Отцы и дети характеристика героев аркадий. "Отцы и дети": действующие лица

Образ Аркадия Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети», скорее, можно отнести к уходящему прошлому, чем к новому поколению. Он ученик Базарова, но его «нигилизм» более упрощенной формы.

Как автор показывает в романе образ Аркадия Кирсанова

Аркадий – это, своего рода, промежуточное звено между старым и новым. Его жизненная позиция сформировалась под влиянием двух факторов: эпоха и возраст. Его увлечения идеями нигилизма поверхностны. Он не такой, просто, желание свободы, независимость от веками сложившихся традиций кажутся ему привлекательными ценностями. Это очень характерно для молодых людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь. И в то же время, все эти нигилистические взгляды прекрасно сочетаются в его душе с другими свойствами, очень далекими от нигилизма.

По своей натуре Аркадий Кирсанов очень добрый человек. По дороге в имение на него нахлынула лавина чувств, при виде знакомого с детства пейзажа, грязных оборванных мужиков, разрушившиеся деревенские дома. Он полон желания исправить все это, но как воплотить желания в действительность, герой не представляет. Он видит в людях только хорошее, не испытывает ни к кому ненависти, жалеет родителей Евгения. Для убежденного нигилиста – это признак слабости.

Что могло связывать Кирсанова Аркадия и Базарова

В образе Аркадия Базаров нашел человека, который им восхищался, впитывал все его убеждения и поступки. Видя такую податливость, Базаров принимается перевоспитывать друга, делать его своим последователем. Но, довольно быстро, Евгений понимает, что это неосуществимо и Аркадий Кирсанов, внешность которого мягкая и неуверенная, перевоспитанию не поддается. Устои и принципы перетягивают его на свою сторону.

С первых страниц романа читатель видит, как Аркадий подчиняется своему другу. Влияние Базарова очень велико и характеристика Аркадия Кирсанова в первых главах полностью это подтверждает.

Но пожив среди привычной обстановки и родных людей, молодой человек начинает понимать, что находится под влиянием сильной личности и живет не совсем так, как ему хочется. Постепенно, он становится самостоятельным и отдаляется от Базарова.

Его восторженные суждения о нигилизме оказались для него чуждыми. В течение всего романа Аркадий копирует своего друга, старается быть на него похожим. Однако, выдержать до конца свою роль, он не сумел.

Иначе говоря, Аркадий Кирсанов в романе «Отцы и дети» никогда не был нигилистом. Да и сам Базаров ему, наверняка, не сильно нравился. Просто увлекающийся молодой человек не совсем ясно понимал свою цель в жизни, а Базаров воспользовался его мягкостью и внушил идеи, которые были ему совсем чужды.

Тест по произведению

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стал знаковым произведением своего времени. В нем автору удалось отразить вечное противостояние двух поколений на примере нескольких семейств, а также в более глобальном смысле – противостояние молодого нигилизма и устоявшихся принципов общественной жизни России. В романе представлена целая галерея интереснейших образов, каждый из которых важен и интересен. Образ и характеристика Аркадия Кирсанова с цитатами в романе «Отцы и дети» помогут полно раскрыть противоречивость образа главного героя.

Формирование характера Аркадия

Аркадий Кирсанов – потомственный дворянин. Ему посчастливилось родиться в семье, где царила искренняя любовь. Он воспитывался согласно дворянским традициям. Когда умерла его мать, отец посвятил свои силы тому, чтобы дать ребенку все, что необходимо.

Когда молодой человек поступил в университет, Николай Петрович отправился в Петербург вместе с ним и прожил там первые три года обучения. Он старался быть в курсе интересов сына и знать его товарищей.

Те условия, в которых рос Аркадий, сформировали в нем любовь к прекрасному, восхищение природой, искусством и теплое отношение к своим близким. Поддавшись бунтарскому юношескому порыву, он попадает под влияние Евгения Базарова. Аркадий очень ценит дружбу этого человека. И вслед за ним объявляет себя нигилистом.

