Понятия “добра” и “зла” в философии. Добро и зло: мысли об относительности бытия Что такое зло и добро человека

Чёрное и белое? Добро и зло?

Есть распространенная позиция, что в жизни отсутствует черное и белое, есть только серое, что добро и зло едины и выполняют какую-то общую миссию, чуть ли не навязаны Богом. О Боге сказано: «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы». Сразу оговорюсь, что я придерживаюсь именно этой точки зрения. Для меня ЕСТЬ добро, и оно абсолютное, чистое, незамутненное, как некая великая сила, данная нам свыше. И добро со злом никогда не заигрывает, не кокетничает.

У Антона Чижа есть замечательное произведение «Божественный яд». В нем главному герою, сыщику, задают вопрос: в чем смысл борьбы и всей нашей работы, если чаще всего (почти всегда) зло не земле побеждает? Меня потряс ответ — своей глубиной и простотой:

ЧТОБЫ ПОБЕДА ДАВАЛАСЬ ЗЛУ КАК МОЖНО БОЛЕЕ ДОРОГОЙ ЦЕНОЙ!!!

Где рождается добро и заканчивается зло

Встречаются в коридоре два сослуживца. Один из них говорит:

Знаешь, мой новый начальник такая сволочь… - тут он оборачивается и видит своего начальника, - …в хорошем смысле этого слова.

Для определения, что такое хорошо, а что такое плохо, что является добром , а что злом , очень важно понять, где находится граница между ними. Что же все-таки является добром, а что - злом, с точки зрения научной терминологии?

Добро - понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем и радостью.

Зло - понятие нравственности, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, порицается ими, противоречит правилам морали.

-противоположности, отрицающие друг друга. В европейской традиции добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло - с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий, добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов в теологии называется дуализмом.

Проблему добра и зла можно рассматривать в самых разных областях, таких как, этика, философия, религия, фольклор, но мы остановимся на теме добра и зла в современном мире . Это наиболее распространенная тема для рассуждения о том, что же все-таки является добром и злом, с точки зрения современного общества.

Для каждого из нас добро и зло символизирует абсолютно разные вещи. Для кого-то еревести бабульку через дорогу – единственное добро всей его жизни, а для кого-то построить бесплатную школу для детей-сирот – толика в бесчисленной веренице добрых дел. Злом многие считают употребление алкоголя, курение, нецензурную брань. Кто-то сочтет это образом жизни… Как говорил Лев Толстой:

Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали!

Для многих людей источником добра является церковь . «Не сотвори себе кумира», «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Не прелюбодействуй» – помнит наизусть каждый из нас, вот только вопрос в том, что некоторые с помощью церкви, молитвы, причащения и других церковных таинств пытаются «смыть» с себя то зло, которое они совершают с завидным постоянством. Бог, как говорится, добрый. Он простит. Да и вообще, если говорить о церкви, то большинство обращается туда только, когда беда.

Понятия о добре и зле должны формироваться в детстве. И начинается добро именно тогда, когда на свет появляется ребенок. Чистое, светлое, воистину доброе создание Божье. Воспитывая у детей простые повседневные правила поведения, мы взращиваем моральный кодекс поколения. В дальнейшем на формирование доброго и злого в сознании ребенка огромное влияние оказывает детский сад, затем школа, вуз. Но именно в семье закладываются первоначальные основы личности. Сухомлинский утверждает, что «дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени». Весь вопрос в том, как сохранить всю эту чистоту непорочность маленького сердца.

Необходимо направлять позитивную энергию на уничтожение зла как явления. Каждый день, каждый час, каждый миг. Человек никогда не станет полностью идеален, но это уже другая история, а минимизировать злые деяния может каждый. Путем сам опоиска, сам осовершенствования, сам одисциплины, сам ореализации. В каждом слове есть корень «Сам», я не просто Вам указываю на него, а целью призвать, и наконец убедить вас в том, что никакая церковь, общество, социум, родители, полностью не повлияют на Ваше восприятие добра и зла , кроме Вас самих. Именно здесь и заканчивается зло . Именно в нас с Вами. В нашей работе над собой! Желаю вам неисчерпаемой воли и стремления действовать исходя только из добрых побуждений! Дарья ЩУКИНА

Притча о добре и зле

Был у гнева сын. Звали его — зло. Такой, что ему самому было с ним трудно. И решил он его женить на какой-нибудь добродетели. Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он радость и женил на ней свое зло.

