Описание внешности героев. Как описывать персонажа Мнение других персонажей

Инструкция

Характеристика героев может быть двух видов: индивидуальная и сравнительная. Если вам нужно составить индивидуальную характеристику героя, начните с описания исторической эпохи, о которой идет речь в произведении. Это имеет важное значение, так как позволяет объяснить многие поступки героя. Расскажите о социальном положении героя. Опишите среду, в которой он воспитывался и в которой формировался его характер. Например, Евгений Онегин рос в среде светского общества, что отразилось на его характере, образе жизни, отношении к женщинам. Вы знаете, что ему наскучила светская жизнь, надоели красавицы из высшего общества, пустое . Поэтому он увлекся Татьяной Лариной, так не похожей на них.

Подробно опишите в характеристике героя, одежду, внешний вид, манеру поведения. Обычно манеры или какие-то необычные черты во внешности героя являются средством раскрытия характера. Например, Михаил Юрьевич Лермонтов в "Герой " подчеркивает во внешности Печорина противоречия: стройный, тонкий стан и широкие плечи, что доказывало крепкое сложение. Это помогает нам понять поступки героя, тоже противоречивые, неоднозначные.

Поступки героя, безусловно, необходимо описать в характеристике. Например, Печорин во время вздрагивал от шума ставен, но не боялся ходить на кабана. Особенности речи героя - важная составляющая характеристики героя. Так, любезно-сентиментальное отношение Манилова, героя произведения Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души", раскрывается в его речи: "Я бы с радостью отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы".

Составляя характеристику героя, обратите внимание на мировоззрение персонажа, круг его интересов. Например, Пьер Безухов в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" является ищущим свой жизненный путь человеком. Автор описывает его поиски и душевные кризисы. Пьер проходит путь от увлеченности идеями Наполеона до осознания того, что народ является движущей силой истории. Образ Пьера показан в развитии. Если вы составляете характеристику этого героя, обязательно опишите его поиски жизненного пути.

Можно также отметить отношение автора к своему герою, если это просматривается в произведении. Например, если вы составляете характеристику Татьяны Лариной, героини романа Пушкина "Евгений Онегин", отметьте доброе, искреннее, бережное отношение к ней автора. "Татьяна, милая Татьяна...", - пишет А.С. Пушкин.

Сравнительная характеристика позволяет нам понять героя через сопоставление. Например, характеризовать Жилина, героя произведения Льва Николаевича Толстого "Кавказский пленник", необходимо через сопоставление с другим героем, Костылиным. Это позволит вам глубже осмыслить поступки героя и отразить в характеристике. В заключении характеристики вы можете написать и свое отношение к герою.

Источники:

  • Характеристика литературного героя

Характеристика героя - достаточно распространенная форма проверки понимания текста или темы в целом. Такое задание вы можете получить на занятиях по литературе, литературному и лингвистическому анализам, а также на занятиях по иностранным языкам.

Инструкция

Охарактеризовать можно только такого героя, которого хорошо знаешь. Поэтому вам нужно в первую очередь как можно подробнее ознакомиться с содержанием того художественного произведения, по которому вам задали задание. Вам нужно разобраться с деталями и попытаться понять подтекст этого произведения. Также нельзя характеризовать героя в отрыве от других героев: все они тесно связаны и влияют друг на друга по мере развития сюжета.

Характеристику героя подчас не нужно выискивать в подтексте. В тексте присутствуют так называемые прямые характеристики: то, как отзывается о своем герое автор, как описывает его, и то, как отзываются о нём другие герои. Всё это нужно учитывать, когда дается персонажа. Ваш ответ по герою - это не просто ваши личные впечатления и выводы.

Сложнее найти в тексте и описать в связном тексте косвенные характеристики. Это - те выводы, которые может сделать достаточно читатель, ознакомившись с поступками героя и его . Здесь уже нужно более глубокое понимание . Никто уже не скажет: этот - красивый, этот - вежливый, а тот - груб с женщинами. Вам придется искать всё это самим и облекать в , подбирая наиболее подходящие эпитеты и развернутые характеристики.

Можно и выходить за рамки анализа какого-то одного произведения. Проследите развитие порученного вами образа в веках: может быть, по этой книги были сняты фильмы или мультфильмы, может быть, этот же персонаж появлялся в других литературных произведениях. Конечно, это более глубокий анализ персонажа, более глубокое понимание произведения, и выполнение такой работы требует времени и старания, но и характеристика в конечном итоге получится более полной.

