Описание картины айвазовского буря на черном море. Картина "Чёрное море", Айвазовский - описание

Чёрное море - Айвазовский. 1881. Холст, масло. 149x208 см


Далеко не каждому художнику дано мастерство воспроизведения природных стихий - воздуха, огня, воды. Иван Константинович был без меры наделен способностью изображать море - пожалуй, лучше него никто из современников не мог справиться с масштабными картинами на морскую тематику.

Полотно с первого взгляда впечатляет эффектным изображением буйства стихии. Глядя на него, сразу становится понятной причина, по которой Черное море получило свое название. Мирное и ласковое, сине-зеленое и спокойное в хорошую погоду, в бурю это море превращается в ревущего дикого зверя.

В его пучине нашли свой конец многие суда за долгую эпоху существования судоходства в этом районе мира. Намеком на это служит крохотное, едва заметное за бурными валами воды изображение корабля на горизонте. Нам непонятно, терпит ли корабль бедствие, или же он справляется со свирепой стихией, так как он находится от нас очень далеко, почти на границе неба и земли. Но, зная суровый и непредсказуемый характер Черного моря, морякам, попавшим в бурю на нем, можно только посочувствовать.

На знаменитой картине показан момент, когда буря только начинается. До того, как вздымающиеся валы достигнут своей критической высоты, еще далеко, но вода уже налилась глубоким свинцовым оттенком, а гребни волн показывают начинающийся шторм. Даже человек, просто глядящий на полотно, начинает буквально физически ощущать эту качку, ведь рисунок волн передан с мастерством, граничащим в волшебством.

Цветовая гамма картины темная, приглушенная, достаточно насыщенная и богатая, но не имеющая ни единого яркого или «открытого» оттенка. Вся композиция построена на полутонах, которые должны заставить волны переливаться живыми цветами воды в бурю. Небо выписано под сталь волнам. Оно сплошь затянуто тяжелыми, словно свинцом налитыми тучами, грозящими затяжным ливнем и опасной грозой. Оказаться в такую погоду посреди открытого моря смертельно опасно. И только вдали, у самого горизонта, художником выписана светлая полоса, над которой клубятся белые безопасные облака. Возможно, именно там, за горизонтом, закрытом облаками, находится вожделенная спасительная земля, куда изо всех сил стремится маленький кораблик, потерявшийся в страшных, грозных водах Черного моря.

Общее впечатление от полотна - это невероятная, сокрушительная мощь стихии, пока что притаившаяся, не разыгравшаяся в полную силу. Но скоро, скоро грянет буря...

«Буря на Чёрном море»- шедевр Ивана Константиновича Айвазовского считается настоящим подтверждением его таланта. В работе мастер изображает разгульную стихию, которая нещадно уносит жизни людей. Творец показал небольшой корабль, который тонет в бездне волны.

Работа выполнена в чёрных тонах: голубом, сероватом, зеленоватом. Живописец не напрасно выбрал именно такую палитру. Цветовая палитра передаёт безнадёжное состояние экипажа корабля. Богатство сероватых и голубых тонов демонстрируют, что ураган ещё небыстро закончится. Корабль вследствие тяжести сероватых облаков изображён абсолютно не большим и незащищенным, он уже не может преодолевать могучую стихию. В правой стороне картины нарисованы пластичные горы, на месте которых совершил крушение корабль. Возле большущих камней люди, которые не могут выплыть. Дальнейшая их судьба не известна, так как ураган может продолжаться длительное время.

Вдали, видимы очертания большущего мегаполиса. Это огромный город, как спасательный круг в этой пучине бед. Ураган не стихает, и вокруг лишь только безграничный морской и небесный простор. Творение поражает собственными образами. Сероватые небеса становятся продолжателем бездонного морского залива. Творение художника, вызывает неизменные эмоции у всех людей, которые её видели.

Момент волнения и трепета при виде картины, останутся у людей в памяти на долгие века. Живописец, мастак своей деятельности, показывает ценителям искусства, что природные силы очень сильны. На сегодня, от бурных стихий нельзя устоять технологическому прогрессу, дамбы, которые строили при использовании отличных технических инструментов.