Только недолгим был тот брак поневоле. Но осталось от него дитя — злорадство. Да и правда, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди!

В течение всей жизни рядом с нами «путешествуют» добро и зло. Обычно предпочтение мы отдаем добру. Но всегда задаем себе вопрос: а почему же существует зло? Откуда оно взялось?

Очень часто мы объясняем детям на примере яблока; что некоторые яблоки сверху красивые, а внутри гнилые. Так и люди. Они хорошо одеваются, хвалят себя, имеют высокое мнение о себе. Но в сердце зло. Потому что там живет «червь греха».

А началось все с Адама и Евы через познания добра и зла в райском саду. И так с тех пор на землю пришло горе и зло, болезни и смерть. Грех поселился в человеческом сердце, потому появились плохие мысли, ложные показания, зависть, тщеславие, злословие… Этот корень греха передавался из поколение в поколение и дошел до наших дней.

Ребенок рождается в любви мамы и папы. Все родные стараются дать ему как можно больше тепла, берегут как «зеницу ока». То есть, ребенок растет в доброте, любви и ласке. И когда он взрослеет, то встречается с чем-то для него непонятным, с несправедливостью, злобой, обманом. Ребенок теряется, потому что его учили делать только хорошее. Перед ним возникает выбор: быть такими, как все, чтобы существовать в обществе; быть не таким как все, то есть «белой вороной». Наверное, что лучше идти до конца. Нужно всегда оставаться человеком, добрым, непоколебимым, верным принципам добра.

Если же выбрать другую дорогу, то можно остаться несчастным. Почему? Потому что будет разочарование в людях, недоверие, потому что всегда будет казаться, что тебя предадут, сделают подлость, будут завидовать. Соответственно, мы можем стать такими же, защищая себя от внешних факторов социума.

Существует точное, проверенное поколениями высказывание: «Если ты делаешь добро людям, то оно тебе вернется сторицей».

Выжить в современном мире очень трудно. Каждый день мы сталкиваемся с недоброжелательными людьми, которые готовы на все только, чтобы защитить себя. Если нам делают плохо, мы хотим сделать еще хуже. А потом начинаем «жаловаться» на плохое самочувствие, проблемы в семье, даже не задумываясь, что причина во всем - обычные слова. Казалось бы, при чем тут слова. А они влекут за собой большую силу. Интонация или произношение, с которой мы их произносим оставляют невидимый след на душе. Добродушных людей и поступков, к сожалению, почти не осталось. Их будто вытесняют из общества.

Мы спросили у детей восьмилетнего возраста, как они видят добро и зло. На что они дали такой ответ: «Зло появилось тогда, когда появились на свете деньги. Скупость душит человека. Если не было бы денег все люди дружили бы, царил бы мир. А добро - это рай, это мир, в котором люди живут мирно, понимают друг друга, любят и помогают». Они приводят много примеров из своей неопытной жизни. В этих примерах мы легко можем увидеть поступки взрослых, потому что все начинается с малого. Хотя дети это еще маленькие люди, но они уже приспосабливаются к жизни.

Понимая то, что зло - это плохо, все равно большинство склоняется к нему. Потому что каждый хочет быть лидером, сильнее другого. Но если «копнуть» глубже, то можно увидеть человека, который стремится быть добрым и делать добро.

Не раз бывает, когда хочешь что-то сделать, как будто слышится два голоса, которые обращаются к нам. Один поощряет к доброму делу и отговаривает от злого. Он напоминает нам слово Божие, установки родителей, добрых людей. Второй голос нашептывает говорить неправду, спорить, ругаться, клеветать.

Поэтому мы должны не давать повода демону искушать себя, а прислушиваться к голосу Божьему, который говорит из нашего сердца.

Мы создатели нашей жизни, которое строим по кирпичикам. А кирпичики - это мелочи повседневной жизни, которые кажутся нам не такими важными, чтобы над ними задумываться или обращать на них внимание. Но эти незначительные мелочи, это стена, которую мы называем жизнью. Ее очень трудно построить и так легко разрушить.

