Православная молитва господу богу от грехов. Как избавиться от греха

Грех - это беззаконие, непослушание Богу. Сколько горя, слез и страданий приносит он людям! "...Из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит, и оскверняет человека" (Мрк.7:21-23). Это только часть грехов, на которые способны люди.

Я хочу указать, как действует грех, чтобы легче было с ним бороться, побеждать и быть счастливым.

Грех влечет человека. Бог хотел остановить злобу Каина, удержать его от пролития невинной крови, призывал к господству над грехом, давал возможность быть победителем, но огорчение Каина было так велико, что утихло только после убийства брата.

Грех лежит у дверей каждого сердца и ищет повода проскользнуть внутрь (Быт.4:7). Стоит только оставить щель - греховную мысль - он тут же врывается, оскверняет совесть и разлучает с Богом.

У двери сердца Ахана греху, по-видимому, недолго пришлось стучать. Ему он широко открыл вход и даже полюбил его присутствие. Ахан шел к гибели по ступеням: увидел, полюбилось, взял и спрятал (Нав.7:21).

Первое, что делает грех - это овладевает нашим вниманием, привлекает нас что-то мы увидели, о чем-то услышали - и наш взор уже пленен. На этой стадии еще можно остановиться, отвернуться и уйти. Апостол Павел говорит: "...отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру..." (Рим.12:9). Но если мы залюбовались грехом, начинаем его рассматривать, обдумывать: действительно ли он греховен, а, может быть и нет, - в таком случае грех уже вошел в сердце, и это уже вторая стадия.

Напрасно некоторые думают, что грех всегда отвратителен. Если бы это было так, люди не тянулись бы с жадностью к нему. Грех несет временное наслаждение сначала он очаровывает, доводит до высшего накала желания и только потом ужалит, как змея, разрушит здоровье и погубит.

"Я взял" - третья стадия. Борьба был окончена, в сердце Ахана грех взял верх ему отдано предпочтение, страх Божий отвергнут - душа разобщена с Богом. После этого человеку ничего не остается делать как скрываться от всевидящего ока Господнего. Это самая страшная ступень - "я спрятал".

Грех имеет силу до тех пор, пока о нем молчат, хранят в тайне. Человек, скрывающий грех, никогда сам не победит его сколько бы ни прилагал усилий. "Человек виновный в пролитии человеческой крови будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его" (Прит.28:17).

"Грехи мои всегда предо мною", - говорит Давид. Дело в том, что человек не может забыть своих преступлений. То в том, то в ином образе грех снова и снова предстает и жжет оскверненную совесть.

Дух человека принадлежит Богу от самого рождения, когда же грех разделил нас с Богом, мы томимся в разлуке. Мир с его удовольствиями не удовлетворят нас. Только в Боге успокоится душа наша. До тех пор пока мы скрываем свои грехи, мы находимся в ужасном состоянии: ветшают кости от вседневного стенания, свежесть исчезает, как в летнюю засуху, потому что гнев Господа тяготеет над нами. У Давида, когда он открыл Богу свой грех, появилось желание молиться, благодарить Бога, переносить взыскания, терпеть уничижение.

Слово Божье говорит, что "все согрешили и лишены славы Божией..." (Рим.3:21-24). Все пережившие тяжелую борьбу с грехом готовы повторить вместе с Апостолом Павлом горькие слова: "Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?!"

До 23-х лет я не знал живого Бога, мучился в рабстве греха. Пьянство, курение, гордость и другие пороки разъедали мою душу, я томился, не находил покоя, ничто мирское меня не удовлетворяло. Особенно мучило пьянство. Несмотря ни на какие обещания, клятвы, я не мог одержать победы: вечером раскаиваюсь, казню себя, а утром делаю то же. Мне уже опротивела жизнь, и я решил покончить самоубийством. Слава Господу, что в это тяжелое время я встретился с верующими и они мне указали на избавление от греха - через веру в живого Бога Господа нашего Иисуса Христа. Эта вера освободила меня от власти греха, от вины греха, и душа моя запела Богу песнь хвалы: "Да, я спасен! Спасен я от блужданий!.."

С тех пор стоит мне увидеть пьяного человека - мое сердце переполняется состраданием к несчастному грешнику, находящемуся в рабстве греха: сколько он причиняет зла себе, семье и не знает, что есть избавление от этого порока - в Крови Иисуса Христа.

Человек несет наказание за сделанный грех, над ним довлеет власть греха, его томит присутствие греха. Чтобы избавиться от наказания за грехи, нужно раскаяться перед Богом. Но избавиться от власти греха невозможно без глубокой веры во Христа. От присутствия же греха мы будем избавлены только на небе.

До смерти Христа грех людей очищался жертвенной кровью животных.

В Евангелии Матфея мы читаем: "...Иисус... спасет людей Своих от грехов их" (1:21). Пророк Исаия говорит: "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... ранами Его мы исцелились" (53:5). - Вот где победа над грехом! Вот в чем исцеление от греха - в Голгофской Жертве Спасителя нашего Иисуса Христа.

Христос пришел спасти пьяниц, развратников, гордецов - всех несчастных грешников. "Не здоровые имеют нужду во враче, а больные". Кто сознает себя безнадежно больным грешником, тот получит прощение грехов. Смотрите, какая перемена произошла с грубым, скупым Закхеем после того, как он осознал себя грешником. "Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо"! Это не только красивые слова. Без сомнения, Закхей так и поступил, - вот какое перерождение производит вера в Иисуса Христа.

Бог избавляет нас не только от вины греха, но и от власти греха, от наших ужасных характеров. Гордецов Он превращает в смиренных, скупых делает щедрыми, завистливых - довольными, раздражительных - спокойными.

Кто хочет, чтобы власть греха была совершенно побеждена в нем; тот должен сораспяться Христу, как сказал Апостол Павел (Гал.2:19). Грехи нашего характера Христос вознес на Голгофский крест. Как от вины, так и от власти греха может избавить только живая вера в Кровь Иисуса Христа. Не будет этой веры - вы не сможете сораспяться Христу, и тогда грех будет жить в вашем сердце. Грех уходит из сердца сораспявшегося Христу, этот человек не знает влечений ни к какому греху, сердце его преисполнено молитвой благодарности Богу за совершенную победу.

Хочу напомнить еще о неверном покаянии, которое не приносит человеку никакой пользы: ни прощения, ни духовной свободы, ни покоя.

Адам признал, что согрешил, но не судил себя, а обвинял Еву и Бога, Который дал ему такую жену. Бог оказался виновным в согрешении Адама (!) - вот к чему приводит неправильное покаяние.

Всякий, кто в своем грехе винит обстоятельства, ближних - не знает что такое истинное покаяние и не покаялся еще вообще. Можно ли сказать, что раскаялся в своем грехе Ахан, хотя он и произнес слова: "Точно, я согрешил пред Господом... и сделал то и то" (Нав.7:20)? Истинно кающегося Бог милует, Ахана же с семьей побили камнями, сожгли и набросали на него большую груду камней.

Почему исповедание не принесло Ахану избавления? Почему все общество так жестоко осудило его? - Вор, когда бывает застигнут на месте преступления, не отказывается от содеянного, но это вовсе не означает, что он раскаивается. Ахан не судил себя и надеялся, что все обойдется благополучно.

Напрасно скрывать грех. Сколько бы мы его не таили, он всплывет наружу. Давид пытался замаскировать грех, но бесполезно. Анания с Сапфирой продумали, кажется, все до деталей, как скрыть грех, но не смогли ввести в заблуждение Апостолов.

А вот еще один пример: Саул не скрывал своего греха, и, тем не менее, погиб не раскаявшись. Он также не судил себя, не сознавал своего падения. Он винил народ, что стал разбегаться, упрекал Самуила за его долгое отсутствие. К тому же собственный авторитет для Саула был дороже спасения и жизни вечной. Какая польза, что он остался царем до смерти, но без Бога? - Сколько он преследовал Давида!

Люди, преисполненные гордостью, зачастую не могут встать на путь истинного раскаяния. Трудно покаяться занимающим высокие духовные посты - дьявол пугает их потерей авторитета. Один человек справедливо сказал: "Никогда не бывает так гениален человек, как в оправдании себя". Будем помнить: если мы оправдываем себя, то Бог обвиняет нас. Блаженны и воистину счастливы те люди, которые судят себя!

Напомню еще об ужасном покаянии Иуды. Три с половиной года изо дня в день он ходил с Самим Спасителем, но не мог сознаться в запинавшем грехе. Сколько раз Христос прикасался к его совести открытым словом обличения, хотел вызвать его покаяние, но у Иуды не было сознания вины. Когда же он предал Сына Божьего, "увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную" (Мтф.27:3-4).

Иуда каялся не перед святым Христом, против Кого он тяжко согрешил, а перед теми, с кем был в сговоре, с кем делал величайшее преступление. Что дало это покаяние Иуде? - Он удавился. Вот что значит откладывать покаяние, быть неискренним и бояться сознаться в грехе.

