Поэтапное рисование насекомых. Как нарисовать пчелу

Процесс знакомства с окружающим миром и развитие речи ребенка очень тесно связаны между собой. То, что малыш видит вокруг, побуждает его:

  • запоминать новые слова;
  • тренироваться в использовании непривычных грамматических конструкций;
  • учиться рассуждать и выражать словами свои впечатления.

Именно поэтому педагоги и родители так активно применяют различный наглядный материал, используя картинки на занятиях в детском саду и дома. Самые популярные – с изображениями природы и ее обитателей. Например, насекомыми. Этот богатый мир маленьких обитателей очень интересен малышам! Карточки с рисунками разных представителей этого вида можно использовать с детьми разного возраста, в ходе развивающих занятий и игр. Конечно, соблюдая определенные правила.






















Как работать с картинками

Есть несколько «подсказок», знание которых позволит взрослым проводить занятия с использованием картинок максимально эффективно, вот они:

  1. Показывайте детям как предметные, так и сюжетные картинки с насекомыми. Эти два вида наглядного материала должны чередоваться на занятиях, они отлично дополняют друг друга.
  2. Все предметные карточки для занятий и игр по развитию речи должны быть: одного размера, плотными, с цветными рисунками на светлом фоне. Отлично подходит готовый набор наглядного материала для детского сада, но его можно заменить и другими иллюстрациями, подобранными самостоятельно.
  3. Сюжетные изображения должны быть яркими, с легко узнаваемыми объектами и персонажами. Большие картины стоит заранее наклеить на картон, так их удобнее будет использовать на занятиях.
  4. Полезно подбирать иллюстрации с «проблемными» сюжетами, например картинки “Насекомые и дети” или “Лесные вредители и помощники”. Такие сюжеты стимулируют воображение, являются отличными «подсказками». Тема обязательно должна соответствовать возрасту детей, быть им знакомой, понятной.
  5. Подбирайте предметные карточки с изображениями в реалистичном стиле. Чем более взрослым детям они предназначены, тем более натуралистичными и детальными должно быть рисунки. Для малышей можно использовать более условные, «мультяшные» картинки с бабочками, божьими коровками, гусеницами. Такие насекомые на картинке более привлекательны для детей 3-4 лет. Для воспитанников подготовительной группы, 6 или 7 лет, полезным будут и фотографии обитателей микромира.
  6. Постепенно увеличивайте количество карточек, используемых на одном занятии. Новые вводите по одной, давайте детям внимательно рассмотреть каждую, запомнить название того, кто на ней изображен.
  7. Хорошо, если картинки насекомых для детей показывают хорошо известных им обитателей природы и тех, кого малыши никогда не видели. Первую группу они знают уже отлично, могут многое рассказать о привычках и особенностях поведения ее представителей. Информацию о других, еще пока неизвестных, обитателях тропических лесов или пустынь, можно брать из книг.
  8. Старайтесь сделать каждое занятие максимально интересным. Не заставляйте ребенка заниматься, если он устал или плохо себя чувствует. Хвалите его не только за успехи, но и за старание, внимание, сообразительность.
































Задания

Для занятий на тему «Насекомые» предложите детям следующие задания по картинкам:

  • Расскажи, кто перед тобой. Попросите описать то насекомое, которое изображено на картинке. Важно отметить внешний вид: тело, крылья, лапки; окраску; зону обитания; пользу или опасность для человека.
  • Сравни двух похожих бабочек, жуков, стрекоз. Перечисли все их общие признаки и отличия.
  • Посчитай до 5 (одна бабочка - две бабочки- три и т. д.) Каждый раз можно брать название другого представителя семейства (комар, жук, гусеница и т. п.)
  • Назови ласково: комар – комарик, жук - жучок, пчела - пчелка.
  • Расскажи о насекомых, которые приносят пользу. Зачем они нужны? Как они помогают человеку?
  • Подумай, почему укусы насекомых неприятны человеку? Как защитить себя от опасных представителей этого семейства?
  • Какие звуки издают насекомые? Изобрази такой звук:

Жук - жужжит (жжжжж)
Шмель - гудит (уууууу)
Комарик - пищит (иииииии)

  • Что умеют насекомые, что они делают:

Бабочка – порхает, кружится, садится на цветок, пьет нектар.
Муравей - бежит, торопится, строит муравейник, прячется от грозы.

