1722-го года российские войска под командованием Петра I триумфально и без сопротивления вступили в Дербент.
В то же время 30-ти тысячное войско Вахтанга VI вступило в Карабах, выбило из него лезгин и овладело Гянджой. Затем Вахтанг получил подкрепление - подошла 8-ми тысячная армия под командованием армянского католикоса (7).
В Гяндже, согласно совместному плану, Вахтанг стал дожидаться сигнала от Петра, чтобы двинуться на соединение с русской армией.
Но шло время, а вестей от Петра всё не было.
4-го октября Вахтанг отправляет Петру письмо, в котором сообщает, что приказ Петра о походе в Карабах и войне против лезгин успешно выполнен. Далее Вахтанг осторожно замечает, что «мы уже вышли бы до сих пор из Ширвана, но нас задерживает то, что мы не получили Ваших приказаний» и что именно сейчас «медлить не нужно» (8).
В письме, отправленном в тот же день астраханскому губернатору Волынскому, Вахтанг выражается менее дипломатично: «сколько уже времени прошло с тех пор, как мы прибыли сюда в Карабах и стоим здесь в ожидании известий от счастливого Государя. Снова отправляем мы вам письмо, в котором изъявляем надежду нашу на то, что Государь вскоре пожалует нам известия об себе.» (9)
В исследовании И.В.Куркина сообщается, что ещё 3 августа Пётр отправил Вахтангу письмо, в котором предлагал осуществить соединение русской и грузинской армий «между Дербени и Баку». Но письмо до адресата не дошло (10). И хорошо, что не дошло, потому что петровские планы очень быстро изменились, и дальше Дербента российские войска не двинулись. А очень скоро основные российские силы вообще прекратили военную операцию и из Дербента отступили.
Причиной, заставившей Петра I отказаться от продолжения Персидского похода, стала неподготовленность российской армии. Ненадёжными оказались российские корабли, подвозившие провиант – многие из них дали течь во время штормов. Не выдерживали непривычного климата и заболевали российские солдаты. Гибли от недостатка фуража и жары лошади.
В результате всего этого 6 сентября 1722 года российская армия повернула обратно (11).
А грузино-армянское войско ещё два месяца оставалось в Гяндже в ожидании императорского ответа (12).
Об отказе русских от Персидского похода грузинам сообщил подпоручик Иван Толстой. По свидетельству историка Соловьёва первым, кто узнал эту новость, был сын Вахтанга VI Вахушти: «Вахушт пришёл в ужас, когда узнал о возвращении императора из Дербента в Астрахань, и Толстой ничем не мог его успокоить; Вахушт представлял всю опасность, в какой находится Грузия: Эрзерумский паша, по указу султана, уже в другой раз присылал с угрозами, что если Грузины не поддадутся Порте, то земля их будет разорена. Вахушт упросил Толстого молчать о возвращении императора, чтобы народ не пришёл в отчаяние» (13).
Конечно же, долго сохранять в тайне отступление русских войск было невозможно. Преданный могущественным союзником Вахтанг немедленно подвергся атакам многочисленных внутренних и внешних врагов.
Начавшаяся война продолжалась три месяца. Картли подверглась разграблению, был разорён Тбилиси, сожжён и ограблен Сионский собор, многие жители царства, сумевшие избежать смерти, попали на невольничьи рынки.
Вахтанг укрылся на севере своего царства в Цхинвали, откуда отправил к «единоверному российскому царю» послов с просьбой о помощи (14).
По свидетельству историков, Пётр принял решение помочь гибнувшему союзнику: в 1723-м году он даже отдал распоряжения о подготовке военной экспедиции в Грузию. Но затем его планы изменились. Россия и Турция заключили Константинопольский договор, в котором подтверждались все турецкие претензии на Грузию (15). А помощь Вахтангу была ограничена приглашением переселиться в Астрахань. В 1724-м году грузинский царь Вахтанг VI выехал вместе со своим двором из Грузии в Россию, где и умер 13 лет спустя (16).
Итогом этих событий стало жестокое угнетение и систематическое истребление населения Картли, некоторые плодороднейшие и ранее богатейшие грузинские земли обезлюдели на десятки лет.
Российская точка зрения о причине провала Персидского похода отражена в письме российской императрицы Екатерины I картлийскому царю (на тот момент уже в изгнании) Вахтангу VI (17).
Письмо составлено в подчёркнуто унизительном тоне, не свойственном переписке между царственными особами.
В этом документе Екатерина возлагает вину за провал Персидского похода на самого Вахтанга. По мнению Екатерины, он после взятия Гянджи должен был «легко пойти на Шемаху, покорить все те места и укрепиться в них, так как в тех местах никого не находилось, кроме мятежных изменников». Потом, само собой разумеется, «все армяне, узнав о Ваших победах, приняли бы Вашу сторону». После чего «ни мало не опасаясь турков», Вахтанг, очистив путь от неприятеля, должен был соединиться с Русским войском, «расширить свои владения и возвеличить своё имя».
Фантастичность этого плана очевидна: на его осуществление у Вахтанга была лишь пара недель, координация с российским войском отсутствовала, один только факт отступления российских войск из Дербента уже делал план Екатерины неосуществимым.
Интересно, что уже в 19-м веке из российских архивов исчезли многие оригинальные документы, рассказывавшие об этой неудобной для России странице истории (18).
На несколько десятков лет российско-грузинские связи почти прервались. За это время политико-экономическая ситуация в Грузии значительно улучшилась.
К 60-ым годам 18-го века, благодаря политическим и военным успехам картли-кахетинского (историческое объединение двух царств произошло в 1762-м году) царя Ираклия II, а также удачной политической конъюнктуре, в Картли-Кахетинском царстве был достигнут политический баланс в отношениях с соседями. Враги присмирели, набеги горцев случались всё реже. За политическими успехами шло экономическое благополучие (19).
Грузинское царство Имерети также окрепло. Поначалу имеретинский царь Соломон I в своей борьбе против Турции надеялся на союзничество России. Он дважды направлял российской императрице Екатерине II просьбу о помощи и оба раза получил отказ. В итоге Соломон разобрался с турками самостоятельно (20), – в 1757-м году его войска одержали победу в Херсильской битве. Эта победа позволила Имеретии освободиться от тяжёлых турецких налогов.
В 1758-м году между Ираклием и Соломоном был заключён военный союз.
Военно-политическое сотрудничество царей давало надежду на формирование в обозримом будущем единого грузинского государства (21).
С началом в 1768-м году русско-турецкой войны Россия вновь начала проявлять интерес к региону.
У российских политиков были планы вовлечь в эту войну «все народы нашего закону, живущие в турецких областях» (христианские народы, живущие поблизости от Турции) – греков, черногорцев, поляков, грузин и так далее. Но единственными, кто откликнулся на призыв России, оказались грузины (22), (23).
Что заставило грузин (этот вопрос в большей степени относится к картли-кахетинскому царю Ираклию II) нарушить устраивающий их политический порядок и возродить коалицию, которая в недавнем прошлом принесла неудачу?
В конце 1768-го года российская императрица Екатерина II направляет в Коллегию иностранных дел (тогдашний российский МИД) запрос, из которого понятна степень её осведомлённости о «единоверном народе».
Екатерина в частности интересуется, с кем граничит Грузия, где находится её столица Тифлис (а то одни говорят, что на Чёрном море, другие, что на Каспийском, а третьи – что и вовсе посередине) и правда ли, что грузинский царь Ираклий II – католик (24).
Хотя Екатерина интересовалась самым большим грузинским царством – Картли-Кахетинским и его царём Ираклием, переговоры решено было вести с имеретинским царём Соломоном I, поскольку Имерети непосредственно граничила с Турцией, к тому же с Соломоном Россия имела опыт прямого (хотя и бесполезного для Имерети) общения.
Посредством Соломона Россия надеялась вовлечь в войну и Ираклия.
По этому поводу российская Коллегия иностранных дел подготовила доклад под красноречивым названием: «Рассуждения о способах, какими грузинцы преклонены быть могут к восприятию участия в настоящей с Портою Оттоманской войне».
Для вовлечения грузин в войну предлагалось использовать их религиозность, «поколику теплота веры в грузинцах великая» (25).
Уговаривая имеретинского царя Соломона вступить в войну, граф Панин использует рекомендованные в Рассуждении аргументы: «тем самым окажете услугу всему христианству и её императорскому величеству моей всемилостивейшей государыне как православной монархине» (26).
Размышляя о сферах духовных, граф не забывает и об обещании благ земных: «могу уверить и обнадёжить вашу светлость от высочайшего имени моей всемилостивейшей государыни, что когда Господь Бог благословит нас успехами над общим христианским неприятелем и тем дела приведены будут к примирению, тогда её императорское величество несомненно вашу пользу и интерес между выгоднейшими для Империи своей артикулами поставить изволит в самом мирном трактате» (27). Также «Панин писал Соломону, чтоб он постарался уговорить грузинского (карталинского и кахетинского) царя Ираклия действовать вместе против турок» (28). Похожее письмо с уговорами о вступлении в войну было отослано и Ираклию (29).
План Коллегии иностранных дел сработал.
Соломон лично поехал в Тбилиси уговаривать Ираклия принять сторону России в русско-турецкой войне. Ираклий согласился.
В итоге «оба царя отправили в Петербург знатных послов с объявлением своей готовности вступить в войну с турками» (30).
Грузинские цари и народ «восторженно приняли воззвание Великой императрицы, призывавшей их на борьбу с общим врагом христианства, и выразили готовность немедленно последовать призыву «православной монархини», что они действительно и доказали, сражаясь против турок в течение всей пятилетней турецкой войны» (31).
Включившись в качестве союзников России в войну против Турции, грузины нарушили устоявшееся в регионе политическое равновесие и настроили против себя множество соседних правителей.
Кажется, что именно в этот момент был запущен механизм, приведший вскоре к разрушению грузинской государственности.
По итогам войны грузины могли рассчитывать, что Россия окажет помощь в усилении позиций Грузии в отношениях с Турцией (32). Но, несмотря на данные императрицей грузинам «самые решительные обещания» о том, что они «при заключаемом с Портою мире позабыты не будут» (33), грузины не получили ничего (34).
Более того, в заключённом с турками договоре Россия соглашалась с правом турок на Имерети. А это остановило процесс объединения Грузии.
Грузины видели своё будущее в союзничестве с единоверной Россией и надеялись в той войне подтвердить свою верность. «Со стороны грузин было бы трусостью пропустить такой шанс. Они рискнули – и опять проиграли ставку» (35).

