Особенности русской культуры 13 14 веков. Русская культура XIII- XV веков

Общая х-ка: монгольское нашествие нарушило поступательное движение Русской земли и Русской культуры. Многие виды ремёсел выбыли: перегородчатая эмаль. Постепенно возрождение начинается с конца 13 века. В первой половине 14 века начинается процесс объединения государства, который остановился в первой трети 13 века, это способствовало возрождению экономики, росту национального самосознания, укреплению внешних контактов (с Византией), что в конце концов приводит к возрождению и подъёму Русской культуры.

В это время (в 14 столетии) на Балканах интеллектуальный подъем, Русь заражена этим подъемом, многие южнославянские книжники мигрируют на Русь. Конец 14 начало 15 столетия – предвозрождения Русской культуры. (Эпоха предренессанса– Д.С. Лихачёв, некоторые не согласны с этой точкой зрения).

Черты предвозрождения:

1) Повышенный интерес к человеческой натуре (её эмоциональной стороне во всех её проявлениях жизнедеятельности). В литературе оформляется наивный психологизм (показать героя, как существо сложное, внутренний мир не однозначен). В живописи на первый план выходит фигура (личность – громко сказано), видна творческая манера мастера, появляются яркие живописцы (Грек, Дионисий, Рублёв).

2) Элементы обмирщения, секуляризация. В культуру приходят светские элементы, ереси, к примеру, но культура ещё религиозная.

3) Усиливается внимание к окружающему миру, и не только христианскому (вниманию к жанру Хождений, переводы с латыни)

Но Русское предвозрождения не перешла в Ренессанс, это будет прервано в 15/16 веке. Почему?

Государство объединено, диктат церкви и государство, а инакомыслие выкорчевывалось. Чтобы все понимали все так, как нужно.

Эпоха превозрождения прервана, но не прошла бесследно. Элементы прослеживались и дальше.

Литература второй трети 13-15вв.

Развитие искусства слова в указанном периоде можно разбить на 2 этапа:

1.

2.

Литература первой трети 13 -первой половины 14 вв.

Упадок русской литературы, многое погибло. Жанр летописания переживает упадок. Резко сокращаются контакты с внешним миром, но литература живёт, и сознательно обращается ко временам национальной независимости, черпая из той эпохи вдохновение. Основным остаётся и стиль – монументальный историзм . Ведущим жанром считается – воинская повесть. Произведения с героическим содержанием, основная тема – борьба с захватчиками. Примеры: А) Слово о погибели Русской земли (1238-1246) при Ярославе Всеволодовиче. Произведение дошло не целиком, дошла вступительная часть. Авторство не известно. Произведение посвящено монгольскому нашествию, первая часть – то, какой была, вторая, которая не дошла, по всей видимости – говорила о том, во что она превратилась. Произведение обнаружено в 19 веке русским византинистом Лопаревым Х.М. (один из лучших представителей страны, одаренный, закончил Питерский университет, подвижник, в 1918 году умер от голода). Автор слова сознательно обращается к Слову о полку Игореве, то есть преемственность, обращение к национальной независимости; Б) Житие Александра Невского (80-е годы 13 столетия). Авторство неизвестно, но книжник скорее всего знал Невского. Произведение интересно обилием светского начала. Это биографии связанная с яркими эпизодами Александра военно-политического характера. Там описываются победы в Невской битве и Ледовом побоище. Цель: побудить у населения гордость за правителей, поддержать веру в небесное заступничество. Поражение временно, рано или поздно враг будет побит; В) Повесть о разорении Рязани Батыем. Авторство неизвестно. Историчность произведения низкая, образ Евпатия Коловрата – собирательный. Никто его не может взять. Цель: поддержать гордость в народе за себя, за правителей. Автор отмечает – причина поражение: отсутствие единства.

Литература вторая половина 14 – 15 вв.

С середины 14 столетия подъем русской литературы. Государство усиливается, экономика растёт, возобновляются внешние контакты (Балканы и Византия). В русские земли проникает бумага (вместо дорогостоящего пергамента). Переход с устава на полуустава. В 15/16 вв – скоропись. Возрождается летописание, причём появляется там, где его и не было (Москва). В Москве летопись общерусского характера. В основе сводов Москвы лежит Повесть временных лет. П- преемственность. В первое время доминирует тема монгольского нашествия и борьбы с монголами. Воинская повесть превалирует. Почему? Москва бросает вызов Орде, которая делится на две части по Волге, там замятня . Пример: А) Сказание о Мамаевом побоище; Б) Задонщина (80-90-е годы 14 столетия). Произведения поэтично. Очевидные отсылки к Слову о полку Игореве. Монголы – серые волки, Русские – птицы (кречеты, орлы). Силён христианский подтекст. Д. Донскому помогают покровители Русской земли – Борис и Глеб. Цель: прославление деяний Московского князя Д.И. Донского. Точкой отсчёта Русского лихолетья начинается с битвы на Калке. Лихолетье автор заканчивает победой на Куликовом поле (современники осознавали значимость победы). Присутствует трагичность в произведении: много невосполнимых потерь, потери действительно были ужасны, цвет русских войск погиб, что способствовало легкости восстановления ордынского владычества при Тохтамыше.

