Правополушарное рисование теория. В чем фокус правополушарного рисования или как доставать цветных кроликов из гуашевой шляпы по вашему желанию

Правополушарное рисование это метод активного раскрытия Вашего творческого потенциала через пробуждение внутренних знаний и умения слышать себя. Разработан известным российским художником, психологом, педагогом, знатоком искусств, общественным деятелем Шам Татьяной Николаевной. Он подходит людям любого пола и любого возраста (от 3 лет и до бесконечности). Благодаря этой методике открыть в себе умение рисовать шедевры может каждый, с любым уровнем подготовки, как новичок, так и обучавшийся в классической художественной школе. Правополушарное рисование полезно как школьнику, так и студенту, как менеджеру среднего звена, или домохозяйке, так и директору крупного предприятия – каждый откроет в правополушарной живописи что-то ценное для себя.
Правополушарное рисование позволяет за короткие сроки начать рисовать не просто рисунки, а цельные картины, удивляющие своей глубиной, содержащие многие образы, и потому имеющие отклик у самых разных людей.

Правополушарный подход к обучению имеет глубокие корни в истории человечества. Именно он взращивает гениев, заставляющих измениться мир. Многие великие художники и исследователи благодаря правополушарному мышлению не только оставили след в истории своими достижениями, но и подарили миру многих мастеров, продолживших их вдохновенные идеи. Леонардо де Винчиˆ, безусловно, был одним из самых ярких правополушарных мыслителей. Он превзошел своего учителя, опередил время, создав первый в истории летательный аппарат, автомобиль, парашют, спусковой крючок для пистолета и т.д. Ему помешало только отсутствие современных материалов.
А в наше время правополушарный метод стал научно обоснован благодаря исследованиям психобиолога Роджера Уолкотта Сперриˆˆ , получившего за свои достижения в области работы головного мозга 1981 году Нобелевскую премию. Он открыл для науки дверь во внутренний мир человека.

Так в чем же отличие работы левого полушария мозга от правого?

Левое полушарие ещё называется линейным. Оно отвечает за логику и речь. То есть, мы имеем возможность говорить и понимать друг друга, потому что приняли для себя, пусть даже неосознанно, смысловое и звуковое обозначение и символику изображения в нашем языке букв и слов. То есть выстраиваем в логические цепочки звуковые колебания или визуальные начертания, и таким образом передаем и получаем информацию. Изначально все малыши правополушарны. Они воспринимают мир «как он есть», не выстраивая длинных логических цепочек. Увидел – исследовал, поиграл, получил опыт. (Вырастая же, мы так мало позволяем себе поиграть, то есть быть готовыми к неожиданным открытиям и увлекательным путешествиям в другие миры… Помните, как это было?) Левое полушарие активно начинает развиваться у детей с момента овладения в полной мере речью. Особо сильно оно становится задействовано детьми в школьном возрасте. Система современного образования выстроена так, чтобы ребенок освоил систему знаний, разобрался во многих схемах и научился мыслить в рамках предложенных научных логических цепочек. Он должен преуспевать по всем предметам, без оглядки на его природные способности. Потому умение вызубрить предмет приводит к лучшим результативным оценкам. То есть в школе преуспевает тот, кто легче воспринимает логические схемы и находит логические связи. Ведь детей постоянно заставляют доказывать, объяснять по стандартным пунктам, почему они сделали так, а не иначе. Но их не учат в достаточном объеме наблюдать за миром и делать собственные выводы о нем. Таким образом, правополушарное мышление, дающее способность к свободному от правил восприятию мира зачастую подавляется, как неудобное. Это продолжается и в вузах, и на рабочем месте.
От рождения правополушарный мыслитель вынужден действовать как левополушарный. Как итог – стрессы, ощущение себя не на своем месте, болезни, депрессии, даже самоубийства.

Система не различает индивидуальности людей. Для нее есть школьник, водитель, кассир, предприниматель, без различий на уникальность каждого, то есть просто народ. Это изначально было удобно для управления государством, но сейчас уже другое время, когда ценность каждого человека премного выше, чем прежде. В детях наше будущее! А у счастливых родителей дети всегда растут счастливыми, развитыми, преуспевающими. И не важен возраст ребенка – 5 лет ему или 45.
Правое полушарие головного мозга отвечает за образное видение, за невербальное общение с миром и за интуицию. Это нелинейное, а так называемое «мозаичное» мышление, когда, не имея полной информации об объекте или событии, только разрозненные кусочки, в голове может выстраиваться цельный образ. Не надо путать это с логическим процессом, при котором все похожие, даже отдаленно, ситуации попадают под одну «гребенку». Вот простой пример: человека обманул рыжеволосый незнакомец, и с этих пор все рыжеволосые попадают под подозрение. Или расхожие фразы «все бабы – дуры» и «все мужики – козлы». На самом деле был только один «козел» и только одна «дура». Ещё вернее, только один человек вызывает такие чувства, возможно и не заслужено. И левополушарное мышление не позволяет увидеть другие варианты и найти свое счастье. А не натыкаться без конца на напоминания о неудачном опыте, которые дают дальнейшие подтверждения ошибочной цепочке рассуждений. И такое хождение по кругу забирает невероятно много жизненных сил и времени!

Правополушарное же мышление дает больше возможностей для лавирования («движение парусного судна против ветра»), открывая выход из любой, даже самой не ясной ситуации.