В обстановке, где человек встречается с ураганом, надеждой для него остаётся ожидание выручки и времени. Краски реализма чётко запечатлены на этом шедевре, и временем эти следы не изменить.

Черное море является постоянным и наиболее частым объектом изображения Ивана Айвазовского. Уроженец Феодосии, великий маринист почти наизусть знал родные берега, поэтому воды Черного моря в его творчестве настолько разнообразны. «Черное море» — картина Айвазовского, которая привлекает простотой и внутренней силой. На ней не изображено ничего, кроме моря, и именно это делает ее тонкой и прекрасной.

Художник-маринист Иван Айвазовский

Настоящее имя признанного мастера морского пейзажа - Ованес Айвазян, он происходит из семьи обедневшего армянского купца. В силу тяжелого финансового положения юный Айвазовский не мог позволить себе достойного обучения искусству рисования и живописи, пока не привлек своим природным талантом внимание главного архитектора Феодосии.

После начальной помощи со стороны своего благодетеля Айвазовский сумел быстро добиться признания и популярности. Большую роль в достижении статуса академика художеств сыграла его уникальная манера изображать воду в целом и морские пейзажи в частности.

Талант живописца не ограничивался изображениями моря, о чем свидетельствуют его многочисленные портреты, редкие жанровые композиции и сюжеты на религиозную тематику. Однако единственной и неугасаемой страстью Айвазовского было море.

Черное море в творчестве Айвазовского

Несмотря на то что «Черное море» (картина Айвазовского, написанная в 1881 году) — единственное полотно с таким названием, великий маринист часто изображал воды Черного моря на своих холстах. Художник родился в Феодосии и там же прожил большую часть своей жизни. Айвазовский считал, что воду невозможно рисовать с натуры, поскольку это самая непостоянная и изменчивая из стихий. Однако берега и волны родного Черного моря были знакомы ему настолько, что он мог по памяти изображать различные их состояния.

Среди огромного художественного наследия автора наибольшее количество картин посвящено Черному морю, которое было постоянной темой художника. Айвазовский изображал Черное море во всех его ипостасях - в штиль и в бурю, днем и ночью, в лучах утреннего солнца или в огне заката. Творчество великого мариниста не оставляет сомнений в его любви и привязанности к родным берегам.

Описание картины Айвазовского «Черное море»

Несмотря на частое изображение родных берегов, в творческом наследии Айвазовского есть только одна картина, которая называется просто «Черное море». Это полотно было создано художником в 1881 году и открывает зрителям вид на бескрайний морской простор, застывший на холсте перед самым началом бури. Второе название картины - «На Черном море начинает разыгрываться буря».

«Черное море» — картина Айвазовского, характеризующаяся простотой сюжета и практически идеальными пропорциями композиции. Полотно изображает потемневшее море с частыми, неспокойными, но еще не высокими волнами, украшенными небольшими пенными гребнями. Такие волны, пронизанные лучами света и словно светящиеся изнутри, современники художника называли «волнами Айвазовского».

Линия горизонта делит картину почти идеально на две равные части - снизу бурное море, сверху потемневшее небо, а между ними едва проглядывает сквозь завесу тумана тонкая полоса суши и стремящийся к ней одинокий парус.

Анализ картины

«Черное море» — картина Айвазовского, которая привлекает взгляды непринужденной гармонией и необычайно реалистичной цветовой палитрой. Кроме того что картина композиционно разделена пополам на море и небо, элементы этих двух частей словно отражаются друг в друге.

Темные облака справа сливаются и образуют равносторонний клин с темными волнами бушующего моря. Игра света и тени в картине создает живую композицию, динамичность которой подчеркивается слегка накрененной влево линией горизонта.

