Племя йоруба. Значение слова йоруба

Народ йоруба живет на западе Африки. Земли, называемые Йорубаленд, в наше время входят в состав Нигерии, Того, Бенина и Ганы. Предки этого народа создали оригинальную культуру Нок, первую на африканском континенте культуру железного века. Терракотовые и бронзовые статуэтки культуры Нок являются гордостью ведущих музеев мира. Культура Нок возникла за 900 лет до рождества Христова и неожиданно исчезла в 200-м году нашей эры. Народ йоруба, являющийся наследником древней культуры, насчитывает в наше время около 30 000 000 человек.

Культура народа йоруба, в отличие от большинства африканских культур, не претерпела нашествия белых эмигрантов. Англичане, чьи колонии охватывали земли народа йоруба, эмиграцию в эти свои колонии не поддерживали. Именно по этому традиции народа йоруба остаются практически неизменными. Одной из самых удивительных традиций йоруба является «расширенная семья». Все взрослые мужчины считаются отцами, а женщины матерями. Поэтому у йоруба понятие сиротства отсутствует. Важной традицией народа также являются сексуальные контакты до брака. Для белых христиан это обычай кажется не только странным, но даже кощунственным. Дело в том, что в процессе выполнения ритуала ухаживания женщина должна доказать свою способность к рождению детей. То есть первые сексуальные контакты обязательно наступают до брака. Однако, когда женщина забеременела, отец ребенка просто обязан на ней жениться. Уклониться от этой обязанности невозможно, все общество заставит отца следовать закону. Таким образом, матери–одиночки у йоруба тоже отсутствуют. Формально большая часть народа является либо мусульманами суннитами, либо христианами. На самом же деле в основе религиозных верований йоруба лежит традиционный африканский культ. Религиозная традиция йоруба достаточно сложна, и насчитывает, по разным оценкам, до 10 000 лет. Она признает наличие единого главного бога-творца. Правда, в представлении йоруба, бог-творец Олорун от дел устранился и в человеческую жизнь не вмешивается. Поэтому ему крайне редко молятся, и культ поклонения Олоруну практически отсутствует. Молятся йоруба ориша. Ориша - своеобразное африканское понятие, это некие эманации бога-творца, помогающие поддерживать взаимоотношения между людьми и небом. Одним из главных ориша является Обатал. Именно он создал Землю, и он привел на нее тех первых шестнадцать людей, которых предварительно вылепил из глины. Он же ответственен за появление горбунов, альбиносов и прочих уродств. Согласно религиозной традиции йоруба, уродства не есть кара или несчастье, это всего лишь напоминание более удачливым о необходимости поклонение Обаталу. Правда, в процессе изготовления Земли и людей, осуществлявший замысел Олоруна, Обатал регулярно прикладывался к пальмовому вину, и многое сделал плохо. Олоруну пришлось устранять за ним недостатки, с тех пор у народа йоруба существует жесткое табу на употребление вина. Основная часть чернокожих рабов поставлялась в Америку из земель Йорубаленда. Там они смогли сохранить свои религиозные традиции. Причудливо переплетя их с католицизмом, они даже создали новые культы. Среди чернокожих жителей Кубы, а также кубинских эмигрантов в США широкое распространение получила сантерия, синтезировавшая в себе древние африканские верования и христианство. Интересно, что посчитать количество приверженцев сантерии невозможно – они искренне считают себя католиками. Однако христианскими их обряды назвать сложно.
Основной церемонией сантерии является «кормление» священных камней. Три раза в год каждый поклонник религии должен участвовать в церемонии, длящейся три дня. В процессе «кормления» на камни разбрызгивают кровь жертвенных животных. Потом их омывают магическим настоем. Каждому камню соответствует свое животное и свой настой. По воскресеньям и праздникам поклонники сантерии собираются в оборудованных в домах их священнослужителей молельных помещениях. Во время этих обрядов под стук специальных, выдолбленных из целого ствола дерева ритуальных барабанов, называемых бата, осуществляются ритуальные пляски. Зачастую они заканчиваются впадением одного или нескольких танцоров в состояние транса. Такие люди начинают произносить фразы, состоящие из несвязанных между собой, а зачастую и не имеющих значения слов. Считается, что в человека, впавшего в транс, вселился один из ориша. И задача колдуна истолковать его пророчество. Последователи традиционного христианства сочли бы такие моления святотатством или «ведьминым шабашем». Однако наследники йоруба считают себя правоверными католиками. На слиянии древних африканских верований и христианства основана и возникшая среди рабов йоруба на Гаити религия вуду, с ее мрачными ритуалами и воскрешением мертвецов в виде зомби. Интересно, что большая часть живущих в Африке йоруба занимается сельским хозяйством, но живет при этом в городах. Поля окружают каждый город йоруба. На удаленных участках даже иногда возводят домики. Но они не идут ни в какое сравнение с главным городским домом, в котором находится алтарь, на котором глава семейства регулярно приносит жертвы ориша.

