Полное описание маши мироновой из капитанской дочки. Образ и характеристика Маши Мироновой из повести «Капитанская дочка» Пушкина

В самом начале произведения Маша Миронова представляется тихой, скромной и молчаливой дочкой коменданта. Она выросла в Белогорской крепости со своим отцом и матерью, которые не могли дать ей хорошего образования, но воспитали её послушной и порядочной девушкой. Однако капитанская дочка росла одиноко и замкнуто, отделённая от внешнего мира и, не зная ничего, кроме своей деревенской глуши. Ей кажутся восставшие крестьяне разбойниками и злодеями, и даже ружейный выстрел нагоняет на неё страх.

При первой встрече мы видим, что Маша - обычная русская девушка, «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши», которая воспитана в строгости и проста в общении.

Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе героини: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег... с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». О её характере: «Смела ли Маша? -- отвечала ее мать. -- Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки».

Но, несмотря на всё это, капитанская дочка имеет и свой собственный взгляд на мир, и не соглашается на предложение Швабрина стать его женой. Маша не потерпела бы брак не по любви, а по расчёту: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!»

А. С. Пушкин описывает капитанскую дочку, как невероятно стеснительную девушку, которая поминутно краснеет и поначалу не может заговорить с Гринёвым. Но такой образ Марьи Ивановны остаётся у читателя ненадолго, вскоре автор расширяет характеристику своей героини, чувствительной и благоразумной девушки. Перед нами предстаёт натура естественная и цельная, привлекающая к себе людей приветливостью, искренностью, добротой. Она уже не боится общения, и заботится о Петре во время его болезни после поединка со Швабриным. В этот период раскрываются истинные чувства героев. Нежная, чистая забота Маши оказывает на Гринёва сильное влияние, и, признаваясь в своей любви, он делает ей предложение руки и сердца. Девушка даёт понять, что их чувства взаимны, однако при её целомудренном отношении к замужеству она объясняет своему жениху, что не выйдет за него замуж без согласия родителей. Как известно, родители Гринева не дают согласия на женитьбу сына с капитанской дочерью, и Марья Ивановна отказывается от предложения Петра Андреевича. В этот момент проявляется разумная непорочность характера девушки: её поступок совершается ради любимого и не допускает совершения греха. Красота её души и глубина чувства отражаются в её словах: «Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…». Вот пример самоотречения во имя любви к другому человеку! Как утверждает исследователь А.С.Дегожская, героиня повести была «воспитана в патриархальных условиях: в старину в брак без согласия родителей считался грехом». Дочь капитана Миронова знает, «что отец Петра Гринева - человек крутого нрава», и он не простит своему сыну женитьбы против его воли. Маша не хочет причинять боль любимому человеку, мешать его счастью и согласию с родителями. Так проявляется твердость ее характера, жертвенность. Мы не сомневаемся, что Маше тяжело, но ради любимого она готова отказаться от своего счастья.

Когда начинается восстание Пугачёва и приходит известие о скором нападении на Белогорскую крепость, родители Маши решают отправить её в Оренбург, чтобы уберечь свою дочь от войны. Но бедная девушка не успевает уехать из дома, и ей приходится стать свидетельницей ужасных событий. Перед началом приступа А.С.Пушкин пишет, что Марья Ивановна пряталась за спиной Василисы Егоровны и «не хотела отстать от неё» . Капитанской дочке было очень страшно и беспокойно, но она не хотела этого показывать, отвечая на вопрос отца, что «дома одной страшнее», с «усилием улыбнувшись» своему возлюбленному .

После захвата Белогорской крепости Емельян Пугачёв убивает родителей Марьи Ивановны, и от глубочайшего потрясения Маша серьёзно заболевает. К счастью девушки, попадья Акулина Памфиловна забирает её к себе в опеку и прячет за ширмой от Пугачёва, пирующего после победы в их доме.

После отъезда новоиспечённого «государя» и Гринёва нам открывается твердость, решительность характера, непреклонность воли капитанской дочки.

