Особенности искусства его признаки и функции. Какие особенности искусства как формы общественного сознания отражены в высказывании писателя В

Искусство - одна из важных областей культуры, особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, служащая удовлетворению художественной потребности. Общетеоретическим осмыслением искусства и художественной культуры в целом занимается эстетика - область философских знаний, предметом изучения которой являются эстетические свойства действительности. В широком смысле слова эстетика понимается как система знаний о гармонии человека с Миром, созерцательном творческом отношении человека к действительности. Эстетика разрабатывает систему теоретических представлений об искусстве. Основными разделами современной эстетики являются эстетика искусства, эстетика действительности, практическая эстетика, техническая (индустриальная) эстетика.

Основными формами эстетического отношения к действительности, обобщёнными характеристиками её эстетических свойств являются категории эстетики. Выделяют шесть основных: прекрасное - безобразное, возвышенное- низменное, трагическое- комическое

Основные черты искусства. Искусство является особым видом деятельности, продукты которой обладают художественной ценностью.

К существенным чертам искусства как области культуры можно отнести:

1) искусство представляет собой мир чувств, форму чувственного восприятия и субъективного воспроизведения действительности;

2) важнейшей особенностью искусства является образность. Художественный образ - это способ связи действительности и мира искусства.

3) произведения искусства представляют собой синтез образно- тематического содержания и формы. К внешней форме художественного образа относят чувственно воспринимаемую сторону (цвет, свет, тембр), к внутренней - композиционные приёмы, способ организации содержания произведения;

4) в искусстве важен игровой, условный момент, оно представляет собой " целесообразность без цели";

5) искусство - форма деятельности, в которой существенная роль принадлежит зрителю, субъекту художественного восприятия. Возможности понимания, интерпретации великих произведений являются неисчерпаемыми. Условием жизненности художественного произведения является его многозначность. Неразгадонность, метаморфоза художественного текста позволяет каждой эпохе вносить в произведение новый смысл;

6) настоящее искусство отражает сущность человеческого мира, его всеобщую основу, в которой преодолеваются границы между низменным и возвышенным, тривиальным и прекрасным, между человеческим и божественным.

7) искусство добывает истину путём сгущения, уплотнения реальности в пространственной и временной композиции произведения.

8) мастера искусства создают вторую, художественную реальность, стремятся к духовному удвоению себя средствами искусства, творческое признание становиться для них формой культурного бессмертия;

9) искусство обладает суггестивной, внушающей способность. В основе искусства лежит механизм эвокации, использование определённых приёмов и средств, позволяющим заражать определённым переживанием искусство имитативный эстетический культура

Функции искусства. Искусство как основа художественной культуры выполняет ряд важных социальных функций:

1) эстетическая функция заключается в способности искусства создавать эстетические вкусы и потребности и тем самым ценностно ориентировать в мире;

2) в преобразующей функции искусство творит особую художественную реальность и тем самым даёт основу для преображения окружающего мира в соответствии с эстетическими идеалами;

3) познавательная функция позволяет художественными средствами проникать в те стороны жизни, которые не доступны для рационального, научного понимания;

4) в компенсаторной функции художественное произведение утешает, снимает внутреннее напряжение;

5) коммуникативная функция позволяет людям обмениваться ценностями и приобщаться к разнообразному социокультурному опыту;

6) в информационной функции искусство обеспечивает возможность взаимопонимания представителей различных культур, поскольку язык произведений искусства легче воспринимается, предстаёт как более образный в сравнении с обычным языком;

7) в воспитательной функции искусство воздействует на ум и сердце, формирует тонкие измерения личности, расширяет границы жизненного опыта человека;

8) прогностическая функция обеспечивает предвосхищение тенденций общественного развития;

9) суггестивная (внушающая) функция формирует определённый строй мыслей и чувств многопланово воздействует на человека;

10) в гедонистической функции художественное творчество доставляет людям эмоциональное и интеллектуальное наслаждение, радость.

Классификация искусств. Искусство как важнейшая часть культуры проявляет себя в огромном разнообразии конкретных видов художественного творчества, сложность которых увеличивается в процессе культурного развития.