Новый стиль – риторико-панегирический ( эмоциально-экспрессивный) он будет превалирующим в 15 веке. Нарастает взволнованность, экспрессия, энергичность, нет прежней монотонности.

1) Появляется наивный психологизм.

2) Сознательный вымысел и занимательность (впервые!!! ). До этого литература серьёзна, а теперь развлекательный момент, но их не нужно преувеличивать.

Примеры: А) цикл произведений о архиепископе Новгородском Иоанне (середина 15 столетия) – центральным стало Сказание о путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим . Авторство неизвестно. Фольклор, сказочный сюжет, сознательный вымысел. Сюжет: святой молилися, увидев беса, заточил его. Бес взмолился, тот отпустил его при условии безбилетного полёта в Иерусалим без визы и регистрации. Бес зарек Иоанна никому ничего не говорить, но тот не сдержался, и бес начинает мстить. Иоанна изгоняют, потом возвращают. Б) Повесть о Дракуле. Автор: Фёдор Курицын, который бывал в Молдавии и Валахии. Дракула (Влад – валашский господарь, якобы один из любимых его деяний было – сажать на кол, получил прозвище Цепеш). Но это не биография, отдельные истории из его жизни. Дракула – ненормальный государь, слишком жёсток. Автор не навязывает точку зрению читателю, который сам должен расставить оценки. Автор использую наивный психологизм, расставляет неоднозначные оценки. Дракула жёсток, но установил закон, который для всех, даже для самых высших слоёв. Дракула не просто убивает, потому что маньяк, он испытует человека на смекалистость. Если человек проявляет ум, то можно сохранить жизнь, погибает тот, кто глупее государя. Эпизод: ...государь собирает нищих, устраивает пир, спрашивает: «Хотите не в чем не нуждаться?» Они типо да, он их убивает; ...государь увидел крестьянина в дранной одежде – убил жену за то, что та не исполняет своих обязанностей; ...ограбили купца, нашли убийц, посадили на кол, вернули, но с лишним, купец вернул лишнее(если не вернул, на кол).

Новый жанр – Хождение . Путешествие в Средневековье – опасно. Обычно хождение – паломничество, поездки к святым местам. Но Хождение за три моря Афанасия Никитина связано с торговыми интересами, его называют даже антипаломническое. Отправился в страны иноверные, что не одобрялось. Отправился в далекую Индию, преодолел три моря (Чёрное, Каспийсое и Аравийское). Основная идея: тоска по Родине, грусть по людям. Личность автора везде проступает, часть текста написано на разговорном языке (новшество, и вообще греховное дело).

В 15 столетии оформляется жанр публицистики, которая тогда же становится ведущим. Но золотым веком станет 16 столетие.

Публицистика – это общественно-политическая литература, посвящённая злободневным (актуальным, жизненным, волнующим общество) вопросам действительности. (Общество, которое не мыслит, лишь реагирует). Публицистика подразумевает полемику. Почему именно тогда? Необходимы были ответы на вопросы времени. Раньше всего публицистиках зародилась в лоне Русской православной церкви. А именно, на фоне движений Иосифлян и Нестяжателей (это не еретики, лидеры движения – святые, они духовные ученики Сергея Радонежского). Исихазм – религиозно-мистическое движение, лидер – Григорий Полома на Афоне, Сергей Радонежский – исихаст. Течение предполагало молитву, медитацию, аскезу.

Нил Сорский VS Володский.

Два понимания христианского идеала. Нил Сорский стоял на кротости и любви к миру. (Нестяжатели). Володский считал, что Бог грозный судья, основа – страх божий (Иосифляне или стяжатели).

Нил Сорский против церковного богатства, кормиться священникам трудом рук своих, жить в отшельничестве в идеале. К еретикам относится мирно, без физических расправ, свобода выбора, но в крайнем случае высылать из страны. Кроткая и невоинствубщая церковь.

Иосиф Володский. Церковь должна быть богата, основная задача: контакт с обществом, служба ему, помощь ему, наставление. Никакого ухода из мира. Общежительный устав разработал Иосиф Володский – расписано до мельчайших подробностей. Обряды – не самоцель, а средство. Нужно обуздать тело, а там и взрастить душу. Но богатство опасно, обряды могут превратиться в формализм. Монаху жить в уединении лучше, в жизни сложно совладать с пороками. Монах – воин Божий, кто выстоял, для того Царство Божье.