Видео по теме

Характеристика героя подразумевает составление как можно более полного его описания. Задача автора характеристики – систематизировать и обобщить информацию о герое, сделать из нее выводы. Такая работа покажет не только аналитические способности, а также мыслительные и речевые навыки пишущего.

Вам понадобится

  • - произведение, героя которого описываете;
  • - критическая литература о произведении;
  • - информация о постановках по данному произведению и иллюстрациях к нему.

Инструкция

Начните характеристику с того, как в произведении читатели знакомятся с героем. В каких условиях он появляется, какое создается впечатление при знакомстве с ним и какими художественными приемами пользуется при этом автор. Хорошим вступлением будет информация о прототипе героя, о том, как автору

В рамках блога «Литературная мастерская» я стараюсь уделять большое внимание тонкостям работы над главными героями, потому что именно пресловутые ГГ в поделках начинающих авторов чаще всего получаются наименее вразумительными. Косвенно этот аспект писательского мастерства уже затрагивался в нескольких статьях, в том числе и в записи «», которую я рекомендую обязательно прочитать. Полагаю, вы также всецело прониклись идеей важности грамотной прорисовки персонажей в литературном произведении. Не повредит лишний раз заметить, что яркие и колоритные герои способны вытянуть практически любой, даже самый слабейший сюжет, в то время как картонные персонажи никогда не были любимы ни читателями, ни уж тем более критиками. Сегодняшняя публикация посвящена тем нюансам работы над героями, которые по каким-то причинам не были упомянуты в предыдущих статьях. Здесь я постараюсь восполнить информационные пробелы и сформировать у вас целостную картину работы над персонажами художественных произведений.

Важные аспекты работы над персонажем

Итак, эта публикация будет оформлена в виде перечня – я представляю его как небольшую шпаргалку, задача которой — сакцентировать внимание автора на определенных моментах, важных при работе над литературными героями. Здесь вы встретите и хорошо знакомые, общеизвестные пункты и кое-что новенькое. Начинаем.

Описание внешности

Зачастую это то самое, с чего начинается представление героя. Безусловно, внешность является весомым слагаемым образа, и ее нельзя недооценивать. Удачно расставленные акценты и запоминающиеся детали внешности способны здорово активизировать читательскую фантазию, оживить образ героя. И если для главного действующего лица (в силу серьезного внимания к его мотивации и внутреннему миру) внешность порою не столь важна, то для второстепенных персонажей верно расставленные маркеры являются жизненно необходимым условием, особенно если мир произведения густо населен.

Однако хочу предостеречь вас от крайностей в описаниях внешности. Некоторые авторы настолько увлекаются портретами своих героев, что выходят за всякие разумные рамки. Я, например, считаю, что описание внешности на полстраницы – уже перебор. Хотя лет сто назад такие портретные зарисовки были очень даже в ходу у наших классиков. Но времена меняются. Современный писатель должен уметь вычленять главное: те характерные элементы, которые выделяют персонаж из толпы, идентифицируют его в массиве других образов (шаркающую походку, бурную жестикуляцию, необычную прическу или деталь одежды.) Поэтому вряд ли кого-то заинтересует цвет носков вашего героя, если, конечно, они по какой-то причине не окажутся разными, и тогда уже станут заметной деталью, его отличием от других персонажей.

В общем, в качестве резюме этого блока отмечу: главная цель описания внешности – это создание у читателя набора маркеров, благодаря которым он сможет в дальнейшем идентифицировать героя по ходу сюжета.

Поступки

Чрезвычайно важный элемент, при помощи которого автор раскрывает характер героя. Близко к истине утверждение: нет поступков – нет характера . Хотя допускаю, что по отсутствию действий тоже можно судить о характере, но вопрос в том, будет ли интересно о таком герое читать? Полагаю, что нет. Таким образом, важно усвоить, что главный герой по ходу сюжета просто обязан совершать поступки – и не важно, окажутся они правильными или ошибочными, гуманными или бесчеловечными. На основании каждого из них мы сможем судить о герое: сопереживать ему, либо осуждать. Все, конечно, зависит от целей автора.