В этом месте у читателя может возникнуть вопрос: «давно известно, что политика – грязное дело. Предательства и нарушения договоров были известны в ней и ранее. Так с какой стати грузинские цари так доверяли своим российским коллегам, на основании чего верили в возможность дружбы с большим северным соседом?»
Выскажу своё личное мнение.
Для таких надежд у грузин были все основания.
Во-первых, между единоверными странами существовали многовековые экономические, культурные, политические связи.
Кроме того, неоценимую помощь для России-Руси оказала Грузия, когда фактически превратилась в демпфер, последний христианский форпост на востоке, столетиями гасивший набеги многочисленных восточных «покорителей мира».
Так, российские христиане до сих пор отмечают спасение России от Тамерлана, как большой праздник. Спасение, которое во многом было куплено кровью грузинского народа.
В то время, когда Грузии приходилось раз за разом решать вопросы восстановления и сохранения своей государственности, в России складывались достаточно комфортные условия для строительства сильного государства, выросшего в мощную империю.
Вполне логично, что грузины ожидали ответной благодарности за эти свои жертвы.
Ну и, наконец, детская доверчивость грузинских царей, проявлявшаяся в их политике по отношению к России, объясняется патриархальной верой в Москву, как в Третий Рим (36), верой в фактор «православного братства».
А между тем, грузинские правители, сражавшиеся и общавшиеся в основном с окружавшими их представителями восточной культуры не заметили, что наступила новая эра – эра Великих Европейских Империй. И Российская империя стремилась занять в этом «клубе» ведущую позицию.
Новые времена принесли новую государственную мораль. Личная дружба, слово чести, подписанный договор уже не стоили ничего, если мешали интересам Империи. Ради этих интересов можно было спокойно идти на предательство, нарушение действующих соглашений, преступление.
Российские правители рассматривали Грузию исключительно с точки зрения полезности нового приобретения. Когда наступил подходящий момент, Грузия была поглощена и переварена.
Вообще сравнение процессов присоединения к Российской империи Грузии и, например, Шекинского ханства (произошло в том же регионе примерно в то же время) избавляет ото всех иллюзий по поводу «особого отношения» России к Грузии.
В 1783-м году Российская империя подписывает с картли-кахетинским царём Ираклием II Георгиевский трактат, с клятвами взаимной дружбы, любви и гарантиями неприкосновенности государственности и царской власти.
Аналогичный документ заключается в 1805-м году с шекинским правителем: «Грамота Императора Александра I о принятии Селим-хана Шакинского в подданство» (37).
Те же гарантии вечной любви и неприкосновенности: «Божиею поспешествующею милостью Мы, Александр Первый, Император и Самодержец Всероссийский <...> утверждаем и признаем Вас, нашего любезно-верноподданного, владетелем ханства Шакинского <...> обещая Вам и преемникам Вашим Нашу императорскую милость и благоволение <...> утверждаем оное во всей силе Нашим императорским словом на вечные времена ненарушимо за Нас и преемников Наших».
Те же знаки инвеституры (верховной власти), которые Шекинские ханы получают от российского императора: «Для славы дома Вашего и в память Нашей императорской милости к Вам и законным преемникам Вашим, шакинским ханам, жалуем Вам знамя с гербом Российской империи и саблю».
Грузинскому трону помимо таких же знамени и сабли Трактат 1783-го года обещал ещё «повелительный жезл» и «епанчу горностаеву». Разница не принципиальна.
И те же процессы уничтожения государственности и нейтрализации претендентов на царский престол. Разве что ликвидация (спустя 14 лет после подписания Грамоты) Шекинского ханства прошла быстро и без особой огласки.
Генерал А.П.Ермолов в своих Записках уделил рассказу о ликвидации Шекинского ханства один абзац:
«По воспоследовавшей смерти генерал-майора Исмаил-хана Шекинского приказал я для описания провинции и доходов отправиться артиллерии генерал-майору Ахвердову к правителю канцелярии моей статскому советнику Могилевскому. Издал прокламацию, что ханство Шекинское навсегда принимается в российское управление. Приказал всю фамилию хана отправить в Елисаветполь, дабы не могла производить беспорядков». (38)
На ликвидацию Картли-Кахетинского и Имеретинского царств Российская империя затратила гораздо больше усилий.
Вот и вся цена российских обещаний «вечной любви и неприкосновенности».
Надежды грузинских царей на особые российско-грузинские отношения не помешали Российской империи пойти на нарушение подписанных договоров и поглотить Грузию точно так же, как и мелкое прикаспийское ханство.
Но всё это случилось много позже.

