Поколение икс игрек зет. Что такое теория поколений и к какому из поколений относитесь вы? Система ценностей представителей поколения Х

Теория поколений тесно связана с экономическими циклами развития государств. Подъем, стабильность, спад, кризис, потом снова подъем. Развиваются технологии, меняется общество, растут потребности, появляются и вымирают новые профессии и даже целые индустрии, но исторические витки остаются неизменными. Каждый из этих периодов влияет на формирование поколенческих ценностей. Основоположники теории поколений Нейл Хоув (Neil Howe) и Вильям Штраус (William Strauss) проследили эти циклы на примере развития американского общества со времен Колумба. Более 500 лет истории одного государства легли в основу их теории. По их мнению, каждый период длится примерно 20 лет. Хронологические интервалы отличаются от государства к государству, это связано с тем, что экономика стран мира развивается по-разному, где-то сейчас кризис, а где-то процветание. Мы поговорим об особенностях поколений России последнего столетия, то есть о тех, с кем бок о бок живем, работаем, помним и чтим прошлое и строим будущее. В нашей стране изучением этого вопроса занимается RuGenerations - "российская школа Теории поколений", ее публикации легко найти в интернете, и уже вышли 2 российские книги. 4 экономических цикла в теории поколений названы по временам года. Предкризисный период - осень, кризис - зима, далее весенний подъем и, наконец, летняя стабильность. Людей, рожденных в тот или иной период, объединяет не только набор ценностей, но и историческая миссия.

Представителям каждого из этих поколений присущи свои особенности мировоззрения, ценности, взгляды на жизнь, у каждого своя миссия и судьба. Разумеется, структура личности формируется под воздействием разных факторов: семьи, социума, окружения, профессии. Но все же людей одного поколения объединяют некие фундаментальные особенности. Поколенческие ценности формируются под воздействием самых крупных, значимых событий в стране и мире, под влиянием СМИ, принятой в обществе системы воспитания, дефицита. Наглядный пример - дети войны, они до сих пор не позволяют себе выбрасывать еду, у них всегда есть запас продуктов и они не любят, когда на тарелке остается еда. Их ценности формировались в условиях голода и, несмотря на 80 прошедших с тех пор лет, современное изобилие и достаток, они не могут принять расточительство по отношению к еде. Потому что базовые ценности не меняются. Они формируются примерно до 21 года и остаются с человеком на всю жизнь. Это тот самый стержень, определяющий сознание.

Итак, последние пять поколений России:

Рожденные с 1923 по 1943 год - Молчаливое поколение. Поколение Зимы. Архетип – Творцы. Они родились перед самой войной, пережили все ее ужасы, видели, как воюют герои - рожденные в экономическую осень. Их семьи пострадали от массовых репрессий. Предназначение этого поколения - выжить и прославить тех, кто совершил подвиг. За зимой всегда приходит весна. Молчаливое поколение, вырастая, начинает экономический подъем.

Рожденные в 1943-1963 годы - Беби-бумеры; Поколение Весны. Архетип – Пророки . Их базовые ценности формируются в эпоху экономического подъема, расцвета идеологии. Они росли в мировой супердержаве, под влиянием «оттепели», восхищались покорением космоса. Им свойственна психология победителей. Они оптимистичны, для них важен коллективизм, командный дух. Главная задача этого поколения - укрепить сформировавшиеся ценности и созданную до них идеологию.

Рожденные в 1963-1986 годы - Поколение Х; Поколение Лета. Архетип - кочевники . Задача кочевников, напротив, раскачать предыдущую идеологию, создав условия для смены парадигмы. Что сейчас и происходит. Можно по-разному относиться, например, к существующей политической ситуации, но не замечать ее нельзя. Сегодня мы видим, что страной управляют люди из поколения Беби-бумеров, а настоящую идеологическую оппозицию обеспечивают представители Поколения Х. Кочевники отрабатывают свою миссию.

Рожденные в 1986-2003 годы - Поколение Y; Поколение Осени. Люди, родившиеся в предкризисный период, когда все рушится, - носители архетипа героев. Их единственная историческая задача, великое предназначение - в том, чтобы, когда придет время, совершить подвиг. Как бы мы ни относились к Игрекам, они - герои. Их ключевая ценность - улучшение жизни. Им важно доказывать, что перемены необходимы всегда, везде и во всем. Будем надеяться, что их героизм не будет сопровождаться таким кровопролитием, как предыдущей Осенью, во Вторую мировую войну.

Рожденные в 2003-2024 годы - Поколение Z. Поколение Зимы . Их ценности формируются в кризисный период. Идут жесткие политические баталии, перераздел территорий. Они когда-нибудь прославят поколение Y. Какими будут эти люди, пока до конца не известно - поколение только формируется. Но уже сейчас их считают особенными. Дети индиго. Необычайно одаренные, с особой философией и мировоззрением, творцы, дети, рожденные с гаджетами в руках. Им предстоит обеспечить в нашей стране экономический подъем.

Представители всех пяти поколений сегодня формируют наше общество. Не будем говорить о Молчаливом поколении, поскольку это уже пожилые люди старше 75 лет. Они практически не влияют на какие-либо общественные процессы, давно не работают (за исключением некоторых единичных представителей интеллектуальных или творческих профессий).

Последние четыре поколения социально активны и тесно взаимодействуют друг с другом. И... далеко не всегда могут похвастаться взаимопониманием. Давайте разберемся, какие они.

В обществе кипит обсуждение того, что современные дети - представители поколения Z - не читают книг, мало гуляют на улице, игре в футбол они предпочтут игру на компьютере. Двухлетние малыши легче и экспертнее обращаются с техникой, чем их бабушки Беби-бумеры. Это пугает не только пожилых людей, но и довольно молодых родителей Иксов и даже Игреков, чье детство прошло на улице. Они находятся с детьми в состоянии постоянной конфронтации, лимитирую время за компьютером, выгоняют на улицу, заставляют читать длинные серьезные книги.

Не стоит делать это так фанатично, агрессивно и бескомпромиссно. Конечно, нужно беречь зрение, нужно развивать детей физически, но следует не забывать, что это поколение готовится к своему времени. Компьютер для них - естественная среда обитания. То, что они не читают книг в большом объеме, - нормально, это не их источник информации. В библиотеках, с книгами в руках, в постоянных поисках информации выросло поколение X, частично Y. У поколения Z нет необходимости по крупицам собирать данные, они у них всегда под рукой в смартфоне - гугл знает все. Этим детям нужно научиться обрабатывать информацию. Они интересуются наукой гораздо больше, чем в этом же возрасте интересовалось поколение Y или Х. Обратите внимание, сейчас даже самые популярные детские передачи и мультики - все с научным уклоном. Там постоянно что-то объясняется. Z - это созидатели, трудяги, творцы. Это будущее России.

Молодое поколение, представителям которого сейчас от 16 до 32 лет - это Y. Вокруг них много разговоров, мифов, обсуждений. Работодатели считают их ленивыми, с завышенными ожиданиями и требованиями, не подкрепленными реальными навыками. Все это так, однако золотая середина есть. Просто нужно понимать, что это за поколение и как оно формировалось.

