Почему в сказке пишут аленушка. Почему «Аленушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картине

Для нас давно стало привычным существование автомобилей, самолётов, космических кораблей. Захотел перенестись на край света – включи телевизор, и на экране появятся ландщавты Африки, Амазонки, белый медведь на льдине. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему же сказка остаётся всё такой же милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые когда – то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы ни изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остаётся с нами. Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. Она – светлячок перед сном в колыбели. И для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает.

Сказка учит по доброму относиться друг к другу, помогать друг другу и любить друг друга.

Один мальчик говорил: «Если бы я был сказкой, у меня бы хорошего конца не было, у меня бы вообще никакого конца не было, я бы продолжался и продолжался»

Но так не бывает.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

История появления народных сказок.

Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чём – то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идёт борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения. Сказка получила своё название от слова сказ. Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передаётся из уст в уста. Людей, которые умеют очень хорошо рассказывать сказки, называют сказатели.

Чем же интересны были сказки для наших далёких предков? В них наши предки передавали своё представление о мире. Предки не умели объяснить, почему меняются времена года, почему день сменяется ночью. Почему летом дни долгие, а зимой короткие.

Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось добрых защитников, умных советников. Сказка не только интересна своей занимательностью, она помогала в долгие зимние вечера, когда вся семья при свете лучины трудилась, снимать усталость. Если что – то интересно, то даже трудная и неинтересная работа выполняется быстрее и легче. Кроме того, в сказках всегда много смешного и весёлого, а веселье даёт бодрость.

Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий. Как она создавалась? В долгие зимние вечера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой – то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих охотничьих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, но и привирал, преувеличивал. Если его рассказ был очень интересен, его охотно слушали и потом просили ещё раз рассказать. Кто – то из слушателей запоминал его историю, но не все подробности. Через 10-15 лет один из слушателей в такой же ненастный вечер пересказал эту историю своим внукам, но кое – что внёс своё. Его внук через несколько лет устно, как отец, пересказал сказку и тоже внёс в неё новые элементы. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих. Поэтому – то мы, беря в руки сборник народных сказок, встречаем там много похожих вариантов.

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926).

Картины В. М. Васнецова неразрывно связаны с миром волшебной сказки, народной фантазии и поэтому особенно любимы с раннего детства.

Васнецов родился в семье сельского священника, детские годы его прошли в небольшом селе Рябово Вятской губернии, которая издавна славилась величественной красотой природы, искусством народных умельцев. Здесь впервые юный Васнецов услышал и на всю жизнь полюбил русские народные сказки, былины, песни.

Художественное образование он получил в лучшем учебном заведении России – Петербургской Академии художеств.

В Москве Виктор Михайлович оближется со многими замечательными художниками, с основателем знаменитой галереи П. М. Третьяковым. По эскизу Васнецова сделан фасад здания всеми любимой Третьяковской галереи – Третьяковки. Часто гостит в загородной усадьбе С. И. Мамонтова в селе Абрамцеве. Здесь и зародились замыслы сказочных работ Васнецова: картин «Ковёр – самолёт», «Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке». Эти картины вошли в сокровищницу русского искусства.

На его полотнах мы видим много героев русских народных сказок.

В. М. Васнецов обладал разносторонними дарованиями. Он писал, сказочные картины и был блестящим мастером монументального искусства: расписывал Владимировский собор в Киеве, создал фриз «Каменный век» для Исторического музея в Москве; оформлял спектакли, создал ряд проникновенных и глубоких портретов.

Недалеко от шумного Садового кольца, в одном из тихих переулков Москвы, стоит сказочный терем. Это Дом – музей В. М. Васнецова, построенный по его проекту в 1894 году. Здесь он жил и работал, здесь он и умер. В этом доме сегодня всегда много детей – они приходят сюда, движимые интересом к творчеству одного из самых поэтичных художников России.

