Первая любовь тургенева биография. Умер близ парижа писатель иван сергеевич тургенев

В 1827 году семья переехала в Москву. Иван Тургенев учился в частных пансионах, в 1833 году поступил на словесное отделение Московского университета (ныне МГУ имени М. В. Ломоносова), в 1834 году перешел на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1837 году . В 1838 году отправился в Берлин, слушал лекции в университете, в Германии сблизился с Николаем Станкевичем и Михаилом Бакуниным. Вернулся в Россию в 1841 году, поселился в Москве . В 1842 году сдал экзамены на степень магистра философии в Петербургском университете, но, увлекшись литературной деятельностью, прервал свою научную карьеру. В 1843 году поступил на службу в Министерство внутренних дел, в 1845 году вышел в отставку.

В 1843 году была опубликована поэма "Параша", высоко оцененная Виссарионом Белинским. В этот период Иван Тургенев от романтизма обратился к иронико-нравоописательной поэме ("Помещик", "Андрей", обе 1845) и прозе, близкой принципам "натуральной школы" ("Андрей Колосов", 1844; "Три портрета", 1846; "Бретер", 1847).

С начала 1847 года по июнь 1850 года жил за границей (в Германии, Франции): общался с Павлом Анненковым, Александром Герценом, познакомился с Жорж Санд, Проспером Мериме, Альфредом де Мюссе, Фредериком Шопеном, Шарлем Гуно. Были написаны повести "Петушков" (1848), "Дневник лишнего человека" (1850), комедии "Холостяк" (1849), "Где тонко, там и рвется", "Провинциалка" (обе 1851), психологическая драма "Месяц в деревне" (1855).

В 1847 году в журнале "Современник" вышел рассказ Тургенева "Хорь и Калиныч", с которого начался цикл лирических очерков и рассказов "Записки охотника". Отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852 году, позднее добавлены рассказы "Конец Чертопханова" (1872), "Живые мощи", "Стучит" (1874).

В феврале 1852 года Тургенев написал некрологическую заметку о смерти Гоголя, что послужило предлогом для ареста и ссылки писателя под надзор полиции в село Спасское на полтора года. В этот период Тургенев написал повести "Муму" (1854) и "Постоялый двор" (1855), по своему антикрепостническому содержанию примыкающие к "Запискам охотника".

По возвращении из ссылки до июля 1856 года Тургенев жил в России, состоялись его знакомства с Иваном Гончаровым, Львом Толстым и Александром Островским. Были опубликованы повести "Затишье" (1854), "Яков Пасынков" (1855), "Переписка" (1856).

В 1856 году в печать вышел первый крупный роман писателя — "Рудин". Имя героя романа стало нарицательным для людей, у которых слово не согласуется с делом. В последующие годы Тургенев опубликовал повести "Фауст" (1856) и "Ася" (1858), "Первая любовь" (1860) и роман "Дворянское гнездо" (1859).

После "Отцов и детей" для писателя наступил период сомнений и разочарований: были опубликованы повести "Призраки" (1864), "Довольно" (1865) и роман "Дым" (1867).

После 1871 года Тургенев жил в Париже, изредка возвращаясь в Россию. Он активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, пропагандировал русскую литературу за рубежом. Входил в кружок крупнейших французских писателей — Гюстава Флобера, Эмиля Золя, Альфонса Доде, братьев Гонкур, где пользовался репутацией одного из крупнейших писателей-реалистов. Тургенев общался и переписывался с Чарльзом Диккенсом, Жорж Санд, Виктором Гюго, Проспером Мериме, Ги де Мопассаном.

Тургенев поддерживал контакты с русскими революционерами Петром Лавровым и Германом Лопатиным.

В позднем творчестве Тургенева появились и возросли мистические мотивы: рассказы и повести "Собака" (1865), "История лейтенанта Ергунова" (1868), "Сон", "Рассказ отца Алексея" (оба 1877), "Песнь торжествующей любви" (1881), "После смерти (Клара Милич)" (1883).

Наряду с рассказами о прошлом ("Степной король Лир", 1870; "Пунин и Бабурин", 1874), в последние годы жизни Тургенев обратился к мемуаристике ("Литературные и житейские воспоминания", 1869-1880) и "Стихотворениям в прозе" (1877-1882).

Книги для чтения

Экранизация классики

Биография писателя

Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) - прозаик, поэт, драматург. Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 году. Вскоре семья Тургеневых переехала в Спасское-Лутовиново, которое и стало поэтической колыбелью будущего знаменитого писателя. В Спасском Тургенев на­учился глубоко любить и чувст­вовать природу. Ему не испол­нилось еще и пятнадцати лет, когда он поступил в Москов­ский университет на словесное отделение. В Московском уни­верситете Тургенев проучился недолго: родители перевели его на философское отделение Петербургского университета. Окончив обучение, он уехал в Германию для завершения об­разования, а в 1842 году вернул­ся из-за границы. Сдав экзамен по философии, он хотел стать профес­сором, однако в это время в России закрыли все кафедры философии. В 1843 году начинается литературная деятельность Тургенева. Вышла его поэма «Параша», которую он показал критику В.Г.Белинскому, и с этого началась дружба между ними. В 1847 году в «Современнике» был напечатан очерк Тургенева «Хорь и Калиныч», который сразу обратил на себя внимание читателя. В 1852 году отдельной книгой были изданы «Записки охотника», которые могут быть названы художественной летописью русской народной жизни, потому что в них отражены думы народные, и горе крестьянское, и различ­ные формы протеста против эксплуататоров-помещиков. Наибольшей глубины обобщения Тургенев достигает в обрисовке «гуманного помещика» Аркадия Павловича Пеночкина («Бурмистр»). Это либерал, претендующий на образованность и культуру, подражающий всему западно­европейскому, но за этой показной культурой скрывается «мерзавец с тонкими манерами», как удачно о нем сказал В.Г.Белинский. В «Записках охотника», а позже в повестях, романах, рассказах Тургенев с глубокой симпатией изображает про­стых крестьян. Он показывает, что в условиях крепостного гнета и нищеты крестьяне умеют сохранить человеческое достоинство, веру в лучшую жизнь. Во многих своих произведениях Тургенев показывает бесчеловечность помещиков-крепостников, рабское поло­жение крестьян. Одним из таких произведений является рассказ «Муму», написанный в 1852 году. Диапазон творчества Тургенева необычайно широк. Он пишет повести, пьесы, романы, в которых освещает жизнь различных слоев русского общества. В романе «Рудин», написанном в 1855 году, его герои относятся к той плеяде интеллигенции, которая увлекалась филосо­фией и мечтала о светлом будущем России, но практически для этого будущего ничего сделать не могла. В 1859 году был напечатан роман «Дворянское гнездо», который имел громадный и всеобщий успех. На смену Рудиным и Лаврецким в 50-60-х годах пришли люди дела. Тургенев запечатлел их в образах Ин­сарова и Базарова (романы «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), показав их умственное и моральное превос­ходство над представителями дворянской интеллигенции. Евгений Базаров - типичный демократ-разночинец, есте­ственник-материалист, борец за просвещение народа, за освобождение науки от заплесневелых традиций. В 70-х годах, когда на общественную арену вышло народничество, Тургенев опубликовал роман «Новь», герои которого представляют собой различные типы народниче­ства. Тургенев создал целую галерею образов обаятельных русских женщин - от крестьянок Акулины и Лукерьи («Свиданье», «Живые мощи») до революционно настроен­ной девушки из «Порога». Обаяние тургеневских героинь, несмотря на разницу их психологических типов, заключа­ется в том, что их характеры раскрываются в моменты проявления самых благородных чувств, что их любовь изображается как возвышенная, чистая, идеальная. Тургенев - непревзойденный мастер пейзажа. Карти­ны природы в его произведениях отличаются конкретнос­тью, реальностью, зримостью. Автор описывает природу не как бесстрастный наблюдатель; он четко и ясно выражает свое отношение к ней. В конце 70-х - начале 80-х годов Тургенев написал цикл «Стихотворения в прозе». Это лирические миниатю­ры, написанные в виде либо философских и психологичес­ких размышлений, либо элегических воспоминаний. Общественное содержание произведений Тургенева, глубина изображения в них человеческих характеров, ве­ликолепное описание природы - все это волнует и совре­менного читателя.