В период с 1986 по 2003 год страна фактически менялась. Не стало СССР, началось становление нового государственного строя. Дети видели, как родители теряли работу, оставались без денег и привычной стабильности. Это время, когда начался всплеск терактов: взрывы домов, метро, захваты школ, театров, самолетов. То, что всегда казалось голливудской киновыдумкой, вдруг стало так близко, стало реальностью. Уже растоптана старая идеология и еще не сформировалась новая. Полностью разрушена система советского образования. Началось много экспериментов и далеко не все они прошли удачно. И ровно под них попадает поколение Y. Все это в совокупности: неуверенность в завтрашнем дне, страх терактов, разброд в образовании - полностью меняет представления о том, как надо воспитывать ребенка. Родители начинают проявлять сверхопеку, просто в силу того, что за ребенка страшно. Если для поколения Х встречающая из школы мама - это большой позор перед друзьями, то для Y - это норма. Причем норма, возведенная в ранг правил некоторых учебных заведений. Опека не имеет границ. Контроль начинает распространяться на уроки. Репетиторы нанимаются чуть ли не с первого класса. Родители (поколение X) очень серьезно подходят к своей роли. Они действуют точно по книжкам. Иксы, любящие учиться, развиваться, склонные к саморефлексии, начали много читать про то, как воспитывать детей и делали это со свойственным фанатизмом. Им важно добиваться профессионализма во всем, родительство не стало исключением.

Кардинально изменилось отношение к ребенку в семье и обществе. Ему с детства прививают мысль, что он - личность. С ним начинают всерьез советоваться. Его начинают постоянно хвалить, даже если он ничего не сделал. Хвалят просто за то, что он есть. Давайте вспомним, что должны были сделать X в детстве, чтобы родитель Беби-бумер похвалил? Ребенок Y же находится в постоянно взаимодействии с родителем. Он знает, что ценен сам по себе. А теперь добавьте гиперконтроль и желание родителей дать своему чаду все то, чего не было у него. Помните, как раньше покупали подарки: «Я покупаю это сейчас, но это еще и на день рождения». А если игрушка дорогая, то сразу на все праздники в году. Иксы не экономят на детях. В результате сформировалось поколение людей, которые бескомпромиссно уверены в своей ценности. Они приходят на собеседование и говорят: «Хочу зарплату 100 000». На вопрос: «А что ты умеешь? Что бы можешь дать компании за эти деньги?» спокойно отвечают: «Пока ничего, но я готов учиться. Я рассчитал, мне столько нужно». Они убеждены, что их везде ждут.

Игреки абсолютно в себе уверены. Этим они очень раздражают Иксов, которым свойственны постоянные сомнения и потребность что-то доказывать. Представьте собеседование, просто вопрос: «Что вы умеете делать?». Соискатель X начнет рассказывать, демонстрировать профессионализм, а Y даст понять, что тут должны быть рады уже тому, что он просто пришел. Среди прочего у этого поколения формируется критический идеализм. С одной стороны, человек идеализирует себя, с другой - критикует все вокруг. Это люди полной ментальной свободы. Фантастики уже не существует. Они уверены, что все, что можно придумать, можно сделать, это просто вопрос времени. Они росли в разваливающейся системе, поэтому у них существует глобальная установка ответственности за мир. Они голосуют за глобальные проекты. Спустя пару дней на новой работе могут открыто заявить, как все плохо, и нужно немедленно улучшать. Правда, за этим зачастую не последует действий. Оптимизм и смелость - вот их девиз. Они уверены, что можно раскритиковать все вокруг. Однако у Игреков не хватает умения выстраивать взаимосвязи, анализировать информацию. Они умеют ее собирать из разных областей, но не нырять глубоко. Это лишает их возможности провести правильные причинно-следственные связи.

Им свойственна быстрая потеря внимания и концентрации. Упорство и целеустремленность больше не ценности. Поменять работу, потому что здесь что-то не получилось, - это норма. Зачем доказывать? Зачем биться? Можно просто попробовать заново. За это их считают легкомысленными и даже фантазерами. Они избегают долгосрочных целей и не умеют планировать. Это люди сегодняшнего дня. При этом Y могут быть чрезвычайно продуктивны, если большой проект для них разбить на кусочки и постоянно проводить промежуточный контроль, отмечать результат. Этого в большинстве своем категорически не переносят Иксы, которым важно доверие и самостоятельность.

Я много думала, как руководить Игреками, и выработала свой «коучингово-авторитарный» стиль. Обратная связь в стиле коучинг, помощь в осознании целей и зон развития. Также Игрекам нужно давать возможность самим сделать ошибку и научиться на ней, но с помощью анализа через коучинг помочь осознать последствия.

Важно постоянно поддерживать интерес к проекту. Если вы сможете продать им рутину как что-то невероятно интересное - они будут показывать прекрасный результат. Игреки нуждаются в наставнике, поэтому важно продемонстрировать свою экспертность. Лидер-наставник – это важная часть управления Игреками.

Из традиционной, авторитарной системы оставьте жесткий контроль, систему поощрений/наказаний, принятие авторитарно решений. В планировании нужно опираться на визуализацию планов и результатов. Игреки должны видеть свой фактический результат, иначе они склонны завышать его или не придавать значение ошибкам. Также остаются классический контроль и отчетность. Причем отчеты Y должны составлять сами, так они научатся анализировать информацию. И, наконец, «наказания» с пояснением. Игреки очень лояльны к себе, и часто Иксы начинают «играть» с ними в заботливых родителей на работе. Но Игреку важно показать, что последствия за ошибку есть, они реальны и обоснованы. Нужно не просто поговорить об ответственности, но, и правда, «наказать». Например, дать понять: пока ты не справишься с этим проектом, я не дам тебе новый, тот который ты хочешь.

Помните, что поколению Y свойственна поверхностность. Это, кстати, заметно по тому, как развивается сфера образовательных услуг. Если среди Иксов много людей с несколькими высшими образованиями и понятие «наработать опыт» для них норма, то Игреки все чаще выбирают короткие курсы, направленные на развитие конкретных навыков. Это уже не будущее, это настоящее, его можно лишь понять, принять и жить в нем.

Кого принято относить к поколению «игрек», и чем интересны эти люди с точки зрения психологии и социологии?

К поколению Y принято относить людей, которые родились в промежуток с 1981 по 2003 год. На территории СНГ, правда, существует другая точка отсчёта, которая приходится на 1983-1984 года (начало перестройки).

По мнению Вильяма Штрауса и Нейла Хоува, авторов Теории поколений, ценности каждого поколения формируются до 12-14 лет, а потому самые младшие представители «игреков» сейчас ещё находятся в поиске себя. Однако основы уже заложены – и, скорее всего, их психологический портрет будет не слишком отличаться от портрета тех, кто старше на 5-10 лет.

Ключевые особенности поколения Y. Что у них на уме?

Справиться с «миллениалами» бывает непросто и родителям, и преподавателям, и более старшему начальству. Понять, через какую призму они видят мир, – задача не из простых, особенно с учётом того, что в наше время как никогда силён культ индивидуальности, каждый стремится быть личностью и выделиться на фоне «серой массы». Однако психологам всё же удалось выделить основные черты, которые в той или иной мере имеют все люди поколения Y.

1. Амбициозность

В этом плане «миллениалам» нет равных, однако в приоритете для них стоит совсем не то, что имело значение для их родителей и дедушек. В отличие от людей старшего возраста, «игреки» не стремятся строить карьеру в традиционном понимании этого слова, для них не имеет значения карьерный рост и постоянная гонка за солидными должностями и более высокой зарплатой.

«Главное – следовать зову своего сердца» – говорят они и действительно приносят карьерные перспективы в жертву возможности заниматься тем, что действительно приносит удовольствие.

2. Культ индивидуальности

Мы уже затрагивали его выше, но вне всяких сомнений, эта тема стоит более пристального рассмотрения. Новое поколение Y предъявляет к работе и жизни совершенно иные требования. И в первую очередь это объясняется тем, что их взросление пришлось на период, когда уже не было ни принудительного распределения после вузов, ни жёсткой «привязки» к месту работы и учёбы.

Свобода выбора во всём – от субкультуры до возможности открыть собственный бизнес и развивать его – наложила свой отпечаток.

