Право ребенка на обучение в школе. Право ребенка на образование

Ваш ребенок только пошел в школу или, быть может, уже заканчивает ее. Но когда у него возникают какие-либо проблемы ил неприятности, вы теряетесь и не знаете, что делать и как быть, дабы защитить его права в . Ведь школьная жизнь порой полна самых непредвиденных и сложных ситуаций.

Где найти ответы на мучающие вопросы? На что имеет ? Как защитить его права? Для того чтобы в неприятной ситуации действовать правильно и быстро женский сайт рассказывает Вам о правах ребенка в школе .

На что имеет право ребенок в школе? С одной стороны, есть масса законов, защищающих права самых маленьких граждан, а с другой – детям особенно сложно защитить себя.

Право ребенка на образование

Каждый ученик имеет право:

  1. самостоятельно выбирать образовательное учреждение. Например, если ему нравится образовательная программа школы, которая находится далекого от его дома, он имеет все права учиться там.
  2. обучаться в условиях , гарантирующих его безопасность. Например, если на уроке физкультуры его заставляют лазать по канату, а внизу нет специальных матов, он имеет право отказаться.
  3. на уважение со стороны преподавателей, администрации школы, охранников, уборщицы и т.д.
  4. на бесплатное образование : начальное, основное (до 9 класса ), полное среднее образование (9-11 классов). Но только первое. Если он останется на второй год в 7-м классе, учить бесплатно его никто не обязан.
  5. получать любые книги из школьной библиотеки.
  6. только на добровольных началах помогать благоустройству школы. Т.е. если ребенок не хочет подметать школьный двор или копать траншеи, никто не имеет право его заставлять это делать.
  7. посещать дополнительные занятия, кружки, спортивные секции. Т.е.никто не может отказать ребенку в приеме в хор под предлогом, что он не умеет петь, и у него нет музыкального слуха. Тоже самое с баскетбольной секцией – ребенка, даже невысокого роста, обязаны принять в нее.
  8. помощь психолога и учителей во время учебного процесса. Если у ребенка возникли вопросы по школьной программе, учитель обязан ему помочь.
  9. перевод в другую школу (при согласии родителей ). Ребенок может перевестись в другую школу даже в конце учебного года.
  10. участвовать в управлении школы, если это разрешено Уставом самой школы. Например, ребенок, даже если он не входит в совет школы, может присутствовать на его заседаниях.
  11. свободное посещение мероприятий, не входящих в учебный план (праздничные концерты, школьные экскурсии и др .).

На деле же все выглядит немного по-другому. Бесплатная школа иногда обходится родителям дороже частной – учебники, школьная форма, факультативные занятия и многое другое, за что приходится платить и немало. Да и с переводом ребенка в другую школу не все так красиво и чинно, как описывается в законе. На практике ребенок может перейти в только соответствующего уровня, т.е. если до этого он учился в обычной школе, перевестись в физико-математическую он вряд ли сможет. Кроме того, ему понадобится разрешение директора новой школы и наличие свободного места там.

Доступность образования порой учениками и учителями понимает по-разному. К примеру, ребенок забыл дневник или пришел в школу не по форме (мама постирала, не успела высушить, а запасную не купили из-за нехватки денег). Преподаватель тут же решает его наказать и не допускает к занятиям – подобное случается сплошь и рядом (лично меня не раз отправляли домой переодеваться, когда я приходила в школу не по форме 🙂 ). Запрещая посещать занятия, учитель тем самым нарушает закон «Об образовании» и Конституцию РФ. Ведь он имеет право лишь сделать замечание и требовать соблюдение устава.

Право ребенка на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность

Под физическим насилием подразумевается применение физической силы к ребенку. А вот четкого определения для психического насилия нет.

Формы психического насилия:

  • угрозы в адрес школьника;
  • преднамеренная изоляция;
  • предъявление завышенных требований, не соответствующих статусу и возрасту;
  • унижение и оскорбление достоинства;
  • систематическая критика, не имеющая обоснований и выводящая ребенка из душевного равновесия;
  • негативная характеристика школьника;
  • демонстрация негативного отношение к нему.