Злодей Швабрин, перешедший на сторону самозванца, остаётся за главного, и, пользуясь своим положением главного в Белогорской крепости, принуждает Машу выйти за него замуж. Девушка не соглашается, для неё «легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иваныч» , поэтому Швабрин мучает девушку, не впуская никого к ней и давая только хлеб и воду. Но, несмотря на жестокое обращение, Маша не теряет веры в любовь Гринёва и надежды на избавление. В эти дни испытаний перед лицом опасности капитанская дочка пишет своему возлюбленному письмо с просьбой о помощи, так как понимает, что, кроме него, за неё заступиться некому. Марья Ивановна стала настолько храброй и бесстрашной, что Швабрин не мог представить, что она сможет бросить такие слова: «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят» . Когда же наконец приходит к ней спасение, её охватывают противоречивые чувства - её освобождает Пугачёв - убийца её родителей, бунтарь, перевернувший её жизнь с ног на голову. Вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств» .

Емельян Пугачёв отпускает Машу и Петра, и Гринёв отправляет возлюбленную к своим родителям, прося Савельича сопровождать её. Доброжелательность, скромность, душевность Маши располагают к ней всех окружающих, поэтому Савельич, который рад за своего воспитанника, собирающегося жениться на капитанской дочери, соглашается, говоря такие слова: «Хоть раненько задумал ты жениться, да зато Марья Ивановна такая добрая барышня, что грех и пропустить оказию…» . Родители Гринёва не оказываются исключением, кого поразила Маша своей скромностью и искренностью, и они хорошо принимают девушку. «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить». Даже батюшке любовь Петруши «уже не казалась пустою блажью», а матушка только и хотела, чтобы её сын женился на «милой капитанской дочке».

Ярче всего раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Всё семейство было поражено подозрением об измене Петра государству, но больше всех переживала Маша. Она чувствовала себя виноватой в том, что он не может оправдаться, дабы не впутывать любимую, и была совершенно права. «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти» .

Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность» , Маша отправляется в Петербург. Она была настроена твёрдо и решительно, поставив перед собой цель во чтобы то ни было оправдать Петра. Встретившись с Екатериной, но не зная пока об этом, Марья Ивановна открыто и в подробностях рассказывает свою историю и убеждает императрицу в невиновности любимого: «Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве только потому, что не хотел запутать меня» . А.С.Пушкин показывает стойкость и непреклонность характера героини, её воля сильна, а душа чиста, поэтому Екатерина верит ей и освобождает из-под ареста Гринёва. Марья Ивановна была очень тронута поступком государыни, она, «заплакав, припала к ногам императрицы» в благодарности.

Характеристика Маши Мироновой из «Капитанской дочки» важна для понимания специфики произведения: оно родилось в творчестве великого русского писателя под влиянием популярности переводных романов Вальтера Скотта.

Образ Марии Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Он вызывал к себе своеобразное отношение со стороны разных критиков – характер не восприняли глубоким и даже примечательным.

Близкий друг Пушкина П. Вяземский видел в образе некую вариацию Татьяны Лариной. Неистовый В. Белинский назвал его ничтожным и бесцветным.

Недостаток интересности и характерности отмечал и композитор П. Чайковский. Шаблонный и пустой – оценка поэта М. Цветаевой.

Но были и те, кто не относил образ главной героини к слабым местам повести. Пожалуй, самый авторитетный голос здесь – мнение Н. Гоголя, ценившего пушкинскую новеллу за безыскуственность, истинно русские характеры и простое величие ничем не примечательных людей.

Характеристика и описание Маши Мироновой

Прототипом Маши некоторые исследователи видят героиню романа «Эдинбургская темница» Вальтера Скотта. Однако сходство здесь только сюжетное.

Определяя персонаж кратко: это парадоксальное (как сама история и вообще жизнь) сочетание обычности и простоты с величием и исключительностью. Мария Ивановна – восемнадцатилетняя дочь капитана Белогорской крепости.

Скромность фамильного положения совмещается в ней с умом и добротой, которые оценил и полюбил главный герой повести. Им пришлось многое преодолеть, чтобы быть вместе: интриги соперника за любовь Маши, отказ отца жениха благословить брак, пугачевское восстание и военный трибунал.