Симметричность форм в картине противоположна асимметрии в нанесении цветов: в то время как небо пестрит богатой палитрой оттенков, среди которых лиловый, голубой, лазурный, серый и цвет слоновой кости, раскинувшееся под небом море не может похвастать таким хроматическим разнообразием. Море на картине Айвазовского «Черное море» выполнено в иссиня-зелёных, приглушенных тонах. Картина «Черное море» (Айвазовский мастерски изобразил состояние водной стихии) должна покорять не изобилием деталей и буйством цветов, а реалистичностью, естественной красотой и силой бушующего моря.

Черное море на других полотнах Айвазовского

Черное море было вечной темой Айвазовского и никогда надолго не покидало холсты, над которыми работал великий маринист. Работы художника воспевают красоту, изменчивость и природную силу водной стихии, поэтому не удивительно, что близкое Айвазовскому Черное море показано на его картинах во всем своем разнообразии и непостоянстве.

Спокойное и безмятежное Черное море можно увидеть на картинах «Вход в Севастопольскую бухту» и «Гурзуф», а его воды, пронизанные лучами закатного солнца, запечатлены на полотнах «Вид моря с гор Крыма» и «Закат солнца у крымских берегов». Описание картины Айвазовского «Буря на Черном море» усложняется тем, что в наследии мариниста есть три картины с таким названием.

Айвазовский изображал Черное море в первых лучах восходящего солнца («Восход солнца в Феодосии») и в штормовой ветер («Вид Одессы с моря»). На картинах художника поглощены туманом («Туманное утро») или освещены яркой луной («Феодосия. Лунная ночь»). Каждое изображение Черного моря говорит о том, что художник-маринист Иван Айвазовский бережно хранил его в памяти всю свою жизнь и даже в Италии не переставал писать виды родных берегов.

Сочинение по картине И. К. Айвазовского «Буря на Чёрном море»

Выдающийся русский художник-маринист Иван (Ованес) Константинович Айвазовский создал мно­жество картин, на которых изображено море. Все произведения великого художника завораживают, за­ставляют забыть обо всём, проникнуться величием и силой грозной морской стихии.

Картина «Буря на Чёрном море» была создана в 1873 году. Мы видим страшный шторм. Огромные волны, грозовое небо, затянутое тучами. Морская стихия не на шутку разыгралась. И от этого становится страшно. Невольно задумываешься, насколько безза­щитен человек перед силой грозной стихии. Главной темой картины является разыгравшаяся стихия.

Мы видим корабль, который гибнет в волнах. И это только усиливает впечатление от ярости стихии, её натиска. Каждая деталь картины подчинена основному замыслу художника. Человек бессилен перед неисто­вой стихией. Люди совершенно беспомощны в море, у них практически нет шансов, чтобы спастись. Вот-вот корабль скроется в пучине волн. При взгляде на картину создаётся впечатление, будто отчётливо слы­шен гул ветра. Айвазовский был очень убедителен, когда показывал столь драматическую сцену.

Трагизм художнику удалось подчеркнуть мрачны­ми тонами - серыми, чёрными, синими, зелёными. Такие цвета как нельзя лучше символизируют бурю. На фоне огромных волн корабль кажется таким ма­леньким, хрупким. Творение человеческих рук никак не может соперничать с силой природы. Где-то далеко виднеется город. Он стал бы спасением для людей. Но добраться до города нет никакой возможности.

Мрачное небо кажется продолжением моря. Море и небо словно слились воедино. И от этого карти­на кажется ещё более страшной и величественной одновременно.

Картина «Буря на Чёрном море» не может оста­вить зрителя равнодушным. Айвазовскому было свой­ственно создавать удивительно реалистичные и од­новременно романтичные произведения. Необъятные морские просторы на его полотнах приобретают осо­бый характер. Море может быть спокойным, мирным и безмятежным или, наоборот, грозным, суровым, безжалостным.

Картина «Буря на чёрном море» поистине гран­диозна. Сила и мощь природы противопоставляется слабости и уязвимости человеческой жизни. На мой взгляд, в картине есть мистическая составляющая. Море кажется разумным существом, которое по какой- то причине возненавидело людей на корабле, хочет их уничтожить. Силы людей и моря неравны. Поэтому люди обречены на неминуемую гибель.