Для «миллениалов» в приоритете уже не материальная стабильность и уверенность в завтрашнем дне, а возможность проявить свои таланты и максимально реализовать свой потенциал, сделать что-то, чему будут завидовать и чем восхищаться другие.

3. Инфантильность

Пожалуй, это – настоящий бич всех «игреков». И те, кому сейчас 18-20 лет, и те, кому пошёл четвёртый десяток, упорно не хотят прощаться с детством. Они не спешат съезжать от родителей, вступать в брак, заводить детей.

Здесь в игру вступает множество разных причин: отчасти не хочется повторять ошибки родителей, которые рано начали самостоятельную жизнь и вынуждены были провести большую её часть на нелюбимой работе, зарабатывая сущие копейки и не имея возможности просто… быть свободными. К тому же в современной экономической ситуации накопить на ту же квартиру, зарабатывая честным трудом, практически невозможно, а влезать в ипотечное «рабство» никто не горит желанием.

4. Внутренняя пустота и одиночество

Несмотря на то, что в центре жизни «игреков» – удовольствие, по-настоящему счастливы лишь немногие из них. А подавляющее большинство живёт с чувством глубокой внутренней неудовлетворённости, сожалением об упущенных возможностях и ощущением того, что нет ни одного человека в целом мире, который мог бы их на 100% понять и принять такими, какие они есть. Вечная гонка за более дорогими вещами и удовольствиями не радует, а только ещё глубже погружает человека в депрессию – отсюда и бешеная популярность психологических консультантов и тренингов.

Мотивация поколения Y. Как работать с такими людьми работодателю?

Сложнее всего общаться с «игреками» всё-таки тем, кто занимает руководящие должности в разных компаниях. Многих вообще отпугивает заветная «девятка» в годе рождения в резюме: но и не прочесть нельзя, ведь по закону работодатель не имеет права отказать кандидату на должность из-за возраста.

Тем не менее, зная особенности мышления поколения Y, к ним легко можно найти подход. В работе, вне зависимости от сферы деятельности, они ценят:

· равноправную и справедливую конкуренцию, возможность стать лучшим;

· партнёрские отношения с коллегами и начальством – вместо жёсткой иерархии;

· мудрое лидерство, а не руководство;

· обмен информацией, а не её защиту;

· принятие любых решений на основе коллективного обсуждения или независимого анализа, а не просто указаний сверху.

Лучшая мотивация для «миллениалов» – это возможность реализовать свой потенциал, раскрыть таланты, заниматься чем-то по-настоящему интересным и необычным, работать в дружной команде и развлекаться на полную. И если вы предоставите им такую возможность, то получите самых целеустремлённых и самоотверженных сотрудников, которых только можете себе представить!

Диалог на тему сменяемости и отличий поколений друг от друга начался достаточно давно (например, в учениях древнегреческого учёного Полибия), однако научное осмысление этой проблемы началось относительно недавно, в начале XX века. Первое освещение они получили в работах Мангейма и Ортеги-и-Гассета, которые говорили о социологических аспектах формирования поколений. Спустя почти сотню лет их теории были продолжены и дополнены современной, классической концепцией , которую изложили американские ученые Уильям Штраусс и Нил Хоув. Сегодня эта теория набрала популярность благодаря своей актуальности и широкой популяризации в социальных медиа.

Знаменитая концепция «Беби-бум, X Y Z», как её называют на просторах интернета, находит применение в социологии, политологии, философии, антропологии и экономических науках.

В России теории поколений особое внимание уделяют маркетологи, которые используют знания о поколениях потребителей и разрабатывают стратегии взаимодействия с ними.

Теория поколений Штраусса и Хоува в своём изначальном варианте строилась исключительно на исследованиях американского общества. В дальнейшем принципы теории поколений использовали и для анализа процессов в других странах. Среди отечественных популяризаторов теории наиболее известна Евгения Шамис , которая превратила изучение поколенческих тенденций в бизнес, помогающий современным компаниям управлять персоналом, который состоит из представителей разных поколений.

Вот Евгения Шамис рассказывает об основах теории поколений

Смысл теории

Конфликты и непонимание между поколениями закономерны и объяснимы, ведь социокультурный прототип определяется окружающей средой, которая отражает дух времени в данный конкретный момент. Только приспособлением к условиям вид способен выжить, ему приходится играть по постоянно меняющимся правилам. Экономический кризис, голод, война, или наоборот, резкое улучшение качества жизни напрямую влияет на то, как личность формируется и воспринимает себя в условиях, в которых она оказалась.

По Штарусу и Хоуву поколения - это совокупность всех людей, которые появились на свет во временном промежутке 20-25 лет. Критерии поколения:

  • одна историческая эпоха, в которой представители поколения, находясь примерно в одной возрастной категории, делят воспоминания о ключевых событиях, культурные и социальные веяния;
  • общие убеждения и модели поведения;
  • чувство принадлежности к данному поколению.

История человечества условно делится на поколенческие эры, которым характерны взлеты и падения, иными словами, обладающие волнообразной структурой. Авторы концепции называют эти периоды превращениями или периодами, в которых поколения образуются по общим закономерностям. Этапы превращения:

  • Подъём: общество разделяет коллективные интересы и ориентируется на власть и авторитет институтов; в эту фазу появляется поколение Пророков.
  • Пробуждение: встаёт вопрос противостояния индивида обществу, развивается культура индивидуализма, культ бунта и противостояния старым порядкам, усталость от дисциплины; в эту фазу появляется поколение Странников.
  • Спад: процветает индивидуализм, государственным институтам не доверяют; в эту фазу появляется поколение Героев.
  • Кризис: возрождаются идеи сильных государственных институтов. На месте старой государственной власти зарождается новая, которая сплачивает общество под эгидой общих ценностей. В эту фазу появляется поколение Художников.

Архетипы поколений: борьба Странников с Пророками, страдания Героев и оптимизм Художников

Поколение Пророков , которое появляется на свет в фазу подъёма после кризиса, строят новое общество и верят в коллективизм, светлое будущее и прогресс. В российской истории это этап советской оттепели, когда появились первые признаки свободы после тяжелых военных времён и сталинских репрессий. Дети, которые родились и выросли в это время, застали первый полёт в космос, эффективность государственной власти и её социальность. Вспомните, как нахваливают наши бабушки и дедушки советские медицину и образование. Институты власти исправно выполняли свою функцию, обеспечивали население работой и жильём, подкрепляя свои действия идеологическим подтекстом. Это были времена, когда народ начал жить хорошо по сравнению с кризисным временем, которое было до этого.

Михаил Андреевич родился в начале пятидесятых годов. Когда он был мальчишкой, он писал письма Гагарину и мечтал быть таким же храбрым и сильным, как первый космонавт. Миша с детства был уверен, что его страна - самая великая в мире держава, он без памяти любит Родину и готов всю жизнь трудиться на общее благо. Он поступает в институт, выходит из него квалифицированным специалистом, устраивается на работу, женится. Всё это время он проходит стадии, причисляющие его к форме общности: Миша был и октябрёнком, и пионером, и комсомольцем, а потом и в партийные ряды записался. К своим тридцати годам Михаил Андреевич специалист, патриот, муж и отец двоих-троих детей. На его здоровье положительно отразился тренд спорта, а на интеллекте - культивируемая патологическая любовь к чтению.

Его младшая дочь Елена, которая появилась на свет в начале 70-х годов, уже не так оптимистично настроена на будущее. На её молодость приходятся кризисы холодной войны, её братья воевали в Афганистане, а некоторые одноклассники не дожили до тридцати из-за героиновой зависимости. Дисциплина «совка» её немного раздражает, так как она подрывает её личные стремления и интересы. В это время развивается телевидение, которое возвещает молодой Лене о падении Берлинской стены, о разрушении Страны Советов, о том, что Грузия, куда Лена с семьёй ездила каждое лето, теперь стала зарубежной стеной. На тот момент, когда Лена заканчивает институт и выходит замуж, страны, в которой она родилась, уже нет, и идеалов, соответственно, тоже. Нужно выживать. В подобных условиях растёт поколение X, или Странники .