Обычная девушка стала причиной смертельных испытаний для главного героя и доходит до самой императрицы в надежде спасти его.

Нравственная красота героини

Автор постоянно подчеркивает благородную естественность героини, отсутствие кокетства, жеманства, любого притворства в чувствах и речах. В обращении с людьми ее отличает чуткость, нежность и доброта – мудрый Савельич зовет ее ангелом, говоря, что такой невесте и приданого не нужно.

Присущая ей милая женственность побуждает к осторожному обращению с оружием и вообще со всем, связанным с войной: выросшая в военной крепости девушка страшно боится звука стрельбы.

Избегает конфликтов и ссор: не говорит ничего плохого о Швабрине, безмерно огорчается из-за дуэли Гринева и немилости его отца.

Она душевно мудра, видит людей сердцем. Остроумный и хорошо образованный Швабрин не смог одержать любовную победу над глуповатой по его же словам барышней – потому что за блестящими манерами нет истинно благородного человека.

Любящая Мария желает счастья прежде всего для дорого человека – даже если это означает брак с другой женщиной. И все это без романтического пафоса и презрения к быту: понимает, что для счастья человеку нужна не только любовь, но также мир и покой в семье, какой-то достаток и определенность.

Внешность Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Пушкин осознанно набросал ее портрет очень схематично. В лице и фигуре подвигнувшей на подвиги девушки нет тонкости или экзотичности черт, выразительной оригинальности –

внешность ее не романтическая и чисто русская.

Вместе с главным героем читатель впервые видит молодую девушку круглолицей и румяной. Светло-русые волосы прибраны немодно – не завиты в локоны, полностью убраны с лица, открывая уши, «которые у нее так и горели» (выразительная деталь, характеризующая одновременно первое далекое от восторгов впечатление молодого человека и чувствительность девушки).

Постепенно читатель вместе с Петром Гриневым начинает воспринимать Машу сердцем. «Милая», «добрая», «ангельская» – постоянные эпитеты, когда речь заходит о ней.

Влюбленный видит, что немодная барышня одевается «просто и мило», ее голос кажется «ангельским».

Родители Маши

Иван Кузьмич и Василиса Егоровна Мироновы – супружеская пара из бедных дворян, отнесшиеся к главному герою по-семейному.

Комендант – любящий выпить офицер со стажем, служил почти 40 лет. Доброта и беспечность характера плохо помогают ему в работе на руководящей должности и делают его «подкаблучником» у собственной жены. Он человек чести, бесхитростный и прямой.

Пожилая «комендантша» – отличная хозяйка, добрая и гостеприимная. Бойкая и «прехрабрая» женщина, она фактически управляет своим мужем и всем гарнизоном. Твердость характера сочетается с женственностью: она не умеет хранить тайны, а мужа своего любит и жалеет.

Перед лицом гибели отец трогательно и просто благословляет дочь, муж и жена так прощаются друг с другом, что видна вся нежность, сила и глубина их любви.

Цитатная характеристика Маши Мироновой

Речевую характеристику характера героини можно выразить в двух очень многозначительных цитатах.

«Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – Бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…», — говорит она возлюбленному, узнав из письма отца-Гринева о запрете их женитьбы.

Здесь все: усилие спокойно принять невозможность собственного счастья, достоинство смирения, желание добра для возлюбленного, искренность чувства без прекрасных слов.

«Придется ли нам увидаться, или нет, Бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце», – произнесла освобожденная из плена Маша, отправляясь к родителям Гринева.

Верная душа говорит почти простонародно – и естественно поэтично. Как в одном из стихотворений Пушкина, сердечное «ты» сменяет вежливое «вы» — эта перемена передает сочетание в Марии сердечной глубины и чувства собственного достоинства, естественной непосредственности и благовоспитанности.

Захват Пугачевым Белогорской крепости и судьба героини

Набег Пугачева на крепость произошел быстрее ожидаемого: план эвакуировать дочь в Оренбург у Мироновых не осуществился.

