Первобытный мир - первые шаги человечества. Первобытный мир первые шаги человечества периодизация первобытной Ка́менный век - древнейший период в развитии

«Первобытная культура» - Рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. Первобытная культура. Особые традиции и обряды. Тотемы олицетворяли связь человека с живой природой. Искусство эпохи палеолита. Анимизм (от лат. animus - "душа") - вера в одушевленность предметов – является неотъемлемой частью каждой древней культуры.

«Древнейшие люди» - Южная Америка. План урока. Преподаватель истории Егоркина Е.М. Европа. Африка. Облик древнего человека. История древнего мира. Древнейшие люди. Австралия. Урок №1. Расселение древних людей России. Азия. Древнейшие орудия труда. Жилище древнего человека. Северная Америка. Рубило.

«Культура первобытного общества» - Так, например, мальчики играют в охоту, устраивают погоню, засады. Вывод: Особую роль играла охота. Различия в воспитании девочек и мальчиков. Появляются культовые танцы, пляски, игры. Мужчина - воин. С возникновением религиозных верований элементы физической культуры связываются с религиозными обрядами.

«История древнего человека» - Религия (30). История вещей (20). Ткачество. Скотоводство и земледелие. Что представляет из себя колдовской обряд? Как называется отрезок времени в 10 веков? История в архитектурных памятниках (30). Гончарный круг. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстро бегающих животных. Охота, собирательство, рыболовство.

«Первобытный мир» - Знаем. Выбери исторические источники: Не знаем. Выбери в какое время ты живешь? Выращивают растения. Едят мелких животных. Расселение по планете – знакомство со своей комнатой, домом. Почему Первобытный мир называют «детством человечества»? Как люди в Первобытном мире хранили и передавали знания и опыт?

«Искусство первобытного человека» - Равнина Солсбери. Жилище первобытного человека. Внутри круга устанавливали деревянные дуги (25-30 шт.). Англия. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире. Первобытное искусство. Стоунхендж. Мегиры. Менгиры. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества.


Учитель МБОУ «Лицей» г.Арзамас

Суханова Ираида Анатольевна


Теории появления человека на Земле

человек –

творение Бога

случайность

особых

условий земли

человек – продукт

инопланетного

происхождения

человек -

результат

биологической

эволюции



Первобытными называют людей, живших до

изобретения письма, до появления первых государств

и больших городов.


Собирательство – собирание готовых видов пищи:

кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т.д.

В первобытном обществе собирательство

сосуществовало с охотой и рыболовством.



Ка́менный век - древнейший период в развитии

человечества, когда основные орудия труда и оружие

изготовлялись главным образом из камня,

но употреблялось также дерево и кость.

По особенностям каменных изделий каменный век делился на:

  • палеолит древнекаменный век;
  • мезолит среднекаменный век;
  • неолит новый каменный век.






Искусство – творческое отражение

действительности человеком.




Религия - вера в существование

высшей божественной силы.

О появлении каких новых взглядов у людей свидетельствует древний похоронный обряд?



Территория нашего края в то время –

тундра и лесотундра


Таяние ледника в Передней Азии засуха

гибель многих животных и растений.

Экологический кризис заставил людей начать искусственно разводить растения и выращивать животных.


Курица

одомашнена

9 тыс. лет наз.

Коза

одомашнена

9 тыс. лет наз.

Овца

одомашнена

10 тыс. лет наз.

Собака

одомашнена

15 тыс. лет наз.

Свинья

одомашнена

9 тыс. лет наз.

Буйвол

одомашнен

7 тыс. лет наз.

Лошадь

одомашнена

5,5 тыс. лет наз.

Осёл

одомашнен

6 тыс. лет наз.



Человек прямоходящий (Homo erektus) –

первый человек, вышедший за пределы Африки

Питекантроп

1 миллион

лет назад

Синантроп

500 – 700 тыс.

лет назад

Гейдельбергский

человек

400 тыс.л. назад

V мозга –

V мозга –

1000 см3 .

V мозга –

1000 см3 .

  • - 900 см3 .

Человек разумный ( Homo sapiens) .

30 – 40 тыс. лет назад.