Лена устраивается на работу и начинает зарабатывать всеми доступными способами. Так как система формируется заново, к тридцати годам она уже занимает руководящий пост, учится лавировать и содержать семью в условиях неопределённости. В это время повышен личный драматизм, так как падение духовных стереотипов довольно драматично отразилось на судьбе «иксов». Если в советское время брак приходилось тянуть до последнего, потому что развод порицался, то после 1991-го года браки посыпались, как карточные домики. К середине девяностых у Лены за плечами есть один развод и несколько неудачных опытов отношений вне брака.

В лихие девяностые у Елены рождается дочь Люся. Да, да, та самая страдающая Люся из нашумевшей статьи . Живущая в относительном достатке, она растёт в атмосфере индивидуализма, где человек человеку ничего не должен, а самое главное в жизни - самореализация. Мама Лена прикладывала все усилия, чтобы у Люси было всё (крыша над головой, образование...), и продолжает поддерживать её даже во взрослом возрасте. Ближе к 30 годам Люся становится депрессивно настроенным «переподростком», застрявшим в иллюзиях собственной исключительности. Это поколение называют ещё поколением «Питер Пенов», наивных и сложных в общении, не определившихся со своими целями и постоянно сравнивающих себя с другими. Замуж Люся не спешит, за её плечами - постоянная смена рабочих мест и разочарования. Она ходит в кедах и свитшоте, работает в опен-спейсе менеджером по контенту, на выходных играет в PlayStation или ходит на выставки или тренинги по личностному росту. Так выглядит портрет российского поколения Y, или Героев .

После 2000 года у «игреков», а иногда и у «иксов», которые ещё относительно молоды, рождаются дети, которые мыслят другими категориями. Они не помнят жизни без интернета и гаджетов, их мир лежит за пределами государственных границ, они свободно передвигаются по планете и легко меняют круг общения. Сейчас они только вступают во взрослую жизнь, и у них абсолютно другой подход к ней.

Младший брат Люси Дима, типичный представитель поколения Z, или Художник , отлично разбирается в тенденциях моды и активно пользуется киберпространством. Он ведёт свой стрим на твиче, присутствует во всех социальных сетях, не считает нужным накапливать информацию, так как её слишком много. Дима надеется на силу гугла и уверен, что его жизнь будет протекать в относительном комфорте, где ему не нужно будет бороться за место под солнцем. Это поколение домоседов (Homelanders). У Димы нет кумиров, потому что на YouTube каждый подросток может набрать миллионы просмотров, если предложит качественный контент. По сравнению со своей старшей сестрой, цифровой иммигранткой (потому что в её детстве интернета не было), ему не приходится лихорадочно учиться, чтобы быть на волне, он гармонично постигает новые тенденции и следует им.

EeOneGuy, один из топовых YouTube-блогеров

Критика теории и альтернативы: почему Сбербанк так интересуется теорией поколений

Поколенческая теория продолжает развиваться и встречает обоснованную критику. Естественно, идея цикличности не нова: эти тенденции просматриваются и в исторической, и экономической науке. Однако, при анализе данных Штраус и Хоув не учитывают ни демографических факторов, ни отдельных характеристик личности, ведь не всех представителей того или иного поколения можно отнести к соответствующему типу, поэтому течение циклов может протекать не так равномерно, как хотелось бы исследователям. Несмотря на глобализацию, представители разных стран сталкиваются c различными условиями, так что вряд ли можно говорить о чётких тенденциях внутри того или иного общества.

В российском научном сообществе теорию поколений в её классическом варианте иногда сравнивают с гороскопами , когда одни признаки из описания поколения признаются истинными, а другие, иногда противоречащие реальности, просто игнорируются. До сих пор ведётся полемика о том, применима ли вообще теория к российскому обществу . Приведённая в этой статье классификация очень обобщённая и упрощённая, поэтому каждый индивид внутри поколения может с ней согласиться или не согласиться.

Несмотря на противоречивость подхода, российские компании, например, Сбербанк , заинтересованы в исследовании поколенческих тенденций. Попытка понять, что движет поколениями Y и Z, поможет руководителям компаний правильно организовать трудовой процесс и обеспечить рост бизнеса. На примере тех же Люси и Димы рассматриваются схемы общения и постановки задач, которые давно не сходятся с традиционными методами управления персоналом. Проект Евгении Шамис "RuGenerations" занимается изучением поколений как раз с точки зрения работы HR и маркетинга, которое направлено на обучение и введение в корпоративные процессы молодых представителей общества.

Теория Штруса и Хоува далека от идеальной модели современного общества, но её популярность среди современных исследователей заставляет задуматься: может быть, закономерности развития современной цивилизации всё-таки подчиняются общим правилам. Приведенная в этой статье классификация очень обобщённая и упрощённая, поэтому каждый индивид внутри поколения может с ней согласиться или не согласиться. Пожалуйста, оставляйте в комментариях своё мнение о том, насколько вы согласны с этим подходом. Буду рада услышать ваши мысли и примеры, которые подтверждают или опровергают постулаты авторов.

Поколение Z в России – это примерно 21 млн парней и девушек, которые родились в промежутке между 2001 и 2010 годами. Эти дети и молодые люди не знают мира без финансовых кризисов, Интернета и сотовых телефонов.

Их жизненная позиция, устои и ценности совсем не такие, как у тех, кто родился раньше. Есть мнение, что люди поколения Z будут представлять самое активное, находчивое, осведомленное и предприимчивое население. Пока они не сформировались до конца в полноценную рабочую силу, предлагаем вам для ознакомления некоторые факты и характеристики поколения Z. Данная информация поможет лучше узнать представителей этой генерации, определить то, что им важно, а также как их принимать на работу и предлагать им свои услуги.

Самые лучшие работники - предприимчивые сотрудники. Их переполняют новые идеи, они готовы много работать и брать на себя ответственность. Но они же и самые опасные - рано или поздно решают работать на себя. В лучшем случае просто уйдут и создадут свое дело, в худшем - прихватят вашу информацию, пул клиентов и станут конкурентами.

Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью

Теория поколений X, Y и Z

В 1991 году американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус разработали «Теорию поколений». Поколение – это совокупность людей, родившихся в определенный интервал времени, подверженных воздействию одних и тех же внешних факторов, происшествий, методов воспитания, со схожими жизненными приоритетами.

Воздействие этих приоритетов, ценностей мы не осознаем, но они в значительной степени определяют нашу жизнь: манеру общения, способы решения конфликтов и создания коллективов, пути развития, осуществление покупок, мотивацию, постановку целей и управление людьми.

Формирование ценностей происходит в самом юном возрасте (примерно до 10-12 лет). На протяжении последующих лет возможно их преобразование или даже кардинальное изменение, но это практически нереально без влияния важных событий в мире, обществе и жизни самого человека.

В этой теории выделяются и описываются периодические поколенческие циклы. Один цикл состоит из четырех поколений. Фаза времени, в течение которой появляются на свет люди одного поколения, составляет примерно 20 лет, соответственно, продолжительность одного цикла – около 80-90 лет. Когда цикл подходит к концу, начинается новое поколение, обладающее ценностями и традициями, характерными первому поколению предыдущего периода. Дети, которые родились на стыке генераций, впитывают приоритеты двух групп и представляют собой переходное, или эхо-поколение.