(в районе Порто-Ново и Кету, где их называют нага), на юго-востоке Ганы и в Того (район Атакпаме). Общая численность 26,2 млн. человек, в том числе в Нигерии 25,5 млн., Бенине 380 тыс., Гане 200 тыс., Того 100 тыс. человек. Основные подразделения йоруба: ойо, ифе, иджеша, эгба, иджебу, экити, ондо. Говорят на языке йоруба группы ква нигеро-кордофанской семьи. Существует несколько близких диалектов: ойо, ифе, ила, иджебу, экити, ондо, эгба, ово и др. (от них отличен диалект говорящего на языке йоруба народа итсекири). Литературный язык на основе ойо. Письменность на основе латинского алфавита была создана в XIX веке европейскими миссионерами. Йоруба - христиане (протестанты, англикане, баптисты, методисты), часть мусульмане-сунниты, много приверженцев традиционных верований.

Этногенез йоруба изучен недостаточно. У йоруба существует несколько этногенетических преданий. Существует гипотеза об азиатском или египетском происхождении йоруба. В средние века йоруба были создателями пред- и раннегосударственных образований в виде городов-государств (Ифе, Кету и др.), самым могущественным из которых было Ойо, создавшее в XVIII веке «империю», простиравшуюся от реки Нигер на востоке до современной Ганы на западе. Традиционная культура йоруба отличалась достаточно высоким уровнем развития уже в средние века.

Основное занятие йоруба - ручное подсечно-огневое земледелие, у некоторых групп йоруба - также рыболовство. Из продовольственных культур выращивают ямс, кукурузу, маниок, бананы, различные овощи, в северных районах - земляной орех и просо. Главное земледельческое орудие - мотыга, распространена также современная сельскохозяйственная техника. Экспортной культурой является какао. Скотоводство развито слабо из-за заражённости многих районов мухой цеце, отсутствия достаточного количества земли под пастбища. Разводят преимущественно овец и коз, а также домашнюю птицу.

В прошлом значительную роль играла охота. При дворах правителей йоруба существовали отряды охотников, специализировавшиеся на определённых видах охоты - на слонов, леопардов, антилоп и др. Издавна развиты ремёсла: кузнечное дело, гончарство, ткачество, плетение, окраска тканей. Сохраняется разделение труда не только по возрасту, но и по полу (ямс, например, считается «мужской» культурой). Торговлей, исторически достаточно высокоразвитой, занимаются как мужчины, так и женщины. В настоящее время йоруба вовлекаются в современную экономику, появляются новые специальности. Развиваются рабочий класс, национальная буржуазия, интеллигенция, представители которых обычно не порывают традиционные связи и отношения. Появилась профессиональная культура, довольно мало известная широким слоям. Йоруба составляют значительную часть научного потенциала Нигерии . В основанном и населённом преимущественно йоруба городе Ибадан находится крупнейший в стране и один из известнейших в Африке университетов.

Большинство йоруба живёт в сельской местности. Однако у йоруба издавна существовали большие города-крепости, выполнявшие административные, торговые и многие другие функции, значительная часть которых сохранилась за ними и поныне. Основа традиционной социальной организации - община, состоящая из больших семей, сохранявшихся и в городах и не исчезнувшая в них полностью и в наше время. Традиционные ремесленные объединения в городах йоруба нередко совпадали с родственными объединениями. Цеха в европейском значении этого понятия возникли только в колониальную и постколониальную эпохи.

