Описание софьи из произведения горе от ума. Образ Софьи (А.С

Характеристика Софьи с приведением афоризмов из произведения

Софья Павловна - дочь Фамусова.

Пребывает в состоянии счастья и влюбленности к секретарю Молчалину, который проживает в их доме ("Счастливые часов не наблюдают") .

Тщательно скрывает свою любовь от отца, потому что тот не одобрил бы ее выбора (Фамусов дочери: "Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара") .

Романтична, рассудительна ("Подумаешь, как счастье своенравно! Бывает хуже, с рук сойдет; когда ж печальное ничто на ум нейдет, забылась музыкой, и время шло так плавно; судьба нас будто берегла; ни беспокойства, ни сомненья… А горе ждет из-за угла") .

Разборчива в кавалерах, хочет выйти замуж по любви, а не по расчету (про Скалозуба: "Куда как мил! И весело мне страх выслушивать о фрунте и рядах; он слова умного не выговорил сроду, - мне все равно, что за него, что в воду") .

Сейчас она влюблена в Молчалина, но до этого выражала сильные симпатии Чацкому - близкому другу семьи, с которым практически вместе воспитывались, и который прежде чем покинуть страну на три года с целью путешествия, признался ей в любви (Софья о Чацком: "Что помниться? Он славно пересмеять умеет всех; болтает, шутит, мне забавно; делить со всяким можно смех") .

Перед Чацким Софья не испытывает угрызения совести, считает теперь его как братом ("Я очень ветрено, быть может, поступила, и знаю, и винюсь, о где же изменила? Кому? Чтоб укорять неверностью могли. Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; привычка вместе быть день каждый неразлучно, связала детскую нас дружбой…")

Отзывается она о Чацком, пока он ее не начал преследовать, и тем самым раздражать, совсем неплохо: "Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив, вот об себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него".

Софья немного обижена на Чацкого за то, что он редко их навещал, но каждый раз пытался убедить ее в своих чувствах к ней ("Он съехал, уж у нас ему казалось скучно, и редко посещал наш дом; потом опять прикинулся влюбленным, взыскательным и огорченным"; "Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?")

Молчалин, по - сравнению, с Чацким представляется ей совсем другим: готовым жертвовать за других, скромным, застенчивым ("Кого люблю я, не таков: Молчалин за других себя забыть готов, враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело, ночь целую с кем можно так провесть!"

При встрече с Чацким после долгой разлуки ведет себя с ним сдержанно, весьма прохладно. После упоминания в разговоре о глупостях Молчалина, сильно раздражается на Чацкого ("Не человек, змея!"

После падения с лошади Молчалина, Софья не смогла сдержать чувств и упала в обморок, чем практически "открылась" перед всеми, Лиза защищает ее, обозначив, что барышня чувствительна на подобные происшествия ("Да-с, барышнин несчастен нрав. Со стороны смотреть не может, как люди падают стремглав") .

Чацкий реально почувствовал соперника и стал о нем нелестно отзываться ("Пускай себе сломал бы шею, вас чуть было не уморил") . Софья сильно разозлилась (Чацкому: "Убийственны холодностью своею! Смотреть на вас, вас слушать нету сил")

Чацкий продолжает невыносимо преследовать Софью, допытываться у нее кого же она любит, он ее очень сильно раздражает, она без устали защищает Молчалина в глазах Чацкого и открывает его достоинства (Софья про Молчалина: "Чудеснейшего свойства о наконец: уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит, - вот я за что его люблю".

Чацкий постоянно нападает на Молчалина. Наконец, Софья решает досадить Чацкому и пускает среди гостей мнение о том, что Чацкий сумасшедший, сплетня разлетается среди общества со скоростью света ("А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себя примерить?") . Эта черта ее характера говорит о ее женской мстительности, злопамятстве. Понять ее можно, она защищала свою любовь. Жалко только, что в конце ее ждало горькое разочарование. Молчалин обманывал ее, он встречался с ней по расчету, вовсе не любил ее. Она сумела с достоинством выйти из неприятной ситуации отвергнув Молчалина после услышанного, хотя ей было нелегко (Софья Молчалину: "Нейдите далее, наслушалась я много, ужасный человек! Себя я, стен стыжусь. Ни слова, ради бога, молчите, я на все решусь") . Она не простила Молчалина и правильно сделала. Но с Чацким, она все - же поступила, на мой взгляд, жестоко. Ведь, зная нравы современного общества, она пошла на крайности: сформировала общественное мнение, уничтожив, тем самым, человека.