Анализ творчества и идейно-художественное своеобразие произведений

Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818–1883)

Творчество И.С.Тургенева - яркое явление не только в истории отечественной литературы, но и в истории общественной мысли. Произведения писателя всегда вызывали бурную реакцию в обществе. Роман «Отцы и дети» «спровоцировал» такую полемику в критике, подобную которой трудно найти в истории русской об щественной мысли. Писатель в каждом новом произведении откликался на социальную жизнь своего времени. Пристальный интерес к актуальным проблемам современности - типологическая характеристика тургеневского реализма.
Н.Добролюбов, отмечая эту особенность тургеневского творчества, писал в статье «Когда же придет настоящий день?»: «Живое отношение к современности упрочило за Тургеневым постоянный успех у читающей публики. Мы можем смело сказать, что если Тургенев затронул какой-нибудь вопрос в своей повести, если он изобразил какуюнибудь новую сторону общественных отношений, - это служит ручательством за то, что вопрос этот поднимается или скоро поднимется в сознании образованного общества, что эта новая сторона... скоро выскажется перед глазами всех».
При такой «живой» связи с временем особенности мировоззре ния, политических взглядов писателя сыграли не последнюю роль
проявились в созданных им художественных типах «лишнего человека» (Рудин, Лаврецкий), «нового человека» (Инсаров, Базаров), «тургеневской девушки» (Лиза Калитина, Наталья Ласунская).
Тургенев принадлежал к лагерю дворян-либералов. Писатель занимал последовательную антикрепостническую позицию, ненавидел деспотизм. Близость в 40-е годы к Белинскому и Некрасову, сотрудничество в 50-е годы с журналом «Современник» способствовали его сближению с передовой общественной идеологией. Однако принципиальные расхождения в вопросе о путях изменения жизни (он категорически отрицал революцию и уповал на реформу сверху) привели Тургенева к разрыву с Чернышевским и Добролюбовым, выходу из журнала «Современник». Поводом к расколу в «Современнике» стала статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» о тургеневском романе «Накануне». Смелые революционные выводы критика испугали Тургенева. В 1879 году он писал о своих политических и идейных пристрастиях: «Я всегда был и до сих пор остался «постепеновцем», либералом старого покроя в английском династическом смысле, человеком, ожидающим реформ только свыше, принципиальным противником революции.
Сегодняшнего читателя в меньшей мере, чем современников писателя, волнует политическая острота его произведений. Тургенев интересен нам прежде всего как художникреалист, внесший свой вклад в развитие русской литературы. Тургенев стремился к верности и полноте отражения действительности. В основе его эстетики лежало требование «реальности жизни», он стремился, по его собственным словам, «насколько хватило сил и уменья, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет «самый образ и давление времени», и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений». Он создал свой стиль, собственную манеру повествования, в которой сжатость, лаконичность изложения не противоречила отражению сложных конфликтов и характеров.
Творчество Тургенева развивалось под воздействием пушкинских открытий в прозе. Поэтику тургеневской прозы отличала ус тановка на объективность, на литературность языка, на сжатый выразительный психологический анализ с использованием при ема умолчания. Большую роль в его произведениях играет бытовой фон, данный в выразительных и лаконичных зарисовках. Тургеневский пейзаж - общепризнанное художественное открытие русского реализма. Лирический тургеневский пейзаж, усадебная поэзия с мотивами увядания «дворянских гнезд» оказали влияние на творчество писателей XX века - И.Бунина, Б.Зайцева.

Способность откликнуться на актуальную для эпохи тему, умение создать психологически достоверный характер, лиризм повествовательной манеры и чистота языка - основные черты реализма Тургенева. Значение Тургенева выходит за рамки национального писателя. Он был своеобразным посредником между русской и западноевропейской культурой. С 1856 года он почти постоянно жил за границей (так сложились обстоятельства его личной жизни), что нисколько не мешало ему, как уже подчеркивалось, быть в гуще событий русской жизни. Он активно пропагандировал русскую литературу на Западе, а в России - европейскую. В 1878 году он был избран вицепрезидентом Международного литературного конгресса в Париже, а в 1879 Оксфордский университет присвоил ему степень доктора обычного права. В конце жизни Тургенев написал стихотворение в прозе «Русский язык», в котором выражается сила его любви к России и вера в духовную мощь народа.
Творческий путь И.С.Тургенева по существу начался с публикации в журнале «Современник» в 1847 году рассказа «Хорь и Калиныч». Хотя до этого времени он писал стихи и поэмы в романтическом духе («Вечер», «Стено», «Параша»), повести и рассказы («Андрей Колосов», «Три портрета»), только эта публикация ознаменовала рождение писателя Тургенева.
За свою долгую жизнь в литературе Тургенев создал значительные произведения в разных жанрах эпического рода. Помимо упомянутых антикрепостнических рассказов, он стал автором повестей «Ася», «Первая любовь» и др., объединенных темой судьбы дворянской интеллигенции, и социальных романов «Рудин», «Дворянское гнездо» и др.
Тургенев оставил след в русской драматургии. Его пьесы «На хлебник», «Месяц в деревне» до сих пор входят в репертуар наших театров. В конце жизни он обратился к новому для себя жанру и создал цикл «Стихотворения в прозе».