В начале 80-х годов 18-го века в Персии наступил период безвластия.
По мнению русской императрицы Екатерины II, создалась подходящая ситуация для закрепления России в регионе (39).
В качестве плацдарма было выбрано Картли-Кахетинское царство.
Экспансия России в регион юридически оформлена самым известным российско-грузинским договором – Георгиевским трактатом.
Договор был заключён на условиях, выгодных как для России, так и для Грузии.
Россия закреплялась на территориях, население и правители которых традиционно были настроены к ней очень дружественно. Грузинский царь обязался всегда сражаться на стороне России, где бы ни возникала такая необходимость.
Перед Россией открывались возможности для дальнейшего распространения своего влияния на восток – немедленно на Персию и в перспективе на Турцию и далее.
Это серьёзно подрывало позиции восточных противников России и полностью исключало возможность союзничества Грузии с этими противниками (чего в России весьма опасались).
По договору Грузия уступала Российской Империи часть своих внешнеполитических функций, но взамен получала гарантию невмешательства в грузинскую политику (Ираклию II и его наследникам была дана гарантия «сохранения беспременно на царстве Картлийском и Кахетинском» – Артикул 6., п.2). Грузия также автоматически получала гарантию внутренней и внешней стабильности – договор предусматривал размещение в Грузии российский воинских частей, подкреплённых артиллерией.
Причём, если гарантией защиты от внутренних смут был один только факт союзничества с мощной Россией, то по поводу врагов внешних в трактате недвусмысленно говорилось, что любые враждебные действия против Грузии будут рассматриваться, как враждебные действия против России (Артикул 6, п.1).
Очень важным для грузинской стороны был «сепаратный артикул», по которому российские цари обязались приложить все возможные дипломатические и военные усилия для возвращения Грузии утерянных исторических территорий.
У Трактата было немало противников среди грузинских князей. Не доверяла русским и жена Ираклия царица Дареджан (40).
Сторонники Трактата возлагали на него большие надежды. Они надеялись, что Трактат поможет объединить Грузию и вернуть отторгнутые врагами грузинские земли, восстановить Армянское царство и возвратить на родину армян, рассеявшихся по миру, укрепить союз христианских народов (41).
Увы, реальность оказалась прямо противоположной, а в итоге даже катастрофической для Грузии.