Что же такое – правополушарное рисование? В чем суть, и чем правополушарное рисование отличается от обычного , спрашивают меня.

Все просто. Левополушарный подход распространяется и на художественные учебные заведения. Там учат системному мышлению, «шаг вправо, шаг влево – расстрел». Будущих художников учат, прежде всего, технике рисования, забывая, что технику, стили создавали мастера для и под себя, используя свое уникальное видение и чутье, индивидуальность мышления, чувственного восприятия внешнего мира через свой внутренний мир. То есть происходит попытка передать образное и интуитивное посредством логических схем. Но мало кто из обучающихся на художников способен самостоятельно без правильного интуитивного руководства опытного наставника достроить на основе этих логических сценариев то, что было изначально заложено индивидуальностью мастеров. Как итог происходит, возможно, и гениальное, но копирование, так как ещё меньше тех, кто развивает полученные таким путем знания и действительно создает свое, новое, уникальное и неповторимое. Потому что, к сожалению, в мышлении, прошедших «левополушарное» линейное обучение, стоит планка, созданная системой, за которой для них ничего не существует.

Я ни в коем случае не принижаю систему образования в целом. Обществу нужны люди, способные мыслить в заданных рамках, выполнять однотипную работу. Но по моему личному мнению, общество, в котором есть место для творчества каждого человека, гораздо счастливее и активнее развивается.

Всем не случайно известна картина Казимира Малевичаˆˆˆ «Черный квадрат». Ее гениальность не в технике, так как технически нарисовать черный квадрат может почти каждый выпускник художественного вуза, к слову сказать, Казимир Малевич так и не поступил в художественное училище, несмотря на пять попыток. Эта работа в своей сути намного сложнее, ее гениальность заложена в простоте выражения бесконечности, которую можно только почувствовать, но не увидеть. Каждый гениальный художник – философ. Кстати, самые дорогие в мире картины русских художников, оценивающиеся в десятки миллионов долларов, были созданы именно благодаря интуитивному прозрению. Потому что только квадрат, нарисованный благодаря правополушарному методу, то есть, открыв себе свой внутренний мир, становится шедевром, подобным квадрату Малевича. Ведь внешний мир только отражение внутреннего, что мы несем в себе — настроение, ограничения или свобода для выражения себя, отношение к жизни — то мы и создаем вокруг себя.

Мной была создана уникальная методика интуитивной живописи, которая является частью моего курса правополушарного рисования. Я расширила правополушарный подход в обучении живописи и добавила в него жемчужины художественного наследия, которые помогли уже многим моим ученикам раскрыться с новым звучанием, индивидуальным отражением в мире, обрести ключи от потаенного и необыкновенно прекрасного мира внутри самого себя. Ведь что внутри – то и снаружи.

  • Занятия правополушарным рисованием очень полезны для беременных женщин. Так как состояние мамы при вынашивании, особенно ее настроение напрямую влияют на здоровье и психику малыша. А будущие мамочки необыкновенно чувствительны, ведь в них зарождается новая индивидуальность, которая войдет в мир и изменит его, начиная с мира родителей. И от того, что было заложено в малыша от зачатия, насколько развита его индивидуальность, зависит его судьба и судьба его близких.
  • Правополушарное рисование очень позитивно помогает развитию в детях гармоничности, внимательности к окружающему миру и чуткости к себе и людям. Я, прежде всего, акцентирую внимание на индивидуальности ребенка, ее важно поддержать, чтобы он знал, что он хочет, и умел быть счастливым.
  • Дети дошкольного возраста учатся выражать в рисунках то, что пока не могут при помощи слов, расширяется их кругозор и умения, появляется интерес к новым знаниям, легче проходит адаптация в незнакомой обстановке, укрепляется эмоциональная стабильность. У школьников занятия правополушарным рисованием повышают интерес к учебе, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. Подростки начинают видеть многовариантность решений, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции.
  • Также на занятия по правополушарному рисованию приходят родители со своими детьми, семейные пары . Общий интерес, общее дело сближает, появляются новые темы для разговоров. Наблюдая ребенка преимущественно в домашней обстановке, трудно его узнать на самом деле, тем более домашние хлопоты сводят отношения между родителем и ребенком только к обязанностям и заботе о здоровье тела. Эмоциональной подпитки для крепости отношений может стать слишком мало для того, чтобы они оставались теплыми и любящими в течение всей взрослой жизни ребенка. Именно на общих, наполненных творчеством, занятиях родители могут увидеть индивидуальность своего чада и открыть для себя своего ребенка с новой стороны, удивиться силе его фантазии, понять направление, которое ему ближе, найти общий язык. Ребенок видит родителей в другой обстановке, а не за компьютером или плитой, меняется его отношение к родителю, так как он начинает видеть в родителях интересных людей, которые не так уж сильно от него отличаются, убирается привычка считать маму, папу или бабушку обслуживающим и контролирующим фактором. Потому что весь мир ребенка находится, прежде всего, у него в голове. То же самое происходит и в отношениях между супругами. Они становятся благодаря занятиям правополушарным рисованием крепче, возвращается утерянное взаимопонимание, повышается уважение, сплоченность.
  • Взрослые люди , занимаясь правополушарным рисованием, конечно, прежде всего, реализуют свою мечту научиться рисовать, даже если у них абсолютно не было опыта.
    Параллельно с этим обретаются новые знакомства, расширяется кругозор. Время, посвященное рисованию, сторицей возвращается не только в виде восхищения родственников и знакомых, но и уверенностью в себе, способностью проявлять гибкость и силу, зарядом энергии и оптимизмом. А как может быть иначе! Ведь в курс правополушарного рисования входят:
  • -Интуитивная живопись
  • -Гуашь, масло, акварель, и т.д.
  • -Графика карандашом, пастелью, углем и т.д.
  • -Китайская живопись У-СИН
  • -Пейзажная живопись
  • -Портретная живопись
  • -Реализм, импрессионизм, и пр. стили живаописи
  • -Техника одного мазка
  • -Карта желаний
  • -Личная мандала
  • -Темпоральная живопись
  • -Объемные картины
  • -Монотипия
  • -Колористика и цветоведение
  • -Воздействие на зрителя форм и линий
  • -и многое другое!