Название романа Тургенева никак не связано с противопоставленностью героев в семейно-возрастном плане. В романе художественно осмысляется идейная борьба эпохи: антагонизм позиций либеральных дворян («отцов») и разночинцев-демократов («детей»).
Добролюбов еще в 1859 году, размышляя об общественной ситуации в России, иронически характеризовал поколение сороковых годов как «мудрую партию пожилых людей... с высокими, но несколько отвлеченными стремлениями». «Говоря «пожилые», - замечал критик-демократ, - мы везде разумеем людей, которые прожили свои молодые силы и уже не умеют понимать современное движение и потребности нового времени; такие люди встречаются и между двадцатипятилетними». Там же Добролюбов размышляет и о представителях «нового» поколения. Они отказываются от преклонения перед возвышенными, но абстрактными принципами. «Их последняя цель не совершенная рабская верность отвлеченным высшим идеям, а принесение «возможно большей пользы человечеству», - пишет критик. Полярность идейных установок очевидна, противостояние «отцов» и «детей» назрело в самой жизни. Чуткий к современности Тургенев-художник не мог на него не откликнуться. Столкновение Павла Петровича Кирсанова как типичного представителя поколения 40-х годов с Евгением Базаровым, носителем новых идей, неизбежно. Их основные жизненные и мировоззренческие позиции выявляются в диалогах-спорах.
Диалоги занимают в романе большое место: их композиционное господство подчеркивает идейный, мировоззренческий характер основного конфликта. Тургенев, как уже отмечалось, по своим убеждениям был либералом, что не помешало ему показать в романе несостоятельность героев - дворян-либералов во всех сферах жизни. Писатель определенно и достаточно жестко оценивал поколение «отцов». В письме к Случевскому он отмечал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня
96взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? Они лучшие из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Отец братьев Кирсановых - боевой генерал 1812 года, человек простой, даже грубый, «всю жизнь тянул свою лямку». Поиному складывается жизнь его сыновей. Николай Петрович, вышедший из университета в 1835 году, начал службу по протекции отца в «министерстве уделов». Однако вскоре после женитьбы ее оставил. Лаконично, но емко автор рассказывает о его семейной жизни: «Супруги жили очень хорошо и тихо, они почти никогда не расставались. Десять лет прошло как сон... И Аркадий рос да рос - тоже хорошо и тихо». Повествование окрашено мягкой авторской иронией. Никаких общественных интересов у Николая Петровича нет. Университетская юность героя проходила в эпоху николаевской реакции, и единственной сферой приложения его сил стала любовь, семья. Павел Петрович, блестящий офицер, оставил карьеру и свет изза романтической любви к загадочной княгине Р. Отсутствие социальной активности, социальных задач, отсутствие навыков ведения хозяйства ведет героев к разорению. Николай Петрович, не зная, где добыть деньги, распродает лес. Будучи человеком мягким по натуре, либеральных убеждений, он пытается реформировать хозяйство, облегчить положение мужиков. Но его «ферма» не дает ожидаемых доходов. Автор замечает по этому поводу: «Их хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева». Выразительно и многозначительно описание убогих деревень, мимо которых проезжают герои в начале романа. Природа под стать им: «Как нищие в лохмотьях стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями...». Возникала печальная картина русской жизни, от которой «сердце сжималось». Все это - следствие неблагополучия общественного устройства, несостоятельности помещичьего класса, в том числе и субъективно весьма симпатичных братьев Кирсановых. Упование на силу аристократии, высоких принципов, столь дорогих Павлу Петровичу, не поможет изменить социальноэкономическое положение России. Болезнь зашла далеко. Нужны сильные средства, революционные преобразования, считает «демократ до конца ногтей» Базаров.
Базаров - центральный персонаж в романе, именно он герой времени. Это человек дела, материалист-естественник, демократ-просветитель. Личность по всем параметрам антагонистически противопоставленная братьям Кирсановым. Он из поколения «детей». Однако в образе Базарова в большей мере сказались противоречия мировоззрения и творчества Тургенева.
Политические взгляды Базарова содержат некоторые черты, при сущие лидерам революционной демократии 60х годов. Он отрицает общественные устои; ненавидит «барчуков проклятых»; стремится «место расчистить» для будущей правильно устроенной жизни. Но всетаки определяющим в его политических взглядах был нигилизм, который Тургенев отождествлял с революционностью. В письме к Случевскому он так и писал: «...и если он называется нигилистом, то надо считать: революционером». Нигилизм был крайним течением в революционнодемократическом движении и неопределяющим его. Но абсолютный нигилизм Базарова по отношению к искусству, любви, природе, душевным переживаниям был авторским преувеличением. Такой степени отрицания не было в мировоззрении шестидесятников.
Базаров привлекает своим стремлением к практической деятель ности, мечтает «обломать много дел», правда, каких именно, мы не знаем. Его идеал - человек дела. В имении Кирсановых он постоянно занимается естественнонаучными опытами, а приехав к родителям, начинает лечить окрестных крестьян. Для Базарова важна сущность жизни, потому он так пренебрежительно относится к ее внешней стороне - своей одежде, внешнему облику, манере поведения.
Культ дела, идея пользы порой превращаются у Базарова в голый утилитаризм. По направленности мировоззрения он ближе к Писареву, чем к Чернышевскому и Добролюбову.
Противоречивы отношения Базарова с простым народом. Несомненно, он ближе к нему, чем надушенный, чопорный Павел Петрович, но мужики не понимают ни его поведения, ни его целей.
Базаров показан Тургеневым в чуждой для себя среде, у него, по сути дела, нет единомышленников. Аркадий - временный попутчик, попавший под влияние сильного друга, его убеждения поверхностны. Кукшина и Ситников - эпигоны, пародия на «нового человека» и его идеалы. Базаров одинок, что делает его фигуру трагической. Но есть в его личности и внутренний диссонанс. Базаров провозглашает цельность, но в егото натуре ее как раз и нет. В основе его мировоззрения лежит не только отрицание признанных авторитетов, но и уверенность в абсолютной свободе собственных чувств и настроений, убеждений. Именно эту свободу он демонстрирует в споре с Павлом Петровичем после вечернего чая, в десятой главе романа. Но вот встреча с Одинцовой и любовь к ней неожиданно показывают ему, что этой-то свободы у него и нет. Он оказывается бессилен совладать с тем чувством, само существование которого он так легко и смело отрицал. Будучи идейным максималистом, Базаров не способен отказаться от своих убеждений, но и победить свое сердце он не в силах. Эта раздвоенность причиняет ему огромные страдания. Собственные чувства, жизнь сердца нанесли страшный удар по его стройной мировоззренческой системе. Перед нами уже не уверенный в себе человек, готовый к разрушению мира, а, как говорил Достоевский, «беспокойный, тоскующий Базаров». Смерть его случайна, но в ней проявилась жизненная закономерность. Мужество Базарова в смерти подтверждает незаурядность его натуры и даже героическое начало в нем. «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать подвиг», - писал Писарев.
Тургеневский роман о герое времени, «новом человеке» Базарове написан с безукоризненным мастерством. Прежде всего оно проявилось в создании образов персонажей. Аналитический портрет героя дает его емкую социально-психологическую характеристику. Так, «красивая рука с длинными розовыми ногтями, рука, казавшаяся еще красивее от нежной белизны рукавичка, застегнутого одиноким крупным опалом...» подчеркивает аристократизм Павла Петровича, вместе с другими деталями портрета указывает на романтический характер этого персонажа. «Длинный балахон с кистями» и «обнаженная красная рука», которую Базаров не сразу подает Николаю Петровичу, - эти портретные детали красноречиво говорят о демократизме Базарова и его независимости.
С большим мастерством автор передает своеобразие речи пер

