Основные темы романа обломов разбить на части. Сочинение на тему Особенности композиции романа «Обломов

Сюжет и композиция. Сам автор охарактеризовал особенность построения «Обломова». 1 часть он называет «увертюрой всего рома­на», своеобразным «прологом» к основной части, где разворачивается сюжетное движение: это «поэма любви», составляющая 2 и 3 части произведения. Только с признанием Обломова в любви к Ольге воз­никает романное действие. Именно здесь выявляется авторская по­зиция по отношению к герою и уточняется смысл понятия «обломов­щина». Итог «поэмы любви», а вместе с ней и итог жизни главного героя, подводится в заключительной 4 части романа.

Таким образом, сюжетную основу произведения составляет исто­рия любви дворянского интеллигента, помещика Обломова к де­вушке цельного и одухотворенного характера Ольге Ильинской. Именно в любовной интриге сходятся все идейные линии романа, она составляет его идейно-композиционный центр. В драматиче­ском действии показан подлинный характер главного героя, кото­рый разительно отличается от того, который мы видим в 1 части.

Такое значение любовной интриги в романе определяется писа­тельской концепцией, согласно которой «любовь, с силою архимедо­ва рычага, движет миром». Писатель считал, что это главное нача­ло бытия. Человек, по мнению Гончарова, может раскрываться, показывать свою сущность только пройдя «школу любви». Все герои романа проходят эту школу. Даже Штольц, натура непоэтическая, приземленная, получив согласие Ольги, восклицает: «Вот оно, по­следнее счастье человека!»

Можно сказать, что «Обломов» — роман не просто с любовным сю­жетом. Это — роман о разных формах любви, проявляющихся в судь­бах людей, во многом противоположных друг другу. Они отражаются в разных семейных укладах: семьях Обломова и Пшеницыной, Штоль­ца и Ольги. Как и сами герои, жизнь этих семей изображается в соот­ветствии с принципом антитезы, играющим важнейшую идейно­композиционную роль в романе. Во внешне счастливой, гармоничной семье Штольца и Ольги, основанной на любви и взаимоуважении, от­сутствует главное — в ней нет устремленности к идеалу, общезначи­мой цели, эта семья как бы замкнута в самой себе. Вот почему Ольга в своей семейной жизни повторяет путь духовной неудовлетворенно­сти Обломова, которой нет у Штольца. Антиподом семьи Штольца и Ольги является другой семейный союз — Обломова и Пшеницыной. Но и здесь автор не находит ту «норму», которую мечтает видеть. Умозрительности семьи Штольца противопоставляется нарочитая приземленность семьи Обломова и Агафьи Матвеевны, а потому и здесь нет искомой гармонии ума и сердца.

Смерть Обломова — это приговор тому, что связано в его характе­ре с «обломовщиной», зато светлые стороны его натуры продолжают­ся в судьбах любивших его. Оказывается, что он не только губит себя своей апатией, бездеятельностью, но и внушает редкую любовь, ко­торая меняет человека. Рядом с ним расцвела Ольга, и даже в счаст­ливой семье со Штольцем она все чаще вспоминает Обломова. Обло­мов открыл человеческий смысл и свет, вдохнул душу в ранее почти автоматическое существование Агафьи Матвеевны. Недаром после смерти Обломова возникает неожиданное сближение этих двух столь несхожих героинь. Так оказывается, что слабый, пассивный Обломов обладал талантом доброты, который превращал его в натуру, ак­тивно воздействующую на других, пробуждающую в них все луч­шее, доброе, высокое. Но такой человек обречен в современном ми­ре. «Между идеалом и действительностью лежит … бездна, через которую еще не найден мост, да едва и построится когда», — кон­статировал Гончаров, и это противоречие выводит главную пробле­му романа далеко за пределы изображенной в нем эпохи.

Если хочешь, чтобы у тебя было
мало времени, ничего не делай.
А. Чехов

Термин «композиция» часто подменяют синонимическими словами «структура», «архитектоника», «конструкция» и нередко отождествляют с сюжетом и фабулой. Честно говоря, композиция не имеет однозначного толкования, под композицией иногда понимают чисто внешнюю организацию произведения (деление на главы, части, явления, акты, строфы и т. п.

- «внешняя композиция»); иногда же ее рассматривают как его внутреннюю основу («внутренняя композиция»).

