Памятник жукову на манежной площади. Мой личный фотоблог Памятник с конем на красной площади

На встрече Бориса Ельцина с ветеранами по случаю юбилея снятия блокады Ленинграда объявили, что памятник маршалу поставят на напротив Исторического музея.

Автором проекта стал В.М. Клыков. По его мнению, другие места установки памятника стали бы издевательством над памятью героя. Но из-за того, что - объект всемирного наследия ЮНЕСКО, памятник поставили в 1995 году на , с противоположной стороны музея.

Описание памятника Георгию Жукову может быть кратким: герой изображен верхом на коне, который топчет копытами штандарты нацистской Германии. Вес монумента - 100 тонн.

Памятник много критиковали. Даже сам скульптор отмечал его неудачное расположение у северной стороны здания Исторического музея - почти всегда в тени. И хотя ночью памятник подсвечивает прожектор, этого недостаточно.

Я знаю, что скульптура эта сделана профессионально, грамотно, как я ее и задумал. Можно с памятником соглашаться или не соглашаться - я абсолютно уверен в том, что я все сделал правильно и тот образ, та композиция, которая была задумана, - выполнены мной. Мне хотелось передать образ полководца, который, как бы натянув поводья, принес Победу, попирая фашистские штандарты, к стенам древнего . Вот, собственно, какая была идея. Потому я и выбрал такой ритмичный, почти барабанный шаг.

Осенью 2014 года общество памяти Жукова предложило перенести памятник на родину маршала в Калужскую область, а на Манежной площади установить другой памятник Жукову. Но комиссия по монументальному искусству Московской городской думы отклонила этот проект.

Памятник Георгию Константиновичу Жукову работы скульптора В. М. Клыкова был установлен в Москве на Манежной площади 8 мая 1995 года в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне.
Замысел появился еще в советское время. Министерство культуры СССР организовало конкурс, который выиграл скульптор Виктор Думанян. Памятник сначала предполагалось установить на Смоленской площади, затем стал прорабатываться проект установки памятника на Манежной площади, но от этой идеи тоже отказались.
В конце 1993г. появился проект установки памятника Жукову на Красной площади. На встрече Бориса Ельцина с ветеранами по случаю юбилея снятия блокады Ленинграда объявили, что памятник Жукову поставят именно на Красной площади напротив Исторического музея. Автором проекта стал В.М.Клыков. По его мнению, все прочие места установки памятника стали бы издевательством над памятью героя. Но из-за того, что Красная Площадь - объект всемирного наследия ЮНЕСКО, было принято решение разместить памятник все же на Манежной площади, с противоположной стороны музея.
Скульптура выполнена в стиле соцреализма.
Герой изображен верхом на коне, который топчет копытами штандарты нацистской Германии.
Общий вес памятника Жукову - 100 тонн.
Монумент неоднократно критиковали. Даже сам скульптор отмечал неудачное расположение памятника Жукову у северной стороны большого здания музея, почти всегда в тени. Ночью памятник подсвечивается одним прожектором, но этого недостаточно. Система освещения, встроенная в основание памятника, сейчас вообще не действует из-за конструктивных недостатков.
При этом автор отмечает:
«Я знаю, что скульптура эта сделана профессионально, грамотно, как я ее и задумал. Можно с памятником соглашаться или не соглашаться - я абсолютно уверен в том, что я все сделал правильно и тот образ, та композиция, которая была задумана, - выполнены мной. Мне хотелось передать образ полководца, который, как бы натянув поводья, принес Победу, попирая фашистские штандарты, к стенам древнего Кремля. Вот, собственно, какая была идея. Потому я и выбрал такой ритмичный, почти барабанный шаг».
Интересно, что приказ принимать парад Победы на боевом коне отдал лично Сталин. Цвет скакуна - серебристо-белый - выбран не случайно и относит нас к традициям еще древних времен, когда именно такая масть считалась символом великих побед и славы.

Жуков стал единственным, кто принимал военный парад на белом коне во времена Советского Союза. Маршал Буденный, спустя 2 года, тоже просил Сталина о такой чести, но Верховный главнокомандующий разрешения не дал (после смерти Иосифа Виссарионовича Жуков своими имевшимися на тот момент полномочиями вовсе упразднил кавалерию как род войск, и торжественных военных парадов с участием лошадей в СССР больше не проводили).
Памятник пользуется популярностью у туристов, здесь чествуют ветеранов, вспоминают о трагедии военного времени и славят Победу …

Памятник маршалу СССР Георгию Жукову создан к юбилейной дате – 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Автор композиции - скульптор, народный художник и заслуженный деятель искусств России Вячеслав Михайлович Клыков. Скульптура расположена на Манежной площади, рядом с Историческим музеем .