Что роднит сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка и картину В. М. Васнецова «Алёнушка»?

Сказка не может существовать без волшебных предметов. В этой сказке много волшебных предметов: это коровье копытце, лошадиное копытце, козье копытце, ключевая вода и нарядное платье.

Есть волшебный козлёночек. Он видит ведьму, а купец даже не заметил, что это не его жена.

Есть волшебное число три. Козлёночек три раза перевернулся через голову и стал мальчиком. Три копытца. Козлёночек три раза зовёт Алёнушку выплыть на бережок. Алёнушка отвечает три раза. А ещё три предмета: костры высокие, котлы чугунные, ножи булатные.

Сказка не может быть без добрых и злых героев. Всегда в сказках побеждает добро. В этой сказке « ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле».

В сказке нет эпизода, который изображён на картине художника Васнецова. Возможно, эта сказка вдохновила художника написать картину «Алёнушка».

В картине «Алёнушка» изображена девочка: склонённая голова, полный печали взгляд – всё говорит о тоске и горе. Окружающая природа созвучна её настроению. В картине слиты поэзия народных сказок и красота русской природы.

Проведём исследование.

Васнецов изобразил Алёнушку у воды потому, что вся жизнь её связана с водой. Она тонет в речке, а потом её оживляют этой же самой водой. Братец Иванушка превращается в козлёночка тоже с помощью воды. В колодце, до которого не смог дойти Иванушка, тоже вода. Алёнушка плачет и в сказке и на картине.

Сказка грустная, хотя заканчивается хорошо и Алёнушка на картине печальная.

Роднит сказку и картину грустное, печальное настроение. Картина нам нравится. В сказке: шелкова трава, желтые пески тоже нравятся.

Картина и сказка вызывают поэтическое и лирическое настроение.

Говорят, человек лирически настроен. Это, когда он грустит, печалится, плачет.

Печальное может нравиться, если оно красиво.

Русская сказка с её поэтичностью, вымыслом, великой мудростью увлекла художника в. М. Васнецова стать художником – сказочником. Он создал свою индивидуальную манеру, свой стиль – воплощения мира сказок.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» вдохновили В. М. Васнецова написать картину «Алёнушка».

Однажды увидел Васнецов в деревне девушку – сиротку. Её глаза его поразили – такая в них была печаль. И решил он об этом написать картину.

Сделал художник набросок. Сидит на камне у воды девушка. Опустила голову на колени, сжалась в комочек. Вокруг пустынно, безмолвно.

Вслед за этим наброском появилось множество других, исполненных карандашом и масляными красками.

Сохранилось и немало этюдов природы, где изображены молоденькие деревца, заросший пруд.

Только после долгой предварительной работы приступил художник к самой картине.

И вот перед нами картина «Алёнушка».

Неподвижно смотрит девушка в мрачные воды омута. Поникла её голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Она словно сломанная ветка осины, что спускается рядом с омутом.

Сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье – всё говорит о бедности и горькой сиротской доле.

Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует вместе с ней.

Краски тоже передают это настроение. Главные тона здесь серые, зелёные, желтоватые. Нет в картине ничего яркого. Всё сливается в тихую, задумчивую сказку.

В сказке нет эпизода, который изображён на картине художника Васнецова, но в ней есть начало, где говорится, что « мать с отцом померли, и остались Алёнушка да Иванушка одни – одинёшеньки, без родных, без знакомых». В сказке не описано состояние девушки после смерти родителей. Можно вообразить, что она приходила к омуту, и плакала о своей горькой участи.

Поэтому я считаю, что это та Алёнушка. Много было девушек, которые становились сиротами и одной из них, была наша «Алёнушка».

Свою исследовательскую работу я продолжу дальше. Меня заинтересовала другая картина В. М. Васнецова «Снегурочка». Проведу исследование, что объединяет русскую народную сказку «Снегурочка» и картину В. М. Васнецова «Снегурочка».

