Поэтапное рисование насекомых. Как нарисовать пчелу
Процесс знакомства с окружающим миром и развитие речи ребенка очень тесно связаны между собой. То, что малыш видит вокруг, побуждает его:
- запоминать новые слова;
- тренироваться в использовании непривычных грамматических конструкций;
- учиться рассуждать и выражать словами свои впечатления.
Именно поэтому педагоги и родители так активно применяют различный наглядный материал, используя картинки на занятиях в детском саду и дома. Самые популярные – с изображениями природы и ее обитателей. Например, насекомыми. Этот богатый мир маленьких обитателей очень интересен малышам! Карточки с рисунками разных представителей этого вида можно использовать с детьми разного возраста, в ходе развивающих занятий и игр. Конечно, соблюдая определенные правила.
Как работать с картинками
Есть несколько «подсказок», знание которых позволит взрослым проводить занятия с использованием картинок максимально эффективно, вот они:
- Показывайте детям как предметные, так и сюжетные картинки с насекомыми. Эти два вида наглядного материала должны чередоваться на занятиях, они отлично дополняют друг друга.
- Все предметные карточки для занятий и игр по развитию речи должны быть: одного размера, плотными, с цветными рисунками на светлом фоне. Отлично подходит готовый набор наглядного материала для детского сада, но его можно заменить и другими иллюстрациями, подобранными самостоятельно.
- Сюжетные изображения должны быть яркими, с легко узнаваемыми объектами и персонажами. Большие картины стоит заранее наклеить на картон, так их удобнее будет использовать на занятиях.
- Полезно подбирать иллюстрации с «проблемными» сюжетами, например картинки “Насекомые и дети” или “Лесные вредители и помощники”. Такие сюжеты стимулируют воображение, являются отличными «подсказками». Тема обязательно должна соответствовать возрасту детей, быть им знакомой, понятной.
- Подбирайте предметные карточки с изображениями в реалистичном стиле. Чем более взрослым детям они предназначены, тем более натуралистичными и детальными должно быть рисунки. Для малышей можно использовать более условные, «мультяшные» картинки с бабочками, божьими коровками, гусеницами. Такие насекомые на картинке более привлекательны для детей 3-4 лет. Для воспитанников подготовительной группы, 6 или 7 лет, полезным будут и фотографии обитателей микромира.
- Постепенно увеличивайте количество карточек, используемых на одном занятии. Новые вводите по одной, давайте детям внимательно рассмотреть каждую, запомнить название того, кто на ней изображен.
- Хорошо, если картинки насекомых для детей показывают хорошо известных им обитателей природы и тех, кого малыши никогда не видели. Первую группу они знают уже отлично, могут многое рассказать о привычках и особенностях поведения ее представителей. Информацию о других, еще пока неизвестных, обитателях тропических лесов или пустынь, можно брать из книг.
- Старайтесь сделать каждое занятие максимально интересным. Не заставляйте ребенка заниматься, если он устал или плохо себя чувствует. Хвалите его не только за успехи, но и за старание, внимание, сообразительность.
Задания
Для занятий на тему «Насекомые» предложите детям следующие задания по картинкам:
- Расскажи, кто перед тобой. Попросите описать то насекомое, которое изображено на картинке. Важно отметить внешний вид: тело, крылья, лапки; окраску; зону обитания; пользу или опасность для человека.
- Сравни двух похожих бабочек, жуков, стрекоз. Перечисли все их общие признаки и отличия.
- Посчитай до 5 (одна бабочка - две бабочки- три и т. д.) Каждый раз можно брать название другого представителя семейства (комар, жук, гусеница и т. п.)
- Назови ласково: комар – комарик, жук - жучок, пчела - пчелка.
- Расскажи о насекомых, которые приносят пользу. Зачем они нужны? Как они помогают человеку?
- Подумай, почему укусы насекомых неприятны человеку? Как защитить себя от опасных представителей этого семейства?
- Какие звуки издают насекомые? Изобрази такой звук:
Жук - жужжит (жжжжж)
Шмель - гудит (уууууу)
Комарик - пищит (иииииии)
- Что умеют насекомые, что они делают:
Бабочка – порхает, кружится, садится на цветок, пьет нектар.