Оба родителя Маши погибли после взятия Белогорской крепости: отца повесили бунтовщики, а мать скончалась от удара саблей по голове, полученного в ответ на причитания над убитым мужем.

Подруга матери попадья спрятала заболевшую от потрясения сироту у себя, выдав ее за свою племянницу перед квартировавшим в этом же доме Пугачевым. Швабрин знал и не выдал этот секрет.

Назначенный новым комендантом крепости, он стал принуждать ее к браку, угрожая выдать ее бунтовщикам.

Спасение капитанской дочки

В осажденном пугачевцами Оренбурге Петр получает письмо от Маши с рассказом о недостойном поведении Швабрина. Главный герой просит военного коменданта отпустить его с военным отрядом в Белогорск. Получив отказ, Гринев самовольно покидает Оренбург вместе с верным Савельичем.

По пути в Белогорск их у Бердской слободы схватили мятежники. Дворянин обращается с просьбой вызволить возлюбленную к самому Пугачеву. Петр Гринев нашел любимую сидящей на полу, в крестьянском рваном платье, с растрепанными волосами, бледную и похудевшую. Она смело и просто высказывает презрение Швабрину.

После освобождения Маша отправляется к родителям Гринева – те впоследствии приняли и полюбили ее.

История любви Маши Мироновой и Петра Гринева

Судьба отношений двух молодых людей сложно связана с трагическим эпизодом истории целой страны. Любовь в этом произведении является обстоятельством, главным условием для проявления лучших человеческих качеств мужчины и женщины: доброта, верность, честь, вдумчивое отношение к себе и другим.

Заключение

Роман-воспитание или биография озаглавлен «Капитанская дочка» отнюдь не случайно. Мария Миронова – просто женщина и человек, но остается собою и не изменяет себе даже перед лицом смерти. Она привносит в жизнь главного героя любовь, чувства восхищения добротой, отвагой и преданностью людей.

Маша Миронова — главная героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» . Это застенчи-вая, скромная, с непримечательной внешностью де-вушка: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круг-лолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели». Гринев воспринял капитанскую дочку с предубеждением, так как Швабрин описал ее «совершенною ду-рочкою».

Однако постепенно между Петром Гриневым и ка-питанской дочкой возникает взаимная симпатия , пе-реросшая в любовь. Маша внимательна к Гриневу , ис-кренне волнуется за него, когда тот надумал драться на дуэли со Швабриным («Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причинен-ное всем моею ссорою с Швабриным»). Чувства героев друг к другу полностью обнаружились после тяжело-го ранения, полученного Гриневым на дуэли . Маша не отходила от раненого, ухаживая за ним. Героине не свойственно жеманство, она просто говорит о своих чувствах («она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности...»).

К главам, в которых появляется Маша Миронова, автор в качестве эпиграфов подобрал отрывки из рус-ских народных песен, пословиц: Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова.

Буде лучше меня найдешь, позабудешь. Если хуже меня найдешь, воспомянешь. Использование подобных эпиграфов, по содержа-нию своему отвечающих той или иной ситуации, слу-жит одним из средств поэтизации образа Маши Миро-новой, а также позволяет А. С. Пушкину подчеркнуть высокие духовные качества своей героини, ее бли-зость к народу.

Маша — небогатая невеста: по словам Василисы Егоровны, из приданого у дочери — «частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить»; но она не ставит себе целью обеспечить свое материальное благополучие путем брака по расчету. Она отвергла предложение Швабрина о замужестве, потому что не любит его: «Я не люблю Алексея Ива-ныча. Он очень мне противен... Алексей Иваныч, ко-нечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под вен-цом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за ка-кие благополучия!».

Дочь коменданта воспитана в строгости , послушна родителям, проста в общении. Узнав, что отец Грине-ва против брака сына с нею, Маша расстроена, но сми-ряется с решением родителей любимого: «Видно мне судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич, будьте хоть вы счастливы...» В этом эпизоде раскрывается глубина ее натуры, Маша, чувствуя ответственность за любимого, отказывается венчаться без родитель-ского благословения: «Без их благословения не будет тебе счастия».

