Пальчиковый театр в доу. Виды театров в детском саду и атрибуты для театрализованных игр

Юлия Каленик

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик . Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.

1. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.

2. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук , помогают освоить речь персонажей, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.

Как играть в пальчиковый театр

Варианты игры в пальчиковый театр зависят от возраста ребенка.

Годовички и двухлетки готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой.

С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий.

В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.

Сначала можно просто познакомить малыша с куколками, дайте ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем надевайте поочередно персонажей себе на пальчики и общайтесь с ребенком от их имени. Затем предложите ребенку одеть куколку на пальчик и попробуйте пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки : «Репка» , «Колобок» , «Теремок» . Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета.

Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления .

Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.

Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь – басом и т. д.) . Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.

От сюжетной игры нужно переходить за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становиться образной и выразительной.

Виды пальчикого театра

Еще один вариант пальчиковых кукол , кукла из картона. Вырежьте из картона фигурку, в нижней части которой проделайте ножницами два круглых отверстия для пальчиков (указательного и среднего) . Пальчики будут ножками куколки. Двигая пальцами , вы создадите ощущение того, что ваша кукла живая.

Для игры в пальчиковый театр можно использовать детали зубных щеток. Это головы разных животных, которые закрывают щетку

Вырежьте из бумаги квадрат со сторонами 5 см, перегните его пополам по диагонали (рис. 1, поверните квадрат так, чтобы линия сгиба находилась внизу – получился треугольник. Верхний угол треугольника отогните к основанию, согнув пополам сначала левый, а затем правый углы и разогните назад (рис. 2,3) . Наметьте точки 1 и 2 (пересечения биссектрис нижних углов с боковыми сторонами треугольника. Возьмите левый угол и перегните его к правой стороне треугольника к точке 1 (рис. 4) . Возьмите правый угол и перегните его к правой стороне треугольника, к точке 2 (рис. 5) . Наружный слой верхнего уголка полученной фигурки отогните на себя, вставив его между слоями бумаги. (рис. 6) . Внутренний слой уголка отогните внутрь полученной шапочки (рис. 7) . Приклейте бусинки вместо глаз, нарисуйте улыбку, сделайте волосы из ниток. Куколка готова!

Пальчиковый театр – это небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй.

При игре важно работать разными пальцами , парами пальцев , одной и двумя руками, несколькими пальцами одновременно . Все это помогает с развитием координацией движений, мозга.

Преимущества пальчикового театра

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами :

Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук ;

Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.

Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения ;

В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;

Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат. Существуют разнообразные виды пальчикового театра

В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр . В ней ребенок не сам исполняет роль какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

Существуют разнообразные виды пальчикового театра , изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

Виктория Здвижкова

«Ум ребенка - на кончиках пальцев»

В. А. Сухомлинский

Пальчиковый театр очень любят дети нашей группы, особенно девочки. Не для кого не секрет, что кроме эстетического удовольствия игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка воображение,любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, способствуют развитию речи, памяти, внимания, мышления, усидчивости, расширению кругозора, помогают справиться с застенчивостью и многое другое.

В связи с этим, на одном из родительских собраний мы решили пополнить наш театр персонажами сделанными своими руками.

Родители постарались и сшили сказку "Теремок"

Оказалось все не так сложно.


Некоторые родители впервые "взялись за крючок". И получилось довольно не плохо, на наш взгляд.




Одна семья представила потешку "Сорока-ворона" из фетра.


Некоторых животных мы сделали сами с детьми из пластилина.


Благодаря пальчиковому театру у ребенка появляется возможность фантазировать, придумывать свои сказки, истории. Родителям огромное спасибо за активное участие в жизни детского сада.

Публикации по теме:

Все игрушки сшила из жесткого корейского фетра. Они яркие, привлекают внимание детей. Кукольный пальчиковый театр помогает воспитателю.