В комедии "Горе от ума" изображены нравы дворян Москвы начала 19 столетия. Грибоедов показывает столкновение взглядов помещиков-крепостников (консервативного слоя населения) с прогрессивными идеями молодого поколения дворян. Этот конфликт показан как борьба двух лагерей. "Век нынешний" стремится преобразовать общество путем истинной гражданственности, а "век минувший" пытается защитить свой личный комфорт и меркантильные интересы.

Однако встречаются и персонажи, которых невозможно однозначно отнести к той или иной противоборствующей стороне. Это, к примеру, образ Софьи в комедии "Горе от ума". О нем мы и поговорим сегодня.

Противоречивый образ героини

Образ Софьи в комедии "Горе от ума" - один из наиболее сложных в Характеристика этой героини противоречива. С одной стороны, она является единственным человеком, который близок по духу Александру Чацкому. С другой стороны, Софья - причина страданий главного героя. Именно из-за нее он оказывается изгнанным из

Недаром Чацкий полюбил эту девушку. Пусть она и называет теперь ребячеством их юношескую любовь, когда-то Софья Павловна привлекала главного героя своим сильным характером, природным умом, независимостью от мнения окружающих. По этим же причинам ей был мил Чацкий.

Образованность Софьи

С первых страниц произведения мы узнаем о том, что героиня хорошо образована, она любит читать книги. Об этом свидетельствуют многие цитаты Софьи из "Горе от ума". Увлечение книгами вызывает недовольство ее отца. Ведь этот человек полагает, что "ученье - вот чума", что в нем "прок не велик". В этом заключается первое расхождение во взглядах героини со взглядами дворян "века минувшего".

Почему Софья увлеклась Молчалиным?

Закономерно увлечение этой девушки Молчалиным. Образ Софьи в комедии "Горе от ума" следует дополнить тем, что девушка является поклонницей французских романов. Именно поэтому героиня разглядела в немногословности и скромности своего возлюбленного Девушка не догадывается о том, что стала жертвой обмана Молчалина. Этот находился рядом с ней лишь ради своей личной выгоды.

Влияние фамусовского общества

Софья Фамусова в отношениях с Молчалиным проявляет те черты характера, которые никогда бы не отважились выказывать представители "века минувшего", в том числе и ее отец. Если Молчалин боится открыть перед обществом свою связь, поскольку, как он считает, "злые языки страшнее пистолета", то интересующую нас героиню не пугает мнение света. Девушка в своих поступках следует велению собственного сердца. Эта позиция, безусловно, роднит героиню с Чацким.

Тем не менее, образ Софьи в комедии "Горе от ума" следует дополнить тем, что эта девушка является дочерью своего отца. Она была воспитана в обществе, в котором дорожат только деньгами и чинами. Атмосфера, в которой выросла героиня, не могла не оказать на нее влияние.

Девушка решила выбрать Молчалина не только из-за положительных качеств, которые она разглядела в нем. Дело в том, что в обществе, к которому принадлежит героиня, властвуют женщины - как в семье, так и в свете. Достаточно вспомнить чету Горичей (на фото выше), с которой мы знакомимся на балу у Фамусовых. Чацкий знал Платона Михайловича как деятельного, активного военного. Однако под влиянием своей супруги он превратился в какое-то безвольное существо. Теперь за него все решения принимает Наталья Дмитриевна. Она распоряжается своим мужем, как вещью, дает ответы за него.

Очевидно, что и Софья Фамусова, желая властвовать над супругом, решила избрать Молчалина на роль будущего мужа. Этот персонаж соответствует идеалу супруга в мире московских дворян того времени.