Разница между художественно интересными и развлекательно-занимательными произведениями находит свое выражение в ряде специфических особенностей их композиции. В первом случае увлекательность сюжета достигается психологическими средствами, путем углубления характеров и идейного заострения произведения; в этом случае обстоятельства не утаиваются, а, напротив, раскрываются читателю с самого начала. Во втором случае сюжет строится по принципу изображения сложного сплетения внешних обстоятельств (интрига), запутанного происшествия, тайны и разгадки. Что же такое художественное произведение - учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства? Для выяснения смысловой роли композиции романа «Обломов « нужно составить опорную схему. Первая и четвертая части романа - его опора, почва. Взлет во второй и третьей частях - кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову. Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, то есть сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона. Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая. История любви - лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич? Стремление «к точке покоя» - так выстраивается композиция романа. Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение - это «чудо искусства«, это особый мир, живущий по своим, художественным законам. Одним из главных законов компрзиции является отчетливая мотивированность всех действий, поведения и переживаний персонажей. Именно она, по словам Чернышевского, дает писателю возможность «безукоризненно группировать фигуры», т. е. самой группировкой персонажей отразить жизненную правду.

Первая часть романа посвящена одному обычному дню героя, который проводит его, не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. Но главное даже не это, а то, что в первой части Гончаров проводит мимо обломовского дивана множество разных людей, создает структурный фон, своеобразную аранжировку, которая задаст общий тон всему роману. В четвертой части будет звучать похожая интонация, но тише, угасая. Это спиралевидная или кольцевая композиция (игра на уровне художественного времени), которая обладает самостоятельной содержательностью, ее средства и приемы преображают и углубляют смысл изображенного.

Композиция отличается от сюжета и фабулы. Она обусловливается материалом, объектом изображения, мировоззрением писателя, его видением мира, конкретной идеей, лежащей в основе произведения, и жанровыми задачами, поставленными автором. Казалось бы, в романе почти ничего не происходит, но композиционная структура захватывает с первых строк, когда Обломов прячется в чулане, укрываясь от вторжения внешней жизни.

Экспозиция первой главы при инертности главного героя все равно стремительна - жизнь врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры. Обломов не может заставить себя вчитаться в письмо, оттягивает поиски новой квартиры, но мысли об этом постоянно отравляют ему существование. «Трогает жизнь, везде достает», - сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и советом к своим гостям. Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, нет в них и ни малейшего сходства с Обломовым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь появляется и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломова Тарантьев, и безликий Алексеев.

Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? Да затем лишь, что, во-первых, хочет противопоставить Обломову энергию внешней жизни, а во-вторых, показать пустяшность этой светской суеты. Таким образом, композиция приобретает и некий «закулисный» кадр, подтекст, в котором социальная обличительность выражена достаточно ясно.

Композиция - это определенная последовательность изложения частей произведения, принятая автором. Какое же значение она в себе несет? Уже само слово «композиция» мы сможем связать с понятием «позиция автора». Значит, композиция выражает позицию Гончарова в романе и помогает автору при раскрытии главной идеи.
Важную роль в произведении играет «сон Обломова». Это частичка далекого детства, прошлого Обломова, врезающаяся в настоящее, приходящая, как сон. Эта глава дает понять читателю, откуда пришел Обломов, и, может быть, предугадывает будущее. Гончаров в «сне Обломова» рисует картину райской, размеренной жизни целой деревни, где никто не привык трудиться, а маленького Илью стараются подольше беречь от работы и от учения. Мы понимаем, что Илья Ильич в детстве был живым, бойким мальчиком, но его способностям помешала развиться среда, окружавшая его.
Сном Обломова заканчивается первая часть романа. Герой просыпается и обнаруживает у себя Штольца - героя своего сна, своего лучшего друга еще с детства, искренне любившего Илью.
С приездом Штольца резко нарушается привычный для Обломова ход вещей. Друзья едут к Ольге Ильинской, и вскоре Обломов влюбляется в нее. Далее все события развиваются естественно, автор не забегает вперед и не возвращается к прошлому. Но такой ход событий, то есть развитие романа Ольги и Обломова, заканчивается разрывом отношений между этими героями. Это - кульминация романа; в этот момент Ольга понимает, что не может больше оставаться с Ильей. Ей не удалось расшевелить его, оживить - видно, заложенного в детстве изменить в герое нельзя.
Заканчивается яркая полоса в жизни Обломова. Он переезжает на Выборгскую сторону и продолжает старую жизнь. Хозяйка его квартиры, Агафья Пшеницына, становится женой Ильи Обломова. Но вскоре герой умирает. Роман начинается и заканчивается сном Ильи Ильича.
В начале произведения - это сон о прошлом, «весточка» из детства. А теперь тот вечный сон Обломова. Но несмотря на внешнее спокойствие тела и души, Обломов был живым, он был способен любить - и любил. В середине произведения, во время романа с Ольгой, Обломов жил полноценной жизнью, он почти стряхнул с себя привычный сон. Но именно из-за того, что герой не смог расстаться со своей обломовщиной, закончился его роман с Ильинской.
Итак, роман можно разделить на смысловые части: с начала до встречи с Ольгой, от влюбленности в Ольгу до расставания с ней и от переезда на Выборгскую сторону до конца романа. Композиция зеркальна: она начинается и заканчивается сном главного героя. Кульминацией является расставание с Ольгой.
В самом конце произведения Гончаров прибегает к «рамочной» конструкции: Штольц и его знакомый писатель - очевидно, сам Гончаров - встречают нищего слугу Ильи Ильича, Захара. Он рассказывает им, что довело его до нищеты; а сам Штольц рассказывает писателю «все, что здесь написано». Наверное, таким приемом «повторения истории по кругу», то есть перехода от конца романа к началу, автор хотел показать, что со смертью Обломова обломовщина не исчезла. История героя романа повторится еще много раз, он - вечный образ не только литературы, но и нашей реальной жизни.