Для йоруба характерен уличный или линейный тип поселения, жилища вытянуты в одну или две линии вдоль улицы-дороги. Численность населения деревень колеблется от 20 человек до 4 и более тысяч; иногда одна деревня примыкает к другой. Традиционное жилище - одноэтажное, прямоугольное в плане. Постройки либо плетнёвые на деревянном каркасе, либо столбовые, снаружи и изнутри обмазаны глиной. Крыша дву- или четырёхскатная из соломы, пальмовых листьев или рифлёного железа. Господствующий тип жилища - однокамерная нерасчленённая постройка. На территории домохозяйства (агболе) сооружается несколько жилищ в зависимости от числа взрослых мужчин - членов большой семьи и её состоятельности. Имеются хозяйственные постройки.

Широко распространена традиционная одежда, ценится одежда из тканей ручной выделки. Мужская одежда украшается вышивкой. Разнообразны женские головные повязки. В городах распространяются европейская одежда, а также универсальная по покрою «общеафриканская» расшитая просторная одежда, надеваемая через голову.

В пищу употребляют клубни ямса различных видов: варят, жарят отдельно или в смеси с различными овощами. Из ямса готовят «фуфу» - блюдо, выполняющее роль хлеба. Широкое употребление имеет кукуруза: зёрна кукурузы варят с бобами, жарят, добавляют к мясу или бананам, готовят каши. Большое место в пище йоруба принадлежит бананам: их жарят, смешивают с бобовыми или ямсом. Всё большее распространение получает маниок, из которого делают муку, пекут лепёшки. В пищу употребляют также батат, тыкву, плоды хлебного дерева и др. В северных районах распространены блюда из сорго и риса. Большинство блюд очень острые, в них кладут много специй. Из мяса и рыбы готовят разные виды жаркого с острыми соусами. Для приготовления пищи используются растительное, в первую очередь пальмовое масло. Из сока масличной пальмы приготовляют вино - «эму». Из кукурузы, бананов и сахарного тростника варят пиво.

У йоруба сохраняются календарные праздники, маскарады, многочисленные ритуалы, обряды жизненного цикла, сопровождающиеся музыкой, пением, танцами. Богато устное народное творчество, прежде всего стихотворный и песенный фольклор, чрезвычайно разнообразный по тематике, сказки, мифы. Из художественных ремёсел выделяются резьба по дереву и бронзовое литьё.

Пантеон йоруба - приверженцев традиционных верований состоит (по наиболее распространённым поверьям) из 401 божества-ориша. Верховное божество - Олорун - «хозяин неба», Одудува - божество земли (и в то же время первопредок и первый правитель йоруба), Олокун - бог моря, Огун - бог железа и войны, покровитель воинов, охотников, кузнецов, Шанго - бог грома и молнии и одновременно четвёртый легендарный правитель йоруба, Ифа - божество предсказания судьбы и т. д. В настоящее время «функции» традиционных божеств расширяются: например, Огун ныне считается покровителем и шофёров. Первоосновой же духовной жизни йоруба исторически является культ предков. Большим весом обладает тайный союз Эгунгун. У йоруба существуют и культы семейных божеств-покровителей. Широко распространены магия, скапулимантия. Для отправления культов наиболее могущественных божеств существуют жрецы, сооружаются храмы. Жречество йоруба имеет сложную титулатуру, хотя большой роли в общественной жизни никогда не играло.

До Гвинейского залива): государства Нигерия , Того , Бенин , Гана). Имеется небольшая диаспора в Канаде . Общее число - около 40 миллионов человек .

Вплоть до европейской колонизации Африканского континента в XV веке Иле Ифе занимал особое положение в истории западноафриканского региона, выполняя функции духовного центра, эталона социально-политического устройства и культурного развития народа йоруба и их соседей. Городская культура - Ифе, монархия - Оони , плавка металлов, охота и земледелие .

Большинство йоруба является христианами [ ] и мусульманами . Йоруба также по сей день исповедуют политеистическую религию Ифа’Ориша , повлиявшую на зарождение таких афро-карибских традиций, как вуду , водун, сантерия-лукуми , обеа и многих других.

Искусство йоруба представлено [где? ] многочисленными статуэтками из дерева, бронзы и глины, разнообразной музыкой (инструментальной и респонсорно -вокальной), которая наложила свой отпечаток на латиноамериканскую музыкальную культуру.