Иосифляне беспощадны к себе, но и к еретикам. Володский не лицемер. Еретиков: кающихся в монастырь, не раскаявшихся на костёр. Иосифляне подходили к человеку, как к слабому существу. Только церковь может направить в нужное русло. Много рационального зерна.

Вопрос о власти.

Нил Сорский – все на равных, никто не вмешивается в дела друг друга.

И.Володский – считал, что власть государя божественна, но государь человек и отвечает перед поданными. Государь должен подчинятся церкви, если государь ведёт себя как тиран, то народ волен ему воспротивится. И.Володский открыто критиковал Ивана III, называя его Каином. Позже его взгляды меняются: государь выше всего, в руках государя вся власть как государственная, так и церковная. Но речь о христианском государе. Книга «Просветитель» была настольной у Ивана 4. В чем причина перемен? И. Володский, богатырь духа, после падения Византии, формируется потихоньку почва для тезиса «Москва Третий Рим» (Фелофей), а значит почему пала Византия? Предали Веру, значит нужно сохранить православие, церковь не может этого сделать, но это может сделать государством, а врагов много (безбожные латиняне, и еретики).

Иосифлянство станет основной идеологией Русской православной церкви, подчинение церкви государству, завершённое при Петре I.

Здесь тема удалилась, необходимо восполнить!

В 1378 расписал храм на Ильине. Фрески фрагментами сохраняются. Какая манера Феофана. Его манера динамичность. Образы монументальны, внешне неподвижны. Нет идеи соборности, каждый образ живёт в своём мире, живёт в мучительном поиске Божьей благодати. Господствует идея грозного карающего Бога судьи. Общий тон - холодный. Искусство сурово.

Благовещенский (Иисусный) чин. Дошло 9 икон, сейчас в составе иконостаса благовещенского собора в Москве.

По одним данным иконы написаны для Благовещенского собора. При Иване 3 принесены в обновлённый Благовещенский собор. Есть иная точка зрения. Благовещенский собор Ивана Калиты маленький, чин не вошёл бы, а значит писался для другого собора, а может и писались другим мастером.

Извод Спас в Сивах. Спаситель в различных небесных сферах, в момент пришествия он будет таким. Апокалиптические настроения. Стиль поэтичен. Их мог писать Феофан Грек, но вряд ли, тут нет экспрессии и драматизма, скорее писал другой художник на уровне Феофана Грека, может быть тоже Грек.

Интересен образ Иоанна Крестителя в образе античного мыслителя. Позднепалеологовское искусство. Икона выше 2-х метров.

Живопись 15 века.

Какие отличия. В 14 столетии, внешней красотой образов пренебрегали за счёт красоты внутренней. Но здесь, в 15 веке, уделяется одинаковое влияние. Образы наполнены, в 14 столетии святые находились в мучительном поиске благодати, в 15 столетии божественная благодать достигнута, Бог познан. Просветленность, мягкость, гармония образов. Противоречий нет. Идеи исихазма оказывают огромное влияние. Исихазм чужд соборности. Каждый образ погружён в себя. Все гомронично. Центральной фигурой первых десятилетий является Андрей Рублёв.

- 129.50 Кб

Произведения Рублева, являясь вершиной московской школы живописи, выражают идеи более широкого, общенационального характера. В замечательной иконе «Троица», написанной для собора Троице-Сергиева монастыря, Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамки разработанного им богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного единства. 12 Фигуры ангелов, сидящих, склонив головы друг к другу в безмолвной беседе, образуют круг - символ вечности, а плавные, гармоничные линии навевают настроение светлой сосредоточенной задумчивости. 13 Нежные, тонко согласованные тона, среди которых преобладают золотистый и звонкий голубой, внутренняя свобода точно найденной композиции с ее выразительным ритмом находятся в тесной взаимосвязи с глубоко человечным замыслом этого гениального произведения.

В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. В иконах и фресках Дионисия и его школы, создававшихся в период образования русского централизованного государства во главе с Москвой, возрастают известное единообразие приемов, внимание мастеров к художественной форме, черты праздничности и декоративности. Тонкий рисунок и изысканный колорит икон Дионисия, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, полны нарядной торжественности. Но в психологическом плане его образы уступают Рублевским. Созданные Дионисием и его сыновьями Феодосием и Владимиром росписи собора Ферапонтова монастыря близ Кириллова отмечены особой мягкостью колорита, красотой подчиненных плоскости стены композиций с как бы скользящими изящными фигурами. Многочисленные работы Дионисия и художников его школы вызвали повсеместные раздражения им. В конце XV в. московские художники выезжают в Новгород, Псков, на Север, в города Поволжья, а лучшие мастера этих художественных центров выезжают для работы в Москву, где они знакомятся с творческими приемами столичных живописцев. Московское искусство постепенно нивелирует местные школы и подчиняет их общему образцу.