Кроманьонцы

V мозга –

Из новых Интернет-уроков по окружающему миру вы узнаете о всемирной истории , об истории человечества. Чтобы не запутаться, всемирную историю учёные делят на исторические эпохи . Так называют большие отрезки времени, особые части истории человечества, которые отличаются друг от друга. Этим эпохам и будут посвящены наши Интернет-уроки. Сегодня мы откроем первую страницу истории человечества…. первобытный мир….

Эпохи всемирной истории

Свои первые шаги человечество сделало более двух миллионов лет назад. Большинство учёных считают, что первые древние люди появились в Африке, а затем расселились по всей планете.

Интересно, откуда мы пришли в этот мир? Каким образом появился человек? Этот вопрос для большинства людей всего мира до сих пор остается без ответа… Существует несколько теорий:

1. Религия на него отвечает просто: «Первого человека создал бог по образу и подобию своему».

2. Другая теория появления первых людей на Земле сводится к тому, что их предки прилетели из Космоса.

3. Английский ученый Чарльз Дарвин предложил третий ответ, суть которого проста: «Человек на Земле появился в процессе естественной эволюции животного мира, а дальними предками Человека были человекообразные обезьяны». Он привел естественнонаучные доказательства своей теории из области сравнительной анатомии:

1 — горилла, 2 — неандерталец, 3 -человек

Как бы не говорил Дарвин и его единомышленники, сто человек и обезьяна имеют много общего, есть и отличия.

  • Главное отличие, РАЗУМ
  • РЕЧЬ
  • ПРЯМОХОЖДЕНИЕ
  • ТРУД

Хоть и теория Дарвина о происхождении человека многим близка, но его теория остаётся только теорией. Так как ученый не смог ответить на вопрос: «Почему же сейчас обезьяны не превращаются в людей?»


Что ж, каждый в праве выбрать какое из предположений ему по душе. Итак, появился первобытный человек…

Древние люди учились побеждать голод и холод, учились выращивать растения и сшить одежду.

Первобытные люди не объединялись в большие сообщества. Каждая семья была частью небольшого рода , в который входили родственные друг другу семьи. В роду всё было общим: хозяйство, запасы, иногда даже и дом).

Роды, которые происходили от общих предков, объединялись в племена . Там они вместе учились всему.

Люди из разного рода и племени не общались друг с другом. Мораль первобытного мира была такова: настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени.

Удивительно то, что люди начали рисовать и вырезать на пещерных стенах задолго до того, как научились писать…

С Древнего мира сохранились сооружения, которые стали архитектурными памятниками мировой культуры.

Самый известный из них это Стонхендж , который был построен в 28 в до н.э. на юге Англии. Это сооружение использовалось как храм и как обсерватория.

Обсерватория -учреждения, производящие астрономические наблюдения и исследования.

Занимательная история «Первобытный мир»…

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 35

с углубленным изучением отдельных предметов»

Республика Коми г. Сыктывкар

Урок окружающего мира («Человек и человечество»)

ОС « Школа 2100»

Разработчик – Мусинова О. В.,

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 35

Урок по окружающему миру («Человек и человечество») в 4 «г» классе

по ОС « Школа 2100» по теме «Первобытный мир – детство человечества»

Цели:

    Рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки;

    Дать представление о первобытных людях и их успехах в продвижении цивилизации;

    Усвоить понятия первобытный, древний, современный человек;

    Расширять кругозор учащихся;

    Развивать творческое мышление и устную речь обучающихся;

    Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам;

    Воспитывать умение общаться друг с другом, выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД

    1 Развиваем умения извлекать информацию из карты, иллюстраций, текстов.

    2. Выявлять сущность, особенность объектов.

    3. На основе анализа объектов делать выводы.

    4. Ориентироваться в развороте учебника.

Регулятивные УУД

    1.Развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.

    2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД.

    1.Развиваем умение слушать и понимать других.

    2.Умение работать в паре.

    3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    4.Оформлять свои мысли в устной форме.

Оборудование:

презентация «Первобытный мир – детство человечества»с использованием ИКТ, экран, проектор, выставка книг и творческих работ учащихся по теме урока, учебник по окружающему миру Д.Д.Данилова «Человек и человечество», музыкальный фрагмент из песни «Топает малыш», карточки для самостоятельной работы, наглядный материал, шесть “думательных” шляп (в виде карточек разного цвета)

 Белая – Перечислите новые сведения.