  • Назови насекомых, которые:

– умеют летать;
– строят себе дом;
– жужжат;
– яркой окраски;
– больно кусают.

  • Придумать предложение с тремя данными словами и подобрать соответствующую картинку:

– шмель большой летать;
– бабочка нежный крылышки;
– стрекоза большой глаза;
– комар тонкий пищит;
– жук падать лист;
– муравей бежать тропинка.

  • Задать по картинке как можно больше вопросов про одно насекомое или разных, изображенных на сюжетной картинке.
  • Составить короткий рассказ про двух-трех разных насекомых, изображенных на картинке (карточки нужно выбрать наугад). С детьми 5 лет и старше можно использовать сразу все иллюстрации, а с малышами лучше доставать одну за другой.
  • Придумать смешные короткие стихи про тех, кто кружится над лугом или живет среди травинок на полянке или лесной опушке. Упражнения на поиск рифмы отлично тренируют фонематический слух ребенка и его воображение.





Игры

С изображениями насекомых можно организовать множество полезных речевых игр, например:

  • Собери части

Нужно сложить картинку, разрезанную на несколько частей и описать того, кто на ней окажется. Для малышей рисунок можно делить на 3-4 части, потом постепенно количество кусочков нужно увеличивать. Победитель определяется по скорости выполнения задания. Можно записывать результат одного ребенка или устроить соревнование между несколькими. Сделать разрезными легко любую картинку самостоятельно.

  • Кто же на кого похож

Взять одну карточку с любым насекомым (из целого набора, разложенного на столе) и подобрать к ней изображение другого, похожего. Затем нужно сравнить рисунки на обеих картинках и перечислить все схожие признаки. Если все они названы правильно, то игрок получает пару себе. Побеждает тот, кто соберет больше всего пар.

  • Прогулка

Нужно на скорость, по сигналу взрослого, собрать изображения всех насекомых (как можно больше), которые могут встретиться:

на лугу;
в лесу;
в огороде;
в джунглях.

Затем выбрать одну картинку и рассказать о том, кто на ней нарисован. Набор изображений можно использовать один и тот же. Дети должны рассказать о том, что насекомые делают в том или ином месте. Например: На лугу бабочка будет кружиться над ромашками, в лесу она сядет на большой боровик, в огороде устроится погреться среди капустных грядок, в джунглях - притворится экзотическим цветком на лиане. Побеждает тот, кто сможет рассказать разные истории про всех, кого собрал.

  • Занимательные истории

Разные картинки для детей с насекомыми можно использовать для составления рассказов. Предложите ребенку (или детям) достать по одной карточке и придумать историю про того, кто на ней изображен. Это может быть целый рассказ или небольшой кусочек общего сюжета. Побеждает тот, кто выскажется последним.

  • Сравни и расскажи

Нужно выбрать одну картинку с насекомым и найти его сходство с чем-то из окружающих предметов. Например:

Шмель - дирижабль, клубок ниток, помпон на шапке.
Стрекоза - самолет, заколка, вешалка, якорь.

  • Нарисуй и расскажи

Для этой игры понадобится бумага и цветные карандаши. Нужно «превратить» в насекомое одну из простых геометрических фигур (заранее нарисованных на отдельных листках бумаги). Ребенок может рисовать отдельные детали и раскрашивать их, используя готовый контур в качестве основы.

Еще один вариант – проводить эту игру, подготовив раскраски для детей и разделив их на отельные листы. Интересно устроить соревнование на скорость или провести в конце конкурс рисунков, выбирая победителя.

  • Отыщи пару

Нужно подобрать изображение насекомого и его жилища, каждого обитателя положить в свой домик: улей, муравейник, листок, цветок. Рассказать, где именно проживают пчелы, жуки, бабочки и как они построили (или нашли) свое жилище.