Мы создаем картины гуашью, акварелью, акрилом, простым карандашом, восковыми мелками, маслом, углем, сангиной и т.д.

Каждый ученик открывает для себя умения владеть кистью, карандашом, мастихином, и другими инструментами, выражать себя посредством цветового и фактурного решения, чувствовать пропорции и формы, задавать уникальный ритм своей картины, создавать незабываемые работы, вызывающие отклик у зрителя, которые хочется рассматривать вновь и вновь.

Шаг за шагом мои ученики начинают позволять себе творить, то есть снимается один из самых мощных блоков в жизни, у которого есть страж, дающий оценки – левополушарное мышление. Но чувства, как проявление жизни и разума, всегда берут верх над устаревшими стереотипами, когда в руках оказывается твой рисунок, какой ты никак не ожидал от себя нарисовать. Для правого полушария все невозможное является возможным. Умение слышать себя, слышать мир, видеть мир таким, какой он есть – это путь к радости, счастью и освобождению. Приходите на занятия — позвольте себе стать действительным Художником своей жизни!

На занятиях всегда царит теплая, дружеская атмосфера, способствующая новым открытиям, душевному общению, а также разгрузке головы и сердца от ежедневных проблем и забот.

Что нужно взять на первое занятие, Вы можете узнать

  • Группы правополушарного рисования для детей (от 3 до 10 лет) и подростков
  • занимаются круглый год по особой программе, способствующей разностороннему развитию детей.
  • В программу кроме развития фантазии, образного мышления, умения выразить себя, изучения искусства создания картин формата А3 включены, в зависимости от темы, элементы танцевальных занятий, актерского мастерства, упражнений на лидерство и ораторское мастерство.
  • Читайте описание и подробности и .
  • Курс для взрослых (и взрослых с детьми от 10 лет)
  • составлен так, что подойдет как совсем новичкам в живописи, так и продвинутым, умелым мастерам. Особенность тем по программе позволяют всегда повышать свой уровень, раскрепощать сознание, достигая ярких и весомых высот.
  • Курс разделен на несколько этапов в соответствии с возрастающим уровнем мастерства учеников: Начальный, Искусный, Творец.
  • По окончанию каждого этапа выдается Свидетельство о прохождении курса правополушарного рисования , при условии 90% выполненных работ.

Желающие по окончанию всех этапов курса правополушарного рисования и прохождении специальной подготовки могут найти для себя новое призвание и стать преподавателями в Школе Творчества Татьяны Шам «СОТВОРИ СЕБЯ».

Также проводятся выездные ускоренные курсы правополушарного рисования в другие города (Сибирь: Томск, Кемерово, Омск, Барнаул, Красноярск и т.д.; Поволжье: Саратов, Энгельс, Самара, и т.д., Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов на Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Ижевск, Ульяновск, Барнаул, Иркутск, Тюмень, Владивосток, Ярославль, Хабаровск, Махачкала, Оренбург, Новокузнецк, Кемерово, Рязань, Томск, Астрахань, Пенза, Набережные Челны, Липецк, Тула, Чебоксары, Хакасия, Абакан, Крым, Москва, Санкт-Петербург).

По всем вопросам звоните или заполните Форму ниже.

Я всегда Вам рада!

————————————————————

  • ˆˆРоджер Уолкотт Сперри (1913-1994) - нейропсихолог, профессор психобиологии.
    Глубоко исследовал функциональную специализацию полушарий головного мозга, начиная с 1954 года. Первым доказал, что полушария мозга работают автономно друг от друга. Проследил связи между ними, выявил, какое из полушарий головного мозга за какие функции отвечает. За что в 1981 году получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине.
  • ˆˆˆКазимир Северинович Малевич (1879 - 1935) - российский и советский художник-авангардист, философ, теоретик искусства и педагог. Идейный основатель супрематизма (разновидность абстракционизма).
    По мысли Малевича, супрематизм выносит на первый план сам цвет, освобождая его от служения. Тем самым зарождается так называемое «чистое творчество», процесс ставящий человека в одну линию с Богом (Природой).
  • Супрематические композиции могут содержать любые образы, скомпонованные из простейших геометрических форм, не обязательно правильно построенных – линии, квадрата, круга, прямоугольника, треугольника, креста. В итоге получаются работы, пронизанные внутренним движением, за счет уравновешивания асимметрии в них.
    Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Известен и высоко ценится по всему миру.