Если задуматься, что же такое зло? Зло - это война, на которой гибнут ни в чем не повинные люди. Это слезы на глазах матерей, страдающих от своих бесстыдных детей. Это когда ты встречаешь человека, которому нужна твоя помощь и проходишь мимо, позволяя себе осуждать его. Это - распущенность, самовлюбленность, замкнутость, недоброжелательность.

Что же такое добро? А добро - это улыбка старушки, которую только что попоцеловал маленький внучек. Это любовь между родителями, которую передают своим детям. Это когда ты уверен, что счастлив. Что ты любишь и тебя любят.

Здесь можно долго спорить, но истина одна. Никто не знает, что творится в голове каждого человека. Один человек может говорить, что война - это зло, другой - это зло ради добра. Одни считают, что то, что они делают правильно, другие это осуждают.

Но, если подумать, если бы не было зла, то не было бы и добра. Мы всегда стремимся к совершенству. Поэтому начнем с себя и мир нам покажется добрее

Нередко мы употребляем в повседневной речи слова «зло» и добро», «хороший» и «плохой», даже не задумываясь над их смыслом. Данные понятия представляют собой наиболее обобщенные формы морально-этической оценки, которые служат для разграничения нравственного и безнравственного.

Общие определения

С древних времен добро и зло традиционно истолковывались в качестве основных господствующих сил. Они наделены безличностной природой. Данные категории являются центральными в вопросах морали. Суть добра и зла изучалась на протяжении столетий философами, учеными, богословами, людьми искусства. Зло представляет собой этическую категорию, которая по своему содержанию противоположна добру.

В обобщенной форме оно отсылает ко всему безнравственному, которое противоречит требованиям общественной морали и заслуживает всяческого порицания и осуждения. С другой стороны, с категорией добра неразрывно связано понятие добродетели - положительного свойства личности, указывающего на ее высокую моральную ценность. Противостоит добродетели порок.

Что представляет собой благо

Под понятием добра имеется в виду все то, что способствует жизни, помогает удовлетворить потребности человека (и духовные, и материальные). Это природные ресурсы, образование, различные предметы культурного потребления. Причем полезность не всегда эквивалентна благу. К примеру, искусство не имеет ровным счетом никакой утилитарной пользы. С другой стороны, развитие промышленности ведет человечество на грань экологической катастрофы.

Добро представляет собой вид духовного блага. В морально-этическом смысле данное понятие нередко употребляется в качестве синонима «благо». Данные слова (добро, благо) указывают на наиболее общие интересы, устремления - то, что должно случиться в жизни, и что заслуживает одобрения.

Современная этика раскрывает понятие добра в нескольких разных, но связанных между собой аспектах:

  • Добро как качество определенного поступка.
  • Как совокупность моральных норм позитивного характера.
  • Как нравственная цель деятельности.
  • Как моральное качество личности.

Проблема добра и зла: диалектика понятий

В философии считается, что категории хорошего и плохого находятся в теснейшей взаимозависимости. Нет абсолютного блага, равно как и абсолютного худа. В каждом злом деянии есть хотя бы крохотная частица добра, а в каждом добром содержатся элементы зла. Помимо этого, благо и худо могут меняться местами. Например, в Спарте новорожденных детей, имеющих физические изъяны, сбрасывали в пропасть. А в Японии когда-то старых и беспомощных людей переносили живыми в так называемую «долину смерти». То, что в настоящее время называется варварством, когда-то считалось благим деянием.

Даже в наше время один и тот же поступок может быть расценен как дурной и хороший одновременно. Это напрямую зависит от контекста ситуации. Например, если в перестрелке сотрудник полиции лишает жизни серийного убийцу, то в данном случае убийство правонарушителя будет расценено как благо.

Чем является зло

Зло представляет собой этическую категорию, противоположную добру. Оно обобщает в себе разнообразные представления о безнравственных деяниях, а также о качествах личности, наносящих вред другим людям. Данные действия и качества заслуживают морального порицания. Зло - это все то, что противостоит благу общества и отдельно взятого человека: болезни, расизм, бюрократия, различные преступления, шовинизм, алкоголизм, наркомания.