ФОРМУЛА ЖУКА. Тургенев

"Отцы и дети" - едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе. Авдотья Панаева, очень не любившая Тургенева, писала: "Я не запомню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева "Отцы и дети". Можно положительно сказать, что "Отцы и дети" были прочитаны даже такими людьми, которые со школьной скамьи не брали книги в руки".
Именно то обстоятельство, что с этих пор книгу берут в руки как раз на школьной скамье, и лишь изредка после, лишило тургеневскую вещь романтического ореола громкой популярности. "Отцы и дети" воспринимаются как произведение социальное, служебное. И на самом деле таковым произведением роман и является. Просто следует, видимо, разделять то, что возникло благодаря замыслу автора, и что - вопреки, в силу самой природы искусства, которое отчаянно сопротивляется попыткам поставить его на службу чему бы то ни было.
Тургенев своей книгой вполне лапидарно описал новое явление. Явление определенное, конкретное, сегодняшнее. Такой настрой задан уже самым началом романа: "- Что, Петр? не видать еще?- спрашивал 20 мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко..."
Для автора и для читателя было весьма существенно, что на дворе стоял именно такой год. Раньше Базаров не мог появиться. Достижения 40-х годов XIX века подготовили его приход. На общество произвели сильное впечатление естественнонаучные открытия: закон сохранения энергии, клеточное строение организмов. Выяснилось, что все явления жизни можно свести к простейшим химическим и физическим процессам, выразить доступной и удобной формулой. Книга Фохта, та самая, которую Аркадий Кирсанов дает прочесть своему отцу - "Сила и материя"- учила: мозг выделяет мысль, как печень - желчь. Таким образом, сама высшая деятельность человека - мышление - оборачивалась физиологическим механизмом, который можно проследить и описать. Тайн не оставалось.
Потому Базаров легко и просто трансформирует основное положение новой науки, приспосабливая его для разных случаев жизни. "Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество",- говорит он Аркадию. И логично заканчивает: "Пойдем лучше смотреть жука".
(Базаров совершенно справедливо противопоставляет два мировоззрения - научное и художественное. Только столкновение их закончится не так, как ему представляется неизбежным. Собственно, об этом книга Тургенева - точнее, в этом ее роль в истории русской литературы.)
В целом идеи Базарова и сводятся к тому, чтоб "смотреть жука" - вместо того, чтобы раздумывать над загадочными взглядами. Жук - ключ ко всем проблемам. В базаровском восприятии мира господствуют биологические категории. В такой системе мышления жук - попроще, человек - посложнее. Общество - тоже организм, только еще более развитый и сложный, чем личность.
Тургенев разглядел новое явление и испугался его. В этих невиданных людях ощущалась неведомая сила. Чтобы осознать ее, он и стал записывать: "Я все эти лица рисовал, как бы я рисовал грибы, листья, деревья; намозолили мне глаза - я и принялся чертить".
Конечно, не следует вполне доверять авторскому кокетству. Но справедливо то, что Тургенев изо всех сил старался соблюдать объективность. И добился этого. Собственно говоря, как раз это и произвело такое сильное впечатление на тогдашнее общество: непонятно было - за кого Тургенев?
Сама повествовательная ткань предельно объективирована. Все время ощущается нехарактерный для русской словесности нулевой градус письма там, где речь идет о социальном явлении. Вообще от чтения "Отцов и детей" остается странное впечатление невыстроенности сюжета, рыхлости композиции. И это тоже результат установки на объективность: будто пишется не роман, а записные книжки, заметки на память.
Разумеется, не стоит переоценивать значение замысла в изящной словесности. Тургенев - художник, и это главное. Персонажи книги - живые. Язык - яркий. Как замечательно говорит Базаров об Одинцовой: "Богатое тело. Хоть сейчас в анатомический театр".
Но тем не менее, схема проступает сквозь словесную ткань. Тургенев написал роман с тенденцией. Не в том дело, что автор открыто встает на чью-то сторону, а в том, что во главу угла поставлена социальная проблема. Это роман на тему. То есть, как сказали бы сейчас - ангажированное искусство.
Однако здесь и случается столкновение научного и художественного мировоззрений, и происходит то самое чудо, которое напрочь отрицал Базаров. Книга никак не исчерпывается схемой противостояния старого и нового в России конца 50-х годов XIX столетия. И не потому, что талант автора нарастил на умозрительный остов качественный художественный материал, имеющий самостоятельную ценность. Разгадка "Отцов и детей" лежит не над схемой, а под ней - в глубокой философской проблеме, выходящей за рамки и века, и страны.
Роман "Отцы и дети"- о столкновении цивилизаторского порыва с порядком культуры. О том, что мир, сведенный к формуле, превращается в хаос.
Цивилизация - вектор, культура - скаляр. Цивилизация складывается из идей и убеждений. Культура суммирует приемы и навыки. Изобретение смывного бачка - знак цивилизации. То, что в каждом доме есть смывной бачок - признак культуры.
Базаров - свободный и размашистый носитель идей. Эта его раскованность подана в романе Тургенева с насмешкой, но и с восхищением. Вот один из примечательных разговоров: "- ...Однако мы довольно философствовали. "Природа навевает молчание сна", сказал Пушкин.- Никогда он ничего подобного не сказал,- промолвил Аркадий.- Ну, не сказал, так мог и должен был сказать в качестве поэта. Кстати, он, должно быть, в военной службе служил.- Пушкин никогда не был военным!- Помилуй, у него на каждой странице: "На бой, на бой! за честь России!""
Понятно, что Базаров несет чушь. Но при этом что-то очень точно угадывает в прочтении и массовом восприятии Пушкина русским обществом.. Такая смелость - есть привилегия свободного ума. Мышление закрепощенное оперирует готовыми догмами. Мышление раскованное превращает гипотезу в гиперболу, гиперболу - в догмат. Это и есть самое привлекательное в Базарове. Но и самое пугающее - тоже.
Такого Базарова и сумел замечательно показать Тургенев. Его герой - не философ, не мыслитель. Когда он говорит пространно, это обычно выкладки из популярных научных трудов. Когда кратко - высказывается резко и иногда остроумно. Но дело не в самих идеях, которые Базаров излагает, а именно в способе мышления, в абсолютной свободе ("Рафаэль гроша медного не стоит").
А противостоит Базарову не его главный оппонент - Павел Петрович Кирсанов - а уклад, порядок, уважение к которому исповедует Кирсанов ("Без принсипов, принятых на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя").
Тургенев губит Базарова, сталкивая его с самой идеей уклада. Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду. Череда этих экзаменов и составляет сюжет романа.
Несмотря на различия в обстоятельствах, Базаров терпит поражения по одной и той же причине: он вторгается в порядок, проносясь, как беззаконная комета,- и сгорает.
Крахом кончается его дружба с Аркадием, таким преданным и верным. Привязанность не выдерживает испытаний на прочность, которые проводятся столь варварскими способами, как поношение Пушкина и других авторитетов. Точно формулирует невеста Аркадия Катя: "Он хищный, а мы с вами ручные". Ручные
значит, живущие по правилам, соблюдающие порядок.
Уклад резко враждебен Базарову и в его любви к Одинцовой. В книге это настойчиво подчеркивается - даже простым повторением буквально одних и тех же слов. "- На что вам латинские названия?- спросил Базаров.- Во всем нужен порядок,- отвечала она".
И далее еще более внятно описывается "порядок, который она завела у себя в доме и в жизни. Она строго его придерживалась и заставляла других ему покоряться. Все в течение дня совершалось в известную пору... Базарову не нравилась эта размеренная несколько торжественная правильность ежедневной жизни; "как по рельсам катишься",- уверял он".
Одинцову же пугает размах и неуправляемость Базарова, и худшим обвинением в ее устах звучат слова: "Я начинаю подозревать, что вы склонны к преувеличению". Гипербола - сильнейший и эффективнейший козырь базаровского мышления - рассматривается как нарушение нормы.
Столкновение хаоса с нормой исчерпывает очень важную в романе тему вражды. Павел Петрович Кирсанов - тоже, как и Базаров, не мыслитель. Он не в состоянии противопоставить базаровскому напору сколько-нибудь артикулированные идеи и аргументы. Но Кирсанов остро ощущает опасность самого факта существования Базарова, ориентируясь при этом не на мысли и даже не на слова: "Вы изволите находить смешными мои привычки, мой туалет, мою опрятность..." Кирсанов защищает эти, казалось бы, мелочи, потому что инстинктивно понимает, что сумма мелочей - и есть культура. Та самая культура, в которой закономерно распределены Пушкин, Рафаэль, чистые ногти и вечерняя прогулка. Всему этому Базаров несет угрозу.
Цивилизатор Базаров полагает, что где-то есть надежная формула благосостояния и счастья, которую надо только отыскать и предложить человечеству ("Исправьте общество, и болезней не будет"). Ради отыскания этой формулы кое-какими несущественными мелочами можно и пожертвовать. А поскольку любой цивилизатор всегда имеет дело с уже сущим, сложившимся миропорядком, то идет методом от противного: не создавая что-то заново, а вначале разрушая уже имеющееся.
Кирсанов же убежден, что само благосостояние
и счастье и заключаются в накоплении, суммировании и сохранении. Однозначности формулы противостоит многообразие системы. Новую жизнь нельзя начать с понедельника.
Пафос разрушения и переустройства настолько неприемлем для Тургенева, что он заставляет Базарова в конце концов вчистую проиграть Кирсанову.
Кульминационное событие - тонко написанная сцена поединка. Изображенная в целом как нелепость, дуэль, тем не менее - Кирсанову не внеположна. Она - часть его достояния, его мира, его культуры, правил и "принсипов". Базаров же в поединке выглядит жалко, потому что чужд самой системе, породившей такие явления как дуэль. Он здесь вынужден сражаться на чужой территории. Тургенев даже подсказывает, что против Базарова - нечто куда более важное и сильное, чем Кирсанов с пистолетом: "Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все же должен был драться". Иными словами, у барьера - сама природа, естество, миропорядок.
И окончательно Базаров добит, когда становится понятно, почему от него отреклась Одинцова: "Она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее - и увидала за ней даже не бездну, а пустоту... или безобразие".
Это важное признание. Тургенев отказывает хаосу, который несет Базаров, даже в величии, оставляя лишь одно голое неустройство.
Потому и умирает Базаров унизительно и жалко. Хотя и тут автор сохраняет полную объективность, показывая силу духа и мужество героя. Писарев даже считал, что своим поведением перед лицом смерти Базаров положил на весы ту последнюю гирьку, которая перетянула, в конечном счете, в его сторону.
Но куда более существенна причина смерти Базарова - царапина на пальце. Парадоксальность гибели молодого, цветущего, незаурядного человека от столь ничтожного повода создает масштаб, который заставляет задуматься. Убила Базарова не царапина, а сама природа. Он снова вторгся своим грубым ланцетом (на этот раз буквально) преобразователя в заведенный порядок жизни и смерти - и пал его жертвой. Малость причины здесь только подчеркивает неравенство сил. Это осознает
и сам Базаров: "Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!"
Тургенев не потому убил Базарова, что не догадался, как приспособить в российском обществе это новое явление, а потому, что обнаружил тот единственный закон, который хотя бы теоретически не берется опровергать нигилист.
Роман "Отцы и дети" создавался в пылу полемики. Русская литература стремительно демократизировалась, поповские сыновья теснили покоящихся на "принсипах" дворян. Уверенно шли "литературные Робеспьеры", "кутейники-вандалы", стремящиеся "стереть с лица земли поэзию, изящные искусства, все эстетические наслаждения и водворить свои семинарские грубые принципы" (все - слова Тургенева).
Это, конечно, преувеличение, гипербола - то есть, инструмент, который, естественно, больше подходит разрушителю-цивилизатору, чем культурному консерватору, каким был Тургенев. Впрочем, он этим инструментом пользовался в частных беседах и переписке, а не в изящной словесности. Публицистический замысел романа "Отцы и дети" преобразовался в убедительный художественный текст. В нем звучит голос даже не автора, а самой культуры, которая отрицает в этике формулу, а для эстетики не находит материального эквивалента. Цивилизаторский напор разбивается об устои культурного порядка, и многообразие жизни не удается свести к жуку, на которого надо идти смотреть, чтобы понять мир.