Из истории

Предложение увековечить память великого военачальника и установить ему памятник возникло еще во времена СССР. Планировалось, что монумент будет располагаться на Смоленской площади, а победителем конкурса на лучшую работу стал скульптор Виктор Думанян.

Позже эти решения отклонили и был выбран проект Вячеслава Клыкова, а местом расположения скульптурной композиции была определена Красная площадь .

Вячеслав Клыков изобразил маршала Георгия Жукова в момент приема парада в честь Победы в Великой Отечественной войне, прошедшего на Красной площади 24 июня 1945 года.

Для справки: Приказ о проведении победного парада был подписан Сталиным, а принять парад он поручил своему заместителю, маршалу Советского Союза Георгию Жукову, командовал парадом маршал Константин Рокоссовский. Жуков въехал на Красную площадь на белом коне, а Рокоссовский – на вороном, на трибуне стояли Сталин, Молотов и Калинин, Ворошилов и другие представители Политбюро.

После 24 июня 1945 года парады не проводились 20 лет, во время существования СССР военные парады на Красной площади проходили только в 1965, 1985 и в 1990, то есть в юбилейные годы, а с 1995 года они стали ежегодными.

Георгий Жуков участвовал в Первой мировой и Гражданской войне, а во время Отечественной войны занимал такие важные должности как начальник Генерального штаба, командующий фронтом и заместитель Верховного Главнокомандующего.

Описание

Маршал Жуков представлен сидящим верхом на коне, копыта которого попирают штандарты побежденного врага. Общий вес памятника составляет 100 тонн, скульптура отлита из бронзы, а постамент выполнен из гранита.

Несмотря на критику, в том числе скульпторов Зураба Церетели и Александра Рукавишникова, по мнению большинства историков, Вячеславу Клыкову удалось передать не только внешность, но и образ, характер великого полководца, который принес Победу Отчизне.

Маршал изображен чуть приставшим в седле, а его правая рука немного приподнята, словно в следующий момент он отдаст честь героям-патриотам XVII века.

Клыков, Вячеслав Михайлович. 1995. Бронза. Москва, Россия

Сначала планировалось установить монумент Г.К. Жукову на Красной площади перед Историческим музеем, напротив других спасителей Отечества – Минина и Пожарского. Но, к счастью, вмешалась ЮНЕСКО. Поскольку Красная площадь - памятник истории и культуры мирового значения - находится под охраной ЮНЕСКО, то она не подлежит каким-либо «изменениям и дополнениям». Тогда скульптуру установили с боку Манежной площади, вплотную приблизив к служебному входу в Исторический музей. Место выбрано неудачно: памятник не только «задвинут», но и поставлен с северной стороны большого здания, затеняющего монумент. Жуков всегда выглядит темным, а в сумерках просто черным, так как вечерняя подсветка не предусмотрена. Это самый «нефотогеничный» памятник в Москве.

В.М. Клыков исполнил скульптуру в традиционалистском духе соцреализма, его создание вполне достойно можно поставить в один ряд с памятниками вождям и полководцам времен культа личность. В сущности, монумент – завуалированное прославление советско-партократической эпохи. Неслучайно сегодняшние коммунисты выбрали его местом своих митингов.

В адрес клыковского монумента высказывалось много критических замечаний. Художественные круги оценили памятник весьма прохладно. Даже Зураб Церетели осторожно заметил: «Знаете, скульптор Клыков – очень одаренный человек, но в данном случае не сложилось. И я думаю, он сам это знает». Александр Рукавишников высказался более откровенно: « Памятник Жукову мне не нравится по скульптурным, эстетическим соображениям. Пропорции тут ни при чем – мне не нравится само решение в рамках этой задачи. Считаю, что это неудача Клыкова». Сам автор стоически спокойно отнесся к критике: «Я знаю, что скульптура эта сделана профессионально, грамотно, как я ее и задумал. Можно с памятником соглашаться или не соглашаться – я абсолютно уверен в том, что я все сделал правильно и тот образ, та композиция, которая была задумана, – выполнены мной. Мне хотелось передать образ полководца, который, как бы натянув поводья, принес Победу, попирая фашистские штандарты, к стенам древнего Кремля. Вот, собственно, какая была идея. Потому я и выбрал такой ритмичный, почти барабанный шаг».

