Отношения базарова с николаем петровичем. Базаров и павел петрович Взаимоотношения базарова с николаем петровичем кирсановым

Тема: Е. БАЗАРОВ В СРЕДЕ КИРСАНОВЫХ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ ГЕРОЕВ

Цели : работа над содержанием романа, анализ глав II, IV, X; обратить внимание учащихся на происхождение Е. Базарова, его поведение в гостях, отношение к братьям Кирсановым; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова, определить «победителя» в этих спорах.

Ход уроков

I. Опрос.

1. Расскажите об истории создания романа «Отцы и дети». Кому посвятил Тургенев свое произведение?

2. Есть ли прототипы у героев романа? Кто они?

3. Какой общественный конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?

4. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?

5. В чем суть основного конфликта романа? Как это отражено в произведении?

6. Как вы понимаете смысл названия романа?

7. Расскажите об эпохе 60-х годов XIX века (на материале романа).

II. Анализ содержания II главы романа. Встреча Евгения Базарова с Николаем Петровичем Кирсановым (чтение в лицах).

1. Как одет Евгений Базаров? Что значит «балахон с кистями»? (Балахон – просторная одежда . Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям.)

2. Внешность Базарова. На что обратил внимание Николай Петрович? («Обнаженная красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду.)

3. Как Базаров представился? («Евгений Васильев» – это простонародная форма. Так представлялись крестьяне.)

4. Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку? (А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать руки.)

III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.

1. Какое впечатление производит усадьба Марьино?

2. Как ведет себя Базаров? Николай Петрович? (Николай Петрович старается не замечать развязные манеры гостя.)

3. Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры. (Внешность поражает изысканностью.) Тургенев сочувствует герою или иронизирует над ним?

4. Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?

5. Чем занимались в Марьино Евгений Базаров? Аркадий? («Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия.)

6. Каково отношение Павла Петровича Кирсанова к Базарову? («Павел Петрович всеми силами души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем».)

7. Как относятся к Базарову простые люди?

8. Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма? (Ко всему относиться с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.)

Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно.

(В главе преобладает диалог. Тургенев – мастер диалогов.)

1. Чтение диалогов героев в лицах.

2. Проследить, что говорят герои и как они говорят. (Как вы понимаете слово «принцип» и почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения спорящих. Что стоит за принципами: требования жизни или традиции? Прав ли П. Кирсанов, упрекая молодежь в беспринципности? Как относятся герои к существующему строю? Можно ли Базарова считать революционером? В чем слабая сторона политических взглядов Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?)

3. Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы заканчивает автор роман и почему?

Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем. Герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии. Каждая реплика Базарова направлена против какого-либо общепризнанного принципа. (П. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам, верить в них. Е. Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов нельзя жить, Базаров отвечает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов!» Павел Петрович умиляется отсталостью русского народа и упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Положение народа у Базарова вызывает гнев. Герой видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» 60-е годы XIX века – годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками. Таким образом, в этот период бурного развития науки и технической мысли нередко наблюдалась среди части общества недооценка искусства. Такие крайности присущи были и Базарову. Базаров признавал только то, что полезно его делу. Критерий пользы – та исходная позиция, с которой герой подходил к различным явлениям жизни и искусству.)

В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне справедливы по отношению друг к другу.

Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы:

1) Отношение героев к любви, женщине вообще.

2) Е. Базаров и Анна Сергеевна Одинцова.

3) История любви П. П. Кирсанова к княгине Р.

4) Счастливы ли Аркадий и Катя?

