Портреты рафаэля. Штрихи к портрету

Разумеется, Рафаэль не мог не понимать, скольким обязан Биббиене. Но милости, которыми осыпал его кардинал, ни на миг не приближали исполнение брачных обещаний. Одно хорошо: чем выше взлетал Рафаэль, тем меньше оставалось надежд у Форнарины. Если молодой художник еще мог позволить себе такое безумство, как брак с дочкой пекаря, то маститый маэстро - никогда. Успокаивая себя подобными рассуждениями, Биббиена отечески похлопывал по плечу племянницу, к которой успел привязаться.

Однако настал день, когда его терпение истощилось. От приятелей Рафаэля кардинал узнал, что Санти пишет новый портрет возлюбленной с жемчужной подвеской в волосах. Такие украшения носили лишь замужние дамы. А значит, он и в самом деле считает эту потаскушку своей женой? Ну уж этого ему Биббиена не простит!

Кардинал объявил Марии, что отныне Рафаэль Санти более не считается ее женихом и он не против, если она выберет себе мужа по вкусу. А лучше подождет, пока дядюшка сам приищет достойную партию. Он думал, что всегда почтительная Мария скромно поцелует ему руку, покоряясь принятому решению, даже протянул девушке свою бледную кисть, унизанную перстнями. Но та неожиданно заупрямилась и твердым голосом заявила, что не оставит нареченного. Биббиена понял, что угодил в собственные сети: тихоня-племянница страстно полюбила Рафаэля. Что скажет брат, когда узнает обо всем? А какие стишки примутся сочинять насмешливые римляне, прослышав о безответной страсти кардинальской племянницы к живописцу?

Как он проклинал себя за то, что когда-то превозносил его в глазах Марии! И как жестоко теперь, забыв о приличиях, обрушивал на нее сплетни и слухи о Рафаэле и его булочнице, которые гуляли по Риму. В городе болтают, говорил он, что Форнарина истощила художника своей греховной страстью. Заставляет рисовать ее обнаженной даже на стенах виллы Киджи, с которым, по слухам, она заигрывает так же рьяно, как и с подмастерьями Рафаэля. А еще блудница принуждает писать с нее Мадонн и упивается восхищением почитателей Санти, которые видят в ее портретах образцы чистоты. Можно ли представить такое святотатство? И кто грешен больше: тщеславная булочница или глупец, который всецело отдался ее власти, рискуя потерять из-за своей любви не только земные блага, но и Царствие Небесное? Однако хваленое красноречие Биббиены оказалось бессильным. Мария заявила, что не верит наветам и будет терпеливо ждать, когда у нареченного достанет решимости повести ее к алтарю.

Искусство Италии 16 века. Высокое Возрождение.
Этот портрет был создан художником Рафаэлем Санти в возрасте 22 лет. Размер картины 45 x 33 см, дерево, масло. Представитель Высокого Возрождения с классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил в своих работах жизнеутверждающие идеалы Ренессанса. Ранние произведения художника («Мадонна Конестабиле», около 1502-1504) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил великий живописец прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», около 1513), художественные ансамбли Рафаэля в росписях виллы Фарнезина (1514-1518) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками), а также портреты («Бальдассаре Кастильоне», 1514-1515 и другие) создали идеальный образ человека Возрождения. Рафаэль также проектировал собор святого Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме.

Рафаэль Санти родился в 1483 году в Урбино, который в 15 веке стал одним из центров гуманистической культуры. Первым учителем Рафаэля был, вероятно, его отец Джованни Санти, довольно посредственный живописец, а с 1495 года он учился у местного мастера Тимотео делла Вите. Рано пробудившееся дарование открыло Рафаэлю доступ к урбинскому двору и сосредоточенным вокруг него гуманистическим кругам. Самые ранние дошедшие до нас работы Рафаэля выполнены около 1500-1501 года, то есть примерно в семнадцатилетнем возрасте. Это небольшие по размерам композиции «Святой Себастьян» и «Ангел», а также алтарь семейства Колонна (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Первоначально алтарь предназначался для женского монастыря Сант Антонио в Перудже; в 17 веке алтарь был разделен, средняя доска – из наследия семейства Колонна, люнет (Благословляющий Бог-Отец) и пределла (Моление о чаше) также хранятся в музее Метрополитен.