Создать пальчиковый театр можно своими руками. Для этого нужно проявить немного творчества и воображения. Дети очень любят играть пальчиковым.

Пальчиковый театр «Курочка ряба» выполнен из фетра с учетом размеров детской руки. Простой текст и сюжет сказки позволяют играть даже с.

Берём 200 грамм муки и 150 грамм соли,добавляем 1/3 стакана воды, перемешиваем. добавляем 1 столовую ложку клея ПВА, или обойного клея.

Дорогие маамовцы все мы знаем какую огромную роль играет в жизни детей театральная деятельность - дети любят сказки слушать, смотреть и.

Игра – наиболее естественный вид деятельности ребенка. Именно она дает возможность приобрести новые знания об окружающем мире, расширить.

Весь учебный год мы с ребятами работали над проектом"Домашние животные".Ребята узнали очень много: как и где живут, чем питаются, какую.

Пальчиковый театр своими руками

Мастер-класс по изготовлению пальчиковых кукол из фетра

Автор: Демидова Екатерина Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №62 «Серебряное копытце», г. Курган

Театр – это мысли свободной полет,
Театр – здесь фантазия щедро цветет…

Владимир Миодушевский
Мастер-класс рассчитан на воспитателей и специалистов дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей и творческих личностей.
Пальчиковый театр предназначен для театрализованной деятельности в детском саду и дома, может быть использован в ходе непосредственно образовательной деятельности как сюрпризный момент. Он может стать прекрасной традицией вашей семьи.
Выбор материала – фетра обусловлен следующими критериями:
легкий в обработке, края не осыпаются;
широкая цветовая гамма, различная толщина и плотность;
натуральный, безопасен для здоровья!!!
Цель: изготовление пальчикого театра для развития творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
познакомить с технологией изготовления пальчиковых кукол из фетра;
развивать актерские и режиссерские способности детей;
развивать мелкую моторику;
содействовать обогащению и активизации словарного запаса, развивать монологическую и диалогическую речь;
формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
развивать навыки организации практической деятельности.
Материалы и инструменты:
фетр простой, на самоклеющейся основе;
кружево;
бусины, стразы, мелкие пуговицы, глазки для кукол мелкие;
нитки армированные;
портновские булавки;
игла;
мел портновский;
бумага для выкройки;
клей «секундный»;
ножницы;
швейная машинка.


Выкройки Лисички:


Технология изготовления пальчиковой куклы «Лисичка».
Прежде чем приступить к работе вспомним основные правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами.
храните иголки и булавки в определенном месте (игольнице). Не берите иголки, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду.
не используйте в работе ржавые иглы и булавки.
во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми.
не режьте на ходу.
Изготовление выкройки для пальчиковой куклы не займет у вас много времени. Для начала необходимо определиться с размером. Основа игрушки должна быть в высоту примерно с указательный палец. Прорисовываем туловище и остальные детали. Не забываем сделать припуски к тем деталям, которые вставляются в основу.
Подбираем материалы для нашей лисички. Детали переносим на бумагу и вырезаем.
Основа – 2 детали;
Голова – 1 деталь;
Мордочка – 1 деталь;
Ушки – 2 детали;
Хвост – 1 деталь;
Кончик хвостика – 1 деталь;
Лапки – 2 детали.


Переносим выкройку на фетр. Более крупные детали прикалываем к материалу булавками, мелкие обводим портновским мелом.


Распределяем детали по местам.


Настрачиваем правую лапку на основу. Выполняем закрепки.


Настрачиваем вторую лапку. Выполняем закрепки.


Настрачиваем мордочку на голову. Выравниваем края ножницами.


Пришиваем ушки к голове тройной закрепкой.


Оформляем хвостик - настрачиваем кончик хвостика на деталь. Выравниваем края ножницами.


Соединяем по контуру детали туловища. Не забываем вставить сбоку хвостик. Выполняем закрепки. Выравниваем края по контуру.