Но, дорогие мои. Бог никогда не будет насильно избавлять нас от греха. Он прощает, милует и спасает тех, кто добровольно идет к Нему с сокрушенным и разбитым сердцем. Бог хочет полностью завладеть нашим сердцем, но, если мы не пожелаем очиститься от скверны плоти и духа, силой Он делать этого не будет. Если же призовем имя Его, как Давид, Закхей, - Бог совершит Свою очистительную работу, поселится и принесет в наши сердца полный мир, радость, блаженство.

Люди, получившие победу над грехом через живую веру в Господа Иисуса Христа, преисполнены хвалой Богу и восклицают вместе с Апостолом Павлом: "Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!" (1Кор.15:57).

Будем всегда благодарить Бога за искупительную Жертву - Иисуса Христа! Взирайте на Голгофский крест, потому что там наше спасение.

Апостол Павел понял, в чем истинная сила христианина, поэтому проповедовал только Христа Иисуса распятого.

В борьбе со грехом нас могут постичь различные испытания, трудности, а может быть даже скорби и гонения, - все равно будем взирать на нашего Спасителя, Который сражался до крови и умер на кресте, чтобы спасти нас.

Пусть это слово силой Божьей произведет в ваших сердцах благодатное действие, чтобы каждый победил грех, освободился от вины и власти греха и со всеми святыми удостоился славить и благодарить Бога не только на земле, но и на небе, где мы будем избавлены от присутствия греха.

В жизни каждого человека бывают моменты, когда ему хочется освободиться от всего негативного и плохого. Одной из самых волнующих тем в такой период жизни становится избавление от грехов. Сегодня мы предлагаем поговорить о том, как быть с теми прегрешениями, в которых верующие люди каются от исповеди к исповеди, как не превратить беседу со священником в отчет. Постараемся ответить на вопрос о том, как избавиться от грехов, бороться ли со всеми сразу или же решать проблемы по очереди. Скажем сразу - говорить будем не только о православии, но и об исламе.

Стремление к чистоте

Первый вопрос заключается в том, как прийти к тому, чтобы очистить свою жизнь от дурного - неправильных поступков и мыслей, которые у человека появляются практически ежедневно. Верующие люди говорят: именно духовность способна дать человеку правильное направление. А вера дарует ему силу для того, чтобы он мог бороться с греховными мыслями. Духовная жизнь предполагает стремление человека к чистоте, жажду становиться лучше. Чем сильнее становится это стремление, тем ярче и острее совесть будет реагировать на любые отклонения от правды. Тогда вопрос о том, как избавиться от грехов, станет для человека неактуальным, ведь он просто перестанет их совершать. Так какие же шаги нужно совершить для того, чтобы победить в себе греховность?

5 шагов на пути к очищению

Самый главный и сложный этап - это признание. Дело в том, что, по мнению верующих, грех умеет отлично маскироваться и обманывать людей: они не всегда понимают, что совершают нечто, противоречащее духовным ценностям. В результате человек тратит очень много времени на то, чтобы оправдать свой грех, называя его врожденным пристрастием, индивидуальной причудой или продуктом среды, в которой он живет. Священнослужители говорят: любая духовная победа должна начинаться с идентификации врага. То есть важно признать, что то, что вы совершаете, является грехом. Второй этап - это фокусировка внимания на правильных вещах. На помощь человеку придет Библия. Нужно читать ее и размышлять о духовных ценностях, сосредотачивая свое внимание на душе и чистых помыслах, а не на земных искушениях. Третий шаг - сопротивление соблазнам. Если на первых порах вам тяжело справиться с искушениями, просто избегайте тех мест и ситуаций, где могут возникнуть соблазны. Не менее важно найти человека, с которым вы можете делиться своими мыслями и переживаниями. Это и станет четвертым этапом очищения. Крайне важно, чтобы рядом с вами был единомышленник, который будет разделять ваши взгляды и убеждения. Пятый шаг - покаяние. Его можно назвать одним из самых важных процессов, происходящих во время очищения души человека. В то время, когда человек осознает свои ошибки и грехи, начинает раскаиваться в них, он вступает на верный путь.

Разбор грехов

У каждого человека есть своя слабость, свой собственный порок и недостаток, от которого он желает избавиться. Причем на разных этапах жизни это могут быть абсолютно разные проблемы. Именно поэтому, говорят священнослужители, крайне важно, чтобы человек выделил какой-то один недостаток и начал его преодоление. Только после того как человек сумеет победить один грех, нужно браться за другой.

Решение задачи

Как избавиться от греха? Во-первых, его нужно увидеть, а во-вторых, возненавидеть. Обычно совесть верующего человека обостряется во время регулярной исповеди. То есть, осознав в себе какой-либо порок, исповедуясь в нем каждый раз, человек словно впадает в него снова. Разумеется, совесть реагирует на это крайне болезненно. Священники говорят: это очень хорошо, потому что именно такая болезненность является залогом того, что грех оставляет человека. При этом важно понимать, что исповедь - не отчет о проделанных грехах, а тщательная, невероятно кропотливая работа над преодолением собственных недостатков.

Вариантов избавления от греховных мыслей и поступков немало, зависят они от того, какой именно порок хочет устранить в себе человек. Как избавиться от греха осуждения? Этот грех не напрасно считается в православии одним из самых коварных и не замечаемых, а потому наиболее распространенных. Ему очень удобно маскироваться, ведь, осуждая, человек думает о том, насколько он справедлив, проницателен и высокоморален. Однако не стоит забывать о том, что это лишь осознание самого себя человеком несовершенным. С помощью этого греха человек просто самоутверждается за счет своих ближних. Справиться с осуждением непросто, но есть ряд действенных способов. Во-первых, необходимо помнить о том, что суд всегда принадлежит Богу. Достаточно вспомнить заповедь из Евангелия:

«Не судите, да не судимы будете».

Однако существует еще один метод борьбы с осуждением. Преподобный Анатолий Оптинский говорил: "Пожалей - и не осудишь". Как только человек начинает жалеть кого-либо, желание осуждать мгновенно пропадает.

Еще один серьезный порок - рукоблудие. Как избавиться от греха? Как и в случае с другими прегрешениями, этот необходимо возненавидеть. Конечно, поможет исповедь, не менее важно и организовать для себя жесткий режим. Ведь когда у человека много свободного времени, у него портятся голова, сердце и нравственность - об этом, кстати, размышлял

Серьезным пороком церковь считает и пристрастие к избыточному поеданию вкусной пищи. Как избавиться от греха чревоугодия? Перед каждой трапезой необходимо молиться, просить Господа дать воздержание и положить предел домоганиям чрева. Важно и определить для себя то количество пищи, которые вам стоит съесть, а после этого дня отделить от него четвертую часть и отложить ее в сторону. Возможно, в первое время вы будете испытывать чувство голода, однако, когда организм привыкнет, потребуется вновь отнять от нее четверть. Ни в коем случае не поддавайтесь на уговоры домашних съесть побольше, не отвлекайтесь на беседы.

Родовые грехи

Особое место в православии занимают так называемые родовые грехи. Дело в том, что все, что мы рассмотрели выше, можно отнести к группе личных грехов, то есть проступков, совершенных конкретным человеком, за которые он несет личную ответственность и терпит за них наказания. А вот родовой грех - это своеобразная болезнь нравственного порядка, с которой человек появляется на свет. Источник этого греха не сам человек, а его предки. Дело в том, если кто-то из ваших родителей, бабушек или дедушек не устоял против искушений и совершил такой тяжкий грех, как прелюбодеяние, убийство, магическое воздействие, то в момент совершения этого проступка душа и тело его были подвержены особому разрушительному воздействию. Оно не только сказалось на существе этого человека, но и передалось потомству. Как избавиться от родового предков? В первую очередь необходимо составить перечень прародителей до седьмого поколения. Обратите внимание: дяди и тети в этот список включаться не должны. Еще одна особенность: перечней должно быть два, в одном должны быть вписаны люди умершие, во втором - живущие. Как избавиться от грехов дома? Молитва - это то, что вам понадобится. Существует три достаточно мощных текста о прощении грехов рода: 50 псалом, 90 псалом, молитва «Символ веры».

Грехи в исламе

Как избавиться от грехов в православии, вы уже знаете, теперь предлагаем поговорить о том, как сделать это мусульманам. В том случае, если вы согрешили, вина перед Всевышним не дает вам покоя, не стоит впадать в эмоции. Мусульмане считают, что Аллах создал человека несовершенным, а потому он просто не может не совершать грехи. Первое, что нужно сделать после совершения проступка - принять и осознать его. Ни в коем случае нельзя отчаиваться, ведь милость Аллаха, говорят мусульмане, настолько велика, что все ошибки можно исправить. Рассмотрим, как избавиться от грехов человеку, который осознал всю их пагубность!

Соблюдение тайны

Мусульмане говорят: "Никогда не говорите окружающим вас людям о своем грехе". Милость Аллаха настолько велика, что он оставляет грехи грешника только между собой и самим человеком. Дело в том, что между Высшими силами и грешниками не может быть посредников, а потому и раскрывать свои прегрешения другим людям не стоит. Пророк учил мусульман:

Все члены моей общины будут избавлены, за исключением заявляющих во всеуслышание о своих грехах. К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах покрыл его грех, а утром он сам говорит: «О, такой-то! Я совершил вот такой грех». И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха.