Хорошее и плохое в Каббале

Сторонники древнего иудаистского учения под названием Каббала полагают: сколько в мире хорошего, ровно столько же присутствует и зла. Ценить человек должен и первое, и второе, принимая с благодарностью любые подарки судьбы.

Как правило, человек пытается избегать зла и стремится к добру. Однако каббалисты полагают, что это не совсем правильный подход. Добро и зло должны цениться одинаково, ведь последнее представляет собой необходимый элемент реальности, уравновешивающий жизнь.

Человек должен благодарить за зло точно так же, как и за добро. Ведь оба эти явления существуют ради одной цели - подтолкнуть людей к более высокой ступени развития. Зло существует только ради того, чтобы божье создание могло существовать. Если бы существовало одно лишь добро, его невозможно было бы рассмотреть. Ведь добро - это явление Творца. И чтобы его ощущать, человек должен изначально иметь в себе противоположную природу.

Религиозные представления

Религия, в частности православие, утверждает: добро и зло являются определяющими силами в жизни человека. С этим сложно не согласиться. Каждый человек говорит о себе, что он стремится к добру. Если человек не определился в том, что является для него хорошим, а что плохим, что черно, а что бело, то он ступает на зыбкую почву. Такая неопределенность лишает его каких-либо нравственных ориентиров.

Отцами церкви добро и зло не признаются как два равнозначных начала. Подобный дуализм возник в еретических учениях гностиков и манихеев. Творческая сила принадлежит одному лишь добру. Зло же - это испорченность, полное отсутствие бытия. Оно не имеет самостоятельного значения и существует только лишь за счет добра, искажая его истинную природу.

Представления философов о природе человека

Рассуждения о благе и худе заставляют задуматься над одним из важнейших вопросов: какой человек - добрый или злой? Одни считают его добрым по своей внутренней природе, другие - злым. Третьи полагают, что человек ни хорош, ни плох.

Ф. Ницше называл человека «злым животным». Руссо в своем «Рассуждении о неравенстве» писал о том, что личность изначально добра по своей внутренней природе. Только лишь общество делает ее злой. Утверждение Руссо можно считать антитезой религиозной доктрине о первородном грехе и последующем обретении спасения в вере.

Интересно и представление о добре и зле в человеке И. Канта. Он считал, что природа человека зла. В ней содержится неистребимая склонность к сотворению злого. Однако при этом в людях есть и задатки добра. Моральное воспитание личности должно состоять в том, чтобы дать жизнь этим задаткам. Так они получают шанс одержать победу над пагубной склонностью творить плохое.

Многие философы полагают, что изначально человек все же является добрым. Тот же, кто отдал предпочтение злу в своей жизни, представляет собой аномалию, некое исключение из правил. Добро и зло в мире могут быть соотнесены как здоровье и болезнь. Тот, кто выбирает благо, нравственно здоров. Злой же страдает от нравственной болезни, уродства.

На что опирается правоведение?

В праве имеется принцип, опирающийся на данное представление. Это презумпция невиновности. Согласно данному понятию, человек считается невиновным, пока для доказательства его вины не будут приведены веские аргументы. Иными словами, все граждане считаются изначально добропорядочными - не нарушающими законов и морали. Виновным человек признается только в одном случае - по решению суда. Если бы люди были изначально злы или же не злы и не добры, то данный принцип не имел бы ровным счетом никакого морального оправдания.

Есть и еще один косвенный аргумент в пользу того, что люди внутренне добры, - это понятие добросовестности. Вряд ли кто-то станет отрицать, что добросовестность представляет собой непременное условие любой профессионально-творческой деятельности. Все то, что создано человеком на планете Земля, - результат его добросовестности.

Добавлено ли «добро» в составе слова «добросовестность» только лишь для красного словца? Или все же это существенное условие определения описанного феномена? Ответ здесь однозначен: если бы человек не был внутренне направлен на добро, то и не было бы совестности, честного выполнения своего дела.

Какого сорта люди преобладают в мире

Сложно дать однозначный ответ на вопрос о том, каких людей больше - добрых или злых. Ведь определенно хороших и плохих не бывает. Каждая личность содержит в себе и то, и другое. Но иногда случается так, что человек совершает больше ошибок, нежели правильных действий. И тогда о нем могут сказать, что он зол, хотя это и не будет характеризовать его природу в полной мере. Ошибки - это неотъемлемое свойство человека разумного. Избежать их нельзя.