×

Иван Сергеевич Тургенев родился 22 августа 1818 года в городе Орел Орловской области. Отец, Сергей Николаевич Тургенев (1793-1834), был отставным полковником-кирасиром. Мать, Варвара Петровна Тургенева (до замужества Лутовинова) (1787--1850), происходила из богатой дворянской семьи.

Семья Ивана Сергеевича Тургенева происходила из древнего рода тульских дворян Тургеневых. Любопытно, что прадеды были причастны к событиям времён Ивана Грозного: известны имена таких представителей этого рода как Иван Васильевич Тургенев, который был ясельничим у Ивана Грозного (1550-1556); Дмитрий Васильевич был воеводой в Каргополе в 1589 году. А в Смутное время Пётр Никитич Тургенев был казнён на Лобном месте в Москве за то, что обличал Лжедмитрия I; прадед Алексей Романович Тургенев был участником русско-турецкой войны при Екатерине II.

До 9 лет Иван Тургенев прожил в наследственном имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии. В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве, в купленном на Самотёке доме.

Первым романтическим увлечением юного Тургенева была влюблённость в дочь княгини Шаховской - Екатерину. Имения их родителей в Подмосковье граничили, они часто обменивались визитами. Ему 14, ей 18. В письмах к сыну В. П. Тургенева называла Е. Л. Шаховскую «поэткой» и «злодейкой», поскольку не устоял против чар молодой княжны и сам Сергей Николаевич Тургенев, счастливый соперник своего сына. Эпизод намного позже, в 1860 году, возродился в повести «Первая любовь».

После того, как родители уехали за границу, Иван Сергеевич сначала учился в пансионе Вейденгаммера, затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Крузе. В 1833 году 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Здесь в то время обучались Герцен и Белинский. Год спустя, после того, как старший брат Ивана поступил в гвардейскую артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург, и Иван Тургенев тогда же перешёл в Петербургский университет на философский факультет. Его другом стал Тимофей Грановский.

В то время Тургенев видел себя на поэтическом поприще. В 1834 году им была написана драматическая поэма «Сте́но», несколько лирических стихотворений. Молодой автор показал эти пробы пера своему преподавателю, профессору российской словесности П. А. Плетнёву. Плетнёв назвал поэму слабым подражанием Байрону, но заметил, что в авторе «что-то есть». К 1837 году им написано уже около ста мелких стихов. В начале 1837 года происходит неожиданная и короткая встреча с А. С. Пушкиным. В первом номере журнала «Современник» за 1838 год, который после смерти Пушкина выходил под редакцией П. А. Плетнёва, с подписью «- - -въ» напечатано стихотворение Тургенева «Вечер», которое и является дебютом автора.

В 1836 году Тургенев окончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 году отправился в Германию. Во время путешествия на корабле случился пожар, и пассажирам чудом удалось спастись. Опасавшийся за свою жизнь Тургенев попросил одного из матросов спасти его и пообещал ему вознаграждение от своей богатой матери, если тому удастся выполнить его просьбу. Другие пассажиры свидетельствовали, что молодой человек жалобно восклицал: «Умереть таким молодым!», расталкивая при этом женщин и детей у спасательных лодок. К счастью, берег был недалеко.

Оказавшись на берегу, молодой человек устыдился своего малодушия. Слухи о его трусости проникли в общество и стали предметом насмешек. Событие сыграло определённую негативную роль в последующей жизни автора и было описано самим Тургеневым в новелле «Пожар на море». Поселившись в Берлине, Иван взялся за учёбу. Слушая в университете лекции по истории римской и греческой литературы, дома он занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков. Здесь он сблизился со Станкевичем. В 1839 году он возвращается в Россию, но уже в 1840 году вновь уезжает в Германию, Италию, Австрию. Под впечатлением от встречи с девушкой во Франкфурте-на-Майне Тургеневым позднее была написана повесть «Вешние воды».

В 1841 году Иван вернулся в Лутовиново. Он увлёкся белошвейкой Дуняшей, которая в 1842 году родила от него дочь Пелагею. Дуняшу выдали замуж, дочь осталась в двусмысленном положении.

В начале 1842 года Иван Сергеевич подал в Московский университет просьбу о допущении его к экзамену на степень магистра философии. В это же время он начал свою литературную деятельность.

Самым крупным напечатанным произведением этого времени стала поэма «Параша», написанная в 1843 году. Не надеясь на положительную критику, он отнёс экземпляр В. Г. Белинскому в дом Лопатина, оставив рукопись слуге критика. Белинский высоко оценил «Парашу», через два месяца опубликовав положительный отзыв в «Отечественных записках». С этого момента началось их знакомство, которое со временем переросло в крепкую дружбу.

Осенью 1843 года Тургенев впервые увидел Полину Виардо на сцене оперного театра, когда великая певица приехала на гастроли в Санкт-Петербург. Затем на охоте он познакомился с мужем Полины - директором Итальянского театра в Париже, известным критиком и искусствоведом - Луи Виардо, а 1 ноября 1843 года он был представлен и самой Полине. Среди массы поклонников она особо не выделила Тургенева, известного более как заядлый охотник, а не литератор. А когда её гастроли закончились, Тургенев вместе с семейством Виардо уехал в Париж против воли матери, без денег и ещё неизвестный Европе. В ноябре 1845 года он возвращается в Россию, а в январе 1847 года, узнав о гастролях Виардо в Германии, вновь покидает страну: он едет в Берлин, затем в Лондон, Париж, турне по Франции и опять в Санкт-Петербург.

В 1846 году участвует в обновлении «Современника». Некрасов - его лучший друг. С Белинским едет за границу в 1847 году и в 1848 году живёт в Париже, где становится свидетелем революционных событий. Сближается с Герценом, влюбляется в жену Огарёва Тучкову. В 1850-1852 годах живёт то в России, то за границей. Большая часть «Записок охотника» создана писателем в Германии.

Не имея официального брака, Тургенев жил в семействе Виардо. Полина Виардо воспитывала внебрачную дочь Тургенева. К этому времени относятся несколько встреч с Гоголем и Фетом.

В 1846 году вышли повести «Бретёр» и «Три портрета». Позднее он пишет такие произведения, как «Нахлебник» (1848), «Холостяк» (1849), «Провинциалка», «Месяц в деревне», «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Завтрак у предводителя» (1856) и т. д. «Муму» он написал в 1852 году, будучи в ссылке в Спасском-Лутовинове из-за некролога на смерть Гоголя, который, несмотря на запрет, опубликовал в Москве.

В 1852 году выходит сборник коротких рассказов Тургенева под общим названием «Записки охотника», который в 1854 году был выпущен в Париже. После смерти Николая I одно за другим публикуются четыре крупнейших произведения писателя: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862). Первые два были опубликованы в некрасовском «Современнике». Следующие два - в «Русском вестнике» М. Н. Каткова. Уход из «Современника» знаменовал собою разрыв с радикальным лагерем Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.

Тургенев тяготеет к кругу литераторов-западников, исповедующих принципы «чистого искусства», противостоящего тенденциозному творчеству революционеров-разночинцев: П. В. Анненкову, В. П. Боткину, Д. В. Григоровичу, А. В. Дружинину. Недолгое время к этому кругу примыкал и Лев Толстой, который некоторое время жил на квартире Тургенева. После женитьбы Толстого на С. А. Берс Тургенев обрёл в Толстом близкого родственника, однако ещё до свадьбы, в мае 1861 года, когда оба прозаика находились в гостях у А. А. Фета в имении Степаново, между двумя литераторами произошла серьёзная ссора, едва не закончившаяся дуэлью и испортившая отношения между писателями на долгие 17 лет.

С начала 1860-х годов Тургенев поселяется в Баден-Бадене. Писатель активно участвует в культурной жизни Западной Европы, завязывая знакомства с крупнейшими писателями Германии, Франции и Англии, пропагандируя русскую литературу за рубежом и знакомя русских читателей с лучшими произведениями современных ему западных авторов. В числе его знакомых или корреспондентов Фридрих Боденштедт, Теккерей, Диккенс, Генри Джеймс, Жорж Санд, Виктор Гюго, Сен-Бёв, Ипполит Тэн, Проспер Мериме, Эрнест Ренан, Теофиль Готье, Эдмон Гонкур, Эмиль Золя, Анатоль Франс, Ги де Мопассан, Альфонс Доде, Гюстав Флобер. В 1874 году в парижских ресторанах Риша или Пелле начинаются знаменитые холостяцкие обеды пяти: Флобера, Эдмона Гонкура, Доде, Золя и Тургенева.