Существуют различные системы классификации культур. Выделяются семейства искусств, виды и разновидности, роды и жанры искусства. Различают семейства словесных, музыкальных, изобразительных, зрелищных, технических искусств. Внутри семейств выделяют отдельные виды. Так, в семействе изобразительных искусств выделяются такие виды, как живопись, графика, скульптура. Вид искусства характеризуется формой эстетико - художественно освоения мира, особенностями художественной образности способом воплощения художественного содержания. Существуют разнообразные классификации видов искусства. Например, по способу восприятия могут выделяться аудиальные (музыка), визуальные (живопись), аудиально - визуальные (театр) виды искусства. По способу раскрытия художественного образа выделяются пространственные (архитектура, изобразительное искусство), временные (музыка), пространственно- временные (театр) виды искусства. В зависимости от особенностей художественной формы искусства подразделяются на выразительные, изобразительные и смешанные. К синтетическим видам искусства относятся театр, балет, эстрадное искусство. Разновидности искусства выделяются в рамках видов. Разновидностью графики являются рисунок и гравюра. Разновидности рисунка определяются материалом: тушь, уголь, сангина. Литература. Литература является искусством слова, все проявления человеческого опыта и мышления могут найти выражение в слове. Поэтому в литературном творчестве раскрываются широкие возможности передачи нюансов человеческого бытия[ 14,с.48 ].

К основным родам литературы относятся: эпос, его основные жанры: эпопея, роман, повесть, басня, наиболее значительным является роман; лирика, основные жанры гимны, оды, сонеты, кантаты, элегии, баллады; драма, её принято считать высшим родом поэзии, поскольку эпическое и лирическое в ней соединяются. Основными видами драмы являются трагедия и комедия.

Изобразительное искусство. Изобразительное искусство передаёт осязаемое, пространственное изображение действительности. К его видам относятся живопись, графика, скульптура. По функциональному назначению живопись, скульптура и графика делятся на станковую и монументальную. Станковые произведения не связаны с архитектурными и прикладными задачами. Монументальными называются произведения большого масштаба, связанные с окружающей средой и архитектурными проектами. К монументальной живописи относятся росписи, фрески, панно, мозаика..

В станковой живописи и графике существует исторический, бытовой жанр, натюрморт и др. к видам скульптуры относятся статуя, бюст, портрет.

К средствам выразительности относятся композиция, рисунок, ритм, перспектива, передающая изображения предметов в соответствии с их восприятием. Живопись. Живопись - это вид изобразительного искусства, в котором предметы и явления передаются на плоскости посредством цвета и рисунка. Цвет является главным средством живописного языка. Цвета разделяются на локальные и тональные

Графика. Графика - вид изобразительного искусства, имеющий разнообразные формы, такие как книжные иллюстрации, этикетки, рисунки и гравюры, плакаты и почтовые марки, торговая реклама. Письмо осуществляется с помощью пера или кисти, создающих на листе одноцветную линию. Постепенно понятие графики расширялось, в него включались различные виды гравюры, литографии, рисунки чёрными и цветными карандашами[ 14,с.50 ].

Скульптура. Основными эстетическими средствами скульптуры выступают объём, силуэт, пропорции, светотень. Скульптурное произведение правдиво передаёт облик, фигуру, характер, переживания, настроения человека. Существуют два основных вида скульптуры: круглая, обозреваемая со всех сторон, и рельеф - объёмное изображение на плоскости. Рельеф подразделяется на горельеф (изображение выдвинуто над плоскостью больше чем на половину объёма), и барельеф (изображение выдвинуто меньше чем на половину объёма). Архитектура. Принадлежит к числу прикладных видов искусств и связана со строительством. Её практическое назначение состоит в организации жизненной среды человека на основе определённых эстетических закономерностей. К основным стилям можно отнести античный, романский, ренессансный, барочный, ампир, модерн, и др. в развитии архитектурных форм выделяются этап архаики , на котором архитектурная форма отставала в своё развитии от конструкции, классики, обеспечивающей их гармоничное соединение, и модерн на котором развитие формы опережает конструктивные начала. Декоративно - прикладное искусство. Декоративно - прикладное искусство призвано создавать прекрасные предметы, привносящие красоту в повседневную жизнь человека. Предметы из глины, ткани, стекла, металла, дерева обладают художественными свойствами, украшают облик, жилище, окружающую среду.