В 1952 году Роджер Сперри, американский нейропсихолог, определил, что полушария мозга могут работать не только в тандеме, но и независимо друг от друга. При этом правое полушарие позволяет определить предмет и, на основе интуитивных восприятий, выразить его при помощи творчества. За счет работы этого полушария, обрабатываются зрительные образы, согласно их расположению относительно предметов, места и времени. Фактически, предмет воспроизводится в виде общей картины взаимодействия с окружающим миром.

В 80-е годы XX века, на основании этого открытия был выведен метод правополушарного рисования. Он базируется на развитии активности правого полушария и способности временно «отключить» работу левого полушария, отвечающего за аналитическую работу. В данном случае, когда левое полушарие делает вывод, что у человека отсутствуют способности к рисованию, правое полушарие помогает рисовать воспринятые образы, исключив знания об умении и способностях.

Способы рисования.

Художница Бетти Эдвардс в своей книге по принципам правополушарного рисования подробно описала, как правильно действовать, чтобы получить желаемый результат. Для включения правого полушария в работу, она предложила рисовать предмет вверх ногами или дорисовывать его из частично предложенных линий. При таких действиях левое полушарие перестает видеть смысл и прекращает участвовать в процессе.

Достоинства данного метода.

Правополушарное рисование действует на мозг, как тренажер. За счет включения в процесс правого полушария, его тренировки, у человека появляются дополнительный потенциал для генерирования творческие идей, возможности проявить себя в иных творческих направлениях.

Сам процесс рисования становится легким, рисунки получаются быстро. Практически отсутствуют усилия, прилагаемые к созданию рисунка — происходит прилив творческой энергии. С первых минут исчезает страх перед рисованием. Поэтому метод можно смело считать терапией от усталости и плохого настроения. Художник начинает получать удовольствие от процесса, видя хороший результат и может самостоятельно обучить методу своих родных, близких и друзей. Получившиеся картины можно преподнести в качестве подарка на любой праздник, так как это уже не просто рисунки начинающего художника, а произведения мастера.

Рисование станет не только увлекательным способом попробовать что-то новое, но и превратится в хобби. Метод подходит каждому, независимо от возраста, пола и статуса. Для ответственных людей метод поможет более уверенно и творчески подходить к решению сложных задач. Мамам он станет помощником в развитии ребенка и формировании у него позитивного представления об окружающем мире. Даже дети от одного года могут именоваться художниками, ведь в их рисунках есть свой смысл. Для некоторых детей это станет шагом к великому будущему искусства. Люди творческих профессий смогут качественно и ярко презентовать свои идеи и повысить конкурентоспособность среди коллег. Метод подходит для применения в качестве семейной терапии для объединения пары за одним занятием и налаживания климата отношений.

Правополушарное рисование раскрывает возможности, которые позволяют создать целое художественное произведение:

  • восприятие света, теней и пространства;
  • соизмеримость частей предмета и предмета по отношению к окружающему пространству;
  • определение границ предмета и поля для его рисования;
  • воспроизведение предмета на рисунке без видения самого предмета;
  • включение воображения в процесс.

Отличие метода от привычного подхода к рисованию.

Если этот метод освоен и появилось желание поучиться в художественной школе и пополнить базу знаний общепринятыми основами рисования, стоит быть готовым к тому, что придется переучиваться. Практически все школы применяют технику левополушарного рисования, основанном на аналитической работе мозга. Также стоит отметить, что обучение в данном случае займет много времени и придется предварительно изучить множество произведений известных художников, работавших в различных техниках.

Где можно пройти обучение?

Обучиться использованию техники правополушарного рисования можно на различных мастер-классах, которые проводят художники, решившие дать каждому возможность почувствовать себя талантливым и отошедшие от стандартных методов рисунка.

Мастер-классы проводят на открытых площадках в парках, в школах и частных мастерских. Практически всегда инструменты и материалы для работы предоставляются на месте, что делает обучение более доступным. Важно помнить, что на такие мероприятия требуется предварительная запись из-за большого количества желающих.

Для тех, кто хочет самостоятельно научиться рисованию, предлагаем скачать картинки-срисовки. Они помогут начинающим художникам в обучении:

В заключение можно добавить, что стоит немного поверить в себя, набраться смелости, и откроется яркий мир красок, фантазий и вдохновения.

Существует множество современных методик, позволяющих выявить скрытый потенциал человека и расширить границы его возможностей. Среди них особое место занимает правополушарное рисование. Данная методика является не только инструментом для творчества, но и целой гармоничной системой, меняющей отношение к жизни, восприятие окружающего мира через призму добра и счастья. С ее помощью можно стать креативным, творческим, гармоничным человеком, не тратящим драгоценную жизнь на пустяки. Итак, что такое правополушарное рисование, и как освоить его технику?

Коротко о предмете

Впервые с данным понятием столкнулись в восьмидесятых годах прошлого столетия, благодаря исследованиям, проводимым лауреатом Нобелевской премии, психобиологом Роджером Уолкоттом Сперри. Его научная работа о функциях головного мозга определила технику рисования, позволяющую распахнуть двери в духовный мир личности.

Не секрет, что человеческий мозг состоит их двух полушарий с разной функциональностью. Для левого полушария свойственны «прописные истины» ‒ восприятие стереотипами, логика с разумным подходом, возможность критически оценивать ситуацию и давать рациональную оценку, основные жизненные и поведенческие правила.

Большая часть людей имеет активное левое полушарие, и отличается ответственностью, разумностью, последовательностью и принципиальностью. Для правого полушария ценны образность и творчество, когда жизнь воспринимается не только на основании фактов, но и образов.