И. С. Тургенев выступает как консультант и редактор зарубежных переводчиков русских писателей, он сам пишет предисловия и примечания к переводам русских писателей на европейские языки, а также и к русским переводам произведений известных европейских писателей. Он переводит западных писателей на русский язык и русских писателей и поэтов на французский и немецкий языки. Так появились переводы произведений Флобера «Иродиада» и «Повесть о св. Юлиане Милостивом» для русского читателя и произведения Пушкина для французского читателя. На какое-то время Тургенев становится самым известным и самым читаемым русским автором в Европе. В 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он - почётный доктор Оксфордского университета.

Несмотря на жизнь за границей, все мысли Тургенева по-прежнему были связаны с Россией. Он пишет роман «Дым» (1867 год), вызвавший много споров в русском обществе. По отзыву автора, роман ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку - особенно сбоку». Плодом его напряжённых размышлений 1870-х годов стал самый крупный по объёму из романов Тургенева - «Новь» (1877).

Тургенев дружил с братьями Милютиными (товарищ министра внутренних дел и военный министр), А. В. Головниным (министр просвещения), М. Х. Рейтерном (министр финансов).

В конце жизни Тургенев решает примириться со Львом Толстым, он объясняет значение современной русской литературы, в том числе творчества Толстого, западному читателю. В 1880 году писатель принимает участие в пушкинских торжествах, приуроченных к открытию первого памятника поэту в Москве, устроенных Обществом любителей российской словесности. Писатель скончался в Буживале под Парижем, 22 августа (3 сентября) 1883 года от миксосаркомы. Тело Тургенева было, согласно его желанию, привезено в Петербург и похоронено на Волковском кладбище при большом стечении народа.

Иван Тургенев - один из величайших классиков мирового масштаба. Благодаря его творчеству русская литература в XIX веке стала популярна за рубежом. Более того, художественная система, созданная Тургеневым, оказала влияние на западноевропейский роман.

Много интересного можно рассказать о литературном творчестве этой выдающейся личности . Но в сегодняшней статье мы поговорим о Тургеневе не как о писателе, а как о человеке с интересной и яркой биографией. Как прошли ранние годы прозаика? Где родился Тургенев? В каком городе он создал самые свои известные произведения?

Происхождение

Писатель был представителем древнего дворянского рода. Его отец, Сергей Николаевич, некогда служил в кавалергардской полку. Вел беспечный образ жизни, слыл красавцем, любил жить на широкую ногу. Вероятно, человеком был довольно практичным, потому как в 1816 году женился на Варваре Лутовиновой - наследнице огромного состояния. В небольшом населенном пункте, где родился Тургенев, у этой дамы имелась огромная усадьба. Сейчас там государственный музей, о котором речь впереди.

Когда родился Тургенев? Будущий писатель появился на свет в 1818 году. Спустя двенадцать лет отец его ушел из семьи - выгодный брак оказался несчастливым. В 1834 году Тургенев-старший умер.

Мать классика была женщиной непростой. В ней удивительным образом уживались крепостнические привычки с прогрессивностью взглядов. Деспотизм все же преобладал в ее манере воспитания. Выше уже сказано было, в каком году родился Тургенев. Варваре Лутовиновой к тому времени исполнилось 25 лет. Было у нее еще двое сыновей - Николай и Сергей, умерший в раннем возрасте от эпилепсии.

Эта женщина подвергала побоям не только крепостных, но и собственных детей. При этом дала каждому из них прекрасное образование. В семье говорили исключительно по-французски. Но и к русской литературе мать будущего писателя была неравнодушна.

Где родился Тургенев

В десяти километрах от Мценска находится небольшой населенный пункт под названием Спасское-Лутовиново . Сейчас здесь музей-заповедник, посвященный жизни и творчеству писателя.

Родовое имение Лутовиновых , где родился Тургенев, имеет долгую интересную историю. Одному из представителей старинного дворянского рода село Спасское было пожаловано Иваном Грозным в XVI столетии. Населенный пункт, где родился Тургенев, городом назвать нельзя. Это небольшое селение, известное сегодня благодаря усадьбе, переоборудованной в XX веке в музей. История имения Лутовиновых изложена ниже. Вернемся к жизни и творчеству создателя «Вешних вод» и других замечательных книг.

Ранние годы

В матушкином имении будущий писатель прожил до девяти лет. Примечательно, что любовь к литературе ему привил крепостной камердинер. Этот человек, к слову, стал прототипом одного из персонажей Тургенева. В 1822 году семья отправилась в Европу. Спустя пять лет Тургеневы поселились в Москве.

В возрасте 15 лет Иван поступил на словесный факультет, где обучались в ту пору также Белинский и Герцен. Однако Московский университет не довелось окончить Тургеневу Ивану Сергеевичу . Где родилась идея стать писателем? Это произошло в Санкт-Петербурге, куда семья переехала после поступления старшего сына в гвардейскую артиллерию. Иван Тургенев перешел в местный университет на философский факультет. Здесь он и решил связать свою жизнь с литературой. Однако изначально хотел стать не писателем, а поэтом.

Начало творчества

А в 1834 году Иван Тургенев учился на третьем курсе философского факультета. В это время и состоялся его литературный дебют. Он написал драматическую поэму, затем показал свое сочинение преподавателю. Профессор словесности отнесся довольно строго к произведению молодого автора. Правда, ответил, что в поэме «что-то есть». Эти, казалось бы, нейтральные слова и побудили Тургенева написать ещё ряд поэтических произведений. Некоторые из них были опубликованы в журнале «Современник».

За границей

Университет Тургенев окончил в 1836 году. Вскоре получил степень кандидата. В 1838 году уехал в Германию, где активно изучал древние языки, посещал лекции по греческой и римской литературе. Тургенев познакомился с Жуковским, Кольцовым, Лермонтовым. С последним было всего несколько встреч, которые, хотя и не привели к тесному общению, оказали определённое влияние на Тургенева.

Пребывание за границей оказало сильное влияние на творчество писателя. Тургенев пришел к выводу, что вывести Россию из мрака, в который она погружена, способно лишь усвоение основ общечеловеческой культуры. С тех пор он стал убежденным «западником».

«Вешние воды»

В 1839 году сгорел дом, в котором родился Тургенев. В каком городе писатель в это время находился? Он проживал тогда во Франкфурте-на-Майне . Узнав о пожаре, вернулся домой. Но вскоре опять покинул родину. В Германии однажды он встретил девушку, которая произвела на него сильное впечатление. Вернувшись в очередной раз домой, писатель засел за роман, который после публикации приобрёл всемирную известность. Речь идет о книге «Вешние воды».

Признание

В сороковые годы Тургенев сблизился с Анненковым и Некрасовым. В это время он принимал активное участие в деятельности литературного журнала «Современник». В одном из номеров были опубликованы «Записки охотника». Успех произведения оказался огромным, что вдохновило Тургенева на создание других рассказов.

Тургенев был ярым противником крепостного права, что, по мнению многих биографов, и вынуждало его так часто покидать Россию. Однако в 1848 году, во время пребывания в Париже, он стал свидетелем революционных событий, которые, как и полагается, сопровождались кровопролитием. С тех пор он навсегда возненавидел слово «революция».

На начало 50-х годов пришелся расцвет творчества Тургенева. Уже были опубликованы такие произведения, как «Нахлебник», «Завтрак у предводителя», «Месяц в деревне». Писатель работал также над переводами Шекспира и Байрона. В 1855 году Тургенев снова в России. Незадолго до его приезда ушла из жизни Варвара Лутовинова. Увидеться с матерью в последний раз писателю не удалось.

Ссылка

В начале пятидесятых Тургенев нередко наведывался в Петербург. После смерти Гоголя он написал некролог, который не пропустила цензура. Тогда писатель отправил свою заметку в Москву, где ее удачно опубликовали. Властям не понравился некролог, автор которого слишком открыто восторгался создателем «Мертвых душ». Тургенева отправили в ссылку в Спасское-Лутовиново .