Отец и сын

Вернувшись домой после окончания учебы, Аркадий старается продемонстрировать отцу, что он уже не тот восторженный юноша, каким был раннее. Но непосредственная восторженность и любовь к отцу прорываются наружу:

«Аркадий живо повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щеку».

По пути в родное имение он видит, что владение его семьи находится на грани упадка, он загорается различными планами и идеями преобразований. Весенняя атмосфера отвлекает его от этих мыслей, и вновь в его поведении с отцом пробивается непосредственность:

«Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления... Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял».

Порой Аркадий чувствует превосходство над отцом. Когда Николай Петрович рассказывает ему о своей возлюбленной, сын ругает его за неловкость и стеснение, говоря, что полностью поддерживает отца:

«…и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его душу. - Перестань, пожалуйста, - повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы».

Прогрессивные взгляды и нежное отношение к отцу позволяют Аркадию с искренней радостью принять новость о появлении сводного брата.

Аркадий и Базаров

Встреча с Базаровым позволила Аркадию Кирсанову принять идеи нового зарождающегося течения – нигилизма. Базаров, будучи сформированной и цельной личностью, обладает твердыми взглядами и принципами. Евгений становится наставником Аркадия. Молодой Кирсанов с невероятным рвением следует идеям товарища. Он восхищается этим человеком:

«...Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой...».

Несмотря на все старания соответствовать облику передовой молодежи, сентиментальность и восторженность Аркадия выдают в нем мягкого человека. Постепенно Аркадий понимает, что они с Евгением отдаляются, видит, насколько различны их мысли. Не стесняясь эмоций, он прощается с товарищем навсегда:

«...Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз...».

Любовь Аркадия Кирсанова

Аркадию не чужд романтизм его отца, поэтому душа его открыта навстречу нежным чувствам. Познакомившись с Одинцовой, он воображает себя влюбленным. Молодой человек мучается от мыслей, что Анна Сергеевна не воспринимает его всерьез, считая молоденьким юношей. Увлекшись муками ревности, он не замечает, как сближается с сестрой Одинцовой, Катей. Внезапно он понимает, что рядом с этой девушкой очень хорошо и интересно. Катя становится женой Кирсанова, вместе они обретают счастье.

И.В. Тургенев работал над своим знаменитым романом «Отца и дети» с 1818 года по 1883 год. Произведение открывает главную проблему всех времён - проблему отцов и детей, то есть проблему поколений.

Главным героем романа является Евгений Базаров, образ которого для молодёжи своего времени стал примером для подражания. В произведении он считает себя нигилистом. У Базарова есть друг, который также является ключевой фигурой в романе, - Аркадий Кирсанов, молодой человек двадцати трёх лет. Под влиянием Евгения Базарова он тоже принимает его взгляды, то есть становится нигилистом, однако вскоре, понимая, что эти взгляды ему чужды, отказывается от нигилизма, и общение с Базаровым на этом прекращается.

Характеристика героя

Аркадий Кирсанов - молодой дворянин, который по окончании университета возвращается к себе на родину - дом в Марьине. В начале романа Аркадий представляется молодым человеком, который стал похож на своего приятеля Базарова. Однако можно заметить, как Аркадий борется с самим же собой: если Базаров действительно придерживается нигилистских взглядов, то Кирсанов только подражает, он пытается быть похожим на товарища.

Это можно заметить по тому, что Аркадий не старается как-то углубиться в нигилизм, а только поверхностно относится к этому. Ему нравится чувство свободы и независимость от авторитетов.