Трагический образ героини

Софья в произведении "Горе от ума" - наиболее трагический персонаж. На долю этой героини пришлось больше страданий, чем на долю самого Чацкого. Прежде всего, эта девушка, от природы обладая умом, смелостью, решительностью, вынуждена стать заложницей общества, к которому принадлежит. Она не может себе позволить дать волю чувствам, освободиться от влияния мнения окружающих. Софья Павловна ("Горе от ума") воспитана как представительница консервативного дворянства и вынуждена жить по законам, которые оно диктует.

Кроме того, неожиданное появление Чацкого грозит разрушить ее личное счастье, которое она пытается построить с Молчалиным. Героиня после приезда Александра Андреевича все время находится в напряжении. Ей приходится защищать своего возлюбленного от нападок Чацкого. Желание сберечь любовь, защитить Молчалина от осмеяния вынуждает ее пустить сплетни о сумасшествии Александра Андреевича. Однако девушка оказывается способной на этот поступок лишь из-за большого давления общества, членом которого она является. И Софья постепенно сливается со своим кругом.

Эта героиня несчастна еще и потому, что ей приходится пережить разрушение идеального образа Молчалина, который сложился у нее в голове. Девушка становится свидетельницей разговора ее возлюбленного со служанкой Лизой. Основная трагедия Софьи состоит в том, что эта героиня полюбила подлеца. Молчалин играл роль любовника Софьи Фамусовой лишь потому, что благодаря этому он мог получить очередную награду или чин. Ко всему прочему, разоблачение ее возлюбленного происходит в присутствии Александра Чацкого. Это еще сильнее ранит девушку.

"Мильон терзаний" Софьи

Безусловно, велика роль Софьи ("Горе от ума"). Автор неслучайно ввел ее в свое произведение. Софья во многом противопоставлена своему отцу и дворянскому обществу в целом. Девушка не боится пойти против мнения света, защищая любовь. Тем не менее, чувства к Молчалину заставляют ее защищаться и от Чацкого. А ведь с этим героем она очень близка по духу. Чацкий очернен в обществе именно словами Софьи. Ему приходится покинуть фамусовское общество.

Если все другие герои, кроме Чацкого, принимают участие лишь в социальном конфликте, стремясь защитить привычный уклад жизни и комфорт, то этой девушке приходится бороться за свою любовь. Гончаров писал о Софье, что ей тяжелее всех, что ей достается "мильон терзаний". К сожалению, оказывается, что борьба этой девушки за свои чувства была напрасной. Молчалин - недостойный человек, как выясняется в финале произведения "Горе от ума".

Чацкий и Софья: возможно ли их счастье?

Софья не была бы счастлива с таким, как Чацкий. Скорее всего, в супруги себе она выберет человека, который соответствует идеалам фамусовского общества. Характер Софьи сильный, и он требует реализации, а она будет возможна лишь при муже, который позволит ей руководить и командовать собой.


Одним из главных персонажей комедии А. Грибоедова, вокруг которого развиваются все основные события, является юная девушка Софья Павловна Фамусова.

Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» сложен для восприятия. Чтобы разобраться в нем, сформировать свое мнение о девушке, нужно понимать особенности противоречивой эпохи.

Противоречивость натуры

Софья – единственный человек, который близок к умному и образованному Чацкому, персонажу, противостоящему обществу консерваторов и угодников. Софья стала причиной страданий молодого дворянина, источником сплетен, создателем интриги. Такое соединение в одном образе двух контрастов подтверждает его реальность, к которому стремился автор. Бездушная, глупая светская красавица или, наоборот, образованная, увлеченная науками барская дочь не вызвали бы столько интереса. Именно этой противоречивостью можно объяснить силу чувств, которые испытывает к ней Чацкий, пылкий и красноречивый молодой человек. Богатая невеста, настоящая дочь своего отца, она выросла в обстановке заботы и ухода, научилась находить для себя выгоду.

Внешность и увлечения Софьи

Девушка красива и молода:

«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…».

Понятно, почему никого не удивляет количество кавалеров. Красота привлекает чопорных (Скалозуб), глупых (Молчалин), образованных (Чацкий) женихов. Ветреная барышня не дорожит отношением к себе, понимая, что ее красота не останется незамеченной.