Сразу после подписания Трактат окончательно настроил против Грузии большинство её соседей. Кроме того, первое же серьёзное испытание показало, что Россия не способна выполнять свои союзнические обязательства.
В 1785-м году Аварский хан совершил опустошительный набег на Грузию, разорил основной источник пополнения грузинской экономики – ахтальские рудники и с богатой добычей возвратился в Аварию. Договор с Россией не сработал.
Турция даже не скрывала, что за спиной аварского хана стояла именно она, и что рейд стал ответом на подписание Ираклием Георгиевского трактата.
Но ещё за год до этих событий у Грузии появился дополнительный повод усомниться в правильности выбранного Ираклием пути.
В 1784-м году умирает царь Имеретии Соломон I.
В Тбилиси приезжает делегация имеретинских феодалов. Они везут Ираклию просьбу об объединении Картли-Кахетинского и Имеретинского царства.
Впервые за долгие годы эти важнейшие части Грузии могли объединиться в единое, сильное государство.
Но в действовавшем на тот момент мирном российско-турецком договоре Имеретия была отнесена к сфере влияния Турции, а Картли-Кахетинское царство – России. И по Георгиевскому трактату ответственность за внешнюю политику Картли-Кахетинского царства несла на себе Россия.
Т.е. в случае присоединения Имеретинского царства к Картли-Кахетинскому, Россия превращалась в нарушителя действовавшего между ней и Турцией договора. А это могло стать для Турции поводом для начала новой войны против России.
Государственный совет Дарбази обсуждал просьбу Имеретии три дня.
И принял решение ответить имеретинским посланцам отказом (42). Историческое объединение не состоялось.
Летом 1787-го года случилось ещё одно очень тревожное для грузин событие.
В самый разгар российско-грузинского военного похода на Гянджу российская часть войска получает приказ вернуться в Россию. Приказ немедленно выполняется: несмотря на уговоры Ираклия, несмотря на ссылки на соответствующие пункты Трактата, все российские военные подразделения покидают Грузию.
Тем самым Россия демонстративно отказала Ираклию в военной защите его царства.
Почему Россия нарушила условия Георгиевского трактата?
Вот как объясняли произошедшее ведущие российские военные историки того времени.
Российский академик и военный историк П.Г.Бутков, принимавший в 1801-1802 годах непосредственное участие в процессе присоединения Грузии, перечисляет следующие основные причины:
1. В российских планах русско-турецкой войны боевые действия на территории Грузии не значились (очередная русско-турецкая война началась в апреле 1787-го года).
2. Считалось, что в отсутствие российских войск грузинам легче будет налаживать отношения с соседями.
3. Российские войска испытывали в Грузии сложности с продовольственным снабжением (43).
На самом деле 2-я и 3-я причины выглядят откровенно искусственными.
Едва ли в России лучше грузинского царя знали, как и с кем грузинам договариваться. Но с Ираклием II на эту тему даже не посоветовались.
И уж совсем невероятной кажется версия, что продовольственные проблемы могли стать основанием для России прекратить своё военное присутствие в важном для неё регионе (в ноябре 1800-го года Россия ввела в Картли-Кахетинское царство армейские силы, значительно превосходящие оговоренные лимиты (43-2), и ей не помешал тот факт, что на разорённых после недавнего похода персидского Ага Мохаммет-хана грузинских землях свирепствовал голод).
Очевидно, что главной причиной ухода российских войск из Грузии является изменение планов России в связи с русско-турецкой войной.
Такого же мнения придерживается в своём исследовании В.А.Потто, генерал-лейтенант, начальник генерального штаба Кавказской армии, военный историк (40).
Но почему тогда после окончания русско-турецкой войны в 1791-м году российские войска не вернулись в Грузию, как того требовали условия Георгиевского трактата?
Главных причин три.
Во-первых, императрица справедливо полагала, что главной для России опасностью, исходящей из этого региона, является вторжение Турции. После заключённого с Турцией мира Екатерина посчитала регион недостаточно важным для российского военного присутствия, ведь главная для России опасность была только что устранена.
Во-вторых, Россия опасалась присутствием своих войск в Грузии вызвать недовольство Турции и создать угрозу для действовавшего договора.
Третья и возможно главная причина состояла в том, что российские правители всегда достаточно легко нарушали свои договорённости с Грузией.
В декабре 1789 года Екатерина писала исполнявшему функции министра иностранных дел А.А.Безбородко «Мы с Грузией имеем трактат. Мы не ведаем, имеет ли Порта с нею трактат же; но буде Порта запретит ахалцихскому паше и ей подвластным народам войски в Грузию водить и Грузию войсками угнетать и разорять, то мы обещаем ей в Грузию войски не вводить.» (44)
Т.е. уже в 1789-м году Екатерина допускала нарушение важнейшего пункта Георгиевского Трактата и соглашалась защищать Грузию лишь избирательно – в случае турецкой агрессии. А в случае, например персидского вторжения в Грузию, Екатерина помогать Ираклию не собиралась.
Политические игры российской императрицы таили для Грузии смертельную опасность.
В 1789-м году Персия всё ещё была ослаблена внутренними раздорами, но ситуация могла измениться в любой момент, как только в Персии появится сильный лидер.
Вскоре так и случилось.
В Персии появляется новая фигура – властный и необычайно жестокий правитель Ага-Магомет-хан, который быстро концентрирует в своих руках власть.
В 1793-м году Ираклию становится известно, что Ага-Магомет-хан решил наказать Тбилиси за Георгиевский трактат и готовит крупный карательный поход.
Ираклий немедленно ставит об этом в известность Екатерину и просит в соответствии с действующим Георгиевским трактатом вернуть российские войска, но российская императрица выполнять договор не спешит.
Архивы сохранили многочисленные письма грузинского царя, его жены царицы Дареджан, сына, и т.д., адресованные к Екатерине и крупным российским чиновникам и призывающие к возврату в Грузию российского военного подразделения. Первое письмо было отправлено 1 марта 1793 года, как только стало известно о планах Ага-Магомет-хана, последнее – в сентябре 1795-го, когда 70-тысячное неприятельское войско (45) уже подходило к Тбилиси.
Всё тщетно (46).
Два с половиной года Екатерина и её военачальники отвечали то успокоительными и унизительными отписками о том, что опасность преувеличена, и Ираклий предаётся беспочвенной панике, то утверждениями, что труднопроходимые Кавказские горы делают совершенно невозможной переброску российских войск «по причине больших снегов и стужи» (47).
11 сентября 1795 года после двухдневных боёв Ага-Магомет-хан занял Тбилиси и разрушил его до такой степени, что даже спустя пять лет город всё ещё лежал в развалинах. По свидетельству Тучкова, который приезжал в Тбилиси в начале 1801-го года, «представился он мне кучею камней, среди которых было две улицы, по которым можно было ещё проехать. Но дома большей частью и на оных были разорены. От дворца царского оставались одни ворота, остальное всё срыто до основания» (48). Во время нашествия были ограблены и осквернены церкви, десятки тысяч горожан убиты или взяты в плен.
Сразу после разорения Тбилиси Ираклий умолял российских генералов догнать Ага-Магомет-хана, который неспешно (из-за обильной добычи и пленных) уходил из Грузии. Можно было хотя бы вызволить уводимых в рабство тысячи грузин (49). Но и эти призывы остались без ответа.
«Ничего уже у нас не осталось, всего лишились!» - с горестью писал Ираклий в Петербург своему сыну и царскому посланнику Чавчавадзе: «Вы сами всё знаете, что ежели б мы присягою к высочайшему двору привязаны не были, а с Агою-Магомед-Ханом согласны были, то бы сего приключения с нами не сбылося» (50).
В 1801-м году графы А.Воронцов и А.Кочубей в своём докладе российскому императору прямо указывали, что: «Ага-Магомед-хан не осмелился бы вторгнуться в Грузию, если бы заблаговременно было послано на помощь ей хотя малое количество наших войск» (51).
Россия ввела свои войска в Грузию только в декабре, когда всё было кончено.

Размышляя о событиях, связанных с нашествием Ага-Магомет-хана, нельзя отделаться от ощущения некоторой парадоксальности.
Два с половиной года этот полководец потратил на подготовку похода против Картли-Кахетинского царства. Вся эта работа могла в один день оказаться бессмысленной, если бы только Россия вернулась к соблюдению Георгиевского трактата и вернула в Грузию свои войска.
В военном руководстве России также не понимали происходящего. «Чрезмерно мне удивительно – писал в 1795-м году Екатерине II руководитель Кавказской линией генерал Гудович – что я доныне не мог и ныне не могу послать в Грузию российские войска за неполучением высочайшего вашего императорского величества повеления» (52).
Ага-Магомет-хан, совершенно не опасаясь России, провёл длительную открытую подготовку к своему походу и осуществил опустошительный поход.
Создаётся впечатление, что у него была некая уверенность в бездействии России, были некие гарантии…
Возможно, когда-нибудь иранские архивы дадут ответ на эту историческую загадку. А до того момента остаётся лишь запастись терпением и довольствоваться скромными предположениями.
Произошедшее надломило Ираклия. Он фактически отстранился от управления страной и через два года умер, так и не сделав однозначных распоряжений по поводу престолонаследника. Несомненно, такая ситуация привела к ослаблению грузинской государственности.
Поход Ага-Магомет-хана окончательно разорил экономику Картли-Кахетинского царства, с трудом восстанвливавшуюся после нашествия Омар-хана в 1785-м году.
Подводя итоги 17-ти лет действия Георгиевского трактата, приходится признать, что этот период стал одним из самых страшных для Грузии за всё её историю.

Чтобы ответить на вопрос, вынесенный в заглавие статьи, полагаем, необходимо, прежде всего, обратиться к истории, и уяснить, в чем же особенности грузино-российских взаимоотношений и какие пути определяют преодоление их современной конфликтогенности.

Грузия - одно из самых древних государств в мире. В многоликой истории этой страны можно выделить два основных периода, которые предопределяли ее наибольший расцвет.

Прежде всего, период, когда завершилось объединение грузинских земель на рубеже X-XI вв. при царе Баграте III, который создал сильное централизованное государство, достигшее своего расцвета при царе Давиде -Строителе и его внучки царицы Тамар. Это был блистательный период грузинской истории, когда грузинское влияние распространялось на все Закавказье. Внутри страны велась огромная созидательная работа. Возводились христианские храмы, строились дороги, оросительные каналы. К началу XIII века большими городами стали Тбилиси, Кутаиси, Дманиси, Рустави, Поти и другие. Именно в этот период гениальный Шота Руставели создает свою бессмертную поэму «Витязь в тигровой шкуре», в которой заложен нравственный код грузинского народа, основы его чести, достоинства и славы.