Музыка. Это вид искусства, создающий мир интонационно - звуковых художественных образов. Музыка оказывает на человека эмоционально- духовное, психологическое и физиологическое воздействие. Многие народы использовали музыку как средство врачевания телесных и психических недугов.

Мелодия - главное средство музыкальной выразительности, создающее эстетический образ. Лад, регистр, динамика, тембр являются важными средствами музыкальной выразительности. Гармония позволяет достигнуть созвучия, благозвучия. Основными видами музыки являются классическая, эстрадная, авторская, фольклорная и роковая. К основным музыкальным жанрам относятся вокальные, инструментальные, симфонические, оперные, камерные. Театр. Эстетические особенности театрального искусства заключаются во взаимодействии драматурга, режиссёра, актёров и зрителей, В театральном произведении соединяется искусство литературы, живописи, музыки, хореографии. Драматургия лежит в основе искусства театра. Литературно - драматургическое произведение имеет самостоятельную художественную ценность .

Хореография. Представляет собой синтетический вид искусства, соединяющий музыку и танец, создающий оригинальную образность, художественный язык и систему выразительных средств. Балет является разновидностью хореографического искусства, соединяющей музыку, хореографию, литературный сценарий, разнообразные выразительные средства. Пластика балета строиться на трёх хореографических видах танца: пантомиме, действенном танце и дивертисменте. Позы исполнителей пантомимы условны и символичны, её художественные средства приближаются к актёрской игре. Действенный танец раскрывает сюжет, раскрывает черты героев. Дивертисменты представляют собой большие праздничные вставные номера, обычно исполняемые в финале спектакля. Главным выразительным средством балета служит классический танец. Кино - синтетический вид искусства, объединяющий художественные возможности литературы, живописи, музыки и театра. Основным художественным приёмом кинематографа является монтаж, с помощью которого создаётся целостное художественное полотно.

Телевидение. В телевидении соединены богатые информационные художественные возможности. Используются такие выразительные средства как крупный план, монтаж, композиция . Телевидение не просто информирует о событиях реальной жизни. Используя свой арсенал художественных средств, оно раскрывает эстетическую сущность явлений, возвышает мир повседневной жизни до художественной значимости.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.14. Искусство

1.14. Искусство

Искусство 1) в узком смысле – это специфическая форма практически-духовного освоения мира; 2) в широком – высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

Искусство – особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах; одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; художественно-образная форма познавательной деятельности человека, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния.

Версии соотношения природы и искусства

а) Кант сводил искусство к подражанию.

б) Шеллинг и немецкие романтики ставили искусство выше природы.

в) Гегель ставил искусство ниже философии и религии, полагая, что оно отягощено чувственностью, т. е. выражает духовную идею в неадекватной ей форме.

Теории происхождения искусства

1. Биологизаторская – происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности.

2. Игровая – причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей.

3. Магическая: искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека.

4. Трудовая: искусство – результат труда (полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения).

Отличия искусства от других форм общественного сознания

– Искусство познает мир посредством образного мышления (если действительность предстает в искусстве целостно, то сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных).

– Искусство не ставит целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и другие. Искусство как особая специфическая отрасль духовного производства осваивает действительность эстетически, с позиций основных эстетических категорий: «прекрасного», «возвышенного», «трагического» и «комического».

– Целостно-образный и эстетический принципы художественного сознания отличают искусство от морали.

Функции искусства

1) общественно-преобразующая – оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества;

2) художественно-концептуальная – анализирует состояние окружающего мира;

3) воспитательная – формирует личность, чувства и мысли людей; воспитывает гуманистические качества человеческой личности;

4) эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности человека;

5) утешительно-компенсаторная – восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности;

6) предвосхищения – предвосхищает будущее;

7) внушающая – воздействует на подсознание людей, на человеческую психику;

8) гедонистическая (от греч. наслаждение) – доставляет людям удовольствие; учит людей относиться к миру позитивно, смотреть в будущее с оптимизмом;

9) познавательно-эвристическая – отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке;

10) синтезирующая – является сокровищницей образов и символов, в которых выражаются значимые для человека ценности;

11) коммуникативная – связывает людей вместе, служит средством общения и коммуникации;

12) рекреационная – служит средством отдыха, освобождением от повседневных трудов и забот.