Эти изменения в характеры не смогли уйти от взгляда его отца - Николая Петровича Кирсанова. Из-за того, что Аркадий стал придерживаться новых взглядов, в нём пробуждаются новые качества, например, он стал дерзить, чувствовать самоуверенность. Однако Кирсанов на самом деле не является таким, в нём присутствуют такие качества, как доброта, отсутствие хитрости, простота, уважение к дворянству. Но, находясь под огромным влиянием Евгения Базарова, Аркадий старательно прячет свои настоящие качества. Поэтому данному персонажу можно приписать ещё такие качества, как впечатлительность и легковнушаемость. Аркадий настолько «проникся» нигилизмом, что даже обидел собственного отца.

Но на протяжении романа его нигилистские качества растворяются. Он со временем становится похож уже не на своего товарища по университету, а на отца. От «отрицания всего» он приходит на «компромиссы с жизнью». И это так называемое смирение автор показывает, когда герой влюбляется в Одинцову, тем самым находя своё новое чувство безысходным.

Однако своё счастье он находит с сестрой Одинцовой - Катей.

Таким образом, можно сделать вывод, что в силу своего возраста Аркадий легко проникается новыми взглядами, которых придерживался его кумир Базаров, так называемый юношеский максимализм. Можно сказать, что нигилизм не слишком приходится по душе Аркадию, поскольку он не старается углубиться в данное воззрение, а только старается казаться тем, кем, по сути, не является. Однако на протяжении романа его сущность, добрая и простота, преобладает над персонажем. В конце концов, он обретает самого себя, смиряется с собственным воззрением и находит счастье.

Образ героя в произведении

(Эдуард Марцевич в роли Аркадия Кирсанова на сцене Малого театра )

Аркадий Кирсанов предстаёт перед читателями загорелым, с приятным юношеским баритоном молодым человеком. На самом деле, Тургенев не дал внешней характеристики данному персонажу. Скорее всего, автор хотел показать, что внешность данного героя не столько важна, сколько его внутренний мир и внутреннее противоречие в начале романа. Аркадий, как бы он ни выглядел, остаётся сыном своего отца и повторяет частично его участь.

Аркадий является некой противоположностью Евгения Базарова, хотя он пытается быть его копией. Тургенев показывает, что ничто не может сломить отцовского воспитание, никакое влияние других людей. Аркадий остаётся похожим на отца. Где-то он пытается казаться другим, но что было заложено в детстве и юношестве, то и остаётся с ним до конца жизни. Ко всему прочему, в Аркадии играют дворянские корни. Это говорит о том, что дворянские взгляды, которые со временем устоялись в обществе, практически невозможно устранить.

Через образы Аркадия, Павла и Николая Кирсановых Тургенев хотел показать несостоятельность дворянства, их слабость, вялость и ограниченность. Они не терпят изменений, они плывут по течению жизни. В их образах прослеживается олицетворение русского либерального дворянства.

Написавший роман «Отцы и дети», создал весомое произведение для своей эпохи. Он освещал противостояние двух поколений, сравнивая представителей двух семей и их образ жизни. Тургенев сопоставляет нигилизм и привычные для российского дворянства жизненные принципы. Образ Аркадия Кирсанова помогает ярче продемонстрировать разницу в стремлениях главных героев повествования.

История происхождения

Роман «Отцы и дети» был написан в 1861 году и оказался крайне актуальным для современников Тургенева. Он победил царящие в обществе предрассудки и произвел взрывной эффект среди критиков. Описывая взгляды на жизнь молодых и взрослых героев, писатель показывал тонкую грань между двумя поколениями и проблемы взаимопонимания, возникающие между «отцами» и «детьми».

Для Тургенева нет отрицательных и положительных героев. Отношение автора к взглядам персонажей читается поверх описываемых событий. Его больше волнует моральная подоплека конфликта и анализ того, каким образом действующие лица демонстрируют свою точку зрения. Политическая позиция и Кирсановых – основополагающая категория для сравнения в романе. Дворянство, к которому принадлежат Аркадий Кирсанов, его отец и дядя, не принимает революционных идей, символизирующих начало новой эпохи.