 Красная – Выразите свои чувства по поводу работы в группах на уроке.

 Желтая – Что было самым интересным на уроке?

 Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились?

 Синяя – Что вас заинтересовало, что хотели бы узнать по этой теме?

 Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока?

Поставь в нужной последовательности исторические эпохи:

Выбери в какое время ты живешь?

Выбери исторические источники:

…..новое время;

……древний мир;

……средние века;

……новейший мир;

……первобытный мир;

    новое время;

    древний мир;

    средние века;

    новейший мир;

    первобытный мир

    твой учебник математики;

    каменный топор;

    народная сказка;

    икона XY века;

    твоя школа;

Ход урока.

    Самоопределение к деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент:

Прозвенел звонок, начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать,

Мамам, папам рассказать.

I. Актуализация знаний.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

А теперь вспомним изученный материал, прежде чем приступить к изучению нового материала

Что такое история?

Кто такой Геродот?

Что такое историческая эпоха?

Выполним задания.

1.В тесте. Слайд 2,3,4)

Обратимся к слайду. Проверьте свои работу и оцените её по бальной шкале. (Слайд 5)

2.Задания на установление временных связей. (на карточках в паре)

    Какая эпоха считается самой долгой?

    Запишите века:

В котором мы живем,

В котором была Великая Отечественная война,

В каком веке жил А.С.Пушкин, И.А. Крылов.

Создание проблемной ситуации

К нам сегодня в гости пришел забавный неандертальчик, он заблудился в исторических эпохах.

Как вы считаете, в какой исторической эпохе ему место?

Звучит песня «Первые шаги». (выключаю песню после слов «Топ-топ, очень нелегки, топ-топ- первые шаги»).

Какие последние слова прозвучали? Про кого эта песенка? Кто делает первые шаги? Чему учится малыш?

Появляются последовательно надписи «Первобытный мир», «первые шаги», «детство человечества»

Какой возникает вопрос?

В какой период своей жизни человек делает первые шаги?

А у человечества есть детство?

А какие еще вопросы возникли у вас?

Чем же будем заниматься сегодня на уроке?

О чём пойдёт речь?

«Первобытный мир – детство человечества» (Слайд 6)

История – наука о прошлом

История – очень древнее слово, «рассказ о событиях прошлого» (греческое слово)

Геродот - первый историк, «отец истории», древнегреческий учёный

Историческая эпоха – это большой отрезок или промежуток времени.

Самостоятельная работа на листках

Самопроверка по образцу.

Предположения учеников

Ответы детей

Дети пытаются связать фразы и объяснить их

Активно задают учителю вопросы. Вопросы детей учитель записывает на доске.

Ответы детей

II. Открытие нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

«Яркое пятно»

(появляются слайды 7,8)

Кто изображён на рисунке: животные или люди?

Дети спорят, доказывают своё мнение

Напишите в данной табличке ваши предположения

Признаки животных

Признаки человека

1. Тело покрыто шерстью

2. Грубое лицо с широким приплюснутым носом

3. Челюсть выдвинута вперед

4. Низкий лоб

5. Длинные руки (ниже колен)

6. Издают звуки

1. Ходьба на двух ногах (прыгающая)

2. Руки длинные (но до колен)

3. Объем мозга больше, чем у обезьян

4. Работают передними конечностями

5. Звуки (предупреждающие)

(Слайд 9)

А где же появились первые древние люди?

- Там, где круглый год тепло(по мнению ученых- в Африке). А потом уже пошло расселение по всей планете. Сначала- в жарком поясе, а потом, в поисках новых пастбищ, вслед за стадами животных, древние расселялись и в других областях планеты.

Что же заставило их ходить на двух ногах?

(Слайды 10,11,12)

- Вы правы, но еще причинами прямохождения является следующее:

    Освобождение рук для заботы о детенышах.

    Расширяется обзор поверх травы.

    Легче переносить жару(палящие лучи солнца падали под углом, а не прямо).