Муравей - бежит, торопится, строит муравейник, прячется от грозы.
- Назови насекомых, которые:
– умеют летать;
– строят себе дом;
– жужжат;
– яркой окраски;
– больно кусают.
- Придумать предложение с тремя данными словами и подобрать соответствующую картинку:
– шмель большой летать;
– бабочка нежный крылышки;
– стрекоза большой глаза;
– комар тонкий пищит;
– жук падать лист;
– муравей бежать тропинка.
- Задать по картинке как можно больше вопросов про одно насекомое или разных, изображенных на сюжетной картинке.
- Составить короткий рассказ про двух-трех разных насекомых, изображенных на картинке (карточки нужно выбрать наугад). С детьми 5 лет и старше можно использовать сразу все иллюстрации, а с малышами лучше доставать одну за другой.
- Придумать смешные короткие стихи про тех, кто кружится над лугом или живет среди травинок на полянке или лесной опушке. Упражнения на поиск рифмы отлично тренируют фонематический слух ребенка и его воображение.
Игры
С изображениями насекомых можно организовать множество полезных речевых игр, например:
- Собери части
Нужно сложить картинку, разрезанную на несколько частей и описать того, кто на ней окажется. Для малышей рисунок можно делить на 3-4 части, потом постепенно количество кусочков нужно увеличивать. Победитель определяется по скорости выполнения задания. Можно записывать результат одного ребенка или устроить соревнование между несколькими. Сделать разрезными легко любую картинку самостоятельно.
- Кто же на кого похож
Взять одну карточку с любым насекомым (из целого набора, разложенного на столе) и подобрать к ней изображение другого, похожего. Затем нужно сравнить рисунки на обеих картинках и перечислить все схожие признаки. Если все они названы правильно, то игрок получает пару себе. Побеждает тот, кто соберет больше всего пар.
- Прогулка
Нужно на скорость, по сигналу взрослого, собрать изображения всех насекомых (как можно больше), которые могут встретиться:
на лугу;
в лесу;
в огороде;
в джунглях.
Затем выбрать одну картинку и рассказать о том, кто на ней нарисован. Набор изображений можно использовать один и тот же. Дети должны рассказать о том, что насекомые делают в том или ином месте. Например: На лугу бабочка будет кружиться над ромашками, в лесу она сядет на большой боровик, в огороде устроится погреться среди капустных грядок, в джунглях - притворится экзотическим цветком на лиане. Побеждает тот, кто сможет рассказать разные истории про всех, кого собрал.
- Занимательные истории
Разные картинки для детей с насекомыми можно использовать для составления рассказов. Предложите ребенку (или детям) достать по одной карточке и придумать историю про того, кто на ней изображен. Это может быть целый рассказ или небольшой кусочек общего сюжета. Побеждает тот, кто выскажется последним.
- Сравни и расскажи
Нужно выбрать одну картинку с насекомым и найти его сходство с чем-то из окружающих предметов. Например:
Шмель - дирижабль, клубок ниток, помпон на шапке.
Стрекоза - самолет, заколка, вешалка, якорь.
- Нарисуй и расскажи
Для этой игры понадобится бумага и цветные карандаши. Нужно «превратить» в насекомое одну из простых геометрических фигур (заранее нарисованных на отдельных листках бумаги). Ребенок может рисовать отдельные детали и раскрашивать их, используя готовый контур в качестве основы.
Еще один вариант – проводить эту игру, подготовив раскраски для детей и разделив их на отельные листы. Интересно устроить соревнование на скорость или провести в конце конкурс рисунков, выбирая победителя.
- Отыщи пару
Нужно подобрать изображение насекомого и его жилища, каждого обитателя положить в свой домик: улей, муравейник, листок, цветок. Рассказать, где именно проживают пчелы, жуки, бабочки и как они построили (или нашли) свое жилище.
Рисование насекомых с детьми – занятие интересное как с художественной, так и с познавательной точки зрения. Ведь маленький мир букашек-таракашек очень сложен и разнообразен. Начать с того, что насекомые очень древние обитатели планеты Земля. Они появились задолго не только до человека, но и до динозавров – 450 миллионов лет назад. А сколько разных и непохожих существ таиться под простеньким словом «насекомое»! Тут и бабочки со стрекозами, муравьи и кузнечики, пчелы и жуки. Да что говорить! На сегодняшний день известно уже более миллиона видов. И каждый год ученые находят и описывают еще по семь с половиной тысяч. И живут эти удивительные существа во всех уголках земного шара, занимая все экологические ниши. Даже в Антарктиде живут!