В соответствии с ст. 32 Закона «Об образовании» школа несет ответственность за здоровье (психическое и физическое ) и жизнь обучающихся в ней детей во время образовательного процесса. Школа несет ответственность за причинение вреда ученику (здоровью, имуществу и т.д .), если не в силах доказать, что вред причин не по ее вине.

На деле привлечь учителя к ответственности за жестокость к ученикам бывает очень сложно. Связано это с тем, что обычно свидетелями расправы являются или его коллеги, или учащиеся. Понятное дело, что ученики находятся под прессом своего учителя, который может легко повлиять на их мнение. А учителя и директор в любом случае станут на защиту своего коллеги.

Советы родителям по защите прав ребенка в школе:

  1. Прежде всего, помните, что главной ценностью для Вас должны выступать интересы ребенка.
  2. Если конфликт в школе приобретает серьезную форму, то первое, что Вам нужно сделать — это перевести ребенка в другую школу.
  3. Если ребенка ударили , то первым делом он должен пройти освидетельствование у школьного врача или же в ближайшем трампункте.
  4. В случае психического насилия над ребенком (запугивание, прессинг, оскорбление ) освидетельствование можно пройти у школьного психолога или в поликлинике по месту жительства.
  5. Обязательное выявления круга потенциальных свидетелей происшествия. Чем раньше – тем лучше.
  6. Родителям обязательно нужно обратиться к директору школы с просьбой разобраться. Для этого они пишут заявление, которое регистрируют у секретаря. Директор в свою очередь обязуется провести служебное расследование и взять объяснительные записки с виновных лиц. В случае подтверждения факта насилия директор должен подвергнуть виновного наказанию — выговор или увольнение.

В случае недовольства родителей принятыми мерами, они могут обратиться в милицию, прокуратуру или суд с просьбой принять меры.

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,
однако активная , не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права .

Защита прав ребенка в школе: от теории к практике.

Сегодня практически в каждой школе нашей области есть уполномоченные по правам ребёнка. Обязательным наглядным атрибутом любого учебного заведения являются красиво оформленные стенды, на которых размещена информация о том, где и у кого можно искать защиту в случае нарушения прав детей. Но всё-таки, проблема нарушения прав ребёнка остаётся по-прежнему актуальной. В обыденной школьной жизни часто приходится встречаться с непониманием и нежеланием со стороны взрослых считаться с детьми и видеть в них полноправных субъектов внутришкольной жизни. Во многом это отголоски тоталитарного наследия советской школы, где ребёнок был объектом бесконечного давления со стороны педагогов и общественных организаций. Все мы родом из советского детства, и, к сожалению, часто транслируем полученный опыт в своей педагогической деятельности. И если мы действительно стремимся к реализации идей гражданского общества и развитию правового государства, то в первую очередь необходимо изменить собственное отношение к проблеме прав ребёнка.

В данной статье будут затронуты наиболее распространённые ситуации нарушения прав детей, встречающиеся в современных школах.

Каждый ребёнок имеет право на уважение чести и собственного достоинства, которое не должно нарушаться путем оскорблений и угроз другими учащимися или учителями. Даже публичная критика, высказанная в некорректной форме, является нарушением прав ребенка. Выяснение отношений учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение на суд класса мнений, убеждений ученика без его согласия, к сожалению нередкая ситуация в наших школах. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми. Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того, подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб. Необходимо помнить, что применение таких методов воспитания педагогом недопустимо.

Очень популярным нарушением прав ребенка в школе на сегодняшний день является психическое давление. Систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия, постоянная негативная характеристика обучающегося, демонстративное негативное отношение - вот арсенал, применяемый к «неудобным» ученикам, которых всеми силами стараются выдворить из школы. Особенно этим грешат «элитные» учебные заведения (гимназии, лицеи), где зачастую к учащимся предъявляются очень высокие требования. Часть 6 статьи 15 Закона об образовании устанавливает, что дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается

До сих пор приходится сталкиваться с ситуациями удаления ученика с урока или не допуск до занятий. В данном случае имеет место нарушение конституционного права на образование. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Если ученик ведёт себя неадекватно - тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс.