Архитектура йоруба имеет свои особенности, которые сейчас утрачиваются. Это происходит в связи с изменениями в образе жизни йоруба. Если раньше было принято жить большими семьями и объединять дома, выстраивая определённые комплексы сооружений, то сейчас ситуация изменилась. Христианство, реформы в культуре и образовании сильно повлияли на йоруба и сформировали концепцию того, что семья - это основная ячейка общества. Распространение и укоренение моногамии, отделение семей друг от друга - всё это привело к гибели тех традиций, что были сформированы многовековым укладом жизни .

Говоря о формировании общенациональных культуры и идентичности, следует отметить колониальный период. Тогда, во время усиления дискриминации йоруба европейцами, людей захлестнула волна национализма, особенно в образованных кругах. Пребывание миссионеров послужило толчком к развитию языка, до колониального же господства многие общины Нигерии не были связаны ни политически, ни культурно .

Тем не менее, европейцы оказали больше пагубное влияние на традиции йоруба. Так, касательно религии, миссионеры для достижения успеха пропаганды своих идей искажали структуру религиозного мировоззрения йоруба, уничтожали основы для различных обрядов, гаданий и жертвоприношений. К примеру, были переписаны популярные произведения и песни, чтобы те несли в себе христианский взгляд на вещи .

Согласно легендам, йоруба пришли с востока. Легендарным предком йоруба считается Одудува .

Генетические исследования, которые в геномах йоруба и пигмеев-мбути обнаружили от 0,2 % до 0,7 % неандертальских генов , но ошибка в вычислениях подрывала первоначальный вывод авторов о том, что многие африканцы несут ДНК неандертальцев, унаследованную ими от евразийцев, чьи предки скрещивались с этой группой . Наличие неандертальских геновов у йоруба было подтверждено безреферентным методом IBDmix, в которым идентичность фрагментов ДНК у двух человек считается признаком наличия общего предка, а длина сегмента IBD зависит от того, насколько давно они имели общего предка .

Архаичная интрогрессия от ныне вымерших гомининов в геноме йоруба составляет от 5 до 7,9 % .

Генетики из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе сравнили 405 геномов западноафриканцев из проекта с геномом неандертальца из хорватской пещеры Виндия и геномом денисовского человека , обнаружили в геномах популяций Западной Африки (йоруба из Ибадана (YRI), Esan в Нигерии (ESN), Gambian в западной Гамбии (GWD) и Mende в Сьерра-Леоне (MSL)) от 2 до 19 % примеси, полученной ими от скрещивания с призрачным (ghost) человеком примерно 43 тыс. л. н. (95 %-й доверительный интервал: от 6000 до 124000 л. н.), отделившимся от предка современного человека ещё до раскола линии современных людей и линии неандертальцев и денисовцев - до 625000 л. н. (95%-й доверительный интервал: 360000 до 975000 л. н.) .

Генетические исследования популяций Сахула в сравнении с исследованиями других современных человеческих популяций показали, что йоруба разделились с папуасами Новой Гвинеи ок. 90 тыс. л. н., а с остальными евразийскими популяциями - 75 тыс. л. н., что свидетельствует в пользу гипотезы о том, что исход из Африки происходил дважды - ок. 120 тыс. л. н. (xOoA) и ок. 80 тыс. л. н. (OoA)

Йоруба, народ, живущий на З. и Ю.-З. Нигерии (по приблизительным оценкам, 10-12 млн. чел. в 1972), в Дагомее (свыше 200 тыс. чел.), где их называют нага или анага, и незначительное число в Того. Этнические группы Й.: ойо, ифе, иджеша, эгба и др. Все они считают себя единым народом и имеют единую культуру. Говорят на языке йоруба , имеющем несколько диалектов. На Й. языке существует литература, издаются газеты, ведётся преподавание в школах. У Й. наряду с политеизмом с развитым пантеоном богов распространены ислам и христианство. Задолго до появления в Западной Африке европейцев (начиная с 15 в.) у них существовали государства (см. Йоруба государства ). Й. - создатели (расцвет в 12-14 вв.) замечательной бронзовой и терракотовой скульптуры (см. Ифе ), возможно, связанной с более древней (конец 1-го тыс. до н. э.) культурой Нок . искусство литья бронзы Й. было воспринято народами Бенина . Основное занятие Й. - земледелие (яме, какао). У Й. тесно переплетаются развивающиеся капиталистические отношения со значительными пережитками более ранних социальных структур. Лит.: Исмагилова Р. Н., Народы Нигерии, М., 1963; Forde D., The Yoruba-speaking peoples of South-Western Nigeria, L., 1951; Johnson S., The history of the Yorubas. From the earliest times to the beginning of the British protectorate, L., 1921. Р. Н. Исмагилова.