Генерации нового цикла дублируют основные черты соответствующих поколений предшествующих циклов, поэтому смена поколений сравнивается с временами года и делится на следующие типы:

«Осень» (Герои) – активные, самоуверенные воины, которые в основном борются за имеющиеся ценности, а не создают новые.

«Зима» (Приспособленцы) – одинокие, нерешительные, даже слабые конформисты, которые выбирают приспособленческий образ жизни.

«Весна» (Идеалисты) – бунтари, активисты, меняющие окружающий мир и создающие светлое будущее.

«Лето» (Реакционеры) – переменчивые, язвительные, обманутые ложными надеждами на счастливое функционирование существующей системы нигилисты.

На данный момент выделяют поколения следующих типов:

  1. Поколение GI (1900–1923 г.р.)
  2. Молчаливое поколение (1923–1943 г.р.)
  3. Поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г.р.)
  4. Поколение Х (1963–1984 г.р.)
  5. Поколение Миллениум, или Y (1984–2000 г.р.)
  6. Поколение Z (c 2001 г.р)

Поколения X, Y и Z и их характерные особенности

Поколение Х (Неизвестное поколение). Родились в 1963-1984 годах («лето», «кочевники»). Их личности формировались в условиях Холодной и Афганской войн, информационной изоляции, наркотиков, СПИДа, тотального дефицита, застоя в экономике, начала перестройки. По стране прокатился поток разводов, который сделал людей поколения X более гибкими в отношениях с другими, а постоянное отсутствие родителей дома из-за загруженности на работе – более независимыми.

Беби-бумеры не считали воспитание детей своим жизненным предназначением. По их мнению, ребенок, самостоятельно справляющийся с возникшими сложностями, будет более счастливым, чем рафинированное дитя. Поэтому в детстве X-ы передвигались на велосипедах и самокатах по городу, грели себе еду и умели готовить простейшие блюда на случай, если родители опять задержатся на службе.

Последствием такого детства стала постоянная мобильность, готовность к реформам и уверенность лишь в своих силах и собственном опыте. Люди поколения X с большим неудовольствием обращаются за помощью. В большинстве они интроверты, стараются избегать крупных мероприятий и скоплений народных масс. Даже при выборе хобби акцент делают на некомандные виды спорта: как правило, бокс и борьба для мальчиков и фигурное катание и гимнастика для девочек.

Основные жизненные приоритеты – это время и право выбора. Наибольшее удовольствие людям этого поколения доставит работа, позволяющая творить и не ограничивать свою фантазию и оригинальность мышления. Лучший отдых – спокойное времяпрепровождение в пансионате, санатории, на пляже.

При этом люди поколения X циничны и предприимчивы. Для них теряет смысл определение «патриотизм», поскольку воспитывались они за «железным занавесом», в изоляции от воздействия других стран. Родиной для них является семья, дети и ближайшее окружение.

Поколение Y (поколение Сети, поколение Миллениум, поскольку его представители выпускаются из школ уже в третьем тысячелетии). Это население, которое родилось в период «осени», 1984-2000 годов («герои»), которые, согласно теории поколений, имеют схожие характеристики с поколением GI.

Основные исторические события в период их формирования как личностей – это развал СССР, регулярные террористические атаки, эпидемии новейших болезней. И все это происходило вместе со стремительным развитием цифровых, коммуникационных, информационных и биотехнологий. Y-и простодушны и склонны к коллективной деятельности. Люди поколения Y хорошо разбираются в компьютерах, поэтому им проще найти родственную душу за много километров от их населенного пункта, чем поддерживать общение с ближайшим соседом.

Ученые называют Y-ов «поколением большого пальца» от обыкновения писать смс-ки большим пальцем, держа телефон в одной руке. Для них практически нет разницы в виртуальном и реальном мире, поскольку они без лишних сложностей совмещают их в своей жизни, ежедневно проводя время в переписках, блогах и компьютерных играх. Это нежные, избалованные создания, практически лишенные самостоятельности, которой обладали их родители. Из них сформировалось хорошо ведомое, но при этом убежденное в своей незаменимости и значимости поколение.

Они не верят в будущее вознаграждение, им важно получить положенную плату немедленно. Для людей этой генерации чувство долга и высокие моральные устои играют более важную роль, чем у предшествующего поколения. Y-и – это поколение брендов, хорошо разбирающееся в моде. Мода – это их принцип, а основная жизненная цель – это получение максимального удовольствия от всего, что делают. Адреналин и положительные эмоции – это то, что поколение Y хотят почувствовать даже от занятий спортом. Наиболее предпочтительный спортивный снаряд – это роликовые коньки, скейтборд или велосипед.

Поколение Z (Generation Z, Net Generation, Generation M, Internet Generation, цифровое поколение, потерянное поколение, период «зима»). Это ребята, которые родились, начиная с 2001-2003 годов (по версиям разных источников). Дети поколения Z живут во времена регулярных экономических кризисов. Силы властей становятся все крепче, государство получает большую мощь и влияние. Крупные сети поглощают мелкие фирмы, все могущественное крепчает, а слабое гибнет. Человечество в постоянном ожидании террористических атак и новых смертоносных эпидемий, таких как свиной грипп или лихорадка Эбола.

Важная характеристика поколения Z – это их родители, уже немолодые представители поколения X и молодые Y-и. То, что до этого называлось «технологиями будущего» или «новыми технологиями», для поколения Z – их настоящее. В этом и есть самое большое отличие от генерации Y, молодые годы которых прошли до технологического бума.

Характерные особенности поколения Z

Особенность 1. Привыкли к легкодоступности информации.

Все люди старше 30 лет с юного возраста привыкли ждать и запоминать. Все мультфильмы и телепередачи можно было посмотреть только в определенное время. Интернета не было, и интересующий сюжет можно было посмотреть только в то время, которое запланировано телевизионным каналом. Телефоны родственников и товарищей было принято знать наизусть, чтобы не носить все время с собой телефонную книгу. Все были в постоянном ожидании чего-либо, спешили и учили! Все, кроме поколения Z.

Технологии поколения Z – цифровые и мобильные изобретения. Этим ребятам не надо заучивать наизусть номера (зачем? ведь все записано в телефон), ждать любимых передач и фильмов (зачем? ведь существует кабельное телевидение и высокоскоростной Интернет).

Казалось бы, все преимущества доступности информации, о которых только мечтать могли предыдущие поколения, лишили представителей генерации Z необходимости помнить и знать многие вещи. Поэтому они вряд ли вспомнят даты значительных для нашей страны событий, авторов великих произведений и математические формулы…

Зато поколение Z без лишних проблем анализирует значительное количество информации и молниеносно находит необходимые ответы.

Особенность 2. Не любят жесткие графики и расписание.

Старшие поколения не могли представить свою жизнь без строгого расписания. В детский сад – к 8.00, на урок – к первому звонку, работа – с 9.00 до 18.00, вечерние новости в 21.00. Генерация, рожденная в 1990-е, не придерживалась таких жестких рамок. Поэтому, когда поколение Z только рождалось, в жизнь входила система осознанного материнства, мамы предпочитали воспитывать детей сами, не отдавая их в детский сад, школьное расписание и авторитет педагогов снижался, а любимые мультфильмы можно было посмотреть в удобное время.

В итоге представители поколения Z не понимают, зачем работать в офисе строго по расписанию и почему надо «пахать» целый рабочий день, а не тогда, когда есть силы и вдохновение.

Для генерации Z работа – это комплекс целей и задач, которые нужно выполнить в определенные сроки. Что-то вроде привычной компьютерной ситуации, в которой герой должен найти клад, справляясь со всеми трудностями, а иначе его принцессу съест дракон. До вечера герой может вообще ничего не делать, ведь условие такое: нужно выполнить все задачи ДО наступления темноты. А поколение Z не приучено выполнять что-то заранее, ДО установленного времени.