(1848-1926). Картина была написана в 1881 году, холст, масло, 173 × 121 см. В настоящее время представлена в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Картина «Алёнушка» стала одной из самых знаменитых работ Васнецова. Художник известен тем, что в необычайно реалистичной манере изображал сюжеты из русских народных сказок. Сказочные персонажи с его подачи оказывались как живые и создавали настолько сильное впечатление у русского зрителя, что на протяжении многих десятков лет этот художник является любимым для многих жителей нашей страны и зарубежья.

Картина, о которой здесь говорится, вошла в цикл сказочных произведений Васнецова. При создании данной работы великий русский живописец взял за основу сюжет сказки «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке ». «Алёнушку» Васнецов начал писать в 1880 году и закончил в 1881 году. Пейзаж картины он рисовал на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке, а на образ Алёнушки его вдохновила случайно увиденная девушка. Вот как рассказал о пришедшем вдохновении сам Виктор Васнецов: «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё . Интересно, что изначально картина называлась по другому — «Дурочка Алёнушка». В XIX веке термином «дурочка» называли сирот.

После того как работа над картиной была закончена, Васнецов представил её на Передвижной выставке, где она пользовалась огромным вниманием, а один из критиков Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) даже назвал данное произведение одной из лучших картин русской школы.

Атмосферная картина заставляет проникнуться её настроением. Девочка, глаза и весь образ которой выражают непередаваемую грусть, рассказывает о трудной судьбе героини картины. Тишина чёрного омута пруда, тоскливая темнота хвойного леса позади Алёнушки, хмурое небо лишь только подчёркивают трагедию, которая случилась с несчастной девушкой. Удивительно, но в этой картине нет ничего сказочного и потому она поражает зрителя, который под сказочной картиной или иллюстрацией привык понимать нечто фантастическое, необычное, невозможное. Глядя же на эту картину, кажется, что та самая сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» является более реальной, чем можно подумать, является историей, к которой нужно относиться серьёзно и читать её, как нечто очень важное, скрывающее некую истину о зле и добре, коварстве и любви.

Картина «Алёнушка» Виктор Васнецов

Просмотр фильмов онлайн является для вас любимым времяпровождением? На сайте http://kinopuh.net вас ждёт большой выбор фильмов на любой вкус. Все жанры и направления, включая последние новинки.


Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.



Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.



Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.



Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».



Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.



Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.



Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.

как сложится судьба «девочки с персиками» – Веры Мамонтовой.

Кто не любит русские народные сказки? «Аленушка и братец Иванушка» - замечательное произведение, которое почти каждый из нас помнит с детства. Однако, если быть точным, следует отметить, что правильное название сказки - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Как и любое произведение подобного жанра, она привычным образом начинается со слов: «Жили-были». Сказки - они на то и сказки, чтобы нам - потомкам - свою народную мудрость передавать и учить отличать правду от обмана, добро от зла, хорошего человека от злого и т. д. Сказки играют огромную воспитательную роль, без них - никуда, любой ребенок наизусть знает их с десяток и с удовольствием расскажет, если его очень сильно попросить.

Сказка «Аленушка и братец Иванушка»

В одной глухой деревеньке жили-были старик со старухой, большой радостью для них были их дети: дочка Аленушка и сыночек Иванушка. Настало время, и родители умерли, а дети стали круглыми сиротами. Аленушка стала ходить на работу и маленького братца брала с собой.

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» продолжается тем, что однажды шли они по полю широкому и пути дальнему. Тут Иванушке сильно захотелось испить водицы, об этом он стал жалобно просить свою сестру. Но она ласково попросила подождать и уверила его в том, что скоро на их пути встретится колодец, вот из него они и напьются. Однако солнце стало припекать еще сильнее, а до колодца еще идти и идти. Томно стало детям, пот выступает, жар донимает.