Аркадий Кирсанов – персонаж, благодаря которому действие обретает динамику. Сюжет романа выстраивается вокруг него, он олицетворяет дух противоречия.

Образ и характер


Недавний выпускник петербургского университета, дворянин, чей возраст едва превышает 23 года, Аркадий Кирсанов возвращается в родные пенаты. Там его ждут отец, – весельчак и добродушный помещик, лояльный к новомодным веяниям среди молодежи, и дядя Павел Петрович Кирсанов – либерал и франт, чья история жизни весьма непроста.

Аркадий в представлении автора – светлая душа, не испорченная обществом. Он скромен и сентиментален, жизнерадостностью пошел в отца, располагает хорошим воспитанием и образованием. Эмоциональный и сентиментальный молодой человек принимает происходящие события близко к сердцу. Как и отец, любит заниматься делами имения и не благоволит конфликтам. Его тонкая душевная организация проявляется в любви к музыке и природе.


Для Аркадия Кирсанова семья имеет большое значение. Базарова, который принадлежал к сословию разночинцев, юный помещик воспринимал как ее часть. Приятель, чье происхождение не было проблемой для Кирсанова, стал его гостем. Нигилист и революционер активно пропагандировал свои идеи, пытаясь заразить друга энтузиазмом. Аркадий становится последователем Базарова, хотя позиция старшего товарища не всегда близка молодому человеку.

Видя, как резко высказывается друг в присутствие его родственников, Кирсанов-младший перестает поддерживать недавнего наставника. Политика не обсуждается в доме Кирсановых, и регулярно поднимающий эту тему Базаров становится раздражителем в условиях привычных устоев поместья.

Счастье для Аркадия Кирсанова заключается не в противостоянии политическому режиму ради воцарения новых лидеров и законов, а в простом семейном счастье. Он находит свою тихую гавань в союзе с сестрой , в которую был влюблен Базаров. Дальнейшая судьба Кирсанова предрешена: уютный домашний очаг, любимый сын и отцовское поместье были предметом его интереса.


Поначалу кажущийся идеальным соратником для нигилиста, Аркадий оказывается мнимым последователем, для которого теория Базарова – увлечение юности. Судьба уготовила герою более скромное предназначение, с которым он готов смириться ради собственного спокойствия и удовлетворения. С возрастом он становится все ближе к отцу, и полезный Базарову юнец-помощник превращается в провинциального помещика с простым и предсказуемым кругом интересов.

«Отцы и дети»

Концепция героя в лице Кирсанова-младшего интересна: Тургенев описывает Аркадия как промежуточный персонаж между радикально настроенным Базаровым и приверженцем консервативных взглядов . Эпоха, сформировавшая его личность, совместила интересы двух поколений. Герой не противостоит основам своего воспитания в угоду нигилизму. В силу юного возраста ему кажутся интересными романтические революционные идеи, что характерно для представителей каждого нового поколения.


Базаров стремился перевоспитать друга, чья характеристика казалась ему чересчур положительной для нигилизма. Привлекательная внешность персонажа соседствует с массой позитивных черт характера, делающих его «мягкотелым» в глазах наставника. Мягкосердечие Аркадия чуждо Базарову. Поэтический духовный склад приятеля, его мечтательность и чуткость вызывают у нигилиста порицание.

Под влиянием Базарова Кирсанов пытается отказаться от собственных идеалов, но его натура оказывается сильнее предлагаемых ориентиров. Аркадий, казавшийся тенью своего «учителя», отправляется в самостоятельное плавание. Обаяние нигилиста становится слабее, а навязываемые идеи уже не кажутся столь реальными, потому что юноша понимает, что слишком слаб для участия в деятельности во имя революции. Он просто не в состоянии играть принятую роль.