Именно отсюда исходит креатив, такой нужный не только представителям таких профессий как художник, писатель, музыкант, артист и так далее, но и бухгалтерам, сантехникам, водителям и прочим. Включение в работу правого полушария позволяет достичь высот в любой профессии.

О методе и его положительных качествах

Процесс обучения довольно быстр, потому что в работу активно включается правое полушарие, обладающее пространственным чувством и ощущением форм, чего недостает традиционной методике. Это подтверждается работами учеников, где простой сюжет изложен на бумаге живо, глубинно, необычно и эмоционально. Баланс функций обоих полушарий позволяет достичь уникальных результатов, среди которых:

  • увеличение производительности мозговой работы пятикратно;
  • повышение скорости в принятии решений;
  • включение режимов благоприятствования (вдохновение, спокойствие, гармония);
  • улучшение восприятия жизни человеком.

Вот малая часть особенностей правополушарного рисования:

  1. Вам не обязательно владеть хотя бы малыми познаниями в рисовании, тем более быть талантом в изобразительном искусстве. Методика подходит и для начинающих, которые возможно и не подозревали о собственных способностях, рисуя «каракули».
  2. Метод имеет мощное психологическое и терапевтическое воздействие, позволяя избавиться от проблем в виде стеснительности, неуверенности, зажатости, неспособности открыться всему новому и находить нестандартные подходы к разрешению привычных ситуаций.
  3. Правополушарное рисование помогает и кризисными ситуациями, находя новые жизненные возможности для использования, и повышать эффективность труда.
  4. Вы имеете шанс изображать свое эмоциональное состояние на бумаге, руководствуясь не разумом, а чувствами. Это позволяет развивать внимательность к деталям и яркость ощущений.

Правополушарное рисование полезно людям любого возраста и социального статуса, вне зависимости от половой принадлежности.

Особенности процесса

Описываемая методика отличается от академической, принятой в художественном образовании. Здесь внимание сосредоточено на видении и восприятии, а не на технике рисования. Уроки правополушарного рисования основаны на интуиции, взаимосвязи руки с предметом.

Активирует правое полушарие специальная техника, помогающая создать маленький шедевр за пять минут, а большой за тридцать. Она состоит из упражнений, помогающих на время рисования подавить функции левого полушария, и была разработана американской художницей Бетти Эдвардс для перехода в «П-режим».

При отключении оценочных функций левого полушария, человек не сосредотачивается на том, как должен выглядеть его рисунок, а просто творит. Методы автора широко известны и открыты для мира, но они постоянно дополняются наработками других художников. Ярким примером инновационного подхода к технике правополушарного рисования являются:

  • рисование с помощью пальцев;
  • рисование, в котором игнорируются границы листа.

Явные плюсы метода

Чем полезно правополушарное рисование?

  1. Огромная польза от занятий беременным женщинам, потому что период вынашивания ребенка очень важен для формирования его здоровья и психики. От состояния, в котором пребывает будущая мамочка, зависит развитие его индивидуальности еще до рождения. Пребывая в хорошем творческом настроении, особо чувствительная и трепетная на этом этапе жизни, она способствует закладке в новую личность созидательных черт, накладывающих отпечаток на дальнейшую судьбу малыша.
  2. Правополушарное рисование весьма благотворно для детей, помогая развивать в них чувство гармонии, внимательное отношение к окружающей действительности, чуткость и индивидуальность, которые нужно постоянно поддерживать для уверенности в собственных силах и ощущения счастья. Для дошколят, не умеющих пока выразить словами всю гамму ощущений и эмоций, метод предоставляет возможность изобразить это в рисунках, расширить кругозор, получить навыки и умения. Ребенок легче адаптируется в незнакомой среде, проявляет интерес к получению новых знаний, эмоционально стабилизируется. На школьников техника действует как стимул к учебе, антистресс, умение успокаиваться и легче реагировать на трудные моменты жизни. Для подростков методика положительна в следующем: помогает контролировать эмоции, видеть множество вариантов решения задач и проблем, формировать творческий подход ко всему.
  3. На занятия можно и нужно ходить семейным парам, родителям с детками, чтобы сблизиться в общем деле, на основе общества интересов. Домашняя обстановка часто не позволяет рассмотреть в каждом его таланты и скрытые возможности, из-за загруженности бытовыми проблемами. А эмоциональная творческая обстановка позволит раскрыть способности, найти новые точки соприкосновения, освежить чувства и удивиться талантливости своих детей и половинок. Правополушарное рисование рождает фантазию, помогает определить направление дальнейшего развития личности, выявить круг интересов и направить энергию в нужное русло. На занятиях ребенок может увидеть родителей в другом свете – как друзей и сообщников, а не контролеров и воспитателей, что позволит укрепить семейные отношения, вернуть взаимопонимание и доверие, сплотить и сблизить.
  4. Для взрослых людей правополушарное рисование – реализация мечты, возможность обучиться рисованию быстро, не имея начального опыта. А еще — возможность расширить кругозор и завести новые знакомства, поразить родственников и друзей открывшимися талантами, наполнится уверенностью в своих силах, энергией и оптимизмом.