Однако развитие исторических событий, особенно в период и после татаро-монгольских завоеваний, привело Грузию к раздробленности на отдельные княжества и разграблению. Многие столетия грузинские земли находились в предельно угнетенном состоянии. В XVI-XVII веках значительно усилилась агрессия османской Турции и сефевидского Ирана, принесшая неисчислимые бедствия. Фактически ежегодно в плодородные грузинские долины устремлялись орды иноземцев. В этот период Турция захватила значительную часть юго-западных земель Грузии: Месхет-Джавахети, Аджарию и Лазику. К концу XVII века были отторгнуты некоторые районы Кахети, где возник Илисуйский султанат. В XVIII веке еще более усилилась «лекианоба» - совместные набеги отрядов ахалцихских пашей и дагестанских феодалов. Вопрос стоял в существовании самого грузинского народа, который безжалостно уничтожался. Так продолжалось до тех пор, пока освободительную борьбу Грузии не возглавил в конце XVIII века выдающийся государственный и военный деятель, царь объединенного Картли-Кахетинского царства Ираклий II. Ему удалось остановить напор турецкой агрессии и дать стране жизненно необходимую передышку. Однако раздробленная, раздираемая феодальными междоусобицами, страна оставалась в состоянии тяжелого экономического и политического застоя, постоянных угроз завоевателей.

Грузия искала защиты. И она нашла ее в лице великого северного соседа - православной России - страны, родственной по духовно-нравственному критерию восприятия действительности и образа жизни.

В 1783 году между Россией и Картлийско-Кахетинским царством был заключен Георгиевский дружественный договор-трактат об установлении протектората России над Восточной Грузией. Это открыло путь присоединения к России и других грузинских царств (в 1803 году к России присоединилась Мингрелия, в 1804 - Имеретия, в 1810 - Абхазия). В результате русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в состав России вошла Аджария. Начался новый, важнейший исторический период в жизни грузинского народа в составе Российской Империи.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о том, что принесло вступление Грузии в состав России. В современных грузинских учебниках истории и многих публикациях настойчиво навязывается идея, что Россия якобы колонизировала Грузию, что период ее развития в составе Российской Империи и Советского Союза - один из самых трагических для грузинского народа. Так ли это? Со временем все станет на свои места. Но есть более чем очевидные факты, которые должны стать предметом обсуждения широких кругов общественности и в настоящее время. Эти факты должны способствовать реальному самоопределению Грузии на важном этапе ее цивилизационного выбора.

Что реально принесло Грузии в свое время вступление и нахождение в составе Российской Империи?

Прежде всего, была сохранена и защищена грузинская государственность. Вступив в состав России, Грузия тем самым впервые за многие столетия была защищена российской мощью от агрессии Турции и Ирана, господство которых в регионе угрожало физическому уничтожению самого грузинского народа. Это неопровержимый факт.

С присоединением Грузии к России удалось, спустя многие столетия, объединить грузинские земли в единое государство. Фактически прекратились внутренние междоусобицы, и постепенно стала возрождаться единая грузинская нация. Более того, с присоединением к России удалось сохранить и закрепить государственную и территориальную целостность страны. Это тоже факт неоспоримый.

С присоединением Грузии к России удалось сохранить православную веру как важнейший критерий этнической идентификации. Особенностью Грузии является то, что это древнейшее христианское государство. Грузинская православная Церковь возникла еще в первой половине четвертого века. Дальнейшая история Грузии неразрывно связана с православием, которое в существенной степени определяет и современное развитие страны. Объединение с православной Россией создало предпосылки для укрепления православия в Грузии как основы образа жизни грузинского народа, защиты от духовного порабощения.

Присоединение Грузии к России не только защитило эту страну от уничтожения, но и создало предпосылки для дальнейшего укрепления основ грузинской государственности, решению многочисленных других судьбоносных вопросов.

Российско-грузинские связи сыграли огромную положительную роль не только в истории Грузии. Но они способствовали прогрессивному развитию и самой России.

Что принесло России присоединение к ней Грузии?

Прежде всего, Россия укрепила свои южные границы от исторически агрессивных соседей в лице, прежде всего, Османской Империи, а в последующем, Турции. Здесь государственное объединение народов России и Грузии было взаимоцелесообразным.

Россия, объединившись с древнейшим православным народом, существенно расширила свое духовное пространство. Общий духовно-нравственный критерий жизни делал проживание двух народов в рамках одной государственности предельно комфортным. Духовного угнетения здесь не наблюдалось, а наоборот, Россия вместе с Грузией укрепили свою, как и в равной степени, «Вселенскую» православную доминанту.

Российско-грузинские связи в едином государстве сыграли огромную роль и в сфере взаимообогащения культур, что способствовало прогрессивному развитию самой России. Большой вклад в историю России внесли Давид Гурамишвили, Иосиф Самебели, Христофор Гурамишвили, выдающийся полководец Петр Багратион и многие другие. Обращает на себя внимание тот факт, что российская царская семья сразу же породнилась с царскими грузинскими семьями, и это были свои духовно близкие люди православной культурной цивилизации. (Грузинская царица Тамар также была замужем первым браком за русским князем Юрием, сыном Андрея Боголюбского, который, в свою очередь, являлся сыном основателя Москвы - Юрия Долгорукова).

Особый период развития Грузии - в составе Советского Союза, когда, по словам Э.А. Шеварднадзе, страна «достигла высочайших вершин прогресса». (Шеварднадзе Э.А. Советская Грузия. - М.: Политиздат, 1979. - С. 20). Факты свидетельствуют, что это был действительно один из наиболее впечатляющих периодов в жизни грузинского народа. Промышленное производство и сельское хозяйство увеличилось в десятки раз, более чем в два с половиной раза возросла численность населения. (За время вхождения Грузии в состав России и Советского Союза - с конца XVIII века по 1991 год, - ее население увеличилось почти в 8 раз). Грузины стали одним из наиболее образованных народов в мире. Литература и искусство получили необычайный подъем. Наиболее талантливые выходцы из Грузии возглавили многие передовые направления развития науки и культуры в других союзных республиках. А Иосиф Джугашвили (Сталин) стал «новым русским царем», возглавившим победу над фашизмом во Второй мировой войне и обеспечившим небывалый подъем в строительстве союзного государства. Несмотря на тотальные исторические дискредитации, уже в наше время благодарные россияне назвали его одним из самых выдающихся деятелей в истории России («именем России») наряду с Александром Невским и Петром Столыпиным. Большой вклад в современное развитие России в настоящее время вносят и сотни тысяч других россиян грузинского происхождения.

Развал Советского Союза, как «величайшая катастрофа современности», имел трагические последствия не только для России, но и для других ее исторических союзников. В частности, Грузия на четыре пятых потеряла свой экономический потенциал. Существенно деградировали гуманитарные отношения. Снова начались, характерные для Средневековья, междоусобицы. Более того, трагические события последнего двадцатилетия привели к реальной опасности потерять свой исторически сложившийся цивилизационный выбор.

Развал Советского Союза нанес тяжелейший удар и по народам России. Страна также была отброшена на многие десятилетия назад. Глубочайший экономический, социальный, гуманитарный кризис не преодолен до настоящего времени. Идет поиск выхода из сложившейся ситуации, в том числе путей улучшения взаимоотношений с таким братским народом, как грузинский.