Вам может показаться, что сейчас я говорю какими-то прописными истинами, и все это уже давным-давно известно и без того понятно. Однако очень часто приходится наблюдать сюжеты, где главный герой почему-то не совершает никаких поступков. Да, он переживает приключения, на него нападают, его очень часто хотят убить, он борется, но вместе с тем не совершает поступков. Двигателем таких истории, по сути, являются внешние факторы, а не сам персонаж. Он же просто плывет по течению. Да, борется за свою несчастную жизнь. Но что в том удивительного, если всесильный автор эту жизнь ему сохранит в любом случае, как минимум до финала? Невелика честь. С таким же успехом герой мог всю книгу пролежать на диване: сам-то он никаких действий не совершает!

Таким образом, если вы хотите получить настоящего живого героя, которому хочется верить и сопереживать, он должен совершать поступки. Делать выбор, принимать решения и за свои решения отвечать. Герой должен действовать, а действия расскажут о его характера лучше любых оценок. Инициатором хотя бы части событий истории должен быть главный герой.

Мнение автора

Тонкая, чрезвычайно тонкая вещь на самом-то деле.

Обычно писатель выступает в качестве беспристрастного рассказчика. Эта роль всем привычна. Однако, рискнув привнести в повествование собственное мнение, писатель способен здорово встряхнуть сложившуюся ситуацию, какой бы обыденной и скучной она не была. Ведь кто, по сути, знает героев лучше автора, их придумавшего? Поэтому и мнение его на их счет будет чрезвычайно мощным ресурсом, и на данный момент довольно оригинальным способом раскрытия некоторых граней персонажа. Не обязательно давать какие-то длинные и многостраничные психологические характеристики, это ни к чему. Иногда достаточно одной фразы, чтобы обозначить наше отношение к поступку или поведению персонажа.

Конечно, все это должно быть продуманно, аккуратно и гармонично. Такой шаг можно заранее обыграть, указав рассказчика, к примеру, в качестве отдельного персонажа, которому уже тем более дозволено высказывать собственное мнение по любому поводу. Как видите, это довольно интересный и, главное, неизбитый прием, который при случае можно удачно использовать в своих произведениях.

Мнение других персонажей

Не открою Америки, если скажу, что определенное влияние на образ героя оказывают и мнения окружающих его персонажей. Например, если все они относятся к герою с почтением и уважением, мы понимаем, что для того есть некий весомый повод. А если окружающие пренебрегают его мнением, перебивают или просто не слушают, значит, герой не сумел добиться их доверия и уважения, либо умудрился где-то его растерять. Это тоже можно назвать важными деталями, помогающими выписать портрет персонажа.

Тут еще важно помнить, что в книге в принципе не может быть ситуации, когда все относятся к герою одинаково. Даже будь он в высшей степени гуманным и добрым, или наоборот – до омерзения жестоким и злым. Добрых будут ценить и любить, но всегда найдутся и те, кто будет завидовать, а также и третьи, кто увидят за внешними проявлениями доброты обыкновенную корысть. Со злыми и жестокими все то же самое: большинство будет бояться и сторониться их, но объявятся и подражатели, готовые идти за сильной личностью, не разбираясь в ее мотивах и намерениях. Все эти нюансы человеческих отношений нужно постараться вживить в полотно книги. Возможно, для наглядности даже потребуется нарисовать схему, обозначить на листке всех персонажей и характер отношений между ними.

Мысли героя

Не следует о них забывать. Через мысли героя проще всего раскрыть его мотивы, желания, мечты, а значит, и сам характер. Герой может размышлять, продумывать и строить планы, эмоционировать, и все это играет на руку нашему замыслу – изобразить персонажа как самого настоящего живого человека. Мысли и внутренний монолог героя – очень действенное орудие.

Также хочу обратить ваше внимание на довольно распространенный прием, когда автор вставляет мысли героя по ходу действия или диалога – зачастую с тем намерением, чтобы раскрыть смысл происходящего под другим углом. В этом случае герой может давать про себя самые неожиданные характеристики собеседнику или разворачивающимся событиям. И то, и другое, безусловно, раскрывают характер. Стоит отметить, что иногда при должном мастерстве автора подобный прием способен сделать самую скучную сцену незабываемой и искрометной. Так что рекомендую.

Речь героя

Речь персонажа тесно связана с его мыслями, однако, как мы уже отметили выше, не всегда является их явным воплощением. Тем интереснее для нас диссонанс, в котором герой говорит одно, а думает совершенно другое. В классических же случаях речь героя – это и воплощение его мыслей, и средство коммуникации с окружающим миром. Склонность к разговорам или их боязнь, речь уверенная или сбивчивая – все это яркие детали, помогающие в прорисовке характера. И, конечно же, их следует тщательно продумывать.