Прославленный маршал явлен на пьедестале в зените славы и величия – в момент принятия Парада Победы 24 июня 1945 года. Неслучайно бронзовый Георгий Жуков невольно вызывает аллюзии с Георгием Победоносцем, изображение которого помещено в основании монумента.

Вместе с тем, это далеко не лучший образец конной скульптуры. Всадник, привстав на стременах, делает правой рукой какой-то странный жест – то ли успокаивающий, то ли запрещающий. К тому же знатоки верховой езды, взирая на памятник, недоумевают, каким аллюром движется конь: рысью, иноходью, галопом? Сам автор на этот вопрос ответил уклончиво: «Говорят еще, что лошадь не может так переставлять ноги. Я сам вырос в деревне, любил лошадей с детства, ездил на лошадях, и, слава Богу – знаю лошадей и то, как лошадь может ноги переставлять». Но, Клыков все же не сказал, каким манером идет лошадь (точнее конь) на его статуи, и люди теперь теряются в догадках.

Известно, что товарищ Сталин приказал Жукову принимать исторический парад на белом коне. Конь серебристо-белой масти с древнейших времен символизировал Победу и Славу. Этот выезд на белом коне стал исключительным случаем в советских конных парадах. Через два года в первомайские торжества Буденный захочет проехать по Красной площади тоже на белом коне, но Сталин ему запретит.

В Манеже Минобороны, где подготавливали и лошадей и военачальников к парадам, коня белой масти, подходящего для Жукова и для такого случая, не нашлось. После лихорадочных поисков его отыскали в кавалерийском полку КГБ. Это был жеребец по кличке Кумир. Жуков был отменным кавалеристом, но по утрам приезжал тренироваться в Манеже. В итоге маршал прекрасно справился с поставленной задачей. Нужно было красиво и крепко сидеть в седле на виду у всей страны, строго соблюдать темп движения, точно выполнить график объезда войск, уметь остановить коня в строго определенном месте и после приветствия мгновенно двинуться дальше не рысью и не иноходью, а манежным галопом в такт военному оркестру. Но главное, чтобы конь не понес, «не встал на свечу», не произошло еще какого-нибудь сбоя или оплошности: Сталин такого не любил, и это могло закончиться крушением карьеры. Прославленные полководцы всеми путями пытались избежать подобных конных акций. К.К. Рокоссовский, другой участник исторического парада и прекрасный наездник, признавался, что ему «лучше два раза в атаку сходить, чем выезжать на Красную площадь на парад». Когда же Жуков в тот знаменательный день наконец остановил разгоряченного Кумира возле Мавзолея, спешился и, похлопав коня по холке, направился на трибуну, сотрудники Манежа вздохнули с облегчением: «Слава Богу, гора свалилась с плеч» (Бобылев И.Ф. Всадники с Красной площади. – М., 2000. С. 65.).

В заключение стоит упомянуть, что после смерти Сталина конные парадные выезды прекратились раз и на всегда, а кавалерия по приказу именно Жукова была расформирована как особый род войск. Может быть, в этом смысле надо понимать запрещающий жест военачальника на памятнике скульптора Клыкова.

Пелевин Ю.А.


Клыков, Вячеслав Михайлович. 1995. Бронза. Москва, Россия Сначала планировалось установить монумент Г.К. Жукову на Красной площади перед Историческим музеем, напротив других спасителей Отечества – Минина и Пожарского. Но, к счастью, вмешалась Ю

С давних времён за Манежной площадью закрепилась слава места, обладающего мистическими силами: многие верили, что оно могло кого-то озолотить, а кого-то разорить. Даже существовал магический ритуал для привлечения богатства, который необходимо было проводить именно на Манежке.


Когда-то на месте современной площади находилось болото, с которым связана легенда о коне Дмитрия Донского. Говорят, какой-то предатель украл у князя его любимого коня и продал его татарам, а те перерезали любимцу горло и бросили в болото прямо под кремлевскими стенами. Однако труп коня не утонул, а остался лежать на поверхности, ежедневно напоминая Донскому о тяжкой утрате.