Испытания , выпавшие на долю девушки, воспиты-вают в ней стойкость и мужество. Родители считали Машу трусихой , потому что та до смерти испугалась пушечного выстрела на именинах Василисы Егоров-ны. Но когда Швабрин под страхом смерти вынужда-ет ее выйти за него замуж, Маша предпринимает все возможное для своего спасения. Оставшись сиротой, лишившись дома, девушка сумела выстоять, не утра-тив своих духовных качеств. Считая себя виновницей ареста Гринева и понимая, что ради спасения ее чести он ни за что не произнесет на суде ее имени, Маша ре-шается ехать в Петербург и самостоятельно составля-ет план действий, чтобы восстановить справедли-вость. Большую роль в этом сыграла и способность Маши располагать к себе людей, различных по харак-теру и социальному положению.

Какой смысл заключен в названии повести? Поче-му «Капитанская дочка», ведь главным героем произ-ведения является скорее Петр Гринев? Конечно, со-бытия, происходящие в повести, так или иначе связа-ны с образом Маши Мироновой. Но я считаю, что А. С. Пушкин стремился показать, как в тяжелых ис-пытаниях проявляются человеческие качества , под-час скрытые. Честность, нравственность, чистота — основные качества Маши Мироновой — позволили ей победить свою горькую судьбу, обрести дом, семью, счастье, спасти будущее любимого человека, его честь.

Одной из самых лучших повестей Пушкина считается «Капитанская дочка», описывающая события крестьянского бунта 1773-1774 годов. Писатель хотел показать не только ум, героизм и талант предводителя мятежников Пугачева, но и изобразить, как в сложных жизненных ситуациях меняется характер людей. Характеристика Марии Мироновой из «Капитанской дочки» позволяет проследить за перевоплощением девушки из деревенской трусихи в состоятельную, смелую и самоотверженную героиню.

Бедная бесприданница, покорившаяся судьбе

В самом начале повести перед читателем предстает несмелая, трусливая девушка, которая даже выстрела боится. Маша - дочь коменданта Жила она всегда одиноко и замкнуто. В деревне женихов не было, поэтому мать переживала, что девушка так и останется вечной невестой, да и приданого у нее особенного не было: веник, гребень да алтын денег. Родители надеялись, что найдется который женится на их бесприданнице.

Характеристика Марии Мироновой из «Капитанской дочки» показывает нам, как постепенно меняется девушка после встречи с Гриневым, которого она полюбила всем сердцем. Читатель видит, что это бескорыстная юная особа, которая хочет простого счастья и не желает выходить замуж по расчету. На предложение Швабрина Маша отвечает отказом, потому что он хоть человек умный и богатый, но не лежит к нему сердце. После дуэли со Швабриным Гринев получает серьезное ранение, Миронова не отходит от него ни на шаг, выхаживая больного.

Когда Петр признается девушке в любви, она тоже открывает ему свои чувства, но требует от возлюбленного получить благословение от его родителей. Одобрения Гринев не получил, поэтому от него стала отдаляться Мария Миронова. Капитанская дочка была готова отказаться от собственного счастья, но против воли родителей не идти.

Сильная и смелая личность

Характеристика Марии Мироновой из «Капитанской дочки» открывает нам, как героиня кардинально изменилась после казни ее родителей. Девушка попала в плен к Швабрину, который требовал от нее стать его женой. Маша твердо решила, что лучше смерть, чем жизнь с нелюбимым. Ей удалось послать весточку Гриневу, и тот вместе с Пугачевым пришел ей на помощь. Петр отправил возлюбленную к своим родителям, а сам остался воевать. Капитанская дочка Маша понравилась отцу и матери Гринева, они полюбили ее всем сердцем.

Вскоре пришла весть об аресте Петра, девушка не показывала своих чувств и переживаний, но постоянно думала, как освободить любимого. Робкая, необразованная деревенская девушка превращается в уверенную в себе особу, готовую до конца бороться за свое счастье. Именно тут характеристика Марии Мироновой из «Капитанской дочки» являет читателю кардинальные изменения в нраве и поведении героини. Она едет в Петербург к императрице, чтобы просить помилования для Гринева.