Основной категорией искусства является художественный образ . Художественный образ – часть или компонент произведения искусства; способ бытия произведения искусства, взятого в целом. Неразрывная связь художественного смысла с материальным, чувственным воплощением отличает художественный образ от научного понятия, абстрактной мысли. Смысл, составляющий содержание художественного образа, создается художником в расчете на то, что он будет передан, доступен другим. Материальная чувственно воспринимаемая форма (зрительная и звуковая) предоставляет такую возможность и выступает в функции знака.

Под знаком понимается любое материальное явление, создаваемое или используемое с целью передать с его помощью какую-либо информацию. Это изобразительные, выразительные, словесные и условные знаки. Особенностью художественных знаков является то, что независимо от того, что они изображают, выражают или обозначают, они сами по себе всегда должны вызывать эстетическое наслаждение. Духовное содержание художественного образа может быть трагичным, комичным и т. п., но впечатление от его знаковой материальной формы представляет переживание прекрасного, красоты. Знаковая форма художественного образа подчиняется не только коммуникативному и эстетическому принципу, но и психологическому требованию привлекать, удерживать и переключать внимание зрителя и слушателя.

Классификация

1) по количеству использованных средств: а) простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка); б) сложные, или синтетические (балет, театр, кино);

2) по соотношению произведения искусства и реальности: а) изобразительные, изображающие действительность, копируя ее (реалистическая живопись, скульптура, фотография); б) выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);

3) по отношению к пространству и времени: а) пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура); б) временные (литература, музыка); в) пространственно-временные (театр, кино);

4) по времени возникновения: а) традиционные (поэзия, танец, музыка); б) новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;

5) по степени применимости в быту: а) прикладные (декоративно-прикладное искусство); б) изящные (музыка, танец).

В пространственных искусствах выделяют три рода: станковые (станковая живопись, станковая графика и т. п.), монументальные (монументальная скульптура, стенная живопись и др.) и прикладные (типовая массовая архитектура, малая пластика, миниатюрная живопись, промышленная графика, плакат и др.).

В словесно-временных искусствах различают три рода: эпос (роман, поэма и др.), лирика (стихотворения и др.) и драма (различные пьесы и др.).

Виды искусства – это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства – звук, цвет, телодвижение, слово и т. д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности – роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

* Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

* Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Основные роды литературы: драма, эпос и лирика. Жанры: трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т. д.

* Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры: опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т. п.

* Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные, современные танцы, балет. Направления и стили танца: вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

* Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой, анималистический (изображение животных), исторический.

* Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т. д. Архитектурные стили: готика, барокко, рококо, модерн, классицизм и т. п.

* Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение); по размеру: станковая, декоративная, монументальная.

* Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, – посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

* Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т. д.

* Цирк – зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на специальной арене: акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и пр.

* Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам: кинокомедия, драма, мелодрама, приключенческий фильм, детектив, триллер и т. п.

* Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств – оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

* Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства – драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т. д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т. д.

В разные эпохи и в разных художественных направлениях границы между жанрами бывают более строгими (например, в классицизме), в других – менее (романтизм) или даже условными (реализм). В современном искусстве наблюдается тенденция отрицания жанра как устойчивой формы художественного творчества (постмодернизм).

Истинное искусство всегда элитарно. Истинное искусство, как сущность религии и философии, открыто для всех и создается для всех.

Духовное – это творчество во всем, а философия и вера – поэзия духа. Бердяев определяет философию как «искусство познания в свободе через творчество идей…». Творчество не является служебным по отношению к метафизике и этике, но пронизывает их, наполняет жизнью. Красота столь же важна для целостного духовного развития человека, как истина и добро: гармонию создает их единство в любви. Именно поэтому великий русский писатель и мыслитель Ф. М. Достоевский, повторив мысль Платона, сказал, что «красота спасет мир».

