Поликлет скульптор древней греции. Скульптурные каноны поликлета и мирона

Творчество

Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей.

Канон Поликлета

Самое знаменитое произведение Поликлета – созданный ок. 450–440 до н.э. Дорифор (Копьеносец).Именно в этом произведении воплощены представления Поликлета об идеальных пропорциях человеческого тела, находящихся друг с другом в числовом соотношении. Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета», тем более что Каноном назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии (правая сторона, т.е. опорная нога и повисшая вдоль тела рука, статичны, но заряжены силой, левая, т.е. оставшаяся сзади нога и рука с копьем, нарушают покой, но несколько расслаблены), что оживляет ее и делает подвижной. Формы этой статуи предельно прояснены, они повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы. Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой, в то время как расстояние от глаз до подбородка равняется одной шестнадцатой, высота же лица – одной десятой всей фигуры.Поликлет прочно связан с пифагорейской традицией. От пифагорейцев же идет теория так называемого золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Если считать Поликлетова Дорифора выразителем его канона, то установлено, что весь его рост относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние – к расстоянию от пупка до макушки. Установлено, что если взять расстояние от пупка до макушки, то оно так относится к расстоянию от пупка до шеи, как это последнее – к расстоянию от шеи до макушки, и если взять расстояние от пупка до пяток, то золотое деление падет тут на коленки.Тексты, приведенные выше по Поликлету, свидетельствуют о том, что пропорции мыслятся им не механически, а органически: они исходят из естественной симметрии живого человеческого тела и фиксируют в нем то, что является наиболее нормальным.Вдобавок, в трактате воплощаются теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. Дорифор - ранний пример классического контрапоста (Контрапост - (от итальянского contrapposto - противоположность) в изобразительном искусстве прием изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части (например, верхняя часть корпуса показана в повороте, нижняя - фронтально). Динамизирует ритм фигуры, позволяет передать ее движение или напряжение не нарушая общего равновесия форм, усиливает трехмерность изображения).Иногда эту статую так и называли - "Канон Поликлета", вслед за теоретическим трактатом его создателя."Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью". И действительно, Канон Поликлета оказал большое влияние на европейскую культуру, не смотря на то, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента, сведения о нем отрывочны, а математическая основа до сих пор окончательно не выведена.

Произведения

  • «Диадумен » («Юноша, повязывающий повязку»). Около 420-410 до н. э.
  • «Дорифор » («Копьеносец»).
  • «Раненая амазонка », 440-430 до н. э.
  • Колоссальная статуя Геры в Аргосе. Была выполнена в хрисоэлефантинной технике и воспринималась как пандан Зевсу Олимпийскому Фидия .
  • «Дискофор» («Юноша, держащий диск»). Не путать с «Дискоболом» Мирона .

Скульптуры были утрачены и известны по сохранившимся древнеримским копиям.

"Раненая амазонка" Поликлет, Фидий, Кресил. гипсовые реплики. Мюнхенская гипотека.

Развитие социальной культуры в Греции способствовало возникновению новых отношений между художником и обществом. С целью удовлетворения наилучшим образом своих проектов заказчиками стали устраиваться конкурсы. Одному из таких конкурсов на создание скульптуры раненой амазонки для храма в Эфесе мир обязан появлению фигур воительниц исполненными выдающимися мастерами той эпохи. По дошедшим до нас описаниям Плиния Старшего в конкурсе участвовали представители разных художественных центров: Фидий (Афины), Поликлет (Сикион), Кресилай (Кидон), Фрадмон (Аргос) и Кидон. Интересен тот факт, что победитель был определён по количеству голосов, отданных за второе место после опроса самих исполнителей. Естественно, первое место каждый мастер присуждал себе. Места распределились так: 1 место – Поликлет, 2 место – Фидий, 3 место – Кресил, 4 место Кидон и 5 место Фрадмон. По дошедшим до нас копиям, созданными римскими мастерами, мы можем судить о работах только троих ваятелей: Фидия, Поликлета и Кресила и можем сравнить, как эту тему по-разному, но чрезвычайно интересно смогли раскрыть эти прекрасные скульпторы.

Все три скульптуры построены на принципе хиазма, когда композиция развивается вокруг опорной ноги. У амазонки Кресила (фотография слева) опорная нога вынесена несколько вперёд четырёхгранной колоны, символизирующей жизненные устои. Переступить колону - это перейти некую черту, отделяющею жизнь от смерти и вступить в царство мёртвых. Голова, наклонившаяся в сторону сделанного шага, трагически вскинутая рука, и постепенное угасание, выраженное в ниспадающем с тела пеплосе, оставляющим его беззащитным, поникшая кисть другой руки, опирающейся на колону это всё говорит о печальном конце.

У Фидия (фотография справа) композиция более динамична и насыщена деталями. Мы можем сделать вывод, что воительница пала от боевого топора. Что она пыталась противостоять противнику. Этому свидетельствует, твёрдо стоящая опорная нога, гордый взгляд из под вскинутой руки, ломающей оружие врага. Но опять же – ниспадающий пеплос, обнажающий тело и вторая уже склонённая и слабеющая нога говорит о неминуемой смерти.