В 1500 году Рафаэль Санти покинул Урбино и направился в главный город Умбрии Перуджу, где поступил в мастерскую главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Как рассказывает Вазари, Рафаэль настолько глубоко усвоил манеру Перуджино, что работы обоих мастеров было невозможно различить. Ряд произведений учитель и ученик выполнили совместно. В этом сказалось другое специфическое качество молодого Рафаэля Санти – его большая внутренняя гибкость и творческая отзывчивость, способность глубоко и органично вживаться в строй образов различных мастеров. Но при всей близости к Перуджино в самостоятельных произведениях Рафаэля, созданных во время его пребывания в Умбрии, превосходство его дарования очевидно.

Творческий прогресс Рафаэля Санти был настолько быстрым, что мастерская Перуджино вскоре стала для него слишком тесной. В 1504 году молодой живописец перебрался во Флоренцию. Художественная атмосфера Флоренции в эти годы была насыщена новыми веяниями. То было время первых великих созданий Микеланджело и его соперничества с Леонардо в работе над батальными композициями для Зала Совета; именно в этот период принципы искусства Высокого Возрождения начали свое распространение среди все более широкого круга художников.

Рафаэль Санти… Один из гениев итальянского Возрождения. Писать о его жизни нет смысла. Величайшему итальянскому живописцу, графику, архитектору и поэту посвящены книги, статьи, научные исследования и сайты. Сегодня хочу показать вам, каким его видели и написали его другие живописцы. К счастью Рафаэль Санти, или как его называли современники, Рафаэль из Урбино (Raffaello Sanzio (Raffael da Urbino), 28 марта 1483, Урбино - 6 апреля 1520, Рим), оставил потомкам свои автопортреты. Всего я насчитал их шесть, но родно половину можно с уверенностью назвать именно автопортретами Рафаэля. Вот два самые известные из них:

Raffaello Sanzio (1483-1520) Autoritratto.1506 г. Galleria degli Uffizi, Firenze
Raphael Self-Portrait with a Friend, a Fencing Master. 1519-20 гг. Musée du Louvre, Paris

Второй автопортрет Рафаэль написал в последние годы жизни (1518-1520), изобразив себя с другом, хотя историки до сих пор не могут решить, какому именно другу на картине Рафаэль положил руку на плечо. Выдвинуто множество версий, но все они малоубедительны. В XVI веке считалось, что рядом с собой художник изобразил Джованни Антонио Порденоне (Giovauni Antonio Pordenone, 1483/1484, Порденоне - 1539, Феррара) или Якопо Каруччи по прозвищу Понтормо (Jacopo Carucci (Pontormo), 24 мая 1494, Понтормо - 2 января 1557, Флоренция), но их портреты очень отличаются от молодого человека, изображенного рядом с Рафаэлем. Позже в списке «претендентов» появились имена Джулио Романо, Пьетро Аретино, Антонио да Сангало Молодого и Бранконио дель Агюла – исполнителя завещания художника. Но и эти версии оказались недостоверными. Интересно, что в некоторых источниках полное название картины звучит как «Автопортрет с другом, учителем фехтования», и это говорит о том, что навряд ли удастся персонифицировать личность этого друга художника. Сначала картина с 1607 года находилась в коллекции кардинала Гранвеля и вообще считалась работой Порденоне. Около 1625 года портрет появился в Фонтенбло и попал в коллекцию Людовика XIV в Лувр, где находится до сих пор.

Еще один автопортрет Рафаэля тоже известен, он точно принадлежит художнику и является деталью огромной знаменитой фрески «Афинская школа», написанной в Ватикане в 1509-11 годах.