1.3 Фольклор

Устное народное творчество - былины и песни, пословицы и поговорки, заговоры и сказки, обрядовая и другая поэзия - отразило представления русских людей о своем прошлом, окружающем мире. Былины о Василии Буслаевиче и Садко воспевают Новгород с его бурной городской жизнью, торговыми караванами, плывущими в дальние заморские страны.

Именно в эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, в образе которого угадываются черты двух великих русских князей: Владимира Святославича и Владимира Мономаха; об Илье Муромце и других богатырях земли Русской. В былинах кроме фактов древнерусской истории отражаются и более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом: битва на Калке, победа на поле Куликовом, освобождение от ига Орды. 14

Фольклорные черты имеют многие сказания - о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”. Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче рассказывает о восстании тверичей против Чол-хана и его отряда:

“И бысть между ими бой. Татарове же, надеющися на самовластие, начаша сечи. И абие стекашася человеци и смятошася людие, и удариша в колоколы и сташа вечием. И поворотися весь град, и весь народ том часе собрашася, и бысть в них замятия. И кликнуша тверичи и начаша избивати татар...”

В песне, с одной стороны, довольно точно изображен ход восстания 1327 г., а с другой - игнорируется тот факт, что татары в конце концов отомстили тверичам. Составители песни, не принимая это обстоятельство во внимание, исходя из правоты народа, утверждают иное: “Ни на ком не взыскалося”.

1.4 Общественная мысль

XIII-XV вв. были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х гг. XIV в. возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове. Эта ересь носила рационалистический характер, иными словами пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольники критиковали нравы духовенства, "поставление по мзде", то есть плату епископу на посвящение в сан священнослужителя. Тем самым они фактически отрицали необходимость церковной иерархии, считая, что священником может быть каждый образованный и праведный человек. Стригольники отрицали как непостижимое разуму таинство причастия, во время которого вино и хлеб "пресуществляются" в кровь и тело Христа.

В 1375 г. новгородские стригольники были казнены.

В XV в. ересь возродилась в среде приходского духовенства в Новгороде, а оттуда перекинулась в Москву. Она вошла в историю как новгородско-московская или ересь жидовствующих. Последнее объяснялось тем, что еретиков обвиняли в приверженности иудаизму, поскольку они не признавали святости икон и не верили в Святую Троицу. В Москве среди приверженцев ереси оказались высокопоставленные придворные, например, видные дипломаты дьяки братья Курицыны. Еретиков поддерживала невестка Ивана III Елена Стефановна.

Сам Иван III долгое время тоже терпимо относился к ереси. Это объяснялось сложными отношениями между светской властью и церковью. Государство было не прочь провести секуляризацию, то есть изъять обширные земельные владения, накопившиеся у монастырей и церквей в результате вкладов служилых людей. В самой церкви по этому вопросу существовали два течения.

Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники - иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.

1.5 Письменность

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамотными были многие городские жители. При монастырях и княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов.

С XIV в. наряду с пергаменом стала использоваться привозная из Европы бумага. На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав, а с конца XV в. стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении письменности.

По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. Так, тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю. Московские летописи, напротив, подчеркивали, что великое княжение - отчина московских князей.

При всех различиях летописей отдельных земель и княжеств единой главной темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей.

Эта же тема преобладала и в литературе. По следам ордынского нашествия были написаны "Слово о погибели Русской земли" и "Повесть о разорении Рязани Батыем", в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате. Ведущей идеей повести было решительное, пусть даже и безнадежное сопротивление захватчикам.

О деятельности Александра Невского рассказывало написанное в конце XIII в. "Слово о погибели Русской земли". Антиордынская борьба тверичей отразилась в "Повести об убиении князя Михаила Ярославича в Орде" и "Повести о Шавкале".

В конце XIV - начале XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтическая "Задонщина" и "Сказание о Мамаеве побоище". Оба произведения проникнуты чувством глубокого восхищения подвигом русских воинов, патриотической гордостью.

В XIII-XV вв. на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Жития, как правило, имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так, житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма.

Распространенным жанром средневековой русской литературы была поветь. Особенно интересна лирическая "Повесть о Петре и Февронии", рассказывающая о любви крестьянки и князя. Муромский князь Петр, излеченный Февронией от тяжелой болезни, нарушает свое обещание жениться на ней. Но Бог вновь насылает на него болезнь. Только вернувшись к Февронии, князь окончательно выздоравливает. Бояре, недовольные тем, что княгиней стала незнатная девушка, требуют от нее уйти из Мурома. Тогда князь уходит вместе с ней. В конце концов бояре и жители Мурома просят Петра и Февронию вернуться. Петр и Феврония правят до смерти и умирают в один день, причем тела их чудесным образом соединяются в одном гробу. Сохранился в русской литературе и жанр "Хождений", то есть описаний путешествий. Самое значительное произведение этого рода - знаменитое "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии.