Павел и Николай Петрович Кирсановы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".
Написание романа "Отцы и дети" совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменит был развитием промышленности и естественных наук, расширением связи с Европой. В России стали принимать идеи западничества. "Отцы" придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы. Базаров, нигилист, представляет "новых людей", а в качестве противника ему принято считать Павла Петровича Кирсанова, потому что именно они ведут полемику на различные темы- о нигилизме, аристократизме, практической пользе и прочее. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным оппонентом для Базарова. Все слова Павла Петровича- лишь "слова", так как не подкреплены никаким действием. Вся его предшествующая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения (с детства был необычайно красив, самоуверен, очень нравился женщинам, учился в пажеском корпусе, в 27 лет был уже капитаном, впереди ждала его блестящая карьера), но первая же трудность (неразделенная любовь к княгине Р.) сделала Павла Петровича ни на что не способным:вышел в отставку, преследовал ее, был изгнан, десять лет прожил бесцветно,бесплодно и быстро, остаток жизни проводит с братом в деревне. Убеждений у него нет, вместо них - принципы, которые сводятся к соблюдению внешних приличий и старанию казаться джентльменом. Форма без содержания - в этом суть Павла Петровича (это ярко проявляется в описании его кабинета, в том, что в качестве символа России он держит на столе пепельницу в форме "мужицкого лаптя"). Павла Петровича интересует лишь внешняя сторона вещей - он толкует о Шиллере, Гете, хотя вряд ли их прочел, его суждения самонадеянны и поверхностны. Но ведь то же самое можно сказать и о Базарове: то же пристрастие к "внешним эффектам" (бакенбарды, балахон, развязность), та же неуживчивость с окружающим миром. Д.И.Писарев называет Павла Петровича "Печориным маленьких размеров". Базаров - тот же Павел Петрович с точностью до наоборот. Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить ничего, в том числе и философию, потому что жизнь состоит в утверждении, а не в отрицании. Таким образом мы видим, что настоящий противник Базарову- Николай Петрович Кирсанов, хотя он не вступает в словесные споры. Он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для Базарова, ни для брата. Николай Петрович просто живет, согласно сердцу и совести (сломав ногу в юности, что помешало ему сделать военную карьеру, он не впадает в уныние, не озлобляется на весь мир, а учится в университете, затем женится, живет с женой десять лет в любви и согласии, которые прошли "как сон"; после смерти жены отдает себя воспитанию и обучению сына; затем жизнь посылает ему любовь к простой девушке Фенечке, к новорожденному ребенку). То выстраданное знание, которым обладает Николай Петрович - о гармоничном существовании, о единении с природой, о поэзии, о любви, - можно понять только развитой душой, которой нет ни у "уездного аристократа", ни у "предводителя нигилистов". Это способен понять только сын Аркадий, который, в конце концов, приходит к выводу о несостоятельности идей Базарова. Сама жизнь расставляет все по местам, отметает все неестественное: Базаров умирает, познав любовь, смягчив свой негативизм; Павел Петрович уехал за границу (где ему и место); Аркадий женится на Кате, живет в отцовском поместье, поднимает его из запустения и бедности; Николай Петрович - женится на Фенечке, делается мировым посредником и изо всех сил трудится.

Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. "Кто есть Базаров? " - спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: "Нигилист". По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его позицию. Вопрос, что признавать, на чём, на каких основаниях строить свои убеждения, - чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот что представляют собой принципы Павла Петровича Кирсанова: право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами ("Аристократия дала свободу Англии и поддерживает её") , т. е. нравственные нормы, выработанные аристократами, - опора человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Прочитав высказывания Базарова о бесполезности громких слов, мы видим, что "принципы" Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на благо общества, а Базаров принимает только то, что полезно ("Мне скажут дело - я соглашусь". "В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем") . Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в замешательство (он "побледнел") . Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведённым дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: "Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним? " Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: "Он (народ) не может жить без веры". Базаров: "Грубейшее суеверие его душит". Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, "читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою - нелепо". Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Всё это "романтизм", "чепуха". Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, "грубейшими суевериями", казалось кощунственным "толковать" об искусстве, "бессознательном творчестве", когда "дело идёт о хлебе насущном".

Итак, в романе Тургенева "Отцы и дети" столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель "сковывающей, леденящей силы прошедшего", а Евгений Базаров - как часть "разрушительной, освобождающей силы настоящего".

А что же делает Базаров среди этих трех личностей? Во-первых, он старается обращать на них как можно меньше внимания и большую часть своего времени проводит за работою; шляется по окрестностям, собирает растения и насекомых, режет лягушек и занимается микроскопическими наблюдениями; на Аркадия он смотрит как на ребёнка, на Николая Петровича - как на добродушного старичка, или, как он выражается, на старенького романтика. К Павлу Петровичу он относится не совсем дружелюбно; его возмущает в нем элемент барства, но он невольно старается скрыть свое раздражение под видом презрительного равнодушия. Базаров не любит не спорить, ни вообще высказываться и только Павел Петрович отчасти обладает умением вызывать его на многозначительный разговор. Эти два сильные характера действуют друг на друга враждебно; видя этих двух людей; можно себе представить борьбу, происходящую между двумя поколениями, непосредственно следующими одно за другим.