Raphael Affresco «La scuola di Atene» (фреска «Афинская школа») 1509-11 гг. Stanza della Sentyatura, Vaticano

В своей фреске Рафаэль изобразил храм науки, где с полной непринужденностью расположились философы древности, олицетворяя свободу и независимость представляемой ими науки, ее различных отраслей и методов. Двигающиеся из глубины – это величайшие философы древности Платон и Аристотель. Интересно, что в образе Платона Рафаэль изобразил Леонардо да Винчи, а в образе Гераклита (древнегреческого философа-материалиста) – Микеланджело. Себя же художник скромно изобразил в правом углу за группой, где Эвклид - крупнейший древнегреческий математик, разбирает на полу сложный чертеж. Перед собой Рафаэль изобразил художника сиенской школы Джованни Антонио Бацци, которого все больше знают по прозвищу Содома (Giovanni Antonio Bazzi (Il Sodoma), 1477, Верчелли, Пьемонт - 15 февраля 1549, Сиена).

Raphael Autoritratto, frammento di un affresco «La scuola di Atene» (Автопортрет, фрагмент фрески «Афинская школа») 1509-11 гг. Stanza della Sentyatura, Vaticano

Ну, а следующие три работы считаются автопортретами Рафаэля по утверждению историков и исследователей его творчества на основе изучения физиономистики, черепа художника и тщательного исследования самих полотен. Я не пытался собрать материал именно об этих исследованиях, поэтому представляю вам картины, как предполагаемые варианты автопортретов Рафаэля. Причем, если две картины из трех точно являются произведениями художника, то первая из представленных ниже работ атрибутирована его авторством и точно не датирована (кое-где стоит 1525 год, хотя художник умер в 1520-м). Так что верить или не верить ученым – решайте сами!

Attributed to Raphael Saint Luke painting the Madonna and Child in the Presence of Raphael (Святой Лука пишет Мадонну с младенцем в присутствии Рафаэля). Accademia di San Luca, Rome

Attributed to Raphael Saint Luke painting the Madonna and Child in the Presence of Raphael, detail (Святой Лука пишет Мадонну с младенцем в присутствии Рафаэля, деталь). Accademia di San Luca, Rome

Raphael Christ Blessing (Pax Vobiscum) (Христос благословляющий) 1505-06 гг. Pinacoteca Tosio Martinengo, Brescia

Второй вариант картины находится в коллекции мюнхенской Пинакотеки. Смущает, что художник решил изобразить себя в образе Христа.

Raphael The Judgement of Paris (Суд Париса). 1512 г. Private Collection

Raphael The Judgement of Paris, detail (Суд Париса, деталь). 1512 г. Private Collection

А в этой картине нестыковка в том, что Рафаэль себя в 1512 году изобразил моложе, чем на самом известном автопортрете в 1506 году. Хотя, возможно, будучи уже почти 30-летним мужчиной, он решил написать себя в образе Аполлона – семнадцатилетним!

Но помимо всех этих картин, я нашел в интернете еще больше десятка работ, в основном гравюр, и большей частью из коллекции Британского музея, на которых художники XVI-XVIII веков изобразили Рафаэля, каким они его представляли в свое время. Часть картин, конечно же, если не являются копиями автопортрета итальянца, то явно ассоциируются с ним. Но есть и весьма интересные интерпретации внешнего вида представителя умбрийской школы живописи, коим являлся Рафаэль. Предлагаю посмотреть и сравнить.

Giorgio Vasari (Italian, 1511-1574) Retrato de Rafael Sanzio.

XVII век

Paulus Pontius (Flemish, 1603-1658) Portrait of Raphael de Urbin 1630-40 British Museum

С этим портретом тоже можно поспорить, поскольку гравюра Понтиуса - это зеркальная картина Рафаэля "Портрет юноши".