Осознать и перестать грешить

Следующий шаг - обдумывание того, чего лишила вас минутная слабость, осознание вреда. Пожалуй, самым главным можно назвать недовольство Аллаха. Грехи отдаляют мусульманина от Всевышнего, лишают достатка и пропитания. Не стоит забывать и о том, что один грех непременно ведет за собой другой. Учитывая все эти факторы, следует возненавидеть всем сердцем то, что вы совершили, что усложнило ваше жизненное положение. Разумеется, следует прекратить совершать этот грех в дальнейшем. Самая главная работа над ошибкой заключается именно в том, чтобы мусульманин перестал делать то, что отделяет его от довольства Аллаха. Покаяние не будет иметь никакого смысла до тех пор, пока человек совершает грех.

Грех - не повод для отчаяния

Никогда не отчаивайтесь и не сомневайтесь в милости Аллаха. Любая ошибка - это не повод для уныния, а причина стать еще ближе к своему Создателю. Конечно, грехи должны огорчать и расстраивать человека, но не должны заставлять его опускать руки. Любой неприглядный поступок должен пробуждать в мусульманине энтузиазм, который позволит обрести довольство Высших сил. В самом плохом необходимо всегда находить благое, в случае с грехом, например, это возможность обрести прощение, извлечь для себя урок на всю оставшуюся жизнь.

Заключение

Подведем итоги. Избавиться от грехов можно, правда, путь этот будет весьма сложным, полным соблазнов и искушений. Какую бы религию вы для себя ни избрали, обязательно совершите покаяние. В контексте совершения грехов истинное раскаяние является одним из самых важных этапов. В том случае, если ваш грех связан с каким-то другим человеком, например, вы несправедливо кого-то обидели или унизили, непременно попросите у него прощения. Все религии мира очень разные, но сходятся в одном: они призывают человека к миру и добру, согласию и спокойствию.

Совершайте больше хороших поступков. И конечно, молитесь. Говоря о том, как избавиться от грехов дома, священнослужители отмечают, что искренняя молитва, произнесенная от чистого сердца перед домашним иконостасом, важна не меньше, чем исповедь в храме.

Грех это яд, который отравляет и тело, и душу. Грех захватывает и подчиняет, он разрастается подобно раковой опухоли. Господь призывает нас бороться с грехом, используя самое острое орудие, которое у нас есть – молитву. Сильная молитва от грехов способна противостоять самому дьяволу. Ведь именно он побуждает нас к греху, его основная тактика — сделать нас слепыми по отношению к . Мы склонны не замечать своих грехов или преуменьшать их. Православная молитва от грехов к Господу Богу способна открыть нам глаза на то, насколько отвратителен наш грех. Осознание этого позволяет предпринять самые решительные меры в искоренении порока.

Как именно помогает христианская молитва избавления грехов

В Библии сказано, что всякий верующий во Христа получает прощение грехов Его именем. Для того чтобы получить отпущение нужно покаянной молитвой просить об избавлении от грехов. Избавиться от грехов не так легко, порочные привычки очень прилипчивы и просто так не отпускают. Если у вас не получается – к своей ежедневной молитве очищения от грехов присоедините просьбу о Божьем наставлении и помощи в этом непростом деле. будет услышана, и милосердный Господь просит нас. Для того чтобы впоследствии не навлекать на себя бед и страданий, и не повторять прошлых забытых ошибок, нужно научиться соблюдать Божьи заповеди

Сильная молитва от забытых грехов

Все люди грешники. У каждого из нас есть грехи, о которых мы давно забыли, есть те, которые, из–за грубости чувств и духовной расслабленности, мы и за грехи то не считаем. Но от того, что мы забыли или не осознаем, грех наш меньше не становиться, он тяжким грузом отягощает душу. Сильная молитва от забытых грехов Варсонофию Великому очищает и от непосильного груза.