Рисование насекомых с детьми – занятие интересное как с художественной, так и с познавательной точки зрения. Ведь маленький мир букашек-таракашек очень сложен и разнообразен. Начать с того, что насекомые очень древние обитатели планеты Земля. Они появились задолго не только до человека, но и до динозавров – 450 миллионов лет назад. А сколько разных и непохожих существ таиться под простеньким словом «насекомое»! Тут и бабочки со стрекозами, муравьи и кузнечики, пчелы и жуки. Да что говорить! На сегодняшний день известно уже более миллиона видов. И каждый год ученые находят и описывают еще по семь с половиной тысяч. И живут эти удивительные существа во всех уголках земного шара, занимая все экологические ниши. Даже в Антарктиде живут!
Но вернемся к рисованию. Предлагаем вам занятие по поэтапному рисованию жуков с детьми. Для изображения юными художниками они подходят как нельзя лучше – простые, хорошо расчленяемые формы туловища. Главное, как и при любом поэтапном рисовании постарайтесь воздержаться от бездумного копирования образца. Обсудите с детьми форму жука, «догадайтесь» вместе, что жук похож на круг или овал. А остальное (ножки, голова) к нему как бы «пристроено» дополнительно.

Простой жук – поэтапное рисование с детьми насекомых

Этот простой жук – обобщенный, собирательный образ. Рисовать его можно даже с дошколятами. Основой жука служит овал. Он не относится ни к какому определенному виду. Так сказать, жук вообще. Придать ему «индивидуальные» черты вы можете с помощью разнообразного раскрашивания. Так на рисунке ниже синим карандашом выполнен жук-бронзовка, а акварельными красками полосатый и яркий колорадский жук. Хотя, с научной точки зрения анатомия как первого так и второго, мягко говоря, не безупречна.


Простой жук – поэтапное рисование с детьми насекомых

Жук-скарабей – поэтапное рисование с детьми насекомых

Жук-скарабей – насекомое, которому приписываю мистические, сакральные свойства. В дрвнем Египте священный скарабей был символом солнца, его движения по небу с востока на запад и олицетворял бога созидания Хепри. Нарисовать такого жука вы можете с детьми от 8 лет и старше.


Жук-скарабей – поэтапное рисование с детьми насекомых

Жук на нашем рисунке стилизованный, но вы можете раскрасить его и более натуралистично. А можете, наоборот придать еще более символичный и декоративный вид. Вот несколько идей для вдохновения.

Жук-олень – поэтапное рисование с детьми насекомых

В основе рисования этого жука лежат не овалы, а прямоугольники. Нарисовать такого красавца вы сможете с младшими школьниками. Но, конечно, так натуралистично раскрасить жука-оленя у них вряд ли получится.


Жук-олень – поэтапное рисование с детьми насекомых

Майский жук – поэтапное рисование с детьми насекомых

А этот жук уже посложнее и малыши с ним не справятся. Попробовать его воспроизвести можно рекомендовать с ребятами 10-12 лет.


Майский жук – поэтапное рисование с детьми насекомых

Давайте нарисуем бабочку и раскраску бабочка. Замечательно красивые создания эти бабочки. Впрочем, если честно, то и другие насекомые тоже очень красивы и вообще всё живое прекрасно само по себе. Другой вопрос, что мы- взрослые, считаем бабочек красивыми и ПРОСТЫМИ, и вот уже, с нашей потачки, дети вовсю рисуют бабочек. Но, увы, чисто умозрительно - по

Как нарисовать жука-оленя? Настоящих живых жуков-оленей мне, увы, видать не доводилось – этот жук, чуть ли не самый большой жук нашей страны,теплолюбив и водится на юге. Тем не менее, я любила и восхищалась этим дивным жуком с детства - у меня была книга про дружбу настоящего благородного оленя и жука-оленя. Содержания не помню -

Сегодня рисуем гусеницу. Как вам такая идея? Вы как вообще к гусеницам относитесь? Я вот, как биолог, постоянно твержу, что люблю всё живое. И в общем это так и есть. А в частности… в частности некоторых из обитателей нашей планеты я побаиваюсь, а некоторых даже считаю отвратительными. Например, гельминтов. Пиявку я, пожалуй, тоже не смогу

Учимся рисовать пчелу. План действий такой: 1) сначала сделаем простой контурный рисунок пчелы – он у нас будет за раскраску. 2) раскрасим раскраску пчела 3) нарисуем ещё парочку пчел для повторения и закрепления темы. В последнее время я почти все уроки рисования пишу по этому плану и очень довольна: сама вижу, что рисую всё