На этом, пожалуй, все. Вы познакомились с основными элементами работы над литературными героями и теперь можете смело применять их на практике. В чем вам и желаю успеха. Подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская». До скорых встреч!

«Описание внешности человека. Портрет в литературном произведении»

Цели урока:

Обучающие:

  • Дать понятие о портрете в литературном произведении, его видах, использовании в разных стилях;
  • развивать навыки монологической речи при описании внешности человека;
  • развивать умение составлять собственный текст-описание;
  • обогащать речь учащихся «портретной» лексикой, формировать у учащихся наблюдательность;
  • обратить внимание на роль изобразительно-выразительных средств языка при описании внешности человека.

Развивающие:

  • способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания;
  • развивать коммуникативные свойства речи;
  • развивать творческие способности;
  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать память и внимание учащихся.

Воспитательные:

  • привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет;
  • формировать культурологическую компетенцию в области литературы;
  • воспитывать внимание к окружающим людям, чувство прекрасного.

Здоровьесберегающие:

  • смена видов деятельности, физкультминутка.

Технологии:

  1. развивающего обучения;
  2. деятельностного подхода в обучении;
  3. личностно-ориентированного обучения.

Тип урока:

Урок развития речи.

Методы:

  • деятельный (процесс познания идет от учеников);
  • частично-поисковый;
  • проблемный (создание проблемной ситуации, которая помогла детям в открытии новых знаний);
  • практический.

Оборудование урока:

  • доска;
  • раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся.

  1. Работа с эпиграфом урока

… что есть красота,

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Н. Заболоцкий)

Как вы думаете, о чем эти строки?

Когда вы встречаете человека, на что в первую очередь вы обращаете внимание?

Всегда ли соответствует внешность характеру человека?

- «Сосуд, в котором пустота» – эта строчка говорит нам о том, что человек может быть прекрасным снаружи и «безобразным» внутри. И наоборот.

Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке?

  1. Фронтальная работа с классом

Ребята, а что такое литературный портрет?

Для чего словесный портрет вводится в художественное произведение?

Назовите основные элементы описания внешности. (Фигура, поза, лицо, глаза, волосы).

Итак, описание внешности используется писателем, как одно из средств характеристики героя.

  1. Викторина «Угадай героя»

Определите, о портретах каких героев идёт речь и ответьте на вопрос: «Какие элементы внешности использует автор при описании героя?»

  • «Что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это оказался настоящий тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом». (Дюймовочка, Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»)
  • «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира». (Снежная королева, Г.Х. Андерсен «Снежная королева»)
  • «У него было худое лицо, острые коленки, черные волосы и ярко-зеленые глаза. Он носил круглые очки, заклеенные скотчем и только благодаря этому не разваливающиеся. Единственное, что ему нравилось в собственной внешности – это тонкий шрам на лбу, напоминавший молнию». (Гарри Поттер, Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»)
  • «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья». (Герасим, И.С. Тургенев «Муму»)
  • «Что ж он видит? – Прекрасивых

Двух коней золотогривых

Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами». (Конёк-Горбунок, П. Ершов «Конёк-Горбунок»)

  • «Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело – отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты, какие носили мужчины в этой стране. Чучело имело забавный и вместе с тем добродушный вид». (Страшила, А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)
  1. Беседа с классом

Внешность – это первое, что мы видим в человеке. Наш народ очень наблюдателен. О внешности он создал множество пословиц и поговорок. Прочитайте пословицы и попробуйте их объяснить.

  • С лица воды не пить;
  • Молодец красив, а на душу крив;
  • Глазами и кос, да на душу прям;
  • Хорош, пригож, а дела – ни на грош;

Ребята, а какая самая выразительная деталь на лице? (Глаза).

Правильно, не даром существует пословица: «Глаза – зеркало души». Но не цвет и форма интересуют нас, а глубинная наполненность этих глаз, их выражение.

М.А. Шолохов писал в «Судьбе человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали не его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза.

  1. Физкультминутка

Раз – подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – ноги шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

  1. Лексическая работа

А сейчас проведём лексическую работу. Я зачитаю слова-определения глаз. Распределите эти слова в два столбика в зависимости от того, какие эмоции (положительные или отрицательные) они у вас вызывают.