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора

Искусство вычеркивания Писательство – это искусство вычеркивания. Юлиан Пшибось (1901–1970), польский поэт Работа пера не менее серьезна, когда оно стирает написанное. Квинтилиан (ок. 35-ок. 96), римский учитель красноречия Сокращать книги – значит удлинять читателю

Из книги Музы и грации. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

ИСКУССТВО И МЫ Искусство не могло бы жить даже без того человека, который мог бы обойтись без искусства.Станислав Ежи Лец (1909–1966), польский поэт и афорист* * *Душа есть только у искусства, а у человека ее нет.Оскар Уайльд (1854–1900), английский писатель* * *Искусство любят те,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЛ) автора БСЭ

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

19. ИСКУССТВО Искусство – отражение окружающего мира в художественных образах. С помощью искусства художник или скульптор передает свои замыслы и переживания.Предмет искусства – человек, его взаимодействие с окружающим миром и обществом. Произведение искусства –

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Изобразительное искусство Жанры живописи Жанры живописи (франц. genre - род, вид) - исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.Батальный жанр (от франц. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства,

Из книги Энциклопедия ислама автора Ханников Александр Александрович

Театральное искусство Театр (греч. GeaTpov - основное значение - место для зрелищ, затем - зрелище, от 0єао|ші - смотрю, вижу) - одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

ИСКУССТВО - термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире эстетически-выразительных форм. Понятийный статус И.

Искусство Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство не требует признания его произведений за действительность. Владимир Ленин Искусство исполняет, между прочим, задачу консервирования, а также некоторого

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Искусство и… подделки под искусство Не все еще знают, что в литературе, как и в любом виде искусства, существует разделение на искусство и на подделки под искусство, хотя это должно быть очевидно. К примеру, любовь – искусство, а вот секс – подделка.Понятно, подделки

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

Искусство нравиться. Искусство общения См. также «Пиар» (с.178); «Работа с людьми. Работа в команде» (с.307)Самое полезное из всех искусств – искусство нравиться.Филип Честерфилд (1694–1773),английский дипломат и писательНадо полагать, что если у человека разумного нет желания

Раздел 1.

ЛИТЕРАТУРА И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Специфика искусства

1. Приступая к изучению литературы как вида искусства, необходимо иметь предварительные общеэстетические представления : об эстетическом как о ценностном, объективно-субъективном по своей природе отношении между человеком и миром «по законам красоты», которое играет огромную роль в гармонизации, «очеловечивании» мира, приведении его в соответствие с духовными потребностями личности; об основных видах и проявлениях эстетического отношения - эстетических категориях (прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, трагическое - комическое); об эстетическом сознании и его уровнях (чувстве, вкусе, идеале) как о способе существования эстетического отношения.

2. Искусство - это особый вид духовной и духовно-практичес­кой деятельности, специально предназначенной для эстетического освоения действительности. Все аспекты жизни: политический, социальный, философский, нравственный, психологический и др. - получают в искусстве эстетическое выражение и эстетическую оценку, то есть соотносятся с «законами красоты». Искусство сохраняет и передает опыт общества, приобщает каждого человека к подлинно человеческому, одухотворенному существованию, делает его личностью.

Искусство - такой вид человеческой деятельности, который в силу синкретизма в нем материальной и духовной, познавательной и оценочной, рациональной и эмоциональной сторон находится в центре культуры, являясь ее самосознанием и кодом.

3. История эстетики выдвигала разные концепции происхождения искусства: религиозно-мистическую, естественно-научную (Ч. Дар­вин), трудовую (Г. Плеханов). Современные культурологи связывают происхождение искусства с синкретизмом первобытного мифологического сознания (М. С. Каган), указывает на тесную связь искусства и игры (Й. Хейзинга). Первобытное искусство играло огромную роль в процессе «очеловечивания» человека, передавая информацию о социально организованных связях с миром, о духовной ценности природы и бытия самого человека. «Первоклеточкой» искусства может стать любая форма, где устанавливается ценностное взаимодействие мира и человека по законам красоты. После распада первобытного синкретизма искусство самоопределилось в культуре (автономизация художественной деятельности от других ее видов), но сохранило свой универсализм. Искусство воссоздает смысл жизнедеятельности человека и человечества в целостности, универсальности и личностном преломлении, пробуждая самосознание личности, а также приобщая ее к социуму путем побуждения (а не принуждения), изнутри, интимно.