Православный текст молитвы о покаянии в грехах

Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мздоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах: о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися: точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: пришедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви 14 сентября 2018 г. 18:10 Заявление принято на внеочередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 сентября 2018 года (журнал № 69). Священный Синод Русской Православной Церкви с глубоким сожалением и скорбью воспринял заявление Священного Синода Константинопольской Православной Церкви о назначении своих «экзархов» в Киев. Это решение принято без согласования с Предстоятелем Русской Православной Церкви и Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием - единственным каноническим главой Православной Церкви в Украине. Оно является грубейшим нарушением церковного права, вторжением одной Поместной Церкви на территорию другой. Более того, Константинопольский Патриархат позиционирует назначение «экзархов» как этап в реализации плана предоставления «автокефалии» Украине, который, согласно его заявлениям, необратим и будет доведен до конца. Стремясь обосновать претензии Константинопольского Престола на возобновление юрисдикции над Киевской митрополией, представители Фанара заявляют о том, что Киевская митрополия будто бы никогда и не передавалась в юрисдикцию Московского Патриархата. Подобные утверждения не соответствуют действительности и полностью противоречат историческим фактам. Первая кафедра Русской Православной Церкви, Киевская митрополия, на протяжении веков составляла с ней единое целое, невзирая на политические и исторические невзгоды, подчас расторгавшие единство Русской Церкви. Константинопольский Патриархат, в юрисдикцию которого изначально входила Русская Православная Церковь, до середины XV столетия последовательно отстаивал ее единство, что впоследствии нашло отражение в титулатуре Киевских митрополитов - «всея Руси». И даже после фактического переноса первосвятительской кафедры из Киева во Владимир, а затем в Москву митрополиты всея Руси продолжали именоваться Киевскими. Временное разделение единой митрополии всея Руси на две части связано с печальными последствиями Ферраро-Флорентийского Собора и началом унии с Римом, которую Константинопольская Церковь поначалу приняла, а Русская Церковь сразу же отвергла. В 1448 году Собор епископов Русской Церкви без благословения Константинопольского Патриарха, на тот момент пребывавшего в унии, поставил митрополитом святителя Иону. С этого времени Русская Православная Церковь ведет свое автокефальное бытие. Однако спустя десять лет, в 1458 году, бывший Константинопольский Патриарх Григорий Мамма, находившийся в унии и пребывавший в Риме, рукоположил для Киева самостоятельного митрополита - униата Григория Болгарина, подчинив ему территории, ныне составляющие часть Украины, Польши, Литвы, Белоруссии, и России. Решением Константинопольского Собора 1593 года с участием всех четырёх Восточных Патриархов Московская митрополия была возвышена до статуса Патриархата. Этот Патриархат объединял все русские земли, о чём свидетельствует письмо Патриарха Константинопольского Паисия Патриарху Московскому Никону от 1654 года, в котором последний именуется «Патриархом Московским, Великой и Малой Руси». Воссоединение Киевской митрополии с Русской Церковью произошло в 1686 году. Об этом было издано соответствующее деяние за подписью Патриарха Константинопольского Дионисия IV и членов его Синода. В документе нет ни слова о временном характере передачи митрополии, о чём ныне безосновательно говорят иерархи Константинополя. Нет утверждений о временной передаче Киевской митрополии и в текстах двух других грамот Патриарха Дионисия от 1686 года – на имя Московских царей, и на имя митрополита Киевского. Напротив, в грамоте Патриарха Дионисия Московским царям 1686 года сказано о подчинении всех Киевских митрополитов Патриарху Московскому Иоакиму и его преемникам, «иже ныне и по нем будущим, да познавают старейшаго и предстоящаго по времени сущаго Патриарха Московскаго, яко от него хиротонисаемаго». Толкование представителями Константинопольской Церкви смысла упомянутых документов 1686 года не находит ни малейшего обоснования в их текстах. До XX века ни одна Поместная Православная Церковь, включая Константинопольскую, не оспаривала юрисдикцию Русской Церкви над Киевской митрополией. Первая попытка оспорить эту юрисдикцию связана с предоставлением Константинопольским Патриархатом автокефалии Польской Православной Церкви, имевшей на тот момент автономный статус в составе Русской Православной Церкви. В непризнанном Русской Церковью Томосе об автокефалии Польской Церкви 1924 г. Константинопольский Патриархат без всякого обоснования заявил: «Первоначальное отпадение от нашего Престола Киевской митрополии и зависящих от неё Православных Церквей Литвы и Польши и присоединение их к Святой Церкви Московской было совершено не в соответствии с каноническими постановлениями». К сожалению, это лишь один из фактов вторжения Константинопольского Патриархата в канонические пределы Русской Церкви в 1920-е и 1930-е годы. В то самое время, когда Русская Церковь подвергалась беспримерным по жестокости атеистическим гонениям, Константинопольский Патриархат без её ведома и согласия предпринял неканонические шаги в отношении входивших в ее состав автономных Церквей на территории молодых государств, сформировавшихся на границах бывшей Российской Империи: в 1923 году преобразовал автономные Церкви на территории Эстонии и Финляндии в собственные митрополии, в 1924 году предоставил автокефалию Польской Православной Церкви1, в 1936 году провозгласил свою юрисдикцию в Латвии. Кроме того, в 1931 году Константинополь включил в свою юрисдикцию русские эмигрантские приходы в Западной Европе без согласия Русской Православной Церкви, преобразовав их в собственный временный экзархат. Особенно неприглядным оказалось участие Константинопольского Патриархата в попытках низложить святителя и исповедника Патриарха Московского и всея России Тихона, канонически избранного в 1917 году. Эти попытки предпринимали атеистические власти в 1920-е годы, искусственно создав в Русской Церкви обновленческий, модернистский раскол для подрыва авторитета Православной Церкви среди верующих, «советизации» Церкви и ее постепенного уничтожения. В 1920-е годы обновленцы активно способствовали арестам православного епископата и духовенства, писали на них доносы и захватывали их храмы. Патриарх Константинопольский Григорий VII открыто поддержал обновленцев. Его официальный представитель в Москве архимандрит Василий (Димопуло) присутствовал на обновленческих лже-соборах, а в 1924 году сам Патриарх Григорий обратился к святителю Тихону с призывом отречься от Патриаршества. В том же 1924 году обновленцы опубликовали выписки из протоколов заседаний Священного Синода Константинопольского Патриархата, полученные ими от архимандрита Василия (Димопуло). Согласно выписке, датированной 6 мая 1924 года, Патриарх Григорий VII «по приглашению со стороны церковных кругов Российского населения» принял предложенное ему «дело умиротворения происшедших в последнее время в тамошней братской церкви смут и разногласий, назначив для этого особую патриаршую комиссию». Упомянутые в протоколах «церковные круги Российского населения» представляли отнюдь не мученическую Русскую Церковь, претерпевавшую тогда жестокие гонения со стороны безбожной власти, а раскольнические группировки, с этой самой властью сотрудничавшие и активно поддержавшие организованную ею травлю святого Патриарха Тихона. О причинах, по которым Константинопольская Церковь поддерживала обновленческий раскол, заняв в борьбе с Русской Церковью сторону коммунистического режима, откровенно говорил все тот же архимандрит Василий (Димопуло) в своем обращении от имени «всего Константинопольского пролетариата», адресованном одному из высоких чинов безбожной власти: «Одолев своих врагов, победив все препятствия, окрепнув, Советская Россия может теперь откликнуться на просьбы пролетариата Ближнего Востока, благожелательного к ней, и тем еще больше расположить к себе. В Ваших руках… сделать имя Советской России еще более популярным на Востоке, чем оно было ранее, и я горячо прошу Вас, окажите Константинопольской Патриархии великую услугу, как сильное и крепкое правительство могущественной державы, тем более что Вселенский Патриарх, признаваемый на Востоке главой всего православного народа, ясно показал своими действиями расположение к советской власти, которую он признал». В другом письме тому же советскому чиновнику архимандрит Василий объяснял, какую «услугу» он имеет в виду - возвращение здания, принадлежавшего Константинопольскому подворью в Москве, доход от которого ранее ежегодно перечислялся в Константинопольскую Патриархию. Узнав о решении Константинополя направить «патриаршую комиссию» в пределы Русской Церкви, ее единственно законный Глава Патриарх Всероссийский Тихон выразил решительный протест в связи с неканоническими действиями своего собрата. Его слова, сказанные без малого сто лет назад, актуально звучат и в наши дни: «Мы немало смутились и удивились, что представитель Вселенской Патриархии, глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела автокефальной Русской Церкви… Всякая посылка какой-либо комиссии без сношения со Мною, как единственно законным и православным Первоиерархом Русской Православной Церкви, без Моего ведома не законна, не будет принята русским Православным народом и внесет не успокоение, а еще большую смуту и раскол в жизнь и без того многострадальной Русской Православной Церкви». Обстоятельства времени воспрепятствовали отправлению этой комиссии в Москву. Ее приезд означал бы уже не просто вмешательство, но прямое вторжение в дела Русской Православной Церкви, какое имеет место в настоящий момент. Ценой крови многих тысяч новомучеников Русская Церковь выстояла в те годы, стремясь покрыть любовью эту печальную страницу своих отношений с Константинопольской Церковью. Однако в 1990-е годы, в период новых испытаний Русской Церкви, связанных с глубокими геополитическими потрясениями, небратское поведение Константинопольской Церкви вновь в полной мере проявило себя. В частности, несмотря на то, что в 1978 году Патриарх Константинопольский Димитрий объявил утратившим силу Томос 1923 года о переводе в константинопольскую юрисдикцию Эстонской Православной Церкви, в 1996 году Константинопольский Патриархат антиканонически распространил свою юрисдикцию на Эстонию, в связи с чем Московский Патриархат был вынужден временно разорвать с ним евхаристическое общение. В тот же период были предприняты первые попытки Константинопольского Патриархата вмешаться в украинские церковные дела. В 1995 году в юрисдикцию Константинополя были приняты украинские раскольнические общины в США и странах диаспоры. В том же году Патриарх Константинопольский Варфоломей письменно дал обещание Патриарху Алексию, что принятые общины не будут «сотрудничать или иметь общение с иными украинскими раскольническими группировками». Заверения в том, что представители украинского епископата Константинопольского Патриархата не будут вступать в контакт и сослужить с раскольниками, не были выполнены. Константинопольский Патриархат не принял меры к укреплению их канонического сознания и был ими втянут в антиканонический процесс легализации раскола на Украине путем создания параллельной церковной структуры и предоставления ей автокефального статуса. Позиция по вопросу об автокефалии, которую озвучивает сейчас Константинопольская Патриархия, полностью противоречит согласованной позиции всех Поместных Православных Церквей, выработанной в результате непростых дискуссий в рамках подготовки к Святому и Великому Собору и зафиксированной в документе «Автокефалия и способ ее провозглашения», который был подписан представителями всех Поместных Церквей, в том числе Константинопольской Церкви. В отсутствие официальной просьбы об автокефалии со стороны епископата Украинской Православной Церкви Патриарх Варфоломей принял к рассмотрению просьбу, исходящую от украинского правительства и раскольников, что полностью противоречит его собственной позиции, которую он до последнего времени занимал и о которой неоднократно заявлял, в том числе публично. В частности, в январе 2001 года в интервью греческой газете «Неа Эллада» он говорил: «Автокефалия и автономия даруется всей Церковью решением Вселенского Собора. Поскольку же по разным причинам невозможен созыв Вселенского Собора, то Вселенская Патриархия, как координатор всех Православных Церквей, дарует автокефалию или автономию, при условии, что они это одобрят». За последними односторонними действиями и высказываниями Патриарха Варфоломея стоят чуждые Православию экклезиологические представления. Недавно, выступая перед собранием иерархов Константинопольского Патриархата, Патриарх Варфоломей утверждал, что «Православие не может существовать без Вселенского Патриархата», что «для Православия Вселенский Патриархат служит закваской, которая "заквашивает все тесто" (Гал. 5:9) Церкви и истории». Эти высказывания трудно оценить иначе как попытку перестроить православную экклезиологию по римско-католической модели. Особую скорбь вызвало в Русской Православной Церкви недавнее решение Священного Синода Константинопольской Церкви о допустимости повторного брака для клириков. Это решение является нарушением Святых канонов (17 правила святых Апостол, 3 правила Трулльского Собора, 1 правила Неокесарийского Собора, 12 правила святителя Василия Великого), попирает всеправославное согласие и фактически является отказом от итогов Критского Собора 2016 года, признания которого Константинопольский Патриархат столь активно добивается от остальных Поместных Церквей. В попытках утвердить свои несуществующие и никогда не существовавшие властные полномочия в Православной Церкви Константинопольский Патриархат в настоящее время вмешивается в церковную жизнь на Украине. В своих заявлениях иерархи Константинопольской Церкви позволяют себе называть «антиканоническим» митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на том основании, что он не поминает Константинопольского Патриарха. Между тем, ранее на Собрании Предстоятелей Поместных Церквей в Шамбези в январе 2016 года Патриарх Варфоломей публично называл митрополита Онуфрия единственным каноническим Предстоятелем Православной Церкви на Украине. Тогда же Предстоятель Константинопольской Церкви дал обещание, что ни во время Критского Собора, ни после него не будут предприняты никакие усилия, чтобы легализовать раскол или в одностороннем порядке предоставить кому-то автокефалию. С прискорбием приходится констатировать, что данное обещание ныне нарушено. Односторонние, антиканонические действия Константинопольского Престола на территории Украины, совершаемые при полном игнорировании Украинской Православной Церкви, являются прямой поддержкой украинского раскола. Среди многомиллионной паствы Украинской Православной Церкви вызывает крайний соблазн тот факт, что Константинопольский Патриархат, считая себя Церковью-Матерью для Украинской Церкви, подает своей дщери вместо хлеба камень и вместо рыбы змею (Лк. 11:11). Глубокая озабоченность Русской Православной Церкви ошибочным и искаженным представлением Константинопольской Церкви о происходящем на Украине была лично донесена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом до Патриарха Варфоломея 31 августа 2018 г. Однако, как показали дальнейшие события, голос Русской Церкви не был услышан и через неделю после встречи Константинопольский Патриархат опубликовал антиканоническое решение о назначении в Киев своих «экзархов». В критической ситуации, когда константинопольская сторона практически отказалась решать вопрос путем диалога, Московский Патриархат вынужден приостановить молитвенное поминовение Константинопольского Патриарха Варфоломея за богослужением и с глубоким сожалением приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата, а также прервать участие Русской Православной Церкви в Епископских ассамблеях, равно как и в богословских диалогах, многосторонних комиссиях и всех прочих структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского Патриархата. В случае продолжения антиканонической деятельности Константинопольского Патриархата на территории Украинской Православной Церкви мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Вся полнота ответственности за трагические последствия этого разделения ляжет лично на Патриарха Константинопольского Варфоломея и поддерживающих его архиереев. Сознавая, что происходящее представляет опасность для всего мирового Православия, обращаемся в сей трудный час за поддержкой к Поместным автокефальным Церквам, призываем Предстоятелей Церквей проникнуться пониманием нашей общей ответственности за судьбу мирового Православия и инициировать братское всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине. Обращаемся ко всей полноте Русской Православной Церкви с призывом к горячей молитве о сохранении единства Святого Православия. *** 1 - Движимый искренним желанием поддержать Православие, находящееся в меньшинстве и подчас в достаточно непростой ситуации, Московский Патриархат со своей стороны предоставил в 1948 году автокефальные права Православной Церкви в Польше и подтвердил автономный статус Православной Церкви в Финляндии, предоставленный Святейшим Патриархом Тихоном в 1921 году, согласившись в 1957 году предать забвению все канонические споры и недоразумения между Финляндской Православной Церковью и Русской Православной Церковью, признать Финскую архиепископию в сущем статусе и передать в ее юрисдикцию Ново-Валаамский монастырь, после чего было восстановлено молитвенно-каноническое общение.

