Особенности молодежных субкультур в современной россии. Российская специфика молодежных субкультур В чем особенности субкультуры российской молодежи перечислить

Специфика молодежной субкультуры

Культура общества выступает в качестве достаточно сложного и очень разностороннего явления. Как и в обществе, которое состоит из множества социальных слоев и классов, так и в культуре существуют разнообразные структурные элементы – культурные подвиды:

  • Взрослая и молодежная культуры;
  • Светская и религиозная культуры;
  • Сельская и городская культуры;
  • Традиционная и инновационная культуры;
  • Народная и профессиональная культуры.

Таким элементом является и субкультура, в частности молодежная субкультура. В целом культура выступает в качестве совокупности различных микрокультур, субкультур, а также ее составляющих, которые входят во всю структурную схему.

Замечание 1

Субкультура формируется на основе нескольких критериев: половозрастных, этнических, религиозных и социальных отличиях людей, которые являются их характерными признаками.

Что касается молодежной субкультуры, то в более узком смысле это – культура, которая создается самой молодежью для удовлетворения потребностей данной социальной группы. Сегодня молодежная культура вышла за рамки уже существующих традиций молодежной культуры, и охватывает собой также культуру, которая специально создается не только представителями молодежи, но и для молодежи, т. е. массовую культуру. Очень большая часть современной массовой индустрии направлена на то, чтобы удовлетворять запросы молодежи, соответствовать ее интересам и потребностям. Сюда относятся следующие сферы:

  1. Сфера досуговой деятельности;
  2. Сфера развлечений;
  3. Современная индустрия моды;
  4. Производство одежды, обуви, украшений и аксессуаров для молодых людей.

Возможно, по этой причине изменился и курс развития самих молодых людей: если ранее они стремились скорее повзрослеть, стать равными своим родителям, избавиться от их опеки, то сегодня появились встречные движения. Их представители отказываются взрослеть, стремятся сохранить молодость во внешнем виде, стиле одежды. Также они заимствуют у представителей молодежи сленг, моду, форму общения и поведения, а также стараются вести такой же активный образ жизни (спорт, развлечения, досуговая деятельность).

Сущность субкультуры и ее особенности

Как мы уже отметили, в каждом обществе имеется своя сложная структура. В ней имеются свои ценности и понятия, поддерживаются особые традиции и обычаи. Систему норм и ценностей, которые отличаются от общепринятых, называют субкультурой. Но это понятие достаточно многогранно и неоднозначно, поэтому исследователи до сих пор не могут выбрать одно определение из нижепредставленных:

  1. Субкультура – это трансформированная профессиональным мышлением система ценностей, которая происходит от традиционной культуры, но при этом имеет свои диаметрально противоположные идеи;
  2. Субкультура – это особая форма организации людей, которые определяют стиль жизни, мировоззрение, поведение ее носителей. Субкультура также довольно сильно отличается своими обычаями и интересами от традиционной, привычной культуры;
  3. Субкультура – это совокупность некоторых норм и ценностей, которые отражают негативные черты традиционной культуры, почему и отрицаются ею.

Субкультура как социальное явление и феномен обладает своими специфическими, особыми чертами. Во-первых, это состояние свободы от обязанностей и от ответственности, которую могут нести те люди, кто придерживается традиционной культуры. Во-вторых, субкультура преимущественно – одно из эффективных и действенных средств, благодаря которым человек может выражать самого себя, или же проявлять солидарность с представителями своих интересов, единомышленникам. В-третьих, субкультура играет некоторую социализирующую роль. Она заключается в том, что в рамках субкультуры человек может полностью адаптироваться к постоянно меняющимся социальным условиям. Это довольно проблематично, если индивид находится в постоянной изоляции от остального мира.

Также к особенностям субкультуры следует отнести внутреннее единообразие при внешнем протесте. Представители субкультуры всегда знают, что именно им нужно, какова цель их деятельности, и что будет, если вдруг они отклонятся от правил поведения в группе. При этом в отношении внешнего мира субкультуры могут быть противоположно настроены, и иногда это может доходить до состояния враждебности. Отсюда вытекает следующая особенность субкультуры – ее маргинальность.

Замечание 3

В обществе существует стереотип о том, что субкультура – это обязательно отрицательное явление, которое отражает интересы меньшинства. Иногда так и есть: сегодня существуют такие субкультуры, которые не соответствуют общепринятым нормам и правилам, и которые могут нанести вред некоторым категориям граждан.

В качестве базы, на которой формируется субкультура, выступает возрастная характеристика. Отсюда следует появление таких субкультур, как рокеры, панки, металлисты, роллинги, битломаны. Все эти люди относятся к конкретному возрасту, а также испытывают интерес к одному и тому же явлению, личности (исполнителю, писателю, живописцу), музыкальному или кинематографическому жанрам.

К тому же, очень важную роль играет и то, в какое время возникли те или иные субкультуры, какие социальные и культурные события произошли в это время, и как субкультура стала ответом на них. Также на возникновение и последующее развитие субкультур оказывает влияние изменение образа жизни в обществе, уровня жизни населения, происходящие крупные события и потрясения.

Субкультуры могут активизироваться при улучшении состояния жизни, но могут также и наоборот – исчезнуть под влиянием негативных изменений. Таким образом, есть субкультуры – активаторы, а есть субкультуры «кризиса», каждая из которых отвечает на происходящие события и явления.

ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ

Изучение молодежных субкультур является важным направлением социологии молодежи. С 60-х годов XX в. к этой проблематике обращаются ведущие социологи разных стран

Мира. В России анализ молодежных субкультурных феноменов до

конца 80-х годов велся в очень узких рамках. Это объяснялось тем, что

данные феномены в силу устоявшихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а такого рода тематика в основном носила закрытый характер и ее

разработка не могла свободно проводиться тем или иным исследователем или

исследовательским коллективом. Сказывалось и то, что субкультуры, характерные Западу, были мало представлены в формах социальной и культурной активности молодого поколения.

С конца 80-х годов возросло внимание исследователей к молодежным субкультурам как в России, так и за рубежом. Разделы по молодежной суб-

культуре выделялись в изданиях учебного характера. Так, в учебнике "Социология моло-

дежи" (СПб., 1996) в разделе, написанном З.В. Сикевич, под молодежной субкультурой

понимается "культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов" . Автор настаивает на том, что молодежная субкультура - характеристика именно целого поколения, что «существует некое субкультурное "ядро", которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению».Высказанная точка зрения имеет немало сторонников, о чем свидетельствует, например, воспроизведение цитированных положений в другом

учебном пособии .