Наконец скульптура победителя, Поликлета (центральная фотография). Идея такая же, как и у Кресила – вступление в чертоги Аида, но более ситуационно разработанная и более понятная для обыкновенного человека. Мы видим, как девушка отодвинула часть пеплоса, обнажив место ранения. Взгляд её, направленный на рану, понимающе печален. Вскинутая к небу рука с раскрытыми пальцами взывает к богам о помощи, но плащ обвился вокруг шеи и тянет тело к земле.

Используемые материалы:
http://professionali.ru/Soobschestva/skulptura_/ranenaya_amazonka/
А. П. Чубова, Г. И. Конькова, Л. И. Давыдова "Античные мастера"

Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н. э.). Излюбленный образ античного мастера - стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его духовный и физический облик гармоничен, в нём нет ничего лишнего, «ничего сверх меры». Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение Поликлета «Дорифор».

Перед нами греческий образец совершенного че­ловека, в котором сочетаются физическая красота и одухотворённый облик. Юный атлет держит на плече тяжёлое и длинное копьё. Свободно и уверенно стоит он на земле. Юноша погружён в собственные мысли, его лицо спокойно и благородно, осанка естественна и величава. С удивительным мастерством художнику удалось передать пластику здорового мускулистого тела копьеносца. В этой скульптуре использован хи­азм - основной приём древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя. Плечи атлета развёрнуты, но левое (с копьём в руке) приподнято чуть выше другого. Вес тела приходится на правую ногу, а левая свободно опирается на землю кончиками пальцев. Колени оказываются на разном уровне, симметрия правой и левой сторон тела нару­шается. Такое изображение позволяет передать конт­раст напряжения и расслабления мышц.

Известно, что Поликлет задался целью точно оп­ределить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Вот не­которые результаты его математических вычисле­ний, которые будут использованы художниками бу­дущих поколений. Голова человека должна состав­лять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки - 1/10, ступня - 1/6. Свои мысли и расчеты Поликлет изло­жил в теоретическом трактате «Канон», который, к сожалению, не сохранился до наших дней.

Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н. э.). Время не сохранило ни одного его подлинного произведения, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о высоком мастерстве этого художника. Обратимся к одному из шедевров древнегреческой скульптуры, знаменитому «Дискоболу».

В образе юноши-атлета воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперёд он приготовился к метанию диска. При этом он испытывает колоссальную физическую нагрузку, но внешне остается спокоен и сдержан. Создается впечатление, что скульптора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа. Мастерски запечатленное мгновение делает это произведение вечным и непревзойденным памятником искусства.

Статую лучше всего рассматривать спереди. Здесь движение предельно сконцентрировано во всех его составляющих. При взгляде сбоку поза атлета воспринимается несколько странной, а экспрессия движения угадывается с большим трудом. О своеобразии этой скульптуры так сказал один из римских ораторов: «Где ещё можно найти такое же искажённое и сложное движение, как у Дискобола? А между тем, если бы кто-нибудь стал упрекать произведение Мирона за отклонение от правильной нормы, разве не извратил бы он этим самым искусство, в котором ценно именно новое и трудное изображение!»