Raphael Portrait of Young Man. 1509-11 гг. Czartoryski Museum, Cracow

Unknown Italian artist Portrait of Raphael. 1600-1649 гг. Biblioteca Ambrosiana

Wenzel Hollar (Czech, 1607-1677) Portrait of Raphael. 1651 г. Metropolitan Museum, New York

Engraved frontispiece by Carlo Maratta (Italian, 1625-1713) Portrait of Raphael Sanzio.

William Lodge (British, 1649 - 1689) Bust of Raphael in an oval. 1679 г. British Museum

XVIII век

Jonathan Richardson Senior (British, 1667-1745) Portrait of Raphael, after the Self-Portrait. 1730 г.

Nicolas IV de Larmessin (French, 1684-1753) Raphael d’Urbin (print).

Matthijs Pool (Dutch, 1676–1732) Raphael Sanzio d’Urbino. Château de Versailles

William Bromley (British, 1769-1842) Portrait of Raphael after 1782 г.

XIX век

Friedrich Wilhelm Bollinger (German, 1777-1825) The Divine Raphael.

Agostino Aglio (Italian-British, 1777-1857) Portrait of the young Raphael.

Auguste Gaspard Louis Boucher Desnoyers (French, 1779-1857) Portrait of Raphael de Urbin. 1836 г. British Museum

Louis Georges Brillouin (French, 1817-1893) Portrait de deux artistes - Raphael and Giulio Romano. 1848 г. Palais des Beaux-Arts, Lille

Anonymous Copy of Raphael"s Self-portrait in the Galleria degli Uffizi, Florence. 1850 г.

Ну, и напоследок, все же публикую небольшую «памятку», себе в первую очередь, о биографии художника. Так сказать, «конспект» хронологии его жизни.

1. 28 марта 1483 года родился в Урбино в семье художника и поэта Джованни Санти, поэтому первые уроки рисования получил в мастерской отца. Рафаэль рано потерял родителей: отец умер в 1494 году, мать - Марджи Чарла, в 1501 году. Кстати, до сих пор сохранился отчий дом художника, где находится его музей.

2. После смерти матери Рафаэль поступает в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже. Он часто приезжает в Урбино, знакомится с Пинтуриккьо, совместно с которым посещает Сиену и выполняет ряд работ. В 1502 году появляется первая из рафаэлевских Мадонн, которых он будет писать всю жизнь.

3. В 1504 году в Урбино знакомится с писателем Бальдассаром Кастильоне, поступившим на службу к герцогу Урбинскому, и по его приглашению в конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь художник лично знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами, которые оказали влияние на стиль и манеру молодого художника. Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых и Мадонн, во Флоренции Рафаэль создал около двадцати Мадонн.

4. В 1507 году он знакомится с архитектором Донато Браманте (1444-1514), который во второй половине 1508 года приглашает переехать Рафаэля в Рим. При содействии Браманте художник становится официальным художником папского двора, расписывает фресками Станцу делла Сеньятура в Ватикане (1508-1511) и еще три зала, причём Папа Юлий II уже начавших там росписи художников Перуджино и Синьорелли отстранил от работ ради Рафаэля.
Помимо большого количества картин на религиозные темы, Рафаэль создаёт и портреты, в 1512 году пишет портрет папы Юлия II, позже многих кардиналов из папского окружения. Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля. В 1513-1516 годах Рафаэль по заказу нового Папы выполнил картоны с сюжетами из Библии для десяти гобеленов, которые предназначались для Сикстинской капеллы, потом спроектировал в виде 13 аркад и расписал с учениками лоджии, выходящие во внутренний двор Ватикана (1513-1518) 52 фресками на библейские сюжеты. У Рафаэля было много учеников, самым талантливым из которых был Джулио Романо. Имена других – Джованни Нанни, Франческо Пенни, Перин дель Вага, практически не известны.

5. В 1514 году, когда умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра, в 1515 году он получает должность главного хранителя древностей. В этом же 1515 году Рафаэль лично знакомится с Дюрером, посетившим Рим. Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов. В Риме он продолжает писать Мадонн, пишет около десяти картин на эту тему, самой знаменитой из которых стала «Сикстинская мадонна» (1512-1513).