На мой взгляд, относить целое поколение к субкультурному движению нельзя, более реалистична позиция М.Фуко, который настаивал: во имя

методологической строгости мы должны уяснить, что можем иметь дело только с

общностью рассеянных событий . В применении к данным обстоятельствам совре-

менной России это тем вернее, что привычный для общества западного типа образ молодежной субкультуры здесь довольно слабо представлен - по большей части именно как рассеянные события, общность которых устанавливается исследовательским конструированием реальности. Если исходить из положения, что в России молодежные группы формируются как стремление к смене установок (своих и общества) и в поведении отражают тягу к общественному обновлению на основе философского осмысления социальных ценностей и особого образа жизни, то материалы исследований последних лет покажутся обескураживающими: субкультурные феномены в западном смысле едва заметны. Их известность в обществе во многом результат "эффекта Си-Эн-Эн": представления как особо значимых событий и явлений в средствах массовой информации.

Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее - их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три

фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль.

Первый - социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г. согласно данным Госкомстата России, молодежь (16-30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7% . Хотя в последующие года

отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для

значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний

план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Второй фактор - особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы

восходящей социальной мобильности в 90-е годы претерпели коренные изменения, и моло-

дежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие

сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы

образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как

обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень

образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к полу-

чению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор

уклонения юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто

основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и

ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется иденти-

фикация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация

в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на мате-

риальное благополучие.

Третий фактор - аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех

нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной

солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде

аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных

предпочтений.

В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам госу-

дарственной власти и высшим должностным лицам. В середине 90-х годов негативные

оценки повсеместно преобладали, но и исследования последнего времени фиксируют отно-

сительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Позитивный

сдвиг наметился в отношении к Президенту России (по мониторингу ВЦИОМ, ноябрь

2001 г., В.В. Путин вызывает доверие у 39,1% респондентов в возрасте до 29 лет ).

Но, во-первых, эта тенденция слишком кратковременна, во-вторых, та или иная оценка

Президента не ведет автоматически к повышению доверия к власти в целом или ее отдель-

ным институтам. Важным итогом недоверия к власти является установка большинства

молодых россиян, что можно полагаться только на собственные силы.

На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность

среди российской молодежи. С 1990 г. по 2000 г. число лиц, совершивших преступления,

увеличилось почти в два раза (с 897,3 тыс. до 1741,4 тыс. человек), а в возрастной группе 18-

24-летних в 2,5 раз (с 189,5 тыс. до 465,4 тыс. человек). В 2000 г. к лицам, совершившим

преступления, были отнесены 932,8 тыс. молодых россиян (14-29 лет) - более половины

(53,6%) всех преступников . Что это означает для современного состояния

молодежной среды в России? Расчет показывает, что число молодых россиян, хотя бы раз

совершивших преступление (по установленным фактам), в данный момент составляет

примерно 6 млн. человек, или одну пятую часть молодежи в возрасте 14-30 лет.

Эти обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежных суб-

культур в России. Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультур-

ным образованиям в молодежной среде, то (1 ) связь с субкультурами криминала окажется

одной из наиболее часто представленных - наряду с (2 ) влиянием западной молодежной

моды, (3) феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также (

4) воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Эти четыре характеристики

могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России, и в отборе

суб культурных феноменов для описания и анализа мы в основном ориентировались на них.

Криминализация молодежных субкультур . Истоки этого процесса носят общесоциаль-

ный характер. Большое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают

наказание в местах лишения свободы. Общее число осужденных в возрасте до 30 лет в

период между 1990 и 2000 гг. составило 5576,3 тыс. человек . При суммировании

мы не учитывали рецидивы, но все же ясны масштабы явления. Часть вернувшихся из мест

заключения активно участвуют в формировании молодежных групп криминального

характера. В середине 90-х годов в России, по официальным данным, насчитывалось более

5 тыс. таких групп . Подобного рода группировки, а в еще большей мере носители тю-

ремного опыта - важные каналы проникновения делинквентных субкультур в молодежную

среду, но все же проблема этим не исчерпывается. Масштабы организованной преступности

в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно свя-

занной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики,

развлечений и т.д. Организованная преступность фактически составляет параллельную

реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное

значение в молодежной среде. Из этих ориентиров особое значение имеет культ физи-

ческой силы, ориентация на здоровый образ жизни как одну из высших жизненных

ценностей. В наших исследованиях зафиксированы случаи, когда молодые люди добро-

вольно лечатся от наркомании, мотивированные тем, что это обязательное условие их

возвращения в преступную группировку.

Сегодня криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся

вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений каратэ,

кикбоксинга, других видов единоборства, которые в определенных случаях используются

криминалом как боевые отряды при "разборках", резерв охраны и телохранителей. В своем

большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с

криминалом может быть не известна многим участникам. Субкультурными признаками

такого рода групп становятся конкуренция накачанных мышц (искаженная форма

бодибилдинга), тренировочный костюм как наиболее приемлемая в любых ситуациях

одежда, довольно часто - золотые перстни и другие знаки принадлежности к иерархии

преступного мира.

Нередко солидарность криминальной молодежной группы укрепляется совместными

действиями по "оздоровлению" общества. В последнее время здесь активно проявляют себя

экстремистские праворадикальные группы с более высоким уровнем организации и

субкультурной определенности (скинхеды, баркашевцы). Осенью 2001 г. особенно большую

тревогу общества вызвали погромы в Москве торговцев с Кавказа, где ударной силой стали

подростки (возможно, футбольные фанаты, но источник событий находится в право-

экстремистской части политического спектра и в уголовном мире).

В настоящее время все больше криминализация молодежных сообществ осуществляется

структурами организованной преступности на планомерной основе - как подготовка своего

кадрового резерва. Летом 2001 г., например, действовали десятки палаточных лагерей для

подростков, созданные преступными группировками в разных регионах России под видом

легальных форм юношеского отдыха. Известны факты, когда преступные группировки с

той же целью берут шефство над детскими домами.