Курс занятий

На занятиях используются различные материалы, позволяющие создавать изображения, и прививать умения по владению многими инструментами, такими как кисть, карандаш, мастихин. В курс обычно входят:

  • занятия интуитивной живописью и китайской;
  • рисование гуашью, маслом, акварелью;
  • уроки графики (карандаш, пастель, уголь);
  • обучение пейзажной и портретной живописи;
  • знакомство с реализмом, импрессионизмом и прочими стилями;
  • изучение техники одного мазка и темпоральной живописи;
  • и личной мандалы;
  • все об объемных картинах и монотипии;
  • введение в колористику и цветоведение;
  • изучение воздействия на зрителя форм с линиями.

Формируется чувство пропорций и форм, умение находить правильные цветовые и фактурные решения, придавать картинам неповторимый ритм и способность вызывать эмоциональную реакцию у зрителя, желание прикоснуться к прекрасному.

Глядя на картины великих художников, мы все восхищаемся: «Ах, какой талант!» и где-то в глубине души сожалеем, что не обладаем подобным даром, а так хотелось бы… хоть чуть-чуть! Согласно идее правополушарного рисования – рисовать могут все! Как это возможно? Давайте разберемся.

Как устроен мозг

Известно, человеческий мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Левое полушарие – аналитическое, оно отвечает за нашу речь, способность к чтению и письму, с помощью него мы запоминаем даты и числа, математические символы. Правое полушарие обрабатывает информацию как бы целиком, в образах, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории, оно мыслит творчески и позволяет решать проблему целиком, интуитивно, не раскладывая на этапы.

Американский нейропсихолог Роджер Сперри, удостоенный Нобелевской премии за свои работы, как раз занимался исследованиями мозга. Он открыл, что каждое полушарие головного мозга работает как самостоятельный мозг. То есть предложенную человеку задачу решает либо левое полушарие, либо правое. Таким образом, если левое полушарие с его аналитическим мышлением отвергает рисование, то нужно предложить эту задачу правому, творческому, полушарию.

Главная идея правополушарного рисования

Как же все-таки переложить художественную задачу с левого на правое полушарие и не будет ли оно тоже возражать)))? Этому вопросу посвятила себя американская преподавательница Бетти Эдвардс. Бетти преподавала и занималась исследованиями в Калифорнийском государственном университете. Результатом ее работы стала книга «Открой в себе художника».

Согласно исследованиям Бетти Эдвардс, основная идея правополушарного рисования заключена в следующем: чтобы хорошо рисовать, нужно научиться переходить в режим особого правополушарного вѝдения. Рисование – это несложно. Основная проблема - это умение видеть, а точнее, сам переход в режим «особого вѝдения». Изначально кажется, что предметы мы видим очень даже отчетливо, а проблема как раз таки в том, чтобы реалистично нарисовать этот предмет. Но! Оказывается, все наоборот! Другими словами, человек уже умеет рисовать, но старые привычки восприятия мешают этой способности проявиться, блокируют ее.

В своей книге Бетти Эдвард сравнивает обучение рисованию с обучением езде на велосипеде. Кажется, все просто: садишься на велосипед, крутишь педали, держишь равновесие и едешь! Но на практике это не получается с первого раза; нужно пробовать и раз, и два, до тех пор, пока не сможешь скоординировать все движения. Так же и с рисованием: нужно взять карандаш и просто нарисовать то, что видишь, только следует научиться правильно «видеть».

С помощью некоторых упражнений можно развить в себе эту способность «видеть» как художник, а, следовательно, и рисовать! Так Бетти Эдвардс предлагает:

Повесить перед собой какой-либо рисунок вверх ногами и попробовать нарисовать его. Левое полушарие не может справиться с этой задачей, так как ему непонятно, что рисовать, оно же привыкло работать с конкретными знаками, поэтому в работу вступает правое.

Попробовать нарисовать двусмысленную картинку, типа вазы-лѝца. Это тоже помогает научиться работать с образами, рисовать то, что видишь (линию, изгиб), а не «раскладывать» на составляющие (лоб, нос, губы).

Рисовать негатив – то есть то, что бы мы увидели, если бы сфотографировали картинку и смотрели на негатив. Или по-другому это называют «рисование пустого пространства»: то есть, рисуем не сам объект, а то пространство, что его окружает. Это также учит работать с образами.

Вообще, в книге приведен ряд последовательных упражнений, которые шаг за шагом раскрывают возможности правого полушария.

Методикой Бетти заинтересовались многие педагоги, психологи и художники, каждый по-своему ее развивал и предлагал собственные методы. Современные психологи также предлагают свои упражнения и методики на семинарах и тренингах.

Например:

Рисовать, выходя за рамки бумаги. Это специальное упражнение: выходя за границы бумаги, человек выходит из своих рамок, которые ограничивали его, мешали творческому развитию.

Рисовать руками. В процессе такого творчества человек как бы становится ребенком, проявляет свою непосредственность и индивидуальность.

Кому это полезно

Детям. Дети изначально правополушарны. Он воспринимают мир таким, какой он есть – ярким, красочным и интересным, поэтому они такие фантазеры и мечтатели. И уже позже у ребенка развивается аналитическое мышление. Дети раскладывают все на части, изучают буквы и цифры. Традиционная школьная система также больше ориентирована на развитие левого полушария – дети читают учебники, пишут в тетрадках, составляют таблицы и графики. Поэтому, чтобы правое полушарие «не скучало», можно рисовать по данному методу.