С помощью клея крепим голову к туловищу. С клеем работаем аккуратно, так как могут проявиться следы на поверхности материала. Глазки и носик делаем из крупного черного бисера. Их можно приклеить или пришить нитками в цвет.


Технология изготовления пальчиковой куклы «Машенька».
Отличительной особенностью выполнения будет обработка головы.
Прорисовываем выкройку. Подбираем материалы.
Основа (платье) – 2 детали;
Рукава – 2 детали;
Руки – 2 детали;
Лапти – 2 детали;
Голова – 1 деталь;
Косынка(передняя часть) – 1 деталь;
Косынка (вид сзади) – 1 деталь;
Коса – 1 деталь;
Носик – 1 деталь;
Челка – 1 деталь.


Выкройки куклы «Машенька»


Вырезаем заготовки. Располагаем детали по местам.


Настрачиваем рукава на платье, подкладываем по низу рукавов ручки (не настрачивая их).


Настрачиваем кружево по низу платья. Выполняем закрепки.


Настрачиваем лапти. Выполняем закрепки. Сшиваем платье по контуру. Выравниваем края по контуру.


Настрачиваем челку и носик на голову. Чтобы носик не скользил под лапкой швейной машины, его необходимо предварительно приклеить.


Приклеиваем голову к основе. Наклеиваем сверху косынку из самоклеющегося фетра. Закрепляем косу между двумя деталями косынки. Выравниваем края.


Закрепляем края косынки машинной строчкой. Выполняем закрепки.


Приклеиваем глазки – бусинки. Подрумяниваем щечки красным карандашом.


Глазки Машеньки можно оформить с помощью специальной фурнитуры для рукоделия – глазок.


Вот, что у нас получилось!


Мои первые работы.


Варианты оформления пальчиковой куклы «Лягушка».


Варианты оформления пальчиковой куклы «Петушок».


Варианты оформления пальчиковых кукол – человечков.

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.

В наше время каждый родитель знает о пользе пальчиковых кукол.
В первую очередь такие куклы способствуют развитию мелкой моторики и координации движений.
К тому же в процессе манипуляций с фигурками ребенок знакомится и «отрабатывает» понятия «справа-слева, вверх-вниз, следующий, предыдущий и т.д. (развивается пространственное восприятие).
При импровизациях, а не игре по жесткому сценарию, развивается воображение и фантазия.
По сути театр - это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры.
Пальчиковые куклы могут быть вашим помощником в воспитании ребенка. Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива (который часто возникает в ответ на поучения родителей).
С помощью куколок можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности в общении, конфликты, страхи и тревоги ребенка.
Например, обыграйте сказку-импровизацию: Лисенок не слушался маму и убежал от нее, оказавшись в незнаком месте. Дайте ребенку главную роль лисенка, пусть сюжет развивает ребенок, вы лишь задавайте наводящие вопросы (Каких зверей встречает лисенок, добрых или злых? Страшно ли лисенку в незнакомом месте или он ничего не боится? Возвращается ли лисенок домой?). Поведение героя ребенка поможет вам лучше понять своего малыша.
Пальчиковые театры можно купить в магазине игрушек или в Интернете. Вот несколько вариантов таких театров:


Самому можно слепить фигурки из специального материала (пластики), консистенция пластилина, которая потом запекается в духовке, как тесто, и становиться твердой.

Из обычной старой детской перчатки можно сделать различных персонажей, например бабочку. Отрежьте от перчатки пальчик- это будет туловище бабочки. Вырежьте крылышки из цветной бумаги и приклейте или пришейте к будущему туловищу. Подберите глаза и усики (это могут быть бусины, пайетки, ниточки, тесемки). Бабочка готова!