Наглые, бегающие, пустые, искрометные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивленные, задумчивые, блестящие, злые.

  1. Игра «Найди одноклассника»

Давайте разделимся на три группы и представим, что в каждой команде пропал один из ее участников. Нам нужно его найти. Для того, чтобы найти «пропавшего», необходимо дать точное описание его внешности и одежды. Я хочу, чтобы вы самостоятельно выбрали того, кто «пропал», но сделать это надо тихо, чтобы никто не услышал, потому что по вашему описанию мы постараемся угадать этого человека. Также вам необходимо выбрать одного человека, который будет представлять всю группу, читая описание «пропавшего». Напоминаю, оно должно быть верным, чтобы мы смогли найти этого ученика. (Для работы выдаются листы формата А4).

  1. Рефлексия

Выберете из предложенных вариантов два начала предложения и продолжите их.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Мне захотелось…

«!» - ученик хорошо справился со всеми заданиями.

«?» - ученик справился не со всеми заданиями.

  1. Домашнее задание

Для учеников, которые подняли «!»: написать рассказ, включающий в себя описание внешности человека.

Для учеников, которые подняли «?»: найти в изученных литературных произведениях описание внешности персонажа (5 произведений).


1. Что является ценностями для персонажа? Деньги, дружба, власть, вера, что-то ещё? Насколько они важны для него?

2. Что для персонажа внешне красиво, а что уродливо? "Внешне" подразумевает все пять чувств, какая-то музыка может быть для него красивой, а какой-то запах - омерзительным. Красивым может быть и некий стиль вообще - например, некоторые без ума от готики.
А) Есть ли у персонажа идеал красоты, кто-то или что-то, что представляется ему совершенством, абсолютно прекрасным?
Б) Есть ли что-то, что вызывает у него омерзение?
В) Насколько для персонажа важна красота?

3. Есть ли у персонажа строгие моральные принципы?
А) Насколько они строги?
Б) Может ли он поступиться ими? Если да, то при каких обстоятельствах?
В) Есть ли для персонажа понятие табу, Греха, то есть нельзя просто потому, что нельзя?

ТЕСТ 1: Как персонаж ответил бы на вопрос "Чего ты не сделал бы ни за что?"
ТЕСТ 2: Как персонаж относится к выражению "Если нельзя, но очень хочется, то можно"?

4. Честен ли персонаж?
А) При каких обстоятельствах персонаж способен солгать? Легко ли это для него, или он будет честен до последнего?
Б) Как персонаж относится ко лжи?

5. Исповедует ли персонаж какую - либо религию/философию?
А) Почему он исповедует именно эту религию/философию?
Б) Исповедовал ли он ранее какую-либо другую религию/философию? Если да, то почему он поменял её?
В) Насколько серьёзно он относится к своей религии/философии?

6. Чего персонаж хочет от жизни - славы, достатка, любви? Как он хочет жить - тихо и сыто, странствуя в поисках приключений, роскошно и богато, один в глуши?
7. Есть ли что-то, ради чего живёт персонаж?
А) Считает ли он, что у него в жизни есть некая цель, которой он должен добиться или миссия, которую он должен выполнять?
Б) В чём смысл его жизни, что-то, без чего он не мыслит себя? В свободных странствиях, общении с друзьями, сражениях?
В) Есть ли у персонажа сокровенная мечта, самое главное желание?
ТЕСТ: Как сам персонаж ответил бы на вопрос "Для чего ты живёшь"?
8. Как персонаж относится к смерти?
А) Что такое, по мнению персонажа, смерть? Совпадает ли "официальное" мнение религии/философии, которую он исповедует с его собственным представлением?
Б) Боится ли он умереть?
В) Какие чувства у него вызывает вид мёртвого тела?
9. Легко ли испугать персонажа? Чего он боится? Есть ли у него иррациональные страхи, фобии, ночные кошмары?

10. При каких обстоятельствах персонаж побежит, спасая свою жизнь?

11. Романтичен ли персонаж или скорее циничен?

А) Склонен ли персонаж приукрашивать обстановку, "смотреть на мир через розовые очки"?
Б) Если нет, то склонен ли персонаж "срывать розовые очки" с других, деромантизировать обстановку?

12. Оптимистичен ли персонаж, реалистичен или пессимистичен?
А) Склонен ли он к нытью?
Б) Склонен ли он подбадривать окружающих?