Что может явиться главным на пути восстановления дружеских взаимоотношений между Грузией и Россией в современных условиях? Это необычайно сложный вопрос. Однако поиск ответа на него необходим и, прежде всего, в контексте не межгосударственных, а в более широком контексте - в отношениях между народами, включая их главные принципы взаимоотношений, складывавшихся на протяжении многих веков.

Прежде всего, Россия и Грузия - православные страны. Основы православной морали, которые определили весь комплекс ценностей у этих стран, идентичен. Именно духовные и социальные аксиологические принципы жизни сближают грузинский и российские народы больше всего и глубже всего. Ни «европейские» или другие ценности, к которым стремятся либералы как в Грузии, так и в России, а именно возрождение православных ценностей реально может восстановить дружественные и даже братские взаимоотношения между народами России и Грузии.

В данной связи обращает на себя внимание факт, что когда в отношениях между государствами дело дошло до разрыва дипломатических отношений, Русская и Грузинская Православные Церкви никогда не рвали взаимоотношений между cобой. Каждая из этих Церквей боролась за свои (они же и общие) ценности и за цивилизационные основы развития своих стран. В России Патриарх Московский и всея Руси Кирилл однозначно встал на защиту традиционных духовных основ жизни российского общества и православия в целом. При этом всегда подчеркивалась важность расширения связей с братским грузинским народом. Не менее ответственно относится к православному единству и Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. В Рождественском послании 2014 года он особо ярко призвал грузинский народ защищать традиционные ценности. В эпистоле Патриарха жестко прозвучала критика именно «европейских ценностей», включающих повсеместное развитие секуляризма, однополых браков, установление права однополым парам на усыновление детей, жесткая критика гомосексуализма, суррогатного материнства и другое.

Слова главы одной из старейших христианских церквей широко поддержали в России, Сербии, Греции, Болгарии и во многих других странах. Жесткой критике грузинский Патриарх подвергся именно в странах Западной Европы и отдельными представителями прозападных организаций в самой Грузии.

Защита традиционных православных ценностей - необычайно ответственное дело, духовно сближающее Грузию и Россию. В данном контексте этим странам абсолютно делить нечего. Наоборот - это возврат к традициям многовековой истории двух народов, разрыв которой может иметь трагические последствия для всех.

Второе. На пути восстановления дружественных взаимоотношений Грузии и России должны стать традиции стратегического межгосударственного Союза.

В свое время, как известно, именно Россия стала гарантом сохранения целостности и государственного суверенитета Грузии. Грузия в союзе с Россией всегда были по одну сторону «баррикад». История свидетельствует, что когда европейские страны объединялись, они шли войной на восток, на Россию. Россия давала отпор, и побеждала. Верным ее союзником в борьбе с агрессором всегда выступала Грузия. В частности, доказательством этому может служить отечественная война 1812 года, где одним из выдающихся российских полководцев являлся Петр Багратион. Или 650 тысяч грузин, которые героически сражались в Великую Отечественную войну. Символично и справедливо, что знамя Победы над Рейхстагом поднял наряду с русским М.А. Егоровым грузин М.В. Кантария.

В настоящее время объединенная Европа снова «пошла войной» на Россию. Это война нового типа. Однако она преследует те же цели, что и ранее. Началась очередная попытка завоевания России. «Сегодня НАТО, -пишет Альфред Росс, Президент Института исследований демократии (Нью-Йорк, США), - создало против России и народов Африки, Ближнего Востока и Средней Азии крупнейший в истории военный фронт, простирающейся от Эстонии через Румынию и Болгарию до Греции и через Турцию - по всей Средней Азии до Кыргызстана и границы с Китаем… Со времени основания в апреле 1949 г. организации двенадцатью государствами список ее членов расширился до 28 стран и 21 так называемых «партнерств». Очевидно, как признал даже германский журнал «Der Spiegel» в номере от 26 ноября 2009 г., что Запад солгал России, заявляя, что НАТО не будет расширяться на восток после воссоединения Германии…

НАТО в 1949 г. создавалось по принципам римской империи, когда на завоеванные страны возлагается обязательство проводить интересы Римской империи, платить ей дань и поставлять солдат для дальнейших ее завоеваний». (НАТО: мифы и реальность. Уроки для России и мира. М., 2012. - С. 25). Какое место в этих процессах заняли правящие элиты Грузии? Удивительно, но факт: впервые в своей истории Грузия, избрав «евроатлантический курс» развития, фактически стала на сторону «агрессоров» против России и унизительного собственного «еврорабства». Рано или поздно этот путь, безусловно, будет определен как ошибочный. Но в настоящее время активное стремление Грузии в НАТО и Евроатлантические структуры - ничто иное, как объявление немотивированной войны своему историческому союзнику и братскому народу России. Пока не будет преодолено такое состояние дел, полагаем, трудно рассчитывать на естественные нормальные взаимоотношения между Грузией и Россией. Более того, «евроинтеграция» территориально изолирует Грузию в процессах евразийской интеграции и делает ее очагом напряженности в регионе с фактической потерей государственного суверенитета и самостоятельности. Что уже в настоящее время и наблюдается.

Третье. В современном грузинском обществе широко распространено убеждение, что нормализация взаимоотношений Грузии и России невозможна без преодоления «оккупации» Россией «двадцати процентов» территории Грузии. Речь идет об Абхазии и Южной Осетии. Здесь также необходимо все ставить на свои места как России, так и Грузии.

Развал Советского Союза, повторим, катастрофически повлиял на все формы жизнедеятельности постсоветских народов. Пострадали все. Это был результат агрессивной «холодной войны» западных стран, увенчавшейся их победой. «Поражение Советского Союза, - указывает Збигнев Бжезинский, - было результатом сорокалетних двухпартийных усилий, предпринимавшихся в течение президентства Гарри Трумэна, Дуайта Эйзенхауэра, Джона Кеннеди, Линдона Джонсона, Ричарда Никсона, Джеральда Форда, Джимми Картера, Рональда Рейгана и Джорджа Г.У. Буша. Каждый американский президент по-своему внес существенный вклад в такой исход дела. Но делали это и другие фигуры - такие, как Папа Иоанн Павел II, лидер польского движения «Солидарность» Лех Валенса и инициатор разрушительной перестройки советской системы Михаил Горбачев». (Бжезинский Зб. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы. - М.: Международные отношения, 2010. - С. 20-21). Силами всего так называемого «демократического мира» путем насилия, цинизма, лжи и был разрушен Советский Союз. Следствием этого разрушения явились трагические события в России, Украине, в странах Кавказа и Закавказья, Средней Азии. Россия в результате «западной агрессии» потеряла около трети своих исторических земель. (См.: Широкорад А.Б. Утерянные земли России. - М., 2007. - 496 с.). В частности, сколько бы крымчане, где проживает более двух третьих этнически русского населения и находится город русской славы - Севастополь, не выступали с пророссийских позиций, это - территория современной независимой Украины. Фактически все население Приднестровья на референдуме высказалось за вступление в состав России. Однако сложившаяся правовая реальность не позволяет это осуществить в настоящее время. Аналогичных примеров можно привести более чем предостаточно.