Влияние западных молодежных субкультурных феноменов . По этому признаку охаракте-

ризовать российские молодежные субкультуры здесь сложно не столько из-за изобилия

быстро возникающих и исчезающих форм, сколько из-за того, что в российской среде

некоторые из них являются простым заимствованием, в то время как другие могут отра-

жать скорее сходство мотивов действий. В самом деле, российские скинхеды, возникшие как

оформленное движение в начале 90-х годов XX века (всплеск их численности относят к

периоду после событий сентября-октября 1993 г.), хотя по форме близки к западным

аналогам, но порождены прежде всего внутренними проблемами страны. (Рассмотрение

скинхедов в рамках субкультурной проблематики упростило бы задачу анализа. Они

должны изучаться в более широком социальном контексте как одна из угроз безопасности

России, что выходит за пределы данной статьи). В общем, существуют разные дистанции

российских субкультурных феноменов от западных образцов. Рассматриваемые ниже

субкультурные формы показывают эту разницу: от фактически "наших" футбольных

болельщиков, где западное влияние не обозначается большинством участников, до рейве-

ров и хип-хоп культуры, где "нашего" (российского) довольно мало.

Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют

фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее

распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России,

имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками

сложились еще в 30-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и

футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря, в среде своих болельщиков).

Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика

организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах.

Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что тре-

бует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Опрошенные

нами в мае 2000 г. фанаты футбольных команд (37 юношей-москвичей) не знали истории

этих спортивных коллективов, им достаточно было актуальных знаний о недавних и

предстоящих матчах. Разумеется, сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более

значимы (как можно судить из интервью) моменты общей эмоциональной разрядки, воз-

можности "оторваться", проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить). Порой их

характер.

Компенсаторное назначение буйства на стадионе и вандализма после матча очевидно. Но

субкультурный смысл футбольных фан-сообществ этим, разумеется, не исчерпывается.

Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое

поведение как групповое и в то же время не испытывающее давление основных социально-

контрольных инстанций (родители, школа и т.п.).

Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. В среде фанатов москов-

ского "Спартака" выделяются, в частности, такие группы, как "Ред-уайт хулигане", "Гладиа-

торы", "Восточный фронт", "Северный фронт" и др. Группировка, удерживающая контроль

над всем сообществом, - "Правые". В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в

армии. "Правые" выезжают на все матчи команды, их основная функция - заводить стадион,

организовывать реакцию болельщиков ("волну" и т.д.), но также и командовать "военными

действиями" - битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие

города очень часто связаны с драками - нередко уже на вокзальной площади. В целом хули-

ганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из

В обозначениях "своих" также прослеживается иерархическая организационная струк-

тура. Основное средство отличия - шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в

цветах футбольной команды (у спартаковских фанов - сочетание белого и красного) и

может иметь различные надписи (у спартаковских болельщиков, например: "Let"s go Spartak

Moscow"). Варианты "хулиганского" шарфа содержат оскорбление противника и вызов

(например, спартаковский ромб, перекрещенный шпагами, внизу надпись: "Смерть врагам!"

и изображение непристойного жеста). Те, кто участвовал в более чем 10 выездах на матчи

команды в другие города, вправе носить особый - с индивидуальным номером - шарф,

который изготовляется по заказу в Великобритании. Иметь такой шарф - значит, отно-

ситься к элите (группе "Правых"). Потеря номерного шарфа (обычно в драке, стычке с

милицией) влечет за собой потерю права принадлежать к элитной группировке, вернуться в

которую возможно после получения выполненного на заказ нового шарфа.

В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. Группа

спартаковских болельщиков "Гладиаторы" руководствуются философией "чистого образа

жизни". Физически хорошо развитые (ценности и практика бодибилдинга), ее участники из-

бегают драк, но защищают "маленьких" - самую юную часть фанатов, новичков. В то же

время среди фанатов выделяется группа, которую "свои" презрительно называют "Колдырь

бой-фронт", - 17-18-летние и старше болельщики-алкоголики ("колдырь" на сленге - пьяни-

ца, пьет что попало).

В известном смысле сообщества футбольных фанатов восполняют недостатки социаль-

ного опыта межгруппового взаимодействия, включая и опыт масштабного противостояния.

В последнее время такие сообщества при разных командах все активнее заключают

договоры о "ненападении" и совместных действиях против других сообществ (у спартаков-

ских, например, - договор с болельщиками за "коней" - ЦСКА, дружба с малочисленными

сообществами "торпедонов" - болельщиков команды "Торпедо", "паровозиками" - болель-

щиками команды "Локомотив", но враждебные отношения с болельщиками команды "мусо-

ров" - московского "Динамо"). Некоторые стороны общественного движения институцио-

нализируются, и, в частности, в официальных фан-клубах при спортивных обществах фаны

могут получать именные карточки для покупки билетов на матчи своей команды со

Экологисты. В целом экологическое сознание российской молодежи - и после Чернобы-

ля - не настолько развито, чтобы реализовываться в особых жизненных стилях на ориги-

нальной философской основе. Даже среди студенческой молодежи (наиболее культурной и

информированной в молодежной среде), по данным наших исследований, испытывают

опасение относительно загрязнения окружающей среды, экологической катастрофы менее

четверти опрошенных (19,7%; исследование МГСА "Молодежь-2002", N = 718). Экологически

ориентированные группы немногочисленны и в известной мере являются подражанием

формам молодежной активности Запада. Акции российского "Гринписа", например, в

большей мере демонстративны, чем эффективны.

Некоторые молодежные объединения в своих официальных материалах демонстрируют

четкую ориентацию на экологическую проблематику, но в действительности не она состав-

ляет основу группообразования. В подобных случаях очевидно использование популярных

субкультурных образов для имиджа организованных структур. Но здесь есть и другая

сторона: стихийным группам, основанным на каком-либо общем интересе, не слишком

принимаемом в обществе, удобнее организовываться при официальных структурах и под-

держивать их в той мере, в какой это не мешает реализовывать особое видение мира и

соответствующие социальные практики. В ином случае существование некоторых из таких

любительских объединений было бы почти невозможным из-за материальных трудностей и

правовых препятствий.

Байкеры versus мотоциклисты. Иногда спонтанные формы субкультурной активности

соотносят с некоторыми привычными западными стилями по ошибке, в одно целое соеди-

няются разные по природе явления. Такова ситуация в отношении байкерства. В России

есть некоторое число байкерских группировок в привычном для Запада смысле. По своему

происхождению они - слепок с западных байкеров, но социальная подоплека здесь иная. В

России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея

особые мотоциклы (в России - недоступные по цене даже для "среднего класса") и другие

культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители опреде-

ленного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не спо-

собны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на

станции технического обслуживания.

Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни, который начинает распро-

страняться в России. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной

платформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет

знаковой системы и даже самоназвания (пример из наших интервью с 19-летним участником

одного из сообществ мотоциклистов: "Как вы сами себя называете?" - "Никак. Мото-

циклистами - как еще?" - "Не байкерами?" - "Нет! Только не байкерами!"). Характерно,

что одна из черт самоидентификации участников движения - подчеркивание своего отличия

от байкеров ("они - тупые__________, пьянь"). На основе интервью с рядом юношей, участвовавших в

июне 2000 г. в ежегодном мотофестивале в Малоярославце (город в Калужской области, в

120 км от Москвы), мы можем констатировать, что организованные для байкеров формы

соревнований ("сосиска": задача девушки, сидящей сзади байкера, откусить на ходу

подвешенную сосиску; соревнование на звание "мисс мокрая майка" и др.) не привлекают ни

мотоциклистов-спортсменов (для которых также организованы собственно спортивные

конкурсы), ни той части мотоциклистов, о которых мы говорим. Ежегодный съезд

(в прямом смысле - на мотоциклах) нескольких тысяч юношей и девушек (девушки чаще -

как сопровождение) из многих российских городов и сел (даже с Дальнего Востока) в

Малоярославце показывает, что определенная часть участников мотофестиваля придержи-

ваются особого стиля жизни. Они обычно сами создают свой мотоцикл: покупают очень

дешево старый (обычно в деревне), дополняют его деталями выброшенных на свалку мото-

циклов, автомобилей, разного рода промышленных отходов. Такой обновленный, с ориги-

нальным дизайном мотоцикл, не способный развивать слишком большой скорости, стоит

примерно в 10 раз меньше, чем продаваемый в магазине. Мы наблюдали работу по пере-

делке мотоциклов в нескольких московских гаражах: юноши на протяжении трех-четырех

месяцев собирали их, фактически переселились в гаражи. Некоторые переоборудовали под

мастерские свои комнаты в квартирах, и мотоцикл занимает основное место в таких комна-

тах. Атмосфера в период сборки - рабочая и спокойная, работу не завершают попойки.

Образец дизайна, а частью и технической конструкции мотоцикла берется из западных

журналов. Когда работа закончена, небольшие группы (дружеские компании) едут, нe

нарушая правил, вместе. Они не ставят никаких особых целей путешествия - "просто едут".

Это не определившееся еще движение формируется в среде молодых людей из семей с

небольшим достатком. Возможность свободно ехать на технике, сделанной своими руками,

создает почву для самоутверждения и творческого отношения к жизни. В России мотоцикл

давно стал одним из основных средств передвижения в небольших городах и селах, гораздо

более важным и нередко более престижным, чем автомобиль. В этом отношении практика

означенного движения мотоциклистов очень давняя, совершенно не байкерская, пока слабо

фиксирующая свое символическое пространство, но, несомненно, связанная с особой

субъективной конструкцией социальной реальности. (Здесь много параллелей с сооб-

ществом владельцев автомобилей-олдтаймеров, как показывает только что завершенное

под нашим руководством исследование ).

Рейверы. Среди заимствований с Запада в Европейской части России достаточно

заметны, в основном благодаря средствам массовой информации, рейверы. "Рейв" (от англ.

rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать,

говорить с энтузиазмом) трактуется в "Словаре современного сленга" Т. Торна как "дикая

вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения" .

Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее -

образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли

кумиров музыкантов - носителей (создателей) соответствующих социокультурных образ-

цов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и

российским последователям из среды молодежи. Российские рейверы в основном заимст-

вуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ

жизни российского рейвера - ночной. В облике рейверов и стилистике поведения реали-

зуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музы-

кального стиля рейверов, - своего рода альтернатива рок-музыке.

В России рейв-культура развивается примерно с 5-летним запаздыванием по

отношению

к мировой практике. Такую оценку дают участники действующих в крупных городах рейв-

клубов. В Москве входная плата в клуб 20 долларов, напитки продаются по ресторанным

ценам, следовательно, в российском варианте это никак не субкультура молодежи рабочих

кварталов, каковой она была в Великобритании в период зарождения.

Хип-хоп культура. Среди множества других субкультурных форм, основанных на музы-

кальных стилях, в России широкий размах получил рэп (англ. rap - легкий удар, стук).

Манера исполнения ("чтение"), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе от

уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки, на российской почве этот

стиль носит подражательный характер и в последнее время все больше входит составной

частью в субкультурное полистилистическое образование, получившее название хип-хоп

культура. Ее приоритеты, кроме рэпа: брейкданс как форма танца и пластики тела,

граффити как вид особого настенного рисунка, экстремальные виды спорта, стритбол

(уличный футбол) и т.д. Она достаточно демократична, не теряет прямой связи с

"молодежью улицы", хотя очевидно, что ее идентичность поддерживается извне. Таковы

проводимые в Москве конкурсы "Культура улицы", платные школы брейкданса (в Москве

их по крайней мере восемь), соответствующие сайты в Интернете.

В крупных городах довольно много молодежи в одежде, стилистически связанной с

рэпом. Но фанаты рэпа относятся к "крутым парням в широких штанах (а часто просто в

узких с карманами)", изображающих из себя рэперов, с презрением. На то обстоятельство,

что рэперская одежда встречается достаточно часто в Москве и в некоторых других

российских городах, в большей мере влияет экономический фактор: такая одежда про-

дается на оптовых вещевых рынках и относительно недорога. Но, разумеется, определенная

часть молодежи вполне сознательно ориентирована на хип-хоп культуру.

Анализ информации о рейверах, рэперах и других молодежных сообществах, основанных

на заимствованных стилях жизни, показывает, что в своей сущности такие сообщества (с их

корпоративными правилами и образцами поведения, одежды, музыкальных вкусов) - лишь

трамплин в институционализированное общество. Они в этом смысле являются некоторым

достраиванием социальной реальности для смягчения напряженности при вхождении в

общественные структуры .

Романтическая компенсация повседневной рутины . В выделении этого признака ряда

молодежных субкультур для нас важна не столько мотивация соответствующих действий,

сколько выявление фактора, внешнего по отношению к конкретным субкультурным про-

явлениям. Как и криминализация общества, и западные влияния, романтическая компенса-

ция может быть рассмотрена в данном аспекте. Она выражает особенности и данного

времени, и общего для молодежи (в модели европейской цивилизации) стремления к

обновлению, приключению, испытанию себя в необычных условиях, поиску смысла

"Тяга к опасному" реализуется в различных формах молодежных сообществ и не

обязательно имеет криминальный оттенок. Фактически субкультурными образованиями

стали группы, объединяемые интересом к экстремальным видам спорта. Некоторые сооб-

щества сформировали довольно развитую идеологию на перекрестке актуальных общест-

венных проблем и практику испытания волевых качеств личности в экстремальных

условиях.