Глава II Быт, обычаи и традиции

1.1 Быт

Деревянная в основном Русь часто страдала от пожаров, войн, междоусобиц. Поэтому не сохранились избы, хозяйственные постройки той эпохи. Имеются лишь их изображения на миниатюрах летописей да археологические остатки.

Изба русского человека добатыевой поры - деревянная, с такими же полами, с двускатной крышей, тесовой или соломенной. Глинобитная печь (у богатых-из кирпича), стоявшая в избе, топилась по-черному. Под полом вырывали яму для хранения продуктов. Окна делались под потолком - через них выходил печной дым; закрывались они заволоками (заслонками) из дерева (волоковые окна).

Бедные селяне и горожане делали избу-полуземлянку: вырывали в земле выемку, над ней ставили каркас из дерева, который обмазывали глиной. По сделанным в грунте ступеням спускались вниз, перед входом стояло крыльцо. Печь, глиняная, куполообразная по форме, стояла в углу; топилась она по-черному. 15

Деревянная “срубная” изба, сто явшая на земле, имела нередко подклеть - нижнее помещение для скота, имущества. Хозяева более или менее состоятельные жили наверху - вгорнице (на горе, вверху). Еще более богатые имели клети с подклетями- летние помещения, неотапливаемые; в них жили летом, хранили вещи. Горницу, имевшую не волоковые, а “красные” окна, пропускавшие больше дневного света, звали светлицей. Они имелись у богатых хозяев - обычно для женщин, которые занимались здесь шитьем, вышиваниями. Наконец, в очень богатомдоме имелся третий ярус - терем. В верхние ярусы вела наружная лестница. Перед входом в жилые помещения предусматривались сени. 16

В домах стояли деревянные столы, скамьи; вдоль стен - лавки;у князей, бояр, в монастырях - еще и табуретки, украшенные резьбой, живописью, с подушками и валиками; под ноги ставили маленькие скамеечки.

Избы бедняков по вечерам освещали деревянными лучинами. Их вставляли в печную щель. У богатых для лучин имелась металлические светцы. Употребляли и сальные свечи-в деревянных или металлических подсвечниках, стоявших на столе.

1.2 Одежда

Простолюдины носили короткие рубашки из домотканого сукна и беленого холста, стянутые по талии поясами; это и естественно для пахаря, рыболова, ремесленника, занятого тяжелой работой. Для зимы они имели меховую одежду - медвежью (считалась “простонародной”) шубу. Деревенские жители носили лапти из лыка, городские - кожаную обувь.

Археологи добыли во время раскопок немало женских украшений: серьги, височные кольца, шейные гривны, бусы (из сердолика, хрусталя), браслеты, перстни, пряжки, пуговицы;у мужчин были пряжки для поясов, пуговицы да еще цепи.

Больше дошло до нас сведений об одеждах богатых людей. Они изображаются на миниатюрах и фресках, перечисляются в княжеских завещаниях. Как правило, одежды - длинные, до пят; по подолу, у обшлагов и ворота украшены вышивкой, драгоценными каменьями. 17 Довольно много разновидностей этих одеяний:у мужчин - шуба, кожух, опашень, однорядка; у женщин - шуба, опашень, летник, кортель, телогрея. Делались они из привозных сукон, бархата, атласа, камки. Украшались отложными широкими воротниками (“ожерелья”), соболями, шитыми по шелку драгоценными камнями, жемчугом.

Описание работы

Культура народа – одна из важнейших частей его жизни. Ее становление, постоянное развитие неразрывно связано с теми же факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входи, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси формируется в то же время, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким н

Содержание

Разорение русских земель в начале 13 века , памятником которому стал "Плач о пленении и конечном разорении русской земли" , стали причиной ослабления Византийских влияний на искусство, следствием чего оказалось развитие черт своеобразия в русском искусстве этого столетия (один из примеров – икона, называемая "Ярославская Оранта"). С этого времени можно начинать отсчет "собственного пути" русской культуры.

· Владимиро-Суздальская Русь (Ярославль ) Первая треть XIII в.

Москва входила с состав Владимирских земель , будучи одной из пограничных крепостей северо-восточной Руси.

Архитектура московского княжества и близких ему земель 14 – начала 15 века , получившая название "раннемосковского зодчества", наследует от Владимира технику белокаменного строительства и типологию четырехстолпных храмов с позакомарным завершением .

Главные события и характерные черты культуры XIV-XV веков.

Главными событиями русской истории XIV-XV веков стали: процесс объединения русских земель в единое государство и борьба с монгольским игом. Соответственно ключевыми чертами культуры стали: а) идея национального возрождения и государственного объединения; б) идея национальной независимости.

Фольклор.

  • Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV веках сложились жанры исторической песни и сказания .
  • Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве - сложился в Новгороде.

Письменность и литература.

  • Самые известные произведения литературы XIII века – «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем»,
  • В конце XIV – начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения «Задонщина» и .

«Задонщина» , автор - Софоний Рязанец («Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая») и «Сказание о Мамаевом побоище» - наиболее совершенные произведения о Куликовской битве.

  • В XIII-XV века х на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и другие.
  • Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть («Повесть о Петре и Февронии» , рассказывающая о любви крестьянки и князя).
  • Сохранился в русской литературе и жанр «Хождений», то есть описаний путешествий («Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии).

Архитектура.

  • В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV века. Московский Кремль:
  • строительство белокаменного Московского Кремля (1366 – Дмитрий Донской, белокаменный Кремль),
  • XV век, Иван III – строительство современного Кремля (из красного кирпича, элементы итальянского зодчества – «ласточкин хвост»).
  • Самыми знаменитыми постройками конца XV века стали величественный Успенский собор , построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти и Благовещенский собор , построенный псковскими мастерами .

Московский Кремль

Известно, что первые деревянные стены на месте кремля построили в 1156 году по приказу князя Юрия Долгорукого. Эти данные сохранились в древних летописях. В начале 14 века городом стал править Иван Калита. Князь Калита решил украсить и укрепить свой город. Он повелел построить Кремлю новые стены. Их срубили из крепких дубовых стволов, таких толстых, что и руками не обхватить.

При следующем правителе Москвы – Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены – каменные. Боровицкий холм опоясала мощная каменная стена, толщиной в 2, а то и в 3 метра. Её построили из известняка. Кремль так поразил современников красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной. Белокаменный кремль простоял более 100 лет. За это время многое изменилось. Русские земли объединились в одно сильное государство. Москва стала его столицей. Произошло это при московском князе Иване III. С той поры стал он зваться Великим князем Всея Руси, а историки называют его «собирателем земли русской».

Иван III собрал лучших русских мастеров и пригласил из далёкой Италии Аристотеля Фиарованти, Антонио Соларио и других знаменитых архитекторов. И вот под руководством итальянских зодчих на Боровицком холме началось новое строительство . Чтобы не оставлять город без крепости строители возводили новый кремль частями: разбирали участок старой белокаменной стены и на её месте быстро строили новую - из кирпича

СОБОРЫ КРЕМЛЯ.

Здесь же на Соборной площади находятся два собора: Архангельский и Благовещенский. Архангельский собор (ещё его называют Собор святого Архистратига Михаила), был построен в 1333 г. по приказу великого князя Ивана Калиты на месте старого деревянного, время создания которого до сих пор под вопросом.

Архангельский собор предназначался как последнее пристанище великого князя. В 1340 г. его предназначение было исполнено, и с тех пор всех царей, за некоторым исключением, вплоть до начала правления Петра I хоронили здесь.

Благовещенский собор . Таким как мы его видим сейчас, собор построили в 1484-89 гг. В Благовещенском соборе проходило венчание, крещение царских особ. У собора девять куполов , символизирующих образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. Внутри на стенах собора изображены знаменитые древнегреческие философы со свитками в руках, а также иконостас знаменитого иконописца Андрея Рублёва.

Успенский собор – наиболее известный из соборов Кремля. Был заложен в 1326 г. митрополитом Петром. В те времена это был небольшой храм всего с одной башней. Он был посвящён Пресвятой Богородице . В 1327 г. Успенский собор был достроен и освящён, но митрополит Пётр не дожил до этого дня. Его похоронили в новопостроенном соборе, в им самим сделанном гробу. С тех пор всех патриархов хоронят в Успенском соборе. В 1453 г. царь Иван III решил построить новый Успенский собор, но в 1474 г. почти достроенный собор обрушился , по некоторым сведениям во время землетрясения (!). После этого происшествия Иван III пригласил итальянского мастера (Аристотеля Фиораванти) для строительства собора. Итальянцы были лучшими строителями в то время. Новый Успенский собор был построен в 1479 г. Через год после этого произошло освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Это отразилось в архитектуре собора. Если посмотреть на его купола, то легко можно найти их сходство с воинскими шлемами того времени. Форма купола шлемовидная.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашествия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремесленники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчезли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Захватчики разрушили множество архитектурных сооружений, и прежде всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укреплениями, где защитники русских городов отражали натиск вражеских войск. Сгорели многие литературные па­мятники. Летописание стало немногословным и практически во всех русских землях (кроме Новгорода) прервалось.

Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоять в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского завоевания, русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные Орде (Псков, Новгород).

Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными частями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на которой складывались великорусская (русская), белорусская и украинская народности и их культуры.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII-XV вв.

В русской культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII-XV вв. явилась Куликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру.