Не случайно синонимом понятия «искусство» стало «художественное творчество»: искусство творит особый мир, «виртуальную действительность», «квазиреальность», то есть создает некую новую форму бытия, хотя бы и мнимую. В литературном произведении царят особые, собственно художественные законы, по которым созидается эта «квазиреальность». Так, например, обычное трехмерное пространство становится многомерным, способным сжиматься и расширяться. В отличие от линейного времени физического мира художественное время может возвращаться вспять и забегать вперед. Вымышленные литературные герои (Наташа Ростова, Печорин, Евгений Онегин) сейчас для нас более реальны, чем действительно жившие когда-то, но бесследно исчезнувшие люди. Изображая вполне конкретные явления и совершенно индивидуальные характеры, помещая их в определенное время и пространство, искусство творит из этого «материала» свой художественный м и ф о мире , потому что воплощает в нем авторскую концепцию бытия («законы вечности»), представления художника о фундаментальных связях человека, природы и общества, о смысле человеческого существования.


а) Содержание искусства беспредельно, оно охватывает всю действительность: жизнь природы, общества и отдельного человека, исторические процессы и тончайшие проявления душевной жизни личности, прошлое, настоящее и будущее. Но искусство (в отличие, например, от науки) осваивает мир какчеловеческуюценность . Гармония или хаос мироустройства выступают в искусстве высшими критериями человеческого счастья или несчастья, сама плоть образного мира (картины природы, события, даже отдельные предметы и детали) наполнена «человеческим смыслом», прямо или косвенно выражает духовную жизнь человека или устремлена к обогащению и изменению духовного мира личности.

б) Поэтому главным предметом искусства , его основным объектом выступает человек как носитель духовного начала. Искусство потому и называют человековедением, что оно представляет собой наиболее совершенный «инструмент» постижения жизни ума и сердца человека, всего спектра его духовных отношений с миром. Не случайно центральное место в искусстве занимает образ человека. Но и иные образы искусства «человекоцентричны»: таковы, например, образы наделенных разумом и чувством животных или одухотворенные, заражающие определенным настроением образы природы.

в) Своеобразие предмета искусства определило и специфику формы , в которой осуществляется освоение действительности искусством.

Формы, выработанные любым видом общественного сознания, предназначены для обобщения, постижения и выражения сущности явлений. В искусстве ту же функцию выполняет художественный образ. Но в формах, присущих другим видам общественного сознания, обобщение достигается путем абстрагирования от конкретных черт и признаков обобщаемых явлений. В художественном же образе постижение эстетической сущности явлений и ее выражение осуществляется с сохранением конкретно-чувственного, индивидуального характера объекта. Это объясняется тем, что эстетическое освоение возможно при проникновении в конкретное, через конкретное. Только конкретность выражения истины дает возможность читателю живо представить ее, испытать эстетическую эмоцию, дать эстетическую оценку явлению, воплощенному в образе.

4. Специфика искусства проявляется также в своеобразии его связей с действительностью. Назначение искусства Н. Г. Чернышевский видел в следующем: «Воспроизведение жизни - общий, характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и другое значение - объяснение жизни; часто имеют они и значение приговора о явлениях жизни». Современная эстетика закрепляет эти положения Чернышевского, когда рассматривает искусство как синтез следующих видов человеческой деятельности: познавательной (гносеологической), оценочной (аксиологической), моделирующей (созидательной), знаковой (семиотической) и коммуникативной. Взаимосвязь всех этих видов деятельности в создании произведения искусства можно наглядно представить по схеме М. С. Кагана.

Наряду с наукой и религией искусство также представляет собой форму осознания окружающего мира, восприятия и воспроизведения реальной действительности. Как и наука, искусство - творческая деятельность, но его духовный продукт - художественное произведение. В способе познания и освоения действительности искусство коренным образом отличается от науки. Результат художественного творчества - не истина с ее доказательствами, а живые картины действительности. И они не зеркало, а плод фантазии автора. Художник может изобразить на картине предметы и их отношения с реальным миром, а может изобразить их в фантастическом ракурсе, нереальном виде. Если ученый связан опытными данными и логикой теории, то художник свободен в полете своей творческой фантазии, в выборе сюжетов и идей, в способе их изображения.