Особенность 3. Легкомысленность в отношениях.

Поколение Z, характерные черты которого значительно отличаются от более старших генераций, воспринимает отношения, как приятельские, так и рабочие, очень беспечно. У Z-в несколько сотен друзей и подписчиков в социальных сетях, и они, не раздумывая, добавят в «друзья» своего начальника и без капли сомнений или смущения прокомментируют его фотографии.

Из-за этой легкомысленности в отношениях поколение Z с трудом налаживает прочные связи. Если вдруг они перестали себя чувствовать комфортно на работе, то без лишних переживаний напишут заявление на увольнение. Тем более, что представители Z-ов не признают иерархию и не станут подчиняться просто потому, что этот человек руководитель.

Зато у них есть неоспоримое преимущество – широкий круг общения, соответственно, и общая эрудированность. Практически каждый представитель поколения Z имеет среди своих друзей и врача, и педагога, и страховщика, и работника банка. У каждого из них, не стесняясь, Z проконсультируется по нужному вопросу. Благодаря активному использованию социальных сетей эта генерация всегда в курсе последних событий – в сфере моды, киноиндустрии, современных технологий и разработок, политической ситуации. Поколение Z – фактически источник информации. Самое главное – знать, как им воспользоваться.

Особенность 4. Нет интереса к карьеризму.

Поколение Миллениум планировало свою жизнь на долгие годы вперед. Приобретение или строительство жилья, обустройство участка, покупка автомобиля, карьерный рост… Психологические особенности поколения Z таковы, что им претит даже мысль о планировании. Жить только сегодня и сейчас – вот их принцип.

Как только представитель данной генерации потеряет интерес к работе, он без сожаления покинет даже самый успешный и выгодный проект. Z-ы способны променять предполагаемое повышение на дауншифтинг, если вдруг увлекутся этим.

Стоит учитывать, что поколение Z ходит на работу не ради престижного поста или большой зарплаты, а для выполнения увлекательного задания. Если вы сможете заинтересовать его, то получите энтузиаста, способного трудиться по ненормированному графику и за невысокую оплату.

Как правильно работать с поколением Z

Обеспечьте их родительской заботой

Поколение Z, годы становления которых приучили их к самостоятельности, начинают зарабатывать деньги с 16 лет, а в 20 они уже считают себя взрослыми и независимыми. Но это не так. Согласно исследованиям аналитиков компании «Спаркс энд Хоней», 60% представителей этой генерации к своему 20-летию успевают сменить три работы, но при этом 95% до сих пор не съехали от родителей.

Z-ы не готовы решать проблемы, возникающие у любого взрослого человека. Всю свою жизнь они действовали по плану своих родителей. Мама и папа решали за Z-а, в какой кружок он будет ходить, каким видом спорта будет заниматься, какие дополнительные занятия он будет брать, по каким предметам ходить к репетитору и какие экзамены по выбору он будет сдавать. Повзрослевшие представители этого поколения по-прежнему хотят, чтобы их жизнь была распланирована другими людьми. Поэтому, для того чтобы они успешно выполняли задания, все надо расписывать подробно, деля на пункты. Как это было в детстве.

Не надо: «Подготовь отчет по продажам наших фирменных канцелярских товаров».

Надо: «К следующей среде сделай отчет по продажам наших фирменных канцелярских товаров. В этот отчет надо внести график кривых относительно прошлогодних продаж. Исходные данные можешь получить у Анны, с подсчетами поможет Владимир, графики составит Евгений. Этот отчет очень важен, он будет представлен на встрече с инвесторами. Проконтролирует выполнение задания Николай».

В первом варианте представитель поколения Z поищет в Интернете, как надо сделать отчет. Попробует подогнать свои данные под найденные примеры, сделает кое-как, лишь бы расправиться с этим заданием.

А если воспользоваться вторым вариантом, то Z выполнит задание, четко следуя инструкции, с учетом установленного срока. Но при этом подойдет ответственно и творчески, например, креативно оформив презентацию.

Поколение Z, в отличие от Y-ов, не считает строгие рамки ограничителем своей фантазии. Вот как мыслит Y:

Задание без ограничений → «У меня получится лучше, чем у других» → делает на свой вкус → руководитель недоволен и раздражен → задание надо исправлять → Y раздосадован.

А вот как думает поколение Z:

Задание с ограничениями → «Сделаю, как полагается» → добавлю немного воображения → задание выполнено в рамках, но необычно → начальник удовлетворен → задание закрыто → Z – хороший «сын».

Поколение Z проецирует задание на свое детство. Y-«мама» задает задачу. Z спокоен, потому что знает, что Y на его стороне. Это привычная и спокойная ситуация. А в спокойствии Z хорошо работает.

Предложите им стать суперменами

Поколение Z и другие поколения имеют разные мотиваторы для исполнения задач. Для Z-ов большое значение имеет интерес. Главные составляющие их комфорта – это отсутствие скучных рамок и наличие любопытной задачи.

Это легко можно увидеть на следующем примере. На практику в агрофирму были направлены учащиеся института сельского хозяйства. Для успешного завершения второго курса обучения необходимо было заполнить дневник наблюдения за животными. Студенты выполняли задание, но делали это лениво и недобросовестно.

Тогда главному инженеру пришло в голову предложить студентам принять участие в работах по созданию системы с искусственным разумом. Он объяснил, что предназначение системы – уменьшение ресурсных потерь. Для того чтобы система полноценно функционировала, необходимы данные, собираемые практикантами. После этого учащиеся стали более ответственно относиться к поставленной задаче и дали продуктивные предложения по оптимизации работы системы.

Преимущество поколения Z в том, что они могут одновременно решать несколько задач, не теряя качество, и за короткий период времени. Но они неспособны выполнять задачу, если не понимают ее суть. Им нужно знать: что именно надо выполнить, почему и как это связано с целями фирмы.

Не надо: Создай пять разных вариантов упаковки продукта (для нескольких аудиторий) и направь маркетологам.

Надо: Мы планируем расширяться, поэтому тебе необходимо разработать пять вариантов дизайна упаковки. Внедрив измененную упаковку, мы сможем привлечь новых потребителей.

Представитель поколения Z в первом случае выполнит задание, но будет опираться лишь на свои мысли и предпочтения, а во втором случае выполнит так, как этого ожидало руководство. Z промониторит значительное количество информации, обозначит главные моменты и создаст новое решение.

Поколение Z возьмет несколько консультаций у своих товарищей и специалистов в социальных сетях, что позволит сэкономить время. Y может быть намного образованнее и эрудированнее Z-а, но потратит на выполнение этой же задачи больше времени. Z-у сложно запомнить информацию, зато он знает, где ее можно найти. Он быстро справится с этим заданием. Скорость – это отражение поколения Z.

Четко диктуйте правила своей игры

Для поколения Z нет иерархии даже в рабочих отношениях. Они относятся к своим коллегам и руководству по-приятельски. Z не будет стесняться и в случае возникновения вопроса проконсультируется не у коллеги, а через сообщение начальнику. Надо учитывать при сотрудничестве с представителями поколения Z, что они будут уважать Y как человека, а не как руководителя.

Z не любит жить по расписанию, подстраиваться под график, трудиться в рамках нормированного рабочего времени, потому что он считает, что надо работать по вдохновению и удобству, а не по приказу.

Z представляет себе работу как сочетание задач, которые надо выполнить добросовестно и в срок. Время – это единственный допустимый ограничитель. Несоблюдение срока повлечет за собой наказание, как это было в детстве.

Не надо: Подготовь мне документы по тендеру и ответь на жалобы потребителей.