В Царском Селе Маша встречает знатную даму, которой во время разговора поведала о своем несчастье. Она разговаривает с ней на равных, даже смеет возражать и спорить. Новая знакомая пообещала Мироновой вставить за нее словечко императрице, и только на приеме Мария узнает в правительнице свою собеседницу. Вдумчивый читатель, конечно же проанализирует, как характер капитанской дочки менялся на протяжении всей повести, и робкая девушка смогла найти в себе смелости и твердости духа, чтобы постоять за себя и своего жениха.

Мария Егоровна Миронова из романа «Капитанская дочка»

Описывая Машу Миронову, невозможно не сравнить ее с другими пушкинскими героинями: Машей Троекуровой и Татьяной Лариной. В них много общего: все они выросли в уединении на лоне природы, всех их питала народная мудрость, однажды полюбив, каждая из них оставалась навсегда верной своему чувству.

Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка. Ей около восемнадцати лет, «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели». Внешний портрет Маши Мироновой ничем не примечателен. Пушкин словно нарочно подчеркивает ее обыденность, лишает каких-либо индивидуальных примет; она не отличается особой красотой, не блещет умом. Пушкинская Маша Миронова во многом напоминает Джинн Динс из романа В. Скотта «Эдинбургская темница». Как и героиня В.Скотта, она умна, потому что все ее рассуждения представляют собой естественное следствие простых нравственных предпосылок; ей не приходится проникать в дурные помыслы людей, она рассчитывает на их добрую сущность и никогда в них не ошибается. «Тайна этого ума в том, что он не знает лабиринтов интриги, в которых так легко заблудиться самому искушенному, и идет только по прямым путям, самым простым и ясным», -- пишет Б. Г. Реизов.

Дальнейшее знакомство показывает, что Маша имеет множество достоинств: она радушная, искренняя, милая, «благоразумная и чувствительная» девушка. Ее ровный характер и приветливость не могут оставить окружающих равнодушными. Героиня -- покорная дочь своих родителей, приученная с детства к незыблемым нормам патриархальной морали. Робкая и чувствительная, она боялась даже ружейного выстрела. Во многом ее робость и стеснение вызваны ее образом жизни: она жила довольно замкнуто, даже одиноко; женихов в их деревне не было. Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе девушки: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег... с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». Но Маша отвечает отказом на предложение Швабрина стать его женой. Чистая, открытая душа ее не может принять замужества с нелюбимым человеком: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!» Брак по расчету для нее немыслим, окажись она хоть в самом тяжком положении. Марья Ивановна оказалась достойной своих родителей. Она взяла у них самое лучшее: честность и благородство.

Со временем читателям открывается характер Марьи Ивановны--“благоразумной и чувствительной, девушки”. Она способна на глубокую и искреннюю любовь. Маша искренне полюбила Петра Гринева. И она не скрывает своих чувств, открыто дав ему ответ на его объяснение: «Она безо всякого жеманства призналась Гриневу в сердечной склонности и сказала, что ее родители будут рады ее счастью». Однако она ни за что не соглашается выходить замуж без благословения родителей жениха, врожденное благородство не позволяет ей поступиться принципами. Она готова отказаться от личного счастья, потому что нет на него благословения родителей. “Нет, Петр Андреич,-- отвечала Маша,-- я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастья. Покоримся воле Божией”. Маше нелегко было отдалиться от Петра Андреевича. Чувства ее были все так же сильны, но гордость, честь и достоинство не позволяли ей поступить иначе после того, как она узнала о несогласии его родителей на этот брак. По мере же развертывания повествования все с большей отчетливостью проступают лучшие стороны ее незаурядной натуры -- прямота, верность, способность с достоинством переносить внезапные утраты и житейские невзгоды.