Наука и искусство отличаются и по главному «инструменту» освоения действительности: наука оперирует понятиями, а искусство - художественными образами. Художественный образ - альфа и омега искусства. Что это такое? Какими качествами обладает художественный образ? Обратимся к известному образу Митрофана из комедии Д. Фонвизина «Недоросль». Мы вспоминаем его и видим (чувствуем) как живого человека, слышим (чувствуем), как он бубнит: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Иными словами, Митрофан предстает перед нами в конкретно-чувственной форме. В этом и состоит особенность искусства: оно изображает явление, человека, вещь в конкретно-чувственной форме. Мы постигаем искусство не только умом, но и органами чувств.

Образное мышление используется и в науке: вспомним модель солнечной системы или резерфордовскую модель атома. Но научные модели оцениваются по шкале «истинно - не истинно».

Художественный образ и художественное произведение оценивают по принципиально иному критерию: насколько они совершенны с точки зрения идеала прекрасного, эстетического идеала. Прекрасное воздействует на человека через созерцание, то есть восприятие органами чувств; прекрасное возбуждает в человеке восхищение, волнение, душевный подъем. Трудно оторваться от созерцания Джоконды или архитектурного совершенства в храме Спаса-на-Нерли или от чтения интересной книги. В утверждении идеала прекрасного, высокого и благородного - одна из социальных функций искусства. Искусство делает нашу жизнь более содержательной, украшает ее прекрасным.

Действительно, в искусстве создано немало образов, вызывающих отвращение. Что привлекательного можно найти, например, в образе Иудушки Головлева из романа М. Салтыкова-Щедрина? Прекрасны в искусстве не образы, сюжеты или идеи, а их изображение. Писатель прекрасно изобразил тип лицемера и негодяя. Мы восхищаемся не Иудушкой (его мы презираем), а тем, как тонко, глубоко, выпукло, как картинно и красочно выписан этот тип. Бодлер прекрасно изобразил падаль, Тулуз-Лотрек - обжору, а Босх - страх. Прекрасное - синоним художественности. Сюжеты становятся

прекрасными произведениями благодаря их художественной форме , которая преодолевает негативное жизненное содержание и заставляет зрителя или читателя, завороженных изображением, постоянно возвращаться к истории Головлевых и села Степанчикова так же, как к картинам мастеров. В жизни читатель избегает общаться с лицемером и негодяем, а зритель - смотреть на падаль, обжору или лица, искаженные страхом. Произведение заражает зрителя, читателя, слушателя теми чувствами, которые вложил в него автор. В подобной способности искусства - зажечь пламя самых сильных и бурных чувств - состоит его главная социальная функция. Можно сказать, что религия наполовину обязана своему успеху в обществе силе искусства мастеров, украшавших храмы. Тысячи картин на библейские сюжеты в церквах и монастырях силой своего художественного воздействия заражали верующих глубоким религиозным чувством, где любовь к Богу усиливало чувство восхищения прекрасным.

В чем секрет художественной формы, которая так искусно преображает действительность?

Тайну прекрасного пытались разгадать еще в Древней Греции Платон и Аристотель. Конечно, они исходили из практики античного искусства, где идеал составляли физическое совершенство и героический дух. В древнегреческом искусстве нет отрицательных героев. Если античные персонажи совершают отрицательные поступки, то не по своей злой воле, а в силу рока, предопределенности - от них никуда не уйти. Поэтому и Платон, и Аристотель в первую очередь выдвигают такие формальные признаки прекрасного, как гармония, мера, соразмерность, порядок (в пространстве), определенность. Платон считал, что сам вид физического совершенства вызывает волнующее побуждение, чувственную тягу, любование предметом искусства. Подобное любование не связано ни с какими соображениями выгоды или пользы: это духовное, бескорыстное чувство.

Облегчающее, очищающее и облагораживающее воздействие художественного произведения на человека древние греки называли катарсисом. Аристотель определил смысл катарсиса применительно к греческой трагедии: зритель, посмотревший ее, испытал удовлетворение и очищение духа, очищение чувств благодаря пережитому страху за героев и состраданию им. Но вот что на первый взгляд странно. Мы наблюдаем на сцене убийства, смертельные поединки, катастрофы, предательства и т. д. - и этим удовлетворены? На такой вопрос нет окончательного ответа. Почему? Изложу одну версию. Для переживания катарсиса очень важно ощущение зрителем собственной безопасности. С одной стороны, он как бы находится на сцене вместе с героем или даже вместо него, а с другой - понимает, что перед ним - художественный вымысел: одновременное ощущение себя и участником действия, и зрителем рождает сопереживание, вызывающее катарсис.