Особенности композиции романа. Термин «композиция» часто подменяют синонимическими словами «структура», «архитектоника», «конструкция» и не­редко отождествляют с сюжетом и фабулой. Честно говоря, композиция не имеет однозначного толкования, под компози­цией иногда понимают чисто внешнюю организацию произве­дения (деление на главы, части, явления, акты, строфы и т. п. - «внешняя композиция»); иногда же ее рассматривают как его внутреннюю основу («внутренняя композиция»).

Разница между художественно интересными и развлека­тельно-занимательными произведениями находит свое выра­жение в ряде специфических особенностей их композиции. В первом случае увлекательность сюжета достигается психоло­гическими средствами, путем углубления характеров и идей­ного заострения произведения; в этом случае обстоятельства не утаиваются, а, напротив, раскрываются читателю с самого начала. Во втором случае сюжет строится по принципу изобра­жения сложного сплетения внешних обстоятельств (интрига), запутанного происшествия, тайны и разгадки. Что же такое художественное произведение - учебник жизни, слепок с на­туры или чудо искусства? Для выяснения смысловой роли композиции романа « Обломов « нужно составить опорную схе­му. Первая и четвертая части романа - его опора, почва. Взлет во второй и третьей частях - кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову. Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, то есть со­поставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторо­на. Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая. История любви - лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гон­чаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написа­но«. Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А мо­жет, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич? Стремление «к точке покоя» - так выстраивает­ся композиция романа. Таким образом, уже достаточно дока­зательств, что художественное произведение - это «чудо искусства «, это особый мир, живущий по своим, художествен­ным законам. Одним из главных законов композиции являет­ся отчетливая мотивированность всех действий, поведения и переживаний персонажей. Именно она, по словам Чернышев­ского, дает писателю возможность «безукоризненно группи­ровать фигуры», т. е. самой группировкой персонажей отразить жизненную правду.

Первая часть романа посвящена одному обычному дню ге­роя, который проводит его, не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстанов­ку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и за­пустения. Но главное даже не это, а то, что в первой части Гончаров проводит мимо обломовского дивана множество раз­ных людей, создает структурный фон, своеобразную аранжи­ровку, которая задаст общий тон всему роману. В четвертой части будет звучать похожая интонация, но тише, угасая. Это спиралевидная или кольцевая композиция (игра на уровне ху­дожественного времени), которая обладает самостоятельной содержательностью, ее средства и приемы преображают и уг­лубляют смысл изображенного.

Композиция отличается от сюжета и фабулы. Она обуслов­ливается материалом, объектом изображения, мировоззрени­ем писателя, его видением мира, конкретной идеей, лежащей в основе произведения, и жанровыми задачами, поставленны­ми автором. Казалось бы, в романе почти ничего не происхо­дит, но композиционная структура захватывает с первых строк, когда Обломов прячется в чулане, укрываясь от вторже­ния внешней жизни.

Экспозиция первой главы при инертности главного героя все равно стремительна - жизнь врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры. Обломов не мо­жет заставить себя вчитаться в письмо, оттягивает поиски но­вой квартиры, но мысли об этом постоянно отравляют ему существование. «Трогает жизнь, везде достает», - сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и советом к сво­им гостям. Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, нет в них и ни малейшего сходства с Обломо­вым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь появля­ется и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломова Тарантьев, и безликий Алексеев.

Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических геро­ев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовско­го дивана? Да затем лишь, что, во-первых, хочет противопоставить Обломову энергию внешней жизни, а во-вторых, показать пустяшность этой светской суеты. Таким образом, композиция приобретает и некий «закулисный» кадр, подтекст, в котором социальная обличительность выра­жена достаточно ясно.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока: Показать условия, порождающие лень и апатию человека на примере главного героя, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу; развитие аналитических способностей учащихся, нравственное воспитание учащихся

3 слайд

Описание слайда:

Замысел романа возник в 1847 году. Роман был напечатан в 1859 году. Главная тема- судьба поколения, ищущего место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь. В первой части романа мало действия. Начинается с описания главного героя, который лежит в постели в своей квартире. Проживает по улице Гороховой на одной из центральных улиц. Для правки структуры щелкните мышью Второй уровень структуры Третий уровень структуры Четвёртый уровень структуры Пятый уровень структуры Шестой уровень структуры Седьмой уровень структуры Восьмой уровень структуры Девятый уровень структурыОбразец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень

4 слайд

Описание слайда:

Образ Обломова Главному герою 32 года, среднего роста приятной наружности с тёмно-серыми глазами. Его любимая вещь – халат, который имел несколько достоинств: мягок; тело не чувствовало его на себе. В комнате стояло бюро красного дерева, 2 дивана, обитые шёлковой материей, красивые ширмы с вышитыми небывшими в природе птицами и плодами.

5 слайд

Описание слайда:

На что обращает внимание писатель при описании комнаты Ильи Ильича Обломова? Ковры, но в пятнах, на диване лежит забытое полотенце. На столе стояла не убранная со вчерашнего ужина тарелка с солянкой и обглоданной косточкой. Зеркала покрыты пылью и вместо того чтобы отражать предметы, они могли служить для записывания каких-то заметок.

6 слайд

Описание слайда:

Сон Обломова Во сне перед нами предстаёт Обломовка и её жители. Семья Обломовых любила собираться на кухне, после обеда спали. Отец читал изредка, считал это роскошью. Писателей считал гуляками, пьяницами. Всем семейством решали, что будут готовить на обед или ужин, какой соус будут подавать. Они думали лишь о том, чем накормить, напоить ребёнка. Насчёт денег были скаредными, рано ложились, чтобы не тратить свечей. Илью не заставляли трудиться, жизнь их текла вяло.

7 слайд

Описание слайда:

Привлекательные черты Обломова: мягкость, простота, великодушие, доброта. Слабости: апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни. Символы: большой диван, удобный халат, мягкие туфли.

8 слайд

Описание слайда:

Обломов вошёл в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображённых Гоголем. В нём нет деспотизма, наоборот, он кроток и благодарен. Писатель с симпатией относится к герою, но в то же время осуждает, разоблачает его, выносит приговор обломовщине.

9 слайд

Описание слайда:

Захар, его слуга, под стать своему хозяину. Лежит в другой комнате и ничего не делает. Если от него требовали сметания пыли и мытья полов, он начинал доказывать о необходимости громадной возни в доме, тогда всё это приводило в ужас самого барина. Вставка рисунка

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Обломов и Ольга Штольц Андрей был репетитором в пансионе. Окончив университет, едет в Петербург делать карьеру. Ему за 30, служил, вышел в отставку, занялся своими делами, нажил денег и дом. Настойчив в достижении цели. Штольц знакомит Илью с Ольгой Сергеевной Ильинской. Для правки структуры щелкните мышью Второй уровень структуры Третий уровень структуры Четвёртый уровень структуры Пятый уровень структуры Шестой уровень структуры Седьмой уровень структуры Восьмой уровень структуры Девятый уровень структурыОбразец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень

12 слайд

Описание слайда:

В 3 и 5 гл. второй части завязывается узел события- знакомство Обломова с Ольгой. Чувство Ильи к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены 11-12 главы 3 части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова. Для правки структуры щелкните мышью Второй уровень структуры Третий уровень структуры Четвёртый уровень структуры Пятый уровень структуры Шестой уровень структуры Седьмой уровень структуры Восьмой уровень структуры Девятый уровень структурыОбразец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень

13 слайд

Описание слайда:

В 4 части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Женившись на Пшеницыной, опускается ещё больше, погружается в спячку, а затем гибнет физически. Как жил он незаметно, так и умер.