Иногда возникают случаи, когда ребенка отправляют из школы домой из-за отсутствия школьной формы или сменной обуви. Недопущение ребенка на уроки необходимо рассматривать как нарушение его конституционных прав на получение образования. Безусловно, что проблему школьной формы необходимо решать, так как сейчас это регулируется Законом об образовании. Но в работе с теми учащимися, которые не приходят в школу в надлежащем виде, главным должен быть метод убеждения с целью формирования сознательного отношения к выполнению норм права.

Нарушением конституционных прав на получение образования являются и ситуации снятия учащихся с уроков для проведения каких-либо внеурочных мероприятий или репетиций. К сожалению, часто это происходит при непосредственном санкционировании школьной администрации.

В некоторых школах детей оставляют подежурить после уроков, помыть пол в классе, убрать школьную территорию и т.п. Следует напомнить, что подобные работы подпадают под определение принудительного труда, а он запрещен статьей 37 Конституции РФ. Здесь также важно знать статью 50, пункт 14 Закона «Об образовании», согласно которой «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Ребенка могут попросить убраться в классе, принять участие в уборке территории, но ни в коем случае не обязать делать это. Дети могут согласиться, но согласие это должно быть в письменной форме за подписью родителей. Решение о том, будет ли уборка территории школы входить в общеобразовательный процесс или нет, выносят родители учеников, а не администрация школы. Исключение составляет лишь случай, когда эти трудовые мероприятия включены в программу одного из обязательных для изучения в школе предметов (например, производственная практика на каком-либо предприятии в рамках предмета «Трудовое обучение»). При этом программа предмета должна содержать описание трудовых мероприятий, в которых будет принимать участие школьник, и быть утверждена Министерством Образования.

По этому поводу, пожалуй, можно ожидать самой негативной реакции со стороны многих педагогов и директоров. В ход идут аргументы о том, что труд является важнейшим воспитательным методом в формировании необходимых качеств личности. Но нам, учителям и администрации школ, необходимо понимать, что эти важные качества должны формироваться не в рамках принуждения, а на основе добровольного, сознательного отношения учащихся и родителей. Конечно, подобный подход требует больших усилий. Но другого пути быть не должно.

В рамках данной статьи были затронуты далеко не все проблемы в сфере нарушения прав ребёнка в школах. Но важно понять, что именно школа, являясь важнейшим институтом социализации ребёнка, должна создать все условия для формирования правового сознания личности. А это представляется возможным, только если в самом учебном заведении нет места нарушениям элементарных прав человека. Если мы хотим, что бы дети выполняли требования правомерного поведения, то необходимо и нам, взрослым, во всём соответствовать этим требованиям.

Как правило, с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин, вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми. Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб. Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником и получил ли его согласие на публичное обсуждение его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание и поставил школьнику двойку.

Что делать?

Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные дополнительные занятия, факультативы

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы, секции и т.д. могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка . Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»: школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции. Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам с просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет. Также заранее следует выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам». Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию, согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся, руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это. Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Образование – это необходимая часть жизни в обществе, которая является основой гармоничного личностного роста и развития. Каждый ребенок обязан посещать школу, потому у родителей возникает ряд переживаний и вопросов в течение всех лет обучения. Прежде всего, нужно знать какие есть права ребенка в школе. Их необходимо в доступной форме объяснить даже первокласснику.