Надо: К утру понедельника должна быть готова документация по тендеру: условия, положения, наши рекомендации, презентация. До вечера вторника тебе надо рассмотреть и дать ответ покупателям на их жалобы. Предварительно следует предоставить мне проект отчета. Не забудь, что у нас введены штрафы за опоздание.

В первом случае Z выполнит все задачи, но даже если будет знать, что это срочно, не станет торопиться. Во втором – документы будут подготовлены в срок. А если он и опоздает со сдачей и получит штраф, то отнесется к этому спокойно.

Люди Z не приемлют жесткого контроля над собой, но при этом спокойно работают при ограничениях (сроки, штрафы и т.п.), воспринимая это как особые условия компьютерной игры.

Предлагайте задачи, рассчитанные на быстрый результат

Поколение Z – реалисты. Они видели, как разбивались планы более старших Y-ов, поэтому не хотят браться за нерешаемые задачи, чтобы не переживать в дальнейшем. Z-ы настроены на победу и совсем не любят испытывать поражение.

Амбициозные задачи не для Z-ов, это прерогатива Y-ов, которые очень стремятся к их выполнению, но пока безуспешно. Если и ставить перед Z-ом амбициозную задачу, то нужно делить ее на более мелкие и достижимые цели.

Не надо: Прибыль нашей фирмы должна быть увеличена к следующему году на 50%.

Надо: Тебе следует выявить факторы, ограничивающие продажи компании, и избавиться от них. Потом определи, какие инновации повлияют на увеличение прибыли. При этом подумай, как уменьшить существующие на данный момент расходы (сроки и уровень ответственности должны быть установлены по каждой задаче).

В первом случае люди Z придут к выводу, что начальник-Y придирается и специально ставит невыполнимые задачи. При таком раскладе им будет проще уволиться и начать искать новую работу. А во втором случае они постараются поскорее выполнить задачи, чтобы отчитаться перед Y-ом.

Z, в отличие от Y-а, не нацелен на карьеру. Это для него слишком долго и скучно. Он работает ради интереса, а не для карьерного роста и получения денег. Оплата труда – это приятный бонус, благодаря которому можно покупать путевки, курсы и оплачивать развлечения. Z не создатель, а исполнитель, которому интересно решать поставленные задачи, как головоломку.

Обещайте награды

Для Z-ов неважно значение награды, но отсутствие поощрения в конце обесценит само задание. Награда может быть не слишком большой и условной, но ее наличие обязательно.

Компания «Яндекс» предлагает своим сотрудникам шуточные повышения. Через год работы в фирме человеку присваивается статус «страж кофе-пойнта». Чем больше срок службы, тем выше шуточная должность. Такие «звания» не несут за собой появление каких-либо преимуществ, но, согласно исследованиям Милениан Брендинг, стало известно, что поколение Z предпочтет незначительный карьерный рост через определенный срок, чем высокую должность неизвестно когда.

Людям поколения Z надо знать свое ближайшее будущее. Они привыкли жить в комфорте и покое. Z-ы должны знать не только время, необходимое для решения задачи, но и дату, когда будет достигнута первая победа.

Не надо: после завершения стажировки мы рассмотрим вашу кандидатуру и, если вы нас полностью устроите, примем вас на полную ставку.

Надо: мы готовы взять вас на стажировку. Если во время нее вы хорошо себя проявите, то по окончании мы поднимем вам заработную плату и примем вас с испытательным сроком. Если вы не выполните поставленные задачи, мы будем вынуждены вас уволить. А если вы будете инициативны и исполнительны, то будете зачислены в штат.

В первом случае Z испугается и продолжит поиски работы, а во втором будет хорошо трудиться, чтобы зарекомендовать себя и достичь следующего этапа.

Люди поколения Z нацелены на достижение быстрого результата. Они ждут успеха после первых приложенных усилий. Следующий этап может быть сложнее, но также выполним и ограничен временными рамками.

7 хитростей, как еще подстроиться под поколение Z во благо компании

Иной раз кажется, что лучше не строить деловые отношения с поколением Z: они капризны, ленивы и слабо мотивированы. Тем более, что скоро придет поколение после Z – невероятно талантливые вундеркинды Альфа, из которых вырастут перспективные руководители.

Люди Z – думающие исполнители, они податливы и легко трансформируются в серьезных работников.

1.Пишите четко, по пунктам, говорите коротко, объясняйте внятно . По мнению сотрудников компании «Майкрософт», дети поколения Z только восемь секунд слушают новую информацию. Они неспособны концентрироваться на длинных сообщениях. Устная задача должна состоять примерно из 25 слов и быть разбитой на подпункты. Каждый пункт тоже должен быть максимум из 25 слов. плохо запоминает информацию, потому что знает, что все можно найти в Интернете. Задача, составленная в письменном виде, поможет вспомнить детали.

2.Обрисуйте задачу в виде комикса. Новое поколение лучше воспринимает изображения, чем слова. Проиллюстрированные задания и видеоинструкции для них более эффективны. Это касается и более крупных задач, таких как стратегия развития фирмы.

3.Ставьте лайки. Z с детства захвалено родными и педагогами. За все свои достижения им вручали призы, даже за фотографии в социальных сетях им ставят лайки. -ы не могут работать без поощрений и похвал. Награда не мотивирует их на более качественное решение задачи, но ее отсутствие выбивает их из рабочего ритма.

4.Не лишайте их гаджетов . Согласно исследованиям компании «Чайлдвиз», ежедневно пользуется всеми современными гаджетами. Постановка задачи в виде программы имеет на них большее воздействие, чем совещание. Внедряйте в работу фирмы современные технологии, не запрещайте пользоваться социальными сетями и не заставляйте вести исключительно бумажную документацию. Это повысит работоспособность Z-а.

5.Устройте им досуг. Это поколение привыкло развлекаться. Информацию не надо подавать в поучительной форме, это только отвернет Z-в от работы. Позвольте им развиваться и учиться по желанию, что повысит их преданность фирме.

6.Ищите им друзей. Несмотря на всех виртуальных друзей, Z-ы одиноки. Живое общение ничто не заменит. только выглядит раскрепощенным и общительным, а по факту у них практически отсутствуют навыки построения отношений. Вовлеките их в коллектив, пусть они почувствуют свою причастность к команде.

7.Четко очерчивайте дедлайн. Люди поколения Z осознают важность временных рамок, но зачастую их нарушают. Устанавливайте строгие сроки и штрафуйте за нарушение. После установления такого контроля безответственные работники отсеются сами.

Современную теорию поколений разработали американские социологи Уилльям Штраус и Нил Хоув, которые попытались описать историю США (а позже и всего западного мира) как историю поколений, которые сменяют друг друга: за поколением Пророков следует поколение Странников, а за ними - поколения Героев и Художников. Почти эзотерическую, но не лишенную остроумия схему много и по делу критиковали, но все же авторы смогли нащупать какие-то закономерности развития общества. Более того, их наблюдения - пусть и с поправками - справедливы и для России.

Потерянное поколение. 1883–1900

© Lloyd Arnold / GettyImages.ru

Людям, родившимся под занавес XIX века, имя дала Гертруда Стайн, подхватив его у старого автомеханика. «Вот кто вы такие! И все вы такие! - мисс Стайн. - Вся молодежь, побывавшая на войне. Вы - потерянное поколение. <…> У вас ни к чему нет уважения. Вы все сопьетесь…» Стайн стала крестной матерью «потерянного поколения», а крестным отцом - Хемингуэй, сделавший хлесткую фразу эпиграфом к своему первому роману.