Но вернемся к рисованию. Предлагаем вам занятие по поэтапному рисованию жуков с детьми. Для изображения юными художниками они подходят как нельзя лучше – простые, хорошо расчленяемые формы туловища. Главное, как и при любом поэтапном рисовании постарайтесь воздержаться от бездумного копирования образца. Обсудите с детьми форму жука, «догадайтесь» вместе, что жук похож на круг или овал. А остальное (ножки, голова) к нему как бы «пристроено» дополнительно.
Простой жук – поэтапное рисование с детьми насекомых
Этот простой жук – обобщенный, собирательный образ. Рисовать его можно даже с дошколятами. Основой жука служит овал. Он не относится ни к какому определенному виду. Так сказать, жук вообще. Придать ему «индивидуальные» черты вы можете с помощью разнообразного раскрашивания. Так на рисунке ниже синим карандашом выполнен жук-бронзовка, а акварельными красками полосатый и яркий колорадский жук. Хотя, с научной точки зрения анатомия как первого так и второго, мягко говоря, не безупречна.
Простой жук – поэтапное рисование с детьми насекомых
Жук-скарабей – поэтапное рисование с детьми насекомых
Жук-скарабей – насекомое, которому приписываю мистические, сакральные свойства. В дрвнем Египте священный скарабей был символом солнца, его движения по небу с востока на запад и олицетворял бога созидания Хепри. Нарисовать такого жука вы можете с детьми от 8 лет и старше.
Жук-скарабей – поэтапное рисование с детьми насекомых
Жук на нашем рисунке стилизованный, но вы можете раскрасить его и более натуралистично. А можете, наоборот придать еще более символичный и декоративный вид. Вот несколько идей для вдохновения.
Жук-олень – поэтапное рисование с детьми насекомых
В основе рисования этого жука лежат не овалы, а прямоугольники. Нарисовать такого красавца вы сможете с младшими школьниками. Но, конечно, так натуралистично раскрасить жука-оленя у них вряд ли получится.
Жук-олень – поэтапное рисование с детьми насекомых
Майский жук – поэтапное рисование с детьми насекомых
А этот жук уже посложнее и малыши с ним не справятся. Попробовать его воспроизвести можно рекомендовать с ребятами 10-12 лет.
Майский жук – поэтапное рисование с детьми насекомых
Давайте нарисуем бабочку и раскраску бабочка. Замечательно красивые создания эти бабочки. Впрочем, если честно, то и другие насекомые тоже очень красивы и вообще всё живое прекрасно само по себе. Другой вопрос, что мы- взрослые, считаем бабочек красивыми и ПРОСТЫМИ, и вот уже, с нашей потачки, дети вовсю рисуют бабочек. Но, увы, чисто умозрительно - по
Как нарисовать жука-оленя? Настоящих живых жуков-оленей мне, увы, видать не доводилось – этот жук, чуть ли не самый большой жук нашей страны,теплолюбив и водится на юге. Тем не менее, я любила и восхищалась этим дивным жуком с детства - у меня была книга про дружбу настоящего благородного оленя и жука-оленя. Содержания не помню -
Сегодня рисуем гусеницу. Как вам такая идея? Вы как вообще к гусеницам относитесь? Я вот, как биолог, постоянно твержу, что люблю всё живое. И в общем это так и есть. А в частности… в частности некоторых из обитателей нашей планеты я побаиваюсь, а некоторых даже считаю отвратительными. Например, гельминтов. Пиявку я, пожалуй, тоже не смогу
Учимся рисовать пчелу. План действий такой: 1) сначала сделаем простой контурный рисунок пчелы – он у нас будет за раскраску. 2) раскрасим раскраску пчела 3) нарисуем ещё парочку пчел для повторения и закрепления темы. В последнее время я почти все уроки рисования пишу по этому плану и очень довольна: сама вижу, что рисую всё