«Утерянные земли» Грузии и причины их отмежевания также требуют не эмоциональной, а предельно объективной оценки. В свое время Звиад Гамсахурдиа поднял меч «националистической борьбы» против собственного народа, что привело к братоубийственной войне, в том числе, в Абхазии. Сейчас абхазы в подавляющем большинстве не желают жить с грузинами в одном государстве. И заставить их сделать не сможет ни Россия, ни Грузия, ни НАТО. Ни другие страны. Это факт.

Фактом является и то, что югоосетинский народ также не намерен интегрироваться в нынешнюю грузинскую государственность. И не потому, что там не любят грузин. Там опасаются повторения тех фактов «геноцида», которые инициированы, в свое время, грузинской властью и, прежде всего, президентом Михаилом Саакашвили. Вероятно, впервые за всю историю человечества с началом Олимпийских игр, когда все войны останавливались, именно М. Саакашвили развязал войну не только против российских миротворцев, но прежде всего против мирного населения Южной Осетии. А это прежде всего были дети, женщины и старики, поскольку мужское население преимущественно зарабатывало на жизнь своих семей в других регионах. Что в таких условиях должна была делать Россия тогда, когда в регионе, где помимо всего, проживало около девяноста процентов ее граждан, а также находились военнослужащие, подвергшиеся военной агрессии? Отпор был дан пропорциональный. Маленькая Южная Осетия была защищена. Многие «горячие головы» говорили, что необходимо было российским войскам войти в Тбилиси и ликвидировать «преступную власть» М. Саакашвили. Однако Россия остановилась лишь на том, что защитила население Южной Осетии и оставила грузинскому народу решать проблемы со своей властью самостоятельно. В настоящее время Южная Осетия и Абхазия - юридически суверенные государства. Оккупации Россией части Грузии здесь нет и не было, в принципе. В перспективе отношения Абхазии, Южной Осетии и Грузии будут решаться прежде всего с непосредственным участием этих стран. И, полагаем на принципах не насилия, агрессии и тотальной лжи, а на принципах добрососедства, экономической целесообразности и, безусловно, традиционных православных ценностей. Это их суверенное дело. Здесь, повторим, ни Россия, ни НАТО не помогут. Вступление страны в НАТО лишь окончательно будет означать отход от Грузии Абхазии и Южной Осетии. С другой стороны, возвращение Грузии на традиционный путь евразийского развития открывает возможности тесной интеграции с указанными странами и населяющими их народами. Это также более, чем очевидный факт.

Четвертое. Основу всего комплекса отношений между народами играют и экономические взаимоотношения. В данной связи советский период в истории Грузии, как известно, - один из самых успешных. Страна стала промышленно-аграрной. По производству промышленной и сельскохозяйственной продукции на душу населения советская Грузия входила в число республик-лидеров. Но с начала 90-х годов фактически все было разрушено. Экономика страны была отброшена на десятилетия назад. Возможно ли экономическое возрождение Грузии? В настоящее время здесь у нее, полагаем, два пути. Первый путь - это путь «евроинтеграции», стремление, во что бы то ни стало добиться вступления в Евросоюз, с которым связываются будущие экономические успехи. Нам представляется, что это - ошибочный путь. Это путь колонии. Примером такого развития может служить судьба многих стран, в последние годы вступивших в Евросоюз. Необычайная их радость от «евроинтеграции» прошла очень скоро. В частности, известный греческий политик Элисеос Вагенас так характеризует греческий опыт «евроинтеграции»: «До вхождения в Евросоюз Греция была крупным экспортером сельхозпродуктов. Сейчас мы импортируем апельсины из Южной Африки, чеснок из Китая и картошку из Турции и Египта. А некоторые евроторговцы покупают по дешевки греческое оливковое масло, смешивают его с итальянским и испанским более низкого качества и вновь продают нам как импортное масло. Участие Греции в ЕС разорило традиционные отрасли аграрного сектора. Нам говорили: если вы войдете в Евросоюз, ваши продукты потекут беспошлинно на общий рынок, и все будут покупать греческие товары»… А на деле, все получилось до наоборот. (См.: Грачева Т.В. Последнее искушение России. - Рязань, 2013. - С.90-91). С «евроинтеграцией» не оправдались надежды ни в одной из православных стран, избравших этот путь развития.

Другой путь - «евразийская реинтеграция», когда страны реально получают возможность большего маневра в развитии своих собственных экономик. Курорты Грузии, к примеру, - это потенциальные курорты не для европейцев и турок. (У них предостаточно средиземноморских). Это регион потенциальной рекреации для населения России и других более северных стран. Рынок продовольствия в Европе перегружен. Для Грузии он фактически закрыт. В то же время огромный рынок России и Евразийского пространства, за которые борется тот же Евросоюз и США, открыт и особо перспективен для Грузии. Транспортные и энергетические коммуникации целесообразно строить не с находящимися за морями и океанами Америкой и Евросоюзом, а с соседними странами. Грузинские трудовые ресурсы в настоящее время наиболее востребованы именно в России и в других странах СНГ. По официальным данным около одного миллиона (по неофициальным - полтора миллиона) грузин работают в России, и активно материально поддерживают не только свои семьи, но и Грузию в целом. Переводы из России в Грузию по объему составляют больше, чем из всех других стран вместе взятых. В Европе же с ее огромной безработицей грузинские работники, как свидетельствуют факты, преимущественно никому не нужны. Стратегически экономический союз с Россией, более чем очевидно, является наиболее приоритетным и целесообразным в современной социально-экономической идентификации Грузии.

Пятое. Важнейшим принципом, который сближает народы, является культура. Грузия и Россия - страны близкой культуры. В России грузины - свои, люди, которые совместно составляют культурно-цивилизационную среду комфортного проживания. Огромное количество выходцев из Грузии, как известно, являются лидерами российской науки, культуры и образования. В странах Евросоюза сегмент аналогичного представительства грузин - ничтожно незначительный. Повысить уровень грузинской культуры за счет принятия европейских ценностей - это глубокое заблуждение. Большинство самих европейцев считают, что их культура находятся в состоянии деградации. Поэтому не исключено, что Запад, наоборот, будет искать критерий духовного возрождения в традиционной грузинской, как равно и всей православной аксиологии.

В настоящее время для Грузии имеются также два пути культурного возрождения: это либо тесная интеграция с Россией, другими православными странами, либо опора на собственные культурные достижения и защита собственного культурного достояния. Тот и другой путь явно не связан с «евроинтеграцией», что абсолютно не означает дистанцирование страны от лучших культурных достижений человечества. При этом следует специально отметить, что, в частности, «Витязь в тигровой шкуре» больше всего издавался в России (Советском Союзе). Именно благодаря русскому языку весь мир знает об этом величайшем произведении Шота Руставели и о Грузии как о стране, способной порождать гениев мирового уровня. И этот пример - далеко не единичный.