ТЕСТ 1: Быстро! Стакан для персонажа наполовину полный, или наполовину пустой? Коньяк пахнет клопами, или клопы коньяком? У него зарплата меньше, или у соседа больше?
ТЕСТ 2: Партия находится в пещере, заваленной камнями. Завал серьёзный, собственными силами справиться вряд ли реально. Они не знают, известно ли кому-нибудь о том, где они и что с ними. Их с равной вероятностью могут спасти через час или никогда. Как будет себя вести персонаж в такой ситуации?


ОТНОШЕНИЕ ПЕРСОНАЖА К ОКРУЖАЮЩИМ

1. Важно ли для персонажа мнение окружающих о нём?
А) Склонен ли персонаж к показухе, "игре на публику"?
Б) Стремится ли персонаж нравиться окружающим?
В) Что бы он хотел, чтобы о нём думали? Кем он хочет выглядеть в глазах окружающих?
2. Общителен ли персонаж?
А) Легко ли для него сходиться с новыми знакомыми?
Б) Любит ли он находиться в компании, или предпочитает уединение?

ТЕСТ 1: Нравятся ли вашему персонажу вечеринки?
ТЕСТ 2: Как персонаж отнёсся бы к перспективе провести два дня дома в полном одиночестве?

3. Терпим ли персонаж к окружающим?
А) Может ли он терпеть, когда другие ведут себя, по его мнению, неправильно?
Б) Склонен ли он к морализаторству?

4. Делит ли персонаж людей на "своих" и "чужих"?
А) Насколько строго для персонажа проведена граница между "мы" и "они"?
Б) Как различается его поведение со "своими" и "чужими"?
В) При каких обстоятельствах "чужой" станет для персонажа "своим"? Легко ли это?
Г) Как персонаж относится к чужакам и незнакомцам?
Д) Есть ли для персонажа такое понятие, как "враги"?

5. Склонен ли персонаж к какому-либо виду шовинизма?
А) Как влияет на отношение персонажа к другому персонажу:
a. Пол?
b. Возраст?
c. Раса?
d. Внешность?
e. Одежда?
f. Социальный статус?
Б) Есть ли у персонажа какое-либо особенное отношение к представителям своей расы?
В) Как персонаж относится к представителям негуманоидных (гринскины, марсиане, кентавры, etc.) рас?
Г) Как персонаж относится к проявлениям чужого шовинизма?

ТЕСТ: Трактир. За соседнем с персонажем столиком сидит подвыпившая компания и травит анекдоты о его расе ("Вы знаете, сколько хоббитов нужно, чтобы поменять лампочку?..."). Его реакция?

6. Склонен ли персонаж прощать, или он скорее злопамятен? Есть ли вещи, которых он не прощает?
7. Мстителен ли персонаж?
А) За что персонаж склонен мстить?
Б) Насколько важна для него месть?
В) Если персонаж будет мстить, то по принципу "око за око" или по принципу "воздастся сторицей"?
Г) Как далеко может зайти персонаж в своей мести?
Д) На что он готов пойти ради выполнения мести?
Е) Если окажется, что месть требует слишком много времени, сил и средств, махнёт ли персонаж рукой или будет идти до конца?

8. Склонен ли персонаж к самопожертвованию?
А) При каких обстоятельствах он может рискнуть здоровьем или жизнью?
Б) При каких обстоятельствах он пойдёт на НЕМИНУЕМУЮ смерть?
В) При каких обстоятельствах персонаж готов пожертвовать...
1) Душой?
2) Разумом?
3) Свободой?
4) Благосостоянием?
5) Главной силой (Для мага это - возможность колдовать, для священника - божье благословление, для хакера-киберпанка - нейрошунт)?
6) Близкими?

Г) Есть ли что-то, чем персонаж не пожертвует ни при каких обстоятельствах?
ТЕСТ: Сравните две ситуации.
Первая: Бой. Персонаж видит, что в его товарища целятся из арбалета. Он может успеть прикрыть его своим телом, но ни на что другое времени нет.
Вторая: Товарища персонажа собираются вешать. Шансов освободить нет, но есть возможность поменяться с ним местами. Есть время всё обдумать.
Будет ли поведение персонажа разным в этих ситуациях?