Устное народное творчество. В период борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и сказани­ям киевского цикла, в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью. Новые легенды (такие, как, например, «Сказание о невидимом граде Китеже» - городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических исторических песен. К их числу относится «Песня о Щелкане Дудентьевиче», которая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.

Летописание.

Благодаря хозяйственному подъему все более необходимыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумага вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появ­ление бумага повлекли за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходит полуустав - более свободное и беглое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали использовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце XIII - начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные записи стали вестись и в Москве. В период складывания единого государства с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана Боро­датого: тот мог хорошо «говорить по летописцам вины новгородские», т.е. доказать на основе летописи необходимость присоединения Новго­рода к Москве.

В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их - идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов - сочинений по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Исторические повести. Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фак­тах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили по­весть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), по­вести об Александре Невском и др.

Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей (например, «Сказание о Мамаевом побоище»). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму «Задонщина», построенную по образцу «Слова о полку Игореве». Но если в «Слове» описывалось поражение русских, то в «Задонщине» - их победа.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епи- фаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского - основателя Троице-Сершева монасты­ря, поддержавшего великого московского князя в борьбе с ордынцами.

«Хождение за три моря» (1466-1472) тверского купца Афанасия Ни­китина - первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама.

Архитектура. Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие тра­диции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по разме­ру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и са­мобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориента­ция главным образом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде - Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро- суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя - создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось соз­данием в конце XV - начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного кирпича, длина которой достигала 2,25 км, толщина стен - 3,5-6,5 м, а их высота - 5-19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.

Сердце Кремля - Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 м).

В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля - Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Не­большой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стеньг здания. Воз­ведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

В 1481-1489 тт. псковские мастера возвели Благовещенский собор - домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей - Архангельский собор (1505-1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487-1491). От «граней», украсивших наружные стены, она получила свое название. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Живопись. Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII в.

В XIV в. в Новгороде и в Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими «пробелами» создать эмоциональное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека - гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.

Андрей Рублев жил на рубеже XIV-XV вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского народа. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и человечества.

Кисти А. Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

Особенности культуры Древней Руси.

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами. Оно связано с развитием общества и государства. В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.

Письменность. Летописи. Литература.

Зарождение письменности – братья Кирилл и Мефодий (IX век) – кириллица .

Грамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют:

· рукописи на пергаменте (Остромирово Евангелие, Изборники 1073 и 1076 годов)

· граффити (надпись Владимира Мономаха на стене Софийского собора в Киеве)

· эпиграфика (надпись на Тмутараканском камне)

· берестяные грамоты (обиходные записи, выцарапанные так называемыми "писалами" на кусках бересты)

Первая книга на Руси – Остромирово Евангелие (изготовлено по заказу новгородского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого).

Летописание.

«Повесть временных лет» – первое десятилетие XII века – монах Нестор Киево-Печерского монастыря. Это общерусский летописный свод, текст которого включает летописные своды XI века и другие источники. История Руси в ПВЛ связана с всемирной историей и историей славянства. ПВЛ положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.

Литература.

· устное народное творчество – былины. Былины киевского цикла (о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, князе Владимире) и новгородского цикла (купец Садко).

· проповеди и поучения – первое литературное произведение – «Слово и законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха

· жития святых (агиография) – «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба» (Нестор)

· героический эпос – «Слово о полку Игореве» , написано в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака (1185)

· публицистика – «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (XII - начало XIII)

Зодчество Древней Руси.

· первая каменная церковь – Десятинная церковь в Киеве (конец Х века)

· крестово-купольный храм (Византия), в XII веке – однокупольные храмы

· Софийский собор (1037, в память о разгроме печенегов, 13 куполов) и Золотые ворота в Киеве, Софийский собор в Новгороде (1052)

· Владимиро-Суздальское княжество: XII век – Успенский собор и Дмитровский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли (1165)

Изобразительное искусство.

· мозаика – изображение, выполненное из цветных камней (Богоматерь Оранта – Молящаяся в Софийском соборе)

· фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке (фрески Софийского собора в Киеве)

· иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение (Ангел Златые власы (новгородская школа))

Прикладное искусство.

· зернь – украшение ювелирных изделий зернышками из металла

· гравировка – украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на металле

· филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки


Культура Руси XIII-XV веков.


Главные события и характерные черты культуры XIV-XV веков.

Главными событиями русской истории XIV-XV веков стали: процесс объединения русских земель в единое государство и борьба с монгольским игом. Соответственно ключевыми чертами культуры стали: а) идея национального возрождения и государственного объединения; б) идея национальной независимости.

Фольклор.

· Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV веках сложились жанры исторической песни и сказания .

· Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными желаниями. Например, песня о Щелкане, основанная на истории восстания 1327 года в Твери.

· Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве - сложился в Новгороде.

Письменность и литература.

· Самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения, богословские рассуждения. Центры летописания: Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. Примеры: Троицкая летопись (1408 год, Москва как центр объединения русских земель), Русский Хронограф – всемирная история с краткими сведениями по истории Руси (середина XV века).

· Самые известные произведения литературы XIII века – «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем», в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате.

· В конце XIV – начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» . «Задонщина», автор - Софоний Рязанец («Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая») и «Сказание о Мамаевом побоище» - наиболее совершенные произведения о Куликовской битве.

· В XIII-XV веках на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и другие.

· Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть («Повесть о Петре и Февронии», рассказывающая о любви крестьянки и князя).

· Сохранился в русской литературе и жанр «Хождений», то есть описаний путешествий («Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии).

Общественная мысль.

· XIV-XV века были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х годах XIV века возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове.

· Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники – иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.

Архитектура.

· В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV века. Московский Кремль:

·строительство белокаменного Московского Кремля (1366 – Дмитрий Донской, белокаменный Кремль),

·XV век, Иван III – строительство современного Кремля (из красного кирпича, элементы итальянского зодчества – «ласточкин хвост»).

· Самыми знаменитыми постройками конца XV века стали величественный Успенский собор , построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти и Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами.

Изобразительное искусство.

В изобразительном искусстве XIII-XV веков выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева.

· Феофан Грек, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Примеры: церковь Спаса-на-Ильинке в Новгороде, Архангельский и Благовещенский соборы в Москве.

· Иная манера была присуща Андрею Рублеву (последняя треть XIV – первая треть XV века, монах Троице-Сергиева монастыря). Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире. Примеры: Благовещенский собор в Москве, Успенский собор во Владимире, Троицкий собор (знаменитая «Троица»), «Спас».

· Конец XV – начало XVI века – Дионисий (иконы Успенского собора Московского Кремля).


_______________________

Культура России XVI века.


Главные события и характерные черты культуры XVI века.

Главными событиями русской истории XVI века стали: создание централизованного государства и утверждение деспотического правления. Соответственно ключевыми чертами культуры стали: а) идея национального объединения; б) идея образование единой народности.

Фольклор.

· В XVI веке расцветает жанр исторической песни . Большое распространение имели и исторические предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу.

· В фольклоре XVI века нередко смешиваются сюжеты киевского былинного цикла и события более близкого прошлого.

Письменность и книгопечатание.

· В середине XVI века летописцами был подготовлен новый летописный свод, получивший название Никоновской летописи (так как один из списков принадлежал в XVII веке патриарху Никону). Никоновская летопись вобрала в себя весь предшествующий летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов XVI века.

· 1564 – начало книгопечатания в России : Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец – «Апостол» (ни одной опечатки, четкий шрифт), затем «Часослов», первый букварь (Печатный двор размещался невдалеке от Кремля на Никольской улице, бежал из Москвы в Великое княжество Литовское).

Литература и общественная мысль.

· В начале XVI веке старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва – третий Рим». Первый Рим пал, второй Рим – Константинополь – тоже, третий же Рим – Москва, стоит вечно, а четвертому Риму не бывать.

· Расцвет публицистики : челобитные Ивану IV Грозному Ивана Пересветова (защищал интересы дворянства, выступая за укрепление самодержавной власти), переписка Ивана Грозного со сбежавшим князем Андреем Курбским (защищал интересы аристократии, выступая против самодержавной власти). Общим у авторов было то, что они выступали за крепкое государство и сильную царскую власть. Политическим идеалом Курбского при этом являлась деятельность Избранной Рады, а для Ивана Пересветова – сильный правитель, опиравшийся на дворянство.

· Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяйства, поведению в быту стал «Домострой» , написанный Сильвестром в середине XVI века. «Домострой» означает «домоводство», поэтому в нем можно найти самые различные советы и наставления.

· Уровень грамотности среди населения был различным. Обучение проводилось в частных школах, которые обычно содержали люди духовного звания. Появляются первые учебники по грамматике («Беседа об учении грамоте») и арифметике («Цифирная счетная мудрость»).

Архитектура и изобразительное искусство.

· С конца XV века в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Возросли масштабы каменного строительства. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества.

· Развивается каменное строительство: окончательно оформлен Кремлевский ансамбль (Грановитая палата в Кремле – великокняжеский дворец, здесь Иван IV праздновал взятие Казани, Петр I – Полтавскую победу), Архангельский собор (усыпальница великих князей и царей), колокольня Ивана Великого (82 метра, в честь Ивана III).

· С XVI века господствует шатровый стиль в архитектуре (пришел из деревянного зодчества), лучший образец – церковь Вознесения в Коломенском (на рождение Ивана IV) – «весьма чудна высотою и светлостью».

· Покровский собор