Прелестная девчушка росла без материнской ласки: мать рано умерла. Отец приставил к ней гувернантку из Франции, которая привила вкус, помогла развиться индивидуальности. Домашнее образование позволило Софье стать разносторонней и интересной:

  • умеет петь;
  • изящно танцует;
  • любит и разбирается в музыке;
  • играет на нескольких музыкальных инструментах (фортепиано, флейта);
  • знает французский язык;
  • читает книги на иностранном языке.

Девушка обучена женским «штучкам»: вздохам, нежностям, хитрым уловкам.

Качества, сближающие Софью с обществом отца

Желание властвовать. Любовь к Молчалину – это не просто юношеское чувство. Софья ищет себе мужчину из тех, кем сможет помыкать. В ней можно разглядеть черты женских персонажей, таскающих мужа и прислугу за волосы. Власть в семье – желание девушки, возможно, еще скрытое даже для нее. Но потребуется совсем небольшой период времени, она поймет, к чему стремится. В комедии есть аналогия с четой Горичей, где жена распоряжается мужем, как вещью, превращает вторую половину в безвольное существо:

«муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…».


Безнравственность. Некоторые литературоведы (П.А.Вяземский) считают девушку безнравственной. С такой позицией можно спорить, но в ней есть и доля истины. Если логично построить день Софьи, который прошел перед читателями, то картина будет не очень красивой: ночь в спальне с мужчиной, днем прикидывается больной, но просит служанку привести к ней Молчалина, ночью тайком пробирается к его комнате. Такое поведение бесстыдно. Его нельзя соотнести к скромным, тайно страдающим по своему возлюбленному персонажам классической литературы. Никакие светские приличия не сдерживают хозяйскую дочь.

Качества, выделяющие ее среди отцовского окружения

Девушка любит читать, стремится много времени проводить за книгами. Для фамусовского общества книги – это причина всех бед. Они держатся от них подальше, боясь получить знания, которые могут изменить их отношение к жизни. Софья увлечена романами. Она ищет прообразы героев в действительности и ошибается. Девушка становится жертвой обмана и лжи, рассмотрев черты романтичного красавца в Молчалине. Другие качества, отличающие ее среди светских дам:

Смелость. Софья не боится признаться в своих чувствах отцу. Она готова ради любимого соединить себя с бедным служивым. Девушку даже не пугает возможная молва и сплетни.

Решительность . Девушка встает на защиту своих чувств, почувствовав от Чацкого угрозу. Она мстит за высмеивание Молчалина. Причем не выбирает способы помягче. Софья решительно распространяет мысль о сумасшествии друга детства, даже не считаясь с его чувствами к ней.

Доверчивость. Попав под обаяние Молчалина, девушка не замечает истинности его чувств. Ее глаза затянуты пеленой. Как настоящая влюбленная она попадает в узы коварства, становится смешной.

Откровенность. Софья рассуждает открыто, строит речь, не боясь рассуждать и мечтать. Дочери хозяина не свойственна скрытность, лживость, витиеватость размышлений.

Гордость. Все поведение девушки выказывает ее уважение к себе. Она несет себя достойно, умеет вовремя уйти от разговора, не дает возможности раскрыть свои тайны. Даже в последней сцене, не теряет гордости, которая проглядывает в ее негодовании и неприступности. Фразы Молчалина восприняты Софьей правильно. Она озлобленна и резка.

Софья Павловна – сложный женский персонаж, настоящая героиня своего времени. Ей тяжело жить среди светских барышень и не уподобиться им полностью, сохранить свое лицо и индивидуальность. Читатель может осуждать девушку, но сначала нужно поставить себя на ее место и попробовать определить, можно ли стать другой, если рядом нет такого образца.

Софья Фамусова – это настоящий пример хорошей и порядочной девушки. Причем дело вовсе не в воспитании, а в личных убеждениях Фамусовой. Ее характер твердый и уверенный, но назвать девушку черствой ни в коем случае нельзя. Героиня умна, ее интеллект проявляется во многих аспектах. Софья любит мечтать. Зачастую она мечтает о том, что никогда не произойдет. Твердый характер Фамусовой не проявляется столь сильно из-за ее горячего сердца, которое дает понять, насколько добродушна героиня может быть.