9. Насколько свободолюбив персонаж?
А)Склонен ли он подчиняться, или напротив, тот факт, что ему приказывают вызывает у него желание сделать наоборот? Если скорее второе, то есть ли кто-то, кому он всё же готов подчиняться ("Кроме Господа я не знал царей...")?
Б) Как он относится к старшим по званию и представителям власти?
В) Как он относится к власти закона над собой?
Г) Склонен ли он пунктуально исполнять данные ему указания, или скорее сначала сделает, а потом будет разбираться?
Д) Может ли персонаж смириться с рабством?
Е) Может ли персонаж потерпеть рабство некоторое время?
Ж) Смог бы персонаж прислуживать (Например, за столом)?
З) Легко ли персонаж подчинился бы силе, или стоял бы до последнего?
И) Есть ли что-то, что заставило бы персонажа унижаться?
К) Есть ли для него понятия "Долга Службы", "Долга Чести", etc.?
Л) Есть ли для персонажа разница между подчинением тому, кто имеет над ним власть по закону и подчинением тому, кто просто сильнее?
10. Насколько властен персонаж?
А) Нравится ли персонажу приказывать другим?
Б) Как он относится к младшим по званию?
В) Как персонаж ведёт себя с подчинёнными?
Г) Мог бы персонаж стать рабовладельцем?
Д) Мог бы персонаж стать начальником?
Е) Как персонаж относится к людям с рабской психологией, готовым подчиняться?
Ж) Как он относится к непокорным, не признающим власти над собой?
11. Жесток ли персонаж?
А) Как он относится к чужим смерти и страданиям? Ужасны они для него, смотрит ли он на них хладнокровно, или радуется им?
Б) Может ли он убить? Если да, то при каких обстоятельствах? Что он при этом будет чувствовать? Станет ли это для него потрясением, удовольствием, или он отнесётся к этому с безразличием?
В) Убивал ли он раньше? Если да, то при каких обстоятельствах? Как это отразилось на нём?
Г) Способен ли персонаж пытать? Насколько жестоко? Если да, то что он при этом будет ощущать?
Д) В бою, старается ли персонаж только защищаться, обезоруживать, обездвиживать, калечить или убивать противников?

ТЕСТ 1: На персонажа бежит незнакомый ему человек, вооруженный мечом. В руках персонажа - заряженный пистолет. Он с гарантией может попасть в любую точку тела бегущего, выстрелить в воздух или убежать. Его действия? А в ситуации, когда возможности убежать нет?
ТЕСТ 2: На глазах персонажа знакомый персонажу человек (например, член его команды) собирается добить поверженного противника, не способного сопротивляться. Его реакция?
ТЕСТ 3: Знакомый персонажа собирается пытать пленника. Реакция персонажа? Попытается ли он остановить его, отвернётся, поучаствует, будет наблюдать или останется безразличен?
ТЕСТ 4: Знакомый персонажа таки применил пытки. Изменит ли это отношение вашего персонажа к нему? Каким образом?


ОТНОШЕНИЕ ПЕРСОНАЖА К СЕБЕ

1. Как персонаж относится к себе?
А) Относится ли он к себе патетично или с долей самоиронии?
Б) Насколько он любит себя?
В) Бывает ли так, что персонаж ненавидит или презирает себя?
Г) Как персонаж относится к оскорблениям в свой адрес?
Д) Как персонаж относится к смеху над собой?
Е) Склонен ли персонаж жалеть себя?

ТЕСТ: В разговоре с друзьями персонаж случайно допускает смешную и глупую оговорку. Друзья радостно смеются. Его реакция? Обидится ли он, разозлится, посмеётся вместе с ними? Как изменится его реакция, если те, с кем он говорит - не друзья, а малознакомые люди?
2. Насколько персонаж доволен собой? Есть ли в его характере что-либо, что он хотел бы изменить?
3. Насколько персонаж уверен в себе? Верит ли он, что у него всё получится?

ТЕСТ: Персонаж стоит на краю широкого и широкого ущелья, через которое перекинут призрачный мост. Он знает, что "Мост выдержит только того, кто верит в себя". Его действия?
4. Легко ли на него повлиять, убедить в чём-либо? Как он реагирует на попытки оказать на него влияние?
ТЕСТ: Проповедник на улице останавливает персонажа и начинает излагать ему свою веру, убеждая вступить в неё. Его реакция?
5. Насколько персонаж контролирует себя?
А) Легко ли спровоцировать персонаж на некое действие?
Б) Легко ли привести его в состояние аффекта?
В) Легко ли персонажу, находясь в состоянии аффекта, взять себя в руки?
Г) Есть ли у персонажа "любимая мозоль", что-либо, от чего он легко теряет самообладание?
Д) Бывает ли так, что в состоянии аффекта он совершает действия, о которых потом жалеет?
Е) Существует ли что-то, являющееся для персонажа тяжелопреодолимым искушением?
6. Как персонаж развлекается и снимает стресс?
А) Есть ли у персонажа хобби, увлечения?
Б) Что ему нравится делать?
В) Чем он не любит заниматься?
Г) Есть ли у него вредные (или безвредные) привычки? Насколько он от них зависит?
Д) Что для персонажа важнее - "Я должен" или "Я хочу"?
Е) Может ли он удовлетворять свои желания в ущерб обязанностям?
Ж) Может ли он подавлять желания ради обязанностей?