Добро и зло в мире нередко бывает сложно распознать. Доброта может скрываться от посторонних людей. Например, хороший человек совершает благие поступки, руководствуясь библейским принципом: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». С другой стороны, зло всегда лучше организовано. Есть всевозможные преступные группировки и банды, которыми правят деньги и разбой. Чтобы их «планы» исполнялись, бандитам приходится быть лучше организованными. Так как это заметно, создается впечатление, что в мире больше злых людей.

Противостояние блага и худа: что побеждает?

Нередко люди задаются вопросом о том, почему добро побеждает зло. Действительно, во многих сказках и кинофильмах справедливость в конечном счете торжествует, а все враги и отрицательные персонажи получают по заслугам. В жизни человек, сотворивший плохое дело, тоже через некоторое время должен «платить по счетам». Если его не накажут ему подобные, об этом позаботится сама судьба. Добро и справедливость побеждают по той причине, что для сотворения хорошего нужна активность, смелость, отвага. Иными словами, быть злым всегда легко и просто. Чтобы быть добрым, нужно прилагать усилия. Так как зло лишено творческого начала, оно всегда оказывается недолговечным.

Когда слёзы стекают ручьями
И летят их алмазы на ветер,
Ты вдруг крикнешь: "НА ПОМОЩЬ!" в печали,
Люди мимо пройдут, незаметят...

А когда ты, глотая обиду,

Тихо скажешь: "Козлы", еле слышно -
Обернутся, посмотрят, увидят,
Подойдут и дадут прямо в дышло...

(Паша Броский)


Добрый и злой человек

Человек по своей собственной природе не порочен, очень добр, ласков, благодарен. Он любит всех вокруг, и жизнь радуется ему. Однако есть и злые обстоятельства, которые испытывают человека на прочность, на прогиб под бесовские силы. Устоять перед натиском зла не может никто. Поэтому в человеке должна зажечься великая сила добра которая позволяет многим подняться под ударами судьбы. Она загорается в каждом. Однако есть такие упавшие люди, которых эта сила неспособна поднять и тогда, им нужна небольшая помощь.

Добро и зло внутри каждого человека и если в мире пока ещё добро побеждает , то к сожалению в отдельных людях часто побеждает зло. Победив, оно пожирает душу этого человека и потом с остервенение нападает на души родных, близких, знакомых, соседей, друзей и начинает их рвать. Одно из оружия бесовских орд – стресс. С помощью стресса они могут не только подчинить человека, сожрать его душу, превратить в зомби и живого трупа, но и убить человека.

Добро, зло и стресс

Стресс очень липучая субстанция. Если случилось плохое, человек может потерять радость жизни и энергия плохих событий задержится ещё на месяцок. Лекарство есть. Надо стараться из-за всех сил излучать приятные струи любви. Искать хорошее в людях.

Изменять свои плохие оценки, суждения на оптимистичные. Делится с окружающим миром и людьми невидимой энергией счастья, благополучия, благодарности. А в то время, когда общаемся между собой всегда желать собеседникам только добра и никогда не сопротивляться злу, потому что сопротивление - это всегда плохие мысли, которые вас уничтожают. В самом слове сопротивление вложено подоплека к борьбе, нанесению ответных ударов, закрытости. Но если мы будем поступать так то чего сможем достичь? Какой мир мы создадим тогда вокруг себя? Это будет мир сопротивления всему, что нам не нравится и борьбы с окружающими и самим собой.

Настало время вспомнить то, что говорил мудрый Иисус Христос о том, что надо подставить обидчику вторую щеку и отдать рубашку и одежду, о том, что нужно идти не одно, а два поприща и завершая свое учение говорил: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся» (Матф.5:42). Примечательное напутствие всем людям, именно так нам и надо поступать.