Диггеры. К такого рода субкультурным феноменам относятся диггеры - исследователи

подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сооб-

ществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, - эти свойства

диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким

формам активности. Здесь есть параллели с профессиональной деятельностью спелеологов,

но в неменьшей степени, как представляется, - с герильей (без политических мотивов, а

лишь по самоощущению участников), военной разведкой (нередко военная форма исполь-

зуется как идентификационный знак), приключениями в стиле Индианы Джонса.

Если в начале 90-х годов активность диггеров отмечалась главным образом в Москве, то

к настоящему времени объединения диггеров (обычно - не зарегистрированные

официально) существуют во многих городах России (Владивосток, Самара и др.). Они имеют

малочисленный состав участников (до нескольких десятков человек) и не стремятся к

расширению этого состава. Тяги к афишированию своей деятельности диггеры, как пра-

вило, не обнаруживают. Лишь в некоторых группах есть представители средств массовой

информации.

Толкинисты. Особняком в молодежных субкультурах России стоят толкинисты.

Очевидна их связь с иностранным источником - образами книг Джона Рональда Роуэла

Толкиена "Хоббит", "Властелин колец" и "Сильмариллион", сюжеты которых были поло-

жены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. В то же

время в этом движении многое достаточно оригинально, связано с российскими

экзистенциальными и мировоззренческими проблемами, с российским менталитетом. Идеи

и образы Толкиена скорее стали материалом для конструирования реальности толки-

нистами, чем законченными социокультурными моделями. Это подтверждается и пара-

доксальным обстоятельством продвижения на российском кинорынке в 2002 г. фильма

компании Wignut Films "Властелин колец", который, тем не менее, не повлек за собой

заметных изменений в активности толкиенистов.

Основываясь на интервью с рядом участников движения толкинистов, мы можем

зафиксировать некоторые его характерные черты. Начало движения относится примерно к

1992 г. Толкинисты появились на физфаке МГУ. Соединение популярных в то время

ролевых игр с художественным миром Толкиена дало необходимый материал для социаль-

ного конструирования и идентификаций. Местами сбора толкинистов в Москве стали

"Эгладор" (Нескучный сад, в четверг после 6 вечера, общение шло почти до утра) и

Царицыно (встречи были по субботам). На встречи в конце 90-х годов собиралось по

несколько сот человек, одетых в экзотические самодельные одежды: "по-эльфийски"

(красивые накидки разных цветов поверх доспехов, броши, хайратник и фенечки из бисера

или мулине и колокольчики, которые в основном покупали в магазине "Охотник" на

Арбате), "по-гномовски" (капюшоны, кожаные доспехи или балахоны с надписями

"Монавар", "Скорпионе" и т.д.); "гоблины" и другое черное воинство были одеты в

основном в косухи и в козаки. Фенечки, колокольчики не снимались, и толкинисты

узнавали друг друга в любой обстановке. Один из лозунгов: "Тусоваться всегда, тусоваться

везде, даже на суше, даже в воде".

Участники встреч имели экзотическое самодельное вооружение для ведения боев. Бои -

основное занятие, они шли постоянно в течение вечера по всей территории, часто - стенка

на стенку (бои на мечах). В ходе встреч дрались на деревянных мечах, сделанных из клюшек

или из лыж. Кистени делались из лыжных палок, карнизов от занавесок, каких-то палок и

т.д. Были и доспехи - поначалу из картона, дерева, железа (кастрюльки, крышки от

сковороды), позже - специально изготовленные.

При встрече все общались и вели себя соответственно героям Толкиена, с которыми

себя идентифицировали. Ставили пиво или сигареты на выигрыш в боях. Очень много

курили. Наркотики, по всей видимости, принимать было не принято.

Новых приводит кто-нибудь из "ветеранов", он обычно и становится "родственником".

Каждый, кто приходит, берет себе имя, заимствованное у Толкиена, сочиняет историю

своей жизни. Девушки вначале обычно эльфийки. История увязана с историей "родст-

венника", потом она может измениться, когда появятся "мать", "отец". Этикет общения -

ориентированный на "аристократический" ("Что вам угодно, милостивый государь?"). Все

объединены в семьи (мамы, братья и сестры), проводятся "свадьбы", где жрец, орудуя

мечом как крестом, произносит перед "новобрачными" ритуальную фразу: "Я венчаю вас во

имя водки, пива и спиртнаго духа". На венчание испрашивается согласие "родителей", надо

пригласить всю "семью". Когда "жених" целует "невесту" - вслух ведется счет, и сколько

насчитывают, столько бутылок пива надо поставить собравшимся в случае "развода"

("Поэтому развод невыгодное дело").

В последнее время толкинисты с большим стажем ("старики") уже не ходят на "Эгладор"

("там гниль, новенькиев{"). Важными организационными формами движения стали "каби-

нетки" - ролевые игры, проводящиеся небольшим числом участников в квартире одного из

них, а также выездные игры, которые проводятся по предварительно разработанному

сценарию (обычно по мотивам одной из книг Толкиена) нередко в лесу, с ночевками в

Организация ролевых игр все более четко регламентируется и планируется. Так, в Нижнем

Новгороде действует Клуб Ролевых Игр (КРИНН), в рамках которого проводятся конфе-

ренции "мастеров" региона для координации их действий на следующий игровой сезон и

составления графика игр.

Проблема общения - одна из актуальных для молодежи, и ролевые игры оказываются

важным средством технологической подготовки к более эффективному общению в моло-

дежной среде. Проблема идеала накладывается на проблему общения в аномичном

обществе, и фантазии Толкиена оказываются большей реальностью, чем мир российской

социальной действительности. В одном из интервью (девушка 19 лет, активная участница

встреч толкинистов до 1999 г.) есть выразительное представление такого соединения

реальности и иллюзии: "Я по телефону обсуждала сюжеты из "Сильмариллион" Толкиена,

всю ночь говорили о стихах, рыдали над их трагическим звучанием".

На этом фоне в ролевые игры все более активно внедряются мистические идеи, что

связано с увлечением некоторой частью участников ролевых игр книгами Н. Перумова,

М. Семеновой, А. Сапковского и других российских пропагандистов оккультизма и неоязы-

чества. Такие увлечения закрепляются сценариями некоторых игр. Например, в одной из

них ("Древняя Русь-97") от каждого участника требовалось принести жертву идолу языче-

ского бога Перуна. В других играх прослеживались связи с сатанинскими ритуалами:

"черная месса" на "животе обнаженной эльфийки" и т.д.