Права ребенка в школах России и Украины

Дети , а ущемление прав ребенка в школе является наказуемым. И российские, и украинские школьники имеют одинаковые права:

  • самостоятельно выбрать то учебное учреждение, в котором ему хочется обучаться, то есть никто не может запретить ребенку обучаться в школе, которая находится далеко от района проживания ученика;
  • на уважение со стороны всех работников школы, включая не только педагогический состав, но и уборщиков, вахтеров, администрацию, поваров;
  • на то, что обучение будет организовано с соблюдением всех правил техники безопасности. Например, школьник может отказаться выполнять нормативы, если снаряды в спортзале не надежны;
  • получать любую нужную книгу в библиотеке учреждения;
  • участвовать в благоустройстве территории, но исключительно по собственной инициативе, то есть ребенок не обязан убирать листья во дворе или сдавать денежные средства;
  • обучаться бесплатно, без дополнительных материальных взносов;
  • посещать кружки и секции в учреждении, независимо от наличия способностей;
  • при согласии родителей ученик может перевестись в другую школу в любое время, даже в середине или конце учебного года;
  • рассчитывать на помощь школьного психолога;
  • посещать дополнительные мероприятия и занятия, которые не входят в учебную программу только добровольно;
  • на выражение взглядов, но лишь в корректной форме;
  • время каникул тратить на отдых и развлечения, соответствующие возрасту;
  • быть предупрежденным обо всех мероприятиях, направленных на контроль и проверку знаний, заранее;
  • получать четкие ответы на вопросы относительно выставленной оценки;
  • получать образование на родном языке.

Некоторых мам интересует вопрос прав ребенка инвалида в школе. По закону и согласно Конвенции ООН, дети, у которых есть инвалидность, могут посещать образовательные учреждения наравне с другими учениками. При наличии медицинских показаний и согласия родителей, ребенок-инвалид имеет право обучаться в специализированных учреждениях (коррекционные школы). В таких заведениях работа направлена на занятия с детьми, имеющими определенные нарушения, а преподаватели обладают необходимыми знаниями и навыками.

Защита прав ребенка в школе

Чем младше ученик, тем сложнее ему самостоятельно отстаивать свои интересы. Потому права ребенка в школе, как в России, так и Украине, защищать призваны, прежде всего, родители. Конечно, некоторые конфликты можно решить непосредственно с классным руководителем, но иногда приходится обращаться к директору или в другие инстанции.

Следует знать, что в школе считается и физическое, и психологическое насилие.

Под физическим насилием понимают ситуации, когда к школьнику были применена физическая сила. К сожалению, точного определения психического насилия нет. Но к его формам принято относить следующие факты:

Если ситуация действительно серьезная и ее разрешение невозможно на уровне классного руководителя, то выходом может быть перевод в другое учебное заведение. Но родители имеют право отстаивать интересы своего ребенка и обратиться к директору, с требованием разобраться в ситуации. Если результат их не удовлетворит, то они могут написать заявление в милицию или прокуратуру.

Очень часто родители жалуются на нарушение прав ребенка в школе. Мама с папой, конечно, всегда защищают любимое чадо, даже когда ребенок ведет себя откровенно плохо и некультурно. Но проблема в том, что многие учителя действительно перегибают палку с наказаниями и словестными оскорблениями учащихся. Так, например, некоторые педагоги, отбирая во время урока телефон, начинают вслух читать личную переписку учеников, выгоняют детей из класса или не пускают на урок за минутное опоздание.

Все мы люди, у всех нас есть свои проблемы, и всем нам хочется реализовать свои интересы. Но в рамках школьной системы дети, учителя и родители обязаны постоянно взаимодействовать. Такое взаимное сотрудничество должно привести к успешному усвоению детьми школьной программы, их нравственному воспитанию и укреплению их физического и эмоционального здоровья. Поэтому для родителей очень важно знать права детей в школе, а также уметь их правильно защищать.

Конфликт ребенка с учителями

Представителями интересов ребенка являются его родители. И только они должны принимать решения об основных . Учителя имеют право лишь сообщать родителям об успеваемости ребенка, его поведении на уроках, а также о пропусках занятий. Учитель не может поставить ребенку двойку по предмету только потому, что его поведение оставляет желать лучшего. Также учитель не имеет права выставить бескультурного ученика за дверь.