  • - комплекс мифологических представлений народа йоруба, живущего в Западном Судане - на западе и юго-западе Нигерии, в Бенине и в незначительном числе в Того. У йоруба сложился политеистический пантеон богов,...

    Энциклопедия мифологии

  • - народ, живущий в Зап. Нигерии, где насчитывает ок. 6 млн. ч. ...

    Советская историческая энциклопедия

  • - или Йарриба - значительное государство в центр. Африке, граничит на С. - Гандом, с В. - р. Нигер и Ганд, на З. - Дагомеей. Гл. города: Катунга, Аббеокута и Ибодан...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Ибибио, народ, обитающий на Ю.-В. Нигерии, между дельтой р. Нигер и нигерийско-камерунской границей; мелкие группы живут и в др. районах страны...
  • - Ибо, игбо, народ в Восточной Нигерии. Численность около 10,7 млн. чел. . Говорят на языке ибо. Часть И. сохраняет местные традиционные верования, остальные - христиане. Основное занятие И. - земледелие...

    Большая Советская энциклопедия

  • - I Йору́ба народ, живущий на З. и Ю.-З. Нигерии, в Дагомее, где их называют нага или анага, и незначительное число в Того. Этнические группы Й.: ойо, ифе, иджеша, эгба и др. Все они считают себя единым...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Йоруба, язык народа йоруба. Относится к подгруппе ква гвинейской группы языков...

    Большая Советская энциклопедия

  • - города-государства Западного Судана, населённые народом Йоруба...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Эде, город в Нигерии, в штате Ойо, в верховьях р. Ошун. 182 тыс. жит. . Центр района по сбору какао-бобов. Торговля какао-бобами, табаком, хлопком. Обработка с.-х. сырья...

    Большая Советская энциклопедия

  • - народ общей численностью 26200 тыс. чел. Основные страны расселения: Нигерия - 25500 тыс. чел. Другие страны расселения: Бенин - 380 тыс. чел., Гана - 200 тыс. чел., Того - 100 тыс. чел., Камерун - 10 тыс. чел.,...

    Современная энциклопедия

  • - народ Нигерии. Живут также в Бенине, Гане, Того и других африканских странах. Общая численность 26,2 млн. человек. Язык йоруба. По религии христиане, есть мусульмане-сунниты и приверженцы традиционных верований...
  • - язык народа йоруба, относится к ква языкам. Письменность на основе латинского алфавита...

    Большой энциклопедический словарь

  • - неизм.; нескл., м; нескл...

    Орфографический словарь русского языка

  • - й"оруба, неизм. и нескл., муж. и нескл...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 народ язык...

    Словарь синонимов

"Йоруба (народ в Нигерии)" в книгах

Глава 6 Религии йоруба: путь связи

автора Протеро Стивен

Глава 6 Религии йоруба: путь связи Ориша (с. 219) Олодумаре (с. 224) Эшу (с. 225) Орунмила (с. 226) Ошун (с. 227) Обатала (с. 228) Огун (с. 229) Шанго, Ойя, Шопона, Йемойя и Осань-ин (с. 230) Аше (с. 231) Глобальная религия (с. 232) 100 миллионов? (с. 236) Май Стелла, Ойотунджи и африканизация (с. 239)

Глава 6. Религия йоруба: путь связи

Из книги Восемь религий, которые правят миром. Все об их соперничестве, сходстве и различиях автора Протеро Стивен

Глава 6. Религия йоруба: путь связи 1 Я благодарен моему коллеге Дэвиду Эккелу, который помог мне с основополагающими концепциями для этого курса, и моему ассистенту Кевину Тейлору, который помогал мне изложить эти концепции в аудитории.2 Ключевые слова в религии йоруба

Национальный музей Нигерии

Из книги 100 великих музеев мира автора Ионина Надежда

Национальный музей Нигерии Тропическая Африка не часто радует археологов находками Бесконечные ливни, постоянная жара - в таких условиях могут сохраняться изделия из немногих материалов. Если что из них и пощадила сырость, то могут уничтожить мириады насекомых. Они

йоруба

народ Нигерии (25,5 млн. человек, 1992). Живут также в Бенине, Гане, Того и других африканских странах. Общая численность 26,2 млн. человек (1992). Язык йоруба. По религии христиане, есть мусульмане-сунниты и приверженцы традиционных верований.