Сохраняя в себе чистое сердце, пожалейте злобных людей их очень жаль. Бедные люди, которые сеют зло и вражду. Их энергия черная, грязная, густая. Она забила их полностью. Что бы они не говорили они уже духовно безжизненны. С ними уже случились несчастья, но они не понимают от чего это произошло. Молитесь за них. Они мертвы в своём негативном и злом отношение к миру. Их судьбы готовят им сильнейшие удары, которых они могут не выдержать. Помогите этим людям словом, для того чтобы уменьшить зло в мире. А инструмент помощи здесь только один. Добро. Не станете же вы заливать огонь бензином, безрассудно злясь на таких?

Зло - это инфекция сознания. Однако не стоит отталкивать людей, зараженных этим заболеванием. Наоборот - милосердствуйте. У больных злом путь только один - духовная смерть, а это наказание намного страшней, чем смерть физическая. Злые умирают навсегда. Их путь - это дорога в вечный мрак. Наступит смерть и всё. Потухнет Божья искра. Но пока они еще живы и не способны помогать себе сами - им нужна помощь. Многие из них блуждают в темноте по незнанию. Если несмотря ни на что в их душе вы сможете найти отклик на вашу любовь и бескорыстие, вы окажете большую услугу и миру и душе злого человека, и себе лично.

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф., 5: 43-48).

Зло неспособно давать оно всегда только отнимает. Ничего нельзя достигнуть с помощью злых мыслей. Можно только потерять. У каждого человека судьба складывается по-разному. Есть огромное множество всевозможных жизненных путей и все они очень трудны и невыносимы без хороших идей и добрых дел. Потому, что все, что происходит через плохое, даже не в делах, а мыслях все, что приобретается через зло так же и уходит в злое.

Причиняя вред, даже если он кажется оправданным, или бросая людей в трудностях – мы незаметно теряем часть своего сердца, счастья и души, а даря добро и любовь восполняем себя. Но не всегда можно восполнить и вернуть то, что потерянно. Если просить Бога о прощение – можно его получить, если сгорел дом его можно опять построить, если потерянны деньги их можно заработать вновь, если получена рана ее можно вылечить. Только смерть нельзя заменить на их жизнь. И только после своей смерти уже невозможно исправится и .


Зло — это одна из главных этических категорий, зло противоположное добру, оно подавляет наше благополучие и совершенствование, это все выражается через унижение других ради своей выгоды, а также из-за того, чтобы удовлетворить свои аморальные и нравственные потребности.

Зло приводит к различным конфликтам в обществе, к отчуждению друг от друга, оно вызывает негативные эмоции, такие как страх, гнев, зависть, несправедливость и другие.

Зло и добро являются вечными соперниками, эта борьба есть в каждом из нас, и только мы решаем на какой стороне быть. Поступки, которые мы делаем, всегда повышают нас, или делают нас низкими и дальними к будущему развитию. Добро и зло не могут быть друг без друга, благодаря этим категория мы имеем право выбора поведения, поступков. Они не существуют объективно, как субстанция, вещественность, добро и зло существуют как явления нравственного мира.

В реальной жизни встречаются и зло, и добро, люди, которые делают и плохие, и хорошие поступки. Вот эта борьба между «силами зла» и «силами добра» является фундаментальной идеей всей истории культуры.

Важной проблемой в истории этики есть субстанциальность зла, его сущность, его роль в нашем мире. И возникает вопрос: зло по своей природе является только чем-то негативным и разрушением добра? Необходимо или невозможно уничтожить зло?

В истории культуры, в нашей повседневной жизни мы встречаем различные концепции сущности зла. В разные эпохи добро и зло понимали по-разному. Приведем некоторые примеры.

В эпоху античности царил синкретизм : упорядоченный космос представал как воплощение добра, а олицетворением зла был хаос — состояние нарушение порядка.

Еще одним примером является древняя религия зороастризм , которая исходит из определения независимого существования зла, согласно ее представлениям рядом с Ахурамаздой — добрым богом, существует злой бог Ахриман.

Если Ахурамазда делал что-то хорошее, то Ахриман отвечал чем то злым: смерть, болезнь и тому подобное. Заратустра говорил о моральной двойственности, которая лежит в основе строения мира, то есть добрый бог создал все разумное, доброе, чистое, а злой бог создал все плохо, нечистое, неразумное.

Поэтому на этой стадии истории везде царит борьба светлого и темного, доброго и злого божества, идет вечная война между ними.