Из этих молодых людей, которые видели как мир перемалывает Мировая война, тогда еще не имевшая номера, выросло много мастеров слова. И - Стайн оказалась права - многие из них слишком часто прикладывались к бутылке. В Америке это были Хемингуэй и Фицджеральд, в Германии - Ремарк и Кафка, в России «потерянное поколение» стало известно под названием Серебряный век: Есенин, Маяковский, Хлебников. Особняком стоят британская группа «Инклинги» - Толкиен, Льюис и Чарлз Уилльямс. За пределами же литературы самый известный представитель «потерянного поколения» - и самый зловещий - Адольф Гитлер.

Великое поколение. 1901–1924


© Bettmann / GettyImages.ru

Это поколение было названо великим только под занавес века, в 1998 году. Эти люди были, как правило, слишком юны, чтобы участвовать в русской революции или сражаться в окопах Первой мировой, но трудностей на их долю выпало не меньше. Молодость «великого поколения» пришлась на гражданскую войну и сталинские чистки в России, Великую депрессию - за океаном. А повзрослев, им пришлось сражаться на полях Второй мировой.

Журналист Том Брокау, который и придумал термин «великое поколение», объяснял их величие просто: эти мужчины и женщины сражались не ради славы, а только лишь потому, что «это было правильно».

Если многие представители «потерянного поколения» углублялись в рефлексию, то их закаленные Второй мировой младшие братья смотрели в будущее, страшное - как Джордж Оруэлл, или светлое - как Иоанн Павел II. Поп-культуру, какой мы ее знаем, тоже начало творить «великое поколение». Они создавали новых героев на бумаге, как Стэн Ли и Джек Керби, и на экране, как Кристофер Ли и Питер Кушинг, изобретали новую музыку, как Луи Армстронг. Поколение ровесников XX века оказалось под стать ему: крепким, ярким и несгибаемым.

Тихое поколение. 1925–1942


© Hulton Archive / GettyImages.ru

«Тихое поколение» - дети Второй мировой, а за океаном - еще и дети маккартизма. Их принято считать конформистами и тихонями, The Time , что место амбиций у этого поколения заняло сверхъестественное умение видеть хорошее даже в плохих ситуациях.

Все это до известной степени правда, но среди этих тихонь нашлось несколько десятков голосов такой силы, что заглушить их не мог никто. Мартин Лютер Кинг, далай-лама, Че Гевара, Михаил Горбачев, Борис Ельцин - все это представители «тихого поколения», но именно они творили историю. В искусстве «тихое поколение» тоже пошумело изрядно: Чак Берри, Элвис и The Beatles показали, как до упора выкручивать ручки на усилителях.

И среди этих же серьезных людей, выросших в серьезные времена, отыскались самые ироничные и саркастичные голоса столетия: Вуди Аллен, Мел Брукс, «Монти Пайтон», Джордж Карлин, научившие нас не идти по жизни с чересчур мрачным лицом.

Беби-бумеры. 1943–1960


© Michael L Abramson / GettyImages.ru

Великая депрессия закончилась, война - тоже, и будущее стало выглядеть куда радужнее - разумеется, самым заметным следствием стал всплеск рождаемости. Число беби-бумеров - главная причина того, что многие развитые страны сегодня стареют: в России почти населения - люди, рожденные между окончанием войны и полетом Гагарина.

Послевоенный беби-бум дал название первому поколению, которое осознало себя как поколение. Они были активнее своих родителей, раскрепощеннее, успешнее. Беби-бумеры оказались сотканы из противоречий: они создавали культуру потребления и демонстративно от нее отрекались, продолжали дела своих отцов и бунтовали против них.

Пытаясь как-то определить характер беби-бумеров, некоторые американские исследователи делят их на две неравные части: рожденные до 1954 года и появившиеся на свет позже (их еще называют Late Boomers). Но и это мало помогает: к первым, например, попадают и родившиеся в 1943 году Джим Моррисон, и Дженис Джоплин, и сразу три президента США: Клинтон, Буш-младший и Трамп (они тоже по странному совпадению родились в один год). Главные творцы компьютерной революции, Билл Гейтс и Стив Джобс, тоже были беби-бумерами - и, тоже повинуясь странной магии чисел, родились в 1955 году.

Беби-бумеры стали лучшим свидетельством случайности самого понятия «поколение»: это они пели о свободе - и это они же продавали эту свободу ради стабильности и обеспеченности.

Generation X. 1961–1981


© Martyn Goodacre / GettyImages.ru

Поколение, принявшее эстафету у беби-бумеров, стало рекордсменом по количеству имен, которые ему давали. «Пост-бумеры» и «тринадцатое поколение» (американцы вели отсчет с года провозглашения независимости), «новое потерянное поколение» и «поколение MTV». Название «Поколение X» выдумал фотограф Роберт Капа - вот только он имел в виду тех, кто родился в последние предвоенные годы. А новое значение меткому термину подарил Дуглас Коупленд, в 1991 году издавший роман «Generation X».

«Поколение X» всем отличалось от беби-бумеров. Их было меньше: в начале 1960-х на рынке как раз появились первые оральные контрацептивы. Они были этнически разнообразнее: в США росло количество мигрантов, а Мартин Лютер Кинг заявил, что у него есть мечта. Они были самостоятельнее: часто оба родителя работали допоздна - и дети, возвращаясь из школы, открывали дверь своим ключом (отсюда еще одно прозвище поколения - latchkey kids, «дети с ключами»).

«Поколение X» обычно ассоциируется с рождением гранжа, но оно же подарило нам современный хип-хоп и Rʼn’B (в 1962 году родился MC Hammer, в 1981-м - Бейонсе, между ними - все от Тупака до Эминема). Дэвид Финчер, Уэс Андерсон, Квентин Тарантино и сиблинги Вачовски искромсали старый киноязык и создали на его обломках новый. Сергей Брин в США и Сегалович с Воложем в России запустили интернет на новую орбиту, а Илон Маск чуть позже стал запускать ракеты. YouTube тоже их детище - кто еще мог бы создать главную видеоплатформу в мире, если не поколение MTV?

«Поколение X» было предоставлено самому себе, и это сослужило ему добрую службу. Многие из них были потеряны, но «новым потерянным поколением», вопреки предсказаниям, они так и не стали.

Поколение Y. 1982–2000


© David Ramos / GettyImages.ru

За «поколением X» пришло, как ни странно, «поколение Y» - дети поздних беби-бумеров, последние цветы XX столетия, повзрослевшие уже в новом веке. Отсюда их второе, навязшее в зубах, прозвище - миллениалы.

К этому поколению принято относиться с легким презрением: якобы они эгоистичны, несерьезны, не отрываются от смартфонов и умеют концентрироваться чуть лучше золотых рыбок. Часть правды в этом есть: миллениалы выросли с интернетом, они придумали фразу YOLO, селфи и Snapchat. Они дольше живут с родителями и вообще будто бы сторонятся взросления, за что социолог Кэтлин Шапутис нарекла их «поколением Питера Пэна». Их финансовое положение шатче, чем у прочих, поскольку их юность и взросление пришлись на период экономической рецессии.

Но в любом случае именно «поколение Y» владеет миром. Это они, самые либеральные люди в истории, выбрали президентом Обаму и чуть не выбрали Берни Сандерса, это они изобрели Facebook и «ВКонтакте», это они - Кендрик Ламар, Тейлор Свифт, Ники Минаж, Эд Ширан, The Weeknd - становятся главными звездами нового столетия. И пока подрастает молодая шпана, они еще побудут главным поколением современности.

Бы Трампа (впрочем, к этим исследованиям есть много ). Но эти же ребята пускаются в авантюры, запускают стартапы на переменах и не боятся выходить на площади - кто за свободу, а кто ради хайпа. Это племя младое, незнакомое, уже начало менять мир - и мы совсем скоро узнаем, как.