Правда, существует предположение, что причиной недовольства властей послужила вовсе не заметка, посвященная смерти Гоголя. В России многим не нравился чрезмерный радикализм взглядов прозаика, его подозрительно частые поездки за границу, сочувственные рассказы о крепостных крестьянах.

С коллегами-писателями Тургеневу не всегда удавалось найти общий язык. Известно, что из журнала «Современник» он ушел из-за конфликта с Добролюбовым. Тургенев предпочитал общаться литераторами-западниками, к которым некоторое время принадлежал и Лев Толстой. С этим писателем Тургенева связывали дружеские отношения. Однако в 1861 году между прозаиками произошла ссора, которая едва не закончилась дуэлью. Тургенев и Толстой не общались на протяжении 17 лет. Непростые отношения у автора «Отцов и детей» были также с Гончаровым и Достоевским.

Спасское-Лутовиново

Усадьба, которая некогда принадлежала матери Тургенева, находится в Мценском районе. После смерти Варвары Лутовиновой писатель уступил брату московский дом и доходные поместья. Сам же стал владельцем родового гнезда , где провел ранние годы. В ссылке Тургенев находился до 1853 года, но после освобождения возвращался не раз в Спасское. В усадьбе его навещали Фет, Толстой, Аксаков.

Последний раз в родовом имении Иван Тургенев побывал в 1881 году. Скончался писатель во Франции. Наследники вывезли из усадьбы почти всю мебель. В 1906 году она сгорела. А спустя 12 лет оставшееся имущество Ивана Тургенева было национализировано.

Тургенев, Иван Сергеевич, знаменитый писатель, родился 28 декабря 1818 в Орле, в богатой помещичьей семье, принадлежавшей к древнему дворянскому роду. [См. также статью Тургенев, жизнь и творчество .] Отец Тургенева Сергей Николаевич, женился на Варваре Петровне Лутовиновой, не обладавшей ни молодостью, ни красотою, но унаследовавшей громадное имущество, – исключительно по расчету. Вскоре после рождения второго сына, будущего романиста, С. Н. Тургенев, в чине полковника, оставил военную службу, в которой до тех пор находился, и переселился вместе с семьею в имение жены, Спасское-Лутовиново, около г. Мценска, Орловской губернии. Здесь новый помещик быстро развернул буйную натуру необузданного и развратного самодура, явившегося грозою не только для крепостных, но и для членов собственной семьи. Мать Тургенева, еще до замужества испытавшая немало горя в доме своего отчима, преследовавшего ее гнусными предложениями, а затем и в доме дяди, к которому она бежала, вынуждена была молча сносить дикие выходки деспота-мужа и, терзаемая муками ревности, не осмеливалась громко упрекать его в недостойном поведении, оскорблявшем в ней чувства женщины и жены. Затаенная обида и годами накоплявшееся раздражение озлобили и ожесточили ее; это в полной мере обнаружилось, когда после смерти мужа (1834), сделавшись полновластной хозяйкой в своих владениях, она дала волю своим злобным инстинктам ничем не сдерживаемого помещичьего самодурства.

Иван Сергеевич Тургенев. Портрет кисти Репина

В этой удушливой атмосфере, пропитанной всеми миазмами крепостничества, проходили первые годы детства Тургенева. По господствовавшему в помещичьем быту того времени обычаю, будущий знаменитый романист воспитывался под руководством гувернеров и учителей – швейцарцев, немцев и крепостных дядек и нянек. Главное внимание было обращено на французский и немецкий языки, усвоенные Тургеневым еще в детстве; родной же язык был в загоне. По свидетельству самого автора «Записок охотника », первый, кто заинтересовал его русской литературой, был крепостной камердинер его матери, тайком, но с необыкновенной торжественностью читавший ему где-нибудь в саду или в отдаленной комнате «Россиаду» Хераскова.

В начале 1827 Тургеневы для воспитания детей переехали в Москву. Тургенев был помещен в частный пансион Вайденгаммера, потом был вскоре оттуда переведен к директору Лазаревского института, у которого он жил в качестве пансионера. В 1833, имея всего 15 лет от роду, Тургенев поступил в московский университет по словесному факультету, но год спустя, с переездом семьи в Санкт-Петербург, перешел в петербургский университет. Окончив курс в 1836 со званием действительного студента и выдержав в следующем году экзамен на степень кандидата, Тургенев, при низком уровне русской университетской науки того времени, не мог не сознавать совершенной недостаточности полученного им университетского образования и поэтому отправился доучиваться за границу. С этой целью в 1838 он поехал в Берлин, где в течение двух лет изучал древние языки, историю и философию, главным образом систему Гегеля под руководством профессора Вердера. В Берлине Тургенев близко сошелся со Станкевичем , Грановским , Фроловым, Бакуниным , которые вместе с ним слушали лекции берлинских профессоров.

Однако не одни только научные интересы побудили его уехать за границу. Обладая от природы чуткою и восприимчивою душою, которую он сберег среди стонов безответных «подданных» помещиков-господ, среди «побоев и истязаний» крепостной обстановки, внушившей ему с первых же дней сознательной жизни непобедимый ужас и глубокое отвращение, Тургенев ощутил сильную потребность хотя бы на время бежать из родных палестин. Как писал он сам позднее в своих воспоминаниях, ему оставалось «либо покориться и смиренно побрести общей колеей, по избитой дороге, либо отвернуться разом, отшатнуть от себя "всех и вся", даже рискуя потерять многое, что было дорого и близко моему сердцу. Я так и сделал... Я бросился вниз головою в "немецкое море", долженствовавшее очистить и возродить меня, и, когда я, наконец, вынырнул из его волн, я все-таки очутился "западником " и остался им навсегда».

Начало литературной деятельности Тургенева относится ко времени, предшествовавшему его первой поездке за границу. Еще будучи студентом 3 курса, он отдал на рассмотрение Плетнева один из первых плодов своей неопытной музы, фантастическую драму в стихах, «Стенио», – это совершенно нелепое, по отзыву самого автора, произведение, в котором с детской неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому «Манфреду». Хотя Плетнев и пожурил юного автора, но заметил все-таки, что в нем «что-то есть». Эти слова побудили Тургенева отнести ему еще несколько стихотворений, из которых два спустя год были напечатаны в «Современнике ». По возвращении в 1841 из-за границы Тургенев отправился в Москву с намерением держать экзамен на магистра философии; это оказалось однако невозможным, вследствие упразднения в московском университете кафедры философии. В Москве он познакомился с корифеями нарождавшегося в то время славянофильства – Аксаковым , Киреевским , Хомяковым ; но убежденный «западник» Тургенев отнесся отрицательно к новому течению русской общественной мысли. Напротив, с враждебными славянофилам Белинским , Герценом , Грановским и др., – он сошелся очень близко.

В 1842 Тургенев уехал в Санкт-Петербург, где, вследствие размолвки с матерью, сильно ограничившею его в средствах, вынужден был пойти «общей колеей» и поступить на службу в канцелярию министра внутренних дел Перовского. «Числясь» на этой службе немногим более двух лет, Тургенев не столько занимался служебными делами, сколько чтением французских романов и писанием стихов. Около этого же времени, начиная с 1841, в «Отечественных Записках » стали появляться его мелкие стихотворения, а в 1843 напечатана была поэма «Параша» за подписью Т. Л., очень сочувственно встреченная Белинским, с которым он после этого скоро познакомился и оставался в близких дружеских отношениях до конца его дней. Молодой писатель произвел на Белинского очень сильное впечатление. «Это человек, – писал он своим друзьям, – необыкновенно умный; беседы и споры с ним отводили мне душу». С любовью вспоминал впоследствии об этих спорах Тургенев. Белинский оказал немалое влияние на дальнейшее направление его литературной деятельности. (См. Раннее творчество Тургенева .)