Для игры в пальчиковый театр можно использовать детали зубных щеток. Это головы разных животных, которые закрывают щетку:


Еще один вариант пальчиковых кукол, кукла из картона. Вырежьте из картона фигурку, в нижней части которой проделайте ножницами два круглых отверстия для пальчиков (указательного и среднего). Пальчики будут ножками куколки. Двигая пальцами, вы создадите ощущение того, что ваша кукла живая. Осталось украсить куколку, приклеить глазки, волосики или разрисовать. Пусть это сделает ребенок на свое усмотрение.


Пальчиковую куколку можно сделать из квадрата бумаги.
Вырежьте из бумаги квадрат со сторонами 5 см, перегните его пополам по диагонали (рис.1), поверните квадрат так, чтобы линия сгиба находилась внизу - получился треугольник. Верхний угол треугольника отогните к основанию, согнув пополам сначала левый, а затем правый углы и разогните назад (рис.2,3). Наметьте точки 1 и 2 (пересечения биссектрис нижних углов с боковыми сторонами треугольника. Возьмите левый угол и перегните его к правой стороне треугольника к точке 1 (рис.4). Возьмите правый угол и перегните его к правой стороне треугольника, к точке 2 (рис.5). Наружный слой верхнего уголка полученной фигурки отогните на себя, вставив его между слоями бумаги.(рис.6). Внутренний слой уголка отогните внутрь полученной шапочки (рис.7). Приклейте бусинки вместо глаз, нарисуйте улыбку, сделайте волосы из ниток. Куколка готова!


Для тех, кто любит сам разукрашивать, можно купить деревянные наперстки для росписи и самим нарисовать нужных персонажей:

В идеале хорошо иметь набор из 10 и больше стандартных персонажей - семья, животные, чтобы разыгрывать известные русские народные сказки. Такой набор, состоящий из 24х деревянных наперстков можно купить.

Варианты игры в пальчиковый театр для детей зависят от возраста ребенка. Годовички и двухлетки готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой. С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий. В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.
Сначала можно просто познакомить малыши с куколками, дайте ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем надевайте поочередно персонажей себе на пальчики и общайтесь с ребенком от их имени. Затем предложите ребенку одеть куколку на пальчик и попробуйте пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета. Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления.

Как только малыш усвоит как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.
Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь - басом и т.д.). Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.
От сюжетной игры нужно переходить к режиссерской. Фантазируйте вместе с малышом, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становиться более образной и выразительной.
Поэтому - если у вас еще нет своего кукольного пальчикового театра, самое время подумать о его приобретении!

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковый театр имеет большое значение для развития ребенка.

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Пальчиковый театр:

Стимулирует развитие мелкой моторики;

Знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

Помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);

Развивает воображение, память, мышление и внимание;

Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

Формирует творческие способности и артистические умения;

Знакомит с элементарными математическими понятиями.

Так же пальчиковый кукольный театр развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Художественная литература имеет огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Наряду с героями русских народных сказок используются и новые, полюбившиеся детям современные герои "смешарики". Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи, используются разнообразные методы и приемы, но более эффективным (как показывает практика) является практический метод, а именно театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность (как один из видов игровой деятельности) способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра - дело серьезное, но и веселое тоже. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. К тому же, игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально эмоциональному развитию детей, и многое другое.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

"Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир", - эти слова С.И. Мерзляковой.

Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Старшие дети вместе со взрослыми принимают участие в показе пальчикового спектакля малышам, где они учатся работать в коллективе и где воспитывается доброе отношение к малышам. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь - это и песни, и танцы, и стихи.

Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции игры и ознакомления с художественной литературой, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Используемая литература.

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателя детского сада. М., 1999.

2. Истомина З.М. Влияние словесного образца и наглядного материала на развитие речи ребенка-дошкольника. Изв. АПН РСФСР. 1966.

3. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., 1982.

4. Леушина А.М. Развитие связной речи дошкольников. М., 1941.

5. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. 2007. №1.

6. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками. Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1978.

7. Шурочкина И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя. 2008. №3.