И вдруг Иванушка видит на дороге след от копытца коровьего, полный водицы. Стал он опять молить сестрицу дать ему напиться из копытца, но сестра его строго-настрого пить оттуда запретила, предупредив его, что если он это сделает, то превратится в теленочка. Иванушка послушался, и они отправились дальше.

Жажда

Народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» продолжилась тем, что спустя время жара еще сильнее стала их мучить, а на дороге появилось лошадиное копытце с водой, и братец опять начал просить Аленушку дать ему попить из него. Аленушка попросила его еще немного подождать и не пить из копытца, чтобы не стать жеребеночком. Тяжко вздохнул Иванушка, и они опять продолжили путь.

Но через некоторое время Иванушке было уже совсем невтерпеж, и он, увидев тут же, на дороге, козлиное копытце с водой, не послушал сестрицу свою Аленушку, напился из него и превратился в козленка.

Когда позвала Аленка Иванушку, то на ее зов прибежал беленький козленок. Увидав его такого, села она под стожок и заплакала горькими слезами. А козленочек возле нее так и скачет.

Сказка «Аленушка и братец Иванушка», таким образом, учит младших всегда слушаться старших.

Купец

В это время мимо проезжал купец, увидев девицу в слезах, он поинтересовался, почему она так расстроена. Аленка рассказала ему про свою беду. Тогда он говорит ей, чтобы не горевала она так, а выходила бы за него замуж. Купец пообещал ей, что нарядит ее в золотые и серебряные одежды, и козленочек будет жить вместе с ними. Аленушка согласилась. И стали они жить все вместе и дружно, и козленок с ними, из одной чашки с Аленкой ест и пьет.

Однажды купец отправился по делам своим, и тут вдруг из леса приходит ведьма, встала под окошко и начала звать Аленушку на речку купаться.

Аленка пришла с ведьмой на реку, а та как кинется на нее и, привязав к шее тяжелый камень, бросила девицу в реку. Сама же оборотилась в Аленушку, надела ее платье и пришла к ним в хоромы. Когда купец вернулся, он и не догадался о подмене. Один козленок тоскует, не ест, не пьет. Утром он стал бегать к бережку речки и звать сестрицу свою родимую, Аленушку.

Козни ведьмы

Ведьма быстро прознала об этом и стала купца уговаривать зарезать козленка. Но купец не торопился с этим делом, привязался он к милому козленочку. А ведьма все не унимается и наконец-таки уговорила купца, костры запалила, чугунные котлы поставила и точит ножи.

Козленочек подошел к своему названному отцу и просит, чтобы отпустил он его в последний раз на речку водицы испить, ведь ему на этом свете жить недолго осталось. Тот согласился.

Козленочек изо всех сил бросился бежать к речке и жалобно стал звать Аленушку, чтобы та пожалела и заступилась. Но сестрица лежала на глубоком дне, откликнулась она, но поделать ничего не могла, так как тяжел был ее камень на шее, трава ноги опутала, песок на грудь лег.

Но на этом Сказка «Аленушка и братец Иванушка» не закончилась.

Внимательный слуга

А ведьма места себе не находит, потеряла из виду козленочка. И тогда посылает слугу отыскать козленка и срочно привести его к ней.

Слуга пошел к реке и видит, что там козленочек бегает и сестрицу зовет, а сестрица из воды ему и отвечает, что камень на дно ее тянет. Услышав этот разговор, он побежал к купцу и все рассказал. Тогда собрался весь народ и пришел к реке, закинули сети крепкие и вытянули Аленушку на берег, сняли злосчастный камень с шеи, в ключевой воде окунули и в наряды надели. Она тут же стала еще красивее, чем была.

И тут сказка «Аленушка и братец Иванушка» подошла к самому интересному.

Козленочек так радовался и веселился, что от счастья перекинулся через голову три раза и стал опять прежним Иванушкой. Ведьму же поймали, привязали к хвосту лошади и в чисто поле пустили. Вот так справедливо и по-доброму закончилась сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».