Здравствуйте! Сегодня говорим о том, зачем мы учимся описывать внешность и как дать характеристику литературному герою.

Но согласитесь, даже подробнейшее описание внешности совершенно не даёт представление о человеке как личности…

Внешность обманчива!

Всем известно это крылатое выражение! Древнеримский писатель-сатирик Децим Юний Ювенал писал: «Frontis nulla fides»,- т.е. внешности нет никакой веры. Другими словами, приятная внешность абсолютно не гарантирует , что она принадлежит приятному, добросердечному, человеку.

Вместе с тем вспоминаются слова Оскара Уайльда: «Только поверхностные люди не судят о человеке по его внешности…» Писатель был убежден: анатомия головы, рук, ног, ушей, глаз, носа, любимые цвета одежды, запахи и тому подобное могут сказать о человеке многое, но только тому, кто… сумеет это прочесть.

Чтобы научиться распознавать человека, его характер, по его внешности, надо научиться видеть не только цвет глаз, очертания губ, телосложение, одежду. На самом деле цвет глаз, волос и кожи, форма носа, губ и головы играют совершенно несущественную роль в оценке человека.

Главное – это ВЫРАЖЕНИЕ лица человека. Лицо человека может быть веселым или грустным, злым или добрым. Точно также и взгляд: равнодушный, задумчивый, пристальный, внимательный, мечтательный и т.д. Точно так же и одежда: в описании внешности важно не то, во что одет человек, а его манера одеваться, состояние одежды и пр.

Научиться видеть внутренний мир человека, скрытый за его внешностью – вот главная задача

Учиться лучше всего на примерах. Самыми лучшими примерами описаний внешности, конечно же, являются описания . Вот почему в школе при изучении художественного произведения так много времени отводится на характеристику персонажа.

Писатель – мастер художественного слова, умеет найти удивительные слова, которые помогают через словесный портрет понять внутренний мир героя и объяснить его поступки.

Анализируя внешность литературного героя, точно выполняя указания учителя, ты создаешь в своей голове своеобразную модель, или шаблон, который впоследствии помогает тебе оценить окружающих людей, особенно тех, с кем ты только знакомишься. Ты учишься обращать внимание на 2 — 3 ярких детали во внешности человека, которые отличают его от других людей, безошибочно характеризуют его и рассказывают тебе о человеке, его характере, его внутреннем мире. Так ты становишься наблюдательным, внимательным, вовсе не «поверхностным» человеком, как говорил О. Уайльд.

Таким образом, СЛОВЕСНОЕ ОПИСАНИЕ литературного героя – изображение внешности персонажа (черт лица, фигуры, манеры одеваться и т.д.) — это одно из средств характеристики литературного героя . Кроме того, литературный портрет героя — это способ выражения авторского отношения к герою произведения.

При характеристике героя литературного произведения можно использовать этот примерный план:

  1. Место героя среди других персонажей (главный герой, второстепенный).
  2. Есть ли прототип у героя, имеются ли биографические черты автора.
  3. Имя персонажа.
  4. Портрет. Внешний вид героя в восприятии других персонажей.
  5. Речевая характеристика.
  6. Описание предметов быта, жилища, условий жизни, одежды.
  7. Семья. История жизни. Род занятий.
  8. Черты характера. Как изменился герой в процессе развития сюжета.
  9. Поступки, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
  10. Прямая авторская характеристика.
  11. Отношение к герою других персонажей произведения.
  12. Сравнение с другими персонажами или литературными героями другого автора.
  13. Оценка литературного персонажа его современниками.
  14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Не обязательно применять все пункты плана. Этот план можно использовать для характеристики любого литературного героя, не для какого-то отдельно взятого.