6. В 1511 году банкир и покровитель искусств Агостино Киджи пригласил Рафаэля для украшения фресками на сюжеты из античной мифологии своей загородной виллы Фарнезина, построенной на берегу Тибра.

7. 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет Рафаэль умирает в Риме. Был похоронен в Пантеоне. Художник и писатель Джорджо Вазари в своей книге биографий, многие из фактов которой, позже опроверглись историками, написал, что Рафаэль умер «после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно». Но историки считают, что причиной смерти стала римская лихорадка, которой заразился живописец во время посещения раскопок. Правда, каких и где – не уточняется…

, Флоренция , Италия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). К:Картины 1504 года

«Автопортрет» - картина известного художника эпохи Возрождения Рафаэля . Хранится в галерее Уффици .

Недавние исследования полотна обнаружили рисунок внизу, который подтверждает, что это действительно подлинный автопортрет, написанный около 1506 года . «Автопортрет» находился в коллекции кардинала Леопольда Медичи, с 1682 года - в собрании галереи Уффици .

Автопортрет, похожий на этот, но развернутый зеркально, изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа » в ватиканской «Станца делла Сеньятура » как образ древнегреческого художника Апелеса .

Напишите отзыв о статье "Автопортрет (Рафаэль)"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Автопортрет (Рафаэль)

Ужин подходил к середине, а мы всё ещё светски «обсуждали» какие-то редкие книги, музыку и искусство, будто и не было у него на уме какой-то очень серьёзной цели, по причине которой он пригласил меня в свои покои в такой неподходящий, поздний час.
Казалось, Караффа искренне наслаждался общением, вроде-бы начисто позабыв о своём «особо-важном» разговоре. И надо отдать ему должное – собеседником он был, бесспорно, интереснейшим... если забыть о том, кем он являлся на самом деле... Чтобы заглушить в своей душе нарастающую тревогу, я как можно больше шутила. Караффа весело смеялся моим шуткам, в ответ рассказывая другие. Он был предупредительным и приятным. Но, несмотря на всю его светскую галантность, я чувствовала, что ему тоже надоело притворяться... И хотя выдержка Караффы была по-настоящему безупречной, по лихорадочному блеску его чёрных глаз я понимала – всё наконец-то подходило к развязке... Воздух вокруг нас буквально «трещал» от нарастающего ожидания. Беседа постепенно измельчала, переходя на обмен простыми светскими репликами. И наконец-то Караффа начал...
– Я нашёл книги вашего деда, мадонна. Но там не оказалось интересующих меня знаний. Стоит ли снова задавать вам тот же вопрос, Изидора? Вы ведь знаете, что меня интересует, не правда ли?
Именно это я и ожидала...
– Я не могу дать вам бессмертие, Ваше святейшество, как не могу и научить этому вас. У меня нет этого права... Я не вольна в своих желаниях...

Дерево, масло. 45 х 31 см. Галерея Боргезе, Рим

Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера. В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок. 1502), приписывался Гольбейну , а затем Перуджино, пока общее мнение искусствоведов не склонилось на сторону Джованни Морелли, считавшего автором картины Рафаэля. Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. Его тип несколько идеализирован благодаря прекрасному моделированию объемов, распущенным волосам и живому выражению лица. Такой подход к портрету сильно отличается от реалистического стиля северных художников, которые стремились передавать с полной достоверностью все детали лица, не исключая и дефектов.

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502

Рафаэль. Портрет Елизаветы Гонзага. Ок. 1503

Дерево, масло. 53 х 37 см. Галерея Уффици, Флоренция

Изысканные портреты Елизаветы Гонзага и (хранящиеся сейчас в галерее Уффици) были написаны Рафаэлем в молодости. Елизавета Гонзага была сестрой Франческо II Гонзаги, маркизой Мантуанской и по мужу герцогиней Урбинской. Ее супругом был Гвидобальдо да Монтефельтро, герцог Урбино. Они вступили в брак в 1489 году.