В целом мифологизация в рамках данного неформального объединения выстроена по

конфигурации романтизированного и более яркого мира, чем тот, который окружает

молодых россиян. Характерно, что формами общения являются различного рода дискурсы.

Обращает на себя внимание и "семейная" организация толкинистского сообщества. Нам

известны факты, когда ролевые браки становились позже реальными. Вообще утеря ясной

грани между реальностью и вымыслом оказалась способом компенсации аномии и

разрушения идеалов советского времени. Вполне серьезно участники толкинистских встреч

видят себя спасителями мира (в одной из наших записей: "Дома маме я говорила: как ты не

понимаешь, мы же совершаем подвиги, мы же спасаем мир!").

В конечном счете в толкинистском движении как-то сказалась ментальность россиян,

ранее реализовавшаяся в таких формах, как тимуровское движение. Литературные образы

Аркадия Гайдара определяли лицо общественного движения детей и подростков в СССР на

протяжении десятилетий. Тимуровские отряды создавались повсеместно, в их деятельности

соединялась общественная польза и романтическое отношение к жизни. На фоне дискре-

дитации образов советской юношеской литературы, дававшей образцы для поведения

молодому человеку в определенной нормативно-ценностной системе, в том числе в прямой

форме ролевых игр, как это было в книгах Гайдара, мифологизации Толкиена оказались

востребованными, поскольку повторяли близкую конструкцию - вполне завершенную и

идейно освященную, легко воспроизводимую в ролевом поведении.

Воспроизводство некоторых черт советского прошлого. Перенос в молодежную среду

моделей поведения и организации жизненного пространства из советской эпохи носит

субкультурный характер главным образом в крупных городах (сохранение соответствую-

щих черт как свидетельство медленного развития культурных форм в российской провин-

ции вряд ли следует трактовать в субкультурном аспекте). Следы такого переноса обнару-

живаются в организациях, сохраняющих связь с пионерией, комсомолом, компартией в их

прошлых формах. Такого рода феномены удалось обнаружить в проведенном под нашим

руководством исследовании прокоммунистических ориентаций современной российской

молодежи. Было установлено, в частности, что среда молодых коммунистов обладает

чертами социокультурной общности, близкой по своим показателям к субкультурному

феномену . Объединительным мотивом чаще является не политический выбор, а

стремление к общению и преодоление обыденной рутины.

Подведем некоторые итоги.

1. Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и

типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологи-

чески важно видеть, что какой-то стройной классификации субкультур создавать нет смыс-

ла. Упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдель-

ных фрагментов субкультурной мозаики.

2. Молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации

общества, западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности,

"родимых пятен" советской эпохи. Эти воздействия переплетаются, они в разной мере при-

сущи тем или иным субкультурным феноменам. Главное же состоит в том, что субкультур-

ная специфика не свойственна молодому поколению россиян как таковому, это мозаика

социокультурных образований, фрагментарно рассеянная в молодежной среде.

3. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития нега-

тивных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т.д.), другие

скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т.д.). Во всех случаях важно,

что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению

социальности.

4. Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России свидетельствует, что в

российской социальной практике появляются те стороны общинного взаимодействия моло-

дежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого

института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на

уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых

форм коллективности. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о

молодежных субкультурных феноменах в современной России. С такой точки зрения яснее

станет характер организованных структур в российском молодежном движении. Собствен-

но, это и позволяет более широко представить субкультуры молодежи в России в их

специфике, генезисе и возможном влиянии на стили жизни в ближайшие десятилетия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989.

2. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. Л., 1990.

3. Суртаев В.Я. Молодежная культура. СПб., 1999.

4. Щепанская Т.Е. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993.

5. Pilkington H. Russia"s Youth and its Culture. A Nation"s Constructors and Constructed. L. Routledge,

6. Социология молодежи. Учебник / Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996.

7. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария ФД. и др. Социология молодежи. Учеб. пособие. Ростов н/Д,

8. Foucault M. L"archeologie du savoir. Paris, Gallimard, 1969.

9. Российский статистический ежегодник 2001. М.: Госкомстат России, 2001.

10. Информация: результаты опросов // Мониторинг общественного мнения: Эконом. и социальн.

перемены. 2002. № 1.

11. Положение молодежи в Российской Федерации: 1995 год. Доклад Правительству Российской Федера-

ции / B.A. Луков (отв. ред.). М., 1996.

12. Русаков М.Ю. Владельцы автомобилей-олдтаймеров как социальная общность: Автореф. дис... канд.

социол. наук. М., 2002.

13. Thorne Т . Dictionary of Moderne Slang. N.Y., 1996.

14. Ковалева А.И.,Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М., 1999.

15. Михайлов М.А. Прокоммунистические ориентации молодежи современной России: Автореф. дис...

канд. социол. наук. М., 1999.

Понятия «культуры» и «субкультуры». Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала XVIII в. Позже его стали относить и к людям, отличавшимся изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т.п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, слово «культура» и по сей день ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией.

Современное научное определение культуры значительно шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. 1 Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений. 2

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры- хиппи 60-х годов или «система» в России 80-х годов. 3

Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России.

Факторная обусловленность культуры молодежи. В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе культуру молодежи следует рассматривать в нескольких плоскостях, равно обусловливающих уровень и направленность культурной самореализации, которая понимается нами как содержательная сторона культурной деятельности молодого человека, воплощение в предметных действиях мотивов, потребностей, умений культурного характера. К числу основных факторов, обусловливающих состояние молодежной культуры, относятся следующие.



1. Социум. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести к состоянию социальной аномии и фрустрации населения, непосредственным образом повлиявшему на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный. Поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность-все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодого человека.

2. Современная российская культура как на институциональном, так и на субъектно-деятельностном уровнях сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой-коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразиться на системе установок, ориентации и культурных идеалов молодого человека.

3. Уровни гуманитарной социализации. Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу рекреативно-развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлены уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.

4.Возрастные особенности молодежи. Юношеский возраст (15-18 лет), а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). Именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. 4 Группы сверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию-преодоления социального отчуждения. Естественно, в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные, в первую очередь, эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом.