Творческим людям. Часто бывает, что талантливый человек проявляет себя не в одном виде искусства. Все закономерно: учась рисовать, человек развивает правое полушарие, а творческое полушарие стремиться проявить себя еще где-то.

Бизнесменам. Эти людям по роду профессии постоянно требуется решать нестандартные задачи, и от оригинальности идеи порой зависит весь успех дела, так что, раскрывшись в живописи, мозг сможет интуитивно находить верные решения и в бизнесе.

И всем тем, кому интересно попробовать что-то новое, развить в себе скрытые способности.

Как учатся рисовать дети

Бетти Эдвардс тщательно изучала и наблюдала, как учатся рисовать дети. Вот что она выявила.

Около одного года дети уже с удовольствием начинают осваивать первые «каракули», хаотично водя карандашом или кистью по бумаге. И это доставляет им большое удовольствие.

Рисунок ребенка 1,5лет

К двум годам ребенок начинает осознавать, что его рисунок может обозначать что-то, что есть в реальном мире. Так, например, рисуется круг, добавляются две точки-глазки, палочка-рот и получается мама. Таким образом ребенок начинает разрабатывать собственную систему символов. С помощью одних и тех же символов рисуется сам ребенок, папа (только побольше), мама (добавляются длинные волосы), бабушка (добавляются очки) и т.д. Маленький художник изо дня в день рисует похожие картинки, оттачивая собственные символы.

Рисунок ребенка 4 лет

Около 4-5 лет ребенок начинает осваивать пейзажи, на которых также изо дня в день повторяется одинаковый домик с окошком и дверью; традиционная земля – зеленая полоска внизу рисунка, небо – синяя полоска сверху, солнце, дерево. Затем девочки начинают рисовать принцесс и фей, а мальчики транспорт и супергероев. В возрасте 10-12 лет у ребенка появляется тяга к реализму, огромное желание нарисовать предмет таким, какой он есть в действительности. Тот, у кого это не получается, просто теряет интерес к рисованию и во взрослой жизни их умение рисовать остается на уровне 12-летнего ребенка. Другая же часть детей все-таки развивают в себе умение «видеть» предмет как художник и добиваются успехов в рисовании.

Таким образом, когда взрослому человеку предлагают что-то изобразить на бумаге, он обращается к системе символов, разработанной в детстве и хранящейся в левом полушарии. Человек лишь мельком бросает взгляд на объект и начинает «выдавать» на бумаге привычные символы: вот символ для глаза, вот для носа, а вот и губы. Как разрешить эту дилемму? Психолог Роберт Орнштейн утверждает, что для того, чтобы рисовать, художник должен отражать предметы подобно зеркалу, воспринимать их точно такими, какие они есть. Таким образом, мы должны выключать доминирующий режим левого полушария и довериться другой, художественной и творческой, стороне мозга.

Рисовать могут все. Нужно только во время процесса перестать думать и анализировать свои действия, а просто погрузиться в процесс творчества))))

Как устроен детский мозг

Как мы уже говорили, дети изначально правополушарны. Примерно до 2-х лет у ребенка доминирует правое полушарие, поэтому дети такие любознательные - им хочется все исследовать, потрогать, попробовать. Затем в работу включается левое полушарие – сначала развивается речь, затем умение писать, читать, считать. В это время очень важно соблюсти баланс в развитии ребенка: обучая раннему чтению, письму, счету (развитие левого полушария), не следует забывать про развитие творческих способностей (правое полушарие). В противном случае левое полушарие становится доминирующим и просто блокирует работу правого, таким образом, человек уже не может полностью раскрыться и реализовать все возможности, которые были изначально заложены природой.

Как заниматься рисованием с ребенком

Конечно, чтобы грамотно направлять юный талант и тактично подсказывать, для занятий с ребенком нужен чуткий психолог, опытный педагог и талантливый художник в одном лице. На первых порах с этой ролью отлично справится мама.) Вот несколько упражнений, выполнение которых стимулирует работу правого полушария.

* Рисование воображаемых предметов. Прежде, чем что-то нарисовать, предложите ребенку пофантазировать. Желательно представить что-то такое, чего он не видел в действительности: сказочное животное или фантастический цветок; свою будущую профессию или даже свое имя. Обсудите с ним цвет, запах, вкус предмета, какой он на ощупь, какие звуки издает. Только после того, как воображение ребенка «разыграется», предложить ему нарисовать воображаемую вещь.

* Зеркальное рисование. Берется чистый лист бумаги и два карандаша – по одному в каждую руку. Предложите ребенку рисовать одновременно двумя руками зеркально-симметричные рисунки (или буквы, если ребенок уже с ними знаком). При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность работ всего мозга.

Пример зеркально-симметричных рисунков

* Рисование на цветной бумаге. Предлагайте ребенку несколько разноцветных листов, малыш сам должен выбрать, на каком фоне он хочет порисовать. Сам процесс выбора цветного листа уже будоражит воображение, активирует работу с образами и ассоциациями, т.е. «включает» правое полушарие.

Белый зверек на черном фоне. Черный цвет для детей не мрачный, а интересный, так как выбирают дети по контрастности

* Рисование другой рукой. Если ребенок правша, то стоит предложить ему в качестве эксперимента порисовать левой рукой (для левшей, наоборот, правой). Во-первых, это задействует новые участки мозга, а, во-вторых – это просто весело!