Вскоре Тургенев сблизился с кружком литераторов, группировавшихся около «Отечественных Записок» и привлекших его к участию в этом журнале, и занял среди них выдающееся место, как человек с широким философским образованием, по первоисточникам знакомый с западноевропейской наукой и литературой. После «Параши» Тургенев написал еще две поэмы в стихах: «Разговор» (1845) и «Андрей» (1845). Первым прозаическим произведением его был одноактный драматический очерк «Неосторожность» («Отечественные Записки», 1843), за которым следовали повесть «Андрей Колосов» (1844), юмористическая поэма «Помещик» и повести «Три портрета» и «Бретёр» (1846). Эти первые литературные опыты не удовлетворяли Тургенева, и он уже готов был бросить литературную деятельность, когда Панаев, приступая вместе с Некрасовым к изданию «Современника», обратился к нему с просьбой прислать что-нибудь для первой книжки обновленного журнала. Тургенев послал небольшой рассказ «Хорь и Калиныч », который был помещен Панаевым в скромном отделе «смеси» под придуманным им же заголовком «Из записок охотника», создавшим неувядаемую славу нашему знаменитому писателю.

Этим рассказом, сразу же возбудившим всеобщее внимание, начинается новый период литературной деятельности Тургенева. Он совершенно оставляет писание стихов и обращается исключительно к повести и рассказу, прежде всего из жизни крепостного крестьянства, проникнутых гуманным чувством и состраданием к порабощенной народной массе. «Записки Охотника » вскоре приобрели громкую известность; их быстрый успех заставил автора отказаться от прежнего решения расстаться с литературой, но не мог его примирить с тяжелыми условиями русской жизни. Все более обострявшееся чувство недовольства ими привело его, наконец, к решению окончательно поселиться за границей (1847). «Другого пути я перед собою не видел», – писал он впоследствии, вспоминая о том внутреннем кризисе, который он переживал в то время. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; для этого у меня, вероятно, недоставало надежной выдержки, твердости характера. Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, – с чем я поклялся никогда не примиряться... Это была моя аннибаловская клятва... Я и на Запад ушел для того, чтобы лучше ее исполнить». К этому главному мотиву присоединились и мотивы личного характера – враждебные отношения с матерью, недовольной тем, что сын её выбрал литературную карьеру, и привязанность Ивана Сергеевича к знаменитой певице Виардо-Гарсиа и её семье, с которой он прожил почти нераздельно в течение 38 лет, всю жизнь холостяком.

Иван Тургенев и Полина Виардо. Больше, чем любовь

В 1850, в год смерти матери, Тургенев возвратился в Россию для устройства своих дел. Всех дворовых крестьян родового имения, доставшегося ему вместе с братом, он отпустил на волю; пожелавших перевел на оброк и всячески содействовал успеху общего освобождения. В 1861, при выкупе, пятую часть он везде уступил, а в главном имении ничего не взял за усадебную землю, что составляло довольно крупную сумму. В 1852 Тургенев выпустил отдельным изданием «Записки Охотника», окончательно упрочившие его славу . Но в официальных сферах, где крепостное право считалось неприкосновенным устоем общественного порядка, автор «Записок Охотника», к тому же долгое время проживавший за границей, находился на очень дурном счету. Достаточно было ничтожного повода, чтобы официальная немилость против автора получила конкретную форму. Этим поводом послужило письмо Тургенева, вызванное смертью Гоголя в 1852 и помещенное в «Московских Ведомостях». За это письмо автор был посажен на месяц на «съезжую», где, между прочим, им был написан рассказ «Муму », а затем административным порядком был выслан на жительство в свою деревню Спасское, «без права выезда». Из этой ссылки Тургенев был освобожден только в 1854 стараниями поэта графа А. К. Толстого , ходатайствовавшего за него перед наследником престола. Вынужденное пребывание в деревне, по признанию самого Тургенева, доставило ему возможность ознакомиться с теми сторонами крестьянской жизни, которые раньше ускользали от его внимания. Там им были написаны повести «Два приятеля», «Затишье», начало комедии «Месяц в деревне» и две критические статьи. С 1855 он снова соединился со своими заграничными друзьями, с которыми его разлучила ссылка. С этого же времени стали появляться самые известные плоды его художественного творчества – «Рудин » (1856), «Ася» (1858), «Дворянское гнездо » (1859), «Накануне » и «Первая любовь» (1860). [См. Романы и герои Тургенева , Тургенев - лирика в прозе .]

Удалившись вновь за границу, Тургенев чутко прислушивался ко всему, что происходило на родине. При первых лучах зари возрождения, занимавшейся над Россией, Тургенев ощутил в себе новый прилив энергии, которой он хотел дать новое применение. К своей миссии чуткого художника современности он хотел присоединить роль публициста-гражданина, в один из важнейших моментов общественно-политического развития родины. В этот период подготовки реформ (1857 – 1858) Тургенев находился в Риме, где тогда жило много русских, в том числе кн. В. А. Черкасский, В. Н. Боткин, гр. Я. И. Ростовцев. Эти лица устраивали между собою совещания, на которых обсуждался вопрос об освобождении крестьян , и результатом этих совещаний был проект основания журнала, программу которого поручено было разработать Тургеневу. В своей объяснительной записке к программе Тургенев предлагал призвать все живые силы общества для содействия правительству в предпринимаемой освободительной реформе. Такими силами автор записки признавал русскую науку и литературу. Проектируемый журнал предполагалось посвятить «исключительно и специально разработке всех вопросов, касающихся собственно до устройства крестьянского быта и вытекающих из них последствий». Попытка эта однако была признана «рановременной» и не получила практического осуществления.

В 1862 появился роман «Отцы и Дети» (см. его полный текст , краткое содержание и анализ), имевший небывалый еще в литературном мире успех, но и доставивший автору много тяжелых минут. Целый град резких упреков посыпался на него как со стороны консерваторов, уличавших его (указывая на образ Базарова) в сочувствии «нигилистам », в «кувыркании перед молодежью», так и со стороны последней, обвинявшей Тургенева в клевете на молодое поколение и в измене «делу свободы». Между прочим, «Отцы и Дети» привели Тургенева к разрыву с Герценом, оскорбившим его резким отзывом об этом романе. Все эти неприятности так тяжело подействовали на Тургенева, что он серьезно думал отказаться от дальнейшей литературной деятельности. Лирический рассказ «Довольно», написанный им вскоре после пережитых треволнений, служит литературным памятником мрачного настроения, которым автор был охвачен в то время.

Отцы и дети. Художественный фильм по роману И. С. Тургенева. 1958

Но слишком велика была, в художнике потребность творчества, чтобы он мог надолго остановиться на своем решении. В 1867 появился роман «Дым», также навлекший на автора обвинения в отсталости и непонимании русской жизни. К новым нападкам Тургенев отнесся уже гораздо спокойнее. «Дым» был последним его произведением, появившимся на страницах «Русского Вестника». С 1868 он печатался исключительно в народившемся тогда журнале «Вестник Европы». В начале франко-прусской войны Тургенев из Баден-Бадена переселился в Париж вместе с Виардо и зимою жил в доме своих друзей, а летом переезжал на свою дачу в Буживаль (близ Парижа). В Париже он близко сошелся с виднейшими представителями французской литературы, состоял в дружеских отношениях с Флобером, Доде, Ожье, Гонкурами, покровительствовал Золя и Мопассану . По-прежнему он продолжал ежегодно писать повесть или рассказ, а в 1877 появился самый крупный по размерам роман Тургенева «Новь». Как почти все, что выходило из-под пера романиста, новое его произведение – и на этот раз, быть может, с большим основанием, чем когда-либо – возбудило множество самых разнообразных толков. Нападки возобновились с такою ожесточенностью, что Тургенев возвратился к своей старой мысли прекратить литературную деятельность. И, действительно, в течение 3 лет он ничего не писал. Но за это время произошли события, которые вполне примирили писателя с публикой.

В 1879 Тургенев приехал в Россию. Приезд его послужил поводом к целому ряду горячих оваций по его адресу, в которых особенно живое участие приняла молодежь. Они свидетельствовали о том, как сильны были симпатии русского интеллигентного общества к романисту. В следующий приезд его в 1880 эти овации, но в еще более грандиозных размерах, повторились в Москве во время «пушкинских дней ». С 1881 в газетах стали появляться тревожные известия о болезни Тургенева. Подагра, которою он уже давно страдал, усиливалась и временами причиняла ему жестокие страдания; в течение почти двух лет с небольшими промежутками она держала писателя прикованным к постели или креслу и 22 августа 1883 пресекла его жизнь. Через два дня после смерти тело Тургенева было перевезено из Буживаля в Париж, а 19 сентября было отправлено в Петербург. Перенесение праха знаменитого романиста на Волково кладбище сопровождалось грандиозной процессией, небывалой в летописях русской литературы.