йоруба

язык народа йоруба, относится к ква языкам. Письменность на основе латинского алфавита.

Йоруба

Йо́руба:

  • Йоруба - народ в Западной Африке
  • Йоруба - язык народа йоруба

Йоруба (язык)

Большинство йоруба является христианами и мусульманами. Йоруба также по сей день исповедуют древнейшую священную политеистическую религию Ифа’Ориша, повлиявшую на зарождение таких афро-карибских традиций, как вуду , водун, сантерия-лукуми, обеа и многих других.

Искусство йоруба представлено многочисленными статуэтками из дерева, бронзы и глины, разнообразной музыкой (инструментальной и респонсорно -вокальной), которая наложила свой отпечаток на латиноамериканскую музыкальную культуру.

Архитектура Йоруба имеет свои особенности, которые сейчас утрачиваются. Это происходит в связи с изменениями в образе жизни Йоруба. Если раньше было принято жить большими семьями и объединять дома, выстраивая определенные комплексы сооружений, то сейчас ситуация изменилась. Христианство, реформы в культуре и образовании сильно повлияли на Йоруба и сформировали концепцию того, что семья - это основная ячейка общества. Распространение и укоренение моногамии, отделение семей друг от друга - всё это привело к гибели тех традиций, что были сформированы многовековым укладом жизни.

Говоря о формировании общенациональных культуры и идентичности, следует отметить колониальный период. Тогда, во время усиления дискриминации Йоруба европейцами, людей захлестнула волна национализма, особенно в образованных кругах. Пребывание миссионеров послужило толчком к развитию языка, до колониального же господства многие общины Нигерии не были связаны ни политически, ни культурно.

Тем не менее, европейцы оказали больше пагубное влияние на традиции Йоруба. Так, касательно религии, миссионеры для достижения успеха пропаганды своих идей искажали структуру религиозного мировоззрения Йоруба, уничтожали основы для различных обрядов, гаданий и жертвоприношений. К примеру, были переписаны популярные произведения и песни, чтобы те несли в себе христианский взгляд на вещи.

Согласно легендам, йоруба пришли с востока. Легендарным предком йоруба считается Одудува.

По данным генетических исследований, в геномах йоруба и пигмеев-мбути обнаружено от 0,2% до 0,7% неандертальских генов. Генетические исследования популяций Сахула в сравнении с исследованиями других современных человеческих популяций показали, что йоруба разделились с папуасами Новой Гвинеи ок. 90 тыс. л. н., а с остальными евразийскими популяциями - 75 тыс. л. н., что свидетельствует в пользу гипотезы о том, что исход из Африки происходил дважды - ок. 120 тыс. л. н. (xOoA) и ок. 80 тыс. л. н. (OoA).

Примеры употребления слова йоруба в литературе.

Оплодотворенные лучами щедрого солнца, омытые мощными ливнями, горные долины, казалось, стояли под паром и ждали поселенцев - народов ашанти и йоруба , акан и мандинго, волоф, ибо и банту - которые наконец распрощались с рабством, отвоевав себе эти сказочные земли, чтобы образовать здесь новое многонациональное сообщество.

Наиболее яркий пример - ритуальные самоубийства алафинов у йоруба после получения символа приговора совета знати - яйца попугая или пустого калебаса.

Эшу - это божество йоруба , демон, склонный к издевательствам, насмешкам, однако глумливое божество существовало и в мифофольклоре американских индейцев.

Хорошо, Иван, молодец, - сказал Йоруба , повернувшись к двери и насторожившись.

Жалуйтесь, - разрешил Йоруба , подключая браслет к дешифратору, - для нас наказания тоже не предусмотрены.

Эта команда, так сказать, обезопасит тыл нашей экспедиции от всяких каверз со стороны бенинского оббы и любых других царьков-правителей племен йоруба , нупэ, хаусса и всех прочих.