Опытные люди говорят, что никто не становится сразу спортсменом высокого класса, для этого нужна постоянная тренировка. Слово «аскетика» происходит от греческого «askeo», что значит «тренируюсь». Значит, нам необходима духовная тренировка. Мы просто не ставим себе целью упражняться в молитве, в богомыслии. Никто еще не научился молиться, не молясь. Никто не научился бороться с помыслами, не борясь с ними. Большой помощью в этом занятии может стать чтение духоносных книг. Не чтение книг о чудесах и мироточениях, которые ничего практически не дают. Необходимо чтение духоносных книг. Ибо с кем мы общаемся, тем духом мы и наполняемся. Надо читать святых Отцов, иметь их труды настольными книгами: «Поучения» Аввы Дорофея, «Письма Валаамского старца Иоанна» и другие. Эти книги не заменяют нам молитву, но также наполняют нас Духом Божиим, помогают жить по-христиански. На столе должна быть святая книга, в которую нужно заглядывать ежедневно, читать одну-две страницы. Нельзя приобрести что-то без труда.

Отложите прежний образ жизни ветхого человека...

Невозможно, чтобы в душе царствовали грех и Бог; напротив, нужно преодолеть порок и покориться Владыке всяческих (4,329).


Не оставим никакого времени грехам, не уступим места врагу в сердцах своих, если через непрестанное памятование будем вселять в себя Бога (4, 55).

Хотя по природе человеческой невозможно не грешить.., однако можно, согрешив по опрометчивости или по увлечению лукавого, тотчас измениться, покаяться и не прилагать зла ко злу (5, 193).

Если обнаружим грех исповедью, то сделаем сухим тростником, пригодным для того, чтобы он сгорел в очистительном огне (5, 273).

Мы будем в состоянии стереть с себя греховные пятна молитвой и постоянным изучением Божией воли (8, 94).

Если кто, однажды покаявшись во грехе, опять делает тот же грех,-это знак того, что он не очистился от причины этого греха, от которой, как от корня, опять прорастают побеги (8, 303).

Грех, живущий в глубине души, умерщвляется в ней принятием такого поста, который подлинно достоин этого наименования (7, 6).

Не пренебрегай никакой погрешностью, хотя бы она была мала, но поспеши исправить ее покаянием (8, 43).

Господь говорит: "Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, и судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу" (Лк. 12, 58). Прими здесь во внимание соперника и путь, потом князя, которому подчинен твой соперник. Путь - это наша жизнь; соперник - это противоборствующая сила, преследующая всю жизнь, изобретающая все способы совратить нас с пути, ведущего к Богу; а князь-это князь мира сего, о котором Господь сказал: "Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего" (Ин. 14, 30). Он ничего не обрел в Господе, потому что Иисус Христос "не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его" (1 Пет. 2, 22); ничего не обрел в Господе, "Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха" (Евр. 4, 15). Когда же обретет в нас многое, привлечет многими путами грехов, какими мы связали себя, и предаст Судии. А Судия, Которому Отец "весь суд отдал" (Ин. 5, 22), приняв нас, обличенных врагом и местником во многих винах, предаст слуге, который приставлен при наказаниях, и он ввергнет нас в темницу, то есть в место мучения, взыскивая с нас и повергая тяжким бичеваниям за самые малые прегрешения, которые мы ставили ни во что. Потому-то Господь советует, пока мы еще в пути с противником, позаботиться о том, чтобы избавиться от него, то есть сделать все для избавления от врага. Иначе в последний час, занявшись нами, "князь" произведет исследование, и если найдет в нашей жизни много своего, предаст нас Судии, обличая и не позволяя отречься, но напоминая и о месте, где мы сделали грех, потому что он был с нами и содействовал нам во всем дурном, и о том, как, в каком состоянии мы грешили. Итак, пока мы властны в своих делах, постараемся избавиться от соперника! Святитель Василий Великий (116, 151).

Маловажному не противься слабо, чтобы не встретиться с худшим. Святитель Григорий Богослов (15, 88).

Чтобы терния этой жизни (грехи) не уязвляли босых и ничем не охраняемых ног, наденем на ноги жесткие сапоги, а это-воздержание и строгая жизнь, которая сама собой сокрушает и стирает острия терний, препятствует греху, начав с малого и незаметного, проникать во внутренности (17, 293).

Причиной греха является только то, что люди не хотят присоединить помощь Божию к тем средствам борьбы с грехом, какие у них под руками. Если же усиленному старанию будет предшествовать молитва, то грех не найдет доступа к душе. Пока в сердце твердо памятование о Боге, недейственными остаются замыслы противника, потому что за нас ходатайствует правда (17, 383).

Борющемуся с помощью добродетели с каким-либо грехом нужно уничтожить в себе начала злых дел. Ибо с истреблением начала уничтожается следующее за ним. Так Господь учит в Евангелии... говоря об умерщвлении первенцев зол, когда повелевает умертвившим в себе похоть и гнев не бояться уже ни скверны прелюбодеяния, ни ужасов убийства, потому что то и другое не бывает само собою, если гнев не породит убийства, а похоть - прелюбодеяния. Поэтому... убивающий первенца, без сомнения, убивает и последующее за ним поколение, как и поразивший голову змеи умерщвляет ее целиком. Святитель Григорий Нисский (17, 288).

Никто, однажды отмывшись от скверны, да не возвращается к ней снова. Один Христос, одна вера, один крест, одна смерть. Одна благодать, одно страдание, одно и воскресение. Предавшийся за тебя на заклание не должен предаваться снова и в другой раз платить за тебя искупительную цену. Ты искуплен... ты омыт от греховных сквернне оскверняйся... (27, 28).

Если уязвит тебя стрела лукавого, не впадай в отчаяние, напротив, сколько бы раз ни был ты одолеваем, не оставайся побежденным, но тотчас вставай и сражайся с врагом, потому что Подвигоположник всегда готов подать тебе Свою десницу и восставить тебя от падения (27, 76).

Кто грехами своими воспламенил огонь, тот, если будет молиться, угасит его слезами (28, 188).

Кто обременен грехами и желает от них освободиться, тому нужно только приобрести смирение. Оно приблизит его к Богу, от Которого он получит оставление грехов-залог новой жизни (28,216).

Стена грехов моих разрушается слезами и сокрушением (28, 224).

Приступи, грешник, проси милости у Бога, прощающего грехи. Не отлагай покаяния, ибо не знаешь, когда настигнет тебя ангел смерти и возьмет у тебя жизнь (28, 310).

Укорение себя самого во всякое время помогает очищению от грехов (25, 200).

Не превозносись над согрешившим и не поощряй ко греху несогрешившего: то и другое вредно и опасно. Если же хочешь сделать себя полезным, то тому и другому иокажи в себе образец добрых дел, проливая пред Господом потоки слез, чтобы и падшего восставил Господь, и стоящий не был уловлен грехом (25, 515).

Грехи раздражительной силы души следующие: жестокосердие, ненависть, несострадательность, злопамятство, убийство и постоянное помышление о подобном этому. Лечению же и исцелению от этих грехов служат: человеколюбие, любовь, кротость, братолюбие, сострадание, терпеливость и доброта (27, 389).

Грехи разумной силы души следующие: неверие, ересь, неблагоразумие, хула, неразборчивость, неблагодарность и соизволение на грехи, происходящие от страстной направленности души. Лечению же и исцелению от этих грехов служат: несомненная вера в Бога, истинные, без погрешностей православные догматы, постоянное изучение слов Духа, чистая молитва, непрерывное благодарение (27, 389).