Мы остановились всего лишь на пяти важнейших принципах, которые могут способствовать взаимному сближению России и Грузии в современных условиях. На практике их, безусловно, больше. Но, так или иначе, при всем декларируемом «евроатлантическом» выборе Грузия остается православной. Страной, развивающейся в конкретных геополитических условиях и, вероятно, не сможет свернуть с пути собственного исторического развития. Россия же, как это уже неоднократно случалось, может быть поставлена в условия, когда вынуждена будет снова стать гарантом государственной целостности и традиционного цивилизационного развития Грузии. В настоящее время общественное мнение в Грузии так не считает. А власти такую перспективу вообще категорически отрицают. Однако реально защитить цивилизационный курс Грузии как древнейшего православного государства с его тысячелетними ценностями без патроната России больше некому. Рано или поздно это будет осознано…

Курс на «евроинтеграцию» де-факто означает смену цивилизационной парадигмы, угасание этого самобытного и величественного народа. В данной связи моральную ответственность за судьбу Грузии должны нести ее правящие элиты и адекватно оценивать элиты России. От их политической мудрости в существенной степени выиграют все: Грузия, Россия и международное сообщество в целом.

Время Горбачева, Ельцина, Гамсахурдиа, Саакашвили и даже Шеварднадзе проходит. Хочется верить, что наступает другое время, когда сами народы, которые веками жили в мире и дружбе, смогут определять содержание своих взаимоотношений. Для Грузии и России это более чем актуально. Их народы всегда выходили из самых сложных проблем совместными усилиями. Полагаем, и сейчас альтернативы этому нет. Вполне пророчески писал замечательный российский поэт грузинского происхождения Булат Окуджава: «Возьмемся за руки, друзья, возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке»… Кто же и что мешает это сделать в современных условиях?

Освободила крестьян, но не дала им собственности. Рост капитализма привёл к резкому увеличению городского населения и массовому созданию рабочих, что сопровождалось восстаниями и забастовками. Кульминацией этого процесса стала революция 1905 года. Ведущей политической силой в последние годы российского правления стали меньшевики . В 1918 году на короткое время Грузия стала независимой .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Урок 1. Создание российской прокуратуры. Исторический очерк о прокуратуре Российской империи

    ✪ История России Загадки Русской Истории Х век Взлёт Древней Руси

    ✪ Присоединение Грузии к России. 4ч.

    Субтитры

Предыстория

Грузинско-российские отношения до 1801 года

Присоединение Грузии к России

Основная статья: Присоединение Грузии к Российской империи

Правители Грузии считали, что у них нет другого выхода. После смерти Ираклия II в Грузии началась война за наследование престола, и один из претендентов обратился к России за помощью. 8 января 1801 года Павел I подписал указ об присоединении Картли-Кахети к Российской империи . После убийства Павла, указ был подтверждён его наследником Александром I 12 сентября того же года . В мае 1801 года генерал Карл Богданович Кнорринг в Тбилиси сверг грузинского претендента на трон Давида и установил правительство Ивана Петровича Лазарева . Грузинская знать не признавала указа до апреля 1802 года , когда Кнорринг собрал всех в Сионском соборе Тбилиси и заставил принести присягу российскому престолу. Те, кто отказался, были арестованы .

Политика царского правительства оттолкнула часть грузинской знати. Группа молодых дворян, вдохновлённая восстанием декабристов 1825 года и Польским восстанием 1830 года , организовала заговор с целью свержения царской власти в Грузии. План их состоял в том, чтобы пригласить всех представителей царской власти в Закавказье на бал и убить их. Заговор был раскрыт 10 декабря 1832 года , все его участники были высланы в отдалённые области России . В 1841 году произошло крестьянское восстание . После назначения кавказским наместником князя Воронцова в 1845 году политика изменилась. Воронцову удалось привлечь на свою сторону грузинскую знать и европеизировать её.

Грузинское общество

Отмена крепостного права

Крепостное право в России было отменено в 1861 году . Александр II планировал также отменить его и в Грузии, но это было невозможно без потери только что приобретённой лояльности грузинской знати, благосостояние которой зависело от крепостного труда. Задача провести переговоры и найти компромиссное решение была поручена либералу Димитрию Кипиани . 13 октября 1865 года царь подписал указ об освобождении первых крепостных в Грузии, хотя полностью крепостное право исчезло только в 1870-е годы. Крепостные стали свободными крестьянами и смогли свободно передвигаться, вступать в брак по своему выбору и принимать участие в политической деятельности. Замлевладельцы сохранили право на всю свою землю, но только часть её оставалась в их полной собственности, а другую получили право арендовать бывшие крепостные, веками жившие на ней. После выплаты в качестве арендной платы достаточной суммы, чтобы компенсировать потерю земли владельцам, они получали землю в собственность.

Реформа была встречена с недоверием как землевладельцами, так и крестьянами, которые должны были выкупать землю, что должно было занять десятилетия. Хотя условия, созданные реформой для землевладельцев, были лучше, чем для помещиков в России, они всё равно остались недовольны реформой, так как потеряли часть доходов. В последующие годы недовольство реформой оказало влияние на создание политических течений в Грузии

Иммиграция

Культурные и политические течения

Включение в Российскую империю изменило политическую и культурную ориентацию Грузии: если раньше она следовала Ближнему Востоку , то теперь обратилась к Европе. Соответственно, Грузия стала открытой для новых европейских идей. В то же время многие социальные проблемы Грузии были такие же, как и в России, и политические движения, возникшие в России в XIX веке, нашли последователей и в Грузии.

Романтизм

В 1830-е годы грузинская литература испытала серьёзное влияние романтизма. Крупнейшие грузинские поэты - Александр Чавчавадзе , Григол Орбелиани и в особенности Николоз Бараташвили - были представителями этого течения. Повторяющейся темой их творчества было обращение к историческому прошлому в поисках золотого века. Поэма (единственная) Бараташвили, «Судьба Грузии» («Беди Картлиса») выражает его неоднозначные чувства по отношению к союзу с Россией. В ней имеется строка Голая свобода соловью Всё ж милей, чем золотая клетка (перевод Бориса Пастернака).

Грузия также была частой темой в произведениях русского романтизма. В 1829 году, Пушкин посетил Грузию; грузинские мотивы ясно прослеживаются в ряде его произведений . Большая часть произведений Лермонтова содержат кавказскую тематику.

Национализм

Социализм

К 1870-м годам в Грузии возникла третья, более радикальная политическая сила. Её члены обращали внимание на социальные проблемы и отождествляли себя с аналогичными движениями в остальной России. Первым стал российский популизм, но он не получил в Грузии достаточного распространения. Социализм , в особенности марксизм , оказался гораздо успешнее.

В конце XIX века Грузия, в особенности города Тбилиси , Батуми и Кутаиси , пережила индустриализацию. Возникли крупные заводы, были проложены железные дороги, а вместе с ними появился рабочий класс. В 1890-х годах, к нему обратили своё внимание члены третьего поколения грузинских интеллектуалов, «Месаме-даси », считавших себя социал-демократами . Наиболее известны из них Ной Жордания и Филипп Махарадзе , познакомившиеся с марксизмом в России. После 1905 года они были ведущей силой грузинской политики. Они считали, что царский режим должен быть заменён демократическим, который в перспективе приведёт к построению социалистического общества .