Приверженец семейных традиций, Кирсанов полностью противопоставлен Базарову в зрелом возрасте. История героя, считающего себя «бобылем» и готового положить собственную жизнь на алтарь общественных убеждений, не связана с тем, кто объективно оценивает перспективы деятельности в масштабах провинциальной жизни. Мягкий и ведомый Кирсанов в состоянии вводить изменения в жизнь простого люда, будучи близким к нему, а не вещая с баррикад, подобно другу.

Перевоспитание юноши не представляется возможным, и влияние Базарова ослабевает. Расставаясь с приятелем, Аркадий прощает ему резкие слова и упреки. В финале повествования оказывается, что Базаров не изменил в жизни Кирсанова ничего и не сумел повлиять на мировоззрение помещика.

Экранизации

Роман «Отцы и дети» был экранизирован пять раз. Первый фильм по произведению Ивана Сергеевича Тургенева вышел на экраны в 1915 году в постановке Вячеслава Висковского. Ф. Морской впервые воплотил образ Аркадия Кирсанова на киноэкране.


В 1958 году в ленте Адольфа Бергункера и Натальи Рашевской в этой роли испытал себя Эдуард Марцевич.

Телеспектакль 1974 года, сыгранный артистами Государственного академического Малого театра СССР, до сих пор транслируют по телевидению, знакомя публику с режиссерской работой Алексея Симонова и Алины Казьминой. На роль Аркадия Кирсанова в постановке был назначен .


Вячеслав Никифоров, постановщик кинокартины «Отцы и дети» 1983 года, пригласил юного Владимира Конкина для работы над образом Кирсанова.

Современный фильм 2008 года познакомил публику с интерпретацией образа .

Это молодой человек двадцати трех лет, друг главного героя Евгения Базарова, сын Николая Петровича.

Предыстория

Аркадий дворянин, сын помещика Николая Петровича Кирсанова. Его детство наполнено атмосферой искренней любви родителей. Потом мальчик пережил потерю матери. Отец заботился о сыне, посвящая ему все свое время. Обеспечил Аркадию хорошее образование. Первые годы жил рядом, интересовался увлечениями молодежи, знал товарищей. Потом вернулся домой, доверив сыну самостоятельно распоряжаться судьбой.

Внутренний облик

Николай Петрович научил Аркадия любить природу, наслаждаться произведениями искусства. Воспитал его добрым отзывчивым человеком.

Мы встречаем Аркадия повзрослевшим, окончившим обучение молодым человеком. Он старается выглядеть старше своих лет, тщательно скрывая радость встречи с родным домом. Чувствуется влияние старшего друга Евгения Базарова. Увлекшись сильной личностью, идеями нигилизма, Аркадий старается подражать Базарову. Он ироничен, сдержан, резок. Критикует романтические увлечения музыкой, поэзией. Бесцеремонно обсуждает личную жизнь Николая Петровича. Снисходительно дает советы.

На самом деле, Аркадий «птенец», как его называет Базаров. Временное увлечение новыми идеями — дань моде, желание выделиться. Ему нравилось чувствовать себя свободным, отрицать авторитеты, быть экстравагантным. В нем нет силы характера. Убеждения поверхностны. Чувства неискренни. Поэтому так скоро проходят.

Финал

В конце книги Аркадий меняется. Родной дом, общение с близкими людьми помогают понять: идеи Базарова ему чужды, неинтересны. Добрый романтичный молодой человек хочет иметь семью, детей, заниматься хозяйством — быть счастливым. Такого настоящего Аркадия полюбила сестра Анны Сергеевны Одинцовой Катя Локтева. Аркадий, покоренный красотой старшей сестры, не сразу ответил взаимностью. Постепенно дружеские отношения стали искренней привязанностью, родилась любовь. Молодые люди решили пожениться. Под влиянием невесты Аркадий полностью избавляется от нигилизма.

Аркадий Кирсанов — представитель молодого поколения персонажей романа. Но чувствует, думает, как его отец, дед, прадед. Он потомственный дворянин, относится к поколению «отцов».