Но не стоит слишком уж неуважительно относиться к учителям. Не забывайте, что по закону они не обязаны сидеть днями и вечерами, объясняя Вашим детям непонятные примеры и правила, эта работа никак дополнительно не оплачивается. Также они не обязаны по сто раз принимать пересдачи и натягивать оценки. Поэтому если учитель это делает, Ваш ребенок должен быть, как минимум, благодарен и стараться не испытывать его терпение. Права и обязанности должны быть взаимными. И человеческие отношения всегда должны быть на первом месте.

Защита прав ребенка в школе

Все вопросы об отчислении ученика, переводе в другой класс и не допуске к экзаменам принимает директор. Он обязан уведомлять родителей обо всех проблемах ребенка. И если неуспеваемость ученика или пропуски имеют уважительную причину, школа должна помочь ребенку наверстать программу и спокойно сдать экзамены в особом порядке. Если школьник так и не сдает экзамены на удовлетворительную оценку, к сожалению, директор действительно имеет право оставить его на второй год.

Если мы говоримо защите прав ребенка, то нельзя не сказать о защите его личной жизни. Ведь одно дело, если ученик весь урок переписывается по телефону с другом из соседнего класса. Действия учителя, отбирающего у него телефон и на нервах читающего последнюю смс, в таком случае вполне можно понять. Хотя по закону он все равно не имеет права это делать, так как его поступок расценивается, как грабеж. Но все же его можно объяснить. А вот когда учителя в частных беседах обговаривают достаток родителей учащихся, их семейные проблемы и личные связи, это уже неприемлемо и не поддается никакому оправданию. С жалобой на такие действия учителей можно обращаться к директору, который будет обязан предпринять соответствующие меры для защиты конституционных прав школьника. Учителя могут обговаривать личную жизнь учеников только в интересах самих детей, и в объеме достаточном для оказания им возможной помощи.

Современные права ребенка в школе крайне демократичны. Это очень усложняет учебный процесс. Выходит так, что ученик может войти в класс задолго после звонка, весь урок заниматься своими делами и сразу после звонка покинуть свое рабочее место. И единственное, что может сделать учитель, – непосредственно оценить его знания. Но ведь знания и воспитание – вещи абсолютно несвязанные между собой. И в результате страдают и учителя, которые практически не могут требовать к себе уважительного отношения, и ученики, которые в условиях полной анархии не могут получить нормальные знания.

Еще совсем недавно никто и не задумывался о правах и обязанностях в школе. Ученики уважали и даже немного боялись учителей, а учителя с достаточной строгостью относились к ученикам. Но и те, и другие очень любили друг друга. И эта взаимная любовь помогала подросткам преодолеть все невзгоды, справиться с нелегкой школьной программой, получить профессию и впоследствии очень тепло вспоминать всех своих учителей.

Если спросить старшее поколение о школьных воспоминаниях, они могут рассказать о многочисленных классных экскурсиях, интересных школьных вечерах, различных соревнованиях и еще о многом другом. А сейчас ученики с радостью говорят о том, что по закону они не обязаны посещать все дополнительные мероприятия, которые не входят в учебный план.

Что ж, в ответ на это учителя ровно по звонку, не задерживаясь ни минуты, закрывают класс и уходят по своим делам, чтобы отвлечься от мыслей о своем унизительном положении в современной школе. И кто же из-за этого страдает? Скорее всего, наши дети. Вот и получается, что все эти демократичные правила абсолютно ни к чему.

Прежде всего, родители должны объяснить ребенку, что такое трудолюбие, скромность, уважение и взаимная помощь. Только культура и воспитанность детей может сделать современную школьную систему эффективной. И тогда извечный школьный вопрос «Для кого звонок?» станет неактуальным. Ученики с удовольствием будут дослушивать до конца интересные и увлекательные уроки, а учитель с радостью будет проводить дополнительные часы со своими любознательными, веселыми и такими родными учениками.