Характеризуя Машу Миронову, писатель М. В. Авдеев замечал: «История эта богата внешним разнообразием, но сама Маша, как действующее лицо, принимает в ней, как мы видим, мало участия. Ее внутренний мир, ее любовь и страдания едва обозначаются несколькими словами. Но тем не менее простой и милый образ Маши является нам вполне цельным и ясным. Это образ счастливо наделенной несложной натуры, развившейся в тихой семье хороших, добрых и простодушных людей. Маша Миронова ничем не поражает взгляда, но когда присмотришься к ней, то ее тихая прелесть отрадно и успокоительно действует на душу, и русские женщины могут гордиться таким честным, чистым, милым и вместе простым и вполне верным жизни созданным типом».

Но резко меняется окружающая жизнь, когда приходят в крепость “мятежники злодея Пугачева”, меняется и положение Маши. Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Из дочери капитана она становится пленницей Швабрина, который силой забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти за него замуж. Она не побоялась отказать домогательствам Швабрина, хотя и находилась полностью в его власти. Казалось бы, что слабая и робкая девушка должна подчиниться воле своего мучителя. Но Маша проявляет здесь черты, до сих пор жившие в ней подспудно. Она готова умереть, лишь бы не стать женой Алексея Ивановича. Когда же, наконец, приходит долгожданное спасение в лице Пугачева, девушку охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и в то же время своего избавителя. Вместо слов Пугачев отпустил Петра с Машей, и Гринев отправил ее к родителям, которые хорошо приняли девушку: «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».

Ярко раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Она сильно переживала, так как знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринева: «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти». Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность», Маша отправляется в Петербург. Она решительно настроена добиться освобождения любимого, чего бы ей это ни стоило. Встретившись случайно с императрицей, но не зная еще, кто эта женщина, Маша открыто рассказывает ей свою историю и причины поступка Гринева: «Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его». Именно в этой встрече по-настоящему раскрывается характер скромной и робкой русской девушки безо всякого образования, нашедшей, однако, в себе достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы отстоять правду и добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха. Она понимает, что, кроме нее, некому заступиться за Гринева, и не просто найти защиту хочет Маша, а добивается торжества справедливости. Маша Миронова вышла победительницей в схватке с жестокой судьбой.

Таким образом, на протяжении романа постепенно меняется характер этой девушки. Из робкой, бессловесной “трусихи” она вырастает в смелую и решительную героиню, способную отстоять свое право на счастье. Маша Миронова истинная и достойная дочь своих героев родителей. Они до конца были верны своей присяге, а она, дав клятву верности Гриневу, смогла спасти жизнь и честь своего любимого.

«Марья Ивановна далека от исторических событий, но в обстановке взбудораженной и жестокой стихии восстания, в потоке обрушившихся на нее несчастий она не теряет душевной силы, присутствия духа, нравственного обаяния. Маша Миронова сродни Татьяне Лариной -- в ней Пушкин еще раз подтвердил свой идеал скромной, но сильной духом русской женщины. Вместе с тем, выдвигая на первый план Машу Миронову, писатель выделял и тот внутренний смысл своей повести, который гласил, что в грозных испытаниях исторических бурь, ломающих и уничтожающих благополучие многих тысяч людей, опрокидывающих устоявшиеся формы жизни, высшей ценностью является человек, сохранение в нем той духовной красоты, благородства и гуманности, которые, пройдя сквозь горнило испытаний, в конце концов, торжествуют» (Степанов Н. Л. Проза Пушкина. - М., 1962)

Образ Маши Мироновой был дорог и близок автору. Она олицетворяет собой, наряду с Татьяной Лариной, пушкинский идеал женщины -- с чистой, хоть и немного наивной душой, добрым, отзывчивым сердцем, верной и способной к искренней любви, ради которой она готова идти на любые жертвы, совершать самые смелые поступки. Только Маша Миронова не смирилась с тем, что уготовила ей судьба, а стала бороться за свое счастье. Прирожденные самоотверженность и благородство заставили девушку побороть робость и пойти искать заступничества у самой императрицы. Благодаря этому Маша Миронова оказалась счастливее других пушкинских героинь.