Грехи вожделеющей силы души следующие: чревоугодие, обжорство, пьянство, блуд, прелюбодеяние, нечистота, распутство, корыстолюбие, вожделение пустой славы, золота, богатства и плот ских удовольствий. Лечению же и исцелению от них служат: пост, воздержание, страдания, нестяжательность, расточение денег на бедных, стремление к будущим благам, желание Царствия Божия, вожделение усыновления (27, 390).

Блажен, кто непрестанно со слезами взирает на беззакония свои и не услаждается помышлением о тех скверных грехах, какие учинил он в мире. Он войдет в чертог радостей и насладится там блаженством с сонмами всех праведников и святых в новом непреходящем мире, на той брачной вечери, которой никогда не оставляют призванные на нее (28, 258).

Дни спешат к окончанию своему, а грехи около меня, как камни преткновения. Уровняй для меня путь Твой, Господи, чтобы мог я идти по нему! (28, 189).

Какой ужас! Как болезненно это сердцу! При каждом из нас всегда невидимо стоит незримый писец и записывает слова и дела наши на судный день (28, 213).

Если кто не очистится от всякого лукавого дела, от нечистых помыслов, от порочных пожеланий... не вселится в него Бог (25,81).

Будем стараться избавиться от грехов, ибо если захотим - избавимся, потому что Сам Господь сказал: "Просите, и дано будет вам" (Мф. 7, 7) (26, 133).

Когда взор Твой, Господи, обращается на мглу грехов моих, она исчезает передо мною и беспрепятственно, со всею ревностью я начинаю ходить путем заповедей Твоих, укрепляясь надеждой на Тебя и освободясь от мрака заблуждений (28, 204).

У скверного врага все старание о том, чтобы ввергнуть тебя в безнадежность (после грехопадения). Возлюбленный, не верь ему, но если будешь и по семь раз в день падать, старайся вставать и умилостивить Бога покаянием (27, 76).

Если будешь обольщен диаволом и впадешь в малый или великий грех, не приходи в отчаяние и не доводи себя до гибели, но прибегни к исповеди и к покаянию, и Бог не отвратится от тебя (26, 593).

Всякий согрешающий не должен жить беспечно, а также и отчаиваться, потому что "мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши" (1 Ин. 2, 1-2)-за грехи и не тех из нас, которые живут беспечно, лежат и спят, роскошествуют и смеются, но тех, которые плачут, приносят покаяние, вопиют к нему день и ночь: они примут утешение от Утешителя (26, 334).

Если подвергся грехопадению, не косней в грехе, но восстань и обратись к Господу всем сердцем, чтобы спаслась твоя душа (26, 211).

Также подвергшегося падению хорошо поднять на ноги, а не осмеять (25, 162).

Преткнулся ты? Отрезвись. Пал? Обратись, молись, проси, припадай, домогайся, ищи, приемли, уверься, что дано тебе, по клоняйся, умоляй о прощении, о спасении, умилостивляй Того, Кто желает дать и может спасти (27, 28).

Прилагай старание о душе своей и не смущайся падением своим, ибо есть стыд, который ведет за собой грех, и есть стыд, от которого рождается слава и благодать. Преподобный Ефрем Сирин (25, 149).

Один Бог может снять наш грех; крепче нас те, которые пленили нас и держат в царстве своем; но Бог дал обетование избавить нас от этого рабства (33, 15).

Все те, которые в состоянии были преодолеть и миновать преграды греха, входят в умиренный и исполненный многих благ небесный град, где покоятся души праведных (33, 207).

Не украшенные Божиим словом, не обученные Божественным законам напрасно думают, надмеваясь собственной своей свободой, устранить от себя поводы к греху (33, 185).

Невозможно душу разлучить с грехом, если Бог не прекратит и не остановит этого злого ветра, пребывающего в душе и в теле (33. 15).

Помни: не дано человеку и невозможно искоренить грех собственной силой. Бороться с грехом, противиться, носить и принимать язвы - это в твоих силах, а искоренить - Божие дело. Преподобный Макарий Египетский (33, 20).

Если в каком-либо случае сделаешь погрешность, не прикрывай ее ложью от стыда, но с поклоном проси прощения и погрешность твоя простится тебе (34, 14).

Помяни грехи свои перед Богом, если желаешь, чтобы они простились тебе, и не воздавай злом за зло ближнему твоему (34, 21).

Но не слишком увлекайся воспоминаниями о сделанных тобою проступках, чтобы не возобновились в тебе грехи твои (34, 64).

Каждый должен заботиться о своих душевных болезнях и каждый должен оплакивать свои грехи, не взирая на грехи ближнего (34, 62).

Не перемена места истребляет грехи, но смирение (34, 180).

Кто мужественно противоборствует грехам, тот видит и замечает их отраву (34, 87).

Кто презирает подвиг против грехов, тот готовит себе муку (34, 87).

Знамением, что грех прощен, служит то, что он уже не производит никакого действия в сердце твоем и ты забыл о нем до того, что при разговоре ближних о подобных грехах ты не ощущаешь никакого сочувствия к нему, как вполне чуждому тебе. Это значит, что ты помилован (82, 137).

Невозможно, чтобы Христос пребывал в человеке со грехом. Если вселился в тебя Христос, то умер в тебе грех. Преподобный авва Исаия (82, 227).

Брат спросил авву Пимена о монашеском делании. Старецсказал: когда Бог посетит нас призывом в вечность, тогда что озаботит нас? Брат отвечал: грехи наши. Старец сказал: итак, войдем в келлии наши; уединившись в них, воспомянем грехи наши, и Господь послушает нас. Преподобный Пимен Великий (82, 331).

Если впадешь в грех и, оставив его, начнешь каяться и скорбеть, то наблюдай за собой, чтобы не перестать тебе скорбеть и воздыхать к Господу даже до дня смерти твоей. Если же не будешь скорбеть, то скоро впадешь в тот же ров: скорбь по Богу за грехи есть крепкая узда для души и не попускает ей пасть (82, 377).

Погрешить делами - это признак немощи; допускать в себе неверие в спасение-признак дерзкого легкомыслия и безрассудности (82,12).

Хранись, чтобы ум твой не осквернился воспоминанием прежних согрешений и чтобы не обновилось в тебе ощущение их. Преподобный Антоний Великий (82, 22).

Вспомяни о конце своем - и не будешь грешить. Помни всегда о смерти и твоя мысль не будет испытывать колебаний (39, 695).

Угасим пожар греховный не обилием воды, а малыми слезами (36,372).

Грехи умножаются от обилия благ и исчезают от скорби и бед (40,285).

Будем несомненно верить и постоянно говорить о геенне огненной и тогда мы не скоро согрешим (40, 589).

И помни, что грех исповеданный уменьшается, а грех неисповеданный становится больше (46, 256).

Гораздо лучше совсем не грешить, но немаловажно для спасения и то, чтобы согрешивший сокрушался, осуждал душу свою и с великим тщанием наказывал свою совесть; так грех смывается, так очищается душа (37, 222).

Грех-властелин жестокий, дающий нечестивые приказания, подвергающий бесчестью повинующихся ему. Поэтому увещеваю вас, будем с великой ревностью избегать власти его, будем бороться с ним, никогда не станем мириться с ним, и освободившись от него, будем пребывать в этой свободе (39, 390).

Память о грехах укрощает ум, убеждает быть смиренномудрым и чрез смиренномудрие привлекает Божие благоволение (36,706).

Кто терзается за свои грехи, тот избавляется от наказания за дела уже совершенные и в будущем становится безопаснее из-за этой скорби (37, 224).

Перечислим же целительные средства для лечения твоих ран (душевных, нанесенных грехом) и будем непрестанно применять их одно за другим: самоуничижение, исповедание, беззлобие, благодарение за скорби, помощь бедным... и непрестанная молитва (44, 513).

Прости оскорбившему, подай милостыню нуждающемуся, смири свою душу и, хотя бы ты был величайшим грешником, ты можешь достичь Царствия Небесного, очищая таким образом грехи и омывая нечистоту (45, 891).

Если диавол был силен настолько, что низринул тебя с вершины и высоты добродетели до крайностей порока, то гораздо более силен будет Бог опять возвести тебя в прежнюю свободу (35, 2).

Если будем воздерживаться от малых грехов, то никогда не впадем в большие, а с течением времени, при помощи небесной, достигнем и высшей добродетели (38, 108).

Грех умерщвляется исповедью, слезами, осуждением себя, ибо ничто так не губительно для греха, как его обличение и осуждение с покаянием и слезами (35, 833).

Кроткий и снисходительный человек значительно уменьшает тяжесть грехов; жестокий же, суровый и неумолимый много прибавляет к своим грехам (36, 53).

Не отчаивайся из-за грехов: в грехе всего преступнее то, когда остаются в грехе, и в падении всего хуже то, когда лежат после падения (36, 345).

Кто боится греха, тот никогда не будет бояться ничего другого, но будет смеяться над благами настоящей жизни и презирать скорби, потому что один только страх греха потрясает душу его (39,237).