    Эта поза способствовала увеличению объема мозга, а значит развитию интеллекта)

Высказывания детей

Предположения детей (Добывать пищу, хватать плоды, собирать ягоды. Рыть землю и искать коренья. Брать палки, камни, как орудие труда)

(Слайд 13)

- Наш забавный гость, «неандертальчик», заявляет, что благодаря прямохождению и освобождению рук ему стало удобно самому добывать пищу, собирать плоды. И он решил жить один.

- А как вы думаете, сможет ли он выжить в одиночку? Почему?

- Древние люди жили группами, племенами. Так легче им было защищаться, охотиться, добывать пищу, преодолевать трудности.

- А где жилипервобытные люди?

(Слайд 14)

Археологам удалось найти удивительные с виду жилища из костей, черепов, бивней мамонтов, а сверху покрытые шкурами.

(Рассказ учителя из курса краеведения о Медвежьей пещере)

Чем занимались женщины и мужчины? Каково было основное занятие древних людей?

(Слайд 15)

На кого охотились древние люди?

(Слайд 16)

А как была организована охота? С помощью чего охотились?

(Слайды 17-21)

На охоту могли ходить в качестве загонщиков даже женщины и дети. Они создавали шум, кричали, гнали табуны к ловчим ямам, где неподвижно в засаде сидели другие члены группы. На дне ямы изготавливались ловушки в виде острых кольев из дерева или бивней мамонта. Сверху яму прикрывали жердями и зелеными ветками. Животных могли гнать к ловушкам, к болоту, к глубоким оврагам, откуда было трудно выбраться. Работа каждого проходила слажено.

Из чего древние люди могли изготавливать оружие и орудия труда?

(Слайды 22,23)

Вернемся к охоте

(Слайд 24)

А как или с помощью чего охотники еще могли напугать диких животных?

Откуда же появился огонь?

(Слайды 25,26)

Для чего использовали первобытные люди огонь?

Как поддерживали его и умели ли его добывать?

(Слайд 27, 28,29)

Первобытная мораль. (Слайд 30)

Вы согласны с таким рассуждением? Почему?

Как делились первобытные люди?

Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных?

(Слайд 31,32)

Дети высказывают свое мнение, спорят, доказывают.

Ответы детей: В пещерах

Предположения детей

Ответы детей: на мамонтов, диких лошадей, оленей, пещерных медведей и др.

Предположения детей

Самостоятельный поиск информации из учебника

свободные высказывания детей, выслушиваются разные мнения

Ответы детей: от грозы, извержения вулкана.

Ответы детей: давало тепло, свет, для приготовления пищи, защита от хищников.

Театрализованное представление

(стр.50-51)показывают ранее подготовленные ученики.

Высказывания детей.

Свои-люди, чужие-нелюди.

Высказывания детей.

III . Первичное закрепление

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Чему учится ребенок в детстве?

Какие «первые шаги» делало человечество?

Что у древних людей было впервые?

Ответы: первым шагам, первым словам, самостоятельности

Ответы: училось ходить, говорить, общаться, охотиться, одеваться и тд.

IV . Самостоятельная работа.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Откройте рабочую тетрадь, самостоятельно выполните 1,2 задания.

Проверим работу

один ученик читает вопрос, дает ответ; выслушивается мнение других учащихся

V .Итог урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Посмотрите на вопросы, которые появились у вас в начале урока и дайте на них ответ.

В какой же исторической эпохе должен жить наш «неандертальчик»?

Почему эпоха называется первобытная?

Можно ли назвать ее «детством человечества»?

Что показалось на уроке самым интересным?

Какие новые знания подарили себе на уроке?

Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

Ответы детей

VI. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

В каждой группе один цвет.

С помощью “думательных” шляп, выскажите мнение о своей работе в соответствии с цветом.

Дети по желанию высказывают свое мнение.

Карточки с вопросами.

Белая – Перечислите новые сведения.

Красная – Выразите свои чувства по поводу работы на уроке.

Желтая – Что было положительное на уроке?

Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились?

Синяя – Что вы хотели бы узнать по этой теме?

Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока?

VII . Домашнее задание

Запишите домашнее задание:

стр. 43 – 51 в учебнике;

тетрадь с. 34, № 3.