Гармоничное взаимодействие полушарий

И правое, и левое полушарие в человеке одинаково важны. И даже самым великим художникам в жизни нужно и писать, и считать, и думать. Хорошо, когда развито правое полушарие, прекрасно – когда левое, и замечательно – когда оба. И важно помнить, что обучение рисованию и детей, и взрослых проводится не для того, чтобы стать выдающимся художником (хотя это тоже не исключается), а для того, чтобы быть гармоничной личностью, чтобы раскрыть в себе весь потенциал, заложенный природой.

Ни для кого не секрет, что не отработанный стресс имеет свойство накапливаться в человеке, как в психике, так и в теле. Существует множество техник и методов снятия стресса (см. психотренинги), сегодня вы узнаете что такое правополушарное рисование (или, как его еще называют, интуитивное рисование), как метод релаксации, снятия стресса и общего улучшения психического и физического состояния.

Почти все, наверное, знают, что у человека есть два полушария головного мозга, одно из которых — ведущее (т.н. межполушарная асимметрия), чаще левое (особенно у людей с аналитическим складом ума) и правое — у людей с художественным, образным типом мышления. Но есть люди, которые могут одинаково хорошо мыслить и в левом и в правом полушарии мозга. Также межполушарное различие может быть выражено у леворуких (левшы), праворуких (правши) и «двуруких» (амбидекстры) людей.


Суть правополушарного рисования , как метода снятия стресса, заключается в том, что как раз правое полушарие и работает с образами, картинками, представлениями, воображением и, конечно, эмоциями и интуицией — отсюда и второе название — интуитивное рисование, т.е. без участия левого полушария: его логики, анализа, правил, стереотипной интерпретации…

Когда вы займетесь правополушарным рисованием, используя интуицию и свое внутреннее видение, вы будете получать удовольствие от самого процесса, воспринимая мир таким какой он есть, а не таким, какой он должен быть по установкам левого полушария. Изображая, рисуя мир интуитивно, вы сможете высвободить накопившиеся в подсознании негативы, расслабиться и получить истинное наслаждение — вы почувствуете себя как ребенок — счастливым, креативным, полным сил и энергии.

Техники интуитивного, правополушарного рисования

Суть техник интуитивного рисования в том, что тут нет никаких особых техник… Вся техника заключается не в самом правополушарном рисовании, а в том, чтобы отключить на время создания рисунка левое полушарие, которое будет мешать начинающему художнику, т.к. вы будете анализировать, включать логику, давать оценку своему, без «приукраски» будет сказано, художественному произведению…

Как отключить левое полушарие при правополушарном рисовании?
Чтобы воспринимать мир таким каким вы его видите и рисовать интуитивно, именно правым полушарием, необходимо отключить или хотя бы ослабить работу левого полушария. Для этого используют нехитрые приемы.

Например, вы можете начать с копирования других рисунков и изображений, перевернув кверху ногами оригинал — левое полушарие воспримет перевернутое изображение как нечто не логичное, не понятное ему — оно отключится, и вы переключитесь в правополушарное рисование, воспринимая рисунок так, как вы его видите.

Также, можно взять детские картинки-раскраски и закрыв верхнюю часть изображения, начать интуитивное рисование, раскрашивая видимую часть рисунка.

Тренинги и курсы правополушарного рисования для детей и взрослых

В наше время правополушарное рисование, как метод релаксации, снятие стресса, а порой и как раскрытие талантов, хобби и времяпрепровождение, стало довольно популярным и среди детей и взрослых.

Обычно тренинги и курсы по правополушарному, интуитивному рисованию организуют профессиональные художники, у которых в силу профессии уже сильно развито правополушарное, художественное мышление.

Психотерапевты и психоаналитики обычно используют интуитивное рисование как рисуночные тесты для психодиагностики детей и взрослых, а также некоторые психологи, особенно детские, используют правополушарное рисование как метод арт-терапии, вместе, например, со сказкотерапией , песочной терапией и т.п.

Для релаксации, снятия стресса и отработки негативных эмоций , психотерапевты больше используют различные психологические тренинги, например по методу Хосе Сильва , или упражнения самогипноза , либо различные позитивные аффирмации …, при которых более четче и целенаправленней отключается левое полушарие, чем при правополушарном рисовании, и человек может изменять в себе более конкретные вещи: отрабатывать негативные переживания, сохраненные эмоциональные ситуации, словом решать более серьезные психологические проблемы.

Психоаналитическое резюме: Если у вас серьезные психологические проблемы: неврозы, страхи и фобии, стрессовые расстройства, депрессии средней и тяжелой степени, заниженная жизненная Я-позиция, постоянное невезение в жизни, большие комплексы, сильная нерешительность и неуверенность в себе и т.п., то правополушарное рисование не для вас — вам нужна не помощь художника, а психологическая помощь практического психолога , психотерапевта или психоаналитика.

Если же у вас легкая депрессия, часто плохое настроение, несколько заниженная самооценка, небольшие стрессы и вы не умеете расслабляться, то интуитивное рисование вам вполне может помочь, т.к. во время самого эмоционально положительного процесса правополушарного рисования, позитивного общения с другими людьми, получение удовольствия от своего творчества, порой открытия талантов в себе и структурирования своего времени, вы сможете придти к душевному равновесию и гармонии внутри личности…

Бесплатная консультация — психолог по телефону (WhatsApp, Viber, Skype)

Закажите личный (только для вас) психологический тренинг для снятия стресса и релакса