Не будем представлять оправданий во грехах; это-предлог.и обольщение, причиняющее вред нам самим (40, 385).

Рабство греху есть самое тяжкое, от него может избавить душу только Бог (42,353).

Как огонь, упав в терние, легко истребляет его, так и благо? дать Духа истребляет грехи (36, 510).

Грех-это рана, покаяние-лекарство. В грехе-стыд, в грехе-позор; в покаянии-дерзновение, в покаянии-свобода, в покаянии-очищение от греха (46, 807).

Не столько тщания требуют большие грехи, сколько малые и незначительные. Отвращаться от первых заставляет самое свойство греха. А малые, именно потому, что малы, располагают к лености и не побуждают нас мужественно восстать на истребление их. А потому они скоро делаются великими, если мы спим. Святитель Иоанн Златоуст (41, 857).

Если хочешь быть выше всякого греха, то не старайся узнавать о чужих грехах, в тебе много того же, в чем подозреваешь других. Преподобный Нил Синайский (48, 243).

Мы становимся грешниками не тогда, когда сделаем грех, но когда не возненавидим его и не раскаемся в нем (55, 246).

Всякой борьбе с грехом и вожделением служат началом труд, бдение и пост. Преподобный Исаак Сирин (55, 96).

Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения-жестоким. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 69).

Кто погрешает по своей воле в малом и бережется от большего, тот большему подпадает наказанию, так как, победив большее, допустил побеждать себя меньшему. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 169).

Грешника губит не множество грехов, а нераскаянность (104, 539).

От злых и развращенных людей удаляйтесь. Ибо если и хорошо человек воспитан, и живет благочестиво, но общаясь со злыми, может развратиться, как пачкается прикасающийся к саже:

Худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15, 33).

Потому, как Лоту из Содома, так доброму нужно убегать от пребывания со злыми, чтобы не погибнуть, развратившись их беззакониями (104, 568).

Видишь согрешения ближнего своего или слышишь о них - пусть это послужит тебе не к осуждению брата твоего - есть у некоторых такой злой обычай,-но к познанию немощи твоей, не к осмеянию согрешившего, но к сожалению и исправлению твоему. От него обрати взгляд на себя: не был ли ты сам в таком же или подобном грехе или теперь ненаходишься ли? Если и нет, то можешь еще горше согрешить. Общая немощь и греховность наши внутри нас: враги наши-страсти наши;

плоть порабощает нас, и сатана, враг наш, непрестанно хочет нас поглотить. Все мы всякому бедствию и падению подлежим и все падаем; и падем, если благодать Божия не поддержит нас. И от такого случая сам себя рассмотри, и после падения брата сам поступай осторожнее с помощью Божией. Святитель Тихон Задонский (104, 575).

Грех, при посредстве которого совершилось наше падение, так объял все естество наше, что сделался для нас как бы природным. Отречение от греха сделалось отречением от естества; отречение от естества есть отречение от себя (111, 91).

Кто исповедует свои грехи, от того они отступают, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего естества, не терпят обличения и позора (108, 102).

Если ты стяжал навык к грехам, то учащай исповедь их, и вскоре освободишься из плена греховного, легко и радостно будешь следовать Господу Иисусу Христу (108, 102).

Желающий избавиться от живущих в нем грехов плачем избавляется от них, и желающий не впадать вновь в грехи плачем избегает впадения в них. Это-путь покаяния (108, 191).

Греховные и суетные помыслы, мечтания и ощущения тогда могут несомненно повредить нам, когда мы не боремся с ними, когда услаждаемся ими и насаждаем их в себе (108, 291).


Грешащего произвольно и намеренно, в надежде на покаяние, неожиданно поражает смерть, и не дается ему времени, которое он предполагал посвятить добродетели (108, 102).

Общее правило борьбы с греховными начинаниями заключается в том, чтоб отвергнуть грех при самом появлении его... (108, 290-291).

Когда мы противимся греховным помыслам, мечтам и ощущениям, тогда сама борьба с ними доставит нам преуспеяние и обогатит нас деятельным разумом (108, 291).

Сознание повреждения, произведенного в естестве первородным грехом, и смиренное моление об исцелении и обновлении естества Творцом его - есть самое сильное и действенное оружие в борьбе с естеством (108, 344).

Кто совершит великое дело-установит вражду с грехом, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело, тому дарует Бог великий дар: зрение греха своего (109, 122).

Грех и состояние падения так усвоились нам, так слились с существованием нашим, что отречение от них стало отречением от себя, гибелью души своей (109, 381).

Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, не очистившуюся от смертного греха до разлучения с телом (110, 164).

Кто ежедневно приготовлен к смерти, тот умирает ежедневно. Кто попрал все грехи и все греховные пожелания, чья мысль отсюда переселилась на небо и там пребывает, тот умирает ежедневно (110,173).

С решительностью возненавидь грех! Измени ему обнаружением его-и он убежит от тебя; обличи его как врага-и примешь Свыше силу сопротивляться ему, побеждать его (111, 61).

Покаяние, приличествующее благочестивому христианину, живущему посреди мира: сосчитываться ежедневно вечером со своей совестью (111, 453).

Взять крест свой - значит доблестно претерпевать тяжкий невидимый труд, невидимое томление и мученичество ради Евангелия, при борьбе с собственными страстями, с живущим внутри нас грехом, с духами злобы, которые с яростью восстанут против нас.... когда мы вознамеримся свергнуть с себя иго греха и подчиниться игу Христову (111, 92).

Победа над собственной греховностью есть вместе и победа над вечной смертью. Одержавший ее легко может уклониться от общественного греховного увлечения (111, 158).

Хотя греховность и побеждена в праведных людях, хотя вечная смерть уничтожена присутствием в них Святого Духа, но им не предоставлена неизменяемость в добре на всем протяжении земного странствования, не отнята и у них свобода в избрании добра и зла. Земная жизнь до последнего часа ее-поприще подвигов произвольных и невольных (111, 159).

Для отражения греховных помыслов и мечтаний Отцы предлагают два орудия: немедленное исповедание помыслов и мечта ний старцу, и немедленное обращение к Богу с теплейшей молитвой об изгнании невидимых врагов (112, 338).

Нет греха человеческого, которого не могла бы омыть Кровь Господа Бога Спасителя нашего Иисуса Христа (111, 466).

Покаяние человека, пребывающего в смертном грехе, тогда только может быть признано истинным, когда он оставит свой смертный грех (111, 468).

Постоянно оплакивай грех твой-и сделается грех хранителем добродетели (112,407).

Смертный грех решительно порабощает человека диаволу и решительно расторгает общение с Богом, пока человек не излечит себя покаянием (112, 352).

Святым Крещением смывается первородный грех и грехи, сделанные до Крещения, отнимается у греха насильственная власть над нами (112,369).

Проводящие греховную жизнь произвольно, по любви к ней... есть чада диавола (112, 370).

Грех-родитель плача и слез, он... умерщвляется чадами его- плачем и слезами (112,390).

Спасительно для нас, убийственно для греха - воспоминание о смерти, рожденной грехом (112, 447).

Ничто, ничто не помогает столько получить исцеление от раны, нанесенной смертным грехом, как учащаемая исповедь. Ничто... столь не содействует умерщвлению страсти... как тщательное исповедание всех проявлений ее (112, 460).

Все отцы согласны в том, что новоначальный инок должен отвергать греховные помыслы и мечтания в самом начале их, не входя в прение или в беседу с ними (112, 338).

Преподобный Нил Сорский... предлагает следующий способ борьбы с греховными помыслами, разумеется, когда брань не сильно действует и уступает этому способу. Этот способ заключается в том, чтобы лукавые помыслы превращать в благие и подменять добродетелями страсти (112, 344).

В Боге сосредоточивается надежда всех спасающихся, надежда побеждающих грех силой Божией и надежда побежденных грехом на, время, по Божию попущению, по собственной немощи. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112,464).

""Если же согрешит, против тебя брат твой, выговори ему" (Лк. 17, 3). Иисус Христос предписывает заповедь, как нужно поступать с ближним, который после проступка приносит покаяние, чтобы не привести его в отчаяние. Он предписывает самые благоразумные меры, чтобы, с одной стороны, послаблением не подать повода к большему проступку, а с другой-неуместной строгостью не раздражить и не ожесточить сердца; на этот случай Он говорит так:. "Если же согрешит против тебя. брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним"., (Мф. 18, 15). Потому что кроткое обличение действеннее строгого обвинения: первое может возбудить стыд, а последнее поселяет неудовольствие и заставляет виновного, скрывать свою вину. Покажи, что обличаемый брат нашел в тебе искреннего друга, а не врага: он скорее согласится последовать; советам; друга, : чем "оставит без отищения обиду-врага. Поэтому и, апостол сказал: "Но не считайте его. за врага, а, вразумляйте, как брата"

(2 Фес. 3, 15). Страх ненадолго делает человека осторожным, между тем как стыд-самый лучший наставник в добре. Страх удерживает только на короткое время от пороков и не исправляет порочного, а стыд, напротив, может со временем обратиться в привычку делать добро. Святитель Амвросий Медиоланский (116, 240-241).

"Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?"-плевелы (Мф. 13, 28),-говорят ангельские силы, желающие всегда преданно служить Божией воле, потому что видят и нашу леность и великое Божие долготерпение. Но им воспрещается сделать это, чтобы вместе с плевелами они не выдернули пшеницу, не похитили грешника, подающего надежду на исправление, и вместе с родителями, которые сделались порочными, не были истреблены невинные дети - даже те, которые находятся еще в отеческих чреслах, но уже предстоят Богу, видящему сокровенное. Чины ангельские, как рабы Божии, подобно всякому естеству, не знают того чего еще нет, а Господь и знает это, и нередко приводил в исполнение. Не лишил Он жизни согрешающего Исава еще бездетным, чтобы вместе с ним не истребить рожденного от него Нова. Не предал смерти мытаря Матфея, чтобы не воспрепятствовать делу Евангелия. Не умертвил блудниц, чтобы в мире были и образы покаяния. Не наказал и отречения Петра, потому что провидел его горькие слезы. Не истребил, наказав смертью, гонителя Павла, чтобы не лишить вселенную спасения. Потому те плевелы, которые остаются до жатвы и не изменяются, то есть не приносят плода покаяния как совершенно неплодные, готовят себя к великому сожжению. Преподобный Исидор Пелусиот (115,750).

"Подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду" (Мф. 17, 14-15). По моему мнению, этот беснующийся в новолуния изображает человека, предающегося по временам разным порокам, ежечасно изменяющегося в своих намерениях и впадающего то в огонь любодеяния, то в те воды, которые противоположны любви.

"Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его" (Мф. 17, 16). Этими словами отец несчастного отрока укоряет учеников Христовых в том, что отрок его не избавляется от болезни. Но то, что из прибегавших к апостолам некоторые не получали исцеления, зависело иногда не столько от апостолов, сколько от просивших помощи у них; ибо и Сам Иисус Христос многим исцеляемым говорил: "Вера твоя спасла тебя" (Мк. 10, 52).

"Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда" (Мф. 17, 17). Так выразился Иисус об иудеях не потому, что они ему надоели и Он прогневался на них,- Он, смиренный и кроткий сердцем, Который "не открывал уст Своих... и как агнец пред стригущим его" был "безгласен" (Ис. 53, 7),-Он сказал как обычно выражается врач, когда больной не слушается его советов. И врач в подобном случае говорит: "До каких пор я буду ходить к тебе и применять свое искусство: я велю одно, а ты делаешь другое?" А что Господь в настоящем случае гневался не на людей, а на их пороки, видно из тех слов, которые Он произнес тотчас после этого: приведите его ко мне сюда. "И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час" (Мф. 17, 18). Блаженный Иероним (116, 58).

Сколько грехов несмертных? Их невозможно пересчитать, по слову Псалмопевца: "Кто усмотрит погрешности свои?" (Пс. 18, 13).

Сколько грехов смертных? Смертных грехов, или самых главных, семь: гордость, лихоимство, блуд, зависть, чревоугодие, злопамятство и уныние. Эти грехи называются важнейшими, главными или большими потому, что остальные" грехи проистекают из них.

Чем побеждаются эти грехи? Противоположными им добродетелями, а именно: гордость побеждается кротостью или смирением; лихоимство-щедростью;

блуд-обузданием плоти, или чистотой; зависть-любовью; чревоугодие-воздержанием и трезвостью? злопамятство и гнев - терпением и забвением обид; уныние- усердием и трудолюбием.

Какие еще есть грехи? Есть следующие шесть грехов, называемые грехами против Духа Святого: излишнее упование на милость Божию; отчаяние в своем спасении; противление утвержденной истине и отвержение православной христианской веры; зависть к ближним, получающим от Бога духовные блага; пребывание в грехах и коснение в злобе; нерадение о покаянии до конца этой жизни. Есть еще четыре греха, вопиющие к небу об отмщении: намеренное человекоубийство; причинение вреда убогим; нанесение обид вдовам и сиротам; удержание платы наемникам.

Чем побеждаются эти грехи? Добродетелями и соблюдением заповедей Божиих, сокрушением сердца, покаянием, исповедью и епитимией. Святитель Димитрий Ростовский (103, 90-91).

И облекитесь в нового человека, созданного по Богу

Отложите "прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях", а обновитесь "духом ума вашего" и облекитесь "в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины". (Еф. 4, 22-24).

Слово Божие находит в нас двух людей и именует одного новым, а другого ветхим. И это нельзя принимать без внимания. Ибо гласом Божиим нам предписывается, чтобы мы отложили ветхого человека и облеклись в человека нового.

Не надо думать, что из одного человека апостол сделал двух. Нет, он велит посмотреть на одного человека, но с двух сторон. Тогда один человек представится в двух совсем несходных и противоположных видах. Посмотри, говорит, на человека, порабощенного страстями, отягощенного пороками, помраченного разумом, лишенного совести,- каким он тебе с этой стороны покажется? Покажется ветхим: ибо укоренившиеся в нем страсти подобны вползшему в корень дерева червю, который неощутимо подтачивает дерево и склоняет его к падению и тлению. Но посмотри на человека, следующего голосу Господню, хранящего добродетель, просвещенного умом и чистого совестью,- какой он с этой стороны? Он покажется новым, каким был создан первый человек в невинности своей. Ибо нет в этом ничего, что приводило бы человека к смущению, к печали, болезни, тлению, несчастью. Но послушайте и сами апостольские слова: необходимо "отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, ...и облечься, в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф. 4, 22, 24).

Вот о какой ветхости речь и каком обновлении.

Один человек может принимать оба эти состояния, совсем противоположные. Один он имеет образ, когда следует здравому рассуждению-иной, когда следует страсти; один образ, когда он грехом помрачен-другой, когда приходит в раскаяние. Один образ, когда он отвержен Богом-иной, когда благодатью Его через покаяние оправдан и принят в число чад Божиих. Эта перемена в одном человеке - когда он переходит из одного состояния в другое, делает его непохожим на самого себя, каким он был прежде.

И видим, что можно человеку одному стать как бы совсем другим. Теперь нужно рассмотреть, каким образом эта столь нужная перемена, или лучше сказать перерождение, может произойти.

Отрекись от самого себя, собери свою рассеянную мысль, и, призвав помощь Господню, рассмотри с прилежанием внутреннее состояние своей души. Непременно благодать Божия откроет тебе, что обольщения чувств более управляют тобой, чем рассуждение, что страсти играют твоим сердцем, что ты не видишь прямой добродетели, а если и видишь, то держаться ее одной не в силах. Видишь ты доброе и хвалишь, но следуешь плохому. Тебя беспокоит совесть; тебя устрашает праведный суд, который определил от века, чтобы с пороком были соединены несчастливые последствия в этой жизни и в будущей. Ты предстанешь себе безобразным, бесчестным, смертоносным. Никак не следует тебе настолько презирать себя, чтобы желать оставаться в таком виде.

Что же делать? Отрекись самого себя, сбрось с себя эту гнусную одежду, поищи лучшей и облекись в нее, да будет вид твой похожим на тот, в каком ты сотворен. Ибо настоящий вид твои не есть дело рук Божиих, но ухищрение вражеской злобы и вредный плод твоего развращения (105, 120-123).

Но можно это зло греха не только сделать безвредным, но обратить к большим совершенству и славе человека.

Это может показаться невероятным, но самое дело Божие это доказывает. Грех ввел страсти, но Евангелие открыло столько мужей, которые покорили их разуму! Грех воспалил вожделение; но благодать Христова произвела столько праведников, которые и во плоти пожили, как Ангелы! Грех везде поставил преграды и соблазны добрым нравам; но Дух Господень воздвиг столько подвижников, которые непорочно сохранили святость нравов. Грех ввел беды и несчастия; но вера явила ("только духовных воинов, которые радовались в самих страданиях! Грех ввел смерть, как страшную муку; но евангельская благодать представила столько героев, которые презирали смерть и торжествовали над нею! Итак, видите, что через самое зло сила нашего разума и воли пришла в;

большее действие; открылось для человека поприще заслуг и славы. Чрез самое падение премудрость Божия возвысила человека.

И умножение зла стало поводом к тому, что мы получили большую благодать, чем потеряли.

Так не воскликнем ли мы со всеми святыми: где, смерть, твое жало? Где, ад, твоя победа? Где твое, искуситель, усилие к гибели нашей? Они обратились на главу твою. Где твои, грех, искушения? Праведным Божиим они доставляют только победу и славу. Где твои, мир, прелести? Открывшаяся небесная красота заставила презирать их. Где наши страхи и бедствия? Бог стал одесную своих избранных, и они не движутся. Платон, митрополит Московский (105, 147-151).

"Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго мое благо, и бремя Мое легко" (Мф. 11, 29-30). Воспользовавшись этим, божественный апостол назвал грех обременительным и запинающим нас (Евр. 12, 1). Ибо что тягостнее и вреднее греха? И, с другой стороны, что легче и полезнее добродетели? Греховность, как сказано в Притчах, "многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею" (Притч. 7, 26). "Беззаконного уловляют собственные