Девушка весьма умна. Достаточно взять одно ее высказывание: «Счастливые часов не наблюдают». Это невероятно умное высказывание, которое дает еще одну характеристику о Софии – если она будет счастлива, то для нее время не будет иметь никакого значения. Но героиня говорила вовсе не о себе. Нельзя сказать, в чем заключалось счастье девушки, но ей порой счастливых моментов действительно не хватало. София получила хорошее воспитание благодаря французским гувернанткам, которые дали правильное воспитание девушке. То, что героиня была достаточно близка с гувернантками, подтверждают ее фразы, свойственные исключительно француженкам. Допустим, «сказать вам сон» - такие фразы не свойственны русскому народу. Однако, в речи Фамусовой было множество просторечий. Например, «пересмеять». Подобные фразы, конечно, не подчеркивали интеллект дамы, но их было не так много в речи Софии.

Софии, как положительной личности, было достаточно сложно развиваться в фамусовском обществе. Воспитание в этом обществе было далеко от идеального. Ложь, лицемерие – для окружающих людей героини эти качества были вполне приемлемы. Причем качества навязывали Фамусовой, хотя она прекрасно осознавала, что такое общество для нее не является подходящим. Общепринятые нормы, свойственные кругу лиц, в котором приходилось «вертеться» девушке, были ненормальными. Отчасти, героиня это осознавала, отчасти – нет. Все-таки общество негативно сказывалось на героине. И как бы она не хотела отрицать все качества, свойственные ее обществу, некоторые черты достались девушке не по ее воле.

Когда Чацкий пребывает в Москву, он не видит в девушке свою возлюбленную. За три года Софья изменилась не в лучшую сторону. И причина этому – окружение девушки. Одним словом, Фамусова стала представительницей общества, которое ранее было для нее совершенно неприемлемым. Чацкий это сразу заметил, поэтому ему больно было наблюдать за тем, насколько сильно способно изменить окружение человека.

Несмотря на свой твердый характер, Софья, как представительница женского пола, была достаточно мягкой и открытой. Свою страстность героиня не проявляла в полной мере, но она была. София – настоящий «живой ум», свойственный далеко не всем героиням произведения. Софье тоже приходится нелегко, ведь ее коснулась трагедия в тот момент, когда она узнала, кем на самом деле является ее возлюбленный. Разочарование в любимом человеке стало серьезным ударом для девушки, а все из-за разговора Лизы и Молчанина, который Фамусова решает подслушать, и, как оказалось, не зря.

Характеристика Софьи из комедии Грибоедова "Горе от ума".


Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший

Свежо предание, а верится с трудом.

А. С. Грибоедов


" Горе от ума " одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет.

" Горе от ума " - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные и культурные проблемы эпохи.

Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни - века " нынешнего " и века " минувшего ". Границей между ними, на мой взгляд, является война 1812 года - пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. После Отечественной войны в русском обществе сложились два общественных лагеря. Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого. В комедии ясно показано, что столкновение веков было выражением борьбы этих двух лагерей.

Император панически боялся проникновения в Россию революционных идей - "французской заразы". Он мог давать обещания на Европейском сейме, но на родине до реальных шагов дело не доходило. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные формы. И недовольство передовой русской общественности зрело исподволь, ибо твердая рука Аракчеева навела в стране внешний порядок. И этот порядок, это довоенное благоденствие, разумеется, радостно приветствовали люди типа Фамусова, Скалозуба, Горичей и Тугоуховских.

В самом название своей комедии "Горе от ума" Грибоедов закладывает основную идею произведения, мы уже можем понять, что всё в нём будет относиться к понятию "ум".

Грибоедов сам говорил что в его произведениях на 1 умного приходятся 15 глупцов. Мы понимаем, что здесь будет один единственный герой наделенный умом, а все люди его окружающие его будут теми 15-ю глупцами, о которых говорил Грибоедов.