Рафаэль. Елизавета Гонзага. Ок. 1503

На лбу у Елизаветы украшение в виде скорпиона. Ее причёска сделана в стиле конца XV века, когда она приехала в Урбино в качестве невесты Гвидобальдо. Черное с золотом платье отражает моду того же времени. Кроме того, эти цвета были родовыми в семье Монтефельтро.

Рафаэль. Портрет Пьетро Бембо. Ок. 1504

Дерево, масло. 54 х 39 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт

В ранних каталогах эта картина считалась портретом Рафаэля, написанным Бернардо Луини. Позже она была признана портретом Пьетро Бембо, который Рафаэль создал во время пребывания Пьетро при дворе Урбино. Бембо позже стал кардиналом. Хорошо известен его портрет в старости, написанный Тицианом .

Рафаэль. Портрет Пьетро Бембо. Ок. 1504

Портрет Пьетро Бембо, один из самых ранних у Рафаэля, представляет искусство художника в первые годы XVI века, в переходный период от его ранних работ в стиле умбрийской школы к флорентийскому периоду. Юноша в красной одежде и шапочке представлен на фоне ландшафта нежной, холмистой сельской местности Умбрии. Волосы Пьетро, свисающие длинными прядями, как было модно в то время, окаймляют миловидное лицо. Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. Из-за его сходства с ранним флорентийским автопортретом Рафаэля, эту картину долго считали еще одним его автопортретом, хотя некоторые ученые были убеждены, что это – портрет какого-то молодого кардинала. Недавние исследования, однако, отождествили эту картину с той, что однажды видел венецианец Маркантонио Микиель в падуанском кабинете Пьетро Бембо. Она изображала Бембо в молодости и была написана молодым Рафаэлем, когда он встречался с Бембо при урбинском дворе в 1506.

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1504

Дерево, масло. 51 х 37 см. Галерея Уффици, Флоренция

Как личность изображённого человека, так и авторство этой картины до сих пор являются предметом споров. Авторство Рафаэля поддерживается большинством современных ученых. В числе тех, с кого мог быть написан этот портрет, упоминаются итальянский живописец Перуджино (учитель Рафаэля) и немецкий церковный реформатор, основоположник протестантизма Мартин Лютер .

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1504

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502-1504

Доска, масло. 47 х 37 см. Музей Лихтенштейнов, Вена

Эта картина обнаруживает некоторое сходство с портретом Франческо делле Опере, выполненном Перуджино. Ранее Перуджино и признавался её автором. Однако сейчас многие склонны считать эту картину работой Рафаэля, подчёркивая её стилистическое сходство с другими портретами кисти Рафаэля данного периода, таких как портрет Аньоло Дони.

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502

Рафаэль. Юноша с яблоком. 1505

Дерево, масло. 47 х 35 см. Галерея Уффици, Флоренция

Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия . Определение его авторства создавало трудности: хотя этот портрет прекрасно нарисован, ему не хватает физиономических характеристик, типичных для персонажей Рафаэля. Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Кроме того, в компактных формах этого хорошо продуманного портрета хорошо видна композиционная гармония – главное отличительное свойство искусства Рафаэля.

Рафаэль. Юноша с яблоком. 1505

Считалось, что на этом портрете изображён Франческо Мария делла Ровере, и это мнение, видимо, справедливо: портрет попал во Флоренцию с наследием делла Ровере в 1631, при браке Виттории делла Ровере с будущим великим князем Фердинандом II.

Рафаэль. Портрет женщины (Донна Гравида). 1505-1506

Масло, деревянная панель. 66 х 52 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция

Рафаэль. Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро. Ок. 1507

Тот факт, что на этой картине изображён именно Гвидобальдо, подтверждён убедительным сравнением с его же портретом в иллюстрированной рукописи из герцогской библиотеки в Урбино.