Но тогда возникает другой вопрос: есть ли красота в действительности и какое отношение она имеет к искусству? Существует она объективно, или красота - дело вкуса и субъективного мнения каждого? Иными словами, вещь считается красивой потому, что я считаю ее красивой, или я считаю ее красивой потому, что она действительно красива? Если красота существует объективно, если она присуща самим вещам и явлениям, то ее одинаково должны воспринимать все люди или, по крайней мере, большинство. Древние полагали, что прекрасное - объективное свойство природы, что существует некая «красота в себе» как идеал, к которому должны стремиться художники, создавая свои произведения.

Действительно, природа красива, она может быть лирически красивой, когда «отдыхает глаз», или обладать величественной красотой; она красива на суровом Севере и в пальмовых рощах Юга. Но ее красоту мы не объясним разумом, мы можем только чувствовать и понимать ее. Конечно, у каждого есть свой любимый уголок, пейзаж, ландшафт, но это говорит лишь о том, что в чувствовании красоты есть большой элемент субъективности, зависящий от воспитания. Однако при всех различиях восприятия люди четко отличают красивое от безобразного.

Но если искусство просто воспроизведет красоту, скопирует ее, сфотографирует, то результатом будет, как говорил великий испанский живописец Гойя, «ложь и ослепление». Получившееся будет красивым, но не будет искусством, чем-то художественным. Мастер-ремесленник по всем канонам ремесла до мельчайших подробностей зарисует пейзаж или жанровую сценку, и такую картину приятно повесить в жилой комнате - как образец бытовой или салонной живописи. По канонам ремесла изготовляют вещи и в других жанрах искусства: в литературе, музыке и т. д. Копия действительности, фотография действительности всегда мертва, в ней нет жизни, которая есть у действительности.

Настоящее искусство не отражает, а преображает действительность в художественных образах и формах. Художник по своим, одному ему известным, принципам отбирает, концентрирует и располагает материал действительности в соответствии со своим замыслом.

Можно ли себе представить, чтобы одинаковые произведения написали два художника? Вопрос риторический, ответ на него заранее ясен. А между тем, в литературе насчитывают всего несколько десятков основных сюжетов. Но художник вкладывает в произведение свою индивидуальность, свою манеру изложения, свое настроение. Вспомните стихотворение М.Лермонтова «Парус». Присутствие автора кажется здесь осязаемым. Все средства художественной выразительности мобилизованы на то, чтобы сказать о наболевшем и чтобы его услышали другие. Как этого достигает художник - тайна за семью печатями даже для него самого. Обратите внимание на то, что подобные стихи невозможно изложить прозой и, мало того, нельзя истолковать однозначно. Их смысл многозначен, они говорят гораздо больше, чем выражено словами. Такая многозначность, скрытый, прямо не выраженный словесно смысл - признак подлинного художественного произведения. И «Парус» Лермонтова - образ паруса! - читатель воспринимает как существующий более реально , чем парус, который можно увидеть, стоя на берегу моря. Читатель знает о лермонтовском парусе гораздо больше, чем о том, что действительно мелькнул на горизонте. Художественный образ зачастую более реален, чем сама натура, реальная жизнь. Герои художественных произведений не раз становились образцом для подражания. Л. Толстой заметил о тургеневских портретах женщин: «Может быть, таких, как он писал, и не было, но, когда он написал их, они появились».

Автор «Паруса» аксиоматически завершает последнюю строфу: «А он, мятежный, ищет бури, как будто в бурях есть покой!» И мы верим, что парус действительно ищет бури, хотя о нем самом мы знаем только одно - что он белеет в тумане моря. Поэтический гений убедил нас без всяких доказательств в правде своего заключительного утверждения. Правда искусства не требует доказательств.

Вопрос

Почему спортивное соревнование иногда бывает интереснее, чем детективный сериал?