От-но-сит рас-цвет твор-че-ст-ва Поликлета к 90-й Олим-пиа-де (420-417 годы до нашей эры). Уче-ник Аге-ла-да, Поликлет ра-бо-тал пре-имущественно в брон-зе. Наи-бо-лее ран-ней ра-бо-той Поликлета счи-та-ет-ся при-пи-сы-вае-мая ему Пав-са-ни-ем ста-туя маль-чи-ка-бок-сё-ра Ки-ни-ска из Ман-ти-неи, по-бе-ди-те-ля в Олим-пий-ских иг-рах в 464 или 460 годы до нашей эры. Воз-мож-но, ко-пи-ей этой ста-туи яв-ля-ет-ся «Ат-лет Вест-ма-кот-та» (мра-мор, I века нашей эры, Бри-тан-ский му-зей, Лон-дон). Под-лин-ную сла-ву Поликлету в древ-но-сти при-нес-ла ста-туя «До-ри-фор» (буквально «копь-е-но-сец»), обыч-но да-ти-руе-мая 450-440 годами до нашей эры. Так, по сло-вам Ци-це-ро-на, Ли-сипп ут-вер-ждал, что его учи-те-лем был «До-ри-фор» Поликлетом На-счи-ты-ва-ет-ся свыше 50 ко-пий этой ста-туи: наи-бо-лее пол-ной яв-ля-ет-ся мра-мор-ная ко-пия из Пом-пей (Национальный ар-хео-ло-гический му-зей, Не-аполь); два тор-са из Государственных му-зе-ев Бер-ли-на и га-ле-реи Уф-фи-ци во Фло-рен-ции (по-след-ний из чёр-но-го ба-заль-та) хо-ро-шо пе-ре-да-ют ар-хи-тек-то-ни-ку те-ла, то-гда как брон-зо-вая гер-ма I века до нашей эры (Национальный ар-хео-ло-гический му-зей, Не-аполь) с сиг-на-ту-рой ко-пии-ста (Апол-ло-ния из Афин) - строе-ние го-ло-вы, чер-ты ли-ца и трак-тов-ку во-лос. В 1921-1922 годы немецкий скульп-тор Г. Рё-мер ис-поль-зо-вал эти па-мят-ни-ки для соз-да-ния ре-кон-ст-рук-ции «До-ри-фо-ра» (брон-зи-ро-ван-ный гипс, Глип-то-те-ка, Мюн-хен). Древ-ние ав-то-ры про-воз-гла-ша-ли «До-ри-фо-ра» во-пло-ще-ни-ем «ме-ры» (τ&varia;ο μ&oxia;ετρον) и «се-ре-ди-ны» (τ&varia;ο μ&oxia;εσον); Пли-ний Стар-ший пи-сал, что эту ста-тую ху-дож-ни-ки зо-вут «ка-но-ном» и по-лу-ча-ют из неё, слов-но из ка-ко-го-ни-будь за-ко-на, ос-но-ва-ния для сво-его искусства. Этой ста-туе-об-раз-цу со-от-вет-ст-во-вал литературный трак-тат Поликлета, так-же на-зы-вав-ший-ся «Ка-но-ном». Наи-бо-лее точ-ные све-де-ния об этом трак-та-те пе-ре-да-ёт Га-лен («О мне-ни-ях Гип-по-кра-та и Пла-то-на»): по-ви-ди-мо-му, глав-ным здесь бы-ло ус-та-нов-ле-ние но-во-го мо-ду-ля че-ло-ве-че-ской фи-гу-ры. Со-глас-но Пли-нию Стар-ше-му, Поликлет по-бе-дил че-ты-рёх скульп-то-ров в кон-кур-се на луч-шую ста-тую «Ама-зон-ки» для Ар-те-ми-сио-на в Эфе-се (около 440 года до нашей эры); её обыч-но иден-ти-фи-ци-ру-ют с мра-мор-ной «Ама-зон-кой Со-сик-ла» (Ка-пи-то-лий-ские му-зеи, Рим), на-зван-ной так по име-ни ко-пии-ста I века нашей эры, чья сиг-на-ту-ра име-ет-ся на ста-туе. Иден-ти-фи-ка-ция «Диа-ду-ме-на» (буквально «ат-лет, об-вя-зы-ваю-щий свою го-ло-ву по-вяз-кой по-бе-ди-те-ля»; 430-420 годы до нашей эры) как ра-бо-ты Поликлета сре-ди римских мра-мор-ных ко-пий ста-ла воз-мож-ной бла-го-да-ря его срав-не-нию с «До-ри-фо-ром», хо-тя «Диа-ду-мен» как бо-лее позд-нее про-из-ве-де-ние мас-те-ра тонь-ше, изящ-нее, оду-шев-лён-нее. Луч-шая ре-п-ли-ка бы-ла най-де-на на острове Де-лос (мра-мор, Национально ар-хео-ло-гический му-зей, Афи-ны). Един-ст-вен-ная хри-со-эле-фан-тин-ная скульп-ту-ра Поликлета - позд-няя ста-туя Ге-ры для хра-ма Ге-ры в Ар-го-се (из-вест-на по де-таль-но-му опи-са-нию Пав-са-ния и изо-бра-же-ни-ям на ар-гос-ских мо-не-тах). По со-об-ще-нию Фу-ки-ди-да, ста-рый храм Ге-ры в Ар-го-се сго-рел в 423 году до нашей эры; но-вый был от-стро-ен к 400 году, что по-зво-ля-ет до-воль-но точ-но да-ти-ро-вать это про-из-ве-де-ние. Мас-тер гар-мо-нической ком-по-зи-ции и тон-кой от-дел-ки, Поликлет был скульп-то-ром ат-ле-тов, и мы зна-ем из тек-стов Пав-са-ния име-на олим-пий-ских по-бе-ди-те-лей в бок-се или борь-бе, ста-туи ко-то-рых он из-ва-ял: Ари-сти-он из Эпи-дав-ра, Фер-си-лох из Кер-ки-ры, Ан-ти-патр из Ми-ле-та, Пи-фокл из Эли-ды, Ксе-нокл из Ме-на-лии.

Зна-че-ние творческой дея-тель-но-сти Поликлета во мно-гом оп-ре-де-ля-ет-ся его со-пос-тав-ле-ни-ем со стар-шим со-вре-мен-ни-ком - Фи-ди-ем. Ес-ли тот до-вёл до со-вер-шен-ст-ва идеа-ли-стическое те-че-ние в древне-греческом искусстве и стал его главным вы-ра-зи-те-лем, то Поликлет усо-вер-шен-ст-во-вал кон-цеп-цию фи-гу-ры ат-ле-та: по сло-вам Квин-ти-лиа-на , «он сде-лал че-ло-ве-че-ское те-ло бо-лее пре-крас-ным, чем оно есть, но ему не уда-лось пе-ре-дать ве-ли-чие бо-гов». Тра-ди-ция Поликлета ещё дол-го су-ще-ст-во-ва-ла в древне-греческом искусстве; он был ос-но-ва-те-лем боль-шой скульп-тур-ной мас-тер-ской.