Сочинить стихотворение по теме урока. (По желанию)

Фиксируют в дневнике.

Технические средства обучения: презентация к уроку.

Методическая литература:

    А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов. Окружающий мир. Человек и человечество. 4 класс. М.: Баласс, 2011г

    Н.В. Харитонова, Е.В. Сизова. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и человечество).М.: Баласс, 2011г

    Т.А. Соловьева, Е.И. Рогалева. Исторические темы курса «Окружающий мир»: деятельностный развивающий подход. – М.: ВАКО 2006 г.

Интернет-ресурсы: http://www.school2100.ru

Самоанализ урока.

Открытый урок по окружающему миру был дан в 4 классе. Тема урока: «Первобытный мир – первые шаги человечества». Уроки окружающего мира ведутся по образовательной программе «Школа 2100».

Цель урока : дать первичное представление об эпохе Первобытного мира.

Реализация поставленной цели осуществлялась путем решения следующих учебно-воспитательных задач:

    познакомить учащихся с образом жизни первобытных людей, с их достижениями;

    формировать устойчивое неприятие норм морали первобытного человечества;

    воспитывать уважительное отношение к опыту, накопленному поколениями.

Для решения поставленных задач был отобран необходимый учебный материал, соответствующий детям данного возраста.

Тип у рока: комбинированный, включающий в себя следующие этапы:

    Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

    Совместное открытие знаний.

    Самостоятельное применение знаний.

    Итог урока.

    Домашнее задание.

В ходе урока были использованы индивидуальные, фронтальные формы работы и работа в парах.

Учебно-воспитательное взаимодействие учителя и обучающихся способствовало, на мой взгляд:

    интеллектуальному развитию детей, формированию их мировоззрения;

    общекультурному развитию обучающихся;

    эмоциональному развитию учеников, формированию их универсальных учебных действий

По моему мнению, отобранные содержание, формы, методы, приемы и технологии способствовали реализации поставленных цели и задач урока.

План

1. Исторические эпохи.
2. Знакомство с историей и археологией.

4. Первобытный мир.
5. Заключение.

1. Исторические эпохи.

Историю человечества можно разделить на несколько больших эпох:

  • — первобытная история;
  • — история Древнего мира;
  • — история Средних веков;
  • — история Нового времени;
  • — история Новейшего времени.

2. Знакомство с историей и археологией

Самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной.

Как люди узнали о первобытных людях? Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости. Ученых, производящих раскопки называют археологами.

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы” которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

Первые известные нам предки человека и обезьян обитали более двух миллионов лет назад и назывались дриопитеки.

3. Отличие первобытного человека от современного.

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами — современных людей — и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Он не умел говорить, издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали страх и гнев, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности, ел только то, что находил.

Это были древесные животные, напоминающие по своему строению человекообразных обезьян. Некоторые из них вели только древесный образ жизни. Именно они могли дать начало линии животных, ставших впоследствии предком человека.

4. Первобытный мир.

Самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной. Первобытная (родовая) община. Характеризуется коллективным трудом и потреблением.

Первобытные люди жили группами, т.к в одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни. Им не нужно было заботиться о тёплой одежде. Они жили там, где всегда тепло. Первобытные люди строили жилища, чтобы защищаться от палящих лучей солнца, непогоды, хищников.

Первыми орудиями труда людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев. Первые люди должны были охотиться, собирать разные растения, а так же научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня.

Основным занятием древних людей были охота и рыбная ловля (занятия для мужчин), которые требовали большой силы и ловкости. Древний человек вряд ли умел считать больше чем до пяти, но он мог часами сидеть неподвижно в засаде во время охоты или соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта. Собирательством (занятие для женщин) – умением разбираться в разных растениях и собирать съедобные грибы, а так же обменом добычей – с другими племенами.

Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем нашёлся смельчак, который стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. Он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, что нет в природе.

Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах. Лепили из глины или вытесывали из камня людей, животных, украшали посуду. Наверное, им хотелось изобразить мир, в котором они жили.

5. Заключение.

Первобытная история длилась сотни, тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды. На территории нашей страны они появились примерно полмиллиона лет назад.

Просмотры: 35 043