5. Особенности поколения. Именно в этой плоскости речь идет о молодежной субкультуре, обладающей не столько возрастными, сколько генерационными особенностями. В этом феномене наиболее отчетливо проявляются свойственно молодежные формы сознания и поведения. 5

Говоря о молодежной субкультуре в России, необходимо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий. Кроме того, начиная с 90-х годов, усугубляется ценностное и имущественное расслоение молодежи. Так, в частности, вряд ли корректно говорить в социально-психологическом смысле, например, о «петербургской молодежи» как единой группе населения. Безусловно, как поведение, так и ценности,например, молодого бизнесмена, с одной стороны, и молодого безработного,-с другой, не могут не отличаться друг от друга. Тем не менее существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению России.

Особенности молодежной субкультуры. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

«Участие в политической жизни»в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса учащимся старших классов петербургских школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из старшеклассников (25,5%) готов жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина выборки (47,5%) полагает, что «в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде».

«Политикой» интересуется лишь 16,7% опрошенных, отсюда закономерно проистекают и неопределенные политические позиции старшеклассников: лишь треть из них (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время как вдвое большее число либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 29,5 и 37,1%). Отказ от определенного мнения, выраженный в виде суждений «не задумывался об этом» и «меня не интересует», в целом отличает примерно треть молодежной выборки, причем не только по данному исследованию старшеклассников, но и по опросам студенческой молодежи последних лет.

Известно, что молодежь-наиболее неустойчивая часть электората, реже других социально-демографических групп населения выступает в качестве реципиента политической информации, почти не читает ежедневных газет. В процессе опроса студентов одного из гуманитарных вузов Петербурга выяснилось, что более 60% опрошенных не знают, кто такие Рыбкин и Шумейко, 52,1% не имеют представления о том, какую партию представляет в Думе Г. Зюганов, четко идентифицировались в сознании только фамилии Ельцина, Гайдара, Руцкого и Жириновского, причем последний воспринимался «сам по себе», безотносительно к своей партии.

Существует мнение, что аполитичность молодежи-закономерный результат чрезмерной идеологизации воспитания прошлых лет, а активная политизированность граничит с социопа-тией. Вряд ли можно согласиться с подобной позицией: если в стабильном обществе приоритеты частной жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса социальная индифферентность молодых чревата необратимыми последствиями для будущего страны. Не менее тревожно и то, что политизация отдельных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма.

Усугубляется и межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятии-от разрушения внутрисемейных контактов (по критериям взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как ценностного, так и дея-тельностного) всем предшествующим, «советским» поколениям.

Определенная генерационная комплиментарность (противопоставление образа «мы» и «они») традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня генерационная комплиментарность молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество)-для себя.

Генерационное отчуждение выступает в качестве психологического антонима («мы» и «они»). Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть-«папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и межгенерационным) аспект отчуждения молодежной субкультуры-культурное отчуждение.

У итальянских социологов есть термин «агрессия субкультур», которым они обозначают отрыв молодого поколения от многообразия культурного наследия.

Многих думающих людей обоснованно беспокоят «разрушительные мотивы» в музыке. Формируется поколенческая идеология с девиантными тенденциями. 6

Контркультурные черты молодежной субкультуры. Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей.

На уровне досуговой самореализации молодежную субкультуру отличают следующие черты, распространенные в различных социальных и возрастных когортах с разной степенью интенсивности.

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге-«ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле-и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении.

Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

3. Приоритет потребительских ориентации над креативными. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989-1991 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения (референтной группе).

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов, для которых характерно девиантное поведение и криминогенный стиль общения.

5. Внеинституциональная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения-наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых передач ТВ отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались на уровне референтной группы-наиболее эффективного культурного коммуникатора.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Эта тенденция, в высокой мере отличающая прежде всего русскую молодежь, обусловлена не только вестернизацией массового молодежного сознания, но и характером гуманитарной социализации в ее институциональных формах. Интериоризация норм и ценностей, проходящая именно в этот возрастной период, базируется либо на традиционно советской, либо западной модели воспитания, в любом случае-вненациональной, в то время как интериоризация этнокультурного содержания практически отсутствует. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит а прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии.

Отсутствие у русской молодежи этнокультурной идентичности как раз приводит, с одной стороны, к более легкому проникновению в молодежное сознание вестернизованных ценностей, с другой же-к проявлениям этатического (державного) национализма.

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.

1. Молодежь, несмотря на определенную и вполне естественную генерационную замкнутость, живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением социально-адапционных или профори-ентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество-таков а и молод ежь, а следовательно, и молодежная субкультура.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой-к прагматизму и социальной неадаптированности (в некоторых случаях опосредованно) - и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приуготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, но не подавляемых агентами социализации.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации-семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением, как уже говорилось, -наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

Примечания

1 Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 41.

2 Пoдpoбнee см.: Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993; Иконникова С. Н. Диалог о культуре. Л., 1987.

З Пoдpoбнee см.: Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989. Шепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993.

4 Пoдpoбнee см.: Сикевич З.В. Молодежная культура; за и против. Л., 1990.

5 Пoдpoбнee см.: Интеллигенция и нравственность/ Под ред. Л.И.Коханович, В. Т. Лисовского. М., 1990; Молодежь России-социальное развитие/ Редколл. В.И.Чупров (Отв. ред.) и др. М., 1992;

6 Молодежь России: тенденции, перспективы/ Под ред. И.М.Ильинского, А.В.Шаронова. М., 1993; Л и со в кий А. В., Л и со веки и В. Т. В поисках идеала. Диалог поколений. Мурманск, 1994.

7 Салтанович И.П. Формирование оптимальной музыкальной среды-важнейший фактор духовного развития// Молодежь в условиях социально-экономических реформ / Научи, ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1995. С.37-38.

Специфика молодежной субкультуры

Культура общества выступает в качестве достаточно сложного и очень разностороннего явления. Как и в обществе, которое состоит из множества социальных слоев и классов, так и в культуре существуют разнообразные структурные элементы – культурные подвиды:

  • Взрослая и молодежная культуры;
  • Светская и религиозная культуры;
  • Сельская и городская культуры;
  • Традиционная и инновационная культуры;
  • Народная и профессиональная культуры.

Таким элементом является и субкультура, в частности молодежная субкультура. В целом культура выступает в качестве совокупности различных микрокультур, субкультур, а также ее составляющих, которые входят во всю структурную схему.

Замечание 1

Субкультура формируется на основе нескольких критериев: половозрастных, этнических, религиозных и социальных отличиях людей, которые являются их характерными признаками.