Некоторое время князь даже избегал выезжать через Воскресенские ворота, лишь бы не видеть своего верного друга. Это жуткое зрелище произвело впечатление и на самого предателя - золото, полученное от татар, он бросил к убитому коню в болото. С тех пор это болото ещё долго звали «Конским местом». Люди верили, что дух коня навсегда поселился в здешних землях. И именно поэтому считается, что Манежная площадь способна приносить как удачу в денежных делах, так и неуспех: конь на Руси служил одновременно и символом богатства, и знаком разорения.




Московской Манежной площади уже более 500 лет - изначально здесь находился торговый квартал, образованный в конце XV века. Запах мяса из знаменитого Охотного ряда распространялся на всю округу. Вдоль ограды Александровского сада в 1996 году было открыто и обустроено спрятанное под землю русло реки Неглинной - сейчас берега декорированы балюстрадами, дно выложено мозаикой, а по берегам установлены скульптуры героев русских сказок работы Зураба Церетели.




Это самое большое водное сооружение на Манежной площади, объем воды составляет 780 кубометров. Состоит оно из двух фонтанов, русла, двух пешеходных мостиков и многочисленных скульптур. Запущено в работу в 1996 году.



Один из символов Манежной площади - её фонтаны. Они появились здесь относительно недавно, в 1997 году, к 850-летию Москвы. Центральный фонтан в композиции называется «Гейзер» - его струи бьют вертикально вверх, подобно настоящему гейзеру. Внутри чаши фонтана установлена скульптурная композиция из четырёх скачущих коней.



Cамый главный фонтан на площади и самый главный фонтан в городе. Почему?
Ответ прост: с 1997-го года, каждый год, 30-го апреля в 17:00 здесь происходит церемония пуска фонтанов - небольшое театрализованное представление, под конец которого появляется Мэр Москвы и со словами: «Фонтаны - включить!» выливает в чашу «Гейзера» воду из специального хрустального рога, а навстречу поднимаются первые струи...Как можно догадаться из названия, струи этого фонтана имитируют природный гейзер, поэтому они не изливаются статично, а падают и резко выстреливают вверх. Скульптура, расположенная в чаше и состоящая из четырёх коней, называется «Времена Года».


Георгий Победоносец

В восточной части площади, за Историческим музеем, расположен памятник Георгию Жукову, установленный здесь в 1995 году, ко дню празднования 50-летия Дня Победы в Великой Отечественной войне. Георгий Константинович изображён в момент принятия Парада Победы 1945 года. Из-за своего неудобного расположения (прямо у стены высокого здания, с северной его стороны) эту скульптуру прозвали самым нефотогеничным памятником столицы.



На южной стороне площади расположен центральный выставочный зал «Манеж» - место проведения крупнейших выставок Москвы. Изначально это величественное здание с колоннами, сооруженное в 1817 году в честь пятой годовщины победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, задумывалось как площадка для проведения смотров и парадов. Но уже с 1831 года Манеж стал использоваться как выставочная площадка.




Фонтан у Большого театра

История его такова: В 1996 году, при реконструкции Театральной площади, перед Большим театром соорудили замечательный фонтан. В народе фонтан у Большого театра, известен под именем Театральный. Фонтан представляет собой три чаши, технически разделенные на два фонтана. В небольшом фонтане находится одна чаша, в другом (центральном) фонтане две чаши. Вместе они создают потрясающую композицию и считаются одним фонтаном Театральным.

Перед входом на Красную площадь, у Воскресенских ворот, располагается нулевой километр. Считается, если встать на нулевой километр, закрыть глаза и бросить через плечо монетку, то желание сбудется. Под Манежной площадью находится крупнейший торговый комплекс столицы - «Охотный ряд». Три подземных этажа отданы под всевозможные магазины и заведения общественного питания. Крыша комплекса украшена куполом, символизирующим половину земного шара. На северном полюсе установлен Георгий Победоносец, убивающий копьем змея.


Часы - фонтан "Часы мира"

Фонтан является главным куполом подземного торгового комплекса "Охотный ряд". Стеклянный купол фонтана с названиями городов медленно вращается, за сутки он делает полный оборот. Он сам по себе является часами, с довольно затейливым циферблатом. Если разобраться, то можно определить время с точностью до пяти минут в крупных городах мира - отсюда и название фонтана. На куполе фонтана скульптура Георгия Победоносца, покровителя Москвы, автор - З.Церетели.