Ярким примером субстанциальности зла является гностические учения (гностицизм — это философское течение античности и средневековья). Гностики говорили, что мир в котором живут люди, созданный злым творцом — демиургом.

Христианство утверждало , что в основе нашего мира добро: зло не может быть в центре того, что создал Бог. А существование зла объяснялось через ангела Люцифера. Зло выступает как гордость. Гордость является главной чертой Люцифера, который восстал против бога и поэтому попал в ад. Наказание и восстания Люцифера является примером для каждого человека, который способен стать на сторону зла. Также увеличение зла в мире произошло из-за греха Адама и Евы.

В эпоху Возрождения злом считали лень и бездействие, в эпоху Просвещения — иррациональность и непонимание, в XVIII-XX веках — некористь, невыгодность, в XXI веке — незнание.

А сейчас мы перейдем к реальной жизни последних веков — марксистская концепция нравственного зла. В этой концепции говорится, что социальный класс людей создает положительные нравственные ценности, пока его мысли и интересы сходятся с общими интересами развития общества. Когда гармония между интересами исчезает, все начинают сосредоточиваться на своем самоутверждении. И это приводит к остановке дальнейшего развития и к росту зла.

Обратимся к современной обычной жизни, злым человеком мы называем холодного эгоиста, который равнодушен к страданиям, проблем своих близких, такой человек способен использовать слабости других ради собственного самоутверждения.

Из всех этих концепций мы можем создать один общий образ зла. К его чертам можно отнести:

— Нарушение злим человеком меры, порядка, согласованности с людьми, которые равны ему (так хаос разрушает античный космос, Люцифер встает против божественного порядка, социальный класс, по словам Маркса, идет вопреки развития человечества, эгоист нарушает гармонию отношений между людьми).

— Сосредоточенность на себе (во всех рассмотренных случаях субъект зла является центром собственного мира, а вот интересы других людей ему не важны).

— Самоутверждение за счет других (элементы беспорядка хотят самоутвердиться в античном мире, Люцифер восстает против Бога для горделивого самоутверждения, самоутверждаются и обычные, самовлюбленные эгоисты, которых мы видим вокруг нас.

Борьба добра и зла во все времена интересовала известных мыслителей.

Философы Древней Греции: Платон, Аристотель, Сократ понимали зло как нечто сугубо негативное. Оно является главным образом как нарушение порядка, гармонии сущего. Сократ утверждал, что зло — это результат незнания правды, добра. Если мы понимаем это незнание, то мы уже на пути к добру. Демокрит считал, что добро заложено в природе человека и зависит только от него самого.

Проблема зла рассматривалась многими философами: Б. Спиноза, И.Кант, Г. Гегель, Ф. Ницше и другие. В разных культурах, эпохах, поколениях представление о зле отличается.

Например, для современного поколения самостоятельность и возможность делать все по своей воле является настоящим добром, а когда-то это сочли бы злом, потому что всегда нужно было подчиняться старшим и действовать по их стереотипам.
Вот наука с одной стороны является большим благом для людей, а с другой выступает источником зла, потому что она создает оружие массового уничтожения и технику, которая уничтожает природу.

Люди могут думать, что они делают добро, но в то же время их действия превращаются в зло. Например: родители очень любят своего ребенка и желают ему только добра, хотят полностью оградить его от проблем. Им это удается, но потом их ребенок вырастет совсем неприспособленним к реалиям жизни. Но есть родители, которые очень рано хотят сделать своего ребенка самостоятельным, и тогда он попадает в компанию, которая плохо на него влияет.

Зло всегда отдаляет нас от идеала. Человек понимает зло, поскольку уже имеет представление о добре: он ценит добро тогда, когда на собственном опыте познает, что такое зло. В понимании природы добра и зла было бы неправильно искать их бытовую основу.

Добро — человеческое качество, то есть доброта, проявляется в любви и милосердии, а зло, то есть злобность, в насилии и враждебности. Зло и добро являются нераздельными, и влияют на дальнейшее развитие событий в жизни каждого человека, так и общества в целом.

Итак, пока существует человечество, в разные эпохи, тысячелетия, поколения будет стоять вопрос субстанциальности зла. И вместо того, что бороться со злом, лучше обратить внимание на добро.