Что касается молодежной субкультуры, то в более узком смысле это – культура, которая создается самой молодежью для удовлетворения потребностей данной социальной группы. Сегодня молодежная культура вышла за рамки уже существующих традиций молодежной культуры, и охватывает собой также культуру, которая специально создается не только представителями молодежи, но и для молодежи, т. е. массовую культуру. Очень большая часть современной массовой индустрии направлена на то, чтобы удовлетворять запросы молодежи, соответствовать ее интересам и потребностям. Сюда относятся следующие сферы:

  1. Сфера досуговой деятельности;
  2. Сфера развлечений;
  3. Современная индустрия моды;
  4. Производство одежды, обуви, украшений и аксессуаров для молодых людей.

Возможно, по этой причине изменился и курс развития самих молодых людей: если ранее они стремились скорее повзрослеть, стать равными своим родителям, избавиться от их опеки, то сегодня появились встречные движения. Их представители отказываются взрослеть, стремятся сохранить молодость во внешнем виде, стиле одежды. Также они заимствуют у представителей молодежи сленг, моду, форму общения и поведения, а также стараются вести такой же активный образ жизни (спорт, развлечения, досуговая деятельность).

Сущность субкультуры и ее особенности

Как мы уже отметили, в каждом обществе имеется своя сложная структура. В ней имеются свои ценности и понятия, поддерживаются особые традиции и обычаи. Систему норм и ценностей, которые отличаются от общепринятых, называют субкультурой. Но это понятие достаточно многогранно и неоднозначно, поэтому исследователи до сих пор не могут выбрать одно определение из нижепредставленных:

  1. Субкультура – это трансформированная профессиональным мышлением система ценностей, которая происходит от традиционной культуры, но при этом имеет свои диаметрально противоположные идеи;
  2. Субкультура – это особая форма организации людей, которые определяют стиль жизни, мировоззрение, поведение ее носителей. Субкультура также довольно сильно отличается своими обычаями и интересами от традиционной, привычной культуры;
  3. Субкультура – это совокупность некоторых норм и ценностей, которые отражают негативные черты традиционной культуры, почему и отрицаются ею.

Субкультура как социальное явление и феномен обладает своими специфическими, особыми чертами. Во-первых, это состояние свободы от обязанностей и от ответственности, которую могут нести те люди, кто придерживается традиционной культуры. Во-вторых, субкультура преимущественно – одно из эффективных и действенных средств, благодаря которым человек может выражать самого себя, или же проявлять солидарность с представителями своих интересов, единомышленникам. В-третьих, субкультура играет некоторую социализирующую роль. Она заключается в том, что в рамках субкультуры человек может полностью адаптироваться к постоянно меняющимся социальным условиям. Это довольно проблематично, если индивид находится в постоянной изоляции от остального мира.

Также к особенностям субкультуры следует отнести внутреннее единообразие при внешнем протесте. Представители субкультуры всегда знают, что именно им нужно, какова цель их деятельности, и что будет, если вдруг они отклонятся от правил поведения в группе. При этом в отношении внешнего мира субкультуры могут быть противоположно настроены, и иногда это может доходить до состояния враждебности. Отсюда вытекает следующая особенность субкультуры – ее маргинальность.

Замечание 3

В обществе существует стереотип о том, что субкультура – это обязательно отрицательное явление, которое отражает интересы меньшинства. Иногда так и есть: сегодня существуют такие субкультуры, которые не соответствуют общепринятым нормам и правилам, и которые могут нанести вред некоторым категориям граждан.

В качестве базы, на которой формируется субкультура, выступает возрастная характеристика. Отсюда следует появление таких субкультур, как рокеры, панки, металлисты, роллинги, битломаны. Все эти люди относятся к конкретному возрасту, а также испытывают интерес к одному и тому же явлению, личности (исполнителю, писателю, живописцу), музыкальному или кинематографическому жанрам.

К тому же, очень важную роль играет и то, в какое время возникли те или иные субкультуры, какие социальные и культурные события произошли в это время, и как субкультура стала ответом на них. Также на возникновение и последующее развитие субкультур оказывает влияние изменение образа жизни в обществе, уровня жизни населения, происходящие крупные события и потрясения.

Субкультуры могут активизироваться при улучшении состояния жизни, но могут также и наоборот – исчезнуть под влиянием негативных изменений. Таким образом, есть субкультуры – активаторы, а есть субкультуры «кризиса», каждая из которых отвечает на происходящие события и явления.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социальных и гуманитарных наук

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по культурологии

«Причины возникновения молодежных субкультур»

Студента группы

Факультета заочного обучения

Деревянкина А.С.

Преподаватель

Санкт-Петербург

Введение………………………………………………………………….3

Структура современной молодежной субкультуры…….4

Неформальные объединения молодежи…………………….7

Семья в процессе социализации подростков……………..9

Система образования……………………………………………….12

Особенности молодежной субкультуры…………………….14

Заключение……………………………………………………………..16

Список литературы ………………………………………………….17

Введение

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам.

В этой работе я предпринял попытку рассмотреть сущность молодёжной культуры и механику возникновения её субкультур.

Структура современной молодежной субкультуры

Многие старшеклассники отмечают, что их любимое занятие на досуге - «ничегонеделание». Это подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры. Художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Наблюдается безрассудное презрение таких "устаревших" ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как пережиток старины.

Молодость - пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей…

По результатам анкетного опроса лишь четверть старшеклассников готовы жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина полагает, что «в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде» и только треть имеет сложившиеся политические убеждения. Невмешательство государства в частную жизнь человека молодые люди понимают в качестве важнейшего признака свободы.

Многих людей беспокоят «разрушительные мотивы» в "молодёжной" музыке, а также распространении сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других групп населения России также постоянно снижается.

«Потеря смысла жизни, разрушение идеалов, двойная мораль, бездуховность, цинизм, пьянство, вещизм, растерянность перед жизнью - основные причины ухода молодых, образованных людей в религию 1 ». Примерно так же, за исключением некоторых поправок на время, будет выглядеть краткий перечень причин повального ухода молодёжи всех возрастов и национальностей в «неформалы».

Итак, общая причина образования молодёжных субкультур - недовольство жизнью, а в социологическом аспекте - кризис общества, неспособность его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её социализации. В последнем заключена причина сугубо молодёжного состава неформальных объединений. Действительно, казалось бы, самые обиженные жизнью - пенсионеры - не спешат на "тусовки". А дело в том, что они уже занимают предоставленную только им прочную нишу в общественной системе, чего никак нельзя сказать о "новом поколении"; за это «место под солнцем» и разворачивается настоящая битва.

Молодежь эмоциональнее, динамичнее и непосредственнее в выражении своих чувств. Молодёжь независимее: у большинства ещё нет семьи, нет профессии, нет того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий зрелый человек.