И.А. Гончаров писал о комедии "Горе от ума", что это и "картина нравов, и галерея живых типов, и вечно жгучая, острая сатира, " в которой представлена дворянская Москва 10-20 годов 19 века. По словам Гончарова, каждый из главных героев комедии переживает "свой мильон терзаний". Переживает его и Софья.

Единственный персонаж, задуманный и исполненный, как близкий Чацкому,

Это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку..." В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго "не везло" в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: " Софья начертана неясно". И только Гончаров в "мильоне терзаний" в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Воспитанная Фамусовым и мадам Розье в соответствии с правилами воспитания московских барышень, Софья была обучена "и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам". Ее вкусы и представления об окружающем мире формировались под влиянием французских сентиментальных романов. Она воображает себя героиней романа, поэтому плохо разбирается в людях. Софья. отвергает любовь чересчур язвительного Чацкого. Не хочет стать женой тупоумного, грубого, но богатого Скалозуба и избирает Молчалина. Молчалин разыгрывает перед ней роль платонического влюбленного и может до рассвета возвышенно молчать наедине с любимой. Софья отдает предпочтение Молчалину, потому что находит в нем множество достоинств, необходимых для "мужа-мальчика, мужа-слуги, из жениных пажей". Ей нравится, что Молчалин застенчив, уступчив, почтителен.

А между тем девушка умна и находчива. Она дает верные характеристики окружающим. В Скалозубе она видит тупого, ограниченного солдафона, который "слова умного не выговорит сроду", который может рассуждать только о "фрунтах и рядах", "о петличках и выпушках". Она даже не может представить себя женой такого человека: "Мне се равно, что за него, что в воду". В отце Софья видит сварливого старика, который не церемонится с подчиненными и со слугами. Да и качества Молчалина Софья оценивает правильно, но, ослепленная любовью к нему, не хочет замечать его притворства..

Софья по-женски находчива. Она умело отвлекает внимание отца от присутствия Молчалина в гостиной, в ранний час утра. Чтобы замаскировать свой обморок и испуг после падения Молчалина с лошади, она находит правдивые объяснения, заявляя, что очень чувствительна к несчастьям других. Желая наказать Чацкого за его язвительное отношение к Молчалину, именно Софья распускает слух о сумасшествии Чацкого. Романтическая, сентиментальная маска сорвана теперь с Софьи и открывается лицо раздраженной, мстительной московской барышни.

Софья - лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она - так же как и ее антагонист Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) - это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника - все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле - вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку - Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: "Да что мне до кого? до них? до всей вселенной?" Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: "Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит... Да эдакий ли ум семейство осчастливит?" Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично, ко всему прочему. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей "ухаживания" Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена - это один из самых драматичных моментов всей пьесы.

Это наносит удар по самолюбию Софьи, и вновь обнаруживается ее мстительная натура. "Расскажу всю правду батюшке", - с досады решает она. Это еще раз доказывает, что любовь ее к Молчалину была не настоящей, а книжной, придуманной, но эта любовь заставляет ее пережить свой "мильон терзаний".

Мне, признаюсь, жаль Софью, потому что она не плохая девушка не безнравственная, но, к сожалению, оказалась жертвой той лжи, которая характерна для фамусовского общества, погубившего её.

Каждый человек, который прочитает эту "комедию" должен почерпнуть что то своё. Один может просто смеяться над шутками и остротами в сторону нашего дворянства, а другой более умный может и задуматься над смыслом этого произведения и может понять в чём истинное горе Чацкого.

Каждый человек должен сделать выбор Молчалин или Чацкий. Можно быть Молчалиным и молча подниматься по лестнице наверх. Или стать Чацким и всю жизнь спорить, бороться, добиваться своего, сражаться с беспросветной глупостью окружающих

Комедия "Горе от ума" вошла в сокровищницу нашей национальной культуры. Она и сейчас не утратила своей нравственной и художественной силы. Нам, людям нового поколения, понятно и близко гневное, непримиримое отношение Грибоедова к несправедливости, подлости, лицемерию, которые так часто встречаются и в нашей жизни.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.